Еп. Солнечногорский Алексий (Поликарпов) в день архиерейской хиротонии, 16 июня 2021 года |
Алексий (Поликарпов)
(род. 1948), епископ Солнечногорский, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Свято-Данилова монастыря, секретарь Высшего общецерковного суда, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Поликарпов Анатолий Степанович, родился 11 февраля 1948 года в городе Первоуральске Свердловской области в семье рабочих, С. И. и К. П. Поликарповых; крещён в феврале 1948 года протоиереем Иларионом Еремеевым в Георгиевской церкви посёлка Слобода Первоуральского района Свердловской области.
По окончании средней школы в 1966 году работал электрослесарем на Новотрубном заводе Первоуральска. Благодаря общению с бабушкой, глубоко верующей женщиной, а также с монахинями, прошедшими через гонения и ссылки и проживавшими в Свердловской области, принял решение служить Церкви в священном сане.
В 1960-х годах был иподиаконом при архиепископе Свердловском и Курганском Клименте (Перестюке) в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе.
В 1969-1972 годах учился в Московской духовной семинарии, в 1972-1976 годах — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Умное делание в изъяснении преподобного Симеона Нового Богослова
».
В сентябре 1969 года принят в число послушников Троице-Сергиевой лавры.
18 марта 1970 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
19 апреля того же года рукоположен во иеродиакона архиепископом Сергием (Голубцовым).
Архим. Алексий (Поликарпов) |
19 июля 1973 года рукоположен во иеромонаха епископом Подольским Серапионом (Фадеевым).
По окончании Московской духовной академии оставался насельником Троице-Сергиевой лавры, нёс послушание помощника духовника лавры архимандрита Кирилла (Павлова).
В 1981 году к празднику Святой Пасхи возведён в сан игумена.
10 мая 1992 года назначен наместником Московского Свято-Данилова монастыря.
24 мая того же года возведён в сан архимандрита в Успенском соборе Московского Кремля.
С 31 марта 1999 года является членом Синодальной комиссии по канонизации святых.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Трудами о. Алексия в монастыре были созданы архитектурный отдел, иконописные, ювелирные, переплетная мастерские, издательство «Даниловский благовестник». За годы его наместничества близ обители был возведен памятник благоверному князю Даниилу и построена часовня во имя этого святого, устроены храмы в скиту в Рязанской области и на монастырском подворье.
30 мая 2021 года был избран епископом Солнечногорским, патриаршим викарием [1].
13 июня 2021 года был наречен, а 16 июня — хиротонисан во епископа Солнечногорского. Хиротонию в Троице-Сергиевой лавре возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили митрополиты: Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский), Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков), епископы: Сергиево-Посадский Парамон (Голубка), Павлово-Посадский Фома (Мосолов), Клинский Стефан (Привалов).
26 декабря 2021 года назначен секретарём Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви [2].
Литургия верных
Присутствовать на Литургии верных могут только крещеные.
Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих. Это называется «великим входом».
Среди молитв, которые звучат во время Литургии верных, особо выделяются две: «Символ веры» и «Молитва Господня» («Отче наш…»). Первая из них представляет собой краткое изложение христианского вероучения, а вторая дарована самим Спасителем. В знак особого почтения эти молитвы поют не только хористы, но и все прихожане со священником во главе.
Кульминация Литургии верных – причащение. Сначала в алтаре причащаются священнослужители, затем потир выносят из алтаря, и начинается причащение прихожан. Первыми к чаше подходят дети, затем взрослые. Подходя к чаше, христиане крестообразно складывают руки на груди, вкушают Святые Дары и целуют чашу, а затем отходят к столику, чтобы запить причастие разбавленным вином («теплотой»).
Возблагодарив Бога за причастие, священник возвещает об окончании литургии словами: «С миром изыдем!», а хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Как правило, по окончании Божественной литургии священник произносит проповедь. В ней подробно разъясняется содержание того отрывка из Евангелия, которое читалось во время службы.
Прихожане по очереди подходят к священнику и целуют крест, который он держит в руках. После этого христиане покидают храм.
Труды[ | ]
статьи
- О борьбе со страстями // Журнал Московской Патриархии. 1973. — № 3. — С. 38-39
- О духовной радости (на 1 Фес. 5.16) // Журнал Московской Патриархии. 1978. — № 7. — С. 40-41.
- Слово на Троицу // «Даниловский Благовестник». 1992. — Вып. 4. — С. 60-62;
- Святых обителей твердыня // «Памятники Отечества». 1997. — № 37 (1). — С. 52-66;
- С Рождеством Христовым! // «Памятники Отечества». 1999. — Вып. 10. — С. 3.
- Архидиакон Роман (Тамберг) // Журнал Московской Патриархии. 1999. — № 3. — С. 73-77.
- Русское духовное образование и монашество // Сборник пленарных докладов VIII Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2000. — 280 с. — стр. 156—163.
- Русское духовное образование // «Воскресная школа», газета. 2002. — № 33, с. 8-9.
- Памяти схиигумена Михаила (Замятина) // Журнал Московской Патриархии. 2002. — № 3. — С. 65-66
- Полноценное творческое развитие личности — приоритетная задача Церкви // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002. — 352 с. — С. 99—106
- Схимонах Михаил (Карелин) // Журнал Московской Патриархии. 2003. — № 12. — C. 30-33.
- Доклад наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «Наследие святого князя Даниила в русской истории» на конференции «Святой благоверный князь Даниил и его обитель в истории Москвы и России» // «Церковный вестник», 11 сентября 2003
- Архимандрит Алексий (Поликарпов): О монастыре в городе и своем монастыре // patriarchia.ru, 1 июня 2013
книги
- Даниловское слово. [сб. проповедей]. — Москва : Данилов мужской монастырь : Даниловский благовестник, 2009. — 222 с. — ISBN 978-5-89101-310-0 (наряду с другими авторами)
- Служить другим, чтобы найти себя…: разговор с молодыми людьми. — Москва : Данилов мужской монастырь : Даниловский благовестник, 2010. — 91 с. — ISBN 978-5-89101-396-4
- Жить со Христом. — Москва : Даниловский благовестник, 2012. — 284 с. — ISBN 978-5-89101-484-8
- Поминайте наставников ваших: воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове). — Москва : Данилов мужской монастырь, 2021. — 125 с. — ISBN 978-5-89101-644-6 — 3 000 экз.
интервью
- Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1 // pravoslavie.ru, 17 апреля 2006
- Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 2 // pravoslavie.ru, 18 апреля 2006
- Сюда можно прийти с любым вопросом // Журнал «Русский инок», май 2008, стр. 43
- Возвращение домой // Журнал «Русский инок», октябрь 2008, стр. 11
- Доброе дело молитве не помеха // Журнал «Православие и современность» № 18 (34), 2011
- Отец Алексий (Поликарпов): «Люди должны любить друг друга, должны любить Христа» // «Аргументы и факты», 21 августа 2011
- Архимандрит Алексий (Поликарпов): «Это — просто любовь» // pravmir.ru, 31 января 2013
- Интервью Наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) видео, 26 марта 2019
Как проходят богослужения
Службы проходят ежедневно в главном помещении храма. В 8.30 — Божественная Литургия, в 16.00 — вечернее богослужение.
В Евангелии от Матфея Господь говорит: ««Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф, 18:19). В каждом православном храме Господь видим и ощутим. Когда вино и хлеб пресуществляются в Кровь и Тело Христовы во время таинства Евхаристии.
Храмовые двери для всех открыты с 8.00 ч. до 20.00 ч. Дежурный священник, который находится в соборе с 11 до 20 часов, ответит на все вопросы, интересующие прихожан. Совершит Таинства и требы. Для связи с сочинским храмом существует электронная почта. Телефон дежурного.
filaretuos
Друзья и враги
18 октября. Собор Московских святителей
Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра
,
Алексия
и
Ионы
установлено святым патриархом Иовом 5 октября 1596 года . Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников.
Святитель Филипп
был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия , а
святитель Ермоген
— в 1913 году . Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей.
Таким образом на 2013 год в Собор входили уже 12 святителей, а на сегодняшний день Православная Церковь прославляет 13 святителей Московских
.
Награды[ | ]
Светские
- Орден Дружбы (11 августа 2000 года) — за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
[8] - Памятная медаль «Патриот России» (Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, 2007 год)[9]
Церковные
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 17 марта 2008 год)[10]
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (РПЦ, 11 февраля 2013 года)[11]
- ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени (11 февраля 2018) — «во внимание к усердному служению» и в связи с 70-летием со дня рождения[12]
- медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» (26 декабря 2018)[13]
Правила посещения храма
Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:
- Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
- Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
- Фотографирование внутри не допускается.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .
Как попасть на богослужение
Есть желание попасть на богослужение именно в храм Христа Спасителя, нужно изучить расписание мероприятий именно в этом зале и прийти на литургию заранее. Некоторые службы проходят в ночное время, например, на Рождество, на Пасху. Учитывая, что собор посещают первые лица страны и количество желающих быть на великих праздниках в числе прихожан, нужно прийти заранее и терпеливо ждать открытия храма.
В летний период большая часть богослужение проходит в Преображенской церкви или часовне Державной иконы Божией Матери.
Рождественское богослужение
Рождество — это великое событие для православных и многие христиане, не только жители Москвы, хотят посетить храм Христа Спасителя в это время. Помимо праздничной службы, в нем проходят Рождественские елки для детей с интересной и насыщенной программой.
Если на службу Рождества Христова, которую совершает святейший патриарх Московский Кирилл, можно прийти без записи, дождавшись открытия дверей перед храмом, то на елки нужно записаться заранее, позвонив в администрацию кафедрального собора Христа Спасителя.
До епископства Алексий II был приходским клириком, настоятелем, протоиереем
В течение трёх лет с 1950 по 1953 будущий патриарх Алексий 2 совмещал службу приходского клирика и учебу. По окончании академии за курсовую работу о Московском митрополите Филарете, Ридигер становится обладателем степени кандидата богословия.
В 1957 году Алексей служит настоятелем собора в городе Тарту.
В 1958 году он дослуживается до сана протоиерея.
В августе 1959 года протоиерей потерял мать, после чего постригся в монахи, получив имя Алексий.
Алексей Ридигер. 50-е годы
Нашим лидерам нужен второй шанс
Знаете ли вы пастора, который согрешил?
Новое начало – одна из самых красивых, обнадёживающих и ободряющих тем Евангелия, красной нитью проходящая через всё Священное Писание. Новое начало – отличительная черта спасающей, прощающей, возрождающей и преобразующей силы Божьей благодати!
- Для Моисея новое начало огласил голос, доносящийся из горящего куста, призывающий его вернуться в Египет, чтобы освободить Божий народ. На этот раз Божьей силой.
- Для Давида – это обличение пророком, признание сотворённого им ужаса и продолжение царствования.
- Для Ионы – извержение китом на берег моря, где ему было во второй раз поручено донести Божье послание до Ниневии.
- Для Петра новое начало было положено на берегу Галилейского моря, где Мессия, которого он предал, простил его и послал служить Богу снова.
- Новое начало ослепило Павла на пути в Дамаск, где он получил прощение и поручение, которое принёс несколько устрашающий посланник Анания.
А когда Спаситель дал возможность начать заново вам?
Евангелие благодати не привязывает нас к роковому моменту, не проклинает за роковое решение. Когда дело касается пасторского служения, по той же самой благодати лидеры способны восстать из пепла, потому что Спаситель обладает силой воскресения.
Чем отличается то, как смотрим на грех, слабость и ошибки лидера мы, и как смотрит на них Бог?
Интересно, если учесть то, как мы относимся к лидерам и лидерскому сообществу, приняли бы мы тех павших библейских героев назад на службу?
Ни в одном из приведённых мной случаев грех не был отрицаем, скрыт или преуменьшен. В каждой ситуации кажется будто то, что было содеяно, настолько серьёзно, что у грешника нет никакой надежды на будущее.
В подобных ситуациях мы склонны думать, что, Бог невероятно милосерден, но Он, тем не менее, скажет: “На этом твоя служба в Моём Царстве окончена”. Но каждый из тех людей был восстановлен в прежней должности духовного лидера.
Сегодня я хочу спросить вас: поступаем ли мы так же? Ориентируемся ли мы в этих вопросах на Евангелие?
Мы ни в коем случае не должны преуменьшать грех лидера или спешить доверять ему прежнюю лидерскую должность, если он ещё не исследовал своё сердце и не разрешил внутреннюю проблему. Разумеется, бывают случаи, когда мы не должны возвращать падшего лидера на его должность совсем.
В то же время мы должны придерживаться нашей веры в преображающую, оживляющую силу Божьей благодати. Я знаю слишком много согрешивших пасторов, которые были изгнаны и теперь содержат свои семьи, трудясь с 9 до 5 за пределами церкви, потому что мы не следуем тому, что проповедуем.
Неужели мы верим в благодать до тех пор, покуда в ней не нуждается пастор? Пусть же наши сердца наполняются благодарностью, вспоминая, что все мы были оживлены по Божьей благодати, все мы оживаем прямо сейчас по той же самой благодати, и все мы будем в полной мере оживлены Тем, Кто не отступит, пока Его оживляющая благодать не преобразит нас по Его образу полностью.
Так пусть же эта сердечная благодарность диктует нашу реакцию на пасторский грех.
Благослови вас Бог.
Пол Давид Трипп
Вопросы для размышления
- Когда Спаситель даровал вам второй шанс и новое начало?
- Было ли так, что вы отреагировали негативно, когда кто-то нуждался в той же благодати, которую вы с такой готовностью принимаете от Христа (и хотите, чтобы другие являли вам)?
- Получали ли вы когда-либо, после совершённого вами греха, благодать и принятие от другого человека? Как это повлияло на вашу исповедь и покаяние?
- Требуете ли вы от пасторов и служителей соответствия абсолютно нереалистичным стандартам? Способны ли вы видеть их такими же как и все остальные во Христе?