Сергий Радонежский — загадочный христианский святой


Детство и юность святого


Отрок Варфоломей
В начале четырнадцатого века в селе Варницы в Ростовской губернии у богатых родителей Кирилла и Марии родился сын, которого назвали Варфоломеем. Ребенок был не совсем обычный, он заявил о своем предназначении Богу еще во утробе матери. Когда Мария была на литургии, младенец трижды прокричал из чрева во время службы. Священник сказал, что это родится служитель Святой Троицы.

Когда он родился, то проявил уже в младенчестве свою любовь к постничеству. Он не брал грудь, когда мать ела мясную пищу. По средам и пятницам ребенок совсем отказывался от груди. Крестили его на сороковой день.

Рос мальчик умным, спокойным, вдумчивым. Он любил молиться и не играл со сверстниками. Родители его были благочестивыми, любили принимать странников. Так и мальчик учился благочестию и вере у своих отца и матери. У него было еще два брата. Когда мальчиков отдали на обучение в сельскую школу, то братья учились хорошо, а вот Варфоломею никак не давалась грамота.

Мальчик очень расстраивался. Ведь в те времена учителя за неуспеваемость применяли телесное наказание. Варфоломей много молился Богу, чтобы Он дал ему разумение грамоты. И по его молитвам случилось чудо.

Встреча со схимником


Видение отроку Варфоломею

Однажды его отец послал мальчика искать пропавших лошадей. Варфоломей далеко удалился в поля и вдруг увидел под деревом молящегося схимника. Мальчик подождал, когда тот закончит свою молитву, и попросил его помолиться о том, чтобы ему разуметь грамоту. Инок дал мальчику просфору. Варфоломей уговорил его пойти к ним в дом, потому что родители любят принимать странников. Он согласился.

Когда они пришли домой, монах дал мальчику прочесть псалтирь. К удивлению всех Варфоломей вдруг очень хорошо прочел псалом, без единой ошибки. Так совершилось чудо по молитвам Божьего человека.

Владимир Хотиненко: «Фильм о Сергии Радонежском снимаю в форме разговора»

— Владимир Иванович, недавно закончили большую, многосерийную картину «Бесы» — экранизацию романа Достоевского. Возможно, во время работы над «Бесами» вы думали о Сергии Радонежском?

— Достоевскому принадлежит фраза «Бога нет, и все можно». К сожалению, это так. Если жизнь все равно имеет конец, тогда мера ответственности очень низкая, — по этому принципу живут неверующие в бессмертие. Смысл жизни в бесконечности заключается не в том, чтобы жить долго, а в том, чтобы за все отвечать с полной ответственностью. Замечательный актер Александр Балуев, снимаясь в моем фильме «Мусульманин», сказал: «Ад как-то могу представить, а вот рай не могу». Праведников среди нас нет. Но ориентиры должны быть. Современная цивилизация возвела в культ толерантность, вычеркнув моральные ценности из конституций, форм государственного устройства. Даже «Не убий» превратилось в некую формальность. Пример – убийцу 75 человек поселили в трехкомнатную квартиру, и он требует себе интернет, и к этому большинство относится с пониманием. Человеческая жизнь обесценилась. Когда меня спрашивают об отношении к религии, о том, насколько я верующий человек, то на эти вопросы не отвечаю, считая их сугубо личными. Но тема религии, веры проходит через все мое творчество. В настоящее время я работаю над фильмом о Сергии Радонежском. Замечу, что снять фильм о святом практически невозможно. Павел Лунгин нашел способ в своем картине «Остров», но в ней главный герой – юродивый, которому испокон веков многое позволено, а значит, есть простор для фантазии, вымысла. По этой причине я бы не стал снимать серьезную историческую картину о Сергии Радонежском. У этого героя нет ни одного отрицательного качества, ни одного неблаговидного поступка… Ну, не придумывать же ему пороки? И я решил прибегнуть к форме так называемого разговора, или, говоря современным языком, «ток-шоу», чтобы выяснить, понять – кто такой сегодня Сергий Радонежский, какое место занимает в нашей жизни, попросту говоря, что мы о нем знаем? Собирая на «ток-шоу» разных людей, представителей всех возрастов, можно получить интересный результат.

— Режиссер обязан видеть финал, итог своей работы, не так ли? Какого Сергия Радонежского вы представляете в своем фильме?

— Если у нас получится, то Сергий Радонежский возникнет не материальный, а, скорее, музыкальный, поэтический, неуловимый и при этом осязаемый. Когда я беседовал с актерами, которые приходили пробоваться на роли в этой картине, первым делом спрашивал: «Что знаете о Сергии Радонежском?». Если кто-то что и знал, то не больше того, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Тогда как исторической ясности в этом вопросе нет. Ничего другого вспомнить актеры не могут. Может, что-то слышали об уходе преподобного Сергия из Лавры, и то смутно?!

— Режиссер Отар Иоселиани сказал мне в интервью о том, что он не любит снимать исторические картины из страха невольно наделить персонажей теми чертами, которых, может быть, у них и не было. Вы же все-таки решились, почему?

— Совершенно правильно сказал Иоселиани. У каждого художника все равно возникают соблазны что-то нарушить, привнести свое и, как я уже говорил в случае со святыми, наделить идеальных людей недостатками – ну, чтобы кино получилось интересное, многогранное, зрелищное. Не секрет, что многие актеры любят играть отрицательных героев, считая их более интересными, ярко выписанными. Но я точно знаю, что отрицательных персонажей играть гораздо легче, чем положительных, и поэтому актеры и предпочитают злодеев. Как мучился Достоевский, создавая образ идеального человека – князя Мышкина в романе «Идиот»? Федор Михайлович по этому поводу писал, что «знает только одного абсолютно положительного героя – Дон Кихота», добавляя при этом: «и то, потому что он смешон!». Этим качеством «смешного, странного человека» он наделяет и князя Мышкина. Замечу, что быть смешным – вовсе не порок, но эта особенность положительных людей – казаться нелепыми, несуразными, необыкновенными помогла Достоевскому сделать Мышкина интересным, близким для читателей.

— На какую зрительскую аудиторию рассчитываете, снимая фильм о Сергии Радонежском?

— Во-первых, в наше время эпоха великого пророческого кинематографа закончилась. Сегодня можно на мобильный телефон снять кино, и я считаю это прогрессивным явлением. Убежден в том, что благодаря доступности технических возможностей кино станет более демократичным, а со временем, более массовым. Лично я хотел бы дожить до того периода, когда осмелюсь снять фильм на мобильный телефон. Я обучаю молодых людей режиссуре во ВГИКе, и если буду посыпать голову пеплом, общаясь с ними как мастер, который ставит большие задачи, то вряд ли это пойдет на пользу дела. Да, я хочу, чтобы будущую картину о Сергии Радонежском увидела молодежь. Кстати, снимать ее будет молодой, но уже опытный оператор Денис Аларкон Рамирос, который хорошо чувствует язык, стиль молодежи.

Строительство монастыря


Икона Сергия Радонежского

Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.

К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.

Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.

Приход монахов

Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.

Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.

Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.

Чудеса преподобного

В монастырь к преподобному стали приезжать люди, и он помог всякому. Однажды к нему приехал мужчина, который вёз больного мальчика. Но сын умер по дороге. Тогда отец заплакал и отправился покупать гроб, а мальчика оставил в монастыре. Когда он вернулся, то нашел сына живым.

Однажды в монастырь силой привезли бесноватого богача. Святой исцелил его своей молитвой. Бес вышел из этого несчастного. С тех пор количество приезжающих за исцелением людей увеличилось.


Святому было видение: множество чудесных птиц слетелось к нему в обитель. И некий голос предсказал, что столько же будет монахов в этом монастыре.

Во время литургии иноки видели, как вместе с преподобным в алтаре находился некий светоносный муж. Сергий признался, что Ангел сослуживает ему. А один ученик его увидел однажды, как в чашу сошел огонь, когда служил святой.

Святому являлась Сама Матерь Божия с апостолами, обещая, что не оставит обитель.

Когда хан Мамай пошел войной на Россию, князь Дмитрий пришел к преподобному, чтобы просить молитв. Тогда Святой предсказал ему победу над врагами и дал в помощь двух монахов, которые помогли в решающей битве. Во время сражения Сергий стоял на молитве, называя имена павших и молясь за их упокой. Он мысленно находился на поле битвы.

Преподобный Сергий Радонежский

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы. Эфир 14 июля 2014 г.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя преподобной Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

— Здравствуйте. Бог благословит!

— Наша сегодняшняя передача посвящена преподобному Сергию Радонежскому.

Хотелось бы начать передачу с цитаты выдающегося отечественного историка В.О. Ключевского: «Преподобный Сергий самой жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло, не все замерло. Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя. Помог им заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того огня, которым горел озаривший их светоч».

Каково в целом значение преподобного Сергия Радонежского для русской истории?

— Явление преподобного Сергия Радонежского, как небесный подарок нашему Отечеству. Преподобный Сергий вырос в нашей среде, и то, что воплотилось в нем — это выражение того чистого и искреннего духа, который присущ нашему народу, потому что он чисто и светло воспринял святое православие. Именно в православной среде являются такие адаманты, на которые потом равняются поколения людей, проходящие почти через целое тысячелетие.

Образ и значение подвига преподобного Сергия просто неоценимы. Мы говорим о человеке, который ведет духовную жизнь, устремлен своим взором к Нему и не отрицает свое земное Отечество, и те проблемы, которые существуют в нем, но все освящает своим подвигом. Таким был преподобный Сергий Радонежский.

Впоследствии об этом ярком и очень значимом подвиге скажет преподобный Серафим Саровский: спаси себя и около тебя спасутся тысячи. Если человек по-настоящему спасает себя, то его спасительный свет озаряет сотни и тысячи людей, приходящих к нему, и распространяется на сотни и тысячи километров от того места, где обитает этот человек.

Явление преподобного Сергия в нашем Отечестве — это совершенно иной поворот кругозора не только духовного, но и физического. Здесь происходит серьезное изменение, потому что он дает нашему человеку такое вдохновение, которое становится неким началом объединения русских земель, превращения нашего Отечества в единое сильное государство. Без подвига преподобного Сергия сделать это было невозможно, потому что каждый опирался на свое «я», свое значение, силу, местечковые интересы.

Преподобный Сергий открыл, что в основе сильного государства и любой государственности, особенно православной, должно быть отношение человека с Богом и открытие божественной любви и божественного единства, как образа для подражания, без которого невозможно приобрести земное Отечество.

Таким явился преподобный Сергий. Его почитание Бога — это почитание Святой Троицы. Неслучайно, когда он уединился в радонежские леса, первым делом он строит церковь во имя Святой Троицы. Всему миру он открывает образ Святой Троицы, как образ некоего единомыслия, любви ко всему роду человеческому. Открывая этот божественный образ, он показывает, как можно единством побеждать ту ненавистную рознь, которая захватила тогда наше земное Отечество. Именно подражая в этом Святой Троице, можно достичь великих результатов. И наше Отечество еще при жизни преподобного Сергия достигает таких результатов через его верного духовного сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, который воплощает эту идею и собирает великое русское государство.

Мы знаем знаменитое выражение наших летописцев о том, что на Куликово поле пошли волоколамцы, дмитровцы, москвичи, а вернулся единый русский народ. Мы знаем, что духовное начало, которое преподобный Сергий положил в основу Российского государства, дало потом прекрасные всходы. Мы увидели и великую сильную империю, и великую русскую державу. Эту державу невозможно представить без подвига преподобного Сергия Радонежского, без его молитвенного стояния, без раскрытия его великого подвига, который должен нести каждый человек, озаряя землю русскую.

Особенно в наше время, когда становятся шаткими сами основы нашего государства, важно вспомнить, на чем строил государственность преподобный Сергий Радонежский. Невозможно без православия, высоты духовной жизни, выполнения заповедей Божиих построить великое государство. Крепость государства состоит не только в экономической мощи, военно-техническом потенциале, но первенствующее значение должно иметь духовное начало, только тогда будет сильное, неделимое православное государство Святая Русь.

В дни торжества памяти 700-летия со дня рождения преподобного Сергия нам возвещаются идеал и ценности, которые он оставил нам. Своей жизнью, своим подвигом, своим горением он завещает нам жить и мыслить так, для того чтобы сохранить земное Отечество и приобщиться к Отечеству Небесному.

— Как человек, целиком устремленный к Небу, каким-то непостижимым образом влияет на земные дела. Казалось бы, не вмешивается в них, но оказывает сильнейшее влияние?

— Подвиг молитвенного и духовного стояния всегда очень высок. Мы знаем, что Господь наделяет таких людей огромными дарами, они очень сильно влияют на все стороны нашей жизни.

Даже сегодня мы можем увидеть, что даже люди, облеченные властью, имеющие достаточно средств, чтобы жить, ни о чем не думая, стоят в очередях к великим старцам и спрашивают их благословения. В силу своей духовной слепоты мы не знаем, что с нами будет завтра, что сделать, чтобы не испортить завтрашний день. Поэтому люди духовные всегда имели влияние, они открывали глаза, указывали путь, по которому должен идти человек.

Так же и преподобный Сергий, которые не замыкался в радонежских лесах, но понимал значение тех поступков, которые совершает человек. Если он видел, что поступки не являются правильными, он шел, искореняя неправильное и уврачевывая и соединяя своим огромным авторитетом.

Мы знаем, что преподобный Сергий вышел из дремучих радонежских лесов, когда его авторитет стал огромным. Авторитет молитвенника, чудотворца, человека, который явил всю высоту духовной жизни, показал высоту смирения. Который в своем житии показал, что он готов быть послушником самому последнему человеку в этом мире. Этот феномен был редчайшим и в те времена, и преподобный Сергий завоевал огромный авторитет. Даже не беседа, но один его взгляд отвечал на многие вопросы. Где бы ни появлялся преподобный Сергий, там всегда было утешение, духовная поддержка и авторитет слова. Преподобному Сергию доверяли, знали, что он не ищет своей личной выгоды, но только выгоду для нашего Отечества. Поэтому ему верили и богатые, и бедные.

Весь простой народ прислушивался к мнению преподобного. Когда надо было примирять новгородского или рязанского князя с князем московским, то по благословению святителя Алексия преподобный Сергий идет и закрывает храмы. Обращаясь к людям, он говорит: если не будет этого примирения, не будет нашего православного Отечества, не будет православных храмов. Люди верят преподобному Сергию и просто-напросто заставляют своего князя подчиниться князю московскому, тому единому началу, которое будет преобразовывать разделенные русские княжества в единое и сильное Российское государство.

Преподобный Сергий не искал ничего для себя, но лишь славы для нашего Отечества, укрепления Православия. Он понимал, что приходящие на Русь ищут не материального богатства. Все «ходоки», приходившие с Запада на нашу землю, всегда имели своей целью окатоличить наше население, чтобы оно не было православным.

Укрепление государственности означает сохранение православия, сохранение православия значит приобщение всех православных людей к вечной жизни, вечным небесным обителям. Глубочайший смысл и значение слова и действия преподобного Сергия заключался в том, чтобы человек, живущий на земле, был приобщен и к жизни вечной. Поэтому преподобному Сергию удавалось многое, и все это он выполнял как послушание.

В своей жизни он не искал ничего земного, он отказывался от всего, что ему предлагалось, потому что самое главное для него было служение земному Отечеству, служение Отечеству Небесному и приобщение к Царствию Небесному.

— Вопрос телезрительницы: Почему в наше время нет таких святых, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский?

— Наверное, потому, что не святы мы сами. Если мы будем приобщаться к святости, у нас откроются глаза, и мы увидим многих святых. Недаром сейчас огромным авторитетом пользуется книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», показывая, что люди, живущие в простоте своего сердца, исполняющие послушание, уже являются святыми. Эта святость может быть сокрыта от нас, потому что мы ищем особенных святых: чтобы не ел, не пил, упаси Бог, чтобы на машине не ездил. Но это неправильное понимание святости.

Свят тот человек, который от юности своея стремится исполнить заповеди Божии, и таких очень много особенно среди монашествующего духовенства. Мы знаем многих старцев — имена которых я не буду перечислять – и в том числе живущих в Троице-Сергиевой Лавре, которые отвечают на наши вопросы, указывают подлинный путь духовной жизни, через которых Господь открывает Свою волю.

Таких великих людей мы можем видеть и в других обителях, и среди нашего белого, женатого духовенства. На приходах можно видеть много благочестивых людей. Неслучайно митрополит Вениамин (Федченков) написал замечательную книгу воспоминаний, где он пишет о святых, с которыми ему пришлось встречаться во время его земной жизни. Я также могу назвать даже простых мирян, которых мог бы так же назвать святыми и которые отчасти уже ушли в мир божественный, другие живут на земле, но обладают святостью, потому что искренне и со смирением несут свой жизненный крест. Для того чтобы увидеть святых, надо самим немного приобщиться святости и отказаться от осуждения, которое царит в нашем сердце. Когда человек перестает осуждать, тогда ему открываются святые и подлинный путь духовной жизни, даже возможность общаться с этими святыми и при жизни освящаться самому. Наверное, в этом должно заключаться наше стремление увидеть святых при жизни.

— Вы сказали, что преподобный Сергий искал лишь пользы Отечества и полностью отказывался от чего бы то ни было для самого себя. Почему он отказался от митрополичьей кафедры, хотя, казалось бы, на этом посту можно принести большую пользу Отечеству?

— Преподобный Сергий понимал, что быть митрополитом Московским и Всея Руси, означает не только иметь огромное влияние, но и огромные почести, уважение. Чтобы не испортить свои внутренние чувства и стремления, он отказывается от этого высокого служения, чтобы до конца остаться монахом. И он отказывается от того, что пусть в незначительной степени могло бы повлиять на чистоту его отношений с Богом. Никакого превозношения. Он отказывался от игуменства, когда братия смущалась игуменом, который не заботился о ее материальном положении, и преподобный Сергий оставлял Обитель. Но это было промыслом Божиим, ведь куда бы он ни уходил, он везде основывал новые обители, тем самым освящая нашу русскую землю источниками благочестия, святости. Потому что монастыри по сей день несут чистоту и высоту жизни, озаряют жизнь мирского человека.

На сегодняшний день восстанавливаются старые монастыри, строятся новые, и мы видим, что даже богослужение в монастыре иное: наполнено возвышенностью. Живущие в обителях отказались от нашей суеты, информационных источников, и эта отреченность от всего, что засоряет голову, дает им возможность чисто и светло общаться с Небом, сводить эту небесную благодать на землю. Человек, приходящий в монастырь, реально ощущает эту благодать. Люди, хоть раз побывавшие в монастыре, ощутившие эту благодать, вновь стремятся вернуться в него.

Есть люди, которые вместо отдыха в комфортабельном отеле на берегу Турции предпочитают поехать в монастырь. Там они выстаивают многочасовые службы, а потом идут трудиться, помогать братии или сестрам монастыря. Но если на море человек лишь услаждает свою плоть, то из монастырей люди возвращаются одухотворенные, возвышенные, глаза его наполнены жизнью. Потому что человек не только увидел эту жизнь с ее суетой и попечениями, но ему открывается вечность, и он всегда стремится к этой вечности.

Преподобный Сергий увидел эту огромную задачу — открывать Небо здесь на земле, в себе самом через тот подвиг, который он нес. Он открывал это братии, и мы знаем, что великая Сергиева Лавра дала сотни и тысячи подвижников благочестия, явленных и не явленных этому миру. О многих мы не знаем, многие жили и умирали, как простые монахи, и лишь когда они умирали, понимали, какой замечательный человек жил, трудился и нес послушание в Обители. Был совершенно незамеченным, но со смирением выполнял послушания и ночами нес те молитвенные подвиги, о которых становилось известно лишь потом. Это, действительно, красота и украшение нашего мира.

Если бы не было святых, не было бы жизни на земле. Мы знаем, что не живет деревня без праведного, а город без святого. Мы сейчас говорим об исчезновение многих деревень с лица нашей земли, и это произошло в перестроечное время, когда в деревнях не было места праведности. Нет праведности — нет и деревни.

Для нас должно быть очевидным знаком, что если существует город, существует деревня, то есть святость, праведность, благодаря которым они живут и существуют.

— Вопрос телезрителя из Белгородской области: Известно, что преподобный Сергий запрещал братии брать какие-либо приношения у мирян даже в голодные годы. Можно ли привести подобные примеры в наше время?

— У Вас неверная информация о том, что преподобный Сергий запрещал брать приношения мирян. Наоборот, в Житии преподобного Сергия описывается, что когда братия в один из голодных годов возроптала на преподобного Сергия, он предложил брать приношения и молиться. Описывается случай, когда после Божественной литургии братия стала молиться, и в Лавру был привезен целый обоз с продовольствием. Братия поняла, что вся сила в молитве. Кто сильно молится, не должен отвлекаться на такие попечения, Господь Сам питает их, как птиц небесных.

Если мы говорим о других обителях, то они также живут за счет приношений. Надо понимать значение самого приношения. Мы не должны говорить, что не должно быть приношений, поскольку это идет вразрез со Священным Писанием. Господь повелевает каждому из нас отдавать 10% от своего дохода на храмы Божии, и этот закон не отменен.

В моей священнической практике был случай, когда пришла женщина, прочитавшая в Священном Писании слова о том, что кто не отдает десятину, тот крадет у Бога. Она пришла со слезами покаяния, говоря, что никогда не давала десятину, а значит, всю свою жизнь крала у Бога. У нас должно быть четкое понимание этого.

Второй момент, если Церковь не будет призывать человека к благотворительности, тогда человек не будет творить добрые дела. Как говорит нам Священное Писание, суд без милости будет над тем человеком, который не сотворил в своей жизни милости. Поэтому милостыня должна быть уделом нашей жизни.

В свое время, когда я строил храм, то спросил у своего духовника архимандрита Лаврентию, старца Троице-Сергиевой Лавры, почему так тяжело идет строительство, там много приходится ходить, просить, приходится порой просить не по разу. Помолившись, батюшка ответил, что если бы все было хорошо, то я бы только строил и не ходил и никого не призывал, а люди бы не творили добрые дела и не спасались, а так спасутся очень многие, кто будут участвовать в строительстве храма. Потому что наши предки говорили: «Нет больше того дела, чтобы храм построить да чужого ребенка воспитать». И те, к кому обращаешься с просьбами, получат награду от Господа в Небесных обителях.

Принимая милостыню, храмы и монастыри дают людям возможность спасаться. Если бы была государственная дотация в храмы и монастыри, как это есть в некоторых странах, то мы бы молились и никого не призывали к добрым делам, и человек забыл бы, что такое благотворительность. Благотворительность — творить благо. Именно с этой целью Господь и сотворил человека.

— Отец Алексей, Вы сказали, что преподобный Сергий был защитником Русской земли. Он был ее защитником не только во время своей земной жизни, но и после нее оказывал влияние на ее судьбы.

Какую роль сыграла Троице-Сергиева Обитель в защите Русской земли от иноземных захватчиков в 1612 году?

— Не только в 1612 году, но всегда Троице-Сергиева являлась неким форпостом. Не только своей крепостью, которую не могли взять никогда. Мы знаем, что во времени польско-литовской интервенции она давала приют и защиту не только братии, но и воинам, и жителям Сергиева Посада и других близлежащих районов.

Троице-Сергиева Лавра являлась и форпостом духовной жизни. Мы знаем, что ополчение в лице Минина и Пожарского было призвано из Нижнего Новгорода благодаря письму эконома и казначея Лавры архимандрита Авраамия (Палицына).

В разные времена нашей истории Троице-Сергиева Лавра имела большое значение, сохраняя духовный фон нашего русского народа, потому что вместе с мощами и самим духом преподобного Сергия она всегда являлась примером.

Большое значение Лавра сыграла в воспитании многих пастырей Церкви Христовой. Начиная с 1812 года Лавра принимает в своих стенах Московскую духовную академию, впоследствии на ее территории располагается и Духовная семинария. Здесь воспитываются сотни и тысячи пастырей Русской Православной Церкви. Кроме того, в стенах Лавры учатся студенты из Греции, Польши, с Кипра, из других Православных Поместных Церквей и затем, словно птицы, разлетаются по всему миру, освящая его святым православием.

Троице-Сергиева Лавра явилась источником духовной жизни особенно в советское время, в послевоенное время, когда воспитала многих и многих священноиноков, которые впоследствии становились игуменами многих монастырей и обителей, распространяя великий дух преподобного Сергия во все уголки нашего Отечества.

Мы знаем, что из стен Троице-Сергиевой Лавры вышел не один десяток архиереев Русской Православной Церкви, которые также утверждают высоту и дух преподобного Сергия в разных регионах нашего Отечества и далеко за его пределами.

Таково значение Троице-Сергиевой Лавры, и оно подчеркивалось и самим преподобным Сергием: он думал о будущем. Как будет жить это место, неужели оно сгинет, не будет угодно Господу.

Мы знаем, что Лавра переживала трудные времена. Первое разрушение она пережила в 1408 году, уже после смерти преподобного Сергия, когда хан Едигей захватил Троице-Сергиев монастырь и сжег его дотла. Именно после этого на месте захоронения преподобного Сергия стали строить Троицкий собор, который был завершен в 1423 году и стоит доныне. Были обретены нетленные мощи преподобного Сергия.

Лавра претерпела закрытие, но существует и по сей день. Это связано с двумя видениями, которые были в Лавре преподобного Сергия. Житие описывает, как однажды преподобный молился, чтобы Господь сохранил его учеников, последователей, которые будут в Лавре, спрашивая об их судьбе после его смерти. Во время этой молитвы полянка рядом с кельей, где он молился, была озарена ярким светом, и он услышал Голос:

— Сергий, ты молишься о своих учениках и последователях. Так зная, что Я их умножу, как птиц небесных.

И преподобный Сергий увидел вокруг своей кельи огромное количество небесных птиц. Действительно, наверное, каждая Обитель славится тем, что она оставляет своих иноков в своем монастыре, и они дают закон верности данной обители и игумену монастыря. Обетование же данное преподобному Сергию, видимо, означало, что именно насельники Троице-Сергиевой Лавры будут, подобно птицам, разлетаться в разные уголки этого мира. Как невозможно было преподобному Сергию сосчитать птиц в явленном видении, так сейчас невозможно сосчитаться, сколько было и сколько еще будет иноков в Троице-Сергиевой Лавре. Кроме братии, сколько было и будет студентов академии и семинарии, которые разлетаются по всему миру, распространяя дух и завещания преподобного Сергия Радонежского.

Второе явление — явление Матери Божией, когда преподобный Сергий молился вместе со своим учеником Никоном в своей келье. Келья также была озарена небесным светом, и он увидел святого апостола Иоанна Богослова, который возвестил: «Се Пречистая грядет». Действительно, ему было явление Матери Божией, преподобный Никон даже потерял сознание в этот момент, а Сергий беседовал с Ней, и Она сказала ему:

— Сергий, ты молишься о своей Обители, так знай, что она будет стоять до скончания века.

Мы знаем, что какие трудные времена, не переживала Лавра, она сохранена до сегодняшнего дня. В советское время большевики разрушили множество храмов и монастырей, а Троице-Сергиева Лавра, хотя и была закрыта на некоторое время, все равно сохранилась до сегодняшнего дня в богатстве духа монашеской жизни, высоты духовной жизни, своем неповторимом служении.

Лавра сохранила мощи преподобного Сергия Радонежского, этот великий источник божественной благодати, пример духовной жизни и любви к своему земному Отечеству.

Если мы говорим о патриотизме, то истинный патриотизм возможен лишь у верующего человека. Патриотом может быть только тот, кто любит Отца Небесного и может чисто любить своих родителей на земле и земное Отечество. Не любящий земное Отечество, не может приобщиться к Отечеству Небесному. Завет преподобного Сергия — быть настоящим верующим человеком, а значит, быть патриотом.

Таким является нам преподобный Сергий и Лавра преподобного Сергия, которая является непревзойденной по высоте своей духовной жизни, и даже в чисто внешнем отношении. Столько братии нет ни в одном православном монастыре, в нее приезжают богомольцы во всех концов нашего Отечества утешиться духом преподобного Сергия, поклониться его святым мощам, пообщаться со старцами Лавры, напитаться богодухновенными богослужениями, которые совершаются в Троице-Сергиевой Лавре.

Думаю, что в эти дни празднования 700-летия преподобного Сергия будет безграничное количество паломников со всех уголков не только нашего Отечества, но со всего мира.

— Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые планируются в честь празднования 700-летия преподобного Сергия.

— Грандиозные мероприятия вызваны особой потребностью. Не только ради прославления преподобного Сергия, но потому, что многие хотят поучаствовать, вдохнуть этого особого духа Троице-Сергиевой Лавры, прикоснуться к мощам преподобного Сергия.

Мероприятия проходят в течение всего этого года. С начала года были где-то открыты, где-то заложены храмы во имя преподобного Сергия. Прошли концерты, конференции во всех епархиях, регионах. Во многих местах открывают памятники преподобному Сергию Радонежскому.

Наверное, самое главное, что было организовано: посещение всеми приходами Троице-Сергиевой Лавры. Прихожане нашего храма и дети Воскресной школы посещали Лавру, и эти поездки были особо вдохновляющими. В нашем приходе мы особо отметили эту дату: открыли, но еще не освятили на северном фасаде храма семиметровую мозаику преподобного Сергия.

Мы особо связаны c преподобным Сергием, потому что он являлся духовным отцом благоверного князя Димитрия Донского и Ефросинии Московской, в честь которой построен наш храм.

Грандиозные мероприятия будут проходить 16, 17 и 18 июля. 16 июля к 11 часам всех приглашают в Хотьковский монастырь, где находятся мощи родителей преподобного Сергия — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Здесь в 13 часов начнется молебен в Покровском соборе Хотьковского ставропигиального женского монастыря. Отсюда пойдет крестный ход на Благовещенское поле г. Сергиева Посада.

На Благовещенском поле подготовились к бесчисленным паломникам. Установлены палатки с полевой кухней, будет возможность отдохнуть, перекусить, подготовиться к богослужению. Крестный ход возглавит Святейший Патриарх Кирилл. После того, как крестный ход придет в Сергиев Посад, начнется Всенощное бдение на Благовещенском поле.

17 июля на Благовещенском поле будут отслужены несколько Литургий под открытым небом. Ночью в 00 часов 17 июля начнется ранняя Литургия и дневная в 9-00 утра, которую будет совершать Святейший Патриарх.

С 12 до 17 часов на Благовещенском поле будут служиться непрестанные молебны с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.

В 15-00 в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры будет отслужена малая Вечерня с акафистом преподобному Сергию.

В 18-00 17 июля вновь будет Всенощное бдение прямо под открытым небом на Благовещенском поле. Ожидается, что соберутся порядка 100 тысяч паломников. Предприняты все меры, очень серьезная организация торжеств. Все кто желают, пусть не смущается сердце ваше. Будут и медицинское обслуживание, и вода, и еда, и место для отдыха.

18 июля в день памяти преподобного Сергия Радонежского вновь будет ночная Литургия на Благовещенском поле. В 9 утра Божественная литургия будет на Соборной площади Троице-Сергиевой Лавры, которую совершит Святейший Патриарх Кирилл.

В 12 часов будет праздничный прием в Трапезных палатах Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Затем состоятся мероприятия в самом городе, который будет торжественно отмечать память своего основателя и небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского.

Подобает нам прославить и поклониться преподобному Сергию за его труды, любовь, за вечный пример. Кто хочет быть патриотом нашего Отечества, настоящим сыном земного и Небесного Отечества, может во всем подражать преподобному Сергию Радонежскому и никогда не ошибется, этот путь будет самый правильный, самый верный. Самое главное, что преподобный никогда не оставит такого человека, всегда защитит его своей небесной молитвой, духовным покровительством и назиданием, сохранением от всякого врага невидимого и невидимого. Таким преподобный Сергий был при своей жизни, таким явился по своем отшествии от земной жизни и таковым он остается и по сей день.

К преподобному Сергию Радонежскому идет бесчисленное множество людей, потому что каждый приходящий получает ответ на свои вопросы, трудности, получает помощь. Совершенно достойная слава о преподобном Сергии идет по всей земле и никогда не закончится, потому что Сергий живой и всегда участвует в нашей жизни.

— Вопрос телезрительницы из Истринского района: Господь сподобил меня бывать у мощей преподобного Сергия, в Лавре мой духовный отец, но в эти три дня я работаю, смогу ли я разделить благодатную радость этого дня, не находясь в самом Сергиевом Посаде?

— Все зависит от расположения Вашего сердца и от того, где будут Ваши мысли. Если они будут вместе с преподобным Сергием, то, конечно, Вы получите утешение и благодать. Самое главное — не расстраиваться. Вы живете рядом в Истринском районе, а не на Дальнем Востоке, у Вас всегда есть возможность приехать к преподобному, поклониться, испросить благословение, получить от него милость.

— Каково было завещание преподобного Сергия?

— Смысл этого завещания, в котором преподобный обращался к братии, а через них, наверное, и к каждому из нас, чтобы люди отказывались от того мирского попечения, которое захватывает всего человека, чтобы имели послушание и помнили последние дни своей жизни.

Преподобный Сергий, как и все святые отцы, неслучайно акцентирует внимание на этом. Если человек помнит последняя своя, то он вовек не согрешит. Я общался со многими людьми, и те, кто испытывал какую-то близость к смерти в результате участия в военных действиях, эти люди очень близки к Богу. Человек, который видел смерть, и понимает, что жизнь человеческая в руках Божиих, такой человек очень близок к Богу. Потому преподобный Сергий и завещал, чтобы каждый помнил свои последние дни.

— Известно, что преподобного Сергия почитают не только в Православной Церкви, но и в Католической Церкви в Восточной Европе, в Англиканской Церкви. Его Жития переводят на многие европейские и даже азиатские языки. Каково значение преподобного Сергия Радонежского в мировом масштабе?

— Мы говорили, что преподобный Сергий Радонежский открывает земному человеку мир небесный. Поэтому приобщиться к его жизни — значит приобщиться к великому пиру духа святого Православия и к небесному духовному преображению.

Очень важно, что наши любимые православные святые сейчас открываются не только инославным, но и православным христианам других стран, которые также очень любят преподобного Сергия и преподобного Серафима Саровского. Их жизни настолько реальны, просты и целеустремлены — это как раз то, чего так не хватает современному человеку. В их жизни открывается возможность общаться с Небом. Это привлекало человека раньше и особенно привлекает нынешнего человека, который истосковался по настоящему общению с Богом. Не надо скрывать, что это подлинное общение с Богом сейчас сохраняется только в православии. Сейчас все подстраивается под грех человеческий, под некую внешность, но именно святое православие по-настоящему духовно удовлетворяет человека.

— Вы являетесь настоятелем храма в честь преподобной Ефросинии Московской в Котловке, как Ефросиния Московская связана с преподобным Сергием?

— Преподобная Ефросиния Московская — ученица преподобного Сергия Радонежского. Мы знаем, что Дмитрий Донской не раз получал благословение у преподобного Сергия. Но надо сказать об очень важном историческом факте: почитание преподобного пришло к нему через Евдокию (Ефросинию) Московскую и Марию Ивановну Серпуховскую (схимонахиню Марфу, основательницу Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы). Именно они узнали о преподобном, поскольку монастырь был построен на землях серпуховского князя, который дал разрешение строительства монастыря. Затем Мария Ивановна общалась с преподобным Сергием и рассказала о нем своей племяннице — Евдокии Московской. Они стали почитать и затем приглашать преподобного Сергия в Москву, так он был открыт для Димитрия Донского и московской знати. После чего о преподобном Сергии стали говорить и за пределами Москвы и далее. Еще при жизни преподобного о нем знал Константинопольский Патриарх и прислал ему свои дары.

Поэтому для нас очень важно, что память преподобного Сергия совсем рядом с памятью преподобной Ефросинии Московской, которая совершается 20 июля. Мы будем праздновать престольный праздник, память ее блаженной кончины.

Накануне 19 июля у нас будет отслужено Всенощное бдение, а в 16 часов по нашей традиции мы будем служить молебен о Святейшем Патриархе, о Президенте России. Это особенно важно сейчас, в связи с событиями на Украине. Мы взяли на себя послушание особо молиться в это тяжелое время и о Святейшем Патриархе, и о Президенте России.

В день праздника 20 июля в 7-30 будет отслужен водосвятный молебен, а в 8-30 будем встречать архиерея. По благословению Святейшего Патриарха богослужение в нашем храме в этот день возглавит Преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, управляющий юго-западными рекреациями г. Москвы.

После службы будет совершен крестный ход, во время которого мы освятим внешнюю мозаику преподобного Сергия Радонежского на северном фасаде нашего храма.

Дорогие братья и сестры, приглашаем вас посетить в этот день наш храм и по доброй традиции помолиться всем вместе. Преподобную Ефросинию очень почитают жители Москвы и Подмосковья, многие и многие расположились к ней, потому что она всем отвечает своей любовью, и многие получают от нее помощь.

— Большое спасибо, отец Алексий. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

— Благословение Господне да пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]