Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.
Настоятель Храма Христа Спасителя — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.
Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.
В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru.
Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро — Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как Манежная площадь, площадь Революции, Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.
Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.
Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.
Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.
Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.
С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.
С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики «Красный Октябрь» и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника — Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.
С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля — Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.
Вид на город с Патриаршего моста
Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.
Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.
Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности — холме.
С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений
Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.
Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.
Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.
Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства — чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.
История строительства и рождение идеи
Идея строительства храма была озвучена генералом Петром Кикиным в 1812 г. Его возведение должно было означать благодарность Господу и Проведению за благословение, посланное победителям. Прислушавшись к желанию генерала, император России Александр I разрешил строительство сооружения, подписав манифест.
После проведённого конкурса за право предоставить собственный проект, отличившийся величием и монументальностью, был избран победитель – художник Карл Витберг.
Чтобы получить полное утверждение проекта, Витберг принял православие. До этого он состоял в рядах масонского ордена. Для него самого возведение храма несло некий символизм – воплощение идеи масонов в архитектуре.
Император решил избрать местом расположения храма Воробьёвы горы, где и произошла закладка первоначального здания в 1817 году. Первые несколько лет стройки проходили достаточно энергично – на них трудилось около 2 десятков тыс. крестьян. Постепенно темпы работы снизились и к 1825 г. вовсе остановились. В итоге Витберга осудили за растрату и сослали в Вятку, конфисковав всю его собственность.
В 1831 г. новым императором Николаем I был назначен архитектор – Константин Тон. Кроме того, местом постройки храма стала земля на Волхонке. Строительство стартовало в 1837 г. и продлилось почти 45 лет.
1880 год принёс сооружению официальное название – Кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Через три года прошла церемония освящения нового здания, сопровождаемая походом из нового Храма до Успенского собора и назад.
Высота Собора достигала 104 м, позволив ему получить звание самого высокого здания в Москве. Вместительность этого Храма превосходила все остальные в России. Постройка Собора стоила стране 14 млн. рублей.
Храм Христа Спасителя очень скоро приобрёл особое значение в культурной жизни России. В нём проводились всевозможные праздники, торжества, свадьбы, юбилеи. Сооружение продолжало действовать и во время революции 1917 года, и после неё – до 1931 года. На месте Храма решено было построить Дворец Советов, а 5 декабря здание взорвали. Чтобы разрушить останки, потребовалось проделать это дважды.
В 1988 году появилась идея воссоздания храма, как покаяние за грехи перед Церковью. Её подала инициативная группа, ставшая впоследствии общиной. Проведённый референдум показал желание и одобрение многих советских людей приобщиться к возрождению Храма.
В 1994 году мэрия Москвы приняла постановление о начале строительства. Проектировщиками будущего кафедрального собора стали М. Посохин и А. Денисов. Окончательное восстановление Храма Христа Спасителя завершилось в 1999 году, а в январе 2000 года с 6 на 7 число провели первую Рождественскую литургию.
Архитектура и стиль Храма
Размеры:
- Здание имеет высоту 103 метра;
- Ширина стен – 3 м;
- Длина всего Храма примерно 80 м;
- Объём сооружения – 524 тыс. м³.
Собор включает несколько комплексов:
- Верхний храм;
- Нижний храм;
- Стилобатная часть;
- Подземная парковка на 300 мест.
Внешний вид Храма дублирует устоявшиеся догмы российско-византийского стиля. Площадь, покрытая росписью в помещении Храма, занимает приблизительно 22 тыс. м². Кроме того, нижний коридор выступает как памятник военным действиям.
Большая часть художественного оформления Собора образуют орнаменты, изготовленные из 50 кг золота. Внутренний свод купола украшен композицией «Отечество» – изображение Бога и маленького Иисуса. Имеется множество росписей, олицетворяющих земную жизнь Христа.
Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве
Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
Интересные факты о Храме
Неудивительно, что здание со столь богатой историей и нелёгким путём становления имеет свои загадки и факты, пробуждающие интерес многочисленных туристов.
Вот некоторые из них.
- Когда-то, во времена язычества, на территории современного Храма существовало капище Велеса. Кроме того, здесь же была построена и первая в Москве мечеть. Жрецы язычников, по легендам, наделили это место проклятием, покидая его.
- Одна из служанок монастыря, который был снесён для строительства Собора, воспротивилась уходу со своей территории. Она, привязав себя к дереву, провозгласила проклятие перед тем, как сгореть с останками своего монастыря. Говорят, что «вечный» ремонт Собора – результат последней воли женщины.
- По большей части, строительство Собора проводилось на финансирование от русского народа. Организовывались добровольные взносы, которые подкреплялись деньгами меценатов.
- Обломки Храма, которые остались после взрыва в 1931 году, использовались в постройке метро. Плиты из мрамора сохранились на некоторых станциях метрополитена. Крошево с именами героев России можно встретить на тропинках городских парков.
- Храм Христа Спасителя несколько раз становился центром проведения митингов и скандальных акций. Феминистки протестовали против выборов в Государственную Думу, а спустя год – устроили вызывающий концерт у самого алтаря.
- В Храме Христа Спасителя работает автомойка.
- Есть мнение, что Московский бассейн, закрытый в 1994 году, является результатом взрыва Собора 1931 года. На самом деле, месторасположение Храма находилось немного в стороне.
Храм Христа Спасителя по праву считается главной святыней страны и одной из самых популярных достопримечательностей Москвы, призывающей к себе тысячи верующих и туристов со всего мира.
Схема храма Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме – духовный центр земли, где Спаситель рода человеческого пострадал, умер на Кресте, был погребен и воскрес из мертвых. Ныне это величественный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, Ротонду (купол, покрывающий Кувуклию), Кафоликон (кафедральный храм для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и ряд приделов.
Схема Храма Воскресения Христова
1–2. Малая церковь (Кувуклия) Кувуклия (пещера размером 8,3 х 5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07 х 1,93 м), где находится Гроб Господень, и восточной (3,4 х 3,9 м), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного Камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В северной и южной стенах расположены овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу (северное – для православных, южное – для армян). В XVI в., когда армяне при помощи турок решили получить Благодатный Огонь самостоятельно и не пустили православных в храм Воскресения, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, наши соотечественники лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.
Пещера Гроба Господня почти наполовину занята каменным ложем, покрытым мраморной плитой, которая появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни.
Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 г. В западной части к Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь сидел второй Ангел.
3. Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима – учеников Христа
4. Придел Адама Находится под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку можно увидеть Голгофскую расщелину. По преданию, здесь была погребена глава Адама. В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня – хранилище святынь, где в определенное время можно припасть к частице Животворящего Древа, мощам христианских святых.
5. Голгофа Место распятия и обретения Креста Господнего. Пречистая Кровь Спасителя пролилась сквозь расщелину в скале, омыв грех Адама. Трещина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа. Открытый Голгофский престол отмечен круглым отверстием, в которое был водружен Животворящий Крест Господень. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Греческий престол Голгофы отделен колоннадой от римско-католического придела, расположенного справа от православного.
Между католическим и православным престолами находится францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
Голгофа
6. Голгофская скала
7. Остатки фундамента храма, построенного императором Константином IV Мономахом (1042 г.) – дедом Владимира Мономаха 8. Кафоликон Главный придел Храма Воскресения, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в придел со стороны Гроба Господня расположена мраморная ваза с крестом на глобусе, символизирующая духовный центр земли – по слову псалмопевца Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».
9. Остатки базилики императора Константина (335 г.)
10 (1). Проходы
10 (2). Галерея
11. Камень Помазания Расположен напротив входа в Храм Гроба Господня. Покрыт красной мраморной полированной плитой толщиной 30 см. По ее бокам вырезан греческий текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому. Евангельские стихи (Ин. 19:38–40) написаны по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие Господа с Креста, умащение тела благовониями и положение во Гроб изображены на большом мозаичном панно, расположенном непосредственно за Камнем Помазания. Мозаика была выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 г. В. Цоцонисом. Над Камнем – восемь лампад (четыре православных, две армянских, латинская и коптская).
Свидетельств о том, на каком именно месте Тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой Пятницы выделяется чин Погребения Плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз Плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня Плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Трехдневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.
Камень Помазания
11. Место оплакивания Христа («Не рыдай Мене, Мати»)
12. Южная часть базилики Константина Великого
13. Придел православных сирийцев (Сиро-Яковитской Церкви) Приделом владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Небольшой проход ведет из него к могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
14. Северная часть базилики Константина
15. Придел Марии Магдалины Здесь явился ей Господь по Воскресении Своем, сказав: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20:17). Ныне это католический придел храма с современным стилизованным скульптурным изображением события.
16. Аркады Девы Огромные четырехгранные столбы, расположенные в северной галерее храма и несущие высокие своды.
17. Францисканская ризница Здесь хранятся меч и шпоры короля крестоносцев Готфрида Бульонского (1060–1100)
18. Католический придел Девы Марии (Церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии) Здесь находится Столб бичевания – часть колонны, к которой, по преданию, был привязан Господь Иисус Христос. В этой же церкви почитается место, где воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
19. Францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса
20. Православный придел Темницы Господней, или Часовня Уз Перед входом в придел под престолом находится каменная плита с двумя отверстиями для ног. Выполнена по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории – Верховном Судилище, где происходило осуждение Христа на смерть. Православные полагают, что здесь стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, «плакавшая» на Страстной седмице. Сегодня образ отреставрирован монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании и передан их храму. 21. Придел Лонгина Сотника Святой мученик Лонгин Сотник (центурион) уверовал во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Предание гласит, что этот греческий придел устроен на месте обретения слепой женщиной главы св. Лонгина, пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы. 22. Придел разделения риз Господних На этом месте «распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк. 15:24). Придел принадлежит Армянской Патриархии. Но армяне считают его также приделом Лонгина Сотника, поскольку некогда под престолом хранилось его копье. 23. Придел осмеяния или возложения Тернового Венца Находится справа от придела Адама. Здесь под престолом хранится часть камня, принесенного из Претории. На камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и Тернового Венца. Придел принадлежит Греческой Церкви.
24. Церковь святой Елены От придела Тернового Венца 28 ступеней ведут вниз, в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам. Северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; центральный – царице Елене и Григорию Просветителю. 24. Придел святого Вардана В 1970 г. по благословению Армянского Патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви св. Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца, или Армянских воинов-мучеников, с проходом из церкви св. Елены. В центре часовни расположен алтарь во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 г.
25. Придел Обретения Животворящего Креста Двенадцать ступеней вниз ведут из церкви святой Елены в подземелье, где царица обрела Животворящий Крест. Ныне здесь греческий престол. В подземелье видны огромные обломки природных скал – в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. Подземелье находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.
Место обретения Животворящего Кроеста Господня
26. Врата храма 27. Гробница рыцаря Филиппа д’Обиньи Рыцарь – участник крестового похода германского императора Фридриха II, которому удалось ненадолго завладеть Святым Городом.
28. Капелла Франков Справа от входа в храм видна небольшая лестница, 12 ступенек которой ведут вверх, в средневековую часовню. Некогда эта лестница служила отдельным входом на Голгофу. Потом проход был закрыт, и строение, своего рода «атриум» Голгофы, было превращено в часовню. Ныне она именуется капеллой Франков, принадлежит католическому ордену монахов-францисканцев.
Под капеллой Франков находится небольшая капелла, посвященная Марии Египетской. Существует предание, что здесь произошло обращение бывшей блудницы, ставшей после своего мучительного покаяния одной из самых почитаемых святых Церкви Христовой. Ступив на лестницу, ведущую на Голгофу, она вдруг ощутила, что не может подняться по ступеням под невыносимой тяжестью грехов. Но воззвав к заступнице грешных, Пресвятой Богородице, блудница Мария обрела силы взойти на Святую Гору.
29. Водохранилище под атриумом храма
30. Придел Архангела Михаила. Находится правее капеллы Франков, принадлежит Коптской Церкви.
31. Армянский придел Иоанна Богослова
32. Греческий монастырь святого Авраама
33. Церковь святого Иакова, брата Господня, – приходской храм православных Иерусалима
34. Греко-православная часовня святой Марии Магдалины.
35. Колокольня и церковь Сорока Севастийских мучеников Колокольня построена французским зодчим Журденом в 1160–1180 гг., под ней – церковь-усыпальница Иерусалимских Патриархов.
36. Лестница в греческий монастырь
37. Двор храма (Атриум) Выложен на камнях, оставшихся еще от языческого святилища эпохи императора Адриана. Под ним остается большая цистерна римской постройки (29).