О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных


Молитва – связь человека и Бога

Митрополит Иларион (Алфеев) в «Катехизисе» определяет молитву как общение человека с Богом, взаимное движение навстречу. Искренняя, сердечная молитва всегда принесёт плоды. Ответ может быть дан в самых разных формах. Но настоящий христианин с радостью принимает святую волю Бога и вверяет Ему свою жизнь. Молитва святому Уару — одно из проявлений такого доверия Творцу.


Святой мученик Уар (православная икона)

В Православии есть общепринятые молитвенные тексты, которые столетиями используются верующими. Однако Богу можно молиться и своими словами, на русском языке. Главное, делать это с верой и благоговением. Мы можем возносить Всевышнему молитвы, прося помощи в борьбе с грехами, в различных жизненных ситуациях. Можем оплакивать молитвой свои грехи, выражать надежду на Божью милость.

Также в молитве благодарят Бога за Его благодеяния или же просто радостно возносят Ему хвалу. Мотивы обращений к Господу могут быть самыми разными. Но всех их объединяет одно – любовь ко Всевышнему, желание услышать, ощутить Его в своей жизни. Об этом нам говорит и апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Бог всегда рядом, и Он слышит нас.

Особое место в христианской жизни занимает молитва о других людях: живых и умерших. Мы просим Бога, чтобы Он помогал нашим детям, родителям, родным и близким. Мы призваны также, подражая Христу, молиться за своих врагов и обидчиков и таким образом побеждать зло добром. Молитва за души усопших важна тем, что сами они уже не могут повлиять на свою загробную участь. Покаяние, изменение души было возможно для них лишь при жизни. Но живые могут вымолить у Бога милости и даже прощение для своих умерших близких.

Иконография

На иконах Уара пишут молодым человеком в одежде римского воина – поясно или в рост. В руках святого крест – символ мучений и смерти за веру. С крестом изображают тех, кто, подобно Христу, претерпел муки, но не отрекся от Господа. Красный цвет одежды на иконе напоминает о пролитой крови и обретенной святости.

Вокруг святого на иконах нередко изображают лики 7 христианских учителей Уара, которые помогли ему обрести смелость, выдержать испытания, молитвами поддерживали во время истязаний.

В Архангельском соборе бережно хранится почитаемая икона святого, явившая немало чудес исцеления. На иконе 18 века святая Клеопатра стоит в молитве на коленях, перед нею мученик Уар, держащий Иоанна на руках.

Можно ли молиться за некрещеного человека

Протоиерей Владислав Цыпин отмечает, что усопшие христиане при жизни святым Крещением вошли в лоно Церкви. А значит, они остаются её членами и после смерти. Поэтому Православная Церковь продолжает возносить молитвы за души почивших христиан. Молиться же за некрещёного человека Церковь не может, поскольку он не принадлежал ей. Протоиерей Сергий Васин указывает на то, что «нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти». По словам протоиерея Димитрия Струева, молитва Церкви за людей, которые её не признавали и не желали быть её частью, была бы «насилием над их волей и свободным выбором».

Как поминать некрещёных усопших? За таких людей просить у Бога милости можно и нужно. Но не в церковной, а в частной молитве. Да, некрещёных нельзя отпевать, и родственники таких усопших опечалены этим запретом. Однако, отмечает Димитрия Струева, отпевание нельзя воспринимать как необходимую для «прохода в рай» процедуру. Если человек не отпет, это не означает, что он автоматически лишён Царствия Небесного. Только Бог будет решать участь такого человека. И мы знаем, что велико милосердие Господа.

К тому же далеко не всегда отсутствие Крещения является результатом свободного выбора человека. Причиной этого могут быть самые разные обстоятельства. Например, в 20 веке множество людей не было крещено из-за гонений на Церковь. Души усопших нуждаются в нашей молитвенной помощи. Поэтому Церковью благословляется домашняя, личная молитва за некрещёных людей.

Самым кратким вариантом келейной молитвы об усопших является «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего (имя)». Новомученик епископ Афанасий (Сахаров) в труде «О поминовении усопших по Уставу православной Церкви» пишет, что смиренное домашнее поминовение некрещённых

«будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».

Также для келейного поминовения усопших может использоваться и молитва мученику Уару.

^ О канонической недопустимости церковного поминовения неправославных

Кано­ни­че­ское созна­ние древ­ней Церк­ви совер­шен­но не допус­ка­ло молит­вен­но­го обще­ния с ере­ти­ка­ми, иуде­я­ми и языч­ни­ка­ми. Такой запрет на молит­вен­ное обще­ние отно­сил­ся как к живым, так и к умер­шим. Как спра­вед­ли­во отме­тил про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин, «усоп­шие хри­сти­ане оста­ют­ся чле­на­ми Церк­ви, и поэто­му Цер­ковь воз­но­сит за них свои молит­вы как и о живых сво­их чле­нах», поэто­му «Цер­ковь может, конеч­но, отпе­вать лишь тех, кто при­над­ле­жит лишь ей» [15, c. 322].

Нагляд­но пока­зать это мож­но, срав­нив выше­при­ве­ден­ные цита­ты из неустав­но­го кано­на муче­ни­ку Уару с цер­ков­ным кано­ном из служ­бы Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­бо­ты, поме­щен­ной в Цвет­ной Три­о­ди. В этом бого­слу­жеб­ном после­до­ва­нии бук­валь­но в каж­дой песне кано­на отме­ча­ет­ся, что поми­на­ет Цер­ковь лишь кре­ще­ных пра­во­слав­ных людей, в вере и бла­го­че­стии окон­чив­ших свою зем­ную жизнь.

«Вси помо­лим­ся Хри­сту, тво­ря­ще память днесь от века мерт­вых, да веч­на­го огня изба­вит я, в вере усоп­шыя, и надеж­де жиз­ни веч­ныя» (Песнь 1).

«Види­те, види­те, яко Аз есмь Бог ваш, пра­вед­ным судом водру­зи­вый пре­де­лы жиз­ни, и в нетле­ние от тли при­ем­ляй вся, усоп­шыя в надеж­ди веч­на­го вос­кре­се­ния» (Песнь 2).

«Прис­но­мут­ное жития море пре­плыв­шыя Хри­сте, в нетлен­ное тво­е­го жития спо­до­би при­ста­ни­ще при­те­щи, пра­во­слав­ным жити­ем окорм­лен­ныя» (Песнь 3).

«Отцы и пра­от­цы, деды и пра­де­ды, от пер­вых и даже до послед­них, во бла­го­за­ко­нии умер­шыя и бла­го­ве­рии, вся помя­ни Спа­се наш» (Песнь 4).

«Огня прис­но­па­ля­ща­го, и тмы несве­ти­мыя, скре­же­та зуб­на­го, и чер­вия без­ко­неч­но муча­ща­го, и вся­ка­го муче­ния изба­ви Спа­се наш, вся вер­но умер­шыя» (Песнь 5).

«От века яже при­ял еси вер­ныя Боже, род вся­кий чело­ве­че­ский, спо­до­би во веки с слу­жа­щи­ми Ти сла­ви­ти Тя» (Песнь 6).

«В страш­ное Твое при­ше­ствие, Щед­ре, одес­ную овец Тво­их поста­ви, пра­во­слав­но Ти в житии послу­жив­шыя Хри­сте, и пре­став­ль­шы­я­ся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокру­ши­вый пер­вее сень смерт­ную, воз­си­яв яко солн­це из гро­ба, сыны вос­кре­се­ния Тво­е­го сотво­ри, Гос­по­ди сла­вы, вся умер­шыя в вере, во веки» (Песнь 8).

«Вся­кий воз­раст, стар­цы, и юныя мла­ден­цы, и дети, и ссу­щыя мле­ко, муже­ское есте­ство и жен­ское, упо­кой Боже, яже при­ял еси вер­ныя» (Песнь 9).

В бого­ро­дич­ных тро­па­рях этой служ­бы, в отли­чие от неустав­ной служ­бы муче­ни­ку Уару, Цер­ковь испра­ши­ва­ет хода­тай­ство у Пре­чи­стой Девы Марии лишь за вер­ных: «Струи живыя источ­ник запе­ча­тан­ный, пока­за­ла­ся еси Бого­ро­ди­це Дево, без мужа бо Гос­по­да рожд­ши, без­смер­тия вер­ныя напо­я­е­ши водою во веки» (Песнь 8).

Про­стран­ные и раз­вер­ну­тые про­ше­ния об усоп­ших чита­ют­ся по Уста­ву на вечерне под День Свя­та­го Духа – в осо­бен­но­сти в тре­тьей коле­но­пре­кло­нен­ной молит­ве, поме­щен­ной в Цвет­ной Три­о­ди. Но и в этой все­о­хват­ной молит­ве упо­ми­на­ют­ся исклю­чи­тель­но пра­во­слав­ные хри­сти­ане: «Услы­ши нас моля­щих­ся Тебе, и упо­кой души рабов Тво­их, преж­де усоп­ших отец и бра­тий наших, и про­чих срод­ник по пло­ти, и всех сво­их в вере, о них­же и память тво­рим ныне, яко в Тебе всех дер­жа­ва, и в руце Тво­ей содер­жи­ши вся кон­цы зем­ли».

Соглас­но Слу­жеб­ни­ку, на про­ско­ми­дии совер­ша­ет­ся поми­но­ве­ние «о всех в надеж­де вос­кре­се­ния жиз­ни веч­ныя и Тво­е­го обще­ния усоп­ших пра­во­слав­ных». В чино­по­сле­до­ва­нии евха­ри­сти­че­ско­го кано­на литур­гии свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста содер­жат­ся сле­ду­ю­щие сло­ва: «Еще при­но­сим Ти сло­вес­ную сию служ­бу о иже в вере почив­ших… и о вся­ком Дусе пра­вед­ном в вере скон­чав­шем­ся», а так­же про­ше­ние: «И помя­ни всех усоп­ших о надеж­ди вос­кре­се­ния жиз­ни веч­ныя». На литур­гии свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го пред­сто­я­тель молит­ся подоб­ным обра­зом: «Да обря­щем милость и бла­го­дать со все­ми свя­ты­ми от века Тебе бла­го­уго­див­ши­ми… и со вся­ким духом пра­вед­ным в вере скон­чав­шим­ся», и в завер­ше­ние: «И помя­ни всех преж­де усоп­ших о надеж­де вос­кре­се­ния жиз­ни веч­ныя» [11]. О неве­ру­ю­щих ни св. Иоанн Зла­то­уст, ни св. Васи­лий Вели­кий молитв не воз­но­си­ли, памя­туя сло­ва еван­гель­ские: иже веру имет и кре­стит­ся, спа­сен будет, а иже не имет веры, осуж­ден будет (Мк.16:16).

Свя­тые Отцы посту­па­ли в пол­ном соот­вет­ствии с уче­ни­ем апо­столь­ским: Кое бо при­ча­стие прав­де и без­за­ко­нию, или кое обще­ние све­ту ко тме, кое же согла­сие Хри­сто­ви с вели­а­ром, или кая часть вер­ну с невер­ным, или кое сло­же­ние Церк­ви Божи­ей со идо­лы? (2Кор.6:14–16).

* * *

Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) писал: «Наши молит­вы могут дей­ство­вать непо­сред­ствен­но на души скон­чав­ших­ся, если толь­ко они скон­ча­лись в пра­вой вере и с истин­ным рас­ка­я­ни­ем, т.е. в обще­нии с Цер­ко­вью и с Гос­по­дом Иису­сом: пото­му что в сем слу­чае, несмот­ря на види­мое уда­ле­ние от нас, они про­дол­жа­ют вме­сте с нами при­над­ле­жать к одно­му и тому же телу Хри­сто­ву» [6, с. 456]. Он при­во­дит выдерж­ку из 5 Пра­ви­ла VII Все­лен­ско­го Собо­ра: «Грех к смер­ти есть, когда некие, согре­шая, в неис­прав­ле­нии пре­бы­ва­ют, и… жесто­ко­вый­но воз­ста­ют на бла­го­че­стие и исти­ну… в тако­вых несть Гос­по­да Бога, аще не сми­рят­ся и не истрез­вят­ся от сво­е­го гре­хо­па­де­ния». В этой свя­зи вла­ды­ка Мака­рий заме­ча­ет: «Умер­шие в смерт­ных гре­хах, в нерас­ка­ян­но­сти и вне обще­ния с Цер­ко­вью не удо­сто­и­ва­ют­ся ея молитв, по этой запо­ве­ди апо­столь­ской» [6, с. 450 ].

Поста­нов­ле­ния Лаоди­кий­ско­го Помест­но­го Собо­ра одно­знач­но запре­ща­ют молит­ву за живых ере­ти­ков: «Не подо­ба­ет моли­ти­ся с ере­ти­ком или отще­пен­цем» (Пра­ви­ло 33). «Не долж­но при­ни­ма­ти празд­нич­ные дары, посы­ла­е­мые от иуде­ев или ере­ти­ков, ниже празд­но­ва­ти с ними» (Пра­ви­ло 37). Тот же Лаоди­кий­ский Собор запре­ща­ет чле­нам Церк­ви молит­вен­ное поми­но­ве­ние умер­ших, погре­бен­ных на непра­во­слав­ных клад­би­щах: «На клад­би­ща вся­ких ере­ти­ков, или в так име­ну­е­мыя у них муче­ни­че­ския места, да не будет поз­во­ле­но цер­ков­ным ходи­ти для молит­вы, или для вра­че­ва­ния. А ходя­щим, аще суть вер­ные, быти лишен­ны­ми обще­ния цер­ков­но­го на некое вре­мя» (Пра­ви­ло 9). В тол­ко­ва­нии на это Пра­ви­ло епи­скоп Нико­дим (Милаш) о [10, с. 86].

В све­те это­го ста­но­вит­ся понят­ной древ­няя и повсе­мест­ная тра­ди­ция отде­лять пра­во­слав­ные клад­би­ща от про­чих – немец­ких, татар­ских, еврей­ских, армян­ских. Ведь заупо­кой­ная молит­ва в клад­би­щен­ских хра­мах и часов­нях совер­ша­ет­ся, соглас­но Слу­жеб­ни­ку, о «зде лежа­щих и повсю­ду пра­во­слав­ных» [11]. За «зде лежа­щих ино­вер­цев» Цер­ковь не молится.

Подоб­ным обра­зом Цер­ковь не молит­ся и за само­убийц. Пра­ви­ло свя­то­го Тимо­фея Алек­сан­дрий­ско­го, при­ве­ден­ное в Кни­ге пра­вил, запре­ща­ет цер­ков­ное поми­но­ве­ние тех лиц, кто «поды­мет на себя руки или повер­жет себе с высо­ты»: «О тако­вом не подо­ба­ет быти и при­но­ше­ние, ибо есть само­убий­ца» (Ответ 14). Свя­ти­тель Тимо­фей даже предо­сте­ре­га­ет пре­сви­те­ра, кото­рый подоб­ные слу­чаи «непре­мен­но дол­жен со вся­ким тща­ни­ем испы­ты­ва­ти, да не под­па­дет осуж­де­нию».

* * *

При­ме­ча­тель­но, что в то вре­мя, как Свя­тые Отцы запре­ща­ют молить­ся за живых и мерт­вых ере­ти­ков, они поло­жи­тель­но реша­ют вопрос о воз­мож­но­сти цер­ков­ной молит­вы за отступ­ни­ков, по немо­щи и мало­ду­шию не выдер­жав­ших испы­та­ния во вре­мя гоне­ний: «или постра­дав­ших в тем­ни­це и побеж­ден­ных гла­дом и жаж­дею, или вне тем­ни­цы на суди­ли­ще изму­чен­ных, стро­га­ни­ем и бие­ни­ем и напо­сле­док пре­одо­лен­ных немо­щию пло­ти». «За тако­вых, – поста­нов­ля­ет свя­ти­тель Петр Алек­сан­дрий­ский, – когда неко­то­рые по вере про­сят при­но­ше­ния молитв и про­ше­ний – пра­вед­но есть согла­си­ти­ся с ним» (см.: Кни­га пра­вил, пра­ви­ло 11). Моти­ви­ру­ет­ся это тем, что «состра­да­ти и собо­лез­но­ва­ти пла­чу­щим и сте­ня­щим о пре­одо­лен­ных в подви­ге… нима­ло не вред­но ни для кого» [Там же].

Цер­ков­ные кано­ни­че­ские Пра­ви­ла не допус­ка­ют воз­мож­но­сти молить­ся за ере­ти­ков и языч­ни­ков, но объ­яв­ля­ют им ана­фе­му и тем самым лиша­ют как при жиз­ни, так и после смер­ти молит­вен­но­го обще­ния с Собор­ной Апо­столь­ской Церковью.

Един­ствен­ный слу­чай литур­ги­че­ско­го пред­ста­тель­ства за некре­ще­ных – молит­вы и екте­ньи за огла­шен­ных. Но это исклю­че­ние лишь под­твер­жда­ет пра­ви­ло, так как огла­шен­ные – это как раз те люди, кото­рых Цер­ковь не счи­та­ет чужи­ми по вере, посколь­ку они выра­зи­ли созна­тель­ное жела­ние стать пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми и гото­вят­ся к свя­то­му Кре­ще­нию. При этом содер­жа­ние молитв об огла­шен­ных, оче­вид­но, отно­сит­ся толь­ко к живым. Молит­вен­ных чинов об умер­ших огла­шен­ных не встречается.

Бла­жен­ный Авгу­стин писал: «Нима­ло не долж­но сомне­вать­ся, что молит­вы св. Церк­ви, спа­си­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние и мило­сты­ни при­но­сят поль­зу умер­шим, – но лишь тем, кото­рые преж­де смер­ти жили так, что­бы по смер­ти все это мог­ло быть для них полез­ным. Ибо для отшед­ших без веры, спо­спе­ше­ству­е­мой любо­вию, и без обще­ния в таин­ствах напрас­но совер­ша­ют­ся ближ­ни­ми дела того бла­го­че­стия, кое­го зало­га они не име­ли в себе, когда нахо­ди­лись здесь, не при­ем­ля или всуе при­ем­ля бла­го­дать Божию и сокро­ви­ще­ствуя себе не мило­сер­дие, а гнев. Итак, не новыя заслу­ги при­об­ре­та­ют для умер­ших, когда совер­ша­ют за них что-либо доб­рое зна­е­мые, а толь­ко извле­ка­ют послед­ствия из преж­де поло­жен­ных ими начал» [6, с. 457].

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Свя­тей­ший Синод впер­вые раз­ре­шил в 1797 году пра­во­слав­ным свя­щен­ни­кам при сопро­вож­де­нии в извест­ных слу­ча­ях тела усоп­ше­го непра­во­слав­но­го огра­ни­чи­вать­ся толь­ко пени­ем Три­свя­то­го. В «Настоль­ной кни­ге свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей» ука­зы­ва­ет­ся: «Запре­ща­ет­ся погре­бе­ние ино­вер­цев по обря­ду Пра­во­слав­ной Церк­ви; но если умрет ино­ве­рец хри­сти­ан­ско­го испо­ве­да­ния и не „будет свя­щен­ни­ка или пас­то­ра ни того испо­ве­да­ния, к кото­ро­му умер­ший при­над­ле­жал, ни ино­го, то про­во­дить труп с места до клад­би­ща обя­зан свя­щен­ник пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния по пра­ви­лам, в сво­де цер­ков­ных зако­нов озна­чен­ным», соглас­но кото­рым свя­щен­ни­ку сле­ду­ет усоп­ше­го „«про­вож­дать с места до клад­би­ща в ризах и епи­тра­хи­ли и опус­кать в зем­лю при пении сти­ха: Свя­тый Боже» (Указ Свя­тей­ше­го Сино­да от 24 авгу­ста 1797 г.)» [3, с. 1346].

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский в этой свя­зи заме­ча­ет: «По пра­ви­лам цер­ков­ным было бы спра­вед­ли­во, если бы Св. Синод и сего не раз­ре­шил. Раз­ре­шая сие, он упо­тре­бил снис­хож­де­ние и ока­зал ува­же­ние душе, име­ю­щей на себе печать кре­ще­ния во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа. Более тре­бо­вать нет пра­ва» [3, с. 1347].

Настоль­ная кни­га пояс­ня­ет так­же сле­ду­ю­щее: «Обя­за­тель­ность для пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка погре­бе­ния ино­вер­ца хри­сти­ан­ско­го испо­ве­да­ния обу­слов­ли­ва­ет­ся отсут­стви­ем духов­на­го лица дру­гих хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний, в чем пра­во­слав­ный свя­щен­ник и дол­жен убе­дить­ся, преж­де чем испол­нит прось­бу о погре­бе­нии им ино­вер­ца (Цер­ков­ный вест­ник. 1906, 20).

Свя­тей­шим Сино­дом в опре­де­ле­нии от 10–15 мар­та 1847 года было поста­нов­ле­но: 1) при погре­бе­нии воен­ных чинов рим­ско-като­ли­че­ска­го, люте­ран­ска­го и рефор­мат­ска­го испо­ве­да­ний пра­во­слав­ное духо­вен­ство может, по при­гла­ше­нию, испол­нять толь­ко то, что ска­за­но в ука­зе Св. Сино­да 24 авг. 1797 г. (про­во­жать до клад­би­ща с пени­ем Три­свя­то­го. – свящ. К.Б.); 2) пра­во­слав­ное духо­вен­ство не име­ет пра­ва отпе­вать тако­вых умер­ших по чино­по­ло­же­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви; 3) тело умер­ша­го ино­вер­ца хри­сти­ан­ска­го испо­ве­да­ния не может быть вно­си­мо пред погре­бе­ни­ем в пра­во­слав­ную цер­ковь; 4) пол­ко­вое пра­во­слав­ное духо­вен­ство по тако­вым чинам не может совер­шать домо­вых пани­хид и вклю­чать их в цер­ков­ное поми­но­ве­ние (Дело Архи­ва Св. Сино­да 1847 г., 2513)» [3, с. 1346].

Такая нор­ма бла­го­че­стия, запре­ща­ю­щая отпе­вать ино­слав­ных, соблю­да­лась повсе­мест­но во всех помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах. Одна­ко в сере­дине XIX века это поло­же­ние было нарушено.»Константинопольский пат­ри­арх Гри­го­рий VI в 1869 году уста­но­вил осо­бый чин погре­бе­ния усоп­ших непра­во­слав­ных, при­ня­тый и Еллин­ским Сино­дом. Чин этот состо­ит из Три­свя­то­го, 17‑й кафиз­мы с обыч­ны­ми при­пе­ва­ми, Апо­сто­ла, Еван­ге­лия и мало­го отпу­ста» [9, с. 28].

В самом при­ня­тии это­го чина нель­зя не усмот­реть отступ­ле­ния от свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции. Дан­ное ново­вве­де­ние про­во­ди­лось у гре­ков парал­лель­но с при­ня­ти­ем ново­го, издан­но­го в Афи­нах в 1864 году так назы­ва­е­мо­го «Типи­ко­на Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви», суть кото­ро­го сво­ди­лась к рефор­ми­ро­ва­нию и сокра­ще­нию устав­но­го бого­слу­же­ния. Дух модер­низ­ма, рас­ша­ты­ва­ю­щий устои Пра­во­сла­вия, подви­гал состав­лять подоб­ные чино­по­сле­до­ва­ния и в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Как отме­чал про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов, «перед самой рево­лю­ци­ей в пет­ро­град­ской Сино­даль­ной типо­гра­фии было напе­ча­та­но осо­бой бро­шю­рой сла­вян­ским шриф­том “Чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным”. Этот чин ука­зы­ва­ет­ся совер­шать и вме­сто пани­хи­ды, с опу­ще­ни­ем про­ким­на, Апо­сто­ла и Еван­ге­лия» [9, с. 29].

Само это «Чино­по­сле­до­ва­ние над усоп­шим непра­во­слав­ным» появи­лось в нашей Церк­ви как про­яв­ле­ние рево­лю­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ских и обнов­лен­че­ских умо­на­стро­е­ний, пле­няв­ших в нача­ле XX века умы иных бого­сло­вов и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Его текст совер­шен­но не может быть оправ­дан с пози­ции цер­ков­но-кано­ни­че­ской. Текст это­го «Чино­по­сле­до­ва­ния» в Треб­ни­ке [12] содер­жит ряд нелепостей.

Так, напри­мер, в нача­ле «Чино­по­сле­до­ва­ния» ска­за­но: «Аще некия ради бла­го­слов­ныя вины, при­лу­чит­ся свя­щен­ни­ку пра­во­слав­но­му совер­ша­ти погре­бе­ние тела усоп­ша­го непра­во­слав­но­го» [12, с. 342]. Выше мы уже пока­за­ли, что цер­ков­ные кано­ны ника­кой «бла­го­слов­ныя вины» здесь не допускают.

После обыч­но­го молит­вен­но­го нача­ла «Чино­по­сле­до­ва­ние» при­во­дит Пса­лом 87, в кото­ром содер­жат­ся, в част­но­сти, такие сло­ва: Еда повесть кто во гро­бе милость Твою, и исти­ну Твою в поги­бе­ли; еда позна­на будут во тьме чуде­са Твоя, и прав­да Твоя в зем­ли забвен­ней (Пс.87:12–13). Если уточ­нить, что цер­ков­но-сла­вян­ское сло­во еда озна­ча­ет «раз­ве, неуже­ли», Пса­лом ста­нет обли­че­ни­ем чита­ю­щим его над непра­во­слав­ным умершим.

После это­го при­во­дит­ся Пса­лом 118, вос­пе­ва­ю­щий ходя­щих в Законе Гос­под­нем (Пс.118:1). Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник в тол­ко­ва­нии на этот Пса­лом при­во­дит свя­то­оте­че­ское суж­де­ние: «Не те бла­жен­ные, кото­рые пят­на­ют себя гре­хом в раз­вра­ще­нии века, но те, кото­рые непо­роч­ни в пути и ходят в Законе Гос­под­ни» [14, с. 12].

Спра­вед­ли­во­сти ради сле­ду­ет отме­тить, что в изда­ни­ях Треб­ни­ка послед­них деся­ти-пят­на­дца­ти лет это «Чино­по­сле­до­ва­ние» уже не печатается.

Пра­виль­ной с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го тра­ди­ци­он­но­го отно­ше­ния к рас­смат­ри­ва­е­мо­му вопро­су сле­ду­ет счи­тать пози­цию мона­ха Мит­ро­фа­на, издав­ше­го в 1897 году кни­гу «Загроб­ная жизнь». При­ве­дем из нее несколь­ко цитат.

«Наша св. Цер­ковь об усоп­ших молит­ся так: “Упо­кой, Гос­по­ди, души рабов Тво­их, пре­ста­вив­ших­ся в вере и надеж­де вос­кре­се­ния. Упо­кой, Гос­по­ди, всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан”. Вот о ком молит­ся Цер­ковь и с кем она в нераз­рыв­ном сою­зе и обще­нии. Сле­до­ва­тель­но, нет сою­за и обще­ния с умер­ши­ми нехри­сти­а­на­ми и с непра­во­слав­ны­ми… Для истин­но­го хри­сти­а­ни­на, кро­ме само­убий­ства, ника­кой род смер­ти не рас­тор­га­ет сою­за и обще­ния с живым – с Цер­ко­вью… О нем молят­ся свя­тые, молят­ся и живые, как о живом члене еди­но­го живо­го тела».

«Испро­сим, все ли нахо­дя­щи­е­ся в аде могут через наши молит­вы полу­чить осво­бож­де­ние? Цер­ковь молит­ся о всех умер­ших, но толь­ко умер­шие в истин­ной вере непре­мен­но полу­чат осво­бож­де­ние от адских мук. Душа, пре­бы­вая в теле, обя­за­на и сама зара­нее поза­бо­тить­ся о буду­щей сво­ей жиз­ни, долж­на заслу­жить, что­бы по пере­хо­де в загроб­ную жизнь хода­тай­ство живых мог­ло доста­вить ей облег­че­ние и спасение».

«Гре­хи, состав­ля­ю­щие хулу на Духа Свя­то­го, то есть неве­рие, оже­сто­че­ние, отступ­ни­че­ство, нерас­ка­я­ние и им подоб­ные, дела­ют чело­ве­ка веч­но погиб­шим, и таким умер­шим хода­тай­ства Церк­ви и живых нисколь­ко не помо­гут, пото­му что они жили и умер­ли вне обще­ния с Цер­ко­вью. Да о тако­вых Цер­ковь уже и не молит­ся» [8, с. 52, 133, 134].

Здесь автор, оче­вид­но, име­ет в виду сло­ва Еван­ге­лия: Иже аще речет сло­во на Сына чело­ве­че­ска­го, отпу­стит­ся ему; а иже речет на Духа Свя­та­го, не отпу­стит­ся ему ни в сей век, ни в буду­щий (Мф.12:32). Из этих слов Спа­си­те­ля мно­гие есте­ствен­но заклю­ча­ли, что в прин­ци­пе отпу­ще­ние гре­хов воз­мож­но и по смер­ти греш­ни­ка. Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) в этой свя­зи заме­ча­ет: «О скон­чав­ших­ся с хулою на Духа Свя­та­го, или, что то же, в смерт­ном гре­хе, и не рас­ка­яв­ших­ся Цер­ковь не молит­ся, и вот пото­му-то, как ска­зал Спа­си­тель, хула на Духа Свя­та­го не отпу­стит­ся чело­ве­ку ни в сей век, ни в буду­щий» [6, с. 451].

Пре­по­доб­ный Фео­дор Сту­дит не допус­кал откры­то­го поми­но­ве­ния на литур­гии усоп­ших ере­ти­ков-ико­но­бор­цев [13, с. 634].

При­ве­дем ряд выска­зы­ва­ний Свя­тых Отцов, в кото­рых они, при­зы­вая к молит­ве за умер­ших, не допус­ка­ли ее цер­ков­но­го совер­ше­ния за скон­чав­ших­ся вне цер­ков­но­го обще­ния – ере­ти­ков и некрещеных.

Бла­жен­ный Авгу­стин: «Вся Цер­ковь соблю­да­ет это, как пре­дан­ное от Отцев, что­бы за скон­чав­ших­ся в обще­нии тела и кро­ви Хри­сто­вой молить­ся, когда вос­по­ми­на­ют­ся они в свое вре­мя при самом жерт­во­при­но­ше­нии» [6, с. 455].

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «Это есть дело весь­ма бого­угод­ное и полез­ное – при боже­ствен­ном и пре­слав­ном таин­стве совер­шать поми­но­ве­ние о усоп­ших в пра­вой вере» [6, с. 453].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Таин­ни­ки и само­вид­цы Сло­ва, поко­рив­шие круг зем­ный, уче­ни­ки и боже­ствен­ные Апо­сто­лы Спа­си­те­ля не без при­чи­ны, не напрас­но и не без поль­зы уста­но­ви­ли при страш­ных, пре­чи­стых и живо­тво­ря­щих тай­нах совер­шать поми­но­ве­ние о вер­ных усоп­ших» [6, с. 453].

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Когда весь народ и свя­щен­ный собор сто­ят с про­стер­ты­ми к небу рука­ми, и когда пред­ле­жит страш­ная жерт­ва: как не уми­ло­сти­вим мы Бога, молясь за них (умер­ших)? Но это о тех толь­ко, кото­рые в вере умер­ли» [6, с. 455].

* * *

Мученик Уар

Святой Уар жил на рубеже 3 и 4 века и был римским военачальником в Египте. Он также являлся тайным христианином. В то время публично исповедовать христианскую веру было опасно для жизни. По ночам он активно помогал заключенным под стражу единоверцам. Угодник Божий перевязывал им раны, приносил пищу, утешал и ободрял.

Однажды, присутствуя на казни христиан, святой Уар открыто заявил о своей вере. За это он был казнён с другими мучениками. Его тело подобрала и хранила в своём доме благочестивая вдова Клеопатра. Через несколько лет, после окончания преследований христиан, она перевезла мощи в Палестину и поместила их в своём семейном склепе в пещере. Позднее Клеопатра построила в честь святого Уара храм. Мученик Уар почитается в Православной и Католической церквях. День его памяти – 19 октября.

История мощей

Истерзанное тело Уара палачи вывезли за город и бросили на дороге. Благочестивая христианка Клеопатра видела казнь святого, отыскала тело, обмыла его и погребла в своем доме. Женщина видела подвиг Уара, стойкость его веры, глубоко почитала за героическую смерть. Клеопатра молилась на могиле, ставила свечи, надеялась на заступничество мученика за веру перед лицом Господа.

Спустя несколько лет вдова переехала из Египта в Палестину, на родину. Останки святого Клеопатра забрала с собой. Она захоронила мощи в селении Эдра в семейном склепе, возжигала фимиам, почитала Уара как святого. Слава о чудодейственных мощах быстро разнеслась по округе, к могиле стекались больные, обретавшие исцеление по молитвам к святому.

Позже Клеопатра построила храм, в который перенесли мощи. Женщина неустанно молилась святому, считала его заступником и молельщиком перед Богом за свою семью. Сын Клеопатры готовился принять офицерский чин, его ждала карьера в армии. Женщина мечтала об успехах и счастье для сына, просила Уара вымолить у Господа самое лучшее, что в Божьей воле.

Во время праздника освящения построенного храма Иоанн внезапно заболел и спустя короткое время скончался. Потеряв любимого единственного сына, Клеопатра в слезах обратила к святому упреки за жестокую долю и несправедливость. Она роптала на Уара, который не откликнулся на ее молитвы и просьбы помочь сыну после многих лет трудов и прославления святого.

Устав от слез и отчаяния, Клеопатра уснула и увидела сон. Уар и Иоанн в блестящих доспехах Небесного воинства стоят перед ней. Святой объяснил, что исполнил ее просьбу в точности. Иоанн служит не в земном, а в Небесном воинстве, по милости Господа приближен к Его престолу. Можно ли ожидать большей милости? Сын просил Уара не слушать мольбы матери и оставить его служить Господу. Клеопатра в тоске умоляла и ее забрать с собой, но святой сказал, что ее время не пришло.

О своем видении Клеопатра рассказала священнику и прихожанам храма. Они погребли юношу рядом со св. Уаром. Скорбь и горе женщины утихли, она обрела покой, но отошла от радостей земной жизни. Клеопатра раздала имущество, проводила дни в молитвах на могиле сына и у мощей святого в построенной церкви. Во время горячих молений святой и сын часто являлись перед женщиной, поддерживали, укрепляли в вере. Клеопатра тихо отошла, причислена к лику святых.

Мученик Уар как заступник некрещёных усопших

Согласно преданию, в семейном склепе Клеопатры мощи святого Уара лежали рядом с телами её нехристианских родственников. Однажды святой явился Клеопатре и сказал, что за её добрые дела он вымолил души этих людей. Их грехи были прощены Богом по его молитвам. Так среди верующих сложился образ святого Уара как молитвенника о душах некрещёных усопших.

Существует даже особый канон в честь этого святого, якобы предназначенный для церковного поминания некрещёных людей. Однако патриарх Алексий II в 2003 году отметил широкое народное почитание мученика. При этом Святейший подтвердил, что разрешена домашняя молитва Уару о некрещеных умерших. Однако патриарх подчеркнул, что церковное поминовение допустимо только по отношению к крещёным людям.

Также глава РПЦ добавил:

«У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Итак, нарушение церковных канонов недопустимо. Но благословляется домашнее прошение мученику Уару об облегчении участи некрещёных душ. Также допускается келейная молитва святому Уару о самоубиенных, которые тоже лишены церковного поминовения.

Молитва о самоубиенных

В жизни бывают разные причины смерти в результате болезни, авария, в бою. Но существуют такие понятия как суицид и эвтаназия, когда человек принимает добровольное решение уйти их жизни. Православная церковь не допускает молитвы за самоубийц, но можно читать дома молитву преподобного Льва Оптинского о самоубиенных.

Причины запрета

Лишение себя жизни, равно как и убийство другого человека, считается тяжким грехом. Раньше самоубийц не предавали земле на кладбище. В настоящее время это правило не соблюдается, но церковь за них не молится.

Запрет на чтение молитв в храме за самоубийц заключается в том, что люди сознательно оттолкнули общение с Богом. К такому поступку ведут дьявольские наваждения и душевная тяжесть. Выбирая путь лишения себя жизни, человек отказывается от помощи Господа в душевных страданиях.

Запрещается самоубийц отпевать в церкви, поминать в молитвах и панихидах, хоронить на кладбище.

К суицидникам относятся:

  • кто принял решение об эвтаназии;
  • при подозрениях в суициде;

В группу риска входят экстремалы, те, кто понимает, что увлечение может закончиться смертью, альпинисты, драйверы.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

К исключительным случаям относятся лица, которые состояли на учете психоневрологическом учете. В таких случаях представляют священнику справку, и пишется ходатайство о благословении церковного поминовения.

Молитва святому Уару

Тропарь мученику Уару Египетскому, глас 4

Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Увидев воинство святых страстотерпцев, страдающих подзаконно, ты мужественно проявил свою силу и добровольно устремился на страдания, и пожелал умереть за Христа, приняв награду победы твоего мученичества, Уар, моли о спасении душ наших.

Кондак мученику Уару Египетскому, глас 4

Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

Перевод: Христу последуя, мученик Уар, Его испив чашу, ты увенчался мученическим венцом и радуешься с Ангелами, моли непрестанно о душах наших.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: можно ли молиться за некрещеного человека, молитва святому Уару, молитва Уару, молитва Уару о некрещеных умерших

Текст обращения

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися.

Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]