Преподобный Серафим Вырицкий: его житие и служение, примеры чудесной помощи людям

Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев, 1866–1949) еще будучи мирянином отличался православным благочестием и чудесным даром духовного утешения всех «страждущих и обремененных», которые встречались на его жизненном пути. Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцеления болящих и другими чудотворениями. Память об этом светильнике веры православной благоговейно почитается христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России, а также за ее пределами.

Житие иеросхимонаха Серафима удивляет своей необычайной праведностью, в его судьбе явно просматривается Божий Промысел в отношении истинно верующего человека.

Детство Серафима

Вырицкий подвижник на примере своей жизни смог ответить на многочисленные вопросы верующих, которые ищут спасения в современном мире. Долгие годы шел отец Серафим нелегким путем будничного, незаметного подвига, который совершался во внутреннем уединении, где не находится места горячности, раздражительности и унынию, присутствует лишь надежда на милосердие и помощь Божию.

Происхождение и рождение

Василий Николаевич Муравьев родился 12 апреля по новому стилю 1866 года. Биография его началась в небольшой деревне Вахромеево Ярославской губернии. На следующий день после рождения младенца окрестили и нарекли Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.

Мальчик рос умным не по годам, сам научился читать. Первыми его книгами были: Псалтырь, Евангелие и Жития святых. Василий любил молиться и размышлять о Боге, игры сверстников его мало интересовали. Он много читал и втайне мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество.

Семья

Родители Василия — Николай Иванович и Хиония Алимпиевна Муравьевы — были людьми глубоко верующими. В дни православных праздников и по воскресеньям вся семья посещала храм Божий. Это не могло не повлиять на духовное развитие мальчика. С девяти лет он уже соблюдал строгий пост наравне со взрослыми, вычитывал большое молитвенное правило, отстаивал всю службу до конца.

Благочестивое семейство всегда старалось следовать заповедям Господним: принимать странников, помогать больным и бедным. На таком добром примере и вырос Василий, обучаясь милосердию и состраданию.

Часто семья Муравьевых посещала Троице-Сергиеву Лавру, в которой в то время подвизался старец Варнава (Меркулов). Он был широко известен своей высокой духовной жизнью, подвигами и прозорливостью. Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками», был ласков с посетителями.

Среди его духовных сыновей были такие известные личности, как:

  • митрополиты;
  • епископы;
  • обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер;
  • даже сам Государь Николай Второй.

Старец часто говорил:

«Без Бога ни до порога!»

Когда Василий робко подошел к святителю на благословение, Варнава ему сказал: «Что бы ты ни делал, думай о Боге, и Он поможет тебе». Эти слова мальчик запомнил на всю жизнь.

Вскоре семью постигло великое горе: скончался отец . Василию было тогда всего лишь десять лет. Лишившись кормильца, семья стала сильно нуждаться. Слабое здоровье не позволяло Хионии Алимпиевне работать. Тогда односельчанин, служивший приказчиком, решил ей помочь и взять Васю к себе в Санкт-Петербург на попечение и обучение ремеслу. Мать благословила сына иконой в дорогу.

Юношеские годы и молодость

Таким образом десятилетний Василий начал свою самостоятельную жизнь. Детство его рано закончилось, он учился в Петербурге для того, чтобы как-то прокормить себя и свою больную мать. Мальчик был послушным, смышленым и быстро освоил торговое ремесло, начал делать заметные успехи и вскоре был назначен помощником приказчика.

Свой заработок Василий посылал больной маме, немного оставляя денег себе. Юношу по-прежнему не покидали мысли о монашестве, и он решил поехать в Александро-Невскую Лавру за благословением к старцу-схимнику. Тот, выслушав речь Василия, ответил, будучи руководим Духом Святым:» Васенька, тебе еще немного надо понести крест свой и послужить в миру ради Господа».

Юноша смирился и остался в миру, не подозревая, что его послушание будет продолжаться долгие сорок лет. По праздникам Василий посещал богослужения в храме и причащался Святых Христовых Таин. В свободные часы много молился, а по выходным уезжал к матери, чтобы помогать по хозяйству.

Василий отличался большим трудолюбием и послушанием. Это было отмечено начальством, и в шестнадцать лет он уже работал приказчиком. Через год Василий стал уже старшим приказчиком. Это была большая удача, многие не могли получить эту должность и после долгих лет труда.

Но несмотря на это, Василий не возгордился, а продолжал работать со смирением. Он никогда никого не осуждал, считая себя великим грешником.

Личная жизнь

Василий был достаточно привлекательным молодым человеком. Он был высок ростом, статен, богат, что привлекало представительниц прекрасного пола. Но молодой человек хранил чистоту своего тела, не сближаясь ни с одной из девушек. Это стоило ему немалых трудов, ведь он находился всегда в самой гуще мирской жизни с ее соблазнами.

Василий решил найти себе духовника, чтобы спасаться под его руководством. Для этого он отправился в Гефсиманский скит, где все еще подвизался старец Варнава Меркулов. Тот принял молодого человека с любовью и согласился стать его наставником. Духовная связь между ними сохранялась с того момента до самой смерти. Василий был послушным сыном, а старец с любовью наставлял его.

Вскоре молодой человек познакомился с Ольгой, скромной православной девушкой из богатого сословия. Они поженились в 1890 году по благословению старца, через пять лет у них родился сын Николай, а потом дочь Ольга, которая умерла в младенчестве.

В 1892 году Василий открыл свое дело по реализации пушнины. Его товар успешно продавался за рубежом, вскоре о нем узнали в Германии, Франции, Англии и других странах. Муравьев стал очень состоятельным коммерсантом, но сумел не прикипеть сердцем к своему богатству.

Общество для распространения коммерческих знаний

В 1895 году Василий вступил в Общество для распространения коммерческих знаний и поступил на Высшие курсы. В те времена купечество составляло основной костяк общества. Богатые купцы становились меценатами, охотно занимались делами милосердия. Кроме того, они помогали Государю строить сплоченное Российское государство.

Через два года Василий Николаевич окончил курсы, получив прекрасное образование. Ему было присвоено звание купца второй гильдии. Он общался с представителями высшего общества Санкт-Петербурга. У него были обширные связи.

Приобретение дома

К тому времени Муравьевы считались еще крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в Санкт-Петербурге, где приобрели богатый дом. Ольга помогала мужу в его делах, даже руководила работой предприятия. Между супругами царили любовь и взаимопонимание, этот брак можно назвать идеальным с христианской точки зрения.

После кончины дочери Муравьевы по обоюдному согласию и благословению старца Варнавы стали жить как брат с сестрой. Молитвы духовного отца помогли им быть стойкими в этом решении.

В доме Муравьевых по праздникам собиралось множество бедных, для которых был накрыт богатый стол. Василий Николаевич обычно поздравлял всех с праздником, затем читал что-нибудь духовное. Таким образом муж с женой исполняли заповедь Христа. После богатой трапезы хозяева давали гостям на дорогу денег и пропитания, приглашая посетить их дом в следующий праздник.

Кроме того, супруги регулярно жертвовали крупную сумму денег на богадельни. Самая большая из них располагалась при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Они часто посещали такие дома, утешая бедных, дарили богатые подарки и книги духовного содержания.

В семье Муравьевых был обычай — принимать больных из госпиталей у себя дома. В уютной обстановке и при хорошем уходе эти люди быстрее поправлялись. Супруги Муравьевы несмотря на то, что впервые видели своих подопечных, проявляли к ним такую любовь, словно те были их хорошими друзьями. При этом никому из постояльцев не навязывалось христианское мировоззрение, сами добродетели супругов служили лучшим примером веры и любви к ближним.

В период с 1896 по 1906 год Муравьевы проживали в доме номер 56 на улице Гороховой, а ранее — в доме номер 7, что на Казачьем переулке. В 1906 году супруги купили дом в поселке Тярлево, который располагался между Павловском и Царским селом. Это был большой, роскошный двухэтажный особняк.

В 1905 году Василий Николаевич стал членом Ярославского благотворительного общества. Это была крупнейшая организация, куда входили св. Иоанн Кронштадтский и Патриарх Тихон. От членов общества требовались не только финансовые вложения, но и душевные пожертвования. Ведь за помощью обращались люди не только с денежными проблемами, но и с другими трудностями и скорбями.

Василий Николаевич совершал пожертвования иногда в тайне от своих домашних, часто отдавая последнее. Это обстоятельство несказанно радовало его. В 1903 году супруги побывали в Дивеево на прославлении мощей святого Серафима Саровского.

В феврале 1906 года отошел ко Господу духовник Василия Николаевича — старец Варнава.

Текст книги «Преподобный Серафим Вырицкий»

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ

ЖИТИЕ, НАСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЯ

Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Всегда и за все, даже за скорби, благодари Господа и Пресвятую Богородицу».

Еще говорил: «Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь, – пламя все больше и больше разгорается».

Грех осуждения отец Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени. Наставлял: «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».

Поклонный крест в Вырице с пророчеством преподобного Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) – исповедник, принявший монашеский постриг в годы гонений на Церковь, великий старец, стяжавший многие дары Святого Духа, молитвенник за сирот, всех скорбящих и страждущих, предстатель пред Господом за всю землю Русскую.

В детстве первыми книгами будущего старца были Евангелие и Псалтирь. Он также зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжек. Особенно близки его душе оказались подвиги монахов-отшельников Антония, Макария и Пахомия Великих, преподобной Марии Египетской, и появилась у него мечта принять монашеский постриг.

Отец Василия умер рано, и мальчику вместо мечты о монашестве пришлось окунуться в гущу мирской жизни, стать кормильцем семьи. Работая рассыльным в одной из торговых лавок Петербурга, он почти все свое жалование отправлял больной матери.

Неудержимое стремление к монашеству привело четырнадцатилетнего отрока в Александро-Невскую лавру, где один из старцев-схимников предрек ему: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя». Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет.

Во всех своих делах Василий Николаевич руководствовался советами знаменитого старца Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По его благословению молодой человек творил Иисусову молитву, учился бороться с греховными помыслами, вел напряженную духовную жизнь. Уже в молодые годы он стяжал непрестанную молитву. По благословению отца Варнавы Василий обвенчался с благочестивой девушкой.

Василий Муравьев с женой и сыном

Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира, научился вести торговлю и помогал неимущим. Имея незаурядные способности, Василий окончил Высшие коммерческие курсы и стал одним из крупнейших мехоторговцев Петербурга. Он со своей супругой Ольгой Ивановной помогал многочисленным богадельням, храмам, принимал у себя больных из казенных больниц, и безнадежно больные люди вставали на ноги.

Монахиня Иоанна (Шихобалова) свидетельствовала: «Я с тринадцати лет пребывала в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В 1905 году я тяжело заболела и около года была в больнице, действовавшей при монастыре. Поправлялась я с большим трудом, было много неожиданных осложнений. Из больницы меня взяли к себе крупные в то время мехоторговцы Василий и Ольга Муравьевы. На их иждивении я находилась до 1917 года».

Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна впоследствии признавалась, что, несмотря на свое милосердие и доброту, порой даже ей было трудно понять супруга. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Будучи верным духовным чадом отца Варнавы, Василий Николаевич говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже». Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих горячих молитвах имена своих благодетелей Василия и Ольги.

Старец Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры

Отец Варнава познакомил Василия Николаевича с другим своим духовным чадом, в лице которого Василий обрел настоящего друга. Это был архимандрит Феофан (Быстров), духовник царской семьи и будущий архиепископ Полтавский, бывший в те годы инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.

Революционный 1917 год. Многие состоятельные люди России переводят за границу свои капиталы и бегут из страны. А Василий Николаевич наделяет щедрыми выходными пособиями своих служащих и жертвует все свои деньги монастырям. Только в Александро-Невскую лавру он передал сорок тысяч рублей в золотых монетах – по тому времени целое состояние.

В 1920 году Василий Николаевич и его супруга по взаимному согласию принимают монашеский постриг, он – с именем Варнава в церкви Святого Духа в Александро-Невской лавре, Ольга Ивановна в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петербурга.

Через год митрополит Петроградский Вениамин возводит отца Варнаву в иеромонахи. Благодаря многолетнему опыту жизни в миру, хорошему знанию всех привычек и обычаев разных сословий, а также большому опыту духовной жизни, отец Варнава находит слова поддержки и утешения для всех, кто обращается к нему за духовным советом. Его проповеди, приправленные евангельской солью, отличаются простотой и доступностью, проникают в самую глубину души. У дверей его кельи все чаще появляются посетители, пришедшие за духовным советом и утешением. Так Господь готовил его к старческому служению. При постриге в великую схиму будущий старец был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.

Преподобный старец Серафим

Отец Серафим возрастает от послушника до духовника лавры. К концу двадцатых годов относится одно из наиболее ранних свидетельств о благодатном даре преподобного Серафима Вырицкого исцелять больных.

Однажды к батюшке привели женщину, которая никак не могла войти в храм. Ее начинало трясти так, что она даже руку не могла поднять для крестного знамения. Отец Серафим сказал: «Давайте вместе помолимся», – и встал на колени перед иконами рядом с несчастной. После молитвы он взял масло из неугасимой лампады, горевшей пред иконой Божией Матери, и крестообразно помазал болящей лоб. Женщина тут же упала в судорогах, раздался грубый собачий лай. Старец быстро накрыл голову страждущей епитрахилью и стал читать молитву. Больная начала понемногу утихать, а затем и вовсе успокоилась. Когда же пришла в себя, то ничего не помнила. В дальнейшем она не раз приходила благодарить батюшку за исцеление и с радостью посещала храм.

В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский) приехал к духовнику Александро-Невской лавры за советом и молитвой. Он опасался очередного ареста за свое дворянское происхождение и спрашивал совета, не уехать ли ему за границу, дабы его не расстреляли. Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но всё, с Божией помощью, управится». И владыка Алексий навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Отец Серафим за восемнадцать лет до избрания владыки Алексия патриархом предсказал его будущее служение, указал и срок его патриаршества – двадцать пять лет.

Отец Серафим говорил о тяжелых годах гонений и репрессий: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества, Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши

(Лк 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что
Бог есть любовь
(1 Ин 4, 16), и надеяться на Его неизреченное милосердие».

Он еще говорил: «Всемогущий Господь управляет миром, и все, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека… Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными. Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль твою Господу, и Он утешит тебя».

Многим в ту пору советовал старец обращаться к молитве Иисусовой и наставлял: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

Еще говорил: «Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

Отец Серафим советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Говорил: «В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».

Еще наставлял: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

Почти три года иеросхимонах Серафим нес послушание духовника. Главный храм лавры, Свято-Троицкий собор, за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу. Известен случай, когда отец Серафим непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток.

Старец говорил: «Ведь что такое мое послушание? Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают…»

Братия Александро-Невской лавры. Отец Серафим – второй справа

Келейница старца монахиня Вероника (Котляревская) вспоминала: «Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед ним! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждущие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни, – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным».

Мать Вероника еще вспоминала: «Иногда в моей жизни случались сильные искушения: то размолвка с руководящей старицей, то недоразумения с неверующими родными. Мучительно бывало, тяжело и одиноко. Иду к батюшке, прошу благословения навестить знакомых, чтобы отвлечься. “Это зачем? Помощи от людей ждете? Только один Бог силен помочь. Если хотите, поезжайте к блаженной Ксении или к окошечку батюшки отца Иоанна. А к людям за утешением идти нечего”».

Наступил день, когда старец не смог встать с постели: он тяжело заболел. Болезнь отец Серафим принял с удивительным спокойствием и благодушным терпением, как очередное послушание от Господа.

Старец говорил: «Я, грешный, еще не этого достоин! Есть люди, которые и не такие болезни терпят!»

Он еще говорил: «Буди на все воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою».

Говорил также: «Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: “Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю”».

Время шло, но, несмотря на усилия врачей, здоровье старца продолжало ухудшаться. Появились застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Медики настоятельно советовали выехать из сырого городского климата в Вырицу: вековой хвойный лес, сухая песчаная почва, целебный воздух. С 1930 года и до своей кончины старец живет в Вырице.

Вместе с ним, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру – Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита – юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Митрополит Серафим (Чичагов)

Возможно, этим отъездом Господь оградил своего особого избранника от гибели. В 1932 году, в ночь на 18 февраля, было арестовано более пятисот иноков Петербурга. Вскоре число действующих храмов в городе резко сократилось, полностью были разграблены и разгромлены монастыри и подворья.

Двадцать лет жизни старца в Вырице его бессменно окружала одна и та же скромная обстановка – небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. Потертый ватный подрясник, полинявшая ряса, все та же летом и зимою скуфейка составляли все его одеяние. Если старцу приносили новые вещи, он тут же раздавал их нуждающимся.

Старая дача (левая веранда и окно около нее), где жил преподобный Серафим Вырицкий

В понедельник, среду и пятницу отец Серафим не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал несколько дней подряд. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные мог съесть половинку картофелины, иногда немного тертой моркови. Крайне редко пил чай, с очень малым количеством хлеба.

Родные беспокоились за состояние здоровья старца, а он им говорил: «Я же подкрепляюсь Святыми Дарами, а что может быть дороже Пречистых и Животворящих Таин Христовых!»

Истонченная плоть старца была лишь покровом для его огромной души, его любящего сердца, его великой молитвы. Аскетичный вид старца с его впалыми щеками и огромными голубыми глазами отражал его близость к небу, поражал посетителей. Взгляд старца проникал в самое сердце.

Нередко люди, зашедшие в келью отца Серафима, начинали непроизвольно плакать от действия благодати на душу. Известно сравнение отца Серафима с преподобным Серафимом Саровским – в вырицком преподобном будто воскрес великий саровский подвижник…

Подражая своему небесному учителю преподобному Серафиму Саровскому, старец молился в саду на камне перед иконой саровского чудотворца. Первые свидетельства о молении преподобного Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году.

Преподобный Серафим Вырицкий. Моление на камне

Людской поток потянулся в Вырицу. Родные пытались оградить старца от излишних встреч, но отец Серафим твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!»

Старец каждый раз сам вызывал к себе тех, кому он был нужнее. Каким образом он находил этих людей, оставалось загадкой, – обычно на крыльцо выходила келейница и приглашала пройти в келью того или иного человека, называя, как правило, его имя и место, откуда он прибыл.

Отец Серафим принимал всех скорбящих и страждущих, помогал не только в духовной жизни, но и практическими советами, устройством на работу, помогал и деньгами. Принимая пожертвования от посетителей, он сразу же раздавал их нуждающимся.

Старец говорил: «Да как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь».

Отец Серафим утешал скорбящих ласковыми словами: «Милые, родные, любимые»… Обнимал, целовал в голову, гладил, лечил и ободрял ласковой шуткой. Говорил очень тепло и просто, почти всегда улыбался. Во всем облике и в обращении старца ощущалось что-то бесконечно родное, отеческое. Для преподобного не существовало возраста, национальности, общественного положения его посетителей – все были одинаково дороги.

Никто никогда не слышал от отца Серафима строгих нравоучений или укоров, но старец обладал удивительной способностью пробуждать человеческую совесть, каким-то неприметным для собеседника образом изменять ход его мыслей от суетного к духовному.

От посетителей старца часто можно было услышать: «Батюшка весь светился… У нас было явное ощущение, что из угла, где лежит старец, исходит свет»… И это был свет благодати Божией.

К старцу приезжали многие знаменитые люди того времени: отец современной физиологии академик Иван Петрович Павлов, выдающийся астроном академик Сергей Павлович Глазенап, один из создателей современной фармакологической школы профессор Михаил Иванович Граменицкий, известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли «светило Петербурга». Часто приезжали выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами – физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, биолог Леон Абгарович Орбели, ученик и последователь Павлова.

В течение дня у старца собиралось множество записок о здравии и упокоении, которые оставляли посетители, испрашивая его святых молитв. Ночами отец Серафим со слезами и сердечными воздыханиями молился за всех, чьи имена были в записках. На следующий день эти записочки относили для поминовения в храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а старец совершенно искренне говорил: «Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу…»

Часовня над могилой преподобного Серафима в Вырице

Иногда отец Серафим прекращал прием паломников и оставался в молитвенном уединении и безмолвии. В такие моменты домашние старались ничем не нарушать покой старца, а на калитке появлялось объявление, что в ближайшее время отец Серафим принимать не будет.

В уединении старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов. Выходя из затвора, старец задумчиво говорил близким духовным чадам: «А там-то как хорошо будет! Если бы вы только знали, как там будет хорошо»….

Старец стяжал дары Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости и пророчества, исцеления душ и телес, дар духовного утешения. Горячая вера и чистейшая любовь ко Господу и к ближним венчали этот дивный букет благодатных дарований.

Протоиерей Иоанн Миронов вспоминал: «Духовное воздействие вырицкого старца имело необычайную силу. Людские сердца сами открывались перед ним. Без слез от батюшки Серафима никто не уходил. Прикосновение небесной чистоты заставляло людей ощущать собственную греховность, а старец своей чуткой душою сразу все прозревал. Он имел особый дар – взывать к покаянию. Дух Святой на нем почивал, и это ясно ощущал всякий, кто перешагивал порог его кельи».

Вера Ивановна Барышева рассказывала о своей подруге Екатерине. Подруга ждала четвертого ребенка, а муж ее был арестован, и родные настаивали на том, чтобы Екатерина избавилась от ребенка. Она поехала в лавру к отцу Серафиму, и старец сказал: «Мужа твоего оправдают, а мальчик у тебя родится такой, что его все любить будут. Назовете его Николаем в честь святителя Божия…» Через некоторое время задумчиво промолвил: «А вы знаете, как тяжело бывает, когда семнадцатилетняя дочь погибает от туберкулеза?» Так все и случилось: мужа отпустили, родился чудесный сын, а старшая дочка, простудившись, тяжело заболела. Заболевание перешло в туберкулез. Врачи посоветовали отвезти девочку в Крым, но отец Серафим не благословил этого делать. Родители ослушались совета старца и все-таки достали путевку в санаторий. В дороге девушка скончалась…

Врач-профессор из университета имени академика Павлова Михаил Сергеевич Фаворский вспоминал о своей молодости: «Я, по нерадению, провалил вступительные экзамены в медицинский институт, и мы тут же поехали к батюшке. Как сейчас помню его слова: “Не расстраивайся, все хорошо будет. На будущий год поступишь и еще профессором будешь”».

А. И. Яковлева вспоминала, как по молитвам старца она излечилась от туберкулеза, когда врачи уже признали ее безнадежной и приговорили к смерти. Еще вспоминала: «По благословению батюшки устроилась и жизнь нашего единственного брата – Ивана. Когда он учился в седьмом классе, отец Серафим благословил его и сказал: “Учись хорошо, ты будешь инженером”. Впоследствии брат стал инженер-полковником Военно-воздушных сил, кандидатом технических наук».

Старец Серафим Вырицкий. 1927 год

Елена Кузьмина, дочь известного петербургского профессора Михаила Ивановича Граменицкого, вспоминала, как ее отец перенес обширный инфаркт. Врачи в бессилии разводили руками. Тогда отец Серафим встретил их с мамой словами: «Все знаю, молюсь. Поживет еще Михаил Иванович, поживет. Еще и сюда приедет, и не раз». После этого отец прожил еще почти шесть лет. Когда же он умер, тяжело заболела сыпным тифом сама Елена. Отец Серафим через посланника потребовал скорейшего приезда членов семьи к нему, а по приезде сказал: «Где же вы были до сих пор? Почему не пришли ко мне? Михаил Иванович приходил за Леночкой и хотел взять ее к себе, но мои грешные молитвы и горячие материнские помогли – она будет жить… Идите и благодарите Бога». С этого часа здоровье Елены пошло на поправку.

В Вырице жила Валентина Иванова, ее мать и дочь были инвалидами – девочка была немой, а мать передвигалась только с помощью костылей. Старец предложил Валентине помолиться вместе за близких и встал на колени перед иконами. После молитвы он сказал: «Вставай, Господь услышал твою молитву. Велика молитва матери». Девочка исцелилась и начала говорить. Через несколько дней мать Валентины, с трудом добравшаяся до дома старца на костылях, в несказанной радости возвращалась домой без посторонней помощи.

После посещения отца Серафима неожиданно прозрела слепая девочка. Благодарной матери старец сказал: «Что я? Преподобный Серафим Саровский исцелил твою дочку, вот его до конца дней своих благодари!»

Старец исцелил бесноватую женщину, живущую недалеко от вырицкого Казанского храма. Она очень любила посещать службы, но не могла этого делать по причине страшных припадков и лая. После исцеления она радостно рассказывала: «Отец Серафим даровал мне возможность ходить в церковь!»

Однажды к старцу привезли девочку с тяжелой формой дизентерии, умирающую от обезвоживания. Отец Серафим помолился, а затем причастил ребенка Святых Христовых Таин. В тот же день произошло полное исцеление.

Как-то раз в келью старца нагрянули чекисты. Лежащий на одре болезни отец Серафим попросил подойти к нему старшего из них, приложил свою правую руку к его голове и промолвил: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» – и назвал в точности его имя. При этом старец умиротворил сердца и остальных чекистов. Старший из них сказал: «Если бы таких старцев было бы больше, то мы все были бы верующими» – и заплакал. А батюшка, улыбаясь, попросил домашних: «Угостите их чайком».

Отец Серафим знал о приближении Великой Отечественной войны, прикровенно говорил об этом близким духовным чадам.

Мария Титова, дочь репрессированного протоиерея, вспоминала, как будучи певчей на клиросе, она познакомилась с духовным чадом отца Серафима Петром, благочестивым человеком, который предложил ей съездить к батюшке и попросить благословения на венчание. Отец Серафим сказал твердо: «Никакой свадьбы – скоро будет великая война!» Он не только не дал благословения на брак, но запретил даже и помышлять о женитьбе. Дальнейшая жизнь показала, что старец имел к тому все основания, – в самом начале Великой Отечественной войны Петр Васильевич Молчанов погиб на фронте.

С началом войны старец усилил свой подвиг молитвы на камне – стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно ослабила отца Серафима и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. Старец молился несколько часов подряд, невзирая на дождь и ветер, мороз или жару в течение тысячи дней.

Отец Серафим молился о спасении вырицкого храма, и произошел удивительный случай. Высокий купол мог быть использован немцами для наводки при обстреле, и было принято решение взорвать храм. Для этого со станции была послана команда подрывников. Офицер команды первым вошел в церковь. Через некоторое время солдаты услышали звук одиночного револьверного выстрела и бросились к храму: лейтенант лежал бездыханным, рядом валялся его револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали, забыв о взрыве. Так вырицкая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим была сохранена от уничтожения…

Немцы, заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из православных румын. Осенью 1941 года по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм был открыт, в нем начались регулярные богослужения. И это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе!

Казанская церковь в Вырице

М. А. Лапина вспоминала, как в начале войны отец Серафим сказал коротко ее бабушке и маме: «Вам необходимо покинуть Вырицу!» Сначала их охватили некоторое смущение и ропот, так как они знали, что другие люди получили благословение остаться в своих домах. Тем не менее исполнили все по слову старца. Когда война окончилась, они вернулись в Вырицу, и, подойдя к своему дому на Сиверском шоссе, увидели груду развалин. Их дом, один из немногих жилых домов в Вырице, был разрушен во время военных действий до основания.

В самой Вырице, как и было предсказано старцем, не погиб ни один человек.

Любовь Спиридонова рассказывала, как во время войны ее сын Борис сильно ушиб ногу, и началось хроническое воспаление надкостницы в голеностопном суставе. Гноилась кость, и в районе пятки была кровоточащая незаживающая опухоль. На травмированную ногу ступить он не мог. Врачи заявили, что эта болезнь неизлечима. Весной 1945 года старец принял ее с сыном и сказал: «Все будет хорошо! Ножка у Бориса обязательно заживет». Дал святой воды для компрессов. Через месяц у сына утихли боли и начал спадать отек. Вскоре от «неизлечимой» болезни не осталось и следа. В 1948 году Бориса призвали в армию, где он служил в воздушно-десантных войсках и успешно совершал прыжки с парашютом.

Клавдия Михайловна Голубева, прихожанка вырицкого храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, вспоминала: муж воевал на фронте, и она очень переживала за него. В конце войны спросила отца Серафима: «Батюшка! Придет ли домой мой Коленька? Жив ли он?» Старец успокоил ее: «Жив, жив твой Коленька! Придет домой, только головушка у Коленьки ой как болеть будет…» Николай действительно вернулся, получив сильное ранение в голову. Он остро чувствовал малейшие изменения погоды и часто испытывал сильнейшие головные боли. Однако молитвами старца Николай после ранения прожил более пятидесяти лет.

Во время блокады семья Сошальских жила в Ленинграде. При бомбежках Зоя Сошальская всем сердцем просила мысленно, а иногда и вслух: «Батюшка отец Серафим! Спаси-помоги!» После снятия блокады устремилась Зоя к дорогому старцу. Первым делом спросила: «Батюшка! Ты меня, наверное, уже забыл?» Старец с доброй улыбкой откликнулся: «Где уж тебя забудешь! Надоела мне, кричавши: “Спаси-помоги, отец Серафим!”» Благословил он ее на принятие монашества в Пюхтицком монастыре. Причем заметил: «Будешь еще в Иерусалиме игуменьей…» Потом как-то сосредоточился и добавил: «Нет, хватит с тебя, пожалуй, и послушания казначеи!» В Пюхтице Зоя проходила различные послушания и была пострижена в мантию с именем Викторина. В 1955 году ее направили в Горненский монастырь в Иерусалиме. Здесь мать Викторина работала Господу почти двадцать лет. Последние годы несла послушание казначеи.

Ольга Георгиевна Преображенская вспоминала: «Война разбросала по разным весям всех моих родных, и главным для меня было узнать что-то об их судьбе. Старец сказал мне: “Сестры и братия найдутся, а маму уже не увидите…” – и обещал помолиться за меня и всех моих родных. После благословения великого старца Господь особо хранил меня всю жизнь. В 1946 году вернулись находившиеся в плену мои сестры Мария и Александра, а затем и брат Василий. Из Риги прибыл брат Иоанн. Мама скончалась на Псковщине в 1943 году. Все исполнилось, как сказал отец Серафим».

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.

Преподобный Серафим Вырицкий был так полон любви и благодати Божией, что даже воинственные немецкие офицеры, ворвавшись в келью старца, не смогли причинить ему зла. Отец Серафим заговорил с ними на хорошем немецком языке, поскольку в бытность купцом посещал Вену и Берлин. На вопрос, когда немецкие части возьмут Ленинград, смиренно ответил, что этого никогда не случится, а вопрошавшему его офицеру суждено погибнуть под Варшавой, что в скором времени и сбылось.

Преподобный Серафим Вырицкий

Старец еще в начале войны предсказал ряду жителей Вырицы будущий плен и последующее благополучное возвращение из неволи. Один из бывших старожилов Вырицы, Леонид Викторович Макаров, вспоминал, что старец предсказал это и его семье, отметив, что в дальнейшем они будут жить в большом городе. Так все и случилось.

Евдокия Васильевна Федорова свидетельствовала о том, что отец Серафим помог ей отыскать мужа, находившегося в немецком лагере для военнопленных. По молитвам старца и слезной просьбе супруги лагерное начальство неожиданно отпустило домой единственного кормильца семьи.

Весной 1944 года, вскоре после полного снятия блокады, митрополит Алексий (Симанский) посетил Вырицу. Причем отец Серафим заранее предупредил о предстоящем визите владыки своих удивленных домашних. Это было прощание двух подвижников. Увидеться в земной жизни им уже не пришлось, однако до конца жизни они горячо молились друг за друга.

Клавдия Ивановна Печковская, жительница Вырицы, вспоминала: «Сразу после войны моя подруга обратилась к старцу: “Муж пропал без вести. Как мне за него молиться?” – “Молись о здравии, скоро он вернется из плена”, – ответил батюшка. Действительно, через недолгое время пришел ее муж, побывавший в плену в Австрии. Батюшка исцелил от ряда заболеваний и мою престарелую маму. Он накрыл ее епитрахилью и, возложив руки на главу болящей, сказал: “Сойдут с тебя все грехи, и пройдут тогда все болезни”».

Татьяна Николаевна Алихова, ученый-геолог, вспоминала: «Мою маму в течение многих лет мучал хронический тромбофлебит. На ногах у нее были открытые раны, которые приходилось перевязывать до одиннадцати раз в день. В феврале 1946 года у нее начался сепсис… Врачи сказали, что мама вряд ли доживет до утра. 8 февраля, ранним утром, приехали к батюшке в Вырицу. По его виду мы догадались, что случай наш далеко не простой. Тем не менее старец сказал: “Будем молиться! Бог даст – поживет…” Сепсис миновал через три дня! После этого мама прожила еще пятнадцать лет».

Зрелый возраст

Наступило трудное для России время — кровавый, переломный 1917 год. Многие богатые русские люди стремились покинуть страну, но Василий Николаевич твердо решил остаться в России и разделить с Родиной всю полноту страданий. В годы революции, когда многие состоятельные люди России переводили свои капиталы за границу, он выплатил щедрые выходные пособия своим служащим и пожертвовал монастырям все свои средства

В 1917 году семейство Муравьевых перебирается в Тярлево, потому что оставаться в Петербурге стало уже опасно. В те годы многих богатых людей расстреливали без суда и следствия. Василий Николаевич в своем поместье много читал духовных книг, размышлял, подводил итоги всей своей жизни, ведь ему предстояло кардинально изменить ее.

Монашество

Сам по себе факт, что богатый, известный в России и за рубежом купец, примерный отец и семьянин, любящий муж вдруг оставляет все, накопленное тяжелым трудом, и уходит в монастырь, вызывает удивление. Не многие способны на такой шаг, тем более, в такое трудное время, когда преследованиям со стороны новой власти подвергались не только монашествующие, но и простые верующие люди.

Но душа Василия давно жаждала этого момента, с юных лет он мечтал стать иноком. И вот, наконец, его давнее желание осуществилось. Сначала послушник собирался принять постриг в обители преподобного Сергия, однако митрополит Петроградский Вениамин благословил его на поселение в Лавре Александра Невского. Впоследствии оказалось, что такое решение было пророческим: Троице-Сергиеву Лавру вскоре закрыли, в то время как Александро-Невская еще долго была действующей.

В 1920 году Василий был принят в число братии, некоторое время служил пономарем. Его жена Ольга стала послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря, при постриге она получила имя Серафима. Все свое имение супруги раздали неимущим. В октябре 1920 года Василий был пострижен в иночество с именем Варнава (в честь духовного наставника). На следующий год его рукоположили в иеромонахи.

Он нес послушание главного свечника Лавры, в этом деле помогли прежние коммерческие навыки. Время тогда было тяжелое: в междоусобной брани погибали невинные люди. Отцу Варнаве приходилось по несколько раз на день совершать отпевания. Монашествующие собирали средства для помощи неимущим, голодным, больным, оставшимся без крова.

Кроме того, Лавра постоянно терпела нашествия красноармейцев, которые бесцеремонно вторгались на территорию монастыря и творили разные бесчинства. Когда батюшка служил Литургию, лицо его озарялось неземным светом. Зная нужды простых людей, священник Варнава успешно окормлял паству. Вскоре слух о благодатном иеромонахе пронесся по всей Руси, со всех концов страны к нему съезжались люди, прося душевного утешения и совета.

Наступили сложные времена для Лавры: монахов и послушников могли арестовать и приговорить к расстрелу в любой момент, никто из них не имел уверенности в том, что уходя на службу, вернется в свою келью. Многие из близких друзей отца Варнавы были арестованы.

В 1922 году батюшке удалось съездить к больной матери. По возвращении он узнал, что власть в монастыре захватили обновленцы, запретили поминать Патриарха на службах. Монахи, хотя и не входили в евхаристическое общение с раскольниками, вынуждены были делать им уступки, чтобы спасти монастырь от разграбления и упразднения, а братию — от репрессий.

В 1926 году отец Варнава принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и стал духовником обители.

Еще до принятия монашества Василий видел во сне старца. Это был преподобный Серафим Саровский. Они вместе вошли в лес, где их ждал Варнава Меркулов. Василий во сне сел между двумя старцами и слушал их наставления, но что именно они говорили, не запомнил.

Он рассказал этот сон наставнику Варнаве, тот рассмеялся: «Сидел между двумя старцами, а что они говорили — не помнишь». Это видение оказалось пророческим: именно эти два святителя сыграли важную роль в жизни Муравьева и стали его заступниками на всю жизнь. Сначала он был пострижен в иночество с именем Варнава, а затем в схиму — с именем Серафим.

Многие приезжали за духовным окормлением к старцу. Его голубые глаза, казалось, видели человека насквозь. Кротость и великое смирение были в этом взгляде, и, как многие отмечали, в этих глазах отображалось Небо. Всех приходящих старец встречал с великой любовью и принимал людскую боль на себя. Иногда он утешал короткими словами: «Потерпи» или «Господь тебя вразумит», и человеку становилось легче от самого участия батюшки.

Часто люди, получающие устроение своей жизни молитвами старца, приходили благодарить его. Но он отвечал: «Я то что, преподобного Серафима Саровского благодарите.» Старец часто исповедовал прихожан в неотапливаемом храме, стоя часами на холодном каменном полу, а иногда и сутками без перерыва и отдыха. Он очень уставал, но никогда не жаловался, что у него что-то болит. Но пришел день, когда старец не смог встать с постели. Врачи нашли у него ревматизм, закупорку вен нижних конечностей, сердечную и легочную недостаточность.

Переезд в Вырицу

Отцу Серафиму требовался отдых на природе. Тогда архиерей благословил старца на переезд в поселок Вырица, находящийся под Санкт-Петербургом. Это произошло в 1930 году. Для ухода за больным решено было отправить его бывшую супругу — монахиню Серафиму и их двенадцатилетнюю внучку.

Старец переносил тяжелую болезнь с удивительным смирением, покорностью воле Божией и терпением. Никогда не роптал, не жаловался на боли, не стонал. Он считал скорби подарком свыше, ведь так легче спастись.

Серафим держал строжайший пост, хотя для лечения ему было необходимо хорошее питание. В понедельник, среду и пятницу он или совсем ничего не ел, или вкушал одну небольшую картофелину, изредка выпивал стакан чая. Но несмотря на это, старец был всегда бодр, так как питался Небесной пищей. Сам Господь давал ему силы. От врачебной помощи он отказался вовсе и полностью предал себя в руки Спасителя. «На все воля Божия»- говорил старец.

Каждую неделю его причащал священник из близлежащего Казанского храма. Молился старец постоянно, днем и ночью. Часто, входя в его комнату, матушка Серафима заставала его с простертыми к Небу руками и со слезами умиления на глазах. Он говорил ей: «На Небе-то так хорошо!»

В скором времени о переселении старца в Вырицу узнали люди, и снова к нему потянулся поток страждущих. Матушка Серафима сначала препятствовала им проходить к старцу, но он сказал ей: «Я теперь всегда буду больным, но пока жив, должен помогать людям, приходящим за благословением». Батюшка был очень слаб, но все равно с утра до ночи принимал людей.

Выглядел он плохо:

  • тонкие слабые руки,
  • ввалившиеся щеки,
  • только глаза по-прежнему сияли кротостью и любовью к людям.

В 30-е годы XX века репрессии усилились. Верующим людям приходилось тяжело. Аресты следовали один за другим. Однажды конвойные пришли и к батюшке Серафиму, но матушка сказала, что старец очень слаб и не выдержит переезда. Для подтверждения диагноза позвали врача, который засвидетельствовал тяжелое состояние здоровья своего пациента.

Тем временем батюшка подозвал одного из чекистов к себе и, положив ему на голову свою руку, сказал: «Прощаются тебе грехи, раб Божий…» и назвал его по имени, хотя впервые видел этого человека и тот не представился. Прозорливость батюшки так сильно подействовала на чекиста, что он сказал: «Если б все старцы такие были, то мы бы все верующими стали.»

Военные годы

После начала Великой Отечественной войны поток посетителей увеличился, многие ехали к старцу поделиться горем, тревогой. Отец Серафим никого не оставлял без утешения. Сам же он усилил свой молитвенный подвиг: начал молиться на камне каждый день, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Его подвижничество так было нужно России, ведь судьба страны решалась в ходе этой кровопролитной войны.

Благодаря молитвам старца в поселке не пострадал ни один жилой дом, хотя немцы подошли вплотную к Вырице. Чудесным образом был спасен Казанский храм в поселке. Красные подумали, что высокий купол служит наводкой для немцев, и решили его взорвать. Когда военные пришли для исполнения приказа, офицер вошел в храм с целью ознакомиться с «объектом разрушения». Спустя некоторое время солдаты услышали выстрел, забежали в храм и увидели, что их командир лежит мертвый, а рядом — его пистолет. Вскоре последовал приказ к отступлению. Так чудесным образом храм был спасен от разрушения. Осенью 41-го по просьбе прихожан в нем возобновились службы. Церковь была закрыта с 1938 года.

В 1945 году преставилась монахиня Серафима, верная спутница старца. В том же году в Вырицу приехал священник Алексий Кибардин, прошедший через множество ссылок и лагерей. Священники стали духовниками и наставниками друг другу. Победа над немцами была одержана в день празднования памяти Георгия Победоносца, как о том пророчествовал Серафим.

Последние годы жизни

В последние годы жизни старец уже не мог подниматься с постели, но продолжал принимать посетителей. Ему был открыт день отшествия ко Господу. Утром старцу явилась Сама Пресвятая Богородица, указывая рукой на небо. Тогда он прекратил прием посетителей и велел всем молиться. Затем причастился и попросил читать Псалтирь и Евангелие.

Вечером его пересадили в кресло. Около двух часов ночи он попросил читать «Последование на исход души из тела». Затем перекрестился, помолился за весь мир и тихо отошел ко Господу. Это произошло 3 апреля 1949 года.

Отпевание Серафима Вырицкого было торжественным, собралось много народу, приехали представители духовенства, пели три хора. Перед гробом несли образ Серафима Саровского, как завещал старец.

Революция и мятежное время

Как только совершилась революция, богатые люди России покинули ее навсегда, переведя капиталы за границу, но это никак не коснулось Василия Николаевича и Ольги Ивановны. Они не мыслили жизни без своего народа, да и время гонений было предсказано святыми угодниками.

В 1920 году Муравьевы покидают столицу и переезжают жить на дачу, потеряв свое торговое дело. Не привыкший бездействовать, Василий Николаевич погружается в изучение богословских посланий, часто пребывая в уединенной молитве.

Чудесная помощь святого

Известны многочисленные случаи исцеления больных и бесноватых при жизни святителя и после его упокоения.

Примеры чудесной помощи отца Серафима людям:

  1. Однажды в Александро-Невскую Лавру к старцу пришла женщина, которая не могла войти в храм, ее трясло так, что она не могла даже перекреститься. Старец вышел к ней в притвор, встал рядом с ней и молился. Затем помазал ее маслом от лампадки. Несчастная упала на пол и стала страшно кричать, издаваемые ею звуки походили на собачий лай. Старец продолжал молиться. Женщина на несколько минут потеряла сознание, а когда пришла в себя, была здорова и ничего не помнила.
  2. В поселок Вырица приехала женщина со слепой дочкой. После молитвы старца девочка прозрела.
  3. Женщина по имени Екатерина приехала к старцу и просила совета. Мужа ее арестовали в годы репрессий, она была беременна четвертым ребенком. Родственники настаивали на аборте. Батюшка помолился и сказал: «Ничего не делай, мужа твоего отпустят через 40 дней. У тебя родится сын, назовешь его Николаем». Потом добавил: «Как тяжело, когда семнадцатилетняя дочь умирает от туберкулеза». Посетительница тогда не поняла, почему он это сказал. Вскоре, как предрек старец, у нее родился мальчик, а старшая дочь умерла от туберкулеза, ей было 17 лет.
  4. Женщина, страдавшая сильными головными болями после контузии, приехала к старцу. Врачи ничем не смогли ей помочь. Батюшка взял ее за голову обеими руками и сказал: «Сейчас мы тебя вылечим», и начал молиться. После этого голова у посетительницы не болела никогда.

Многим людям святитель называл сокрытые грехи, даже детские, давно забытые. Одной посетительнице сказал: «Помнишь, как ты сломала любимую расческу своей подруги, от злости.»

Помог отец Серафим будущему Патриарху Московскому Алексию II, а также его отцу — протоиерею Михаилу. Они часто приезжали к нему за благословением. В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), будущий российский патриарх, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он боялся очередного ареста по причине своего дворянского происхождения и спрашивал старца, не уехать ли за границу, чтобы избежать расстрела.

Отец Серафим ответил: «Владыко! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все с Божией помощью управится». И Алексей навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Это произошло за 18 лет до избрания его патриархом. Серафим Вырицкий предсказал не только будущее служение владыки, но и указал срок — 25 лет.

Православные тексты на русском языке

Молитвы к святому старцу помогают верующим преодолеть жизненные трудности, сохранить в сердце веру в Господа. Серафим помогает всем, кто искренне раскаивается в грехах.

Молитва

Преподобного Серафима молят о прощении грехов, милости и спасении грешной души. Верующие, обращаясь к схимнику, просят его о заступничестве перед Господом.

«О богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко жива суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами.

Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погибельных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех.

Что убо чаем, и на что надеемся неключимии, разоривше храмины душ наших; Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати.

Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниих, да сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Перевод молитвы

О, богоблаженный и премилосердный отец наш Серафим! Зная тебя и после смерти пребывающего живым, с верой припадаем к тебе и взываем: не забудь несчастных твоих до конца, но милосердно обрати свой взор на стадо твое духовное, и упаси его, добрый пастырь, благоприятными твоими молитвами к Богу.

Испроси нам от Господа время на покаяние и исправление греховной жизни, ибо знаешь все немощи наши душевные: не имеем твердой веры, не имеем добрых дел для спасения, не ведем истинно богоугодную жизнь, ум наш одержим погибельными страстями, развратили сердца отвратительными похотями. Чего ожидаем и на что надеемся, разорив храмы душ наших?

О, святой отец, простри молитвенно руки твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческого подать благодать окаменевшим сердцам нашим, омыть нас слезами покаяния, усилить нашу веру, укрепить в благочестии и все полезное ко спасению даровать.

Не подведи надежды нашей, которую после Бога и Богородицы на тебя возлагаем, но будь нам скорый помощник, утешитель в скорбях и покровитель в бедах! И да удостоимся по твоим молитвам наследовать Царствие Небесное, где все святые непрестанно славят и воспевают пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Словами тропаря прославляют молитвенника, который даже в годы гонений на христиан не переставал молиться Спасителю и просить для всех спасения. Христиане и сейчас молят Серафима заступиться за них перед Богом.

Глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Перевод тропаря

Как великого молитвенника за землю нашу и усердного утешителя приходящих к тебе, прославляем тебя, второй русский отче Серафим, потому что ты, оставив все земные блага, устремился к чертогам сладчайшего Христа (к Царствию Небесному) и во времена лютых гонений был для всех образцом кротости и смирения: не переставай и сейчас молиться о нас, чтобы мы с терпением обрели путь покаяния и славили с тобой всегда Пресвятую Троицу.

Кондак

В честь святого читается кондак, прославляющий его подвиг в Александро-Невской лавре и Вырице. Верующие поют песнь радости схимнику, который заступается за них перед Христом.

Глас 5

Подража́я богоно́сному уго́днику Саро́вскому,/ Ду́ха Свята́го благода́ть оби́льно стяжа́л еси́:/ Алекса́ндро-Не́вския ла́вры кри́не благоуха́нный,/ Вы́рицкия ве́си похвало́,/ сего́ ра́ди и мы тебе́ зове́м:/ ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме,// ми́лостивый наш предста́телю пред Го́сподем.

Перевод кондака

Подражая Богоносному праведнику Саровскому, ты обрел обильно благодать Святого Духа: Александро-Невской лавры благоуханный источник, слава села Вырица, поэтому и мы взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Серафим, милостивый заступник наш перед Господом.

Величание

Верующие считают святого наставником монахов и собеседником ангелов. Христиане почитают и величают святейшего старца.

«Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

История мощей святого

Более полувека бесконечной вереницей идут искатели нетленных благ к м есту, где находятся мощи великого подвижника. Это маленький церковный погост у стен вырицкого Казанского храма. Всех приходящих с нехитрыми земными прошениями людей, как и при жизни с любовью принимает преподобный. Здесь Господь особо откликается на просьбы верующих, и каждый получает свою частицу Божией благодати.

Обретение

В 2000 году иеросхимонах был канонизирован на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве. Серафим (Муравьев) был причислен к лику святых в чине преподобного.

Текущее местоположение

После смерти батюшка Серафим был похоронен рядом с Собором Казанской иконы Божией Матери в Вырицах. В 2001 году на месте его могилы построили часовню, в которой разместили мощи святого, а рядом положили останки его верной спутницы, матушки Серафимы.

Часовня преподобного Серафима располагается в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской области. Адрес: проезд Кирова, 49.

Мощи покоятся под спудом.

Как добраться:

  1. Из Санкт-Петербурга можно за час доехать на электричке, которая идет от Витебского вокзала (возле метро «Пушкинская»). Выходит нужно на станции «Вырица», от нее до храма можно доехать на автобусе (остановка «Ракеевская»).
  2. Перпендикулярно платформе расположен Коммунальный проспект. По нему придется пройти приблизительно 1,3 км до магазина (коричневое сооружение с зеленой крышей). Возле него свернуть влево на проспект Кирова и пройти еще чуть больше километра. Всего на дорогу будет затрачено 45 минут.
  3. Можно взять такси, которые стоят недалеко от железнодорожной платформы.

Чудодейственная сила

За период после упокоения преподобного было зафиксировано огромное количество случаев исцеления от его мощей. Сразу после отшествия старца ко Господу девочка, слепая от рождения, приложилась к его телу и прозрела. На месте захоронения отца Серафима всегда горели свечи, зажженные посетителями. Множество людей приходили к святому, просили его о помощи, писали записки с просьбами и оставляли на могиле.

Старец еще при жизни говорил:

«Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, и я всегда помогу.»

Почитание и прославление

Святой хорошо известен православным христианам, к нему приходят и получают помощь множество людей. Благость и любовь, исходящие от его мощей, сделали преподобного одним из самым почитаемых святых.

Храмы во имя святого

Кроме церкви Серафима Вырицкого в Вырице, возведено еще несколько храмов, названных в честь этого святого.

Наименование сооружений:

  1. В селе Решетниково Московской области храм построен в начале текущего века. В нем находится часть епитрахили св. Серафима.
  2. Храм Серафима Вырицкого в Купчино Санкт-Петербургской области. Это здание крестово-купольного типа, сейчас ведется его внутренняя отделка.
  3. Храм в северо-восточной части военного городка Долгопрудный Московской области.
  4. Домовая церковь при Александро-Невской Лавре. Находится на втором этаже Федоровского корпуса, где располагалась келья святого.
  5. Часовня при ТЦ «Апраксин двор» в Санкт-Петербурге. В ней находится икона святителя, в которую помещена частица земли с его могилы.

Во всех храмах служба проходит по воскресеньям и православным праздникам.

Другое

Существует много икон с изображением старца, которые являют чудеса исцеления. Православные христиане знают и любят творения отца Серафима, оставленные потомкам. Старец писал духовные стихи, на многие из них написаны песнопения.

Наставления святого старца

Батюшка постоянно наставлял своих чад, которые записывали его слова.

О молитве

Старец заповедал молиться чаще, особенно за врагов.

По его словам:

«Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь — пламя все больше разгорается».

За все он призывал благодарить Бога и Пресвятую Богородицу.

О скорбях

Все, происходящее с человеком, случается только по воле милосердного и всезнающего Бога, поэтому роптать при возникновении трудностей нельзя. Господь хорошо знает, что будет лучше и полезнее для христианина.

Известно его изречение:

«Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль твою Господу, и Он утешит тебя.»

Сам старец подал людям пример терпения скорбей.

О священстве

Батюшка призывал не осуждать священников, потому что они — орудия Божии.

Он говорил:

«Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

О болезни

Старец называл болезни школой смирения, через них человек может познать свою немощь.

Духовный отец

В начале 1927 года отец Варнава принимает великую схиму с наречением именем Серафима, в честь глубоко почитаемого ним старца Саровского, после чего иеросхимонах Серафим избирается духовником Лавры. К новоизбранному духовному отцу ехали за советом как священники, так и простой люд, никто не получил отказа.

Смутное время объединило людей под покров мудрого наставника, который предвидел страдания и горести русского народа, принимал это, как урок терпения и великого упования на Бога, он призывал людей постоянно пребывать в молитвах и прошениях к Творцу, каяться и надеяться.

Икона святого Серафима

Существует несколько икон преподобного, которые, несмотря на различие в написании, имеют сходство.

Описание образа

На иконе святой изображен в схимническом одеянии. Правой рукой он благословляет, а в левой держит свиток с текстом из Писания, который является символом обучения.

Как помогает

Благодаря чтению молитвословий святому перед его иконой верующие получают помощь и утешение.

Молитва преподобному помогает в таких случаях:

  • болезнь;
  • поиск супруга (ги);
  • смятение, отсутствие мира в душе;
  • скорбь;
  • затруднительные ситуации;
  • финансовые проблемы.

Молитвы и тропари

Обратиться к святому можно своими словами и попросить о помощи. Существует также специальная молитва Серафиму Вырицкому для исцеления от болезней и укрепления веры.

Святому написаны 2 тропаря на 4 глас и по одному на 3 и 8. Старец в них назван «великим молитвенником», «купцом», «утешителем», «пресветлой звездой Российския земли». Тропарем в православии именуется краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника в честь преподобного, а также присутствуют строки прославления святого и призыва его на помощь верующим.

Каноны и акафисты

Канон и акафист — это разновидности бесед со святыми. Церковный гимн, воспевающий подвиг преподобного или мученика, называют каноном. Этот жанр появился в середине VІІ века. Канон представляет собой сложное по структуре произведение, направленное на прославление конкретного святого. Делится на 8 песней, каждая из которых включает ирмос и тропарь.

В православной церкви тропари чаще всего читают, а ирмосы поют. В каноне Серафима Вырицкого хор исполняет их на 2 глас. Для этого созданы специальные ирмосные гласы, их тоже восемь, как и тропарных. Читается канон в основном на молебнах. Произведение относится к церковному покаянному жанру. Его читают и в домашних условиях, когда тяжело на душе, требуется покаяться или попросить о чем-то святителя.

Если составлением канонов в основном занимаются святые отцы, то акафист может написать и простой мирянин. Высшее духовенство просматривает такие произведения и принимает решение, можно их читать в храме во время богослужений или нет. Это произведение представляет собой благодарственную, хвалебную песнь или оду, читать которую лучше по праздничным дням. Акафист — радостное и торжественное произведение. В дни Великого поста его чтение будет неуместным, так как не соответствует спокойному и тихому настрою этих дней.

С какими просьбами обращаются

Будучи глубоким почитателем Серафима Саровского, преподобный Серафим Вырицкий по его примеру имел смелость молиться перед Господом за весь народ. А в годы войны — за победу русской армии. Поэтому сегодня к нему обращаются с просьбами о спасении душ, о защите праведно живущих и вразумлении, просветлении грешников. Кроме себя и своих родных всегда можно помолиться за чужих по крови, но близких по сердцу, уму людей, а также за всех, кто нуждается в помощи.

Принято у иконки святого просить и о здравии, ведь, как уже отмечалось, свершения его в таинстве исцеления были поистине удивительными. Вне зависимости от тяжести хворей, и от того, являются ли они душевными или телесными — старец Серафим всегда воздает просящим по вере их.

Памятуя о великих подвигах праведника, о его терпении, мужественности, о крепости веры, стоит попросить у святого Серафима также умения не падать духом и выдерживать любые испытания, с мудростью ниспосланные свыше.

Наконец, в молитвах к преподобному Серафиму Вырицкому всегда можно задать любые вопросы, относящиеся к мирской жизни — о семье, людских отношениях, работе. Ведь, обладая редкой способностью предвидения, Серафим всегда наставлял своих прихожан на путь истины, помогал в трудных решениях и свершениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]