Самые загадочные пророчества Библии: Кирпич Иезекииля


Пророк Иезекииль

Иезекииль
(евр.
Й’хезкэль, «Господь укрепит»
, греч. Ἰεζεκιήλ; в. до н.э.), пророк, один из четырёх великих пророков Ветхого Завета. Память 21 июля, 23 июля (Греч. [1])

Родился в Иудее, в семье священника Вузия, происходил из колена Левиина. Был священником.

Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.

Поселившись в Тель-Авиве, при реке Ховаре, он женился и обзавелся домом, но в пятый год своего плена был призван к пророческому служению, которому и посвятил всю свою последующую жизнь.

Живя в период тягчайших испытаний для народа израильского, он с замирающим сердцем следил за событиями, предшествовавшими падению Иерусалима; предвидя неминуемую гибель города, он подготовлял к ней народ, утешая его, в то же время, надеждой на освобождение из плена и укрепляя веру в Мессию, как истинного сына Давидова.

Пророчества Иезекииля отличаются богатством таинственных символов и видений. К служению пророческому он призван был видением, в котором предстал перед ним божественный муж, на таинственном престоле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых животных (Иез. 1, 4-28). Дар пророчества воспринят был им чрез съедение книжного свитка, на котором значилась надпись: «плач, и стон, и горе». Величественное видение поля с иссохшими костями, восставшими к новой жизни, было наглядным изображением восстановления и освобождения изральского народа. Пророчества Иезекииля заканчиваются видением нового храма, нового Иерусалима и нового раздела Земли Обетованной. Все эти символы и видения имели в виду пробуждение народа, который или относился равнодушно к простым проповедническим речам, или слушал пророка лишь как «забавного певца с приятным голосом и хорошо играющего музыканта».

Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.

По древнему преданию, он был убит одним из иудейских князей за изобличение его в идолопоклонстве. Привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама. Его гробница находится в современном Ираке, в городе Кифль (южнее Багдада). Пророк Иезекииль почитается мусульманами, упомянут в Коране как Зуль-Кифль

.

История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем и занимающей третье место в ряду книг великих пророков.

Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет — будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии — его прежние грехи не воспомянутся перед Богом

(Иез. 3, 20; Иез. 18, 21-24).

Тропарь Иезекиилю

Пророче Божий Иезекииле, / предзревый затворенная Духом врата / и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, / Того моли, молимся, / да отверзет дверь милости Своея / и спасет души благочестно поющих память твою.

Пророк Ехезкель — Иезекииль

Ехезкель

(или
Йехезкель
) бен Бузи (
יחזקאל
; ум. не позднее 3364 г. /396 г. до н.э./) — один из величайших пророков народа Израиля.

Происходил из рода коэнов (Ехезкель

1:3), а также был потомком Йеошуа бин Нуна и его жены Рахав (
Ялкут Шимони, Пинхас
771).

Сын и ближайший ученик пророка Ирмии (в Танахе Ирмия назван также именем Бузи — «Посрамленный», потому что в ответ на его пророчества о скорой гибели Йеуды евреи оскорбляли и поносили его; Радак, Ехезкель

1:3).

Ехезкель начал пророчествовать в Иерусалиме. В 3327
году
/433 г. до н. э./, после завоевания Иерусалима вавилонским царем Невухаднецаром, Ехезкель был угнан в Вавилон в числе восемнадцати тысяч евреев, среди которых были Мордехай и другие мудрецы
Великого Санхедрина
(
Ехезкель
1:2-3;
II Мелахим
24:12-16;
Седер олам зута
7:2; Раши,
Ехезкель
1:3).

Пятого тамуза 3332
года
/428 г. до н. э./, на пятом году плена, Ехезкель удостоился высочайшего пророческого постижения. Всевышний показал ему высших ангелов —
хайот акодеш
, «видом подобных человеку», но «у каждого из них было по четыре лица, и у каждого — по четыре крыла». Причем, все четыре лица были разными: справа от лица человека — лик льва, слева — лик быка, а сзади — лик орла. Вместе с тем, эти ангелы обладали огненной природой: «И образ этих
хайот
подобен пылающим огненным углям и подобен факелам». Излучающий сияние огонь «проносился меж этих
хайот
, …и молнии исходили из огня, и
хайот
двигались вперед и назад, как вспышки молний» (
Ехезкель
1:1-14;
Седер адорот
).

Над ангелами пророк увидел «подобие небосвода — словно грозный лед, простертый над их головами сверху» (Ехезкель

1:22). Этот «свод», отделявший мир ангелов от еще более высокого духовного уровня, Ехезкель сравнил с могучими ледяными глыбами, устрашающими своим грозным величием (
Мецудат Давид
). Но это лишь аллегория, а в реальности ослепляющий своим блеском и сиянием «ледяной свод» был проницаемым и прозрачным (
Мальбим, Маръэ Ехезкель
1:22 и 1:25).

А над сводом Ехезкель увидел «подобие престола, похожего на камень сапфир, а над подобием престола, сверху — образ, подобный человеку» (Ехезкель

1:26). Комментаторы подчеркивают, что пророку был открыт не некий материальный «престол», изготовленный из сапфира, но лишь «подобие престола»: определенная реальность высшего мира была представлена ему в «образе престола», на котором восседает Царь, судящий Свой народ. И подобно тому, как в зеркале можно наблюдать отражение солнца, не видя при этом самого солнца, — так пророк видел на блестящей «поверхности» сапфирового престола отражение еще более высокой духовной реальности: «образ, подобный человеку». И
Шехина
аллегорически сравнивается именно с «человеком», потому что человек является «микромиром» — миниатюрной моделью «макромира», т.е. всего Творения. А «корень» человеческой души связан с самым высшим духовным миром, расположенным над «престолом», как сказано (
Берешит
1:26): «Сделаем человека по нашему образу, подобного нам» (
Мальбим, Маръэ Ехезкель
1:26).

Восседающий на престоле Царь предупредил Ехезкеля о невероятной сложности его пророческой миссии: «Если бы Я послал тебя к народам с невнятной речью и непонятным языком, слов которых ты не поймешь, они бы тебя послушались. Но дом Израиля не захочет слушать тебя: они не хотят внимать Мне, ибо весь дом Израиля — твердолобые и жестокосердые» (Ехезкель

3:6-7).

Пятого элуля 3333
года
/427 г. до н. э./ Ехезкель удостоился нового пророческого видения. На этот раз Творец показал ему Иерусалим, и пророк стал свидетелем того, какие мерзости творят жители города. Во дворе Иерусалимского Храма он увидел «всевозможные образы пресмыкающихся и отвратительных животных — всевозможные идолы дома Израиля, вырезанные кругом по всей стене» (
там же
8:1-10, Радак). И он стал свидетелем того, как во внутреннем дворе Храма евреи поклонялись солнцу, «обратившись задами к Храму, а лицом — к востоку» (8:16).

А затем Творец показал пророку, как Шехина

покидает Храм: четыре высших ангела, которых Ехезкель видел в своем предыдущем откровении, составили «колесницу» (
меркаву
), уносящую Престол Творца от святого города (10:18-20, 11:22-23), — и пророк понял, что Иерусалим обречен (Мальбим
, Маръэ Ехезкель
10:18-19).

Ему было также показано, как «колесница» перемещается в сторону Вавилона, и пророк открыл евреям, уведенным вместе с ним в плен, что Шехина

пребывает с ними в изгнании (
Зоар
2, 2б).

Десятого тевета 3336
года
/424 г. до н. э./ Ехезкель получил повеление Б-га: «Сын человеческий, запиши себе, какое сегодня число, — в этот самый день царь Вавилона подошел к Иерусалиму» (24:1-2) — в тот день началась осада (Радак;
Седер адорот
).

А через три года, пятого тевета 3339
года
/421 г. до н. э./, к Ехезкелю в Вавилонию добрался беглец из Иерусалима и сообщил ему: «Поражен город» (33:21, Маари Кара).

В эти дни Творец вновь обратился к Ехезкелю, предсказав изгнание всех иудеев, а затем возвращение. «Будут блуждать Мои овцы, — говорил Б-г, — по всем горам и по всем высоким холмам, и по всему лицу земли будут рассеяны Мои овцы» (Ехезкель

34:6). Но затем, предрек Б-г, «Я выведу их из народов, и соберу их из тех стран, и приведу их на их землю, и буду пасти их на горах Израиля, при потоках и во всех поселениях этой страны» (34:13). Тогда сыновей Израиля вновь возглавит царь из дома Давида. «И поставлю Я над ними пастыря одного, раба Моего Давида — говорил Б-г, — и он будет пасти их» (34:23).

Ехезкелю было открыто, что это его пророчество относится не к предстоящему через семьдесят лет возвращению, которое предсказал Ирмия, — ведь тогда в Йеуду возвратится лишь малая часть народа и не будет возобновлена династия Давида, — а к гораздо более отдаленной эпохе, которую называют «концом времен» (см. Радак и Мецудат Давид

).

Тогда на святую землю возвратятся не только Йеуды, изгнанные после разрушения Второго Храма, но и потомки десяти северных колен, изгнанные с родной земли еще до разрушения Первого Храма. «И сделаю Я их народом единым в стране той, — предсказал Всевышний через Ехезкеля, — и не будут впредь двумя народами, и никогда не разделятся впредь на два царства» (Ехезкель

37:22, Мальбим).

В ту эпоху народ Израиля ожидает полное духовное обновление. «И Я дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас, — предрекал Творец Ехезкелю. — …И Я сделаю так, что законам Моим будете следовать и соблюдать Мои уставы и поступать по ним. И поселитесь на земле, которую Я дал вашим предкам, и будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом» (36:26-28).

Ехезкель указывает, по какому признаку можно будет узнать о приближении этого времени: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои принесете Моему народу, Израилю, ибо скоро придут они (т.е. дни избавления), …и заселены будут города, и развалины будут отстроены» (36:8-10). По свидетельству Талмуда, «нет более явного признака приближения конца времен, чем тот, на который указывает пророк Ехезкель» (Санхедрин

98а, Раши). А наш учитель р. И. Зильбер о. «После того, как исполнились все пророчества о нашем наказании, — писал р. Зильбер, — пришло время исполнению пророчеств об избавлении еврейского народа и возвращении его в свою страну. С началом заселения страна постепенно превращается из пустыни в сад. Запущенной земля оставалась при наших врагах, а исконным хозяевам она приносит замечательный урожай» (И. Зильбер, «Пламя не спалит тебя»).

Вместе с тем, Ехезкель предсказал, что именно в «конце дней», в эпоху конечного избавления, народ Израиля ожидает суровое испытание — нашествие армии Гога из страны Магог. Этот завоеватель придет, чтобы «наложить руку на заселенные вновь развалины и на народ, собранный из народов, обретший стада и богатства, обитающий на пупе земли» (Ехезкель

38:1-12; Мальбим
, Маръэ Ехезкель
38:2).

Гог сумеет объединить против еврейского государства «многие народы — …толпа огромная и войско великое». Эти полчища надвинутся, «как туча, чтобы покрыть землю» (38:15-16).

И тогда Творец будет сражаться против Гога, защищая Израиль. «И Я буду судиться с ним мором и кровью, и ливень, и град камней, огонь и серу пролью на него и на его отряды, и на народы многие, которые с ним, — передает Ехезкель обещание Творца. — И Я возвеличусь и освящусь, и появлюсь перед глазами многих народов, и узнают, что Я — Г-сподь» (38:22-23).

Это станет последней войной человечества, и после нее всё оружие будет истреблено. «И выйдут обитатели городов Израиля и разведут они огонь, и будут топить оружием, — предсказывает Ехезкель. — И не будут носить дрова с поля, и не будут рубить в лесах, но одним лишь оружием будут поддерживать огонь» (39:9-10, Мальбим).

Ехезкель был общепризнанным духовным лидеров еврейских изгнанников в Вавилоне, и к нему обращались старейшины народа, чтобы «вопрошать Б-га» (см. 8:1, 14:1 и 20:1).

Когда царь Вавилона Невухаднецар, завершив свои завоевательные походы, установил гигантского золотого идола и потребовал, чтобы по три представителя от всех покорённых народов ему поклонились — в том числе и еврейские мудрецы Хананья, Мишаэль и Азарья — эти трое обратились за советом именно к Ехезкелю. Пророк посоветовал им скрыться, пока беда не минует. Но ему возразили: «Если мы скроемся, и про нас не вспомнят, то будут говорить, что представители всех народов поклонились идолу, и в том числе — евреи». «Ну, так как же вы думаете поступить?» — спросил Ехезкель. «Мы хотим быть там и отказаться поклоняться ему, чтобы люди говорили: Все поклонились идолу, кроме евреев». «Раз так, я должен спросить, что скажет Б-г», — сказал пророк. А затем он передал им слова Творца: «Я за них не заступлюсь».

Но когда трое мудрецов сказали царю Невухаднецару: «Да будет известно тебе, царь, что твоим богам мы не служим, и золотому идолу, которого ты поставил, мы не поклонимся, — Творец вновь открылся Ехезкелю, сказав: “Я заступлюсь за них. Но ты предоставь их самим себе и не открывай им этих слов, чтобы они следовали своей простой вере”. Трое еврейских мудрецов были брошены в огненную печь, как когда-то праотец Авраам, но огонь не имел над ними силы: он лишь светил им, а не обжигал — и Невухаднецар вынужден был признать верховную власть Б-га Израиля (Даниэль

3:1-29;
Шир аширим раба
7:13,
Эц Йосеф
). В тот день, когда произошло это чудо, Ехезкель поднялся до такого высочайшего духовного уровня, что в состоянии пророческого озарения оживил множество евреев, казненных много лет назад по приказу Невухаднецара (
Ехезкель
37:1-10;
Тана девей Элияу раба
5). Впоследствии эти воскрешенные им евреи создали семьи и возвратились в Землю Израиля. Один из величайших мудрецов эпохи Мишны раби Йеуда бен Бетера свидетельствовал, что он — один из потомков еврея, оживленного Ехезкелем (
Санхедрин
92б).»

Среди учеников Ехезкеля в Вавилоне был странствующий греческий философ Пифагор Самосский, угнанный вавилонянами в плен из Египта. По сведениям некоторых античных авторов, Пифагор даже прошел обрезание и стал евреем, после чего Ехезкель обучил его сокровенным тайнам кабалы, в том числе и связанным с переселением душ и числовым значением букв еврейского алфавита (см. Нишмат хаим

4:21).

Десятого тишрея 3352
года
/408 г. до н. э./, в Йом-Кипур, Ехезкелю был показан будущий Храм, возведенный в конце времен, и пророк записал свое видение во всех мельчайших подробностях, упомянув размеры и устройство различных частей Святилища (
Ехезкель
40:1-44:4, Радак;
Седер адорот
). Творец также сообщил пророку, как именно следует разделить страну Израиля между двенадцатью коленами в дни конечного избавления. Ехезкель подробно записал размеры и границы наделов (
Ехезкель
45:1-8, 47:13-48-29).

Ехезкель умер в Вавилоне, еще при жизни Невухаднецара (т.е. не позднее 3364

года /396 г. до н.э./). Погребен там же, у реки Евфрат, рядом с могилой сына Ноаха — Шема (
Седер адорот
).

Пророчества Ехезкеля были собраны в книгу мудрецами Великого Собрания, среди которых были последние пророки — Эзра, Хагай и Зехарья (Бава батра

15а, Раши). Но позднее его книгу собирались изъять из обращения, так как некоторые ее строки, как казалось, противоречили сказанному в Пятикнижии. Однако один из выдающихся мудрецов Мишны раби Хананья бен Хизкия сумел эти противоречия разрешить, и книга была оставлена в качестве неотъемлемой части Танаха (
Шабат
13б;
Менахот
45а).

с разрешения издательства Швут Ами

Пророческие состояния

После очередного видения Славы Господа пророк Иезекииль, пораженный немотой, уединился в своем доме. Взяв кирпич, он нарисовал на нем стены иерусалимские и осаду вокруг них. Потом Бог велел лежать ему сначала 390 дней на левом боку, а потом 40 дней на правом, получилось число 430 — годы египетского плена.

Иезекииль в это же время принимал пищу презренную и очень скудную, испеченную на коровьем навозе, чтобы на себе показать беззаконие Израиля, который ожидало изгнание. Он предсказывал и то, что лишь немногие из людей спасутся.

Храм Божий

В шестой год изгнания пророк Иезекииль увидел того самого огненного человека на колеснице, который взял его, перенес во внутренние ворота Храма Иерусалима и показал, как иудеи водрузили статую Астарты во времена Манасии и предавались нечестивому действию.

И Слава Бога, которая пребывала там, отправила в этот город человека, одетого в лен, чтобы тот поставил знак на теле у тех, кто плачет о совершающихся мерзостях, и чтобы бросить пригоршни угольев, взятых из под херувимских колес, и бросить на город. Когда все так и было сделано, Слава Божия, несомая крыльями херувимов, отошла от Храма и от города.

Чудо, явленное на речном берегу

Судя по тому, как жизнь молодого пленника описывается в Танахе, одной из книг иудейского Священного Писания, Иезекииль — пророк который пользовался на чужбине относительной свободой. Во всяком случае, известно, что у него была жена, умершая затем от язвы, и что в его доме открыто собирались соотечественники, к которым он обращал свои пламенные религиозные проповеди.

Высшее служение, ради которого пророк Иезекииль был послан еврейскому народу, он начал на пятом году вавилонского пленения. Священное Писание повествует о том, что однажды на берегу реки ему открылось видение, в котором он узрел Бога, восседавшего на колеснице, состоявшей из четырёх херувимов.

Таинственный свиток

Но вернёмся на страницы Священного Писания. Узрев явленное ему чудо, пророк Иезекииль упал и лежал, не смея поднять лица, как вдруг услышал над собой глас Божий, повелевавший ему идти к соотечественникам, поправшим Его заповеди, и наказанным за это рабством.

Приподняв голову, избранник Божий увидел свиток, протянутый ему таинственной рукой. На нём были начертаны три слова: «Стон, плач и горе». Тот же небесный глас приказал Иезекиилю съесть этот свиток, после чего, поднятый от земли Святым Духом, он услышал за спиной шум крыльев серафимов и их голоса, восхвалявшие Бога.

Видения

Видение закончилось, Дух возвратил его в Халдею. Святой пророк рассказал своим изгнанникам все, что он видел. Он заставил их проломать в стене дыру, так как это было предзнаменованием изгнания народа Иерусалима, а царь иудейский Седекия будет пленен прямо возле прорубленной стены города. Через время все так и сбылось. Он также предсказывал, что страна будет разорена, и что все признают истинного Бога. Потом он обличил лжепророков.

Когда гнев Бога утихнет, очищенный испытаниями народ будет примирен с Богом вечным Заветом.

В предзнаменовании Нового Завета пророк предсказывает, что после примирения никто не будет отвечать за грехи предков, как это было в Ветхом Завете, но каждый будет судим таким, каким предстанет перед Богом. И если грешник будет каяться в своих грехах, отречется от них и обратиться к Богу, то будет жив и не умрет. Потому как Господь не хочет смерти грешника.

Святой пророк обещает народу иудейскому, что после срока изгнания, посланного Господом в наставление, Он обособит иудеев по отношению к другим народам и народностям.

Новые пророчества

Через 14 лет пророчества Иезекиилю снова было видение, где его перенесло в Палестину, и некий муж давал разные измерения на постройку Храма Господа. А потом он увидел этот Храм и услышал глас Господа: «Это место престола Моего…». Господь велел ему записать все его размеры, чтобы сыны Израилевы раскаялись и следовали верно по велению нового Закона и построили Храм Божий.

Он добавил, что врата Храма с восточной стороны, через которые вошла Слава Божия, должны быть закрыты на много веков до того времени, когда появится новый Давид, князь-мессия сядет в них, чтобы есть хлеб перед Богом

Видение о Храме Божием показало освобождение рода человеческого от вражией работы и устройства Церкви Христовой через Сына Божия, посланного во искупление человеческих грехов и воплотившегося через Пресвятую Деву Марию, пророком именуемую «вратами затворенными», которыми прошел только Господь.

Известно, что святой ветхозаветный пророк изгнал нечестивых людей из колена Гадова, послав на них змей. Он также предсказывал им то, что они не раскаются и поэтому не вернутся на землю их отцов. Не желая больше слушать обличительные пророчества Иезекииля, они побили его камнями.

Однажды Иезекииль обличил одного еврейского князя в идолопоклонничестве, и тогда ему пришлось претерпеть страшную казнь. Было приказано привязать тело пророка к диким коням, которые разорвали его на четыре части. Но нашлись благочестивые евреи, которые собрали куски растерзанного тела пророка и похоронили его на поле Маур в гробнице прародителей Авраама Сима и Арфаксада, близ города Богдадад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]