В День народного единства 4 ноября 2021 года в Москве состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.
Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований. Всего было собрано более 100 миллионов рублей.
Памятник Владимиру установлен на Боровицком холме, его высота вместе с постаментом составляет 17,5 метров. Скульптура выполнена из бронзы, постамент — из гранита, авторы проекта — художник Салават Щербаков и скульптор Игорь Воскресенский.
Надо отметить, что первоначально у общественности и экспертов были опасения, что фигура князя Владимира станет похожей на Петра Первого, выполненного Церетели, что на Крымской набережной. Возможно, что именно из-за этих сомнений ранее задуманная высота в 24 метра была значительно уменьшена.
Хотя монумент получился и высокий, но он удачно вписался в окружающее пространство, не подавляя другие достопримечательности Москвы рядом с Кремлем.
По мнению большинства историков и обычных горожан, памятник Владимиру удался. При его создании авторы не хотели, чтобы монумент был похож на икону и поэтому созданный ими бронзовый князь — не только святой, но и воитель, и политик. Это спокойный и сильный, мужественный и уверенный в себе правитель и воин.
Три барельефа рассказывают нам о жизни и деяниях князя. Это настоящие скульптурные картины. Первая из них прославляет князя Владимира как правителя и строителя русских городов. На втором барельефе мы видим крещение Владимира и на третьем изображено крещение Руси.
История создания
Решение о создании памятника Владимиру было принято в начале 2015 года. В тот год исполнялось 1000 лет со дня смерти князя. К этой памятной дате монумент соорудить не успели, но был установлен памятный знак, закладной камень которого освятил Патриарх Кирилл.
Первоначально предполагалось водрузить скульптуру на Воробьевых горах, что вызвало резкий протест общественности. К тому же геологическая ситуация не позволяла это сделать.
Чтобы учесть мнение москвичей, место для строительства было выбрано путем голосования в мобильном приложении «Активный гражданин». Из предложенных трех вариантов (Боровицкая, Лубянская площадь или парк Зарядье) больше всего голосов набрал первый вариант. ЮНЕСКО также не была против этого решения.
Отрицательный персонаж
Князь Владимир Красно Солнышко — сын киевского князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и дочери князя древлянского Малуши. Родился он далеко от стольного града, но вскоре был истребован княгинею Ольгой и возвращен на родину отца. Он был наследником Новгорода, который отписал ему во владение перед гибельным своим походом Святослав.
Первый период взросления в княжении Владимира был варварским и кровавым: коварное и кровавое убийство брата Ярополка и отца и братьев его жены Рогнеды, совершенное насилие над Рогнедой ради насильной женитьбы, насильственное взятие в наложницы беременной супруги убиенного Ярополка — бывшей монахини-гречанки — и прочие бесчинства.
И в религии Владимир первоначально был не только ярым язычником. Предполагается, что он активно использовал кровавые человеческие жертвоприношения идолам и богам.
Изготовление монумента
Отливка элементов скульптуры велась на литейном заводе в Химках, причем, правая рука и крест были отлиты отдельно от фигуры князя. Всего на создание монумента ушло 25 тонн бронзы и такое же количество стали для изготовления внутреннего каркаса, внутри которого укреплена техническая лестница.
Чтобы перевести памятник на тягаче, была сооружена специальная 20-ти тонная конструкция. На Боровицкой площади построили специальный каркас, внутри которого с помощью 500-тонного крана был выполнен монтаж памятника. Затем промышленные альпинисты две недели выполняли сварочные работы.
Владимир и крещение Руси
В то время киевский князь был болен странной болезнью глаз, от которой его не могли избавить лекари. Анна настояла на срочном крещении. Во время обряда болезнь Владимира чудесным образом исцелилась. С этого момента в новую веру начали креститься и другие русичи. А по прибытии новобрачных в Киев по указу князя Владимира в Днепр были сброшены все идолы, а в водах реки крещено большинство населения города. Сам же князь отказался от многоженства, оставив возле себя единственную жену — Анну.
О князе Владимире
Князь Владимир вошел в историю как собиратель русских земель. Он всеми силами и путями укреплял Русское государство. Совершив ряд походов на запад и восток против хазар и ятвягов, поляков и волжских болгар, ему удалось подчинить Русскому государству много новых территорий. Русь превратилось в державу, играющую важную роль в мировой политике.
Князь Владимир известен как креститель Руси. Относительно выбора веры сохранилась легенда, согласно которой князь беседовал с представителями разных религий, но остановился на христианстве.
В летописи сказано, что после завоевания Корсуни (Херсонеса), Владимир пожелал взять в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Согласие правителей было получено, но при условии, что Анна должна выйти замуж за единоверца, то есть Владимир должен был принять православную веру.
Князь и вся его дружина приняли обряд крещения, после чего произошло бракосочетание. Дата и место этих событий точно не установлены, но годом крещения Руси считается 988.
Памятник Владимиру в Москве получился ярким и эстетически привлекательным. Он удачно дополнил комплекс достопримечательностей столицы, расположенных в окрестностях Кремля. Так это или иначе рассудит время. Наши дети и внуки сами оценят монумент и выразят свое мнение.
Памятник Владимиру: почему креститель Руси внес смуту в ряды москвичей
Монтаж памятника князю Владимиру на Боровицкой площади Москвы должен начаться в ночь с 15 на 16 октября. Решение об установке 16-метрового монумента вблизи Кремля и знаменитого Дома Пашкова на относительно небольшой территории вызвало бурю протестов и споров. Хотя место размещения скульптуры определялось в ходе народного голосования, а также было рекомендовано профильными комиссиями и инстанциями, в экспертном сообществе немало тех, кто считает такое решение ошибкой. Что не так с памятником крестителю Руси, и стоит ли оставить пустым «свято место», корреспондент РИАМО узнал у самых именитых архитекторов столицы.
Монумент князю Владимиру в Москве хотят возводить без согласия ЮНЕСКО>>
Сергей Скуратов, президент , член правления Союза московских архитекторов, профессор Международной академии архитектуры, лауреат многочисленных российских и международных конкурсов и смотров, Почетный строитель города Москвы, автор самых дорогих домов Москвы: «Арт Хаус», «Дом на Мосфильмовской» и других проектов:
Сергей Скуратов Architects
Сергей Скуратов Architects
Сергей Скуратов Architects
1 из 3
«Очень сложно, да и непрофессионально рассуждать о памятнике, когда ты его не видел вживую. Заключения, построенные на основе увиденных в интернете картинок, без понимания размеров, пропорций, пластики и композиции самой фигуры кажутся мне крайне непродуктивными и не имеют смысла. Поэтому я ограничусь лишь анализом самого места, где предполагается поставить монумент.
По моему профессиональному убеждению, это место крайне неудачно и невыгодно вообще для установки какого-либо памятника, вне зависимости от его размеров, функции и политической значимости. Это транзитное пространство с мощным автомобильным трафиком все время суток. Точка, в которой будет стоять памятник, всегда композиционно будет проигрывать главному сооружению на этом пространстве — Дому Пашкова. С точки зрения логики установки монумента — это неправильно.
Восприятие памятника будет всегда смазано шумом, потоком машин и отрезанностью от главных пешеходных потоков центральной части города на пространствах, окружающих Кремль.
Зрителями этого монумента станут в основном автомобилисты, которым в этом месте, извините, не до лицезрения, так как надо оперативно перестроиться при съезде с моста и заезде на площадь с набережной. Людей же, проходящих по мосту, крайне мало. На мой взгляд, такой памятник был бы уместен, например, внутри Кремля, где есть определенная атмосфера спокойствия и целенаправленного знакомства с памятниками истории.
С чисто художественной точки зрения, мне кажется, что связывать размеры и масштабы монумента или памятника с «размером» его исторического авторитета — принцип крайне устарелый, давно ушедший в прошлое во многих культурах. Художественная составляющая всегда ценнее размеров.
Православная церковь одобряет идею установки памятника князю Владимиру в Москве>>
Ушли в прошлое масштабы памятников на Мамаевом кургане, Сапун-горе, в районе Курской дуги. Они — символы своей эпохи. Возвращение к подобной гигантомании не может не вызывать обеспокоенности.
Надо дождаться установки и посмотреть на все своими глазами. Но в случае, если большинство профессиональных мнений будет отличным от хвалебных, мне кажется, что правильнее было бы прислушаться к ним. Мудрость и сила тех людей, которые по жизни принимают решения, — признавать свои ошибки и исправлять их, а не делать вид, что ничего не происходит. Этот их ответ будет расценен как победа здравого смысла над сиюминутной конъюнктурой«.
Сергей Ткаченко, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, экс-глава НИиПИ Генплана Москвы, автор таких известных в Москве объектов, как «Дом-яйцо» на улице Машкова, ЖК «Патриарх», «Коперник» и «Сад-лабиринт»:
сайт Российской академии художеств
Российской академии художеств
Российской академии художеств
Российской академии художеств
1 из 4
«Для любой эпохи существуют знаковые памятники. К примеру, атмосфера Москвы 90-х воплощена в памятнике Петру I. Сейчас он превратился в своего рода аттракцион, иностранные туристы охотно фотографируются на его фоне и воспринимают его как некое чудо в Москве. Не ругал монумент только ленивый: его размеры, стиль исполнения, множество допущенных ошибок вызывают массу насмешек. Однако очевидно — скульптура Петра стала символом того времени.
Памятник князю Владимиру тоже знаковый и вполне может стать символом нашего времени.
Сам монумент сделан профессионально. Его художественные достоинства у меня вопросов не вызывают, но они теряют всякое значение на фоне выбора места для его установки. На мой взгляд, решение о его размещении на Боровицкой площади — это и есть признак нашей эпохи. Оно наглядно демонстрирует полное пренебрежения власти к общественному мнению. Решение есть, и значит, его реализуют, несмотря ни на какие доводы и возражения».
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, член комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, вице-президент Российской академии художеств, академик РААСН, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена Почета:
Российской академии художеств
«Активные дискуссии вокруг уже принятого решения кажутся мне излишними. На месте установки ведутся подготовительные работы, монтаж некоторых частей памятника уже начался. Нельзя забывать, что вопрос очень долго обсуждался: проводилось голосование среди москвичей, заседания экспертов, в числе которых были историки, архитекторы, художники, искусствоведы; учитывались рекомендации Министерства культуры РФ, Департамента культурного наследия Москвы, а также Комитета по архитектуре и градостроительству столицы. В итоге всех этих процедур Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме предложила утвердить Боровицкую площадь как место установки памятника князю Владимиру.
РВИО собрало 94 млн руб, необходимых для установки памятника князю Владимиру в Москве>>
Это не было спонтанным решением, принятым одним чиновником, за ним стояло множество этапов согласования с участием многих инстанций и специалистов.
На мой взгляд, ничего страшного не происходит. Общий вид пространства не страдает. Размеры же самой скульптуры не настолько монументальны, чтобы она смогла поспорить с домом Пашкова или Кремлем за роль доминанты в общем ансамбле площади. Никакой угрозы в этом отношении я не вижу.
Более того, рассматривалось множество решений для пространства Боровицкой площади, среди которых были проекты с застройкой этой территории зданиями и другими сооружениями. В итоге предпочтение было отдано памятнику Владимиру и скверу. Вариант установки на площади монумента даже защищает ее от возведения объектов, нарушающих панорамную функцию и угрожающих ее историческому значению.
Что касается угрозы объекту всемирного наследия ЮНЕСКО „Московский Кремль и Красная площадь“, возможной утраты исторической ценности и статуса, то это лишь предположения некоторых экспертов. Уверен, что они не найдут подтверждения и не будут подкреплены какими-то реальными запретами ЮНЕСКО. Лично я не видел никаких документов со стороны ЮНЕСКО, подтверждающих эти опасения».
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, советник Союза российских архитекторов, член Союза московских архитекторов (СМА), член RUPA (Объединение разработчиков градостроительной документации), соучредитель и член Гильдии архитекторов и инженеров, член жюри международных и национальных градостроительных и архитектурных конкурсов, лауреат международных и национальных премий в области архитектуры и градостроительства:
личная страница в facebook
Я считаю, что установка памятника князю Владимиру на Боровицкой площади — решение совершенно неразумное и ошибочное. Это место знаковое для столицы, и ни в коем случае нельзя искажать его роль как исторической панорамы для дома Пашкова и ансамбля Московского Кремля.
Высота памятника князю Владимиру в центре Москвы составит 16 метров>>
Возводить на таком знаковом месте никому не нужный памятник, художественную ценность которого еще предстоит доказать — катастрофическая ошибка.
Все доводы в пользу того, что возведение монумента — это органичное благоустройство данной территории, без ущерба для общего вида пространства, бессмысленны. Памятник — не защита от других построек, а угроза исторической ценности площади, умаление ее роли и значения. Здесь не должно быть ничего, Боровицкая площадь должна сохранять свою панорамную функцию и служить сценой для обзора таких бесспорных шедевров мировой архитектуры, как дом Пашкова и Кремль. Решение таких вопросов не должно превращаться в выбор меньшего из зол, оно должно быть логичным продолжением городской политики».
Патриарх освятил закладной камень на месте памятника князю Владимиру в Москве>>
Выдуманный символ единства
С памятника киевского князя Владимира Святославича, который вошел в историю под прозвищем Великий, началось создание мифа о том, что этот деятель выступал собирателем русских земель. На этой основе президент стал заявлять, что Россия, а не Украина, является продолжательницей традиций Киевской Руси.
Убедительных аргументов ни историки, ни сам Путин привести не могут. Все ограничивается громкими заявлениями, которые теперь подкреплены памятником Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Проект монумента на стадии разработки вызвал неоднозначную реакцию общественности. Памятник сначала планировали установить в 2015 году, приурочив событие к 1000-летию со дня смерти Владимира. Называлась и конкретная дата – 4 ноября. Этот день в российском календаре с 2005 года является государственным праздником, посвященный Дню единства. История события связана с 1612 годом, когда жители Москвы изгнали из города польскую армию, что привело на трон Михаила Романова и основания династии Романовых.
О желании поставить в столице памятник Владимиру Крестителю заявили представители Российского военно-исторического общества и московской власти, которые опубликовали 11 февраля 2015 года информацию об уже проведенном конкурсе на лучший проект памятника. В сообщении говорилось, что комиссия во главе с епископом Тихоном рассмотрела 10 проектов, а потом тайным голосованием выбрала победителя. Им стала мастерская народного художника РФ Салавата Щербакова.
Положительный персонаж
После крещения Владимир Святославич стал вести добродетельный образ жизни. Прекратились захватнические походы русского войска на соседние племена и государства. Князь киевский стал заботиться прежде всего о просвещении народа. Им были открыты училища и школы, построены церкви, развивалась благотворительность: бедняки могли найти на княжеском дворе кров, пищу и денежную поддержку, а тем, кто не мог выходить из дома, по указу князя доставляли съестные припасы. В своем милосердии князь Владимир порою даже перегибал палку. Например, смертную казнь преступников заменил на денежный выкуп. Слишком мягкое отношение к Новгороду привело к тому, что новгородцы вышли из повиновения, отказались платить дань Киеву и потребовали вольности. Незадолго до своей смерти Владимир Святой совершил и еще одну большую политическую ошибку — разделил земли в наследование между сыновьями, обрекая тем самым Отечество на время междоусобных войн.
Креститель Руси
Владимир вошел в историю как завоеватель новых территорий для Русского государства. Предприняв несколько походов против хазар, поляков, волжских булгар, он изменил расстановку сил на политическом небосклоне и добился превращения страны в мощную державу. После завоевания Херсонеса Владимир женился на представительнице византийского императорского рода Анне. Одним из условий этого брака было принятие русским князем и его дружиной православной веры. Так гласит легенда – самая правдоподобная из всех, что связаны с выбором Владимиром христианства. Русь приобщилась к византийской культуре и подняла свой международный авторитет.
Территория вокруг монумента
С установкой памятника Владимиру Боровицкая площадь изменила свои облик.
Скульптура установлена в центре исторического холма и отгорожена деревьями от жилых строений. Со стороны Александровского сада к ней ведут пологие ступени, которые расходятся ниже веером, напоминая волны от вошедшего в воду человека. Это аллегория крещения русских людей в днепровской воде. А возле Александровского сада ступени напоминают заостренное крыло как ангельский символ небесной благодати и сил небесных. Возле монумента включена электрическая художественная подсветка, акцентирующая внимание на его фигуре даже в темное время суток.
Характеристики памятника
Высота монумента составляет 17,5 метров. Фигура князя выполнена в полный рост. Владимира нарядили в расшитый узорами плащ и княжескую шапку, который в правой руке придерживает крест, который стоит рядом. В левой руке находится меч, чье острие повернуто к земле. Это символ о событиях, которые предшествовали принятию христианства.
Согласно общепринятой версии князь принял решение креститься после того, как византийские императоры Василий и Константин согласились отдать Владимиру в жену свою сестру Анну. После этого киевский князь снял облогу Корсуня (Херсонеса). На честь такого события Владимир якобы опустил свой клинок.
Авторы памятника сделали лицо князя суровым, а взгляд открытым и прямым. Почему-то российские историки считают, что именно так и должен был смотреть князь на людей, с которыми боролся из-за поклонения языческим идолам. Поэтому историки заявляют, что памятник Владимиру в Киеве с мягким и кротким лицом, с шапкой в руке, а не мечом, выдумка. Таким князь не мог быть, ведь он должен был обладать бесстрашием, чтобы вводить христианства.
Подобные предположения не имеют исторической основы и доказательств. Наоборот, украинские историки, опираясь на византийские хроники, аргументировано обосновали тезис о том, что после христианизации и Владимир, и его окружение, и население Киевской Руси в течение многих лет придерживались многих языческих обрядов. У самого князя был гарем наложниц, что запрещено христианством, но разрешено другими верованиями.
Таким образом, Владимир не был образцом духовности и моральности, которым его подает официальная российская наука. Хотя именно к этих качеств призывал придерживаться президент Путин на открытии монумента.
Открытие и заявления власти
3 ноября 2015 года Патриарх РПЦ освятил первый закладной камень на месте, где потом поставили памятник. 15 октября скульптуру доставили на Боровицкую площадь 15 октября, монтаж начался 16 октября 2021 года. Сборка продолжалась до 20-го числа, открытие состоялось 4 ноября 2021 года.
На церемонии присутствовали президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, Патриарх Московский Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин и другие представители власти.
Выступая после открытия монумента, Путин заявил, что Владимир был собирателем русских земель, основателем государства Российского, великим предком русского народа. Патриарх Кирилл во время освящения скульптуры постоянно подчеркивал, что все народы исторической Руси должны объединяться. Также Кирилл заявил, что памятник – символ объединения народов, отцом которых он был. Патриарх считал, что монумент такого «отца» может стоять в любом месте, чтобы «дети» не забывали своего «отца».
Как добраться
Доехать на метро до станции «Боровицкая». Можно воспользоваться автобусами №№ м1, м3, Мб, н11 и 144, выходить на остановке «Библиотека имени Ленина».
Достопримечательности Москвы
Рубрика: Москва
4 ноября 2021 года, в праздник Дня народного единства, в Москве состоялось открытие памятника князю Владимиру. Яркий и эстетически совершенный скульптурный комплекс украсил собой Боровицкую площадь и окрестности Кремля. Монумент с полным основанием можно назвать народным, т. к. на его строительство собрали свыше 100 млн. рублей добровольных пожертвований. Эти деньги стали весомым дополнением к средствам, выделенным военно-историческим обществом России на создание памятника.