Сказание Авраама Палицына. Как воин написал первое стихотворение

Авраамий Палицын принимал участие в работе Земского собора в 1613 году. На соборе был избран первый русский царь из известного всем рода Романовых. Тогда воцарился Михаил Федорович Романов.

Это все могло очень упростить положение Авраамия, но этого не произошло, так как старец решил вернуться туда, где и началась его духовная карьера, где он стал монахов — в Соловецкий монастырь.


Авраамий Палицын — автор и публицист, а также келарь Троице-Сергиевой Лавры

Немногие люди знают о таком известном авторе и публицисте как Авраамий Палицын. Этот человек написал довольно известные сказания, в которых и сам принимал участие как воин.

Авраамий Палицын родился в селе Протасьеве недалеко от Ростова в 1550 году

Кто же он такой? Авраамий родился в селе Протасьеве недалеко от Ростова в 1550 году. Это примерный год его рождения, так как настоящий неизвестен. Происходил этот человек из старинного и служилого дворянского рода. Чуть позднее Авраамий служил воеводой в Коле.

Примерно в 1587 году он подвергся опале. Затем жизнь его сильно изменилась, так как его сослали в Соловецкий монастырь, где его и постригли в монахи. Многие исследователи считают, что такой поворот в судьбе Палицына связан с Василием Шуйским. Его имя как говорили было связано с неудачным заговором.


Многие уверяют, что жизнь Авраамия Палицына была тесно связана с Василием Шуйским. Историки утверждают, что Василий был связан с неудачной попыткой заговора против Авраамия

После пострижения в монахи у Авраамия сразу же улучшилось положение дел. Он перешел в Троице-Сергиев монастырь, где впоследствии стал келарем.

Когда поляки нападали, то Авраамий был в Москве, и помогал осажденным людям. В 1610 году, когда пал Василий Шуйский, келарь Авраамий и московское посольство отправилось к королевичу Владиславу, чтобы просить его встать на трон.

Во время этой поездки, Авраамий смог получить множество льгот, которыми обладал монастырь.

Келарь

заведующий монастырским столом, трапезой и припасами монастыря.

После этого Авраамий сразу же уехал, и не стал дожидаться ответа королевича. Он не уведомил никого о своем отъезде. Многие историки до сих пор обсуждают этот момент. Почему же он так поступил, что сподвигло его уйти без предупреждения.

В 1611 году Авраамий решил обратиться к публицистической деятельности

В 1611 году Авраамий решил обратиться к публицистической деятельности. С помощью келаря Троице-Сергиевой Лавры монастырь стал отправлять грамоты в смутные города. В грамотах речь шла о том, что объединить всех для борьбы с врагом. А также грамота призывала всех оказать посильную поддержку Первому ополчению.

К сожалению, до наших дней дошли только три грамоты. Написаны они были от июня 1611 года, от октября того же года, и от апреля 1612 года.


После 1611 года Авраамий писал грамоты в смутные города, чтобы объединить всех для борьбы с врагом

Также стоит сказать и о том, что Авраамий Палицын принимал участие в работе Земского собора в 1613 году. На соборе также был избран и первый русский царь из известного всем рода Романовых. Тогда произошло воцарение Михаила Федоровича Романова.


Авраамий Палицын участвовал в Земском соборе, когда выбирался первый русский царь — Михаил Федорович Романов

Жизнь Авраама Палицына закончилась 23 сентября 1626 года или в 1627 году.

Радимов П. Осада Лавры.

Осаде нет конца. Неумолим Сапега. А в Лавре хворь— цинга защитников морит. Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега, Под башнею подкоп, и землю лях сверлит, Но услыхал дозор, и не шумна тревога. Здесь, осенив крестом себя во имя Бога, Два грозные бойца с зажженым фитилем В прокопанный проход спускаются навстречу Подземным шорохом, они не примут сечу, Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем. Вот шнур уже зажжен — и грозный грохнул гром. Всем смерть заказана, она и недалече. Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком И плющит головы врагам и грудь, и плечи.

Источники (для занятий научного кружка школьников и студентов):

Авраамий Палицын оставил после себя достойное литературное наследие

Рассмотрим подробнее его литературное наследие. Наследие Авраамия Палицына включает в себя три грамоты, которые были составлены вместе с архимандритом Дионисием.

А также его «История в память впредидущим родом». Эта история состоит из 77 глав, которые как бы объединены условно в три части. В 1619 году, в мае, началась редакция начальных глав этой истории. Окончательная же версия была издана уже к 1620 году.

О чем же писал Авраамий Палицын в этой истории? В первых своих главах он рассказывал о событиях и смерти Ивана Грозного. Вторая часть посвящена Осаде Троице-Сергиева монастыря. Третья часть — это как бы лаконичное повествование о событиях уже последующих лет.

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. Под указанным названием публиковалась и та часть «Истории…», которая посвящена Троицкой осаде, и всё сочинение целиком.

Источники[править | править код]

  1. 12345
    Кедров, 1880, с. 10.
  2. 123456
    Солодкин, 1992, с. 36.
  3. 123456
    Одесский, 1994, с. 112.
  4. 1234567891011121314
    ПЭ, 2000, с. 170.
  5. Ныне — Борисоглебский район, Ярославская область, Россия.
  6. Болховитинов, 1818, с. 1.
  7. Чичагов, 1848, с. 3.
  8. Кедров, 1880, с. 7.
  9. Кедров, 1880, с. 13.
  10. 1234
    КЛЭ, 1962.
  11. Кедров, 1880, с. 16.
  12. Костомаров, 1912, с. 571.
  13. 123
    Солодкин, Филарет, 2004, с. 165.
  14. 123
    Костомаров, 1912, с. 572.
  15. Солодкин, 1992, с. 37.
  16. 12
    Белоброва, 1992, с. 275.
  17. Ключевский В. О.
    Курс русской истории в 5 частях. — СПб., 1904—1922. — 1146 с.
  18. Андреев, 1983, с. 295.
  19. Сказание Авраамия Палицына, 1822, с. 1.
  20. ТОДРЛ, том 32, 1977, с. 300.
  21. 123
    Солодкин, 1992, с. 38.
  22. 123
    Платонов, 1888, с. 172.
  23. 12
    Державина, 1968.
  24. Платонов, 1888, с. 168.
  25. Авраамий Палицын / В. Д. Назаров. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  26. Карамзин, 2004, с. 869.
  27. Новиков, 1951, с. 333.
  28. 12
    Платонов, 1888, с. 170.
  29. 12
    Костомаров, 1912, с. 576.
  30. Платонов, 1888, с. 169.
  31. ПБЭ, 1900, с. 223—224.
  32. Н. Шафер. «Минин и Пожарский» (комментарии к либретто)
  33. Вишневский В. Е.
    Художественные фильмы дореволюционной России: фильмогpaфическое oпиcaниe / Всес. гос. ин-т кинематографии «ВГИК». Кабинет киноведения. — М.: Госкиноиздат, 1945. — С. 34. — 192 с. — 2000 экз.

Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря самостоятельное и независимое сочинение

Вторая часть его работы «Об осаде Троице-Сергиева монастыря» представляет собой самостоятельное сочинение, которое имеет свой сюжет, вступление и окончание. Это сочинение стало пользоваться огромной популярностью в 17-19 веках.

Многие историки утверждали, что именно это сказание Авраамия Палицына стало самым ярким литературным произведением Смутного времени.


Сказание Авраама Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря — самое лучшее и яркое произведение Смутного времени

В этом сказании, Авраамий Палицын описал обстоятельства защиты от польских людей монастыря Троице-Сергиеву Лавру. В сочинении он также описал свои личные подвиги.

Это сказание о том, что произошло в доме Пресвятой и Живоначальной Троицы, и как Заступничеством Пресвятой Владычице Богородицы и по молитвам великих чудотворцев Сергия и Никона избавлена была эта обитель от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына.

В третьей главе Авраамий рассказывает о том, как начинались разбойничества во всей России:

«…Оскверни же царь Борис неправедным прибытком вся дани своя, корчемницы бо пианству и душегубству и блудужелателие во всeх градeх в прекуп высок воздвигше цeну кабаков. И инeх откупов чрез мeру много бысть, да тeм милостыню творит и церкви строит; и смeсив клятву з благословением, и одолe злоба благочестию. И таковых ради всeх дeл, иже сотвори Борис, в ненависть бывает всему миру…».

Авраамий Палицын

писатель


В первых главах Авраамий Палицын рассказывает о Борисе Годунове

В четвертой главе Авраамий рассказывает, что князь Борис Годунов умирает, и на царство восходит Дмитрий:

«…Царь же Борис, аще и не от него убиен бысть, но во время неправдою замышленого состава Григориева скорою смертию посeчен бысть в лeто 7113 (1605 г.); и вси, на них же надeяшеся, з домом его разсeяни бышя. Той же чернец по его смерти того же лeта на царство его восходит, нарицаяся Димитрий; от многих же знаем, яко Григорий чернец, хотя же укрeпитися на Росии царем…».

Авраамий Палицын

писатель

Восьмая глава посвящена рассказу о том, как долго находился Троице-Сергиев монастырь в осаде

Восьмая глава посвящена рассказу о том, как долго находился Троице-Сергиев монастырь в осаде. Также он говорит о том, что насколько же сильна была помощь в это время от чудотворца Сергия и Никона:

«…Велика же тогда польза царьствующему граду бысть от обители чюдотворца Сергиа ради святых его молитв: иже бо к морю на полнощь живущии людие на краех Студеного моря окиана к царьству всяк промысл возвeщают и способляют. От Великого бо Новаграда и от Вологды и по Двинe рeцe до моря и на восток вся Сибирская земля и яже за нею вси способствоваху к Москвe. Тако же и от Нижегородскиа земли и от Казани вси безизмeнно служаще и ис тeх всeх прежереченных мeст, егда кому некуды минути, то вси во обитель чюдотворца притекаху…».

Авраамий Палицын

писатель


В восьмой главе сказания сообщается о том, как началась и сколько проходила осада монастыря

В 10 главе он говорит о пришествии к монастырю польских людей и русских изменников:

«…В лeто 7117 (1609 г.), в царьство благовeрнаго и христолюбиваго царя и великого князя Василиа Ивановича всея Русии и при святeйшем патриархe Ермогенe Московском и всея Русии, Пресвятыя же и Пребезначальныя Троица Сергиева монастыря при архимаритe Иасафе и при келарe старцe Авраамии Палицыне Богу попустившу за грeхи нашя, сентября в 23 день, в зачатие честнаго и славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна прииде под Троицкой Сергиев монастырь Литовской гетман Петр Сапeга и пан Александр Лисовской с Польскими и с Литовскими людьми и с Рускими измeнники по Московской дорогe…».

Авраамий Палицын

писатель

В 11 главе сказания, Авраамий Палицын рассказывал о видении столпа огненного, который был не во сне, а наяву. Дальнейшие главы посвящены о начале стрельбы, о вылазке литовцев, о взятии литовского народа.

Литература[править | править код]

  • А. С.
    Келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын, знаменитый деятель, сподвижник и защитник русской земли в мрачную эпоху самозванцев. — СПб.: Тип. К. Крайя, 1850. — 30 с.
  • Авраамий // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1. Аарне — Гаврилов.
  • Авраамий (Палицын Аверкий Иванович) // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Церковно-научный , 2000. — Т. I. — С. 170—171. — 752 с. — 40 000 экз.
  • Андреев И. Л.
    Введение [к разделу «В память грядущим родам»] // Стояти заодно. — М.: Молодая гвардия, 1983. — С. 289—299. — 495 с. — (История Отечества в романах, повестях, документах). — 200 000 экз.
  • Андроник (Трубачёв).
    Воссияет в сердцах // Сергий Радонежский: Сб / Сост. В. А. Десятников. — М.: Патриот, 1991. — С. 453—458. — 540 с. — 100 000 экз.
  • Белоброва О. А.
    Дионисий Зобниновский // СККДР. — СПб.: Наука, 1992. — Т. 3/1. — С. 274—276. — 410 с. — 5000 экз.
  • Венгеров С. А.
    Источники словаря русских писателей. — СПб.: Тип. Имп. академии наук, 1900. — Т. 1. — С. 12. — 814 с.
  • Державина О. А.
    Повесть древнерусская // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5. Мурари — Припев.
  • Евгений (Болховитинов).
    Авраамий Палицын // Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. — СПб.: Тип. Н. И. Греча, 1818. — Т. 1. — С. 1—7. — 346 с.
  • Карамзин Н. М.
    История государства Российского. — М.: Эксмо, 2004. — 1024 с. — 8000 экз.
  • Кедров С. И.
    Авраамий Палицын. — М.: Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1880. — 202 с.
  • Кедров С. И.
    Авраамий Палицын // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900. — Т. I. А — Архелая.
  • Ключевский В. О.
    И. Тимофеев, кн. Хворостинин и А. Палицын // Сочинения: В 9 т. — М.: Мысль, 1989. — Т. VII. — С. 166—177. — 508 с. — 250 000 экз.
  • Костомаров Н. И.
    Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын // Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — Изд. 6-е. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 1. — С. 569—576. — 594 с.
  • Новиков Н. И.
    Опыт исторического словаря о российских писателях // Избранные сочинения. — М.—Л.: Гослитиздат, 1951. — С. 277—370. — 744 с. — 30 000 экз.
  • Одесский М. П.
    Палицын Авраамий // Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1994. — С. 112—113. — 334 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-06-002874-7. Архивная копия от 26 января 2018 на Wayback Machine
  • Платонов С. Ф.
    Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. — СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1888. — 372 с.
  • Соловьёв С. М.
    Русские исповедники просвещения в XVII веке // Чтения и рассказы по истории России. — М.: Правда, 1989. — С. 403—413. — 768 с.
  • Солодкин Я. Г.
    Авраамий (в миру Аверкий Иванов Палицын) // СККДР. — СПб.: Наука, 1992. — Т. 3/1. — С. 36—44. — 410 с. — 5000 экз.
  • Солодкин Я. Г.
    Как создавалась «История» Авраамия Палицына (полемические заметки) // Вестник Нижневартовского государственного университета. — Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2009. — № 2. — С. 40—47.
  • Солодкин Я. Г.
    О датировке начальных глав «Истории» Авраамия Палицына // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1977. — Т. 32. — С. 290—304. — 408 с.
  • Солодкин Я. Г.
    Филарет (в миру Федор Никитич Романов-Юрьев) // СККДР. — СПб.: Наука, 2004. — Т. 3/4. — С. 161—168. — 889 с. — 1500 экз.
  • Чичагов Н. П.
    Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и гражданина Минина. — СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1848. — 162 с.

В 38 главе сказания сообщается о явлении Никона Чудотворца

В 38 главе сообщается о явлении Никона Чудотворца:

«…Еще гнeву Божию не преставшу и многим скорбию немощи одержимым, во едину от нощий во снe является великий чюдотворец Никон понамарю Илинарху, глаголя сице: «Повeждь болящим людем: се падет снeг во сию нощь, и хотящеи исцeление получити да трутся тeм новопадшим снeгом! Рцы же всeм людем, яко Никон сказа се!» Илинарх же воспрянув трепетен и наутрии повeда всeм людем. И по глаголу чюдотворца Никона паде нов снeг; и иже вeру сему емшеи и тeм снeгом тершеся, и от тeх мнози здравие получишя…».

Авраамий Палицын

писатель

В 45 главе встречается самое первое стихотворение, написанное в Древней Руси. Эта глава — яркий пример словесного искусства Авраамия Палицына.

Краткое содержание сказания Авраама Палицына можно читать на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Местами в сказании чувствуется что-то невольное, может это стремление оправдать себя и дать современникам и потомству иное представление о личности Палицына.

«Сказание» Авраамия Палицына на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»

Слог сказания его изобилует мелкими, но оригинальными выражениями. Это все мы видим на примере вышеперечисленных моментов из сказания.

Сказание также отражает личность и самого Палицына по его необыкновенному уму. Он исполнен благих намерений, а также любви к своему отечеству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]