Марфо-Мариинская Обитель: история, социальная и образовательная деятельность монастыря

Среди монастырей Марфо-Мариинская Обитель в России занимает особое место. И тем, что расположена в сердце столицы, и тем, что поводами для ее основания стало жестокое убийство и величественность всепрощения.

История создания

Начало двадцатого века стало для Российской Империи не только временем революционных смут, но и годами поднятия духовности. Если одни бросались в модные марксисткие кружки, то другие искали утешение в Боге.

Возведение и основание

Смерть от руки эсера-бомбиста Каляева князя Сергея Романова заставила его супругу встать на стезю служения больным телом и духом. С этой целью великая княгиня Елизавета купила несколько домов на Ордынке, которые были приспособлены под нужды богоугодного заведения.

Происхождение названия

Обитель должна была походить на дом воскрешенного Иисусом Лазаря — друга, в жилище которого Спаситель часто бывал. Сестры же Лазаря, Мария и Марфа, олицетворяли для Елизаветы духовность в чисто женском ее понимании и служение Богу через самоотверженную помощь страдающим от недугов.

Историческая судьба

Заведение быстро сыскало известность. Благодаря своему удачному месторасположению и особому статусу оно привлекало внимание тех, кто нуждался в помощи, и меценатов, желавших поддержать благое начинание.

Приемом больных и обучением сестер занимались самые именитые медики столицы, а больница считалась лучшей в Москве. Уважение к заведению было таким высоким, что оно продолжало функционировать и после захвата власти большевиками. Однако в 1918 году настоятельница и инокиня Варвара были арестованы и высланы.

И после этого большевистские «культуртрегеры» искали благовидный предлог, чтобы закрыть заведение. Пытались решить вопрос, не отапливая храмы, организовывали травлю сестер в средствах массовой информации, обвиняя их в растрате средств и, конечно же, антисоветской агитации.

На защиту уникального памятника церковной архитектуры выступили самые видные деятели культуры. Лишь благодаря их смелости обитель удалось сохранить с минимальными потерями.

При советской власти там располагались кинотеатр, поликлиника, мастерские и лаборатории. В то время, когда обитель была Домом санитарного просвещения, в алтаре ее храма была установлена статуя кремлевского горца — Сталина.

Восстановление и реставрация

Все наносное и лишнее, которое пыталась насадить обители безбожная власть на протяжении восьми десятков лет, оказалось непрочным, как дом, построенный на песке. А вот дело княгини доказало свою долговечность и выстояло под напором времени и смуты.

В начале 90-х детище Елизаветы возродилось.

Современное положение

Осуществляется ряд социальных проектов, ориентированных на больных детей, сирот и одиноких стариков. В обители живут монахини и сестры милосердия, несущие отдельные служения.

11 октября 2021 года монастырь отпраздновал 100-летнюю годовщину мученического подвига святой Елизаветы Феодоровны.

Есть иконописная мастерская и три подворья в Московской, Тверской и Орловской областях.

К 100-летию Марфо-Мариинской обители милосердия. Часть 1

Храм Покрова Богородицы

2009 год ознаменован юбилеем, значимым для всей православной России – исполнилось 100 лет Марфо-Мариинской обители милосердия.
Обитель находится в самом центре Москвы на улице Большая Ордынка. Сегодня трудно найти человека, который никогда не слышал бы об этом удивительном месте, ставшем одной из главных московских достопримечательностей. Белокаменные стены обители в окружении чудом сохранившихся старинных купеческих особняков придают неизъяснимое очарование этому уголку Замоскворечья. Здесь все дышит историей, все хранит на себе отпечаток былого. Однако главное, что ощущает каждый человек, переступающий порог ее Святых врат – благодатную атмосферу радостного умиротворения и покоя. Именно это делает Марфо-Мариинскую обитель особо притягательным местом для всех ищущих утешения, помощи и поддержки. В ее истории нашли отражение важнейшие события минувшего XX века и перипетии личной судьбы основательницы – великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Жизненный путь каждого человека складывается из определенных, общих всем этапов: детство, юность, зрелость, старость. Эта своеобразная канва, по которой Промысл Божий символически вышивает судьбу каждого причудливым узором. Цвета и переплетения нитей в нем уникальны и неповторимы, также как уникальна и неповторима любая человеческая жизнь. Но бывают судьбы, узор которых непостижимым образом переплетается со многими иными, вбирает в себя все краски окружающего мира. Такие люди наделены от Бога особым даром духовного видения, живого участия и сострадательной любви к тем, кто находиться рядом с ними. Именно такова была основательница Марфо-Мариинской обители. О жизни великой княгини написано и сказано уже многое. Основные штрихи ее биографии просты и вместе с тем парадоксальны: немецкая принцесса, уроженка крохотного герцогства, ставшая женой русского великого князя, дяди государя самой большой страны в мире; блистательная светская дама, самоотверженно отдавшаяся служению Богу и ближним всеми силами своей благородной души; ревностная лютеранка, убежденно принявшая Православие и в конце жизненного пути удостоенная от Господа мученического венца.

4 февраля 1905 года произошло событие, которое полностью изменило жизнь Елизаветы Федоровны. Ее муж, великий князь Сергей Александрович Романов, погиб от рук эсера-террориста Ивана Каляева. После кончины супруга княгиня уже никогда не снимала траур, стала держать строгий пост и много молиться. Она задумала учредить особую женскую общину, члены которой посвящали бы свою жизнь деятельному служению ближним. Это решение являлось логичным продолжением предыдущих трудов Елизаветы Федоровны, к тому времени возглавлявшей большинство благотворительных обществ Москвы.

В мае 1907 года на личные средства великая княгиня приобрела в Замоскворечье усадьбу, ранее принадлежавшую купцам Соловьевым, один из которых – Константин Макарович Соловьев был известным библиофилом, собирателем книг по истории и культуре России. Усадьба состояла из четырех отдельно стоящих зданий и участка земли в полтораста десятин, значительную часть которого занимал старый сад. Уже в октябре ею был открыт здесь воинский лазарет.

Путь, избранный великой княгиней, казался весьма необычным ее современникам. В житиях русских святых встречаются примеры, когда благочестивые представительницы высшего сословия творили милостыню, одевали нагих, питали алчущих, принимали странников. В русском средневековье многие супруги князей по смерти своих мужей покидали мир, удаляясь в иноческие обители, как, например, благоверная Анна Кашинская или преподобная Евфросиния (в миру – Евдокия, супруга благоверного великого князя Димитрия Донского). Однако столь глубокие перемены, произошедшие в жизни еще достаточно молодой женщины, совсем недавно блиставшей на светских раутах, были не вполне поняты и приняты не только светом, но и самыми близкими ей людьми. Свидетельством тому – переписка Елизаветы Федоровны с императором Николаем II, который поначалу воспротивился ее стремлению навсегда покинуть двор и посвятить себя служению ближним.

Интероьер главного храма обители

В XIX веке заниматься благотворительностью считалось хорошим тоном, особенно среди аристократии. Многие знатные дамы, следуя этому правилу, навещали больных и нуждающихся, покровительствовали учебным заведениям для бедных, сиротским приютам и богадельням. В России еще в XVIII столетии было организовано особое ведомство по делам благотворительности, носившее имя императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. После ее смерти ведомство последовательно возглавляли императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна и Мария Федоровна – мать Николая II. Очевидно, император предполагал, что вдова великого князя Сергея Александровича вполне могла бы обрести себя на подобном поприще, оставаясь при этом в привычной комфортной среде. Но натура Елизаветы Федоровны была такова, что не позволяла ей принимать половинчатых решений. Вот что она писала императору Николаю II в апреле 1909 года: «Некоторые не верят, что я сама, без какого либо влияния извне, решилась на этот шаг, многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе. Не знаю – когда, кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой…
Желание это во мне росло, но в нашем тогдашнем положении, когда мы должны были принимать у себя, делать визиты, устраивать приемы, ужины, балы… я не могла целиком посвятить этому жизнь…

Ты можешь не согласиться с такими “большими переходами в жизни”, но ты пойми: для меня это никакой не “переход”. Это выросло постепенно и теперь обрело форму, и многие из тех, кто знал меня всю жизнь и видят меня здесь, вовсе не удивились, а сочли эту перемену лишь продолжением того, что началось раньше, и сама поняла это так…

Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь – идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему… В моей жизни было столько радости, в скорби – столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим…

Я хочу, чтобы вы оба и все-все знали то, о чем я уже много раз говорила и писала: я совершенно покойна, а совершенный покой – это совершенное счастье… Мне Господь дал прекрасную работу на этой земле. Исполню ли я ее хорошо или плохо, один Он ведает, но я буду стараться изо всех сил, и я влагаю свою руку в Его и иду, не страшась тех крестов и нападок, которые приуготовил для меня этот мир… Я хочу работать для Бога и в Боге для страждущего человечества».

10 февраля 1909 года во исполнение своего намерения великая княгиня перебралась жить в приобретенную ею усадьбу вместе с несколькими сподвижницами. Так было положено начало созиданию Марфо-Мариинской обители милосердия.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

Небесными покровительницами общины Елизаветой Федоровной не случайно были избраны святые сестры Марфа и Мария, о которых говорится в Евангелии. Повествуя о том, как Спаситель впервые пришел в дом Своего ученика Лазаря, евангелист Лука свидетельствует, что одна из сестер Лазаря – Марфа, сбиваясь с ног, хлопотала по хозяйству, чтобы достойно принять и накормить дорогого Гостя. Другая – Мария, напротив, оставила все дела и сев у ног Спасителя, внимала Его словам. Уставшая и несколько раздосадованная Марфа просила Христа послать ей на помощь Марию, на что Он ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 41–42). В этих словах Божественного Учителя нет осуждения или укоризны в адрес той, что в силу своего разумения предпочла деятельное, практическое участие во встрече Христа. Есть только указание приоритета, «единого на потребу» – словесного служения, восприятия слова Божия, избранного мудрой Марией. Это пример для всех последующих поколений христиан, которые, шествуя по стопам учеников Спасителя, должны стремиться разумно сочетать физическое и духовное, труд и молитву, отдавая, однако, предпочтение молитве.
Несомненно, стремлением воплотить этот новозаветный идеал в жизнь была движима великая княгиня. Но, возможно, давая именование обители, она помнила и о другой евангельской истории. В ней рассказывается о том, как после внезапной смерти Лазаря именно слезы и скорбь его сестер, которых Спаситель искренне любил, предшествовали чудесному воскрешению умершего, уже четыре дня находившегося в гробу. Это событие Православная Церковь ежегодно празднует в канун Вербного воскресенья. Не видела ли Елизавета Федоровна в образе усопшего Лазаря духовно гибнущий русский народ, возлагая надежду на то, что по молитвам сестер Марфо-Мариинской общины Господь воскресит его?

Подтверждение этому можно видеть в том, что наиболее дальновидные и патриотично мыслящие русские люди сочли открытие Марфо-Мариинской обители началом нравственного очищения общества. Одним из них стал философ Василий Васильевич Розанов, посвятивший обители милосердия статью, озаглавленную «Великое начинание в Москве». Один из друзей философа впоследствии благодарил его за то, что тот в своем очерке обратил всеобщее внимание «в сторону новой прекрасной идеи человека, которому Бог дал талант быть вдохновенно-доброй и возможность по исключительным своим условиям выразить свою идею активно».

При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Устав написала самой великая княгиня, руководствуясь благословением и советами старцев Троице-Сергиевой лавры и Введенской Оптиной пустыни. По ее замыслу, насельницы должны были приносить обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители и создать семью. По эскизам художника Михаила Васильевича Нестерова для них было создано особое облачение, близкое по покрою к монашескому.

Елизавета Федоровна, будучи глубоко верующим человеком, приступала к созиданию обители с твердой надеждой на Бога. «Помолись о моем деле, чтобы Господь благословил, и чтобы оно окрепло и принесло пользу твоей стране, – писала она императору Николаю II в июне 1909 года. – Я не увижу этого, так как я только полагаю начало, но я счастлива этим».

Большую духовную поддержку и помощь княгине в ее великом начинании оказал митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Промыслом Божиим она обрела бесценного помощника и советчика – протоиерея Митрофана Серебрянского. Об этом священнике Елизавета Федоровна узнала еще в 1906 году, прочитав его книгу «Дневник полкового священника». Она пожелала познакомиться с автором, вызвав его из Орла, где он служил на приходе, в Москву. По достоинству оценив даровитого пастыря, она пригласила его стать духовником юной обители. Насколько высоко ценила великая княгиня отца Митрофана, видно из ее письма государю: «Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие, так как он заложил необходимое основание… Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой простой жизнью – такой скромной и простой в его безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь: это скромный чистый Божий человек, Божий слуга в нашей Церкви».

Обитель понемногу обустраивалась. Одно из зданий усадьбы, приобретенной великой княгиней, было отдано под больницу, общежитие для сестер, трапезную, кухню, кладовую и другие хозяйственные помещения. По соседству располагались покои самой Елизаветы Федоровны. Третье здание при открытии обители служило воинским лазаретом, а затем было переоборудовано под аптеку и амбулаторию, над которыми располагались сестринские келлии. Верхний этаж четвертого здания занимала квартира духовника обители, а внизу была устроена библиотека и классы воскресной школы. К этому зданию была пристроена просфорня. В 1909 году был приобретен еще один участок земли, прилегавший к саду обители. Часть имевшегося на участке дома приспособили для приема гостей и паломников. В 1911 году был выстроен еще один трехэтажный дом, на двух этажах которого также жили сестры, а на первом находилась спальня девочек приюта, открытого впоследствии. Все сооружения обители, кроме дома священника, соединили внутренними переходами, так что их можно было обойти, не выходя наружу. Был также выстроен небольшой одноэтажный домик, который использовался как барак для заразных больных. Позже его стали называть домиком садовника. Слева от него стояла часовня, где отпевали умерших. Место перед часовней было названо Голгофой в память о горе, где свершилось Распятие Спасителя. С левой стороны от Святых врат по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева была также выстроена часовня, где насельницы читали Неусыпаемую Псалтырь.

9 сентября 1909 года состоялось великое освящение первой церкви обители во имя святых жен Марфы и Марии, устроенной в доме, где жили сестры и находилась больница. Храм освятил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Церковь, соединившая между собой больничные палаты и покои настоятельницы, была устроена таким образом, чтобы тяжелобольные могли видеть богослужение со своих коек. Именно здесь 9 апреля 1910 года состоялось посвящение Елизаветы Федоровны и ее первых 18 сподвижниц в крестовые сестры.

«В храме обители было отслужено торжественное всенощное бдение епископом Трифоном в сослужении настоятеля храма отца Митрофана Сребрянского и других священников, – писал в своих воспоминаниях В.Ф. Джунковский. – Перед великим славословием великая княгиня и 18 сестер обители дали торжественный обет посвятить себя служению ближним. А на другой день, 10 апреля, великая княгиня дала обет управлять основанной ею обителью.

В тот день в 9:30 часов утра прибыл митрополит Владимир. После встречи началась обедня.

Великая княгиня и все сестры были в светлых одеждах. На голове – апостольник – белый полотняный платок, покрывавший голову. На груди – кипарисовый восьмиконечный крест с изображением на лицевой стороне Спаса Нерукотворенного и Богоматери с омофором, простершей руки, на оборотной – изображение святых Марфы и Марии и слова заповеди Господней о любви к Богу и ближним. Поверх апостольника – длинное покрывало, спускавшееся с головы до пояса…

На малом входе с Евангелием протодиакон храма Христа Спасителя подвел великую княгиню к алтарю. Положив три земных поклона, великая княгиня подошла к митрополиту Владимиру и на его вопрос дала обет управлять обителью милосердия в духе Православной Церкви до конца дней своей жизни.

Митрополит, сняв с великой княгини крест и покрывало сестры, прочитал особую молитву и, возложив на нее настоятельский крест и покрывало, провозгласил “Аксиос”. Этим обряд окончился.

Было трогательно, умилительно, у многих на глазах были слезы…. Волнение чего-то совершившегося крупного, хорошего, чувствовалось всеми… С того дня великая княгиня совсем поселилась на Ордынке, покинув Николаевский дворец, и вся ушла в заботы о своем новом детище – обители настоящего милосердия, в полном смысле этого слова».

На литургии, после посвящения крестовых сестер, епископ Трифон, обращаясь к ним, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворительной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

«Для меня принятие обетов – это еще нечто более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу», писала Елизаветы Федоровны императору Николаю II в марте 1910 года.

Великая княгиня говорила своим единомышленницам и последовательницам:

«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

20 ноября 1910 года митрополит Владимир утвердил первый устав обители, цель которой заключалась в том, чтобы «трудом сестер… и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

При устройстве обители милосердия Елизавета Федоровна подчеркивала, что новое по форме для Русской Православной Церкви учреждение – женская обитель милосердия – опирается на раннехристианскую традицию. В глубокой древности существовал особый церковный чин «диаконис», в который поставлялись девицы и вдовы. Их задачей являлась помощь священникам при совершении таинства крещения над женщинами, а также служение нуждающимся и немощным членам христианской общины своими трудами. Именно преемницами этого древнего служения видели себя сестры Марфо-Мариинской обители.

«Мы исходим из строго церковного основания, православного во всех частностях, и имеем благословение митрополита, который, разумеется, знает всю нашу жизнь… Священный Синод находит, что сейчас как раз подходящий момент для того, чтобы поддержать Церковь, укрепить пошатнувшуюся веру… Они надеются, что будут основаны дома сестер, подобные нашему. Из-за одного этого мы должны быть утверждены как диаконисы», – писала великая княгиня своему августейшему деверю в январе 1912 года.

Ввиду необычности и важности начинания великой княгини решение о дозволении сестрам обители именоваться диаконисами рассматривалось Святейшим Синодом, где было поддержано большинством голосов. «За» проголосовали митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан, архиепископ и экзарх Грузии Иннокентий, архиепископ Финляндский Сергий, архиепископ Волынский Антоний, архиепископ Полтавский Назарий, епископ Холмский Евлогий и обер-прокурор Синода В.К. Саблер. Несомненно, сторонники Елизаветы Федоровны в вопросе создания обители обладали особой архипастырской мудростью и дальновидностью. Свидетельством тому стало и то, что впоследствии почти каждый из них сыграл значимую роль в новейшей истории Русской Православной Церкви. Митрополит Московский Владимир (Богоявленский), возглавивший в 1915 году Киевскую кафедру, был расстрелян большевиками в 1918 году и ныне прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), эмигрировавший после революции, стоял у истоков создания Русской Православной Зарубежной Церкви. Епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), также ставший эмигрантом, управлял русскими православными приходами в Западной Европе. Архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) на Поместном Соборе 1943 года был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Быт обители был крайне прост, скромен и непритязателен.

«Все наше служение основано на вере и живет ею. Батюшка их (сестер) наставляет, три раза в неделю у нас бывают замечательные лекции, на которые приходят и гостьи. Потом еще на утреннем правиле батюшка читает из Евангелия и говорит краткую проповедь и т.д. Я опекаю их, мы разговариваем…

Чай пьем всегда вместе, и священник с матушкой тоже, разговор бывает о духовном… Потом у нас будет большая трапезная, как в монастырях, с чтением житий, а я, как настоятельница, буду иногда выходить и смотреть, чтоб все было по моему установлению. В нашей жизни очень много от монастыря, я нахожу это необходимым», – писала великая княгиня императору Николаю II 18 апреля 1909 года.

В саду обители по проекту Щусева был построен другой храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы – в память о воинах, погибших в русско-японской войне. Архитектор был рекомендован великой княгине его давним другом художником М.В. Нестеровым. Детальная проработка проекта храма, который по замыслу зодчего должен был напоминать обликом средневековые церкви Новгорода и Пскова, проводилась непосредственно в обители при активном участии ее начальницы. Фундамент церковного здания был заложен 22 мая 1908 года. Для выполнения скульптурных работ и резьбы по камню для храма Елизаветой Федоровной был приглашен одаренный студент Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин. Именно он выполнил все скульптурное убранство, рельефы на стенах, фонтаны в саду, а также памятную закладную доску. Вмурованная в северо-восточную часть алтарной апсиды эта белокаменная доска сохранилась до настоящего времени, и каждый может прочитать высеченный на ней текст: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. При державе благочестивейшего самодержавнейшего великого государя императора Николая II Александровича, в личном присутствии ее императорского высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны, их высочеств принцессы баттенбергской Виктории, дочери ее принцессы Луизы и их королевских высочеств королевича греческого Андрея с супругой королевной Алисой, в сослужении преосвященного Трифона епископа Дмитровского, протоиереев Константина Зверева и Митрофана Сребрянского, в присутствии художника М.В. Нестерова и строителя храма архитектора А.В. Щусева, заложися храм сей во имя Покрова Пресвятой Богородицы в лето от сотворения мира 7416, от Р.Х. 1908-е, мая 22-го, на день Вознесения Господня. Аминь».

Начальница обители, тонко чувствовавшая красоту и обладавшая большим художественным вкусом, стремилась украсить свое любимое детище в соответствии с лучшими традициями русского духовного искусства. Расписывать Покровский храм был приглашен академик живописи Михаил Васильевич Нестеров, к тому времени уже признанный мастер, в творческой биографии которого значилось участие в создании, в содружестве с Виктором Михайловичем Васнецовым, фресок Владимирского собора в Киеве. Замысел великой княгини нашел искренний и глубокий отклик в душе великого русского живописца.

Росписи Нестерова

«Община во имя Марии и Марфы и храм во имя Покрова при ней воздвигаются на личные средства великой княгини. И это – дело ее души. Вся затея, с обеспечением на вечные времена, обойдется недешево, а потому на “художество” ассигнована сравнительно сумма небольшая, а так как моя давнишняя мечта – оставить в Москве после себя что-либо цельное, то я, невзирая на скромность ассигновки, дело принял (к искреннему удовольствию великой княгини). А приняв его, естественно, и отдался этому делу всецело», – писал М.В. Нестеров А.А. Турыгину.
Кисти Нестерова принадлежали образа иконостаса и царских врат, а также фрески, среди которых особое место занимает композиция «Путь ко Христу», размещенная над западной аркой трапезной. По существу, это художественное отражение ключевой евангельской темы – жертвенного служения как пути, ведущего к Богу. «Я предложил написать нечто сродное “Святой Руси”: сестры общины Марфы и Марии в их белых костюмах ведут, указывают людям Христа, являющегося этим людям в их печалях и болезнях душевных и телесных, среди светлой, весенней природы. Люди эти не есть только «люди русские» ни по образу, ни по костюмам… (такова идея общины – евангельская, общечеловеческая)», – писал Нестеров позднее, рассказывая об истории создания росписи. По его же эскизу была создана мозаичная икона Спаса Нерукотворного, помещенная в нише над входными дверями на западном фасаде церковного здания.

В росписи Покровской церкви великому Нестерову помогал 19-летний юноша, уроженец Палеха и выпускник тамошней иконописной школы, Павел Корин. Именно этому талантливому мастеру пять лет спустя Елизавета Федоровна доверила роспись крипты Покровской церкви.

8 апреля 1912 года состоялось освящение Покровского храма митрополитом Владимиром (Богоявленским), епископом Трифоном (Туркестановым) и Серпуховским епископом Анастасием (Грибановским). В престол этого храма, как и ранее в престол домовой больничной церкви, были вложены частицы мощей святителя Алексия, митрополита Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника.

По замыслу Елизаветы Федоровны трапезная часть Покровской церкви предназначалась также для проведения церковно-общественных мероприятий, то есть обитель, по сути, призвана была стать просветительским центром: здесь проходили лекции и духовные беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, публичные чтения православной литературы и другие мероприятия. В обители милосердия оказывалась поддержка многим представителям художественной интеллигенции, здесь бывали Николай Голованов, Сергей Есенин, Николай Клюев…

Окна Елизаветы Федоровны выходили на алтарную сторону Покровского собора. Обычно она входила в храм через служебный вход и молилась, стоя на настоятельском месте у правой солеи.

(Окончание следует.)

Социальная деятельность обители

Спектр данных видов деятельности очень широк. Новые требования времени, появление новой проблемы сразу находит отклик у сотрудников обители.

Уход за больными

Уход за пациентами больницы осуществляют сестры милосердия. Свою квалификацию они постоянно повышают на специальных медицинских курсах.

Медицинский центр

Основан в 2010 году. Специализируется на лечение детей, страдающих церебральным параличом. Лечение осуществляется бесплатно и ведется лучшими специалистами в области ДЦП по индивидуальной методике.

За время существования центра реабилитированы сотни маленьких пациентов.

Центр семейного устройства

Главная цель данной структуры — подготовка приемных родителей. Центр осуществляет социальное и психологическое сопровождение православных приемных семей.

Реабилитационный центр

Осуществляет комплексную реабилитацию больных, страдающих ДЦП. Курс рассчитан на двадцать дней. Ежегодно здесь получают профессиональную помощь до 400 детей.

Детская выездная паллиативная служба

Служба работает с 2011 года. Ведет наблюдение за выписанными из больницы пациентами, оказывает всестороннюю поддержку их семьям. В числе прочего предоставляет услугу сиделок.

Центр развития

Единственный в Москве бесплатный детский сад для детей больных ДЦП. Действует пять лет.

Отдых семей с детьми-инвалидами

Проект работает с 2011 года. В его рамках организовывается отдых на море для семей с больными детьми. На двухнедельном отдыхе в Севастополе матерей с детьми сопровождают добровольцы.

Детский дом

В детском доме, рассчитанном на пятнадцать детей, проживают и проходят реабилитацию девочки из социально-опасных семей и девочки, страдающие синдромом Дауна.

Кроме обязательных школьных дисциплин воспитанницы обучаются пению, рисованию, рукоделию, плаванию и фигурному катанию.

Добровольческая служба

Обитель принимает всех, кто хочет оказать посильную помощь по ряду направлений социальной деятельности монастыря. Из добровольцев формируются ремонтные, транспортные, помывочные и другие бригады.

Работа с просителями

Специалисты службы тщательно разбираются в проблемах тех, чья ситуация требует поддержки. Собирают документы для организации лечения, изучают мнения экспертов и курируют сбор необходимых средств.

Ресурсный центр

Работает с 2021 года. Деятельность центра направлена на комплексную социальную и психологическую помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Судьба обители в XX столетии

Великая княгиня хотела, чтобы монастырь перенял не только российский опыт монашества, но и впитал лучшие традиции зарубежных монастырей. Кроме того, она мечтала, чтобы в наших храмах появились женщины-священнослужительницы или диакониссы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Елизавета Федоровна много заботилась о введении чина диаконисс и даже получила одобрение консервативного к новшествам Священного Синода. Русская православная церковь была готова к тому, чтобы в приходах стали служить женщины-священники. Они могли бы проводить обряд крещения других женщин, вести церковные службы и помогать больным. Однако, против нововведения выступил император, и решение так и не было принято.

Если в других монастырях инокини вели затворническую жизнь, в новой обители монахини помогали в госпиталях и занимались благотворительностью. Чтобы они выполняли свою работу более профессионально, великая княгиня привлекла к обучению послушниц лучших московских врачей, и они учили инокинь основам сестринского дела и грамотному уходу за больными.

Двери монастыря были всегда открыты. Здесь проводили духовные чтения, и собирались члены Православного Палестинского и Географического обществ. Новый монастырь отличался тем, что сестры не были прикованы к нему навечно. Согласно уставу, через определенный срок они имели право вернуться в обычную жизнь.

Вид на северный фасад собора Покрова Пресвятой Богородицы

Великая княгиня жила в стенах обители постоянно. Ее дни были заняты молитвами и работой в госпиталях. Во время Первой мировой войны она наряду с другими монахинями собирала деньги для фронта и помогала раненым. Несколько лет монастырю удавалось комплектовать целые составы и отправлять на передовую продукты, лекарства и перевязочный материал.

Через два года после начала войны количество увечных россиян выросло, и возникла необходимость в протезировании. Основательница монастыря собрала пожертвования и начала строить завод по изготовлению протезов. Интересно, что это предприятие работает по сей день и, так же как и век назад выпускает комплектующие для протезов.

С приходом советской власти монастырская жизнь круто переменилась. В короткое время большевики постарались избавиться от всех членов царской семьи и других родовитых россиян. Великую княгиню схватили и отправили в Пермскую губернию. Там 53-летнюю женщину сбросили живьем в отработанную шахту неподалеку от Алапаевска. Вместе с ней погибло еще семь человек.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне

Обитель закрыли в 1926 году, когда в ней жило более 100 монахинь. До 1928 года на территории монастыря работала поликлиника. Потом оставшихся сестер выселили из монастыря. Некоторые из них оказались в ссылке в Туркестанских степях, а другие попали в Тверскую губернию.

После окончательной ликвидации обители здание собора превратили в кинотеатр, а затем здесь стали проводить лекции по санитарному просвещению. В послевоенное время в одном храме располагались реставрационные мастерские, а в другом держали амбулаторию. Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов, а соборный храм стал вновь принадлежать церкви в 2006 году.

Образовательная деятельность

Заведение всегда славилось высокой квалификацией работающих в нем специалистов. Взятая еще в царские времена планка уровня образованности и сегодня остается визитной карточкой обители.

Обучение приемных родителей

Занятия проводят детский и семейный психологи, социальный педагог, юрист, педиатр и священнослужители. Окончившим Школу выдаются соответствующие документы.

Стажировка сестер

Основная цель стажировок — знакомство сестер из регионов России с московским опытом социального служения. Все программы стажировок постоянно совершенствуются с учетом уже полученного опыта и рассчитаны на три-пять дней.

Подготовка экскурсоводов

Нюансам профессии экскурсовода, способом и методам подачи исторической, церковной и культурной информации обучают специально приглашенные в обитель преподаватели православных ВУЗов и опытные экскурсоводы.

После прохождения курсов семинаристы получают удостоверение установленного образца и могут после собеседования принимать участие в реализации новых паломнических проектов Марфо-Мариинской обители.

Преподавание церковных дисциплин

Ведется с 2015 года. Включает бесплатные лекции для насельниц монастыря и сотрудников обители.

Чтение лекций

Бесплатные лектории по истории Русской Православной Церкви проводятся в обители регулярно. Рассматриваемые темы в основном касаются гонений на церковь, изъятию властями церковных ценностей и прочих невзгод, на которые так богата история РПЦ.

Однако затрагиваются на лекциях и темы вечные. Так, на одной из них, прошедшей уже в этом году, слушатели внимали рассказу сотрудника РАН об иконописи как способе продолжать чтение Писания, не имея под рукой самого текста, а основываясь на зрительном восприятии библейских образов.

Анонс новых мероприятий — на сайте монастыря.

Современное состояние обители

Вот уже несколько лет женский монастырь имеет статус ставропигиального. Здесь живет 30 насельниц. Сестры обслуживают хоспис и помогают неизлечимо больным детям, работают в созданной для неимущих столовой и трудятся в военных госпиталях.

Они преподают в гимназии, содержат детский дом для детей-сирот и медицинский центр, оказывающий помощь больным детским церебральным параличом. Монахини, которые живут в других отделениях монастыря, в обязательном порядке проходят стажировку в Москве.

В московском монастыре проводятся курсы для беременных и занятия в школе для приемных родителей. Здесь созданы дневные группы, куда водят детей с проблемами развития, и открыт лекторий по истории церкви. Тот объем работ, который делает монастырь, невозможно выполнить силами 30 монахинь, поэтому под отдельные проекты обитель привлекает волонтеров.

Часовня Елисаветы Феодоровны

Ассоциация сестричеств

Необходимость создание структуры обусловлена большим количеством сестричеств разных уголках мира с разным количеством участниц и разными направлениями деятельности. Назрела необходимость в упорядочении их деятельности. Ассоциация была создана в 2010 году. Председатель Ассоциации — Пантелеймон, епископ Орехово-Зуевский.

Цели и задачи

Структура создана для объединения сестер милосердия и обмена полезным опытом участия в социальных проектах. Предполагается, что это будет способствовать созданию международной организации сестричеств, формированию Единой базы данных организации и координации социальных программ.

Деятельность

Согласно озвученным целям и задачам, начиная с 2011 года Ассоциация провела ряд мероприятий, добившись положительного опыта в самых разных направлениях. Ежегодно проходят сестры и духовники из епархий ближнего и дальнего зарубежья.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Особое внимание стоит уделить архитектуре Покровского храма, полностью выполненного в стиле модерн. Храм несимметричен, каждая его сторона резко отличается от всех остальных. Скульптурное оформление выполнял Сергей Коненков — друг Сергея Есенина.

Внутреннее оформление

Фрески, украшающие Покровский собор, выполнены лучшими художниками того времени — Нестеровым и его учеником Кориным. Кстати, женой Павла Корина стала из воспитанниц обители, которую он, еще совсем юной, запечатлел на своей картине. Корин же расписал фресками подземный храм Покровского собора.

Нестерову пришлось заново переписывать фреску «Путь ко Христу».

Дело было в некачественной грунтовке. Со словами «разозлил беса, так разозлил» иконописец повторил работу, но уже на медной доске. Кроме того Нестерову удалось добиться воздушности и свечения, благодаря точному распределению росписей, вязей и других фрагментов убранства — ни один из них не доминирует на другими, а гармонично вписывается в общую картину.

Монастырские постройки

Монастырская территория невелика, но очень разумно организована. Здесь, не мешая другим можно свободно подышать свежим воздухом в беседке или погулять с ребенком на детской площадке. Проложенные по монастырю небольшие дорожки напоминают английские сады, а украшает монастырь выразительный памятник Елизавете Федоровне.

Соборный храм был спроектирован известным зодчим Алексеем Щусевым и возведен в 1912 году. Архитектору удалось добиться гармонии между популярным в те времена стилем модерн и традициями древнерусского церковного зодчества. Внутренние росписи в храме выполнены талантливыми русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным.

Покровский храм невелик по размерам и может вместить до 1000 человек. На его звоннице висят 12 колоколов, и их звучание очень похоже на знаменитые звоны Ростова Великого.

Неподалеку расположен храм, посвященный Марии и Марфе. Он был возведен в 1909 году и долгое время служил домовой церковью при больнице. Марфо-Мариинский храм спроектирован так, чтобы лежачие больные могли наблюдать за ходом церковных служб.

Пристенный фонтан

Кроме двух церквей, в монастыре стоит небольшая часовня, посвященная основательнице обители. Здесь также находятся одноэтажный дом садовника и здание сторожки, где обустроена часовня в честь Серафима Саровского.

Святыни храма

Все они так или иначе связаны с теми, кто трудился в обители с первых дней ее основания.

Печальный факт — те, кто дарил милосердие другим, сам погибал мученической смертью.

Среди святынь Обители:

  • частица мощей Елисаветы Феодоровны;
  • частица мощей инокини Варвары;
  • частицы мощей духовника Сергия и клирика Гавриила.

Архитектурный ансамбль

Включает домовую церковь святых Марфы и Марии и двухстолпный Покровский собор. Под храмом находится церковь-усыпальница. С южной стороны к собору примыкает ризница, с северной — притвор.

Домовая церковь

Этот храм был задуман так, чтобы пациенты, не покидая своих мест, могли видеть службу и слышать чтение молитв. Был освящен осенью 1909 года.

Именно в этой церкви в 1910 году Елисавета и первые ее сподвижницы были посвящены в крестовые сестры.

Собор Покрова пресвятой Богородицы

Строительство началось в 1908 году, а закончилось в 1912-м. Архитектор проекта — Алексей Щусев. Несмотря на то, что визуально храм не выглядит большим, он может вмещать до тысячи человек.

Другие сооружения

Имеется общежитие сестер. Разбит сад с двумя фонтанами.

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать. Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Ворота в монастырь с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Музей

Исторический облик этого места воссоздан по фотографиям начала прошлого века. Оно пропитано духом Белого Ангела Москвы.

Здесь настоятельница молилась и встречалась с визитерами, в числе которых были члены императорской семьи, высокопоставленные русские и европейские вельможи.

История

Мемориальный музей был открыт в 2008 году в доме основательницы монастыря. Ранее здесь располагалась поликлиника, поэтому потребовалось провести большие реставрационные работы.

Музейная экспозиция

В музее собраны уникальные экспонаты связанные с жизнью и подвижнической деятельностью основательницы монастыря. Среди них — ее личные вещи, важные исторические документы и фотографии.

Необходимо отметить, что Елисавета вела обширную переписку с ведущими духовными просветителями начала двадцатого века, живущих в разных уголках России.

Возможности посещения

Групповые экскурсии на посещение музея проводятся по предварительной записи. Ежедневные экскурсии проходят — в одиннадцать и пятнадцать часов часов. Начинаются они в Покровском соборе.

Настоятельницы

Первая настоятельница — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Вторая — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка королевы Виктории. Деятельность Великой княгини в бытность ее настоятельницей и сегодня служит примером для подражания.

Так, первую операцию в больнице обители сделали самой Елисавете Феодоровне. А чего стоит ее посещение Хитровки! Этот рынок был особым миром, неким затерянным городом, где даже в дневное время можно было стать жертвой карманника или получить ударом ножом. Настоятельница не боялась посещать эту клоаку преступности и разврата. Она забирала оттуда детей, чтобы уберечь от уготованной им «хитровской карьеры» — девочек от проституции, а мальчишек — от бандитизма.

В последние часы жизни, уже сброшенная на дно шахты Елизавета вместе с другими мучениками наводила ужас на своих палачей. Несмотря на то, что чекисты бросали в уральскую шахту гранаты, из нее еще долго доносилось молитвенное песнопение…

Случайность или нет, но злодеяние это было совершено в День празднования памяти Сергия Радонежского и в День рождения мужа княгини Сергея — дяди последнего императора.

А вот то, что делала княгини в последние часы своей земной жизни, случайностью назвать нельзя. Молитвы и забота о ближних прошли красной нитью через всю ее судьбу. Этому, сделанному однажды выбору, продолжала следовать мученица и перед тем, как умереть. Беспредельной своей верой слабая женщина показала, что она во сто крат сильнее вооруженных до зубов чекистов.

Чтобы избежать глумления над обнаруженным телом мученицы, оно было отправлено за границу по приказу Колчака. При вскрытии гроба в Иерусалиме помещение наполнилось ароматом меда и жасмина.

История движется по спирали. Сегодня обитель вновь возглавляет Елисавета, ставшая игуменьей больше чем через столетие после своей великой предшественницы.

Современная жизнь

Трудно даже вообразить, что среди асфальта и каменных джунглей одного из крупнейших мегаполисов мира существует островок спокойствия, где время словно замерло.

Однако он существует и отличается не только от бурлящей за его стенами жизни большого города, но имеет характерные особенности, делающие его особенным даже среди аналогичных церковных структур. Это — Марфо-мариинская обитель милосердия

У «черных» и «белых» сестер – общий устав, но различается молитвенное правило. До сих пор ведутся споры по поводу их статуса. Так, например, отец Николай Стремский постригает своих воспитанниц в особый, марфо-мариинский чин.

А недавно был проведен опрос среди тех, кто пользовался услугами обители, который дал очень интересный результат. Оказалось, что сама атмосфера монастыря влияет на превращение христиан номинальных в христиан реальных — шестьдесят процентов опрашиваемых показали, что стали чаще ходить в церковь, молиться и причащаться.

Есть у обители общество друзей в Великобритании — там хорошо помнят, что первая настоятельница — близкая родственница английской королевской семьи, и часто приезжают в российскую столицу, чтобы посетить обитель, поделиться опытом социальной работы на Туманном Альбионе, изучить московские наработки в этой области.

Впереди у насельниц обители — много планов. Они не пытаются объять необъятное, а просто претворяют в жизнь то, что жизнь сама и диктует. Так, скоро появится детский хоспис — Великая княгиня придавала очень большое значение не только облегчению страданий тех, кто живет, но и проводам умирающих в иной мир.

Как добраться

Территория обители находится на улице Большая Ордынка, в 2 км южнее Московского кремля. За 10 минут до монастыря можно дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Полянка». Ближайшие остановки общественного транспорта расположены на улицах Большая Полянка и Большая Ордынка. До них можно подъехать на автобусах № 8, М5, М6 и К.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.50 [2 Голоса (ов)]

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫМОСКВА →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]