Заочное отпевание: в каких случаях его проводят


Чин погребения считается одним из важнейших православных богослужений. Как с Крещением младенец осеняется Божьей благодатью, так и с уходом в мир иной верующий получает прощение и отпущение грехов. Цель отпевания – очистить душу перед явлением её Господу. Одним из величайших наказаний считается отказ священнослужителя в отпевании перед захоронением.

Особенности заочного отпевания

Согласно христианским традициям каждый человек обязан исповедаться и покаяться в содеянных грехах. Считается, что только те проступки, которые признал за собой умирающий, будут прощены ему в ином мире. Для придания силы обряду покаяния после смерти над телом совершается чин погребения.

Не стоит путать чин погребения с прочтением заупокойных молитв над умершим, имеющих совершенно другое значение. Чин содержит регламентированный перечень псалмов и выдержек из Библии, произносимых на распев. От сюда пошло второе и наиболее распространенное название обряда – отпевание.

В современных реалиях традиционные христианские обряды стали восприниматься иначе. С развитием медицины борьба за жизнь человека продолжается до последнего вздоха, а вместе с ней сохраняется надежда на лучший исход. Поэтому большинство людей покидают мир, не успев исповедаться, и последней надеждой на спасение души остается чин погребения.

Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание. Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

В каких случаях можно провести заочное отпевание

Изначально священники проводили службы над умершими воинами имея только горсть земли с места их захоронения. Но сегодня традиция очищения души распространилась и на другие категории граждан:

  • — заключенные, умершие во время отбывания наказания;
  • — пациенты диспансеров закрытого типа (психоневрологические расстройства, инфекционные заболевания, туберкулез и т.д.);
  • — жертвы аварий, катастроф, терактов и природных катаклизмов.

К числу людей, имеющих право на заочное отпевание, относятся усопшие с диагностированными инфекционными заболеваниями, представляющими угрозу для окружающих. Согласие на проведение обряда можно получить и в том случае, если покойного похоронили в другой стране или происходит перезахоронение останков.

В любой деликатной ситуации переговоры с духовенством, а также сопутствующие подготовительные работы помогут провести специалисты похоронного агентства, оказывающего полный спектр ритуальных услуг.

Последование мертвенное мирских тел

Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел». Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся. Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.

Причины отказа в заочном отпевании

Несмотря на то, что в большинстве случаев священники идут навстречу родственникам, в отдельных ситуациях проведение обряда очищения души строго запрещено. В частности, его не исполняют над теми, кто:

  • — был крещен при жизни (в том числе, над младенцами);
  • — исповедовал другую веру;
  • — отрицал существование бога;
  • — составил письменную просьбу не совершать над его телом православных обрядов;
  • — не был признан умершим (пропавшие без вести).

Чин погребения совершает только один раз. Если останки были эксгумированы и подлежат перезахоронению, повторно их не отпевают.

Также служитель церкви может отказать в том случае, если нет никаких препятствий для проведения очной службы.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу — нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

В отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

Как происходит заочное отпевание

Порядок молитв остается неизменным, каким бы образом не совершалось ритуальное очищение души. Но если отсутствует тело умершего, обряд выполняют над горстью земли. Как правило, родственники набирают ее на могиле отпеваемого покойного. Если тело похоронено в другой стране, можно взять грунт на месте захоронения одного из родственников.

По завершению чина погребения почву возвращают на место, рассыпая в виде креста. Если необходимо отпеть покойного во время эксгумации, делают это до поднятия останков, а отпетую землю затем насыпают поверх савана.

Кого не принято отпевать?

Церковное правило гласит, что нельзя отпевать:

  • младенцев,
  • некрещеных,
  • лиц, указавших в завещании нежелание быть отпетыми,
  • иноверцев,
  • инославцев (неправославных христиан),
  • преступников, убитых при совершении преступления,
  • самоубийц.

Для последних существует единственное исключение: если может быть доказан факт совершения суицида в состоянии невменяемости или психического расстройства. В таких случаях священник вправе потребовать от родственников или близких подтверждающий это медицинский документ.

Отпевание крещеного человека, который при жизни был неверующим, агностиком или атеистом, возможно только если этот факт будет скрыт от священника. Отказ священника в отпевании таких людей – это скорее милость к человеку, сделавшему такой выбор и уважение этого выбора, каким бы страшным он ни казался. Сложно представить себе, что ждет такого человека при встрече с Богом: разочарование, мучения, страдания… но явно не то, что он ожидал, отрицая или отвергая Его.

Что же касается наркоманов и алкоголиков, то их, как людей порочных, Церковь отпевать разрешает.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]