Православный раздел. Что происходит и кому молиться?


Каноническая территория Русской Церкви: карта

В недавнем интервью греческому православному агентству Romfea Святейший Патриарх Кирилл рассказал об отношениях Русской Церкви с властями различных стран ее канонической территории. А что означает термин «каноническая территория» и какие страны в нее входят?


(Кликните на изображение для увеличения) В этом году отмечается четверть века со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, как стало принято эту дату называть «25 лет свободы Церкви». Тогда, в 1988 году, хотя и существовали зарубежные епархии – к примеру, Сурожская во главе с митрополитом Антонием (Блумом) – и автономная Японская Церковь, подавляющее большинство приходов Русской Православной Церкви находилось на территории СССР. На Украине был экзархат, в Прибалтике – епархии. С РПЦЗ общения не было. Зато в СССР была и вторая Поместная Православная Церковь – Грузинская. При этом в то время не было в ходу самого термина «каноническая территория». Сегодня ситуация принципиально иная. Термин «каноническая территория» употребляется достаточно часто, и не только в полемике с католиками, украинскими раскольниками или с Константинополем. В самой Русской Православной Церкви стало гораздо больше форм устройства – Автономные Церкви, Украинская Церковь с правами широкой автономии, экзархаты, митрополичьи округа… Архиерейский собор 2013 года, одобрив изменения в церковном Уставе, утвердил и новое определение канонической территории. В нее, к примеру, вошел Китай. Подробнее о канонической территории рассказывает секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь ЯКИМЧУК: — Правда ли, что в церковном праве нет такого термина “каноническая территория”, что он возник лишь в России несколько десятков лет назад? — Действительно, словосочетание »каноническая территория» формально отсутствует в традиционных канонических текстах. Однако, по существу это понятие там конечно же есть. Ведь церковные правила устанавливают канонические границы поместных Церквей, регламентируют полномочия епископов, действующие только в рамках этих границ, запрещают епископам других епархий нарушать эти границы. Так что отсутствие термина еще не означает отсутствие понятия. Ведь, к примеру, и в текстах Священного Писания мы не найдем термина «единосущный», который мы используем относительно второго Лица Святой Троицы, между тем, он является ключевым в исповедании нашей веры. — По какому принципу канонические границы определяются? Границы Церквей описываются, во-первых, соборными постановлениями. Например, границы Константинопольского Патриархата очерчены в 28 правиле Халкидонского собора передавшего в юрисдикцию Константинополя три византийских диоцеза: Асийский, Фракийский и Понтийский. В наше время перечисленные земли составляют территорию Турции. Канонические границы Русской Православной Церкви оговорены решениями соборов с участием Восточных Патриархов в Константинополе 1590 и 1593 годов, где Московский Первосвятитель назван Патриархом “всея Руси и всех северных стран”. — А до эпохи Вселенских Соборов церковные границы не были определены? — В древней Церкви не существовало крупных образований: Патриархатов, митрополий, епархий. Власть епископа не простиралась далее окрестностей города, где находилась его кафедра. Поэтому вопрос канонических границ не был актуальным. Однако, когда со временем стали формироваться более крупные структуры, возникла необходимость канонически регламентировать границы между ними. Представления о том, что каждая Поместная Церковь охватывает определенную территорию, сформировались в окончательном виде в византийскую эпоху. Именно в то время появляются епархии, митрополии, патриархаты — церковные структуры, границы которых во многом соответствовали административному делению Византийской империи. — Какие еще существуют критерии, кроме постановлений соборов и административных границ? Церковные границы той или иной Поместной Церкви могут расширяться за счет не принадлежащих другим Церквам территорий, на которых проводится миссионерская работа. По этой причине к канонической территории Русской Церкви принадлежат такие страны как Китай или Япония, где церковные структуры появились благодаря трудам русских миссионеров. Другой пример — Александрийский Патриархат: до XX века он не распространял свою юрисдикцию на весь африканский континент, а только на северную его часть. В результате проводимой Патриархатом миссии, его структуры распространились по всей Африке, так что теперь по общему согласию Поместных Церквей весь африканский континент считается канонической территорией Александрийской Церкви. Еще один важный момент – историческая традиция принадлежности территории той или иной Церкви. Государства могут исчезать и появляться, их границы – сужаться или расширяться. Однако эти изменения вовсе не означают автоматического переноса церковных границ. — Но как быть в тех случаях, когда исторически некая территория принадлежала то одной патриархии, то другой. Например, Бессарабия, которая была и в составе Румынского патриархата, и Московского? В подобных случаях важное значение имеет давность принадлежности территории к той или иной Поместной Церкви. С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет границы между двумя Поместными Церквами взаимно не оспаривались, то они не могут быть изменены в одностороннем порядке. — В западной Европе существуют канонические подразделения сразу нескольких юрисдикций, в одном городе может быть греческий, русский и, например, румынский епископ. Это не противоречит каноническим принципам? — Что касается западной и центральной и отчасти Южной Европы, то эти регионы не относятся к канонической области какой-либо одной из Поместных Церквей и являются территориями диаспоры. Еще сто лет назад в Западной Европе практически не существовало православных храмов и, тем более, епархий. Никто и не мог тогда представить, что во Франции, Великобритании или Германии появятся сотни православных приходов. Сейчас это реальность, возникшая вследствие драматических событий в православных странах в ХХ веке и вызванной ими массовой эмиграции православных на Запад. Поскольку не существует канонов, которые бы регулировали устроение православной диаспоры, этот вопрос вошел в повестку готовящегося Всеправославного Собора и уже в течение многих лет довольно активно обсуждается. Существуют две точки зрения на то, каким образом должна быть обустроена православная диаспора. Русская Православная Церковь и целый ряд других Православных Церквей считают, что любая Автокефальная Церковь имеет право сохранять духовно-административную связь со своими чадами, поселившимися на этих территориях. Есть и другая точка зрения, которая гласит, что православная диаспора в юрисдикционном отношении должна подчиняться Константинопольскому Патриархату. Автор этой теории Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис), живший в начале XX века, опирался на своеобразное толкование все того же 28–го правила Халкидонского Собора, которое закрепляет за Вселенским Патриархом право окормлять варваров, обитающих на территории Малой Азии. Патриарх Мелетий считал, что речь идет о негреческом населении не только Малой Азии, но и всего мира. — Но сейчас на одной и той же территории храмы подчиняются разным епископам? Как уже было сказано, такое положение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, не способствующими буквальному применению канонов, рассчитанных на естественное развитие церковной жизни. И в одночасье эту проблему решить невозможно. Различия между национальными диаспорами все-таки еще очень велики, у всех есть свои традиции, которые порой очень трудно бывает синхронизировать. Для того чтобы приблизиться к решению проблемы диаспоры, православные Церкви условились создать Епископские Собрания — структуры, которые бы объединяли канонических епископов из разных диаспор, служащих в пределах одного региона. Цель создания этих структур – демонстрация единства Православия, координация деятельности разных православных юрисдикций в условиях преобладающего инославного окружения. — Может было бы вернее объединить эти епархии? Почему не может быть создан Парижский патриархат, или Лондонский? Если богослужения там давно производятся на местном языке, а значительная часть прихожан — это коренные жители и потомки ассимилировавшиеся эмигрантов? Именно такое видение и разделяет Русская Православная Церковь. Свидетельство тому — дарование ею автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Однако образование новых Поместных Церквей должно происходить естественным образом. Для этого должны создаться определённые условия, когда в одном регионе православные общины разных юрисдикций достигли бы такой степени зрелости, что смогли существовать без всякой связи со своими материнскими Церквами, и все больше тяготели бы друг к другу. Такой процесс уже идет, но он требует немало времени и терпения. Карта канонической территории Русской Православной Церкви в формате pdf
Беседовал Дмитрий РЕБРОВ. Карта: Олег СДВИЖКОВ
Версия для печати

Тэги:

Церковь Поместные Церкви Церковное управление Патриарх

Каноническая комиссия

Каноническая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы формируется из опытных и подготовленных московских священников для рассмотрения прошений, поступающих на имя правящего архиерея Московской городской епархии Святейшего Патриарха Кирилла, от граждан, проживающих на канонической территории Московской городской епархии ― в городе Москве. В основном комиссии приходится рассматривать прошения о повторном браке и заочном отпевании душевнобольных.

***

Состав

  • епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова монастыря, — председатель
  • протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот, — консультант
  • протоиерей Сергий Селезнев, настоятель храма Архангела Михаила в Овчинниках, — заместитель председателя
  • протоиерей Максим Батурин, клирик храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской Слободе, — секретарь
  • протоиерей Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском
  • протоиерей Димитрий Иванов, настоятель храма свт. Димитрия, митрополита Ростовского, в Очакове
  • иерей Владимир Герасимов, настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Аксиньине
  • иерей Евгений Терехов, клирик храма Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке
  • иерей Алексий Федулов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне
  • иерей Антоний Игнатьев, клирик храма свт. Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки
  • иерей Антоний Смирнов, клирик храма Иоанна Воина на Якиманке
  • иерей Димитрий Самсонов, клирик храма свт. Стефана Пермского в Южном Бутове
  • иерей Михаил Плотников, клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове

***

Контакты

Адрес: 115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 (Данилов монастырь, после входа налево).

Тел..

***

Информация для заявителей

Комиссия работает в формате личного приема заявителей с понедельника по пятницу с 10.00 до 16.00. В дни государственных и церковных праздников прием не ведется.

Для скорого рассмотрения прошений по существу заявителю рекомендуется иметь при себе:

  • паспорт гражданина РФ;
  • оригиналы необходимых в каждом конкретном случае свидетельств (о рождении, крещении, бракосочетании, венчании, разводе, смерти), а также другие документы, которые может запросить комиссия при предварительной консультации заявителей по телефону.

Комиссия обращает внимание заявителей на нежелательность отправлять прошения по почте или в электронном виде, так как при этом бывает очень трудно всесторонне разобраться в сложных обстоятельствах проблемы и принять канонически правильное и душеполезное решение. Как правило, потом все равно приходится приходить на прием в комиссию.

***

Ссылки

  • О канонических аспектах церковного брака
  • Инструктивные указания по применению норм документа «О канонических аспектах церковного брака»
  • Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
  • Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц. Комментарий архиепископа Алексия (Фролова)

Православный раздел. Что происходит и кому молиться?

Политика 18 октября 20182396 Янина Мельникова

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в минском храме Всех Святых. Фото: Сергей Балай, БелаПАН

Русская православная церковь поругалась с Константинополем. Беларусская православная церковь поддержала РПЦ. Что это значит для православных верующих нашей страны, будет ли церковь считать несогласных с ее решением раскольниками и что делать, если ты причастился не в том храме? Разбираемся.

На заседании Синода РПЦ в Минске было принято решение прервать евхаристическое общение (совместное служение литургий двумя епископами или священниками) с Константинопольским патриархатом. Причина разрыва – якобы «антиканонические» действия Константинополя, «вступившего в общение с раскольниками в Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви».

Решение было принято после того, как Константинопольский патриархат предоставил автокефалию (административную независимость) Украинской православной церкви. Вселенский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию для выполнения этой высшей и исключительной обязанности».

«В практическом плане это означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении совместных литургий с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата», — пояснил после окончания заседания Синода председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Православие: кто главный?

Православная церковь появилась после раскола христианства в 1054 году. В мире существует пятнадцать Поместных православных церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля в сане патриарха, митрополита или архиепископа. Совокупная численность членов этих Церквей составляет приблизительно 227 миллионов.

Все поместные церкви равны между собой. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления.

Предстоятель Поместной Церкви является «первым среди равных»: он не вмешивается во внутренние дела епархий и не обладает прямой юрисдикцией над ними. Для совместного решения разных вопросов собирается Собор, в котором принимают участие и священники разных рангов, и простые верующие. Между Соборами управлять общими делами патриарху помогает Синод. Например, в Минске собирался Синод Русской православной церкви, чтобы решить вопрос о санкциях в отношении Констатинопольской поместной церкви, патриарха которого называют Вселенским.

Между Вселенским патриархом и Патриархом Московским и Всея Руси давно идет негласная борьба за то, чтобы стать «первым среди равных». Москва давно претендует на звание Третьего Рима – а «вторым Римом» называли как раз Константинополь.

Что касается православной церкви в Украине, то она уже давно живет несколькими разными «жизнями». В стране есть как Украинская Православная церковь Московского патриархата, так и Украинская Православная церковь Киевского патриархата, а также Украинская Автокефальная Православная церковь. Две последние ведут независимую от Московского патриарха жизнь.

Если УПЦ КП получит автокефалию (официальную независимость), это, скорее всего, приведет к объединению ее с УАПЦ. Что будут делать епархии, которые сейчас подчиняются Москве – большой вопрос.

Отдельная тема — церковное имущество. Ведь сегодня УПЦ МП контролирует два ключевых монастыря в стране — Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.

Каноническая территория

Если переводить случившееся с церковного на политический язык, то фактически Константинопольский и Московский патриархат действуют подобно государственным образованиям, в которых руководитель церкви являются суверенами. В межправославных отношениях поместных православных церквей произошло столкновение двух суверенов. В данном случае – по поводу Украины. Речь не идет о том, кто правильней молится богу. Претензии в конфликте – сугубо территориальные, поясняет теолог, докторант Рейнского Университета Фридриха Вильгельма (Бонн, Германия) Наталья Василевич:

«Корпус канонического права православной церкви довольно хаотичный, в нем аккумулировалось всё, что принималось на Соборах в разные времена, начиная от самого основания церкви. Поэтому в каноническом праве существует огромное количество норм. И суверены прибегают к той или иной норме, чтобы оправдать свои действия, легитимировать их».

Так, Вселенский патриархат оправдывает свои действия своим правом давать автокефалию тому, кому посчитает нужным. Москва выдвигает свои аргументы, называя происходящее посягательством на «каноническую территорию РПЦ».

Сам термин «каноническая территория» применяется в церквях давно. Этот принцип появился во времена феодализма, когда священники служили только в своей епархии и на другие территории не могли посягать. В православном мире в 19-20 веках этот принцип стал нарушаться. Главная причина – миграция. Люди начали уезжать в другие страны (например, в Америку), там они открывали приходы, которые подчинялись разным епископам на родине. Так началось наложение разных епархий друг на друга.

«Позже термин стал применяться для раздела территории по конфессиональному принципу «чья власть – того и вера». После распада СССР термин стали применять по отношению к церквям в бывших советских республик. Понятие «каноническая территория» зафиксировано в уставе РПЦ, где перечислены страны, находящиеся в окормлении Московского патриархата», – поясняет Василевич.

Ситуацию придется принять

Она сравнивает действия Русской православной церкви с попыткой остановить отъезжающий от станции поезд:

«Броситься под поезд уже поздно, можно только пытаться удержать его за поручни. Но сделать это даже 15 людям очень тяжело. И, конечно, пассажира, опаздывающего на поезд, который купил билет, эта ситуация напрягает и бесит. Он действует истерически, а не логично: просто кричит матом и просит кондуктора нажать на тормоза».

О том, что украинская православная церковь хочет стать автокефальной, говорили не первый год, но Москва предпочитала закрывать на это глаза, считает экспертка:

«Входных точек, которые могли бы изменить конфигурацию сил, было множество. Начиная от предсоборного времени и самого Святого Великого Собора, на котором можно было обсуждать эти вопросы. Но Москва была уверена, что ее-то этот поезд подождет. И это была ошибочная стратегия».

Московский патриархат, по словам Натальи Василевич, изначально действовал, не принимая во внимание украинские настроения:

«Они верят, что все еще можно переиграть, если хорошо попросить или пригрозить. По аналогии со стадиями принятия негативной ситуации РПЦ сейчас находится на стадии гнева, но, в конце концов, придется принять неизбежное».

Каждый выбирает по себе

Какие бы решения не принимали по сути политические структуры, для мирян это решение – не катастрофа, уверена Наталья Василевич.

Да, мирянам, относящим себя к церквям Московского патриархата, отныне нельзя: крестить (и миропомазывать) детей, исповедоваться и причащаться, принимать таинство соборования у священников и епископов Константинопольского патриархата. Но наказания за это не предусмотрено:

«Просто невозможно никак проконтролировать, что делают верующие и как они исполняют запреты. Никакого наказания здесь быть не может. Каждый человек сам волен выбирать свою стратегию действий. И даже если на него будет наложено какое-то наказание, нет механизмов его исполнения. Строгость законов на Руси компенсируется необязательностью их исполнения».

По словам экспертки, верующих в православной церкви просто нет как субъектов права, поэтому к ним практически невозможно применять какие-то нормы: «Есть только совесть самого человека как главный регулирующий механизм».

Другое дело, когда речь идет о представителях самой РПЦ. Ее священники и епископы отныне не смогут вести совместные службы с представителями Константинопольского патриархата, но с другими представителями поместных церквей – да. Самая большая проблема – службы, в которых принимают участие и те, и другие.

«Например, недавно на интронизацию нового сербского епископа в Германии был приглашен представитель Константинопольского патриархата епископ Варфоломей и два епископа Московского патриархата. Это случилось после первого решения Синода РПЦ, которое уже предусматривало приостановление совместного служения епископов двух поместных православных церквей. Потому перед началом службы епископа Варфоломея попросили не сослужить, поскольку тогда в службе не могли бы принять представители Московского патриархата».

Раскол и изоляция

Решение Синода РПЦ, которое поддержала Беларусская православная церковь, может повлиять на верующих беларусов, считает Василевич. Тем более что в самой Русской православной церкви «растет крыло фундаменталистов, ориентированных на самоизоляцию и конфронтацию».

По сути, принятое Синодом РПЦ решение логически продолжает внешнеполитический курс, который ведет Россия в последние годы. Только раньше санкционными были продукты питания, сейчас – пища духовная.

Останутся ли православные миряне, принадлежащие к Московскому патриархату, в изоляции, во многом зависит от них самих, считает экспертка:

«По сути, на верующих, у которых есть голова на плечах и которые могут самостоятельно принимать решения о своей духовной жизни, прекращение евхаристического общения с Константинополем никак не повлияет».

Читайте дальше:

«Потребность в церкви – это желание взрослых людей вернуться в детство»

«У церкви не всегда есть адекватный ответ на запросы современного человека»

Разделяет или объединяет религия беларусов?

По теме

  • Раздзяляе ці аб’ядноўвае рэлігія беларусаў?
  • «Я ў Бога не веру, бо забіў замнога людзей»
  • «У церкви не всегда есть адекватный ответ на запросы современного человека»
  • «Беларусов трудно назвать примером христианского народа»

Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать


Глава РПЦ Кирилл на мессе в его честь в церкви Дионисия Ареопагита в Афинах Фото: Max D. Gyselinck / News Pictures / East News

Почему произошел раскол

11 октября Священный синод Константинопольского патриархата объявил, что предоставит автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), откроет в Киеве ставропигии (организацию или монастырь прямого подчинения) Константинопольского патриарха.
Автокефалия подразумевает, что Украинская церковь станет административно независимой от РПЦ, за ней будет закреплена каноническая территория, где другие церкви не смогут присутствовать.

Константинополь восстановил в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей». Отменено действие соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая касалась передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Вселенский патриархат снял анафему с двух украинский церквей.

РПЦ назвала эти решения «беззаконными и канонически ничтожными». 15 октября Русская церковь полностью прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ.

Евхаристическое общение — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. Для православных церквей наличие этого общения — единственный явный признак единства во Вселенской православной церкви, так как автокефальные церкви административно, экономически, юридически независимы.

При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.

Наказания за молитвы

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам нельзя участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

За молитву в «запретных» храмах Константинопольского патриархата священнослужителей РПЦ ждет наказание. Верующие будут обязаны покаяться на исповеди в непослушании церкви.

Какие церкви «запрещены»

Таким образом, прихожане РПЦ больше не смогут молиться и причащаться в храмах на Афоне. Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных.

Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил, на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.

Назначения новых епископов РПЦ

16 октября Священный Синод РПЦ поменял местами некоторых епископов, которые управляли ее приходами в Европе и США. Управляющего Патриаршими приходами в США епископа Иоанна (Рощина) переводят в Италию. Временное управление приходами В США поручили епископу Сурожскому Матфею. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.

Реакция

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Иван Зоря) обвинил РПЦ в самоизоляции и повторении политики Кремля. «Синод МП (Московского патриархата — «Сноб»)

повторяет политику Кремля — самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви. Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке.

Предпосылки

В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано, что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».

В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».

Ахилла

Просмотры: 1 903

На сайте Православие.ру 25 сентября был опубликован материал под названием «Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь». Автор — профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии, автор учебников по церковному праву и церковной истории протоиерей Владислав Цыпин. Фигура известная, солидная, официальная.

Статья эта посвящена, как указывается в подзаголовке, «канонической и экклезиологической оценке действий Константинопольского Патриархата». Так как я не ученый, не канонист и даже семинарию не окончил, то я не буду комментировать каноническую или экклезиологическую сторону вопроса — кто прав, кто виноват в вопросе правомочности предоставления автокефалии Украине Вселенским патриархом. Но я выскажу несколько своих замечаний к статье отца Владислава с точки зрения здравого смысла стороннего наблюдателя.

Начало статьи доктора церковной истории говорит само за себя — в каком ключе будет идти разговор: в алармистском, читателя сразу пугают громкими словами:

«Грех раскола не смывается даже мученической кровью.

Святитель Иоанн Златоуст

Единство Вселенской Православной Церкви поставлено под угрозу. Острота переживаемого кризиса сопоставима с самыми трагическими событиями в истории Церкви: с отпадением от Православия Римского престола, с принятием Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом в 1439 году. Бомбой, взорвавшей церковный мир, стало вмешательство патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела входящей в состав Московского Патриархата самоуправляемой Украинской Церкви…»

Итак, вопрос автокефалии в Украине ставится в ряд с глобальными событиями Великой схизмы и Флорентийской унии. Но ниже Цыпин пишет:

«Патриарх Мелетий IV, пользуясь развязанными против Русской Церкви кровавыми гонениями, дерзнул распространить свои юрисдикционные претензии на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате событий 1917 года в новообразованных государствах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии. Патриарх Мелетий IV пошел тогда навстречу политическим интересам правительств этих государств, которые побуждали местное священноначалие просить Константинопольского патриарха о принятии их в свою юрисдикцию. Так, в 1923 году в юрисдикцию Константинополя без согласования вопроса со священноначалием гонимой Русской Церкви были приняты православные епархии в Польше, Финляндии и Эстонии, в 1924 году патриарх Григорий VII канонически незаконным образом предоставил автокефалию Православной Церкви в Польше, в 1935 году патриархом Фотием была принята в константинопольскую юрисдикцию Латвийская Церковь».

Таким образом, выходит, что Константинопольский патриархат уже раньше — и неоднократно — совершал антиканонические и антиэкклезиологические действия, «вторгаясь на каноническую территорию Русской Церкви», даруя автокефалии и принимая национальные Церкви под свою юрисдикцию. Так почему же те события вы не называете сравнимыми с Великим расколом и унией и не разорвали еще тогда общение навсегда с таким нехорошим и вредоносным Константинополем? Почему вы скушали его злодейства и продолжали его поминать, и заседать на «братских» встречах, сослужить вместе? Или ваши поступки — поступки священноначалия РПЦ — обусловливались не канонами, а политическими интересами?

Кстати, о политических интересах. Весь пафос статьи Цыпина выражен в его презрении (отражающем общую позицию священноначалия РПЦ, единую с кремлевской) к Украине, как государству, точнее, к тому, что автокефалию у Константинополя просит не «каноническая церковь», а правительство. И тут Цыпин в эпитетах не стесняется:

«…автокефалии на Украине домогается лишь ее „досточтимое правительство“.

…Политическая подоплека затеянной авантюры настолько прозрачна, что в особых комментариях не нуждается. Скоропалительность принятых акций очевидным образом скоординирована со сроками избирательной кампании на Украине; предпринятые действия нацелены на продление власти украинских политиков, осуществивших государственный переворот в Киеве и ввергших страну в гражданскую войну; а за этим одолжением марионеточному киевскому режиму стоит и плохо скрываемая услуга несравненно более могущественным силам, которые, как это было в свое время заявлено устами одного из самых авторитетных американских политологов, главное препятствие в стремлении к мировому господству обнаружили в самом существовании Православной Церкви».

Проще говоря, во всем виноваты США, которые давят на «марионеточный» Константинополь и на «марионеточное» правительство Украины, — в общем, бесконечный, набивший оскомину коллективный анчихрист «бжезинский», которому мешает установить мировое господство только РПЦ (последний «удерживающий», или в более веселой риторике одного из клоунов от российского госправославия: «Только союз Патриарха Кирилла и Президента Путина спасет Россию (и весь мир, конечно)!»). И эта риторика слово в слово уже не раз проговорена вслух спикерами РПЦ. Под этим понимается, что в политические игры играют только сильные: США и Россия, а всякая прочая марионеточная мелочь должна помалкивать, дрожать и слушаться того, кого надо слушаться. В данном случае, УПЦ должна слушаться и подчиняться только Московской патриархии, которая, в свою очередь, находится под крылом великой державы, могучей и непобедимой, честной и справедливой, несущей свет и прочие искандеры в мир — России. Точнее — Кремля.

И после этого вы считаете, что у верующих граждан другого, независимого государства не возникнет устойчивого желания отодвинуться от вас подальше? От вашей благословляющей стальной длани? Да нет, как раз риторика спикеров РПЦ и УПЦ МП вполне прояснила позицию: если кто хочет отделиться — тот предатель, марионетка, раскольник, еретик и иуда, а кто готов подклонить выю под Гундяева и Путина — те канонические лапочки и экклезиологические няшки.

И уважаемый доктор церковных наук, автор учебников и прочих регалий отец Владислав Цыпин не стесняется заявлять:

«Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем большинства на всех этих уровнях. Между тем значительное большинство епископата, духовенства и мирян канонической Украинской Церкви дорожит узами, связующими ее с Церковью Русской, дорожит своей принадлежностью к русскому миру; к обособлению от него, к отделению не стремится, а значит, нет канонически значимого повода для учреждения новой автокефалии».

Батюшка, поднимите свои глаза и посмотрите в лица людей, некоторые из которых даже слегка касались изучения церковной и светской истории, хотя бы в самом обобщенном виде, — вам не стыдно? Когда мнение мирян да и духовенства особо кого интересовало, тем более до ХХ века? Во все века все вопросы автокефалий, соборов, канонов, территорий и прочего решали только епископат и правители. И чаще всего — именно светская власть, особенно в Византии. И уж тем более так было в России. Вся каноничность Русской Церкви всегда была в руках одного человека — царя или царицы. Может, вам напомнить статью из «Основных законов Российской империи»?

«Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (…) В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви» (Основные Законы, ст. 42 в изд. 1832 г.).

Где же ваши возмущения, анафемы и пафосные речи про «надменность власти мирския»? Не Русская ли Церковь была безвольной марионеткой в руках правителей столетиями?

Еще цитата из статьи Цыпина:

«…назначение экзархов, направленных Константинопольской Патриархией в Киев, является актом вторжения на не принадлежащую ему каноническую территорию. Это деяние, виновные в котором, согласно 2-му правилу Сардикийского Собора, подлежат не только извержению из сана, но, как сказано в этом каноне, „никто из таковых, ниже при кончине своей, не будет удостоиваем общения, даже наравне с мирянами“. Тем более заслуживает осуждения вмешательство в дела иной Поместной Церкви. 8-е правило III Вселенского Собора гласит:

„То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников; но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков“».

Обращаюсь ко всем читателям (верующим — особенно), глаза, уши и разум которых еще не до конца затуманены церковным сленгом: прочитайте внимательно эти слова правила Вселенского собора: про «надменность власти мирской» и про «не простирал бы власти», «под рукой его и предшественников», «епархию подчинил». Прочитайте эти слова и пропустите их через мышление человека XXI века, а также через свой опыт, если он имеется, церковной жизни: понимаете ли, что вы, простые миряне и духовенство, — просто пешки на их «канонических территориях», и так было всегда? Вы понимаете, что их не интересуют ваша жизнь, совесть, свобода, братство, любовь, единство в духе, добрососедство? Понимаете ли, что кроме власти «мирския» и «духовныя», кроме своих амбиций, в духе еще той имперской византийщины (Третий Вселенский собор — первая треть пятого века), их практически ничего не волнует?

Поэтому патриархи любого патриархата во все времена всегда найдут каноны, правила и обычаи, легитимирующие их поступки. Поэтому всегда найдутся церковные спикеры и профессора богословия, которые обставят эти амбиции иерархов большим количеством ссылок и цитат из пыльных манускриптов. Поэтому всегда найдутся те горячие публицисты и прикормленные журналисты, которые с упоением будут доказывать черноту и грязноту «врагов» и белизну и святость «своих», закрывая глаза на точно такие же свинства, вранье и политические амбиции с обеих сторон.

Но, повторюсь, ваша свобода, ваша жизнь и даже спасение вашей души их совершенно не интересуют — хотя они об этом будут трубить и с видом оскорбленной невинности доказывать, что именно своими действиями — запретами, анафемами, угрозами, враньем, лицемерием, подкупами, интригами и проч. — они «заботятся» о вас, простых верующих и рядовом духовенстве. Нет, заботятся они — и так было во все века «имперского» и постимперского православия — только о себе: своей власти и своих доходах, которые они желают выжимать со своих «канонических территорий». То есть с вас. И для этого у них всегда найдется канончик.

Рисунок Вячеслава Полухина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]