Суеверия в церкви: во что не надо верить
Автор Дарья Сивашенкова
16.02.2012 16:00 (Обновлено: 22.02.2019 18:02)
Религия » Религии России » Православие
Христианская вера и суеверия совершенно противоположные друг другу понятия. Верующий христианин не обращает внимания на черных кошек, женщин с пустыми ведрами, не боится передать вещь через порог и не стучит по дереву. Но натура человеческая неисправима: даже в церквях обитают суеверия. Мы предлагаем вашему вниманию подборку забавных примет, в которые православному человеку верить не стоит.
Свобода, провозглашенная и дарованная человеку христианством, не каждому оказывается по плечу. Сколько ни учит Библия, что нехорошо христианину веровать во всякие суеверные глупости, сколько ни объясняет, что верующему подобает уповать лишь на волю Божью — натура человеческая не меняется. И суеверия живут и процветают — даже в храмах. Кому не приходилось слышать от чрезмерно «воцерковленных» прихожан и прихожанок, что свечку-де нельзя ставить и передавать левой рукой и нельзя ходить между подсвечником и иконой — «а то боженька обидится».
Что такое суеверие? Не более, чем попытка «зафиксировать» и подчинить себе некий невидимый «духовный» закон, найти прямую и однозначную связь между тем, что происходит сейчас, и будущим. Ведь коли связь найдена — следовательно, можно управлять и контролировать то, что случится в грядущем. Уповать на непостижимую и необъяснимую волю Божью куда сложнее. Проще уж точно знать, что встретить черную кошку — к несчастью, а просыпать соль — к ссоре. То-то хорошо: вроде как не ты виноват, что невежливо поговорил с родным человеком, а просто судьба такая: соль просыпалась. Или зеркало разбилось.
Но считать себя христианином при этом все-таки хочется. Вот и рождаются странные суеверия, слегка «облагороженные» христианским и церковным колоритом и из-за этого имеющие «благочестивый» вид. Так во что же зачастую веруют наши братья и сестры? Попробуем привести примеры, прокомментировать и заодно попытаться понять: откуда растут ноги у «церковных суеверий».
Церковные суеверия
Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?
Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.
Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7, 3, Мф. 15, 3).
Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.
Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3, 5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения – пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».
Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.
Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.
Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.
Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. ( Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.
Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.
К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.
Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.
В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее – вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.
Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.
Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».
Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.
Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.
Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.
Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.
Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.
Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.
Приметы о воцерковлении
Но множество суеверий обнаружилось вокруг крещения. Важно, чтобы в основании нательного крестика не оказалось черепа – ребенок станет несчастливым. И носить его не рекомендуется, потому что потеря крестика – негативная примета. Поднимать найденный чужой крестик тоже нельзя – переймет судьбу другого человека.
В високосный год выбирают крестных из кровных родственников. Но главное не это, важно, чтобы человек искренне любил «духовного» ребенка и не боялся принять ответственность за него. Присутствующие на церемонии гости внимательно следят за воском, что бросают в купель. Когда таковой потонул, младенец проживет недолго.
Имеются предрассудки по поводу поведения малыша во время таинства. Плачет, чихает или старается увернуться – будет жить. Молчит или спит – скоро умрет. По аналогичной причине первые 40 дней жизни младенца никому, кроме родственников, не показывают. Боятся сглаза. В день крестин духовным родителям запрещается подавать милостыню, иначе они через нее растратят жизнь ребенка.
При наведении на человека порчи, ему необходимо «перекреститься» (что сделать невозможно). И взять другое имя, что защитит от колдунов. При выборе святого будьте осторожнее – с причисленным к мученикам станете сталкиваться с проблемами чаще.
Поминальная служба и колдовство
Чтобы творить ворожбу, необходимы церковные атрибуты или то, что к ним приравнивается. Поэтому оккультисты стараются забрать себе воду после обмывания покойника, а также веревки и платки, коими его связывали.
Родственники, согласно суеверию, после выноса тела переворачивают табуретки из-под гроба, чтобы никто из живых случайно не сел. Зеркала завешивают темной плотной материей, чтобы душа покойного не увидела себя. Иначе она останется неприкаянной на земле.
А поминальная служба по живому человеку обязательно станет причиной его гибели. Это яркий пример магической манипуляции. Люди верят, что через церковные таинства возможно добиться определенных эффектов.
Порча и сглаз
Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.
Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.
Можно ли православным верить приметам, связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.
Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям
Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.
Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.
В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие: проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.
Совет. Сходите на исповедь в церковь!
Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.
Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.
Суеверия об иконах
«Этот образок сильный, его обязательно купите в дом» или «Приобретите Семистрельную и повесьте над порогом, она защитит от нечистой силы».
В христианстве нет такого понятия, как «сильная» или «слабая» икона. Поражают претензии, когда владение ликом святого не приносит желаемого эффекта. И объяснить людям, что простого акта приобретения недостаточно для получения помощи, не представляется возможным.
Негативным суеверием считается падение иконы. Его интерпретируют как вестник скорой смерти кого из домочадцев. Но когда образок сорвался, значит, плохо закрепили или поставили. Смысл наличия изображения святого в помещении – возможность смотреть на него во время молитвы. Христианин поставит икону на место и помолится, извинится за халатность.
Отдельная категория примет касается икон на торпеде автомобиля. Считается, что это оберег от аварии. Дремучие предрассудки. Лучшая защита от ДТП – аккуратное вождение, соблюдение правил и уважительное отношение к другим участникам движения.
Есть легенды о святых ликах, что получили удивительную силу благодаря молитвам прихожан. Они верят, что когда прикасаешься к такому предмету, болезни отступают, а судьба поворачивается на 180 градусов. Имеются и определенно странные суеверия. Вроде того, что крестное знамение, молитва и колокольный звон обладают бактерицидными свойствами.
Читайте статью: Можно ли дарить икону.
В какие приметы верят священнослужители
Представители духовенства также не могут до конца избавиться от предрассудков. В селах еще жив обычай открывать Царские Врата, чтобы женщине было легче рожать. Это действие относится к «гомеопатической» магии, наравне с куклами Вуду, големами и прочим. Есть и запрещающие прихожанам причащаться в важные праздники без острой необходимости священники.
Не последнее место в этом ряду занимает геронтомания – поиск волхвов, вещунов или просто старцев, кои жаждут спасти весь мир. А у служителей церкви наблюдается технофобия. Они твердят, что продукты прогресса – мобильные телефоны, компьютеры, банкоматы – бесовские изобретения. Как правило, два этих явления идут параллельно друг другу в одном человеке.
Упоминания заслуживает церковный «национализм». Отдельные священники запрещают читать труды православных священников с иностранными фамилиями – Керн, Мейендорф, Шмеман. Считают эти учения угрозой для веры.
Приметы о свечах в церкви
Чаще люди появляются в священном месте в периоды отчаянья. Когда другие средства испробовали, но проблема осталась. Тогда они покупают толстые свечи, думают, что это указывает на уровень религиозности, а также надеются получить больше внимания от святых, идут в церковь.
Для многих факт зажигания церковной свечи – основной показатель духовности. Они подходят к этому со всем пиететом. Нельзя передавать свечу левой рукой или переставлять горящие. Это вызовет всплеск негативных эмоций или обвинение в колдовстве.
Когда пламя создает дым или гаснет – воспринимают как дурной знак. Но это указывает на одно: свечу изготовили с нарушением технологии. Подобные «страшилки» и агрессия отрицательно сказываются на восприятии церкви.
Откуда появляются церковные приметы
Истинную религию придумать нельзя. Она откровение, что получают от Небесных сфер. Кто делится с людьми подобным знанием и почему – вопросы философский, и ответ на него за время человеческой истории не нашли и выдающиеся теософы.
До появления христианства, монотеистической верой служило иудейство. Но и в нем имелись элементы язычества. Близкая родственница политеизма – магия. Когда пользуются ей, человек ожидает решить собственные проблемы и ничего не отдает взамен.
Магизм подчиняет природу и быт людей, создает ощущение взаимовыгодных отношений. Когда есть возможность получить желаемое легким путем и уйти безнаказанным, человек непременно воспользуется таковым, о душе вспомнит в критический момент неотвратимого правосудия.
Многие люди приходят в храм в поисках магии, не стремятся духовно очиститься и измениться, как требует христианское учение. В этом есть и вина священников. Не все умеют объяснить суть православной веры. Приметы, что связаны с церковью, не имеют под собой никакого основания. Но осознать это тяжело.