Притча о пшенице и плевелах в Евангелии от Матфея: в каких случаях Иисус ее рассказывал и почему людям необходимо знать эту историю

Одна из самых популярных притч Иисуса — притча о пшеничных плевелах (сорняках). Она имеет глубокий смысл. В ней Иисус преподает важный урок, который нужно усвоить не только верующим людям, но и каждому человеку.

Подобно большинству визуальных историй Иисуса, основанных на сельском хозяйстве, эта история предлагает множество практических применений в жизни. В статье мы обсудим символику притчи, где еще в Библии говорится о пшенице и плевелах (или сорняках), и почему мы должны знать эту притчу.

Каков смысл этой притчи?

Поле представляет церковь. В притче Иисус называет это Царством Небесным. И на этом поле Бог (хозяин или фермер) сеет доброе семя. Хорошие семена символизируют христиан, которые имеют личные отношения с Богом и через процесс освящения стремятся стать ближе и более похожими на Иисуса. Тем не менее враг появляется на поле. Как и в большинстве случаев в Писании, враг выступает за дьявола. Он стремится сеять раздор в церкви и сажает сорняки или плевелы.

Эти сорняки и плевелы представляют собой различные искушения, проблемы, людей, у которых есть злые помыслы и действия. Они в конечном итоге искушают и вредят духовным путям доброго семени (хорошим, духовным людям), но Бог дает им шанс, и они могут покаяться на протяжении своей жизни до смерти (сбора урожая).

Первый в мире летающий автомобиль со складными крыльями дебютирует в 2022 году

Красивая плетеная корзина из старых пакетов: она отлично смотрится в интерьере

В программе «Звезды сошлись» Скулкина рассказала, как ведет себя вне камер

Слуги, скорее всего, ангелы (но также могут представлять верующих), спрашивают, могут ли они вырвать плевелы, но Иисус говорит им подождать до жатвы. Поскольку сорняки пустили свои корни на пшеничных полях, если слуги вырвут их слишком рано, они рискуют повредить пшеницу без возможности восстановления из-за их переплетенных корней. Таким образом, слуги продолжают поливать и ухаживать за обоими растениями в равной степени, пока не наступит время сбора урожая.

Урожай здесь символизирует конец света или конец времен. Это также может означать конец жизни человека. В любом случае в конце жизни, независимо от того, вызван он смертью или чем-то другим, станет известно, к какому статусу вы принадлежите (пшеница или плевелы). Те, кто принадлежит к пшенице, получат вечное место в житнице на небесах. Что касается плевел, то они получают вечное место в огне, в аду.

Многие люди, когда впервые слышат об этой притче, задаются вопросом: «Как можно отличить пшеницу от сорняков?» Если, например, вы живете в Западном полушарии, то сорняки выглядят, как колючие зеленые растения, а пшеница — золотисто-коричневые, длинные растения, но на ближневосточном климате плевелы выглядят почти такими же, как пшеница, до сбора урожая.

Итальянка-соцработник правдиво изображает общество в своих иллюстрациях

Почему большинство россиян в поездках предпочитают квартиры гостиницам

Чего надо ждать, если случайно разлился чай (на пол, на стол или на человека)

Да, действительно, в жизни тяжело отличить, где хороший и плохой человек, но мы также должны и осознать, что плохих людей нет. Ведь человек становится только тогда бездуховным, когда в его жизни очень много негатива. Даже если он изначально был безнравственным, то он в любой момент может поменять свое мировоззрение и стать духовной личностью. Поэтому «не судите, да не судимы будете».

Притча о пшенице и плевелах

В притче о сеятеле и семени речь шла о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей. В следующей притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в четвертой части семени, павшей на добрую землю, враг человеческого спасения делает все возможное, чтобы испортить то, что вырастает на этой доброй почве. Притча о пшенице и плевелах чрезвычайна актуальна для наших дней, когда люди задаются вопросом о происхождении зла в мире, недоумевают о соблазнах, расколах и отпадениях, которые встречают в самой Церкви. Где искать истоки церковных соблазнов? В чем их причина? Наконец, кто их вдохновитель? Ответы на эти и другие смежные вопросы мы получим в притче о пшенице и плевелах. Вот как излагает эту притчу евангелист Матфей:

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? откуда же плевелы? Он же сказал им: враг человеческий сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13: 25–30).

Сказав эту притчу, Христос разъясняет апостолам и нам, что «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; «враг Его» – диавол, сеятель плевел; «поле» – мир, по которому распространится Его вселенская Церковь; «доброе семя» – сыны Царства, чада Церкви, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердце, сделало их Божией пшеницей, готовой для собирания в небесную житницу, то есть для царствия Божия; «плевелы» – сыны лукавого, то есть всякие лжеучители, соблазнители, через которых сатана делает своё лукавое дело.

Отцы Церкви учат, что диавол во всем противодействует Христу. «После пророков, – говорит Иоанн Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Христос зовет людей к спасительной истине, диавол же через своих слуг, т.е. лжеучителей и соблазнителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в их сердцах сеет разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра. По этой причине Христос и называет таких людей плевелами, которые по внешнему виду походят на пшеницу. «Диавол, – пишет св. Иоанн Златоуст, – пока не видит, к чему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Посему и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося не мог похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, именно – всевает собственные семена».

«Диавол сеет плевелы, – говорит Господь, – спящим человекам». Другими словами, диавол сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда недостаточно хранят приставленные к ниве стражи, то есть пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают самозванцев, лжеучителей. Митрополит Московский Филарет так об этом пишет: «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно во сне мечтающим, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадётся во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы». Христос, конечно, знает об этом и потому зовет Своих последователей духовно бодрствовать, постоянно быть на страже. Обратимся снова к Иоанну Златоусту: «Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно. Потому и Павел сказал: бодрствуйте, стойте в вере (1Кор. 16: 13). В последующих словах притчи, «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы», Господь с точностью описывает поведение еретиков: сначала они себя прикрывают, когда же кто-нибудь вступит с ними в разговор, тогда они изливают свой яд. Посмотри, какова злоба диавола. Он не сеял прежде, потому что нечего было погубить. Но когда уже всё засеяно, сеет и он, чтобы испортить, стоившее многих трудов земледельцу. Такую сильную вражду обнаружил во всем против Христа диавол!»

Хозяин посеял добрый плод, а ночью враг посеял там плевелы. Когда появились первые всходы, он призвал работников и показал им, что вместе с пшеницей растут плевелы. Увидев неладное на поле, слуги спросили господина: «Как это могло быть, ведь ты доброе семя сеял?» Слуги домовладыки предлагают вырвать плевелы, чтобы росла только полезная пшеница. Хозяин решительно отклонил их предложение, объяснив, что, вырывая плевелы, можно повредить пшеницу, ибо плевелы очень похожи на пшеницу. Ведь можно перепутать и вместе с плевелами вырвать колос пшеницы, так как плевелы и пшеница растут рядом, вместе, корни сплелись и может выйти так, что, вырывая с корнем плевелы, повредишь корень колоса пшеницы, и он погибнет.

Эта подробность в притче о пшенице и плевелах чрезвычайна важна и актуальна. В мире мы видим много беззаконий и различных безобразий. Да и не только во внешнем мире, но и внутри церковной ограды далеко не всё благополучно. Часто при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорят: «Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых? Зачем Ты даёшь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает в притче: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, т.е. день страшного суда, и Я скажу жнецам, ангелам Своим: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их; и соберут делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А пшеницу уберите в житницу Мою; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 36–43).

Многие чада Церкви, представляя, что ревнуют об истине, о чистоте Церкви, призывают с корнем вырвать плевелы. Если приняться ревностно уничтожать всякое зло внутри Церкви, можно, не разобравши, вместо плевел вырвать колос пшеницы и повредить самому себе. Господь решительно запрещает такой способ борьбы со злом, ибо никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличать лицемера от праведника. Кроме того, многие из грешников еще могут перемениться, покаяться и сделаться праведниками. Блаженный Августин по этому поводу говорит: «Многие исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления ».

Действительно, если обратиться к житиям святых, мы найдём многих праведников, которые в течение своей жизни испытывали падения. В момент падения можно было бы принять их за плевелы. Отцы учат, что наличие искушений в мире, дела лукавых очищают душу, помогают ей яснее видеть свои немощи, глубже чувствовать свою виновность и мало-помалу ослаблять в себе силы греха. Золото очищается от примеси огнём. Смешение людей добрых и злых в мире доставляет добрым тысячи случаев усовершенствоваться в добре, приобретать терпение, кротость, смирение, незлобивость, любовь. Жизнь праведников на земле тесно связана с жизнью грешников и узами родства, и сходством расположении души, и внешними обстоятельствами, так что потрясение в участи одних не обходится без потрясения в жизни других. Например, недостойный отец, пьяница или развратник, может заботливо растить своих благочестивых детей; благополучие честных рабочих может находиться в руках корыстного и грубого хозяина; неверующий правитель может оказаться мудрым и полезным для граждан законодателем. Если бы Господь Бог без разбора карал всех грешников, то нарушился бы на земле весь строй жизни.

Христос не хочет, чтобы уничтожались в церковной ограде плевелы, находящиеся рядом с пшеницей еще и потому, что желает научить нас терпению, а грешникам показать Своё милосердие. Св. Иоанн Златоуст говорит, что это не значит, что Господь не запрещает останавливать лжеучителей. Нужно с ними бороться, но бороться достойными, евангельскими методами. Но ни в коем случае нельзя в этой борьбе прибегать к насилию, как это, к великому сожалению, иногда имело место в церковной истории. Святые Отцы предостерегают от чрезмерной ревности, говоря: «Ревность, хотящая победить всякое зло, сама есть великое зло, ибо может принести много вреда». Совесть христианина не должна гореть тем злом, которое он видит. Он призван укротить зло в самом себе.

О борьбе со злом хорошо говорит митрополит Филарет (Вознесенский): «Господь сказал: Аз глаголю вам: не противьтесь злу! По существу, это не совпадение текстов русского и славянского. «Злу» это – не злу, как таковому, а злому, т.е. злому человеку. По-русски это читается: «Я говорю вам: не противься злому!» И только. Если ты хочешь бороться со злом, то не обращайся с ним прямо на человека, который творит зло, а на то зло, которое он причиняет. И не старайся вырвать этого человека из церковной ограды, как хотели слуги плевелы вырвать, а старайся его убедить, разъяснить ему неправильность его понятий. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «Грешные они, а грешников люби и жалей!» Неразумная ревность стремится уничтожить всё то, что причиняет зло. О ней говорил апостол Павел, что эта ревность не по разуму, т.е. неразумная. Эта ревность сама может оказаться великим злом, потому что много может причинить и вреда, и смятения, и соблазна в среде церковной».

Христос говорит: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», а «жатва есть кончина века». Блаженный Августин поясняет: «Итак, Церковь до конца века будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых. Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от нее отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницею, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными». Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, в этой связи замечает: «Если бы Матфей (до своего обращения – ненавистный для своих соотечественниками сборщик податей, – В.П.) исторгнут был из этой жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Так точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, чтобы впоследствии произросла их добродетель».

Христос не хочет смерти грешников, а желает, чтобы они уразумели истину и спаслись (1Кор. 11: 19). Он теплотой Своей благости, живительными лучами Своей любви хочет смягчить ожесточение их сердец и возбудить в них новую жизнь (Рим. 2: 2–6). Он ставит им в пример благочестие Своих избранников, как обличение их грешной жизни. Вспомним обращение гонителя христиан Савла. Но один ли Савл сделался Павлом? Как много язычников обратились в пламенных исповедников веры при взгляде на самоотвержение и твердость мучеников. Да и не только в древности. И в двадцатом веке сколько людей было вдохновлено примером стойкости новомучеников и исповедников Российских!

Святые Отцы уподобляют Церковь Христову Ноеву ковчегу, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные. Церковь уподобляется еще и неводу, в который вместе с рыбой попадают и разные гады. Разные люди: и грешники, и праведники – составляют Церковь, Тело Христово. Есть в ней люди, достигшие вершин духовного совершенства, а есть духовные младенцы. Новоначальных надо беречь, а не соблазнять и отталкивать как немощных членов Церкви «ревностью не по разуму».

Где в Библии говорится о плевелах (или сорняках)?

Первый случай появления сорняков описан в Бытии. Поскольку Адам и Ева согрешили, сама земля, по которой они ходили, получила проклятие. Каждый сорняк или паразитическое растение, с которым они и мы сталкиваемся, является следствием их непослушания, так как усложняет нам труд на полях.

Зная об этой связи с сорняками и грехом, Иисус включил плевелы в свою притчу. Помимо этого, слово «сорняки» встречается в Евангелии от Матфея: «Рабочие всегда сжигали сорняки в огне».

Полевой сорняк

Таковым по сути является это евразийское цветковое растение – плевел, семейства Злаковых. В основном оно растет на лугах и в полях, иногда его можно увидеть расположившимся вдоль дорог, порой – на железнодорожных насыпях. Отдельные его виды используют в качестве корма для домашних животных и как газонную траву.

Научное латинское название плевела – lolium, оно пришло к нам из Древнего Рима. Этим словом злостный сорняк назвал Вергилий. В русский язык термин «плевел» пришел из церковнославянского, где он обозначал сорняк. При этом в древнерусском языке существовало существительное «половел», имевшее такое же значение.

Во множестве языков это растение называется «ржаная трава». В английском языке оно звучит как Ryegrass, в финском — как Raiheinä. Подобное наименование встречается также и в исландском, и в нидерландском языках. В русскоязычной литературе можно встретить аналогичное название описываемого рода – «райграс» или «рейграс».

Чтобы лучше разобраться в том, что значит плевел, следует перейти к непосредственному описанию растения.

Биологические характеристики

Представители рода плевел являются как однолетними, так и многолетними травами. Их корневая система определяется как мочковатая, у них упругие побеги. Листья — плоские, линейные, темно-зеленого цвета. Их колосья-соцветия имеют длину до 15 см. Колоски неплотные, сидячие, расположены продольными рядами по одному. В длину они вырастают до 8-16 мм, в каждом бывает от трех до двадцати цветков и два рыльца.

В период цветения соцветия густо покрываются пыльцой. Опыляются они при помощи ветра. Пыльца этого растения может стать причиной заражения сенной лихорадкой. Плодом его является зерновка, это обычный для злаковых односемянный сухой плод. Семена разносятся водой или ветром.

Существует два вида – многоцветковый и многолетний плевел. Оба они относятся к ценным кормовым злакам. Декоративная ценность растения невелика, но некоторые виды высаживают как газонную траву.

В продолжение изучения, что такое плевел, будет рассмотрено употребление лексемы в Священном Писании.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]