12 суеверий о православном крестике. Правда или миф?

Значение и история нательного креста, как правильно его носить
Раздел: Христианская символика

Метка: Крестик

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру.

Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Что такое нательный крестик?

«Оружие на демонов и символ вечной жизни» — так относятся православные христиане к нательному крестику. Его надевают после того как человек трижды окунается в святую воду во время таинства крещения и с него смывается первородный грех Адама. Нательный крест отныне и навсегда говорит единоверцам и ангелам о вере человека, о том, что тот будет жить по заповедям Христа и не является больше на земле ничьим рабом, а чтит только Бога. Священник Анатолий Зыгарь в своих статьях пишет, что нательный крест — символ приверженности Богу, веры и торжества Христа над дьяволом, он помогает в скорбях, укрепляет дух и защищает от козней нечистого.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Краткая молитва Кресту

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Молитва

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: зачем носить крестик, крест на шее, крестик на шее, обязательно ли носить крестик, обязательно ли носить крестик на шее крещеным

Наперстный крест

Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)

Крестик носят на шнурке или на цепочке. Некоторые думают, что их тоже надо освящать, но это ошибка — ни то, ни другое в освящении не нуждается, а выбор зависит от привычек человека.

История и происхождение нательного креста

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение. Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

Нательным крестом называется крест, даваемый каждому православному христианину при крещении. Носится обычно непосредственно на теле (нательный). Может быть металлическим или деревянным (особенно часто — кипарисовым)

. Традиция ношения нательного креста подразумевает его символическое значение: готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Эта традиция не универсальна, хотя в России среди православных носит всеобщий характер. В русской православной традиции на обороте нательного креста часто помещается надпись «Спаси и сохрани».

На Руси нательные кресты фиксируются уже с середины Х века (ещё до официального крещения Руси в 988 году) в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах. Они обнаружены в основном в дружинных погребальных комплексах, что демонстрирует роль дружины в процессах христианизации. Изображение распятия встречается уже на древнерусских нательных крестах, но сравнительно редко.

Старообрядцы категорически отвергают нательные кресты с Распятием, считая, что изображение святого образа уподобляет нательный крест иконе, ношение которой на теле противоречит правилу Василия Великого (см. Номоканон): «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». В то же время в старообрядчестве приветствуется изображение, например, лозы на женском кресте в качестве напоминания о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127:3). В Советском Союзе для многих ношение креста было формой исповедничества. По окончании гонений со стороны государства многие вновь стали носить нательный крест. Ношение креста наряду с иконками, поясами и даже кольцами с текстами молитв, может носить суеверный характер, если носящий воспринимает его как один из возможных оберегов.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Православный крест

Наиболее распространенная форма православного креста – крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

Как правильно носить нательный крестик?

При ношении крестик должен быть обращен распятием наружу

Если он перекручивается, его нужно поправить. Если есть желание носить на шее иконку святого или Богородицы — ее следует совместить с крестиком, а заменять иконкой крест нельзя.

Не носить поверх одежды

Нательный крест следует носить под одеждой. Поверх одежды имеют право носить кресты только священники, да и то лишь в РПЦ. У греков даже священники носят крест под одеждой. Нельзя хвастаться дорогим крестом, показывая его всем, — это признак гордыни и хвастливости. Скрытно крест носят для того, чтобы язычники не могли поругать святыню. Священник из подмосковного села Алексино протоиерей Игорь Фомин считает, что веру надо демонстрировать делами и поступками. Он рассказывает, что прохожие дважды пытались плюнуть на его распятие — однажды это было в Москве, а во второй раз — в Иерусалиме.

Никогда-никогда не снимать?

Если люди другой веры, язычники или атеисты требуют у вас снять крестик, следует оказаться, чтобы не отречься от Христа, — так считает священник Павел Коньков. Он же оговаривается, что в исключительных случаях можно носить его скрытно на теле. Но есть места, в которых действительно приходится снимать с себя святыню — например, во время операции или при обследовании в томографе, где на пациенте не должно быть металлических предметов. В этом случае крест лучше снять либо заранее надеть деревянный крест на шнурке. При операции, считает о. Андрей Ефанов, можно прикрепить крест на запястье или снять его и вручить себя Богу. Это продиктовано безопасностью пациента и не является отречением от Христа. Если же вас просят снять крест на водной горке или в другом увеселительном месте, то следует подумать — а нужно ли вам это увеселение?

Обращаться как со святыней

Освященный крестик — святыня, и к нему не стоит относиться легкомысленно. Нельзя носить его в сумке, в кармане джинсов или на браслете. Если нельзя надеть его на шею, следует прикрепить его с внутренней стороны одежды. Нельзя носить нательный крестик и при этом надевать на себя одежду с эзотерическими рисунками

— сатанинскими звездами, демонами или с символами других религий. Так могут делать лишь несведущие люди. С них по незнанию взятки гладки, а православный человек знает, что в мире истина одна — Христос, и должен свидетельствовать об этом даже своим видом.

Нельзя носить крестик и одновременно надевать эзотерические украшения, значки, броши в виде кабалистических, эзотерических знаков или знаков Зодиака.

Этим православный отдаляет себя от Бога и вручает совершенно иным сущностям.

Много неприятностей доставляют неофитам татуировки, которые они сделали по невежеству. Обычно священники рекомендуют их сводить, а при отсутствии такой возможности — прикрывать одеждой. Татуировка креста на теле никак не заменит ношения освященного нательного креста.

Суеверия — главная ошибка

С крестами невежественные люди связывают много суеверий.

  • Нельзя его дарить (даришь тяжелую судьбу)
  • Нельзя подбирать найденный крест (берешь на себя чужой крест)
  • Нельзя носить крест умершего (сам умрешь)
  • Если крест потемнел — это к болезни: потерянный крест означает грядущую неприятность, а сломанный вообще превращается в «трагедию».

Священник Андрей Ефанов считает, что это — магическое мышление, которое для христианина неприемлемо. Судьба вещи никак не может влиять на жизнь человека, которая находится в руках Божьих.

Если крестик сломался, следует отнести его в починку, а если починить нельзя — то нужно купить другой крестик.

Дарить крестик можно и нужно; освященный на особой святыне крест можно подарить близкому человеку. Крестные могут и должны подарить крестик ребенку-крестнику. Поднять найденный крест следует для того, чтобы распятие не попиралось ногами. Если находка вам по душе и нравится, ее можно освятить и носить, а если крест старый, сломанный, его можно отдать в храм. Так же стоит поступать с крестиками, которые остаются от умерших: их можно носить как память, можно хранить на полке с иконами, а можно унести в храм.

Значение креста нательного

Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение.

Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Можно ли носить два креста?

Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его… Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях. Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф.16:24).

Нательный крест: правила обращения и распространённые заблуждения

Нательный крестик православного христианина должен быть канонической формы (4, 6 или 8 оконечностей) и освященным. Особого канонического учения Церкви о ношении креста не существует. Однако, как уже было сказано, традиционно святыню носят не напоказ, а под одеждой.

Крестик может быть деревянным или металлическим, на верёвочке или цепочке – всё это не имеет значения. Главное, носить его с верой и благоговением. Не принято снимать крест в бытовых обстоятельствах (при купании, переодевании и т.д.). Это допустимо в особых ситуациях, например, во время медицинских процедур. Необязательно всю жизнь носить один и тот же крестик, его можно менять. Также не воспрещается дарить эту святыню и принимать в подарок.

Протоиерей Николай Марковский предостерегает от суеверий, связанных с нательным крестиком. Например, некоторые люди убеждены, что если его уронить или потерять, то это принесёт несчастье. Священник отмечает:

«Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Нельзя придавать этому какое-то значение. Нужно купить в иконной лавке другой. Надень новый и с верой и молитвой носи его».

Если крест на шее потемнел, значит произошёл процесс окисления металла. В этом тоже не следует искать мистики. Другой пример суеверия: якобы нельзя поднимать и, тем более, носить потерянный кем-то крестик. Считается, что это изменит судьбу и «навесит» на человека чужие грехи. Отец Николай напоминает, что в христианстве нет понятий предопределения и судьбы. Человек обладает свободой воли и сам строит свою жизнь. Священник призывает не допускать попирания святыни ногами. Найденный крест следует поднять и отнести храм.

Как приобрести нательный крестик

В нашем магазине Вы найдете хороший выбор нательных крестиков, чёток и другой православной атрибутики
Посмотреть магазин

Добавить комментарий

Людмила | 5е Февраля, 2021 в 14:20

Комментировать

Не так давно занялась поиском крестика, это был подарок на мой День Рождения. Мне хотелось, чтобы он был красивый и радовал свою обладательницу, то есть меня) Откровенно говоря, я его давно присмотрела здесь, но думала, а вдруг найду что-то более интересное? Не нашла) Крестик из дерева кипариса — это самое натуральное и настоящее! Мне нравится, как в нем исполнено ушко, оно не стандартного вида, под стать крестику. То есть все изделие смотрится очень гармонично за счёт этого. Очень довольна, что купила именно его. Советую к покупке!

Кирилл Муромский | 15е Апреля, 2021 в 08:24

Комментировать

Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим! Он — свидетельство о том, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви) . Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза — Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься. Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих) . К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п. Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани» . Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» . Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т. ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный ( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения» . Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь») . Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Костя | 7е Августа, 2021 в 14:08

Комментировать

В детстве меня крестили, мне обязательно носить крестик? Объясните почему его обязательно нужно носить?

Lisa | 1е Мая, 2021 в 05:14

Комментировать

Крестик — знак принадлежности человека к Христовой Церкви. В символической форме нательный крест служит для прославления Искупительной Жертвы Христовой, которую Он принес за нас на Кресте. Также крестик символизирует крестоношение, о котором Сам Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34)…» Носили ли первые христиане нательные кресты? «Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников, а потому у нас очень мало внешних источников, упоминающих этот обычай. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники второго века». Почему апостолы не носили таких крестиков? «…Мы не можем этого с достоверностью утверждать, так как есть свидетельства начала второго века, говорящие о том, что мученики носили изображение креста на груди. В то же время, апостолы не имели надобности носить отличительный знак христианина, так как они всей своей жизнью беспрерывно показывали себя христианами… » Апостол Павел пишет: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего… » (Гал. 6:14). Ап. Павел не гнушается, а хвалится крестом. Фил. 3:18: «Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». В Еф. 2:16

Анастасья | 7е Августа, 2021 в 18:09

Комментировать

Крест запечатлен в сердце крещеного человека. Ношение креста — древняя традиция Церкви. Первые христиане до того как начали носить крестик рисовали себе крест на лбу или носили изображение рыбы -тайный знак. Так они узнавали друг друга. Ведь общение друг с другом — основа Церкви. Христиан гнали и уничтожали. Ношение креста было опасным. Но христиане не поснимали крестов, а наоборот — носили с благоговением и радостью. Многие погибали. Затем наступила победа христианства — и вот ношение креста стало безопасным. Но люди в память о своих мучениках — продолжали носить кресты. Ведь это были их дедушки и бабушки, пра — предки, короче. Сейчас мы так-же в память о гонимой, но вечной Церкви и о Самом Христе носим крестики. Я свой крест ношу, как ключи от дома. Крестившись — я теперь житель Царства Бога. На моей груди — ключи от Дома. Ведь каждому человеку нужен Дом, Родина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]