Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви


Запреты

Благодаря столь сильной развёрнутой против появления вероисповедного документа кампании в конце ноября 1824 года вступил в силу Указ Святого Синода. Он запретил печать и распространение катехизисов Филарета вплоть до особого распоряжения. Причиной запрета была объявлена недопустимость переложения Молитвы Господней, Символа веры и 10 Заповедей на русский, названный «простонародным наречьем». В 1825 году был заново выпущен катехизис митрополита Платона. Надо сказать, что этот труд впервые вышел в 1786 году и выдержал семь изданий. Последнее из них и позиционировалось в качестве противовеса труду Филарета. В платоновском руководстве было соблюдено приведение цитат из Библии на церковнославянском.

О чем поведает катехизис?

Наверное, вам стало интересно, что из себя представляет текст самого катехизиса и что ценного в нем содержится. Кратко расскажем о содержании этого свода направлений и рекомендаций, чтобы каждый мог точно знать, о чем и почему были эти извечные споры.

Важно! Читаем Житие Сергия Радонежского в кратком содержании по главам

По традиции, первый раздел указывает читателю на основы христианской веры, ее столпы и азы, на которых она держится. Наряду с этим представлена позиция Русской церкви относительно всего Божественного и духовного в нашем мире.


Второй раздел катехизиса наполнен истинами о трех главных христианских добродетелях: о Вере, о Надежде, о Любви.

  • В части о Вере дает подробное понятие Никео-Цареградского Символа. Для более удобного рассмотрения его разделили на 12 составляющих. После представлено семь таинств христианства.
  • Вторая часть – о Надежде, главным образом повествует о мотивах и смысле бытия в рамках религии. Подробно и с множество пояснений рассматривается такое положение, как «Отче Наш». Следом идет четкое пояснение всем 10 заповедям о блаженстве.
  • Третий раздел – о Любви, дает подробное разъяснение 10 Божьим Заповедям. Первые четыре из них были высечены Господом на первой скрижали. Они дают наставление относительно любви простого человека к Всевышнему. Оставшиеся шесть заповедей позволяют людям понять и принять любовь к ближнему к своему как к себе самому. Также в этой части кратко описанные основные грехи с точки зрения христианства и возможные пути их отпущения.

Отметим, что читая этот текст, каждый прихожанин, который только начинает знакомиться с религией, может без лишних вопросов и проблем все понять и постичь.

Эта книга выступает в роли вступления перед прочтением куда более громоздкой и серьезной литературы, например, Библии.

О том, что это простая и доступная литература, знают даже дети, которые знакомы со специальными изданиями, написанными в упрощенной форме.

Интересно знать! И тот, кто написал первый в мире катехизис, и те митрополиты, которые в дальнейшем занимались его реструктуризацией, использовали так называемые «архаические» термины и слова. Для примера, словосочетание «в каком смысле» будет звучать как «в каком разуме».

Спорные вопросы

Впрочем, некоторые из православных богословов оспаривают авторство митрополита Филарета. Но, несмотря на это, ими же признается значимость, которую имеет катехизис (что это такое, сказано выше) в истории РПЦ. Это утверждение основывается на том, что, по мнению епископа Василия Кривошеина, основной вероисповедный документ подвергся кардинальному редактированию. Из-за вмешательства обер-прокурора Священного Синода — светского лица — статус книги как незыблемого догматического памятника Вселенского православия тоже может быть подвергнут сомнению, так как катехизис Филарета Московского содержит не все символы веры и описывает влияние инославного богословия.

Авторство и создание единого документа

В начале XIX столетия церковь использовала разные издания вероисповедной книги. Чаще всего это были труды двух митрополитов: Петра Могилы и Платона. Позже на их основе печатались другие издания, которые неоднократно подвергались жесткой критике со стороны православной церкви. Чтобы устранить все замечания, было принято решение издать объединенную версию.

Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 г., а автором ее стал архиепископ Московский и Коломенский Филарет. Спустя год Синод одобрил окончательное издание вместе с правками, а документ был официально признан руководством по христианской вере. Позже изменения все же вносились, а потому переиздавался он не раз. Однако до сих пор труд Филарета позиционируется, как канонический, содержащий основные догмы и постулаты православной церкви.

Документ, собравший в себя все самое лучшее от предыдущих изданий, был напечатан к концу 1824 г. под названием «Краткий Катехизис», а вот расширенный вариант назывался «Пространным».


Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 году

Критика вероисповедного документа

Первые версии огласительных книг появились в период активной критики переводов Евангелия, которые вышли из-под пера Российского библейского общества. Особенно сильно ругали деятельность РБО консерваторы от власти и церкви. Они настаивали, что литературный русский язык не подходит для религиозного использования, а потому все труды должны быть написаны на церковнославянском.

А. С. Шишков, будучи министром народного просвещения, выступал за равенство между русским языком и церковным наречием. В это же время митрополит Фотий сравнивал новые издания с «водой из канавы».

Критики нового катехизиса считали, что современные переводы могут стать причиной распространения ереси.

Интересная информация

Терминология

Термин пришел к нам из древнегреческого языка и дословно переводится, как «поучение, наставление». Сегодня эту вероисповедную книгу часто называют огласительной, так как в ней содержатся основные тезисы учения Христа. Написана она простыми, доступным языком в формате «вопрос-ответ».


Определение термина «катехизис»

Определение «катехизис» применимо не только для православной литературы. По сути, это любое углубленное руководство, имеющее похожую структуру. В качестве примера можно привести работу русского нигилиста С. Г. Нечаева, который пропагандировал террор против «тиранов народа».

Расхождения с первоисточником

Чтобы успокоить критиков, было инициировано подробное изучение работы митрополита Филарета, издавшего первую огласительную книгу. Целью исследования было выявление расхождений между ним и Святым Писанием. Особенно тщательно вычитывали библейские фразы, которые использовались в катехизисе на русском языке. При этом общий смысл христианского учения потерян не был, а потому аргументы против не нашли конструктивного подтверждения.


Текст катехизиса написан простым языком

Немалые споры возникли по поводу фразы о «лучшем учении». На вопрос «какая вера о благочестии лучше» был ответ: христианская. Однако консервативные священники узрели здесь неточность. Если есть «лучшая», значит, должна быть просто «хорошая», а ею может представляться ислам или, к примеру, буддизм.

Такая острая критика повлекла за собой решение Синода о запрете издания труда Филарета. Причиной тому стал перевод на русский язык основных частей вероисповедного документа. Однако позже мир увидел новый вариант огласительной книги под авторством митрополита Платона. Этот катехизис пережил семь переизданий. В нем цитаты из Священного Писания приводились на церковнославянском наречии.

Сегодня катехизис является основным православным трудом для новых прихожан. Он содержит удобное руководство по православной вере, написанное простыми словами в формате «вопрос-ответ», что помогает быстро понять основные тезисы учения Христа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Католический вариант

Пришло время узнать, что это такое – катехизис католической церкви и чем он отличается от нашего, православного.

Несмотря на то, что письменные руководства, многочисленные книги, документы и акты, касающиеся непосредственно католицизма, всегда были в избытке, своего свода правил католики длительное время заиметь не могли.

Окончательно сформировался и был впервые опубликован такой документ католической церкви в 1985 году на одном из советов. Утвержден он был Папой Иоанном Павлом Вторым в 1992 году.

Познавательно! Как нужно правильно креститься православным

Данный сборник сводов и правил относительно католического вероисповедания имеет много общего с православным или общехристианским. Он также составлен в структуре «вопрос-ответ» и поделен на определенные главы. В первой из них идет речь о Символе Веры. То есть обо всех азах и основах, на которых христианство и католицизм были построены.

Вторая глава посвящена таинству этой веры, ее особенностям. В третьей главе прихожан учат жизни в вере, то есть Заповеди. О том, как нужно действовать в рамках бытия, что дозволено, а что под запретом. Ну и четвертый раздел посвящен молитве – «Отче Наш», ее детальному разбору и сути.

Общие сведения

Основные положения, которые содержал первоначальный православный катехизис, разрабатывались в период с 1822 по 1823 год. Автором его являлся святитель Филарет (Дроздов). Издание было одобренного Синодом и опубликованного в 1823 году. Этот катехизис Филарета был утвержден сначала в качестве руководства. Впоследствии труд подвергался значительной переработке. Корректировка и внесение исправлений осуществлялась автором, обер-прокурором и прочими членами Синода. Этот труд постоянно дорабатывался и выдержал множество переизданий. Некоторые из теологов, среди которых такие личности, как митрополит Булгаков Макарий, позиционируют катехизис Филарета в качестве одной из «символических книг». По мнению многих, труд святителя входит в число наиболее авторитетных источников догматического учения. Именно в нем наиболее полно изложены от лица церкви основные ее постулаты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]