У книжной полки. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения

Канон святых имеет свои различия в отдельных автокефалиях Православной Церкви, но преподобный Дорофей Газский почитается по всему миру, у православных и католиков как святой аскет, написавший ряд нравственных трудов.

День памяти преподобного совершается в Православной, Иерусалимской, Элладской и Католической церквах. За всю жизнь он написал 21 поучение, ряд посланий и 87 ответов на вопросы великих старцев того времени. Работы Газского преподобного считаются классической литературой аскетизма или «азбукой аскетов».

Авва Дорофей — это старец-подвижник из Газы

Дорофей прозван Газским в честь города Газы, хотя родом не из него. Газа — древний населённый пункт. Он известен дольше пяти тысяч лет, упомянут в Библии, есть других исторических источниках. Но современная Газа — не та, что была раньше. Древний город погребён под дюнами.


Авва Дорфей на старинной иконе

Об этом предупреждал пророк Иеремия:

(Иер 47:5)

«Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их. Иеремия»

А ещё точнее в современном переводе:

(Иер 47:5)

«Газа голову свою обреет, Ашкелон умолкнет. Уцелевшие жители долины, доколе будете наносить себе раны?»

Что же касается слова «авва» — то это не имя, а уважительное обращение. Оно переводится как «отец». Встречается и в Священном Писании:

(Мк. 14:36)

«Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»

Обращение «авва» — это способ выразить доверие, расположение, любовь и покорность. Хотя это арамейско-сирийское слово, оно получило распространение в христианстве. С IV века так обращались к настоятелям монастырей в православии.

Авва

это способ обращения выражающий доверие, расположение, любовь и покорность

Сегодня «авва» звучит для нас непривычно, но формы этого слова унаследованы некоторыми христианскими традициями. Аббат — настоятель монастыря у католиков, абуна — монах или священнослужитель у некоторых афро-азиатских христиан.

Так почему же Дорофей Газский — авва? Во-первых, он был настоятелем монастыря. Во-вторых, так в православии иногда называют старцев-подвижников.

От всякой добродетели — понемногу

Писание упоминает о повивальных бабках, которые оставляли в живых детей Израильских мужского пола, что, понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища (Исх. 1, 21). О чувственных ли жилищах говорится здесь? И какой имеет смысл: созидать себе домы по страху Божию? Мы делаем противное: нас учат оставлять ради страха Божия иногда и те дома, которые имеем. Писание говорит здесь не о чувственных жилищах, но о доме душевном, который созидает себе человек соблюдением заповедей Божиих. Писание научает нас сим, что страх Божий побуждает душу к хранению заповедей, и посредством заповедей созидается дом душевный. Будем и мы, братия, внимательны к самим себе, убоимся и мы Бога, и созиждем себе домы, чтобы найти защиту во время зимы, во время дождей, молний и громов, потому что великое бедствие терпит зимою не имеющий дома. Как же созидается дом душевный? Из постройки чувственного дома можем в точности научиться сему делу. Ибо кто хочет построить такой дом, тот должен отвсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стену, а не об одной только стороне заботиться, другие же оставить в небрежении; потому что иначе он не получит никакой пользы, но понапрасну утратит все: намерение и издержки, и труд. Так бывает и относительно души: ибо человек, желающий создать душевный дом, не должен нерадеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное. Сие-то значит сказанное аввою Иоанном: «Я хочу, чтобы человек каждый день приобретал понемногу от всякой добродетели», а не так, как делают некоторые, кои, держась одной добродетели и пребывая в ней, только ее одну и исполняют, а о прочих не заботятся. Может быть, что они и по навыку имеют сию добродетель, или по естественному свойству, потому и не тревожит их противоположная страсть: а сверх того они незаметно увлекаются другими страстями и бывают тревожимы ими, но не заботятся о них, а, напротив, думают, что обладают чем-то великим.Таковые подобны человеку, который строит одну только стену, и возводит ее сколь возможно выше и, взирая лишь на высоту этой стены, думает, что он совершил нечто великое, а не знает того, что если хотя однажды подует ветер, то он повалит ее, ибо она стоит одна и не имеет связи с другими стенами. Притом же никто не может себе устроить защиты из одной стены, потому что со всех других сторон она открыта. Но поступать так неразумно; а напротив, желающий построить себе дом и сделать себе защиту должен строить его со всех четырех сторон и утверждать отвсюду. И объясню вам, каким это образом.

В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство

Хотя преподобный Дорофей прозван Газским, родился он в другом городе — Аскалоне. И сегодня на побережье Средиземного моря есть Ашкелон, хотя тоже не тот, что был изначально. В 1270 году город разрушил турецкий султан Бибарс, а гавань наполнил камнями. Сохранились лишь стены. Семь веков Аскалон стоял в безмолвии.

(Соф. 2:4)

«Аскалон опустеет»

К моменту рождения преподобного Дорофея Аскалон уже пережил рассвет, разрушение Навуходоносором II, эллинистический период. Будущий святой родился в великом, но увядающем городе, который был византийской автономией.

Разумеется, христианство уже распространилось на этих землях, хотя и не было единственной религией: Аскалон всегда населяли люди разных национальностей и вероисповеданий.


Авва Дорофей родился в городе Аскалон

Однако долго в Аскалоне Дорофей не прожил и уже в ранней молодости поселился в Газе. На этих землях утвердилось христианство, хотя это произошло не быстро и не мирно.

Газа — не последнее место в древнем мире: она славилась философами, поэтами, риториками, многими искусствами. В ней соприкасались самые разные культуры, и многие современники преподобного Дорофея искали симбиоз христианства и античной традиции.

Но времена были не спокойные. Пограничное положение Газы приводило к постоянным военным столкновениям. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз неоднократно пытался завоевать город и даже ненадолго преуспел, тем же занимались арабы. Кстати, в 634 году они своего добились, но преподобный Дорофей до этого не дожил.

Жизнеописание

Несмотря на широкую известность трудов святого, поучений нравственного и аскетического характера, о личной жизни и в целом о биографии известно крайне мало. Известно, что святой родился в Палестине (город Аскалон) в начале 6-ого века неподалеку от места, где проживал тогда авва Серида. Считается, что его родители были богатыми и состоятельными людьми, поскольку смогли обеспечить сыну хорошее светское образование: мальчик детство и юность провел в окрестностях Газы, изучая философию, риторику, греческий язык и медицину.


Преподобный авва Дорофей Палестинский

Предполагают, что учителем будущего святого был Прокопий Газский, который привил юноше любовь к Христу. Газа в то время пребывала в автономии у Византии и была городом, в котором смешивались многие учения и религии: там проживали многие философы и ученые того времени.

Несмотря на то что христианство уже давно распространилось в этих местах, ему все еще приходилось конкурировать с греческими богами и персидскими. По сохранившемся свидетельствам и словам самого аввы, изначально он не особо тянулся к знаниям и науке, но позже полюбил чтение и проводил за ним все свободное время.

Интересно! В своих трудах авва сравнивает свое изначальное отношение к книгам как к «зверю», которого боишься, но он также пишет о том, что после усилия над собой и с Божьей помощью полюбил книги и не хотел тратить время не на что другое.

Путь к подвижничеству

Судя по всему, семья мальчика была богобоязненной, поскольку известно, что его брат позже построил на деньги с наследства лечебницу при монастыре, где настоятелем был авва Серида. Дорофей также посещал этого отца-подвижника.

Достоверно не известно, почему именно юноша решился стать монахом, ведь при его положении и богатстве для него было много различных успешных путей в жизни. После окончания обучения он некоторое время жил на деньги своей семьи недалеко от обители Сериды, некоторые историки утверждают, что по болезни тела он не мог принять послушничество и очень этим тяготился.

При этом молодой человек стал все регулярно посещать монастырь аввы Сериды и общаться с проживающими там подвижниками: преподобным Варсонофием Великим и Иоанном Пророком. Считается, что именно они повлияли на жизненный выбор молодого человека и сподвигли на монашество, помогли преодолеть болезнь и подготовится к долгому пути инока. Через некоторое время он становится послушником в обители Сериды Газского.

Монашество

Приняв монашеский постриг (никто не знает точной даты этого события) он ответственно и добросовестно исполняет свое послушничество. Его первыми обязанностями в обители было встречать паломников и гостей — он был привратником монастыря. Чуть позже ему также доверили заведование странноприимным домом — там располагались все, кто решился посетить обитель, прийти за советом к преподобным старцам или желали больше узнать о послушничестве.

Молодой монах принимал гостей, размещал их и отвечал за стол и постели для странников. Чуть позднее в своих трудах он отметит, что это позволяло ему учится терпению и смирять собственную гордость. Учителем Дорофея был преподобный Иоанн Пророк, который наставлял в аскетизме, любви к Богу и людям.

Он и мудрый Варсонофий были затворниками в этой обители, но к ним стекалось бесчисленное количество паломников за советом и молитвой — всех их должен был принимать инок, попутно общаясь и выясняя тревогу и боль человека. Сам он был преданным послушником Иоанна Пророка и ничего не делал без совета, именно преподобный наставил ученика так, что тот не отклонился от Слова Господа за всю свою жизнь, но наоборот, преуспел в нем.


Икона преподобного Дорофея

Спустя какое-то время Дорофея определили заведовать монастырской больницей, той самой, которую построил его брат. Приобретенные в юности знания медицины существенно помогали послушнику лечить братию и укреплять свое слабое здоровье. Когда и этот труд стал для послушника легким, а дух и ум укрепился, авва Серида определил его в учителя некоторым монахам — он стал раздавать не только плотскую пищу, но и духовную.

Первым учеником Дорофея стал юноша Досифей, который был родственником военачальника и новым монахом, не понимающим до конца, что именно он должен делать и как жить. Учитель постарался все ему объяснить и донести, и справился со своим заданием — Досифей был спасенным и духовным человеком, хотя прожил в монастыре всего 5 лет до своей кончины.

Дорофей провел в обители аввы Сериды около 10 лет, учась смирению и послушанию. Он преуспевал в общении с паломниками и монастырскими послушниками, принимал всех с заботой и участием. Однако, когда Серида Газский скончался, а мудрый Варсонофий ушел в полное затворничество, а их ученик ушел из монастыря и недалеко от того места построил собственный (предполагается, что на деньги семьи). Он прошел путь от послушника и келейника Иоанна Пророка до игумена и настоятеля.

Аскетизм и отшельничество

Уйдя из монастыря, авва Дорофей стал аскетом и отшельником — именно этого всегда хотел он. Проживал оставшуюся жизнь в пустыне между городами Газой и Аскалоном, укрепляя свой дух и смиряя плоть. Аскетизм или подвижничество в то время понимался как борьба с грехом, в процессе которой человек должен был смирить «ветхого» человека и стяжать добродетели «нового».

Для этого отцы-подвижники удалялись в пустыни, жили в отшельничестве, питались грубой простой пищей, молились целыми днями и регулярно постились. Они спали на земле, отказывались от любого комфорта и уюта, стремясь приобрести мудрость Божию и смирение.

Важно! Преподобный авва выбрал путь аскезы и именно в то время начал писать свои размышления об этом, святость и простота стали основой для аскетических трудов. Бог вознаградил его за выбор аскезы глубокой мудростью — к нему стали стекаться люди за советом и молитвой, приходили и желающие стать учениками и селиться неподалеку.

Видя, что их становится все больше авва принимает решение основать монастырь — предположительно это было совершено после 540 года. Однако монастырю не удалось просуществовать долго — в 634 году Газу захватили мусульмане и монахам пришлось покинуть те места, спасая свои жизни. Келии же были разрушены и более об этом месте нигде в документах не упоминается.

Преподобный авва не дожил до этого времени, поскольку Господь забрал его к Себе не позднее 620 года (точной даты не известно). Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого Дорофея 18 июня, а католическая — 5 июня.

У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный

Из ярких событий в жизни Дорофея стоит отметить встречу с Досифеем — родственником влиятельного военачальника. Этот человек явился в обитель после чудесного видения. Некая женщина приказала ему не есть мясо и часто молиться, чтобы избавиться от мук. Досифей принял новый образ жизни и поселился в монастыре аввы Серида, где стал учеником и помощником Дорофея в больнице монастыря.

Досфией прилежно выполнял любые поручения, но быстро скончался — всего спустя пять лет, а затем явился во сне Варсонофию Великому в окружении небесных монахов.

Именно Дорофей и записал житие своего Досифея, хотя работу над текстом завершали уже его ученики.

Первая добродетель — смирение

Сперва должно быть положено основание, то есть вера: ибо без веры, как говорит Апостол, невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т.п.

Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. Дом должен иметь и так называемые связи, кои суть рассуждение: оно утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придает дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей так же, как и кровля — верх дома. Потом после кровли перила кругом ее. Что же значат перила кругом кровли? Перила — суть смирение, потому что оно ограждает и охраняет все добродетели; и как каждая добродетель должна быть соединена со смирением подобно тому, как мы сказали, что над каждым камнем полагается известь, так и для совершенства добродетели нужно смирение; ибо и святые, преуспевая, естественно приходят в смирение, как я всегда говорю вам, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

После смерти наставника и настоятеля Дорофей основал собственный монастырь

Около 550 года умер настоятель Серид и учитель Дорофея Иоанн Пророк. Дальнейшие обстоятельства описаны скупо, но так или иначе преподобный авва Дорофей быстро покинул обитель. Есть мнение, что его намеревались сделать игуменом вместо Серида.

Святой Дорофей Газский сам основал монастырь.

Это спорно, поскольку житие Иоанна Пророка говорит об игумене Елиане, которого уже избрали на место настоятеля. Так что версия об уходе из монастыря по скромности сомнительна.

К тому же, святой Дорофей Газский сам основал монастырь. У него появлялось всё больше приверженцев, так что до конца жизни преподобный занимал должность настоятеля.

Житие аввы Дорофея сообщает, что он умер в 565 году.

О разумном делании добра

Вот дом окончен, имеет связи, имеет кровлю, о которой мы сказали, что она есть совершенство добродетелей, вот и окружающие ее перила, и одним словом: дом готов. Но не нужно ли ему еще что-нибудь? Да, мы не упомянули еще об одном. Что же это такое? Чтобы зодчий был искусен, ибо если он неискусен, то он покривит немного стену, и дом когда-нибудь обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели; ибо случается, что иной и подъемлет труд добродетели, но оттого что неразумно совершает труд сей, он сам губит его. К примеру, иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания. Также если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что он совершает добродетель, таковой постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим; и оказывается, что он не только положил один камень и снял два, но и находится в опасности разрушить всю стену чрез осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретет целомудрие, а посредством сего придет в смирение.

Сохранились душеполезные поучения аввы Дорофея

Душеполезные поучения аввы Дорофея — это наследие, которое оставил нам великий старец. Нам известно, с каким усердием он стремился к знаниям, развивал в себе дар говорить понятно и затрагивать тончайшие струны души человека.


Аудиокнига«Душеполезные поучения аввы Дорофея» Купить на OZON.ru

Об авве Дорофее отзывались следующим образом «он был высок по дару слова». Впрочем, это не относится к стилистическим или художественным особенностям его поучений. Напротив, это довольно простые, в чём-то даже слишком, тексты. Но их задача в другом — помочь человеку на пути духовной жизни.

Наставления преподобного Дорофея — это труд об аскетизме, некий путеводитель для человека, взявшего на себя бремя подвижничества. Причём никакие другие христианские книги не способны заменить работы Дорофея. Перед читателем — одно из центральных произведений аскетической традиции.

Но и для простых мирян здесь немало поучительного и интересного. Помимо сухих истин, поучения аввы Дорофея содержат рассказы из личного опыта:

Авва Дорофей

Преподобный

«…нашла на меня однажды великая и нестерпимая скорбь, и я был в таком страдании и стеснении, что готов был даже предать и самую душу мою: скорбь же сия происходила от коварства демонского. И такое искушение, наносимое демонами от зависти, бывает тяжко для человека, но маловременно: оно мрачно, тяжко, безутешно, ни откуда не представляется успокоения, но отовсюду стеснение, отовсюду угнетение.

Однако скоро посещает душу благодать Божия, ибо если бы не посетила благодать Божия, то никто не мог бы перенести сего. <�…> взглянул я внутрь церкви, и увидел некоего (мужа) по виду Епископа. <�…>По окончании молитвы, он <�…> «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины: и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39, 2-4)».

Все эти стихи произнес он по трижды, ударяя, как я сказал, в грудь мою, и так вышел. Тотчас после сего водворились в сердце моем: сладчайший свет, радость, утешение и великое веселие, и я стал уже не тем, чем был прежде. Когда он вышел, я поспешил вслед за ним, желая найти его, но не нашел, ибо он сделался невидим. С того времени, по милости Божией, я не ощущал уже, чтобы беспокоили меня скорбь или страх, но Господь покрыл меня до ныне ради молитв оных святых старцев»

Душеполезные поучения аввы Дорофея опираются на богатое наследие богословов древности, жизненный опыт самого автора, сведения, полученные им от знакомых подвижников. В этой книге можно найти советы, надежду и утешение, ведь преподобный Дорофей утешал путников при жизни. И сейчас он продолжает покровительствовать людям.

Авва Дорофей

Преподобный

«Однако иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Правда, если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою.

Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращенным сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится, и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иезек. 14, 9). Посему мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу».

День памяти аввы Дорфея: 4 марта (переходящая) – 4 марта (19 февраля) в невисокосный год / 3 марта (19 февраля) в високосный год


Авва Дорфей в память о его писательских трудах часто изображается с книгой или свитком

В православии существует молитва аввы Дорофея от гнева:

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной Твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, Спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме Авва Дорофей

  • Дорофей, святой авва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бернацкий М. М., Дионисий (Шлёнов)
    [www.pravenc.ru/text/180299.html Дорофей Газский] // Православная энциклопедия. Том XVI. — М.: Церковно-научный , 2007. — С. 32-43. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8
  • [www.wco.ru/biblio/books/dorofey1/Main.htm Душеполезные поучения Аввы Дорофея]
  • [days.pravoslavie.ru/Life/life1240.htm Житие] на сайте Православие.Ru
  • [books.google.pl/books?id=CXWohLgoPacC&pg=RA1-PA120&lpg#v=onepage&q&f=false Dorothei episcopi Tyri qui sub Constantino magno vixit, De vita ac morte Prophetarum et Apostolorum, Synopsis] Parisiis 1560

Не только просить, но и действовать

Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в Святом Евангелии сказано: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). Сказано: просите — для того чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите — значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда испытывать и значит: ищите и обрящете. А толцыте — значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность.

Итак, мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело (ср.: 2 Кор. 9, 8; 2 Тим. 3, 17). Что значит быть готовым? Когда кто хочет построить корабль, то он сперва готовит все нужное для корабля, даже до малейших гвоздей, смолы и пакли. Также если женщина хочет ткать полотно, то она сперва готовит все до малой нитки; это и называется быть готовым, т.е. иметь в готовности все нужное для дела. Будем и мы таким образом уготованы на всякое благое дело, имея полную готовность разумно исполнять волю Божию, как Он хочет и как Ему угодно. Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное — вот воля Божия благая. Что же значит и благоугодная? Благоугодная та — когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: сие благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню не со скупостию, не с леностию, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия. Так исполняет человек волю Божию, как говорит Апостол, благую и благоугодную и совершенную. Это значит разумно исполнять ее.

Бог человеколюбец да подаст нам слышать и исполнять то, что слышим, чтобы слова сии не послужили нам на осуждение в день суда. Ибо Ему подобает слава во веки. Аминь.

Авва Дорофей Душеполезные поучения

Возлюби ближнего своего

Итак, желающий с помощию Божией достигнуть такого благого устроения, не должен говорить, что добродетели велики и он не может достигнуть их, ибо кто так говорит, тот или не уповает на помощь Божию, или ленится посвятить себя чему-либо доброму. Назовите какую хотите добродетель: мы рассмотрим ее, и вы увидите, что от нас зависит исполнить ее, если хотим. Так, Писание говорит: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18; Мф. 5, 43). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: как могу я возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о сокрытых в сердце его, которых не вижу и не знаю, подобно своим? Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели.

Представь себе две лестницы: одна возводит вверх, на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай же и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т.е. наверху лестницы. Это невозможно, да и Бог не требует сего от тебя; но берегись, по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после, мало-помалу, и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощию Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]