История о таинстве
Чтобы понять и осознать всю важность такого таинства, как причащение, людям необходимо обратиться к истории. Большинство людей склонны забывать, что именно в истории можно найти ответы на те вопросы, которые мучают их умы. И таинство святого причащения не является исключением. Ведь у него тоже имеется собственная история, которая корнями уходит в давние времена, когда сын Господа еще ходил по Земле.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
В Библии, которая является главной книгой всех православных, сказано, что данное таинство существует с давних пор. Причиной возникновения традиции причащаться стала Тайная Вечеря. Если немного углубиться в историю, то можно узнать о том, почему Тайной Вечере придается такое огромное значение. Согласно преданиям, именно в тот вечер Иисус, принимая пищу в кругу своих учеников, подал им вина и хлеба. И по этой причине считается, что вино – это кровь христова, а хлеб – его плоть.
Однако подобное не объясняет того, по какой причине возникла традиция регулярно причащаться. Дело в том, что в те времена вера находилась под запретом. Иными словами, все те люди, которые проповедовали христианство, были нарушителями закона. Каждого, кто выступал за крещение народа, подвергали жестоким пыткам и в конечном итоге убивали.
Стоит отметить, что именно в те страшные годы и появились первые мученики, которые умирали за свою веру. Ведь, в первую очередь, главной задачей правителей тех времен было признание язычества единственной верой. Подобное объясняется тем, что поклонение языческим богам предусматривало полное повиновение монарху. А поскольку зачастую император, правящий страной, не отличался милостью, многие его ненавидели, но свергнуть не могли из-за страха быть наказанными богами.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)
Но христианская вера отличалась и проповедовала совершенно другие идеалы. И поэтому нетрудно догадаться, почему ее не желали признавать правители, привыкшие творить бесчинства. После гибели Иисуса Христа его ученики продолжили служить Господу и восхвалять его. Однако при этом они столкнулись с серьезными трудностями. И эти трудности были вызваны вовсе не преследованием со стороны властей. Как раз казни верные последователи сына Господа вовсе не боялись. Однако они не могли найти способ почтить своего учителя, который покинул мир живых, поскольку:
- об издании специальной религиозной литературы не могло быть и речи;
- открытые публичные выступления были невозможны;
- сохранить какие-либо письмена было крайне проблематично;
- строительство церквей было под запретом.
И тогда ученики, вспомнив о словах, сказанных учителем на Тайной Вечере, решили почитать его святым причащением. Более того, эта традиция постепенно стала известна и тем священникам, которые, несмотря на существующий запрет, продолжали славить Господа. Вот только проводить служение в церкви они не могли. Да и делать это при всех было невозможно. Поскольку солдаты императора пристально следили за всеми, кого подозревали в служении Господу.
Поэтому священники были вынуждены проводить это таинство под покровом ночи, который надежно укрывал их от взглядов неприятелей. Даже лежа на нарах, арестованные епископы и священники продолжали причащаться. Подобное демонстрировало, насколько сильной является их вера.
О поведении в храме
Мы разобрались с интересующими вопросами. Как готовиться к таинству, как провести этот день, можно ли после причастия спать. Осталось совсем немного времени, давайте уточним некоторые моменты, касающиеся поведения в храме.
Милые женщины, информация для вас! Сейчас многие молодые священники разрешают приступать к таинству причастия, будучи в нечистоте (критические дни). Данная практика совершенно недопустима, запомните. Женщина может причащаться, будучи нечистой только в том случае, когда речь идет о жизни и смерти. Поэтому в красные дни календаря останьтесь дома, воздержитесь от посещения храма.
К службе приходят за 10-15 минут до начала. Спокойно подают записки, ставят свечи, прикладываются к иконам. Во время Богослужения запрещено ходить по храму (особенно во время Херувимской песни и чтения Евангелия). Желательно воздерживаться от разговоров с ближними, не глазеть по сторонам, рассматривая прихожан. Просто тихонько молиться вместе со всеми.
Подходя к исповеди, следует воздержанно рассказывать о своих грехах. Бывают случаи, когда исповедники на весь храм повествуют о том, в чем виноваты перед Богом да еще в не совсем корректных выражениях. Батюшка — человек, в первую очередь, и мужчина. Особенно стоит помнить об этом женщинам, ибо представительницы прекрасного пола чаще исповедуются во всеуслышание.
Причастие в современном мире
С тех пор данная традиция укрепилась, люди начали возносить благодарственные молитвы по святом причащении. Эту традицию чтят до сих пор все истинно верующие. Однако если раньше людям приходилось прятаться и причащаться в местах, которые для этого совершенно не предназначены, то теперь все изменилось.
Сегодня люди причащаются исключительно в стенах церкви. Стоит отметить, что некоторые верующие все же до конца не понимают, что литургия не является обычным воспоминанием или воспроизведением тех событий, которые происходили в прошлом. И об этом неустанно напоминают служители церкви. В действительности литургия представляет собой таинство по той причине, что она является продолжением Тайной Вечери. Подобное становится очевидным, если вспомнить о том, как именно проводится литургия.
Священник в данном случае является лишь орудием Господа. Он в точности повторяет те слова, которые были сказаны Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Это очень знаменательный момент. Поскольку в большинстве случаев священники привносят нечто свое в пастырском слове или в беседе с людьми. Однако подобное совершенно неприемлемо во время литургии. Поскольку она должна представлять собой лишь одно – явление Христа. Иными словами, именно через священнослужителя во время литургии действует сам Иисус Христос.
Чтение канонов и последования ко причастию
Давайте поговорим о том, какие молитвы читать перед причастием. В православных молитвословах есть необходимые каноны и последование. Необходимо прочитать три канона с акафистом — они так и называются. Название дает понять, что каноны большие, на самом деле чтение занимает минут двадцать. Затем вычитываем последование ко святому причастию. В разных молитвословах последование называется или так, или молитвами ко причастию. Тут придется запастись временем, на вычитку уходит тридцать-сорок минут.
В идеале, каноны читаются вечером накануне причастия, а последование — утром. Однако эта практика постепенно утрачивает себя, люди вычитывают необходимые молитвы с вечера.
Вот мы и выяснили, какие молитвы читать перед причастием. Для тех, кто по причине болезни не способен к вычитке, публикуем видеозапись чтения последования.
Обряды и традиции
Необходимо также упомянуть об одной традиции, которая прочно закрепилась в одной сирийской церкви. У служителей этой церкви существует один очень интересный обычай. Для приготовления хлеба, который будет использован во время причащения, служители церкви всегда оставляют частичку хлеба от прошлой литургии. На первый взгляд, кажется, что этот обычай является странным. Однако в действительности это не совсем так. Возникновение этого обряда является вполне логичным и понятным.
Согласно древнему преданию, на тайной вечере не все ученики получили равное количество хлеба из рук Иисуса Христа. Иоанну Богослову досталось два кусочка. Один из них он употребил в пищу во время первой Тайной Вечери. Но второй апостол сохранил. В дальнейшем именно этот кусок хлеба и был использован для последующих литургий, проводимых учениками и другими христианами. Смысл этой традиции заключается в том, что и сегодня христиане причащаются тем хлебом, который был получен из рук самого Иисуса Христа.
Правила прочтения молитвенных текстов
Таинство Причастия совершается после литургии в храме. По окончании службы священнослужителем читается для всех присутствующих благодарственная молитва Богу после Причастия. Бывает, что прихожане по возврату домой сами берут молитвослов и проговаривают молитвенные тексты. При этом важно находиться в спокойном и умиротворенном расположении духа.
Тест, читаемый после таинства, включает в себя пять отдельных молитв:
- Благодарственная;
- святого Василия Великого;
- Симеона Метафраста;
- короткая четвертая;
- Пресвятой Богородице.
После произносится тропари и кондаки, написанные святому, во имя которого происходила служба. Главная задача благодарственного текста — благодарить Всевышнего за милость, поэтому произносить их нужно от всей души и эмоционально возвышенно.
Как часто нужно причащаться?
Пожалуй, именно этот вопрос чаще всего слышат служители от своих прихожан. В старину все люди, которые присутствовали на литургии, обязательно должны были принять Святые Христовы Тайны. Однако иногда находились такие, которые отказывались участвовать в священном обряде. Тогда священники допытывались о причине отказа. Более того, каждый, кто отказывался принять таинство, обязательно должен был чем-то мотивировать свой отказ. И большинство «отказников» основной причиной называли то, что они попросту недостойны такой чести.
Действительно, найти человека, который был бы достоин того, чтобы принять священное таинство, будет весьма непросто. Поскольку все люди по природе своей грешны. Однако современные священники считают подобное лишь отговоркой. Ни один из ныне живущих людей не достоин чести, оказанной Господом. И все же подобная милость была дарована людям. Следовательно, отказываться от нее грешно. Если Всевышний посчитал, что люди могут приобщиться к таинству, значит, им нельзя оспаривать это решение. Если задуматься, то такую отговорку можно использовать каждый раз.
Считается, что подобное лишь отдаляет человека от Господа. Именно по этой причине духовные наставники рекомендуют не пропускать ни одной литургии. Иными словами, верующие должны посещать церковь каждое воскресение и по праздникам. И при этом принимать таинство. Только в таком случае они смогут приблизиться к Господу и обрести истинную веру.
Пост
Пост — это добровольный отказ от продуктов животного происхождения. Существуют четыре основных поста и однодневные. Четыре длинных поста совершаются на протяжении года, однодневные — среда и пятница. Православные постятся в среду, в память Евангельских событий. В этот день Господь был предан Иудой, в пятницу — распят.
Первые христиане постились неделю перед тем, как совершить причастие. Сейчас пост сокращен до трех дней, хотя точное время воздержания способен устанавливать только священник. По благословению батюшки делаются послабления на пост для беременных и кормящих женщин, больных, путешествующих и детей.
Во время поста, как сказано выше, отказываются от продуктов животного происхождения. Мы перечислим, что скрывается под этим названием:
- Любые виды мяса.
- Молочная продукция, сюда же относят сыры.
- Сдоба и выпечка, содержащая молоко, сливочное масло.
- Яйца.
- Желательно воздержаться от вкушения рыбы перед причастием.
Это телесный или физический пост. Однако существует пост духовный. Человек отказывается от увеселительных мероприятий, супруги воздерживаются от интимной близости в течение трех дней перед причастием.
Увеселительные мероприятия — понятия растяжимые. Сюда можно отнести посещение ночного клуба и чтение любовного романа. Вот от чего стоит отказаться, готовясь приступить к таинству причастия:
- Чтение детективов, любовных романов, сборников анекдотов. Классическую литературу читать допустимо, но выборочно. «Мастер и Маргарита», к примеру, не способствует правильной подготовке к причастию. Но желательно поговорить со священником на эту тему, ибо все индивидуально. К примеру, школьнику задали прочитать часть романа к понедельнику, а в воскресение — причастие. Чтение по послушанию (заданию учителя) вполне допустимо.
- Просмотр телевизора, компьютерные игры, бесцельное блуждание в интернете.
- Пение и танцы.
- Прослушивание мирских песен.
- Посещение театров, кинотеатров, выставок, дискотек, кафе и ресторанов.
- Хождение в гости.
Три дня — небольшой срок. Человек способен отказаться от перечисленного на это время.
Молитвы благодарности после причащения
Необходимо сразу отметить тот факт, что после того, как человек принял священное таинство, он обязательно должен вознести благодарственные молитвы. И об этом, к сожалению, знают лишь немногие. В большинстве случаев люди просто покидают церковь и ни о чем не задумываются.
Однако подобное поведение является в корне неправильным. Поскольку сразу после причащения необходимо вознести Господу молитвы. Эти молитвы принято называть благодарственными. Нетрудно догадаться, что эти молитвы возносятся для того, чтобы отблагодарить Господа за оказанную милость. Приведем наиболее известный текст молитв, читать который можно для того, чтобы выразить благодарность Господу.
Молитвенное правило после Святого Причащения |
Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.
Благодарственная молитва, 1-я
Благодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.
Молитва 2-я, святого Василия Великого
Владыко Христе Боже, Царю веков, и Содетелю всех, Благодарю Тя о всех, яже ми подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва 3-я , Симеона Метафраста
Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти и омый, и украси мя; удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя Апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы Благоутробне приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.
Молитва 4-я
Тело Твое Святое, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых.
Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крове Сына Твоего. Но Рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрoславленна еси во веки. Аминь. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля. Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…
Тропарь св. Иоанну Златоустому, глас 8-й
Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 6-й
Слава: От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя. И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Если совершалась литургия святого Василия Великого, читай тропарь Василию Великому, глас 1-й: Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4-й
Слава: Явился еси основание непоколебимое церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне. И ныне: Предстательство христиан… Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову
Григорию Двоеслову, глас 4-й:
Иже от Бога свыше божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: Егоже моли, да спасет души наша.
Кондак, глас 3-й
Слава: Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех.
И ныне: Предстательство христиан… Господи, помилуй. (12 раз)
Слава, и ныне. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем
Молитва Господня
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
И читаются тропари святому, по чьему чину совершалась литургия. 1 вариант, если совершалась литургия святого Иоанна Златоуста, читается тропарь святому Иоанну:
Из уст твоих воссиявшая благодать, как светоч огненный, просветила вселенную. Не сокровище сребролюбия приобрела она для мира, но показала нам высоту твоего смиренномудрия. Отче Иоанне Златоусте, уча нас своими писаниями, моли Слово — Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благочестивый, блаженнейший Иоанне Златоусте, ты принял с небес божественную благодать и учишь своими устами всех поклоняться в Троице Единому Богу. По достоинству восхваляем тебя, ибо ты — руководитель, изъясняющий божественное.
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная Ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: «Поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».
2 вариант, если совершалась литургия святого Василия Великого, читается тропарь святому Василию:
Голос твой наполнил всю землю, принявшую слово твоё, которым ты достойно научил основам божественной веры, разъяснил природу всего существующего, упорядочил человеческие нравы. Царственный священник, отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты явился непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением, явленный с небес преподобный Василий!
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.
3 вариант, если совершалась литургия Преждеосвящённых Даров, читается тропарь святому Григорию Двоеслову:
Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, — потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, — Его моли да спасёт души наши.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.
После чего окончание благодарственных молитв:
- Господи, помилуй. (12 раз)
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
- Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.
- После Причащения Тела и Крови Господа да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.
Молитва благодарственная, первая.
Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих.
Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага,
в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего;
чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего.
Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.
Молитва вторая, св. Василия Великого.
Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин.
И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под защитою Твоею в тени крыльев Твоих, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную.
Ибо Ты — Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Молитва третья, св. Симеона Метафраста.
Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих.
Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова.
Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня.
Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их — Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света.
Ибо Ты, Милостивый, — Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.
Молитва четвертая.
Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.
Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице.
Пресвятая Владычице Богородице, свет помраченной души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего.
Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения.
И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.
Трисвятое
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.