Служение Богу и людям – качество небесного гражданства.

Служение остается для многих людей словом подобострастным, обозначающим бесправие, или напротив это слово рисует картину абсолютного альтруизма и самопожертвования под звуки аплодисментов и похвалы. Смысл служения теряется, когда человек совершает его не обладая полнотой понимая того, что означает служить по-настоящему. Служение – это высшая форма возможности построения отношений, как между людьми, так и по отношению к чему-то большему: обществу, стране, миру, Богу. В чем проявляется смысл служения, как оно придаёт смысл жизни и даёт бесконечный источник сил?

В чём служение отца? Понимание правильного смысла служения

Служение – это не попытка возвести объект служения в абсолют, а сознательное положение полной доброжелательности и осознания того, что благо для объекта служения важнее всего. Мало людей действительно понимают смысл служения, речь идёт не об униженном положении или стоянии на коленях, а о готовности занимать необходимую позицию в правильном умонастроении. Служение начинается с внутреннего осознания и понимания того, что и как необходимо делать.

Отец служащий детям – это не служка, а властный, авторитетный и справедливый глава семьи. И это происходит не из желания повелевать, а из желания правильно воспитать детей. Польза не всегда означает конфеты, подарки и приятные слова. Куда актуальнее это, если мы говорим не об одном поступке, а о полноценном воспитании человека. Воспитание подразумевает обязанность дать знания, культуру, правильный взгляд на мир, навыки. Если отец будет вести себя как мать, умасливая ребенка, то такая медвежья услуга приведет к негативным результатам. Отцу полагается быть строгим – таково служение отца, если он нарушит этот образ – он может принести вред, не дав понятие о том, что «нужно» и «нельзя» может быть важнее «хочется». Но и тут важно знать правильный баланс. Тирания, даже из добрых побуждения, становится причиной неправильного воспитания. Служение отца – в том, чтобы быть отцом, думая лишь о благе своих детей, а не о самом себе или своих чувствах.

Служение по примеру Христа

В идеале служение можно рассматривать в личном духовном совершенствовании и помощи другим в их развитии. Очень важно развить в себе бескорыстную любовь. Синонимом этого понятия является слово «забота». Иисус дал людям пример такой заботы о людях. Он пришел на землю, чтобы послужить и отдать душу свою за грехи многих людей. Именно Иисусу можно подражать в служении Богу. Он учил служить друг другу любовью и полученными дарами. Обучение служению Богу начинается со служения ближнему.

Сам Христос помогал бедным, грешникам, отверженным, невежественным. Он кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых, проповедовал Евангелие. Если с желанием служить другим в духе любви, то можно максимально приблизиться к поведению Иисуса.

В чём смысл служения?

Служение – это правильное исполнение своих обязанностей, построение правильных отношений с близкими и бескорыстная помощь каждому, кто в нём нуждается.

Отец может наказать ребенка. Ему самому это может быть неприятно, но это иногда требуется. Чтобы правильно служить и выполнять свою роль, человеку приходиться забыть о собственных желаниях и стремлениях удовлетворить какие-либо амбиции. Некоторые люди идут служить на разные профессии, но вскоре уходят оттуда, потому что разочаровываются. Следует понимать, что служение требует большого самопожертвования и оно заключается в том, чтобы забыть о своих чувствах и честно выполнять свой долг, даже если это делать больно или неприятно. Растворение всех сомнений в желании принести наибольшую пользу, уничтожение всяческого, даже самого тончайшего эгоизма – это есть смысл служения. Король может покинуть народ, потому что ему подумается что он недостоин, но погружаясь в такие рассуждения он нарушает исполнение своих обязанностей. И хотя его уход был бы обусловлен высокими мотивами, на самом деле это жалость к себе – эгоизм.

Мы привыкли тесно связывать служение с потребностью в благодарности, признании, вознаграждении. Но это не отражает истинного смысла служения, которое заключается в полном самопожертвовании внутри всеми корыстными интересами. Тот, кто сможет отринуть всяческое желание получить что-то взамен и будет способен претерпевать различные неудобства ради своего служение – понимает истинный смысл служения.

Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.

Бернард Мандевиль

Служение это не звук фанфар и аплодисменты, порой самые полезные люди для общества осуждаемы и самые серьезные поступки требуют непопулярных решений. Примером может стать тот же отец. Дети недовольны наказанием, а мать сочувствует детям. Такое сочувствие приводит к разногласиям и мешает одному человеку исполнить свой долг. Так отец приобретает в собственной семье нескольких врагов. И хотя по прошествию лет всегда оказывается, что правильное воспитание целиком окупается, здесь и сейчас это становится причиной неодобрения.

Рекомендуем также эту статью: Истинное знание – какое знание является истинным?

Служением другим может быть не какое-то великое свершение, а наведение порядка на улице или в подъезде, даже если этого никто не увидит. Люди склоны осуждать тех, кто выделяется, но служение должно совершаться даже если вас осуждают, ибо только в служении другим человек находит высшее самоотречение. Такое самоотречение противовес самолюбию, которое проявляется в зацикленности на своих чувствах, желаниях, страхах, амбициях. Причём такой зацикленности, которая мешает адекватно воспринимать мир. Служа другим человек обретает высшее достоинство. Когда он прекращает видеть ценность во внешних, временных и пустых наградах – служение даёт возможность испытать высшее счастье, ощущение полной удовлетворенности. В таком состоянии человек лишается страха будущего и прошлого, лишается сомнений и ему становятся чужды слабости, зависимости и болезненные ожидания. Смысл служения в тотальном бескорыстии, отсутствии даже самой тонкой и незначительной награды. И только в таком состоянии, счастье раскрывается от служения и человека прекращает заботить всё, кроме желания принести в этот мир благо.

Служение — это отданное нами Богу и людям безвозмездно

Божью работу можно наблюдать через служение женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Христиане уверены, что Бог следит за ними и видит их. Он помогает нуждающимся через других людей. Мы постоянно зависим от помощи других. В детстве нас одевают, кормят родители. В помощи другим и заключается служение. Это помощь ближнему своему.

Можно привести примеры великих и святых христиан, служивших в стороне от людей. Они выбирали молитвенное одиночество. Но в Слове Божьем призывается служить среди людей. Служение — шаги навстречу, понимание других лучше, чем они осознают себя сами. Только не нужно ждать за это благодарности. Служение Богу — это сопереживание, любовь к людям. Нужно стремиться к повышенному эталону, максимуму, подвигу ради других.

Почему понять смысл служения так сложно?

На самом деле, даже в стремлении обрести высшее счастье кроется некая едва заметная корысть. Подходить к служению следует как к настоящему моменту, в котором не существует прошлого и будущего, а лишь то, что мы можем сделать для других. Но сам смысл служения использовался многими силами как средство, инструмент направления людей к определенным целям. И потому смысл служения исказился. Мы могли слышать многие истории, где служащий человек овеян почётом, уважением и всеобщим признанием. Надо ли говорить, что такой образ служения отдаляет от понимания истинной сути служения? Политические силы, под различным причинам, придали такой облик служению, как части профессиональных обязанностей, лишив его подлинного смысла. А потому мы воспринимаем благодарность не как что-то приходящее само собой, а как условие наше служение. Нам вбивают в голову, что мы должны служить обществу, государству, ближнему, а потому рассказывают сказки о том, как служащий человек превозноситься в обществе и его все почитают.

Вот только забывают рассказать о том, что предстоит преодолеть ради достижение такого уровня. Потому у нас и возникает такой идеалистичный образ, а это прямая причина множества разочарований и всеобщего понимания мира как гнилого, лишенного принципов и всяческой морали. Возможно, если бы не было ожиданий, не было бы и такого отношения. Поэтому, чтобы не разочароваться, не следует идеализироваться служение и ожидать чего-либо хорошего. Скорее следует ожидать чего-то плохого, ведь мы служим, отдаём и терпим ради других. Служить означает не просто выполнять обязанности или приносить благо, но делать это в правильном умонастроении. То есть не только механически служить, но и внутри своего сердца, встречая даже негатив, следует сохранить дух служения и преодолевать внутри чувство неблагодарности. Ощущение неблагодарности возникает как следствие ожидания благодарности. Если мы ничего не ожидаем – мы не будем предавать большого значения отсутствию фанфар, и в этом наша эмоциональная неуязвимость не только от недостатка положительного, но и от избытка негативного.

Когда мы поймём, что любое служение мы совершаем исключительно по своему желанию и осознаем, что такое настоящее служение, из нашего сердца должна уйти всяческая корысть и наше служение станет подлинным. Зная, что служение – это наша прихоть, мы должны отказаться от всякого ожидания и твердо отречься от стремления к любым плодам. Само служение даёт великое счастье, но это счастье ещё нужно заслужить. Люди не способны даровать нам счастья от служения, оно приходит изнутри, когда мы забываем о себе.

Рекомендуем также эту статью: Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр

Служение начинается с воспитания альтруизма

Каждый родившийся ребенок появляется на свет эгоистом. Он ничего сам не умеет, его обслуживают родители. Потом малыш подрастает, и здесь важно подключить правильное воспитание, чтобы отучить от эгоцентрической доминанты. Нужно приучить дитя к заботе о других. Став взрослыми, дети находят вторую половинку, обзаводятся потомством. Именно это станет лучшей школой альтруизма. Если правильного воспитания не будет, то даже у взрослых и стариков может проявляться эгоцентризм. Иногда он присущ даже верующим людям. А Бог желает видеть в людях желание не для себя, не для собственной страсти, а во благо другим. Если человек все делает с добром, делает благо другим, жертвует собой, то именно тогда речь идет об истинном служении Богу. Как мы относимся к ближним своим, так Бог относится к нам.

Развитие души проходит постепенно. Вначале наблюдается невысокий духовный потенциал, но в ходе развития человек должен прийти к Богу и любви. Служение Господу не относится только к пастырям и работникам храмов. Всевышний желает видеть служение добру в каждом человеке.

Что человек получает от служения?

Кто любит людей, тот владеет Вселенной. Жестокий — силён, но сильнее — смиренный. Пребудь в милосердии и обуздывай страсти, Тогда обретёшь ты бессмертное счастье

Рамаяна

Единственное, что получает человек от служения – это беспричинное счастье. К этому прилагается совершенствование характера и развитие добродетели внутри. Иногда можно получить благодарность, почёт и хорошие пожелания. Но, по-хорошему, следует приготовиться к тому, что ничего от служения получить нельзя, напротив нужно многое отдать. Люди с ожиданиями идут служить на разные профессии и вскоре бросают или начинают просто работать. Чтобы сохранить дух служения, необходимо отречься от всяческого эгоизма и принять на себя всю полноту ответственности. Порой служение не совместимо с понятием блага: палач убивает человека, но говорится, что служение палача – хорошо наточенный топор и точный удар, который сделает смерть быстрой и легкой. Мир устроен так, что не везде мы можем принести абсолютное благо, но смысл в том, что своим служением мы должны принести благо туда, куда можем. Мы ни спасители, ни боги, ни великие люди, может нам не дано изменить систему и заставить тьму исчезнуть. Но быть героем не означает сразить главного злодей, порой быть героем означает просто помочь и сделать то, что должно в духе служения.

Совершать служение означает стремиться приносить наибольшую пользу, а высшее служение означает служить тому, кто в этом нуждается больше всего. Мы привыкли думать, что в помощи нуждаются какие-то далёкие люди, но иногда наше служение больше всего необходимо нашим близким.

Иногда люди отказываются служить, это распространено и винить их не в чем. Но надо понимать, что когда уходит человек способный служить, на его место приходит человек способный работать. Достойные люди часто оставляют такие дела, но на их место приходят люди не слишком заботящиеся о других и так система рушиться и дальше. Высшее самопожертвование означает совершать самые трудные выборы. Порой ради того, чтобы изменить мир, следует отказаться от сантиментов и честно исполнять свой долг, сохраняя в сердце надежду на лучшее. Сильный человек сохранит своё сердце, даже в темнейший момент и пронесёт свет внутри сквозь самую тёмную ночь.

Смысл служения в том, чтобы отдавать себя целиком, не ожидая ничего взамен: почёта, уважения, признания, одобрения. Такое служение следует держать в тайне не только от других, но и самого себя, не размышляя в сердце о ценности собственного служения. Говориться, что каждый добрый поступок вознаграждается. Для тех, кто наслаждается почётом, уважением или самодовольством – всё это уже и является наградой. Если же человек способен в настолько глубокой степени проникнуть в смысл служения, что откажется от любого вознаграждения – его ждёт высшая награда. Но описывать что это за награда бессмысленно, ведь это невозможно понять, если не испытать самому:

Описать жар огня человек не сумеет, – Не ожегшись пыланьем, вовек не сумеет! Лишь тогда суть вещей познает он, когда Весь сгорает до тла не оставив следа.

Язык птиц

Смысл служения – это абсолютное самозабвение внутри сердца ради других. Служение – это величайшая сила, тот кто владеет ей способен менять сердца людей, ровно, как и своё собственное.

Способы служить людям

Некоторые помогают лишь тем людям, с которыми тесно общаются, а остальных избегают. А Иисус призывал любить всех и помогать каждому. Служить можно по-разному. Одни служат внутри своего семейства. Родители помогают детям, кормят, одевают их, учат. Дети выполняют поручения по дому, ухаживают за младшими братьями и сестрами. Муж с женой также помогают друг другу. Отцу и матери присуще часто жертвование чем-то ради своих детей. Старшая дочь утешает младшую сестричку, учит ее писать или читать. Даже древние пророки считали семью важной единицей общества. Все начинается со служения своим близким.

Все имеют возможность служить своим соседям или друзьям. Отлично будет помочь соседу справиться с каким-нибудь делом. Больную мать всегда стоит поддержать. Еще с детства нужно заступаться за детей, которых обижают или же высмеивают. Важно работать над тем, чтобы быть приветливым с людьми. Можно использовать для служения таланты. Не забывайте ходить на служение в церковь. Именно она дает возможность помогать друг другу. Все дела в церкви выполняются обычными прихожанами. Отличным примером проявления заботы является миссионерская работа. Стоит выделять больше времени на общение с близкими.

Пусть пострадает дело?

В связи с этой темой порой возникает вопрос: как быть, если мы видим, что человек по гордости, по иллюзорному представлению о самом себе творит что-то неразумное? Собрался, к примеру, кто-то из наших близких, ничего в починке вещей не смыслящий, что-нибудь дома отремонтировать: взял молоток, который никогда в жизни в руках не держал, и гвоздь, явно намереваясь вбить его куда-то не туда… И говорит всем: «Отстаньте, я сам». Стоит ли всё же попытаться удержать его? И напротив: если мы будем молча наблюдать за его ошибками, дабы не ссориться с ним, не будет ли это грехом угождения его страстям?

Те прихожане, которые читали авву Дорофея, могут вспомнить в ответ на это его слова: «Пусть пострадает дело, но сохранится мир». Одна наша прихожанка как-то сказала, что, прочитав их, долго не могла внутренне согласиться, а потом – решилась ни в чем не перечить мужу: пусть он пробует в жизни всё, что хочет, к каким бы последствиям то ни приводило. Я понимаю, что в конкретном случае за этим стоит долгий опыт совместной жизни. Но…

Но хотелось бы всё же вернуться к совету аввы Дорофея. Безусловно, всё, что говорили святые подвижники, в части своей универсально, в части же – написано для определенных жизненных условий, даже порой для определенного монастыря. Некоторые иноки, к примеру, заболев, не лечились, и это воспринималось нормально. Порой пустынники, живя в каких-то отдаленных местах, не находили там достаточно еды и просто умирали от голода – и к этому тоже не относились как к чему-то вопиющему: они ведь в пустыню, в конце концов, и приходили с этой целью – чтобы рано или поздно там умереть. Здесь можно вспомнить еще преподобного авву Пимена – эпизод, когда его младший брат привел в их общую келью посетителя. В какой-то момент брат и этот гость стали на глазах святого бить друг друга, а авва Пимен, не вмешиваясь, продолжал свою молитву – по его же собственным словам, положив себе на сердце, будто бы его там нет.

Можем ли мы полагать себе на сердце, что нас тоже где-то нет? Я убежден, что далеко не всегда. И, скажем, если человек день за днем себя очень плохо чувствует, но не хочет идти к врачу, я его постараюсь туда загнать всеми доступными способами – мне, как священнику, за восемнадцать лет служения неоднократно приходилось это делать. И да, во многих случаях я потеряю с ним мир на какое-то время – но это лучше, чем потом я буду осознавать, что теперь человек фактически умирает, а я в нужный момент не настоял на его обследовании. И в более простых, житейских ситуациях тоже есть определенная градация: одно дело, если тот же упомянутый горе-мастер какой-нибудь колченогий табурет еще больше разломает, и другое – если он в электропроводку полез и его вот-вот ударит током. И в одних случаях стоит оставить человека в покое, чтобы свою жизнь не превращать в непрерывный поток замечаний, а в других его можно и, образно говоря, по рукам и ногам связать, и никакого греха в этом не будет.

Хорошие дела и плохие мотивы

Каждый из нас знает из Евангелия, каким должен быть наш образ действий по отношению к окружающим людям. Мы можем в каких-то случаях не понимать, чего именно хочет, чего ожидает от нас ближний, но мы имеем заповедь поступать с другими так, как мы бы хотели, чтобы они поступали с нами. А каждый из нас прекрасно сознает, чего бы он хотел: мы желаем, чтобы нас любили, чтобы нас поддерживали, чтобы нас уважали, чтобы к нам были внимательны, – и притом, чтобы это непременно было не за что-то, а просто так. И очевидно, что мы ко всему этому призываемся в отношении других людей. Это то, что угодно Богу и что однозначно должно присутствовать: нельзя не любить и не уважать кого-то и считать, что тем самым мы воздерживаемся от угождения его страстям и упражняемся в благочестии; нельзя ставить человеку планку, которую он должен преодолеть, чтобы мы перестали быть к нему равнодушными и наше отношение к нему стало богоугодным.

Кроме того, нужно помнить, что человекоугодие – это то, что мы можем увидеть в себе, и только в себе, поскольку это то, что определяется внутренними мотивами человека, ведомыми зачастую только ему и Богу.

Где же начинается человекоугодие? Оно начинается там, где первопричиной поступков человека, как благо воспринимаемых другим, становится не долг христианской любви, а какие-то внешние факторы. Главенствуют среди них два: это страх и выгода. Причем совершенно не обязательно, что из-за боязни другого человека или чего-то, с этим человеком связанного, мы будем совершать поступки ложные, неправильные по своей сути. Это могут быть и объективно хорошие дела, и даже какие-то жертвы с нашей стороны – но не ради Христа, а в угоду нашей гордости, нашему малодушию. Так же и с корыстью: мы можем делать что-то на самом деле нужное и хорошее, но по расчету – и оно не будет иметь пред Богом той цены, какую имеет то, что совершается ради Него.

Но, впрочем, о цене… У нас на приходе как-то возник разговор про так называемый тарелочный сбор во время службы. В нашем храме такой практики нет, но, попадая в какой-то другой, человек порой смущается и признаётся потом: положил деньги только потому, что все клали и скупым не хотелось выглядеть. Так, значит, неугодна Богу эта жертва и не нужно с такими мыслями ничего давать?

Сложный это вопрос. Сложный до того момента только, пока концентрируется человек на себе самом и своих переживаниях и ничего за пределами их не видит. Стоит ему из этого замкнутого круга выйти – и всё становится проще. Я нахожусь в храме, ему нужна помощь? Нужна. У меня есть возможность помочь? Есть – я кладу деньги на поднос, нет – не кладу. Всё. Когда главным становится нужда, которую мы видим, а не наше «я», всё остальное встает на свои места.

Служа, получаешь благословение

Как благословляет Господь за служение окружающим людям? Во-первых, увеличивается способность человека любить. Во-вторых, становится меньшим эгоизм. Забота о проблемах других людей делает наши затруднения не такими серьезными. Если наблюдать за жизнью людей, которые бескорыстно служат, то становится заметно, что они обретают больше, чем отдают.

Многие знают о святом Поле, который остался без обеих ног во время несчастного случая. У других после такого сердце бы ожесточилось, все казалось бы бесполезным. Пол вместо этого стал думать не о себе, а о других. Он освоил ремесло, что принесло ему прибыль. Затем он приобрел жилье. В нем он с женой приютил много сирот и людей с серьезными увечьями. Двадцать лет он отдал служению этим людям. В ответ все окружающие отдавали ему огромную любовь. Со временем Пол перестал думать о своих искалеченных ногах. Такая деятельность приблизила его к Богу. Служение другим делает людей более самостоятельными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]