Рождество Христово — великое событие в жизни нашего мира. Господь сошел на землю, чтобы искупить первородный грех и привести человечество к спасению.
Рождество стало самым крупным праздником христианской религии.
«Рождество Христово» Андрея Рублева стало одной из самых известных православных икон, настоящим сокровищем православной иконописи, образцом для подражания для всех православных иконописцев
Описание образа
«Рождество Христово» — уникальный иконописный памятник. Каждый элемент сюжета имеет значение:
- Богородица — одета в красный мафорий, изображена в центре и является самой крупной фигурой;
- Младенец Иисус — самая маленькая фигура, но изображен два раза. В темной пещере Он лежит в яслях, завернутый в белые пеленки. Тьма пещеры символизирует духовный мрак язычества, а белоснежная пеленка — просветление, которое Спаситель принес в мир. В правом нижнем углу изображена сцена Его омовения — символ обряда крещения;
- волхвы — три мудреца с Востока означают язычников, идущих на свет Вифлеемской звезды, к духовному очищению. В их дарах тоже заключен символизм: ладан означает Бога, золото — Царя, смирна — грядущую смерть. Разный возраст волхвов символизирует юность, зрелость и старость. Первым к новорожденному подошел юноша. Смысл такой очередности в том, что к вере можно прийти в любом возрасте. Но легче сохранить незапятнанной юную душу, чем очиститься от грехов, совершенных за всю жизнь;
- ангелы — вестники воли Господа, символ соединения материального и божественного мира;
- пастухи — иудейский народ, как и языческий, идет к свету христианства. Изображение ангелов рядом с пастухами означает, что простые непросвещенные люди обладают открытым сердцем. Поэтому им легче поверить в чудо боговоплощения. Им противопоставлены ученые волхвы — разум, обращенный к материальным вещам. Он очерствляет сердце и требует доказательств существования Бога.
На иконе также присутствует символ искушения — Иосиф и неизвестный человек, одетый в шкуру козла. Исследователи видят в фигуре незнакомца беса. Он внушает Иосифу мысль о греховности Девы Марии. Нареченный муж хотел бы расстаться с ней, но тогда, по древнему обычаю, ее забили бы камнями, как прелюбодейку. Этот эпизод описан в Евангелии.
В написании иконы, изображающей рождение Иисуса Христа, используют яркие цвета: золотистый, оливковый, красный. Вместе получается праздничная композиция, передающая торжественность и радость момента.
Рождество Христово изображено на фреске в греческом храме Перивлепты в городе Мистра. Ее датируют 14-м веком. Наиболее ранний сюжет, относящийся ко 2-му веку, обнаружен в римских катакомбах Каллиста: Богородица кормит Младенца Иисуса, а рядом стоит пророк и указывает рукой на Вифлеемскую Звезду. Позже в сюжете появились вол и осел, волхвы и персидские цари.
Развитие иконографии
Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.
- В пещере лежат Богородица и Иисус.
- Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
- Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
- Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.
При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).
Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»
Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.
Значение в православии
Икона «Рождество Христово» приурочена к одному из главных православных праздников и прославляет торжество жизни над смертью, света над тьмой и истины над суеверием. В светлый праздник Рождества образ вдохновляет верующих и направляет помыслы к началу — приходу Сына Божьего на землю и духовному очищению.
Икона не только иллюстрирует библейское событие, но и обладает значением, схожим с таинством Евхаристии. Образ дает чувство сопричастности к свершению чуда, особенно при созерцании его в храме. И это чудо касается каждого верующего и всего христианского мира в целом.
Рождество Христово — это начало новой эры, в которой изменилось отношение к Божественной и человеческой природе, духовные ценности стали преобладать над материальными. Воплощенный Бог придал человеческому бытию новый смысл:
- стремиться к единению с природой (Царь родился не во дворце, а в пещере);
- стремиться к простоте в общении и быту (ходил по земле, не имел иного богатства, кроме общения с учениками);
- искоренять в себе пороки (встретился с падшей человеческой природой и снизошел в Ад, чтобы даровать душам свободу).
Как писал святой Григорий Неокесарийский, Бог сошел в мир людей в облике младенца, и стали они Его чадами.
Когда родился Христос?
Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.
Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.
История создания
Наиболее известный русский образ — «Рождество Христово» Андрея Рублева, который находится в Благовещенском храме Кремля в Москве. Икона написана в 1405-м году, выполнена на липовой доске в византийском стиле и в технике темпера. Краска частично повреждена, древесина потрескалась, но икона по-прежнему передает замысел автора и относится к мировым шедеврам.
В работе Андрей Рублев следовал канонической византийской традиции. Поэтому на иконе присутствуют пещера, ясли с Младенцем Иисусом, Богородица, волхвы, пастухи и ангелы. Автор изобразил небесных посланников дважды — в верхнем правом углу и рядом с Младенцем.
Художник раскрывает идею того, что Бог воплотился на земле ради спасения людей. На примере устройства общества Римской империи видно, что Его творения погрязли в пороках, и назревал новый Содом.
Человечество переживало кризис морали. Разобщенность социальных классов автор выразил с помощью разделения иконы на отдельные сюжеты. С приходом Иисуса в жизни людей появилась вера. Мессия объединил людей из разных слоев общества, достатка и образования.
Фреска Андрея Рублева
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.
После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.
Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.
- Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
- Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.
О чем просят перед иконой
В образе «Рождество Христово» больше символизма, чем чудотворного значения. Он предназначен для восхваления и благодарения Господа за искупление человеческих грехов, за возможность обрести вечную жизнь.
К праздничной иконе обращаются для укрепления духа и пробуждения радости. Образ возвращает к истокам духовной чистоты, напоминает о семейных ценностях, дарит ощущение сердечной теплоты и света. Поэтому перед иконой могут молиться те, кто в светлый праздник испытывает жизненные затруднения, пребывает в угнетении или вдали от дома и церкви.
Икона «Рождество Христово» наполняет души верующих особой надеждой и радостью, которые они посылают Господу в молитвах. И чудо свершается по любым потребам:
- обретение семейного счастья;
- примирение супругов, родственников;
- исцеление от болезней;
- получение финансовой поддержки.
Праздник Рождества приходится на начало года, поэтому к иконе могут обратиться те, кто ищет новый путь в жизни, стремится к духовному обновлению, искуплению и возрождению.
Как расположить образ в доме
По православной традиции, для икон обустраивают специальное место — Красный угол. В старину при строительстве дома, в первую очередь, намечали его расположение — хозяин должен стоять лицом на Восток. В стенах, образующих Красный угол, проделывали окна, чтобы святые образа стояли в самом освещенном месте дома.
В современных домах и квартирах для икон отводят место в восточной части комнаты. Их располагают в гостиной, спальне, кухне. Образа ставят на специальной многоярусной полке – киоте. Большой иконостас обычно размещают в гостиной, а в остальных комнатах ставят отдельные иконы.
Для одиночного образа вешают маленькую полочку или ставят его на комод, столик. Иконы можно вешать на стену, но тогда неудобно зажигать перед ними свечи, и атрибутику придется хранить отдельно. В киоте иконы, лампады, спички и ароматические масла будут собраны вместе.
Как располагать иконостас и одиночные иконы:
- отдельно от предметов декора, семейных фотографий;
- не ставить рядом телевизор, компьютер;
- не вешать на стену среди живописи;
- можно расположить в нише, алькове с занавеской.
Соседство икон с книгами не желательно. На столик рядом с иконой можно положить Библию, жития святых, молитвенник. Но не следует превращать в иконостас полки с художественной и специальной литературой.
Неподходящее место для святых изображений — стена в коридоре. Расположенные в ряд иконы напоминают картинную галерею, а не домашний храм. Им нужен тихий уголок, а не суетный проход.
Иконы на киоте расставляют по старшинству сверху вниз:
- на самой верхней полке — Святая Троица;
- ниже – иконы Богородицы и Спасителя, по бокам — изображения архангелов;
- на следующих полках ставят образы тезоименных покровителей, святых угодников, мучеников и преподобных.
Икону «Рождество Христово» можно поставить ниже икон Богородицы и Иисуса Христа. Для украшения кладут расшитые белые полотенца и ставят живые цветы. Роза — символ Девы Марии.
Православные тексты
Перед образом Рождества Христова в церкви и келейно читают традиционные праздничные гимны.
Тропарь
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.
Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!
Кондак
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.