Христианский рок — это не жанр. Абсолютно любой рок может быть христианским: все зависит только от текстов и религиозных убеждений самих музыкантов. Причем речь вовсе не о цитировании библии и проповедовании. Христианский рок, скорее, о светлых идеалах и христианском взгляде на жизненные и социальные проблемы. И хотя направление существует еще с 60-х годов, отношение у многих фанатов тяжелой музыки к нему все еще неоднозначное. Дескать, христианский рок — это скучно и вообще против всех идеалов рок-н-ролла. Разумеется, это не так.
Поводом для подборки стал релиз нового альбома группы Red. Это одна из самых известных христианских банд на тяжелой сцене — практически символ всего направления. Группа родом из Нэшвилла и рубит христианскую смесь металкора, ню-метала и стадионного рока еще с 2002 года. Музыканты о своих религиозных убеждениях говорят открыто и продвигают их через тексты многих своих песен. Но менее тяжело они от этого не звучат — тем и заслужили уважение.
Demon Hunter
Группа из Сиэтла, с двухтысячного года проделавшая путь от ню и грув-метала к мелодичному модерн-металу в духе современных In Flames. На заре своего существования Demon Hunter по степени тяжести иногда к Slipknot приближались. Группа никогда не рвала чарты, но среди фанатов ню-метала всегда была на хорошем счету. И сейчас не совсем опосела — умеет заряжать и бодрые риффы, и пробивающий экстрим-вокал.
Несмотря на довольно брутальный звук (хотя баллад у группы хватает) и агрессивную внешность участников, они всегда позиционировали себя именно как христианский рок. Вокалист Demon Hunter Райан Кларк в интервью не раз заявлял, что группа изначально твердо говорила о своей религиозности, чтобы быть честными с фанатами.
Рок как путь к вере
Рокеру, возможно, проще прийти к вере, чем тому, кто слушает попсу. Как проще начать худеть человеку, у которого есть лишние 50 килограммов, чем тому, у кого лишних всего килограммов 5. Рокеры зачастую острее видят несовершенство цивилизации и болезнь человеческой души, поэтому у них есть дно, от которого они могут оттолкнуться. Хотя есть и рэп-исполнители «старой школы», которые тоже в своих произведениях стараются что-то важное сказать. Когда человек начинает искать выход, он его находит. А выход один — к Богу. У каждого может быть свой путь, но выход один.
Мой парадокс в том, что я сначала пришёл к вере, а потом пришёл в рок-тусовку. Об этом я уже рассказывал, когда мы говорили о неформалах.
P.O.D.
Payable on Death — культовая группа из Сан-Диего, играющая рэпкор уже 30 лет. Что показательно, известны они вообще не из-за религиозных взглядов. Их почитают именно как классиков ню-метала и рэпкора, на одном уровне с Linkin Park и Limp Bizkit. В сравнении с началом нулевых сейчас их слава, конечно, несколько поугасла, но группа все равно чувствует себя хорошо. К тому же у них в арсенале есть хиты на все времена, которые смену музыкальной моды успешно пережили: Alive, Boom, Satellite, Youth of the Nation и многие другие. А Sleeping Awake вообще на саундтреке в «Матрице» была.
P.O.D. иногда и к рагга-металу причисляют. Манера читки вокалиста банда Сонни Сандовала действительно частенько отдает раггой. Впрочем, Сонни силен не только в рэп-секциях — он и вокалист выдающийся.
Христианские рок-группы: зарубежные
Список групп, проповедующих в своем творчестве христианство, не мал и продолжает с каждым годом расти. Среди популярных коллективов стоит выделить:
- Skillet, образовавшуюся в городе Мемфис в далеком 1996 году. Коллектив за свою длительную карьеру был не раз номинирован на премию Best Rock Gospel Album (Лучший христианский рок-альбом).
- Thousand Foot Krutch – канадский музыкальный коллектив, созданный в 1997 году. Один из самых успешных ВИА, исполняющих рок-музыку в целом и христианский рок в частности. За всю историю было продано более полутора миллионов копий их дисков.
- Red – относительно молодая (образована в 2004 году) американская рок-группа, ставшая одной из лидирующих среди христианских рок-коллективов. Интересно, что начинали свою карьеру парни, перепивая христианские гимны.
- P.O.D. – один из немногих коллективов, исполняющий христианский рэп-кор, отдавая предпочтение речитативу, смешивая его с тяжелыми риффами и бласт-битами ударных. Коллектив множество раз номинировался на премию «Грэмми». Название группы происходит от метафоры Payable on Death, связанной в их понимании с Иисусом, искупившем грехи всего человечества.
Также в этом жанре играют Starfield, FM Static, Antestor, Pillar, War of Ages и многие другие, менее известные группы.
August Burns Red
Хорошо известные металкорщики из Пенсильвании. Группа существует с 2003 года, а дебютник им помогал записывать сам Адам Дуткевич из Killswitch Engage. В первые годы существования банда о своих религиозных взглядах говорила открыто и часто. В 2015 году вокалист группы в интервью заявил, что христианство действительно важно для всех участников группы и отражается в их текстах. Но на сцену музыканты выходят не чтобы проповедовать или привести кого-то к богу. Их цель — просто нести позитив. Сегодня группа не позиционирует себя как христианскую, такое решение было принято еще в 2012 году.
Но August Burns Red все же частенько турит с другими христианскими группами, и даже попадала на обложку Christian Music Magazine. От имиджа христиан так просто не отмыться. Но главное, что группу уважают и далекие от религии металхэды. August Burns Red играют действительно качественный, довольно тяжелый и цепляющий мелодик-металкор в духе As I Lay Dying и тех же Killswitch Engage.
Христианская рок-музыка и христианские конфессии
Казалось бы, основные интересы священнослужителей весьма далеки от рок-музыки, но встречаются среди этой категории люди, которые не просто владеют музыкальными инструментами для себя, для души, но и играющие рок в достаточно известных группах. В качестве примера можно привести главу ордена монахов-Бенедиктинцев по имени Ноткер Вольф.
Он очень увлечен хард-роком и пишет музыку, а также играет на гитаре. Прославился исполнением хэви-метала на уровне профессионалов в этой области монах-капуцин Чезаре Боницци.
Также нельзя обойти вниманием любопытный факт о том, что Евангельско-лютеранская церковь в Финляндии проводит «металические» мессы. А Австралийская церковь «Хиллсонг» использует рок вместо духовной музыки, это является ее визитной карточкой.
Не обязательно группы, нередко использующие в тематиках песен христианские образы, тотчас причислять к христианскому року. Нередко упоминается христианство в текстах U2, Blind Guardian, Dream Theater, Megadeth, Nightwish, Within Temptation, Evanescence, Queen. Среди русского рока на этом были замечены Машина Времени, ДДТ, Аквариум, Ария, Легион, Catharsis, Чёрный кофе, Гран-КуражЪ, Эпидемия.
Ведь само значение «христианских текстов» не означает рифмованные цитаты из Библии и пересказ Евангелия. Христианскими тексты делает точка зрения на определенные вещи, свойственная христианам, подобная им жизненная позиция, к примеру, несогласие жить в обществе потребления, протест по отношению к социальной несправедливости, нежелание мириться с тоталитарным управлением личностью. Сюда же относится самоанализ и признание того, что общество несовершенно.
Следует также помнить, что христианство как религия очень обширно, так как состоит из множества конфессий. И нередко случается так, что позиция одной конфессии оскорбительна для другой, но и та и другая являются тем не менее христианами.
Phinehas
Еще одна американская металкор-группа. Но теперь из Лос-Анджелеса и более яростная. Тяготеющая к брейкдаунам, классическому, более сырому жанровому звуку и заморочистым солякам в духе Periphery. А еще к металкору Phinehas довольно успешно подмешивают риффы в трэш-метал стиле, чем очень гордятся (и правильно). Впрочем, это не отменяет мелодично-попсовых припевов. Группа существует еще с 2001 года, но с дебютником выступила только в 2011-м.
Phinehas, в отличие от August Burns Red, от статуса христианской группы не отмахиваются. Он даже издаются на лейбле Solid State Records, который как раз на христианском роке и специализируется. Solid State — это сателлит другого «христианского» лейбла Tooth & Nails. Эти две компании вообще издавали или все еще издают многие группы из подборки.
Христианский метал
Часто это музыкальное направление противопоставляют «блэк-металу» и называют «белым металом». Группы, исполняющие музыку в этом жанре, стараются воодушевить и вдохновить слушающую публику и, в отличие от своих коллег, полностью игнорируют тему жесткости и убийств. Среди популярных представителей стоит выделить:
- Stryper – интересный коллектив, исполняющий музыку в стиле глэм-метал. Группа была образована еще в 1983, но пережила распад и не существовала в период с 1993 по 2003. Участники группы используют в оформлении своих дисков стихи из книги пророка Исаии.
- Petra – пожалуй, первый музыкальный коллектив, официально назвавший свое творчество христианским роком. Символично то, что группа была образована студентами Христианского учебного центра, прямо во время обучения в нем. Звучание группы напоминает смесь музыки кантри и хард-рока. В 2006 году группа распалась.
Impending Doom
Удивительное дело, но на свете немало дэт-метал-групп, позиционирующих себя как христианские. Такие банды у дэт-метала берут только звучание, а в текстах, понятное дело, обращаются к богу. Они и о насилии со всякой грязью могут петь, но в поучительном ключе. Притчи от дэт-метала.
Одна из самых ярких подобных групп — риверсайдская Impending Doom. Не считая христианского посыла, это довольно типичный, но очень качественный и мрачный дэткор. Ничуть не легче творчества каких-нибудь Thy Art is Murder. На концертах у них угар и мош, как положено. Музыканты банды для своего звука даже отдельный жанр придумали — горшип, что означает служение богу через агрессивно звучащую музыку. Идеальная иллюстрация цитаты одного из пионеров христианского рока Ларри Нормана: «Зачем отдавать дьяволу всю хорошую музыку».
Рок-миссионерство в Русской Православной Церкви. Хронология
Рок-миссионерство в Русской Православной Церкви. Хронология 1991
«Православная» рок-группа «Галактическая Федерация» (А. Вишняков, С. Кныш, П. Лялин, В. Погуткин, А. Букреев) получает благословение на свою деятельность у настоятеля Свято-Николо-Богоявленского морского Собора о. Богдана Сойко.
1992
апрель — рок-группа «Галактическая Федерация» выступает на фестивале «Пробуждение» в г. Сергиев Посад.
1993
в Санкт-Петербурге создается Православный музыкальный , О. Арефьева и группа «Ковчег», группа «Если», «Новый Завет», «Мономах» и др.
1994
О. Всеволод Чаплин пишет предисловие к пластинке «Антология Христианского Рока в России», изданной при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения.
О. В. Чаплин сообщает: Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящен и фестиваль “Пробуждение“, прошедший в Москве в середине октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.
2000
На радио «Радонеж» впервые затрагивает тему рок-музыки о. Сергий (Рыбко), поклонник рок-музыки и бывший хиппи.
2001
о. А. Кураев: Юрий Шевчук (группа «ДДТ») читал мои книги и пригласил меня на свой концерт в 2001 году. Как раз в его день рождения. В мае же 2001 года меня буквально взял за руку мой студент из богословского института и повез на Горбушку. Сказал, что у Юрия Шевчука день рождения, будет концерт, на который Шевчук приглашает меня. Так я впервые попал на рок-концерт.
2002
Вышла брошюра иеромонаха Сергия (Рыбко) «Современная культура – сатанизм или богоискательство?», вызвавшая широкий резонанс.
2003
рок-фестиваль «Рок к Небу»
14 января — в Санкт-Петербурге в спортивно-концертном комплексе «Ледовый дворец» состоялся рок-фестиваль «Рок к Небу», организованный Санкт-Петербургской епархией. В нем принимали участие о. Андрей Кураев, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Ольга Арефьева, также Сергей Калугин и группа «Оргия праведников». Спонсоры мероприятия – Комитет по молодежной политике администрации Санкт-Петербурга.
Начинается сотрудничество о. Сергия (Рыбко) с Константином Кинчевым в рамках сайта «Армии Алиса — Питер».
осень – «православный рок-тур» о. А. Кураева и К. Кинчева по городам Урала.
О. Сергий (Рыбко) при храме Преподобного Сергия в Бибирево открывает рок-клуб, названный «Молодежным Центром во имя святой блаженной Ксении Петербургской». При входе туда установлен гипсовый памятник Виктору Цою на мотоцикле.
9 сентября — о. Сергий (Рыбко) вместе с группой «Если» принимает участие в молодежно-музыкальной акции «Для чего я пришел в этот мир», проходившей в Ярославле.
2004
Выходит книга диакона Андрея Кураева «Рок и миссионерство. Беседы с Богословом».
На сайте Правая.Ру начинают регулярно публиковаться статьи, освещающие явления российской рок-музыки.
14 апреля — о. Сергий (Рыбко) выступает «проповедью» в клубе «Огурец» по приглашению Вячеслава Капорина (рок-группа «Бабушкины сказки»).
24 июня — в московском «Р-клубе» — «проповедь» о. Сергия (Рыбко) на рок-концерте группы «Если».
группа «Если» выпускает сборник акустических баллад «Мы пьем из чаши бытия» по благословлению и с помощью о. Сергия (Рыбко).
2005
25 июня — в кемеровском «Парке Чудес» состоялся рок-концерт «НЕdrugЖИ» с участием группы «Калинов мост». Инициатором концерта выступил молодежный отдел Кемеровской епархии.
31 июля по 4 августа — в Витебске прошел фестиваль «Небо славян» с участием рок-групп.
2006
19 января — в зале Паломнического центра Московской Патриархии прошел фестиваль «Свет Рождества» с участием рок-групп.
20 января – московский фестиваль «Солнце Рождества» с участием рок-групп.
20 мая — благотворительная акция для инвалидов в байк- по благословению игумена Сергия (Рыбко). В программе — выступление трех рок-групп.
конец мая – начало июня — в программу общецерковной выставки-форума «Православная Русь» включен рок-концерт. Ведущий о. Сергий (Рыбко).
июль — настоятель храма в селе Очеретино Донецкой области о. Георгий Стрельцов создает приходскую рок-группу. До рукоположения о. Г. Стрельцов играл на барабанах в украинской панк-группе «Побочный эффект».
20 сентября — рок-фестиваль в Красноярске «Погляди на Небо». Мероприятие проводится под покровительством Красноярской епархии. Участники рок-фестиваля: красноярские рок-группы и известная команда «Инструкция по выживанию» во главе с Романом Неумоевым. Организаторы: православная молодежная организация «Общее дело», молодежный клуб «АриZona» при поддержки Правой.Ру.
2007
7 января — рок-фестиваль «Свет Рождества» в Концертном зале гостиницы «Космос» с участием о. Сергия (Рыбко).
14 января — в Калужской области наместник и братия монастыря в честь Спаса Нерукотворного в селе Клыково проводят рок-фестиваль. Исполнительный продюсер — о. Игнатий, бывший рок-музыкант.
В поселке Инской Кемеровской области настоятель местной Троицкой церкви создает рок-группа «Миссия» с участием прихожан.
2008
На сайте общины храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы открылась рок-миссионерская страничка «Неформал».
По городам Украины проходит рок-тур, посвященный 1020-летию Крещения Руси, с участием о.А. Кураева, о. Евгения Максименко (Днепропетровская епархия УПЦ), рок-групп «ДДТ», «Братья Карамазовы», «С.К.А.Й.».
В Полтавской миссионерской духовной семинарии силами создана студентов и преподавателей рок-группа «Instant Eternity». В состав группы входит 5 студентов Богословско-миссионерского отделения 1-4 курсов. Слова песен пишут сами учащиеся, также используют стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой.
Создан рок-клуб при храме св. влкмч. Варвары в Архангельске. Настоятель – о. Даниил (Плотников).
16 февраля — в здании управы р-на Бибирево Северо-Восточного округа Москвы прошел рок-концерт. Организаторы: управа р-на Бибирево, община храма св. прп. Сергия Радонежского в Бибирево и находящийся при нем Молодежный культурный центр во имя св. блж. Ксении Петербургской при участии Союза православных хоругвеносцев и Союза православных братств.
7 апреля — в московском парке «Останкинский» прошел «пасхальный рок-фестиваль» с участием о. Сергия (Рыбко).
26 сентября — в г. Вязники Владимирской области создан рок-клуб при храме Введения Божией Матери (настоятель – о. Антоний).
2009
Рок-группа «ДДТ» записала альбом «Ныне отпущаеши» вместе с о. Евгением Максименко (Днепропетровская епархия УПЦ).
В апреле на ток-шоу «Только ночью» (телекомпания ТВЦ) в выпуске «Неформалы – угроза обществу?»о. Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев выступили в защиту неформалов.
9 мая — презентация рок-оперы «Александр Невский». Перед презентацией выступил о. Сергий (Рыбко).
17 — 19 июля — 2-ой международный байкерский фестиваль «Narva Bike 2009» в Нарве. В ходе фестиваля состоялся рок-концерт с участием о. Сергия (Рыбко). На фото: Группа Rockcrime, о.Сергий (Рыбко) и др.
2010
В московском клубе «Каста»состоялась презентация альбома рок-группы «Если» — «Невский князь». Приветственное слово произнес о. Сергий (Рыбко).
сост. А.Т.
The Devil Wears Prada
Дейтонские металлисты, которые со своим последним альбомом The Act попали в наш топ 10 лучших альбомов 2021 года. The Devil Wears Prada на сцене с 2005 года и чаще всего их музыку тоже называют пост-хардкором и металкором. На самом деле, там намешано гораздо больше. В основе, скорее, лежит скримо, плюс как минимум на двух последних пластинках группы чувствуется большое влияние дум-метала, построка и классического хэви-метала.
Группа изначально основана христианами. Как и прочие банды в подборке, The Devil Wears Prada не проповедуют, но доносят до слушателей близкие им ценности. Религиозный ярлык статус их нисколько не беспокоит, они и на христианских фестах выступают спокойно.
10 лучших метал-альбомов 2019
Мнение церкви
Представители духовенства в своих мнениях занимают разные позиции. Безусловно, никакого оправдания нет року, который несет в себе идеи сексуальной распущенности, сатанизма, удовлетворения пагубных страстей вроде алкоголизма, наркомании и тому подобное. Здесь все единогласны.
Но, что касается творчества коллективов, которые поют о Боге, о любви, о превратностях жизни, то тут есть как защитники, так и противники. Церковь не одобряет того, что может привести человека в состояние уныния или грусти, вызвать в нем другие эмоции схожего характера. А песни рок-музыкантов, нужно признать, часто именно такое настроение и вызывают.
Грань очень тонкая. Многое зависит от самого человека, ведь каждый пропускает полученную извне информацию через призму своего жизненного опыта. Поэтому вывод вырисовывается сам собой — проблема не в роке, как в жанре, а в людях, которые его играют и слушают.
Важно! Бог не музыку будет судить, а каждого человека.
Мнение священника
Священник Сергей Лепин — яркая личность на просторах современного интернета. Он ведет свой блог, который многие считают наиболее миссионерским во всей блогосфере.
Не так давно одно из изданий опубликовало интервью с батюшкой, во время которого ему задали много вопросов, в том числе и о роке. Как выяснилось, сам отец Сергей пришел к вере через рок-музыку. В юные годы у него даже была собственная группа, которую он организовал.
Протоиерей Сергий Лепин в прошлом был рок-музыкантом
А знакомство с церковью началось довольно неординарно. Как-то они с друзьями решили пригласить священника на одну из своих «тусовок». Сергей отправился в церковь. В итоге пастырь не был приглашен, но пребывание в храме не могло не наложить отпечаток на молодого человека. Второй знаковой встречей стала совместная поездка в общественном транспорте с незнакомым пожилым мужчиной, продавшим Сергею небольшую карманную Библию.
Молодой человек начал втайне читать книгу и вскоре понял, что хочет связать свою жизнь с Богом. Он решил поступить в духовную семинарию, что предопределило его дальнейшую жизнь.
Сегодня, говоря о роке, отец Сергей акцентирует внимание на том, что музыка — это всего лишь 7 нот, расположенных в определенной последовательности. Все остальное — это человек.
В роке есть масса того, что заслуживает порицания по всем законам Божьим. Но в то же время, по словам священника, рок обнажает многие социальные проблемы, заслуживающие внимания общества. Впрочем, как отметил Сергей Лепин, сегодня рок-музыка стала более гламурной и попсовой и уже не выполняет той мировоззренческой роли, что раньше. Это связано с тем, что новое поколение молодежи имеет другие способы, с помощью которых может заявить о своем несогласии и протесте.
Важно! Говоря же о том, как духовенство реагирует на подобную музыку и с чем это связано, батюшка сказал, что осуждение, как правило, вызывают инфернальные мотивы. Но они не везде присутствуют.
Antestor
Antestor — основатели христианского блэк-метала и настоящие норвежские бунтари. Христианский блэк само по себе что-то невозможное, учитывая, что вся суть жанра изначально заключалась именно в ненависти к христианству. Поэтому сегодня заданное Antestor направление принято называть анблэком или даже уайт-металом, хотя сами музыканты свой звук описывают как печальный сорроу-метал.
Музыканты группы, будучи ярыми христианами, были недовольны популярностью неоязыческой и сатанинской музыки, а потому и решили продвигать свои христианские идеалы именно в блэк-звуке. И у них получилось: не зная истории банды, подвох заметить непросто. Более того, в 1991 году они умудрились издать свой дебютник на лейбле Cacophonous Records, где издавались, к примеру, Dimmu Borgir и Sigh. Когда руководство лейбла узнало о взглядах Antestor, был скандал. Среди фанатов блэка к банде до сих пор неоднозначное отношение, многие их искренне ненавидят, хотя у группы за эти годы появилось множество анблэк-последователей.
Отечественные христианские рок-группы: список
Русские коллективы так же, как и зарубежные, быстро подхватили подобную практику и начали наполнять свою музыку религиозными текстами и отсылками. Среди музыкантов с отечественной сцены нашлось немало глубоко верующих людей, которые основывали целые коллективы с христианским направлением. Среди самых известных выделяют группы:
- «Алиса» – советский ВИА, зародившийся в 1983 году в городе Ленинграде. Одна из самых известных и популярных групп за всю историю российской рок-музыки. Одна из первых, что начала писать тексты, связанные с религией. Группа существует по сей день.
- «Черный кофе» – советский рок-проект Дмитрия Варшавского, исполняющий тяжелый рок и христианский метал с отягощенным звучанием. Коллектив был образован в 1979 году и ведет активную деятельность до сих пор, исполняя и записывая новые песни на русском и английском языках.
Среди отечественных исполнителей жанра также стоит упомянуть такие христианские рок-группы, как «Август», «Легион», «Глас Пророка» и «Трубный зов».
Blaster the Rocket Man
С христианским панком все куда сложнее, чем даже с христианским блэком. Интересных групп в этом «жанре» не так много, потому что слишком уж далека панк-идеология от каких угодно религиозных течений. Христианские панки чаще всего ловят ненависть с обеих сторон: христиане не хотят признавать панков за своих, а панки отказываются принимать христиан. Религиозные темы могут проскальзывать разве что в поп и пост-панке, а так же в стрейтэджерском хардкоре. А вот представители более классического панка, даже находясь внутри христианской индустрии (например, издаваясь на христианском лейбле), все равно предпочитают религиозность в текстах не выпячивать.
Но была одна совершенно безбашенная христианская панк-группа — Blaster the Rocket Man. Эти парни из Индианаполиса с 1994 по 2002 играли, на минутку, христианский хоррор-панк. В своих текстах они рассказывали хоррорные и сай-фай-истории, используя их как аллегории к библейским сюжетам. Ну а звучало это как смесь Sex Pistols и классического рок-н-ролла. Концепт все еще неповторимый.
История жанра
Еще во время становления таких жанров музыки, как рок-н-ролл и ритм-н-блюз, многие священнослужители негативно отзывались как о музыкальном направлении в целом, так и о людях, эту музыку исполняющих в частности. Позднее рок-музыканты начали прибегать ко все более вызывающим образам, часто связывали свою музыку с мистикой, оккультизмом и поклонением дьяволу. Многие металлисты и рокеры часто вели себя скандально, употребляли наркотики и алкоголь в непомерных количествах, тем самым усугубляя ситуацию и негативное отношение в сторону рок-музыки.
Ситуация начала меняться с появлением рок-групп и музыкантов, исполняющих так называемый христианский рок. Первопроходцами в жанре стали группы Mind Garage и Petra. Со временем это направление лишь развивалось, появился фестиваль, в котором принимали участие только христианские рок-группы. Подобный прогресс в мире музыки не обошел и Россию, где начали появляться новые группы, пишущие тексты, связанные с христианской тематикой.