Что должен чувствовать христианин во время и после причастия? Ирина А., Благовещенск». На вопрос читательницы отвечает секретарь Благовещенской епархии иерей Олег Волочай: — Каждый раз, непосредственно перед причащением, священник произносит слова молитвы, в которых предупреждает причастников, что Святое причастие может быть «в суд или во осуждение». Определенную часть верующих эти слова заставляют искать в себе некоторые чувствования, по которым причастник мог бы определить, «во исцеление» или «во осуждение» он причащается. По учению святых отцов, причащаться нужно не в ожидании каких-то переживаний, а с чувством своего глубокого недостоинства, как больной приходит к врачу для исцеления, так причастник — для прощения грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что тот, кто часто согрешает, не ощущает благодатной радости, поскольку такая радость ему непривычна, он не в состоянии ее воспринять, оценить, прочувствовать. Например, грубый человек не понимает и не чувствует красоту и гармонию классической музыки или поэзии, поэтому никакой радости от слушания музыкального произведения или стихотворения не получает. А в том, что касается духовных понятий, имеется еще более тонкое устроение. Потому, в зависимости от Промысла Божия, мы можем ощутить в себе радость от Святого причастия, а иногда — нет. А святитель Феофан Затворник объясняет, что далеко не всегда человек должен что-то переживать, причащаясь. Это бывает порой очень неполезно, потому что многие начинают через такие переживания самопревозноситься. Объективно благодать Божия все равно действует на нашу индивидуальную духовность, даже если мы сразу это и не ощущаем. Святые отцы говорили, что большей частью благодать действует невидимо. Если у человека нет на совести отягчающих смертных грехов, если он поговел, должным образом помолился, исповедался и причастился — таинство совершилось: Господь вошел в наши сердца и наши души. Поэтому когда кто-то говорит, что чувствует радость после причащения, то должен знать, что далеко не всегда эта радость благодатная. Это может быть неким самовнушением или даже действием прелести. Строго следуя канонам православного богословия и опыту святых отцов, нужно идти ко Святому причастию для того, чтобы Господь простил нам многочисленные наши грехи — и ничего другого. Чтобы через принятие Святых Христовых Таин Господь дал нам благодать, которая исцеляет нас от страстей, а не для того, чтобы пережить какие-то моменты восторга или экстаза, свойственные западному, католическому восприятию духовной жизни.
Возрастная категория материалов: 18+
- Амурская правда от 23.08.2008
Как объяснить нехорошее состояние после причастия?
Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.
Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет. А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним. Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.
Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
А дальше все святые всех времён и народов предупреждали об опасности причастия без соответствующей подготовки. В будущем необходимо это исправить и не приступать к причастию просто так.
Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.
Самое первое — необходимо читать. Чтение — это пища для нашей души. Всю литературу можно условно разделить на три категории.
- Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
- Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
- Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.
Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты. Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам. То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.
Искушения, связанные с Причастием
Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru
Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.
Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.
В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.
Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь
Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?
Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.
Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.
Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.
Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.
Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство
Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.
В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.
В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.
Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.
Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент
В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.
В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.
Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.
Согрешила в день Причастия!
В день Причастия согрешила браннословием. На душе боль,тоска и запоздалое осознание того, что этого могло не быть если бы,да кабы…, но поздно! Прочитала Покаянный Канон, 50 Псалом-облегчения не наступило… Слёзно молю у Бога о прощении. Как быть? Помогите!!!
Добрый день. Ну что ж, это типичная ситуация для духовной жизни. В конце благодарственных молитв часто мы читаем: «После причастия, каждый да хранит себя в чистоте,немногословии, и воздержании,дабы достойно созхранить в себе Христа принятого». (привожу по памяти,но суть передана точно)
Когда мы правильно причащаемся,то Господь входит в нас, и мы чувствуем внутренний мир и тишину. Но как только мы согрешаем,позволяем греховным мыслям проникнуть в нас,или родиться из нас, Господь оставляет нас,потому что изгоняем нами.
Это состояние метко названо горечью души,осознавшей,что она оказалась обманутой и окраденной грехом,обещавшим удовольствие, обернувшееся внутренним хаосом и унынием.
Здесь я Вам помочь могу только советом. Ваше состояние угнетённости естественно, и лекарство от него — молитва, покаяние и причастие, а лекарь — Господь.
Готовясь к причастию в следующий раз,продумайте, как Вы сможете как можно дольше сохранить в себе «Христа принятого». Обычно в день причастия советуется оставление хождений в гости,общения с теми,кто может стать причиной соблазна. Это просто минимальные советы,которые естественно,не могут стать панацеей,потому что греховные страсти живут в первую очередь в на самих,и могут проявиться и наедине с собой в пустой комнате. Но в наших силах минимализировать возможность греха.
Кроме того,то,как быстро мы теряем полученное в причастии,может быть для нас лакмусовой бумагой — показать наш уровень благочестия, и стать стимулом в соедующий раз продержаться как можно дольше в прекрасном состоянии после причастия. Когда момент,в который душа почувствует,что она утеряла после причастия что-то прекрасное,наступит,нужно сделать выводы,не повторять причины этого,не получилось в следующий раз? снова пытаться,и так всю жизнью. Со временем Вы должны увидеть динамику увеличения расстояния между причастием, и ощущеним потери благодати в результате греха. На этом основано церковное понимание регулярности причастия.
В дневнике о.Иоанна Кронштадтского есть запись о том,что после литургии батюшка дома читал Евангелие. Важно после причастия поддерживать себя в благочестивом настрое,дабы достойно сохранить в себе Христа принятого.
Трудитесь, и всё получится. Не случается ошибок только у того, кто ничего не делает, а тот, кто трудится над делом своего спасения, неизбежно должен быть терпелив и трудолюбив. Мира Вам и радости!
Спасибо! Перечитала Ваш ответ не один раз. Сегодня утром, перед работой пошла в храм-не смогла я с этой болью и стыдом перед Богом быть! — и исповедала слезно свой грех.Потихонечку боль отступает. Долготерпелив и милостив Господь! Спасибо Вам за быстрый и очень подробный ответ!Храни Вас и Ваших близких Господь!
Православная Жизнь
Об углублении отношений с Богом – архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11).
Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…
– Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?
– Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.
– Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?
– Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.
– Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.
– Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.
– Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?
– Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям. Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.
– Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?
– Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.
– Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?
– Ощущение может быть лишь одно – осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, – не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.
– А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?
– Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.
– Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?
– Существенный аспект Причащения – это единение всех людей во Христе. В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости – как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.
– Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?
– Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация – причащаться четыре раза в год – была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода. В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.
– Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?
– Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора. Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.
Беседовала Наталья Горошкова
Отчего после Причастия нет радости?
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
(2Петр. 2:20–22).
По Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783).
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.
Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься святых и животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!
Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874–1937).
Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага – побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).
Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие – явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836–1908).
Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.
Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).
Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к Небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961).
Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Когда нет у тебя мира и радости после принятия пречистых Таин, принимай это обстоятельство за искушение твоей веры, или лучше: усматривай в этом повод к самому глубокому смирению и сокрушению о грехах твоих. У тебя очень мало смирения, и потому ты готов сейчас же роптать на Бога, а не слагать вину на самого себя.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, ты недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к Таинству – своекорыстно.
Преподобный Алексий Зосимовский (1844–1928).