Молитва перед облачением в стихарь алтарника


Алтарник — это служитель алтаря

Алтарник или служитель алтаря — так называется мужчина-мирянин, оказывающий помощь священнослужителям в алтаре при совершении богослужений. Этот термин упомянут в Библии (Иоил. 1:13).

Стал общепринятым к концу 20-го века в большинстве европейских епархий Русской Православной Церкви. До этого в древнерусском языке имелось слово «олтарник». Оно обозначало священника или же священнослужителя вообще.


Алтарь храма Успения Божией Матери в г. Ольханск. Алтарник оказывает помощь священнику в алтаре храма при богослужении

В РПЦ принят Типикон, в котором человек, исполняющий обязанности алтарника, называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем.

Под алтарником в древности понимался пономарь, и его обязанности часто исполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на богослужении.

В наше время алтарник выполняет функции священноносца — пономаря и параекклисиарха, а также чтеца — дьячка и псаломщика.

До XIX века словом «алтарник» называли священников.

До XIX века словом «алтарник» назывались сами священники, то есть служители Алтаря Господня. В наше время это лица имеющие постановление от епископа или хиротосию. Если такое посвящение отсутствует, никакое лицо не имеет права надевать одежду алтарника и входить в алтарь.


Алтарники храма пророка Илии в Поречье, с. Ильинское. В РПЦ алтарник называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем

Необходимо отметить, что в наше время должность чтеца и алтарника в крупных приходах существенно различаются. Даже фискальные органы СССР при взимании подоходных налогов, брали налог со ставки чтецов как священников, а с алтарников как с рабочих.

В монастырях обязанности алтарника обычно исполняют по благословению настоятеля определённые для этого монахи. При архиерейском богослужении это иподиаконы.

Раннее христианство

В ранней Церкви, прежде чем кто-то мог стать алтарником, его нужно было постричь. В настоящее время во многих местах нет необходимости быть постриженными до того, как кому-либо разрешат служить, так как постриг должен выполняться епископом или священником более высокого ранга. Алтарник и его функции, описанные выше, на самом деле практически не изменились за 2000 лет существования христианства и слабо различаются в различных церквях. В некоторых традициях, таких как греческое православие или мельникский католицизм, обычаи допускают, чтобы постриженные алтарники также жили в арарионе, носили символы в виде креста на спине, как у подпольякона, но с концами, висящими параллельно спереди. В русском православии, однако, орарион обычно не носят алтарники, а только должным образом рукоположенные иподиаконы и дьяконы.

Стать алтарником может любой мирянин

Многие верующие спрашивают: как стать алтарником в храме? Прежде всего, для этого необходимо понимать всю важность такого служения.

Дело в том, что с богословской точки зрения алтарник, как и все прочие служители Алтаря является образом горнего мира или Царства Божия.

В процессе своего послушания он подобен Ангелам и сослужит Христу Спасителю для спасения людей (в первую очередь представителей местной церковной общины) от греха.


Алтарница храма Преображения Господня в Богородицком схимонахиня Григория (Биллим). Обычно алтариник это мужчины, но в некоторых случаях это послушание может исполнять женщина

Обычно на должность алтарника избираются мужчины-миряне. В годы Советской власти, когда алтарники были в дефиците, допускалась постановка на эту должность женщин. Кроме того, для получения священнического звания прохождение послушания алтарником обязательно.

В СССР иногда в алтарники поставляли женщин из-за дефицита верующих мужчин.

Так как алтарник допущен в Алтарь, он должен быть человеком высокой нравственности, вести духовную жизнь.

Дело в том, что, не имея внутреннего молитвенного делания и не борясь со своими страстями, прислуживать у престола Божьего невозможно.

Кроме того, алтарник должен быть смиренен, внимателен, ответственен, чистоплотен.

Видеофильм: Человек перед Богом. Богослужение. В фильме рассказывается о православном богослужении.

Алтарник не священник, но он обязан знать богослужебный устав, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви.

В обязательном порядке он должен знать церковную грамоту: устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви.

Алтарник не священник, но должен вести с мирянами в храме подобающим образом. В некоторых храмах, перед тем как поставить мирянина в алтарники, архиереи просят кандидата сдать им небольшой экзамен.

В католичестве

Практика, подтвержденная Папой Бенедиктом XIV в 1775 году об исключении женщин из служения священнику на праздновании мессы, в настоящее время не соблюдается. В 1994 году Конгрегация божественного поклонения и Дисциплина таинств разъяснила, что в соответствии с пересмотром Кодекса канонического права 1983 года служение на алтаре должно считаться одной из литургических функций (лектора и кантора), которая, согласно канону 230 § 2 Кодекса канонического права 1983 года, может выполняться людьми обоих полов.

В то же время Конгрегация указала, что этот канон Кодекса Канонического права является только разрешительным и не обязывает допускать женщин-алтарниц, должностные обязанности которых, в сущности, ничем не отличаются от функций мальчиков-алтарников. В 2006 году единственная американская епархия, которая исключала женщин из службы на алтаре, была в Линкольне, штат Небраска. Даже там, где епископ не ограничивает разрешение, предоставляемое общим каноническим правом, священник, ответственный за церковь, не обязан его соблюдать. Традиционалистские католические группы, такие как ФССП и Институт Христа Царя и некоторые отдельные священники, например, этого не делают.

Алтарники поставляются архиереем и носят стихарь

Алтарник, согласно 69-му правилу VI Вселенского Собора, поставляется архиереем по чину чтеца. Кроме того, это может быть сделано по чину свещеносца.

Существующая практика в РПЦ, когда послушание алтарником в конкретном храме несётся по благословению его настоятеля, оправдывается 14 правилом VII Вселенского Собора.

Так как он участвует в богослужении в качестве чтеца, кандидат на эту должность должен иметь голосовые и музыкальные данные.


Православный стихарь. В большинстве случае алтарник носит стихарь, но иногда он может одеться просто в строгую, скромную одежду

В большинстве случаев алтарник одевается в стихарь. Это богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Стихарь пономаря прямой, длинный с широкими руками. Обычный цвет его белый.

В некоторых случаях стихарь надевают на подрясник. При этом существует негласное правило, согласно которому носить подрясник можно только тем, кто имеет на это благословение архиерея.

Возраст алтарника

Минимальный возраст зависит от местных обстоятельств, но мальчики должны быть достаточно зрелыми, чтобы выполнять свои обязанности, не нарушая святости алтаря. Хотя в Северной Америке для мальчиков принято выступать в качестве алтарников в церкви, в некоторых местах эта практика практически неизвестна, и эти обязанности выполняются взрослыми мужчинами. В других обителях, где алтарники традиционно являются мальчиками, взрослые мужчины не допускаются к этой роли.

Некоторые же святыни предусматривают тот факт, что мальчикам не разрешено служить на алтаре по достижении подросткового возраста на том основании, что молодой человек уже недостаточно молод, чтобы служить на алтаре.

Обязанности алтарника чрезвычайно разнообразны — 5 частей

Обязанности пономаря-алтарника весьма разнообразны. Их можно условно разделить на пять частей:

  1. Подготовительные работы перед богослужением. Сюда входит: подготовка одежд для священников и диаконов, возжигание лампад на иконостасе и в алтаре. Кроме того, алтарник готовит перед литургией кадило, просфоры, вино, воду, теплоту, свечи, стол и т.д.
  2. Участие в богослужении в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов пономарь-алтарник несёт свечу, а иногда и кадило. Кроме того, он также подаёт всё необходимое в нужный момент при богослужении священнослужителям, звонит в алтарный колокол.
  3. Участие в качестве чтеца в богослужении. Алтарнику необходимо знать повечерие, часы, полуношницу, изобразительны для чтения их во время вечерни и утрени, а также канон, кафизмы шестопсалмие и т.д. Ему также могут доверить чтения Апостола на литургии.
  4. Певчий, звонарь и иные функции. Прочитать записку и синодник во время причащения мирян, подать священнику плат для оттирания уст.
  5. Уборка в алтаре.


Уборка алтаря домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. Ломоносова. Уборка в алтаре — одна из основных обязанностей алтарника
Таким образом, проходя послушание в Алтаре, мирянин в совершенстве изучает особенности порядок богослужения в православной церкви. Именно поэтому послушание алтарника — это обязательная ступень для рукоположения в священники.

Субординация и запреты

Алтарники, независимо от возраста и пола, подчиняются всем нормальным ограничениям, накладываемым на священнослужителей низкого сана. Любой, кто кровоточит или имеет открытую рану, не может подойти к алтарю. Они не могут прикоснуться к алтарному столу или чему-либо на нем ни при каких обстоятельствах без благословения. Они не могут трогать священные сосуды, чашу и все остальное. Они не могут стоять прямо перед алтарным столом или проходить между ним и иконостасом, но должны пересекать алтарь, если им нужно переместиться на противоположную сторону. Контроль за дисциплиной среди «алтарных мальчиков» входит в обязанности старшего алтарника.

Во время богослужения алтарник совершает более 25 действий

Обязанности алтарника на литургии весьма обширные. Примерное их число составляет 25. Например, он должен затеплить лампады и приготовить вино. Приготовление вина заключается в пробе не скисло ли оно. Кроме того, им приносятся записки в алтарь.

Поминания читаются по благословению священника во время промискомидии, а также в свободное время до Херувимской молитвы.

Видеофильм: Литургия с пояснением Святых Отцов. В фильме рассказывается порядок богослужения и о обязанностях участвующих нём алтарников.

В конце промискомидии необходимо подать кадило для кажения по знаку священника. Для этого его поднимают правой рукой. Левая рука держит при этом нижнюю чашку так, чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем опускается чашка для кажения большого покровца. После этого нарезается антидор.

Примерное число обязанностей алтарника во время богослужения равно 25-ти.

После начала кажения пономарь должен открыть завесу над царскими вратами и закрыть её после Великого выхода. Перед началом литургии он включает паникадило.

Во время Малого входа, перед тем как начнут петь 3 антифона, пономарем зажигается пономарская свеча на горнем месте. Сам алтарник становится рядом со свечёй.


Паникадило в храме во имя Преображения Господня в Ново-Валаамском монастыре. Алтарник перед началом литургии зажигает или включает паникадило

Во время пения «Блаженни милостивии» алтарник-пономарь синхронно креститься и кланяется священнику. Далее проходят после священника от престола к горнему месту и кланяются ему.

Походят со свечой к северной двери алтаря и после того, как священник пройдёт горнее место, открывают их и дают ему выйти.

После получения благословления от священника, алтарник входит в южные врата, помещает свечу обратно на горнее место. После того как он покреститься и поклонится священнику, свеча тушится.

Канонические тонкости

Перед тем как приступить к своим обязанностям, алтарник должен сложить свой стихарион и принести его священнику, чтобы он его благословил. Священник благословляет и кладет руку на сложенный стихарион. Алтарник целует руку священника и крест на облачении. Любой алтарник, который не был пострижен, должен убрать стихарион, когда он получает Святое Причастие, потому что все священнослужители, независимо от сана, получают Причастие в соответствии с их порядком в Церкви. Перед своим уходом со службы он должен получить благословение священника, ведь следование всем формальностям тоже входит в обязанности алтарника.

Алтарник участвует в церемонии апостольских чтений

Во время апостольских чтений алтарник также прислуживает священнику. Когда поют Трисвятого, он держит перед собой Апостол вертикально, берёт благославение и со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» выходит.

Во время чтения Апостола прислужнику необходимо подать кадило.

Видеоролик: Чтение Апостола. Автор снял процесс чтения Апостола алтарником во время богослужения.

Когда поётся 1 стих Аллилуария ему необходимо вынести свечу на амвон. После Малого выхода свеча оставляется горящей перед иконой Спасителя. После того как 1й стих прочитан, свеча ставится перед амвоном. После чтения священником Святого Евангелия, свечу заносят в алтарь и гасят.

В том случае, когда произносится сугубая и заупокойная екетиния, алтарник распределяет заказные поминания между служащими литургию священнослужители. Если имеется заупокойная ектенья, необходимо подать кадило.

Дело в том, что священник при этом действии совершает каждение престола, находясь спиной к открытым царским вратам.

Женский вопрос

В общем и целом, женщины не служат на алтаре, кроме женских монастырей. В этом случае они не получают клерикального пострига (хотя они должны быть постриженными монахинями) и не облачаются в стихарион, но продолжают посещать службы и служат на некотором расстоянии от фактического стола алтаря. Обычно в алтаре могут служить только старшие монахини.

Великий вход — самая ответственная для алтарника часть богослужения

После того, как священник прочитает тайную молитву «Никто же достоин…», пономарь подаёт ему кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока он кадит иконостас на солее необходимо зажечь свечу. После окончание каждения требуется забрать кадило.


Благословение на чтение книг во время богослужения. Перед чтением богослужебных книг каждый раз алтарник должен получить на это благословение священника

Далее, когда священник 3 раза прочтёт «Иже херувимы» алтарник подходит к жертвеннику с кадилом. Оно отдаётся священнику. В том случае, когда пономарь участвует в богослужении один, он забирает кадило в правую руку, а в левую берёт свечу.

После этого он выходит на солею и становится перед амвоном. Как только священник ставит Дары на престол, алтарник входит в алтарь, ставит и гасит свечу, подаёт высоко кадило для кажения покрова.

Если алтарник участвует в богослужении один, он держит кадило в правой руке.

На возглас «Возлюбим друг друга» подходят к завесе для её открытия. При возгласе «Двери, двери», открывают завесу. Во время пения «Символа веры» алтарник кипятит чайник.

После освящения Святых Даров при пении «Тебе поём…» алтарник совершает земной поклон и подаёт священнику кадило для кажения Святых Даров.


Чайник для кипятка, используемый при богослужении. Подать его священнику — одна из обязанностей алтарника

Далее закрывается завеса и священнику подносится на подносе чайник с кипятком. Сразу же ставится свеча перед Царскими вратами.

В качестве чтеца алтариник, по окончании пения, читает молитвы ко Святому Причастию. Потом по знаку священника открывает завесу и переставляет свечу к иконе Спасителя.

Он также держит плат и вытирает уста причастникам. В том случае, когда Святые Дары попадают на плат, в задачу алтарника входит не допустить их падения на пол. После того как миряне причастятся, ему необходимо подать кадило для кажения престола. Позже кадится жертвенник.


Предметы, используемые в богослужении. Алтарник обязан в совершенстве знать их назначение

В заключительной части богослужения пономарь зажигает свечу на жертвеннике. Потом он забирает кадило и снова подаёт его священнику перед жертвенником. Перед переносом Святых даров свеча с амвона уносится, а антидор раздаётся.

Алтарником читаются благодарственные молитвы, священнику подаётся чайник с тёплой водой для замывки Чаши.

Суть такова

Термин «алтарник» иногда применяется к алтарным служителям, но в более точном смысле он означает «установленный помощник». В «Общей инструкции римского миссала» термин «алтарник» трактуется как отличный от термина «служитель», обязанности алтарники при этом тоже отличаются.

Если священник проводит мессу, в которой конгрегация ему не помогает, он не должен делать этого без алтарника, за исключением крайней необходимости.

В отсутствие установленных помощников некоторые из их функций на мессе могут выполняться алтарными служителями.

В обязанности алтарника входит хранение литургических книг для священника, когда он не находится у алтаря и читает главные молитвы. Они приносят и хранят такие вещи, как книги, сосуды, воду и полотенца-лавабы, сосуды для хранения освященного хлеба и микрофоны.

Как правильно подать кадило священнику можно узнать на сайте Братия алтарники

Братия алтарники — сайт о христианстве в современном мире

Так как послушание алтарника это тяжелая физическая и духовная работа, в помощь пономарям создан сайт Братия алтарники.

На сайте можно найти, в том числе, Практическое руководство для алтарников. Братия алтарники расскажет, например, о том, как правильно подавать кадило священнику. Для этого необходимо правой рукой удерживать кольцо, а левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.


Подача кадила священника также обязанность алтарника. Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола

Также алтарник обязан очень внимательно следить за тем, чтобы кадило не тухло. Для этого необходимо заранее подготовить уголь для него. Кадило подаётся священнику или служащему диакону с правой стороны святого престола.

Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола.

Руководство алтарника, также может уберечь пономаря от фатальных ошибок. Оно напомнить ему о том, что касаться престола и жертвенника запрещено всем, кроме священника.

Кроме того, такой запрет также распространяется на проход между престолом и Царскими вратами. Выходить и входить через врата не священнику также строжайше запрещено.

В церкви поведение алтарника должно быть скромным. Как этого добиться и как соблюсти всем требования, предъявляемые к пономарям, можно обсудить на форуме сайта. Например, здесь можно уточнить порядок чтения молитв или же узнать иные аспекты богослужения.

Видеоролик: О болтовне в алтаре. Священник Максим Каскун. Автор рассказывает о правилах поведения алтарников в алтаре, указывая на скромность и сдержанность их полведения.

В любом случае, алтарник должен активно общаться с настоятелем храма и архиереем, поставившим его. Дело в том, что в том или ином приходе могут существовать свои традиции и тонкости богослужения. Знать о них может только клир.

Если же алтарник забудет об этом, он рискует попасть в очень сложную ситуацию, нарушив весьма строгие правила богослужения. Далее последует наказание, которое на него возложит архиерей или настоятель храма.

Подготовка даров

Один или несколько алтарников, обязанности которых включают любую работу в церкви, способствующую помощи в организации алтаря священника (в служении мессы без участия дьякона священник выполняет функции, назначенные диакону). Если, насколько это уместно, хлеб и вино для мессы представлены верующими, алтарники помогают священнику или диакону, который получает эти и, возможно, другие дары, нести их и раскладывать в нужные места, например в жертвенник. Они подают кружки вина и воды священнику или дьякону, чтобы тот вливал их в чашу.

Если используются благовония, алтарник подает их священнику, который освящает дары, крест и жертвенник, после чего дьякон или алтарник благословляют священника и людей. Когда священник моет руки после этой процессии, стоя сбоку от алтаря, алтарник наливает ему воду.

В англиканстве

В англиканских церквях, таких как Англиканская церковь Великобритании, Епископальная церковь Соединенных Штатов, Церковь Уэльса, шотландская епископальная церковь, алтарники часто называются помощниками и могут быть как любого пола, так и любого возраста (хотя обычно не моложе десяти лет).

Алтарник, его обязанности, форма и статус различаются в разных церквях. Тем не менее у англикан (как у католиков и православных) он может помогать в богослужении, неся крест во время процессии, зажигая свечи, держа книгу Евангелия, держа свечи или «факелы», помогая диакону или священнику, размахивая кадилом или распыляя ладан, вручая тарелки для приема причастия и выполняя многие другие задачи, которые, по мнению священника или помощника, нужно выполнять.

В англо-католических церквях помощники обычно носят рясу и коту. Пояс может представлять собой скрученную веревку с узлами на концах, закрепленную вокруг талии. Пояс может быть белого или черного цвета. Ношение крестов или других специальных штифтов или символов является прерогативой каждой отдельной церкви.

В некоторых более «традиционных» приходах алтарники оцениваются по мере того, как они развивают свои способности служить: стажеры, младшие помощники, старшие помощники и заслуженные помощники. В других случаях функции помощников выполняются без облачений лицами из прихода, не имеющими формального образования, опыта и подготовки.

Молитва алтарника (святочный рассказ)

В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал:

Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет, – никакого праздничного настроения.

Правда твоя, – поддакивал ему настоятель собора, – в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь.

Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил:

А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко.

Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он осмелел? Тот сразу и заробел:

Простите, отцы, это я так просто подумал, – и быстро юркнул в «пономарку».

Молитва алтарника Валерка

Но что-то вспомнив, он нахмурился и, решительно встав, направился опять к иконе «Скоропослушница». Подойдя, он со всей серьезностью сказал:

Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон – добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снега нет к Рождеству.

Дворник Никифор, тот почему-то, наоборот, радуется, а протодиакон вот расстроен. Хочется ему помочь. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с Тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и Сама его любишь.

Ведь он так красиво поет для Тебя «Царице моя Преблагая…».

Валерка закрыл глаза, стал раскачиваться перед иконой в такт вспоминаемого им мотива песнопения. Потом, открыв глаза, зашептал:

Да он сам бы пришел к Тебе попросить, но ему некогда. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж Сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал.

Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын. Если бы у меня мама чего попросила, я бы с радостью для нее сделал. Правда, у меня ее нет, все говорят, что я – сирота.

Но я-то думаю, что я не сирота. Ведь у меня есть Ты, а Ты – Матерь всем людям, так говорил владыка на проповеди. А он всегда верно говорит. Да я и сам об этом догадывался. Вот попроси у меня чего-нибудь, и я для Тебя обязательно сделаю.

Хочешь, я не буду такое дорогое мороженое покупать, а куплю дешевенькое, за девять копеек – молочное.

Он побледнел, потупил взор, а потом, подняв взгляд на икону, решительно сказал:

Матерь Божия, скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а Ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного.

Валерий встал и пошел к свечному ящику, полный решимости. Однако чем ближе он подходил, тем меньше решимости у него оставалось.

Не дойдя до прилавка, он остановился и, повер­нувшись, пошел назад, сжимая во вспотевшей ладони оставшуюся мелочь. Но, сделав несколько шагов, повернул опять к свечному ящику.

Подойдя к прилавку, он нервно заходил около него, делая бессмысленные круги. Дыхание его стало учащенным, на лбу выступила испарина. Увидев его, свечница крикнула:

Валерка, что случилось?

Хочу свечек купить, – остановившись, упавшим голосом сказал он.

Господи, ну так подходи и покупай, а то ходишь, как маятник.

Валерка тоскливо оглянулся на стоящий вдали киот со «Скоропослушницей». Подойдя, высыпал мелочь на прилавок и осипшим от волнения голосом произнес:

На все, по десять копеек.

Когда он получил семь свечей, у него стало легче на душе.

Молитва на одеяние стихаря

19 сентября Православная церковь отмечает день алтарника или день пономаря. Сегодня мы хотим подробнее Вам рассказать об этом дне и поведать о том, кто такой алтарник.

– Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).

Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).

Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.

Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.

Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.

– Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).

Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.

– Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.

Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.

При Пасхе – радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников – цвет крови мучеников.

– Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).

Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник “Вход Господень в Иерусалим”, День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.

– Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.

Цвет поста и покаяния. Великий пост.

Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Пример: праздник пророка Илии – служится в золотом (жёлтом) облачении.

Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе “Воскресная школа” на страничке “О церковном облачении”.

Суточный круг Богослужений.

Обращаем Ваше внимание на то, что ссылки на нашем сайте бордового цвета и без подчёркивания — для уточнения наведите курсор на текст.

Обязанности алтарника

1. П ономарь обязан придти в храм до богослужения, что бы подготовть всё нужное для богослужения.

Предлагаем ознакомиться: Святой тадей молитва девятница

2. П ономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.

3. П режде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.

4. П еред вечерней службой проверяется всё облачение алтаря и священническое, если нужно меняется на нужный цвет. Алтарник меняет только Завесу, Нааналойники (если они есть), готовит воздухи и покровцы нужного цвета, а так же готовит священническое облачение нужного цвета и себе тоже меняет стихарь на нужный цвет.

5. Д о начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.

6. П риготовить Богослужебные просфоры, их должно быть 5 (Агничная – самая большая, Богородичная – с изображением Богородицы, Девятичастная – тоже большая и ещё две заздравная и заупокойная (они бывают поменьше). Более подробно о просфорах можно посмотреть на странике “Проскомидия” //hramiliya1787.ru/index.php?page=proskomidiya .

7. П риготовить вино для Литургии (если вино только что открытое, то необходимо влить в него немного св. воды , если священник сам будет это делать значит нужно приготовить св. воду в ковшике) .

8. П роверить все свечи используемые для Богослужения (чтобы у всех были обозжённые фитильки).

9. К адило подаётся диакону или священнику всегда готовое. ( Дьякону десница (рука) не лобызается (не целуется) ). Г отовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый) .

10. Н еобходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.

11. К адило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.

12. О ткрытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари). Предлагаем ознакомиться: молитва пантелеймону целителю

13. З аписки читать с усердием и благоговением после благословения священника. После прочтения записки складывают перевёрнутыми, дабы было понятно, что они прочитаны.

14. С одержать умывальные приборы в чистом и опрятном виде, полотенце своевременно менять.

15. С тарший пономарь следит за наличием запасов кадильного угля, ладана, лампадного масла и пр., что необходимо для богослужения. Заранее сообщает настоятелю о необходимости пополнения запасов.

16. С воевременно готовить и менять облачение священников, алтаря и покровцы.

17. С воевременно менять или выкладывать праздничную икону в храме.

18. П еред большими празниками обычно совершается “генеральная” уборка, к которой добавляется чистка семисвешника, подсвечников, кадила, паникадила, замена свечей подготовка облачения для алтаря и плюс простая уборка.

С тихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей.

По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков – это верхнее богослужебное облачение, для священников и епископовстихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов.

На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу.

Б лагословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения.

Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: “Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей”, затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.

Складываем стихарь

1. Укладываем стихарь на спину с развёрнутыми рукавами.

2. Склдываем левую сторону стихаря от плеча на право (стороны приведены условно, это не принципиально).

Предлагаем ознакомиться: Молитва на Троицкую родительскую субботу

3. Складываем рукав пополам.

4. Складываем правую сторону на лево.

5. Складываем рукав.

6. Складываем сложенный стихарь пополам (подол к воротнику).

7. Складываем ещё раз попалам. Получается вот так.

8. Переворачиваем стихарь воротником вверх. Можно брать и идти под благословение. После благословения лобызается (целуется) крест на спине и благоговейно одевается.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины.

Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый).

Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

П одрясник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д.

Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Благословение на ношение подрясника можно взять у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

Источник: //122plus.ru/molitva-odeyanie-stikharya/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]