Монашество в современном мире. Монах как гражданин Царствия Небесного на земле

О тайных монахах известно немного. Часто о постриге человека лишь близкие узнавали после его смерти. Внутренняя, сокровенная часть жизни оставалась нераскрытой.

Тайное монашество появилось в Советском Союзе как реакция на действия богоборческой власти. Преследуемая Церковь не прекратила свою деятельность, а ушла на нелегальное положение — который раз сбылись слова Господа “Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”.

Тайные монахи стали украшением Церкви Христовой в то нелегкое время, ее отрадой и утешением. Они пережили долголетние ссылки, но их многотрудная жизнь укрепляла веру христианскую. Старец схиархимандрит Иона (Сторчак) говорил: “Советская власть хорошая. Она сделала многих святыми”.

Тайные монахи в дореволюционное время

В жизнеописаниях некоторых старцев и подвижников 19 века встречаются упоминания о тайных монахах.

Тайные монахи — это люди, которые живут в миру и скрывают свою принадлежность к монашествующим.

Тайно постригали людей, которые не могли жить в монастыре, но стремились к монашеству и могли выполнять монашеские обеты. Такие постриги были редкостью. Например, в Оптиной пустыни некоторое время жил писатель Константин Леонтьев. Он общался с прп. Амвросием, и также, как и прп. Амвросий, дал обет принять монашество. Его жизнь сложилась таким образом, что он всю жизнь прожил в миру и писал. В конце жизни принял тайный постриг с именем Климент.


Константин Леонтьев

Проблемами организации монашеской жизни занимался Шестой Вселенский собор — в то время (7 век) появилось много монахов-бродяг, ходивших из города в город и смущающих народ. Было принято решение подчинить их епархиальным управлениям и организовать общежительные монастыри, чтобы отделить от мира.

До сих пор существует два вида устроения монашеской жизни — келлиотское и общежительное. Келлиотский способ характерен, в основном, для Афона.

«три типа монашеской ситуации».

Первая ситуация

— это уже устроенный старый монастырь. Это то, что принято подразумевать под словами «уйти в монахи». Уйти в монахи — для многих это значит, уйти в монастырь. И отец Серафим пишет о том, что духовный плод в таком монастыре достигается за счет страданий, связанных с пребыванием в таком месте, а также за счет непрерывной связи с прошлым. Такой монастырь как бы тянет нитку из прошлого, люди к ней приобщаются, за счет этого получается духовный плод, и плюс страдания, связанные с пребыванием в таком монастыре.

Здесь отец Серафим говорит о монастырях в традиции Зарубежной Церкви. В августе этого года, всего месяц назад, игумения Александра из РПЦЗ(А) делала доклад о монастырях Зарубежной Церкви. Она бывала во всех исторических монастырях РПЦЗ. Она описывает четыре женских монастыря Зарубежной Церкви и главный мужской монастырь РПЦЗ Джорданвиль. В ее докладе тщательно рассматривается распорядок жизни и богослужений в таких монастырях, но во всем докладе нигде не упоминается, хотя бы даже кратко, главное делание монаха — Иисусова молитва. Может быть, у нее свой взгляд, конечно, но и от других очевидцев, бывавших в этих монастырях, я тоже слышала, что там основные усилия направлены на прием паломников и на поддержание старинных зданий. Обычно у этих монастырей довольно большая недвижимость, которую трудно поддерживать, монахи ради этого трудятся, и об Иисусовой молитве в монастырях Зарубежной Церкви мне не доводилось слышать.

Хотя есть немножко другой монастырь, другой по духу, он находится в Бостоне. В США есть даже несколько таких монастырей в дружественной нам Церкви, где совсем другое отношение к Иисусовой молитве, но они все англоговорящие, немножко в другой, греческой, традиции, но такие монастыри есть.

Второй тип «монашеской ситуации»,

о котором пишет отец Серафим, возникает, когда какой-то человек начинает подвизаться сам, согласно своему пониманию примеров великих подвижников прошлого. Отец Серафим поясняет, что это самый опасный из всех открытых сегодня монашеских путей. И это понятно, почему. Отец Серафим приводит много причин того, почему это опасно, и объясняет, какими качествами должен обладать человек — почти невозможным сочетанием качеств — чтобы так выживать. И, кроме того, такое отшельничество в России — это еще и физически опасный путь. Если в Америке, где жил отец Серафим, можно огородить территорию, написать «частная территория», и она будет достаточно хорошо охраняться, то в России всё это гораздо опаснее.

Но есть еще одна вещь, которой не было во времена отца Серафима, которая одновременно и благо, и зло. Это современные средства связи. Если такой подвижник действительно старается не пользоваться Интернетом, то он выбирает описанный отцом Серафимом второй тип со всеми опасностями. Если же он пользуется Интернетом, то тогда он приближается к третьему типу, потому что у него появляются какие-то единомудренные люди, с которыми он может общаться, и тогда получается то, что отец Серафим назвал третьим типом «монашеской ситуации».

Третий тип «монашеской ситуации»

возникает тогда, когда группа из нескольких человек начинает подвизаться, поддерживая друг друга. Этот случай для истинного православия в России очень частый. Здесь есть приходы, они либо квартирного типа, либо храмы (но храмов довольно мало удалось ИПЦ удержать), в этих общинах есть люди, старающиеся жить по-монашески, они обычно держатся вместе, и позже кто-то из них получает постриг. Таким образом, при приходе получается небольшая монашеская община, обычно городского типа, который нередко называют монашеством в миру.

Проблем здесь много, но четыре лежат на поверхности. Первое — как держать форму, второе — как сохранить некоторую изоляцию от мира, третья проблема женского монашества — как бороться с любоначалием (это обратная сторона проблемы послушания), и четвертая проблема — это коллективная гордость.

Монашество в миру

На постсоветском пространстве возрождение монашества началось в 1988 году. За годы гонений была утрачена преемственность традиций, характерная для русского монашества. Монастыри возрождались на голом энтузиазме, у новоначальных монахов отсутствовал духовный опыт. Чтобы уберечь их от падения, священноначалие не благословляло особножительство. Нет нужды и в тайных постригах, поскольку сейчас нет гонений и опасности для жизни, Другое дело, монахи в миру. Бывает так, что иной человек всю жизнь стремился к монашеству, но по объективным причинам не смог принять постриг, а жизнь в монашеской общине уже не по силам. Вот над такими благочестивыми старцами и старушками правящий архиерей совершает постриг, и они продолжают жить в миру.


Схиархимандрит Иона (Сторчак)

Например, в Украине, на Винничине, таким образом принял монашество, будучи в преклонных годах, приходской священник протоиерей Петр Сторчак со своей супругой. С Божьей помощью архимандрит Пимен выстроил большой собор в родном городке, организовал сестричество, которое со временем получило статус женского монастыря. Незадолго до смерти отец Пимен был пострижен в схиму с наречением имени Иона. Батюшка был духовным чадом преподобного Амфилохия Почаевского, и стал духовным отцом для множества мирян и духовенства. Схиархимандрит Иона (Сторчак) на своем примере доказал истинность слов Серафима Саровского “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Монашество в современном мире. Монах как гражданин Царствия Небесного на земле

Епископ Борисовский Вениамин

Господь наш Иисус Христос как «печать равнообразная»[1] Отца, «сияние славы и образ Ипостаси» Отчей (см. Евр. 1,3) явил миру человеческий идеал, икону подлинного человека: такого, каким задумал его Бог. Всей Своей жизнью на земле Иисус Христос показал пример, которому мы должны следовать, чтобы стать достойными гражданами Царства Небесного: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Последовать Христу значит исполнять волю Божию, которая открыта нам в слове Божием: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).

Таким образом, основная задача всех христиан, в том числе и монашествующих, состоит в том, чтобы исполнять волю Божию в своей жизни. В чём же тогда специфика монашеского подвига?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства[2]». То есть монаху естественно стремиться к достижению христианского совершенства, в то время как благочестивый мирянин, как правило, удовлетворяется идеей спасения души.

Иноки — это те христиане, которые, повторяя и исполняя слова апостола, ничего не хотят знать в мире, кроме Иисуса Христа, и Сего Рспята; для них мир распялся и они для мира. «Поминай Господа Иисуса. Распятого при Понтии Пилате», — эти слова апостола Павла к ученику его и чаду веры и послушания Тимофею звучат ведь, как вечная заповедь христианам (ср.: 2 Тим. 2,8; 1 Тим. 6, 13)[3].

Монашество является неотъемлемой частью Церкви, оно возникло вместе с возникновением Церкви. По слову митрополита Иерофея (Влахоса) — это пророческая, апостольская и мученическая жизнь. Каждый истинный монах, согласно православному церковному Преданию, является пророком, апостолом и мучеником за Христа. Он живёт во Христе, свидетельствуя о новой жизни, которую Господь принёс в мир, и готов претерпеть мученичество за Христа. Кроме того, истинный монах являет пример духовной брани за очищение сердца и души и отражение нападок диавола.

Монастырь — это священное место, обитель добродетели. Цель монашеского жительства, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства».[4] Монашество как раз и является одной из форм православного подвижничества, наиболее адекватно приспособленное к стяжанию христианского совершенства, которое выражается в состоянии бесстрастия.[5] Поэтому монашество является светом для мирян, указателем на пути духовного совершенствования[6]. Идея бесстрастия, или обжения и является главной конечной целью монашеского подвига. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего»[7].

Стяжание Святого Духа или бесстрастие, обжение, достигается не иначе, как через жизнь по Евангельским заповедям. Поэтому монах должен постоянно читать — и не просто читать, а внимательно изучать в свете святоотеческого предания — Евангелие. Обратимся снова к высказываниям преподобного Серафима Саровского и, в частности, о важности слова Божия в деле нашего спасения: «Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».[8] По слову преподобного Серафима: «Все святые… были нам подобострастны, но исполнением в точности от всей души заповедей Христовых, достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное…».[9]

О том, что монашество — это, прежде всего, исполнение евангельских заповедей, свидетельствуют также и другие святые отцы. Так, в «Отечнике», составленном святителем Игнатием (Брянчаниновым), мы находим слова преподобного Иоанна Колова: «Понуждение себя на всякую заповедь Божию составляет отличительную черту инока. Жительствующий так — инок».[10]

Сам святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом: «Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди… Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, — в многолюдстве или в глубочайшей пустыне».[11]

Характерно, что начинает святитель Игнатий своё поучение о жизни монаха по Евангелию со следующего категорического утверждения: «Инок, с самого вступления своего в монастырь, должен заняться со всевозможной тщательностию и вниманием чтением Святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти, и он на каждом нравственном шагу своём, для каждого поступка, для каждого помысла, имел в памяти готовое наставление Евангелия».[12] Интересно, что почти те же слова мы находим и у знаменитого «отца восточного монашества» преподобного Антония Великого: «…Чтобы ты не делал, имей на то свидетельство в Писании…».[13] Сейчас много говорится о необходимости образования монашествующих, и это, безусловно, справедливо. Согласно святоотеческому преданию, главная наука для насельников наших монастырей должна заключаться прежде всего в тщательном изучении Нового Завета и творений Святых Отцов. Не лишним будет заметить, что основоположник общежительного монашества преподобный Пахомий Великий уделял огромное значение этому важнейшему иноческому деланию. Новичок в его обители прежде всего садился учить наизусть Псалтирь и кое-что из Евангелия. Это было проверкой его усидчивости и любви к слову Божию[14].

В наше время, к сожалению, первостепенное значение по преимуществу уделяется внешнему устроению обители, а не внутренней жизни каждого брата или сестры. Часто монашествующим из-за чрезмерной перегрузки послушаниями не хватает времени не то, что на изучение Нового Завета и святых отцов, но даже и для прочтения главы из Евангелия. Это оправдывается такой расхожей фразой: «Послушание выше поста и молитвы». Но послушание (здесь имеется в виду труд на благо обители) не должно заменять собой молитву, пост, и вообще всё, ради чего человек пришёл в монастырь!

В монастырском делании, как в любом другом деле, должна быть выстроена правильная иерархия ценностей. Ещё в XIV веке преп. Григорий Синаит жаловался, что он обошёл всю гору Афонскую и между тысячами иноков нашёл только три сосуда благодати, которые имели некоторое понятие об «умном делании».[15] Анализируя причины катастрофы, постигшей наше Отечество в начале ХХ века, в том числе и русское монашество, протоиерей Иоанн Журавский писал: «Монастыри — эти хранители „умного света“ — разрушились, потому что само монашество разрушило основу монастырей: оставило „умное делание“. Оставление „умного делания“ и увлечение монастырей в последних временах стяжанием внешнего довольства и славы, увлечение внешним благочинием и пышностью — было тяжким грехом и дерзким нарушением данных монашеством обетов».[16]

В чем же особенность современных монастырей в отличие от хотя бы дореволюционных, не говоря уже о монашестве древних времён? Нарушилась монашеская преемственность, оскудели наставники в духовной жизни, а новые пока не выросли. Конечно, мы сейчас имеем изобилие духовной литературы, но нельзя научиться правильной монашеской жизни только из книг. Книжные знания, по слову архимандрита Лазаря (Абашидзе), практически верно применены могут быть не многими. Как сегодня конкретно в условиях наших монастырей поститься, молиться, трудиться, подвизаться, как вообще жить — ответа на эти вопросы, точного и определённого, не найдёшь ни в какой книге. Это можно установить только долгим опытным путём, пройдя через многие скорби, падения и восстания.

В середине XIX века святитель Игнатии (Брянчанинов) писал: «Ослабевшее христианство приготовляет и доставляет своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь — величайшая редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков, — редкость! Ныне вступление сохранившего неиспорченным здоровье, способного к монастырским подвигам — редкость!»[17] Далее святитель продолжает: «Наиболее вступают слабые, повреждённые по телу и душе;… вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями, получившие вкус ко всем соблазнам, которыми ныне преисполнен мир; вступают с закореневшими порочными навыками, с совестью притуплённою, умерщвлённою предшествовавшим образом жизни».[18] Что же говорить о нашем времени?

Когда первоначальная, призывающая благодать, своеобразный духовный (в большей степени душевный) энтузиазм постепенно отходит от поступившего в современный монастырь послушника, он испытывает на себе все трудности и скорби монастырской жизни. Скорби, к которым он зачастую совершенно не готов, потому что вся его прежняя жизнь была бегством от этих скорбей.

Между тем, многие святые отцы говорили о необходимости (особенно для монашествующих) скорбей и трудов для стяжания благодати Божией. У преподобного Нила Синайского читаем: «Господь не всякому дарует божественную духовную благодать, а только тем, кто в труде, в самоизнурении, с пролитием пота просит её день и ночь»[19]. В другом месте святой вопрошает с изумлением: «Как же ты желаешь и молишь Бога сподобить тебя какой-либо духовной благодати без труда и скорби?»[20]

Отсюда очень важно объяснить новоначальному, только вступившему в монастырь, что его ждут не наслаждения высокими духовными состояниями, не упоение дарами Божественной благодати, а серьёзная, изнурительная, кровавая борьба с собственными страстями и похотями (см. Гал. 5, 24). Но на словах объяснить мало, нужно дать возможность человеку убедиться в этом. Поэтому нельзя спешить с постригом, а, быть может, даже и с простым облачением в подрясник.

Беда, если монастырское начальство поспешит постричь неготового человека — ещё одной сломанной жизнью может станет больше… Но бывает, к сожалению, и так, что «ломаются» и монахи, проведшие в монастыре многие годы. У них наступает расслабление, нерадение, безразличие ко всему духовному. Почему так? Одна из главных причин: не хватает терпения, которое одно может вытянуть из бездны уныния, затягивающей монаха и которого в монастыре по слову преп. Амвросия Оптинского нужно «не воз, а целый обоз».

Что же касается начальствующих, то их задача состоит в создании таких условий в монастыре, которые бы помогали (а не мешали, как у нас, к сожалению, бывает) монашествующим осуществлять свою жизнь по Евангелию, в молитвенном подвиге, «житии постническом» (аскетическом). Святитель Игнатий (Брянчанинов) сравнивает монаха с оранжерейным цветком, за которым нужен особый уход[21]. Начальствующие должны с величайшим тщанием создать и затем постоянно поддерживать своеобразные «парниковые условия» в монастыре для того, чтобы каждая душа в обители возрастала духовно и не погибла от попирания святоотеческих правил монашеской жизни.

Много можно говорить о путях возрождения современного монашества, но скажем главное. Чтобы наше монашество имело будущее — и будущее хорошее! — необходимо строить его на крепком фундаменте, а не на песке. Таким фундаментом является слово Божие и святоотеческое наследие, которые только и могут увести нас от жития вещенственного, плотского, гибнущего.

Нельзя использовать монашество в далёких от его истинного назначения целях. Мы имеем в виду такие — увы! — очень знакомые явления как фактическое превращение монастырей в туристические или коммерческие центры, архиерейские подворья, придаток к духовным школам и тому подобное, где монахи часто выполняют функцию обслуживающего персонала. Если мы честно не будем говорить об этом, а по-страусиному прятать имеющиеся проблемы и не искать пути к их разрешению, то ни о каком возрождении монашества не может быть и речи.

А ведь монастыри, по слову священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, «это как бы запасные водоёмы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».[22]

«Обновление и возрождение жизни наших народов заключается в силе жизни духа, — продолжает святой, — а не в тех внешних реформах государственного и общественного строя, на которые теперь возлагают столько надежд: самое лучшее лекарство не поможет трупу». Удивительно, как актуально звучат данные слова, сказанные сто лет назад.

Поэтому так необходимо нам видеть чёткую перспективу развития нашего современного монашества. И перспектива эта пока далека от оптимизма. Необходимо что-то менять, но менять в правильном — святоотеческом — направлении, иначе мы можем так всё поменять, что «будет последняя… горша первых» (ср. Мф. 12, 45). «Для того, чтобы достигнуть хорошего конца, необходимо, — как сказал святому Кассиану преподобный Моисей, пустынник Египетский, — иметь в виду цель, к которой бы стремиться постоянно и всеми силами. Для монахов эту цель ещё здесь, на земле, должна составлять чистота сердца, а средство к достижению её — исполнение заповедей евангельских» во внешней и внутренней жизни.

Путь нам указан — от внешнего к внутреннему: ко вниманию к помыслам и к нерассеянной непрестанной молитве. Кто внутри — тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь, которая начинается со внимания к своим поступкам, мыслям, и есть истинно христианская жизнь. Так свидетельствуют все отцы[23]. «В умном делании сущность монашества, а в монашестве сущность христианства. Без умного делания нет монашества»[24].

Итак, современная монашеская жизнь, не смотря на все присущие ей трудности и несовершенства, по сути своей, как и во все времена — не новая форма христианства, а истинно христианская жизнь в Духе, это следование примеру пророков, апостолов и мучеников ранней Церкви, это всецелая жизнь по заповедям Христовым»[25], новая жизнь, которую Христос, вочеловечившись, принёс в мир, жизнь в покаянии, очищении сердца и использовании заповедей Божиих.

Литература:

1. Заветы инокам. Поучения протоиерея Иоанна Восторгова о монашестве. М.: Правило веры, 1997.

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского: С предметным и именным указателями. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001.

3. Митрополит Иерофей (Влахос). Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011.

4. Серафим Саровский. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. — Изд. 2-е, доп. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

5. Серафим Саровский. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — Изд. 3-е. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

6. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова: в восьми томах / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. — М.: «Паломникъ», 2004. — Т. I–VII.

7. Добротолюбие: в 5-ти т. — Изд. репринт. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

8. Никон (Горохов), иеродиакон. Вступление в монашество и выход из него: Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве // Сретенский монастырь. Сретенская духовная семинария [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/-sm/31019.htm#_ftnref15. — Дата доступа: 26. 05.2010.

9. Иеромонах Сергей (Ситиков). Тайна Царствия Божия, или Забытый путь истинного богопознания. Из библиотеки старца Иоанна Журавского. Глава 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

10. Нил Синайский. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. — М., 1858.

[1] Служебник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. — С. 231.

[2] Игнатий (Брянчанинов). Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского: С предметным и именным указателями. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. — С. 149.

[3] Заветы инокам. Поучения протоиерея Иоанна Восторгова о монашестве. Беседа 3: Монашество. М.: Правило веры, 1997. С. 55–43.

[4] Игнатий (Брянчанинов). Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского: С предметным и именным указателями. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. — С. 149.

[5] Заветы инокам. Поучения протоиерея Иоанна Восторгова о монашестве. Беседа 1: Подвижничество и монашество. М.: Правило веры, 1997. С. 25.

[6] Митрополит Иерофей (Влахос). Святитель Григорий Палама как святогорец. Глава 5. СТСЛ, 2011. С. 124–125.

[7] Серафим Саровский. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. — Изд. 2-е, доп. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. — С. 423.

[8] Серафим Саровский. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — Изд. 3-е. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 440.

[9] Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С. 91.

[10] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова: в восьми томах / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. — М.: «Паломникъ», 2004. — Т. VI. — Отечник: избранные изречения святых иноков и повести из жизни их. — С. 253.

[11] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова: в восьми томах / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. — М.: «Паломникъ», 2003. — Т. V. — Приношение современному монашеству. — С. 366.

[12] Там же. С. 31.

[13] Добротолюбие: в 5-ти т. — Изд. репринт. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. — Т. 1. — С. 119.

[14] Никон (Горохов), иеродиакон. Вступление в монашество и выход из него: Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве // Сретенский монастырь. Сретенская духовная семинария [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/-sm/31019.htm#_ftnref15. — Дата доступа: 26. 05.2010.

[15] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова: в восьми томах / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. — М.: «Паломникъ», 2003. — Т. II. — Аскетические опыты. — С. 300.

[16] Иеромонах Сергей (Ситиков). Тайна Царствия Божия, или Забытый путь истинного богопознания. Из библиотеки старца Иоанна Журавского. Глава 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 37–38.

[17] Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова): В 8-ми т. / Сост. и общ. ред. — А. Н. Стрижев. — М.: Паломник, 2006. — Т. I. — Аскетические опыты. — С. 443–444.

[18] Там же. С. 444.

[19] Нил Синайский. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. — М., 1858. — Ч. 3. — С. 361.

[20] Нил Синайский. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. — М., 1858. — Ч. 2. — С. 395.

[21] См. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. С. 27.

[22] Заветы инокам. Поучения протоиерея Иоанна Восторгова о монашестве. Беседа 1: Подвижничество и монашество. М.: Правило веры, 1997. С. 22–23.

[23] Иеромонах Сергей (Ситиков). Тайна Царствия Божия, или Забытый путь истинного богопознания. Из библиотеки старца Иоанна Журавского. Глава 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 46–47.

[24] Там же. Глава 6. С. 52.

[25] Митрополит Иерофей (Влахос). Святитель Григорий Палама как святогорец. Глава 5. СТСЛ, 2011. С. 101–102.

Распечатать

28.01.2013

Социальные сети

Декрет 1918 года — начало гонений

20 января 1918 года на заседании Совнаркома был рассмотрен и принят законопроект “Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах”, значительно дополненный В.Ульяновым (Лениным). 26 февраля декрет был опубликован в Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства под названием “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Этот документ стал законодательной базой для уничтожения огромной части жизни дореволюционного человека, это было объявление войны Церкви. Церковные общины приравнивались к частным организациям и лишались статуса юридического лица и прав на владение собственностью. Имущество религиозных общин подлежало национализации.

Крестный ход в защиту Церкви 1918
Более всего от декрета 1918 года пострадали монастыри, которые первыми среди всех религиозных общин оказались вне закона. Запрет на право обладания собственностью и национализация церковного имущества дали властям возможность ликвидировать монастыри на законном основании. На некоторое время этот процесс был задержан преобразованием некоторых монастырей в сельскохозяйственные артели. В 1919 году Наркомзем и Наркомюст разработали инструкцию, согласно которой монахи и священнослужители не могут входить в состав трудовых артелей, как лица, лишенные избирательных прав. Большинство монастырей, укрывшихся за вывеской земледельческих организаций, были разогнаны в 1919-1921 годах. Одна из таких общин — Захарьевская коммуна им.Н.Крупской.

Матушка Фрося
Способствовали закрытию монастырей и безбожники из народа. Одна из Дивеевских монахинь, матушка Евфросиния, вспоминает о том, как их обитель грабили опившиеся крестьяне.

Исторические сведения

Последователи Иисуса Христа распространили его знания по всему земному шару. Уверовавшие им люди стали придерживаться аскетического образа жизни. Чуть позднее отдельная категория верующих начинает объединяться небольшими группами для служения Богу.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Где и когда конкретно возник монашеский постриг – история до наших дней не донесла. Известно лишь то, что первоначально монахиням следовало дать обет безбрачия, а впоследствии возникли и другие обеты. У католиков при посвящении в монахи проводили ритуал, называемый «гуменцо» — особая стрижка с выбриванием кружка на голове.

Православные христиане подобной традиции не придерживались и даже, напротив – здесь принято ношение священнослужителями и монахами длинных волос и бород.

Постановление ВЦИК 1929 года

Церковь старалась добиться законного признания, но Постановление ВЦИК 1929 года еще более ограничило сферу легальной деятельности Церкви. Этим Постановлением религиозным организациям запрещалось создание касс взаимопомощи, религиозное образование, деятельность вне организации, например, благотворительность. Все религиозные общины подлежали обязательной регистрации. Общины, желающие открыть храм и начать богослужения, должны были представить местным властям список 20 членов, входящих в общину. В Украине требовался список из 50 членов общины. Решение принимали органы местной власти, в случае отказа регистрации никто не объяснял его причину.

Кроме этого Постановления, был принят еще ряд законов, направленных на полное уничтожение Церкви.

Например, в том же 1929 году Совнарком утвердил Постановление “О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде”. Согласно этому постановлению, одним из признаков кулацкого хозяйства являлась принадлежность его служителям культа. В мае 1929 года была принята и поправка к 4-й статье Конституции “О свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды”, которая ставила верующих в неравное положение с прочими гражданами.

Тяжелым ударом для монашества стал обновленческий раскол, устроители которого планировали упразднение монастырей. В итоге, к 1930 году в Советском Союзе практически не осталось действующих монастырей.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?

Важно знать некоторые формальности, если вы хотите стать монахиней. Ведь в некоторых случаях вам будут вынуждены отказать. В каких именно?

  1. Если вы состоите в официальном браке. В монастырь не принимают людей, имеющих счастливые семейные отношения (да и вряд ли у них возникнет такое желание).
  2. Если вы одиноки, но у вас есть несовершеннолетние дети. По правилам русской православной церкви, недопустимо брать с собой детей в обитель, ведь монашество – представляет собой только добровольное решение человека. Оно не может быть никем навязано.
  3. Если у вас имеются нерешённые проблемы семейного, имущественного или юридического характера.

Как правило, постричься в монахини можно женщине по достижении возраста тридцати лет. Если же у неё остаются несовершеннолетние дети, то потребуется оформить свидетельство про их опёку.

Помните, что постриг в монахини – весьма серьёзный и ответственный шаг, люди не приходят к нему просто так, руководствуясь сиюминутными мотивами. Решение посвятить себя Богу должно быть тщательно обдуманно и пройти испытание временем. Только тогда его можно считать правильным.

Судьба монахов

Монахи, лишенные пристанища и духовного руководства, в большинстве своем хранили верность обетам и тайно продолжали монашескую жизнь в миру. Они оседали неподалеку от своих разоренных обителей, создавали небольшие общины в 5-6 человек и продолжали традиции общежительного монастыря. Кроме того, создавались новые общины из числа мирской молодежи, стремящейся к монашеству. Многие примыкали к церковным приходам, служили алтарниками, сторожами, истопниками. Часто вокруг таких приходов создавались тайные монастыри. В 1937-1941 годах число тайных монахов достигло своего максимума.

Тайные монахи всеми силами старались не потерять духовного руководства и общения между собой, как личного, так и в переписке. Выжившие в ссылках и тюрьмах возвращались и селились поближе к своим общинам или старались примкнуть к церковным приходам.

Постриг в монахи – что означает?

Нередко послушников приравнивают к ангелам Божьим. Их называют «ангелами на земле». И, правда, принять на себя монашеский сан – очень непростое решение, доступное далеко не каждому человеку.

Ангелы являются совершенно бескорыстными существами, не стремящимися получить какую-либо выгоду. Они верно служат Господу. То же самое делают и монахи. Совершив монашеский постриг, иноки отдают свою жизнь в полное служение Всевышнему.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Данный ритуал часто сравнивают со вторым крещением – происходит резкое изменение жизни человека. Монашество – это с одной стороны подвиг, а с другой – невероятно сложная миссия. Послушники в награду за все лишения получают особенную связь с Господом.

С другой стороны – они лишают себя многих земных радостей, не создают семью, то есть не продолжают человеческий род. У любой медали всегда есть оборотная сторона. К тому же человеческое Эго – весьма непростая штука, полностью преодолеть которую удаётся лишь избранным. Поэтому иногда иноки не выдерживают подобной нагрузки и снимают с себя обет, возвращаясь к обычной жизни.

Интересно! До 19 столетия отречься от монашеского сана не представлялось возможным. Сегодня это вполне реально сделать при желании.

Тайные монастыри и церковные общины

Примеры тайных монастырских общин — Зосимова пустынь, Дивеево, Высоко-Петровский мужской монастырь г.Москва, Захарьевская община (коммуна им.Н.Крупской) и др. В каждом городе были тайные монастыри, в которых продолжали постригать монахов.

Тайные монахи жили в миру, окормляясь у своих духовников. В разоренном Высоко-Петровском монастыре оставались несколько монахов, которые ютились в укромных местах. Известно, что службы там совершались до 1929 года. В 1922 году там нашли приют старцы из Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Весть об этом разнеслась между верующими. Здесь они находили духовное пристанище и руководство, над желающими совершались монашеские постриги.

Жизнь тайных монахов

Все члены монашеских общин ходили на работу или учились. Духовные наставники учили относиться к работе или учебе как к послушанию, выполнять ее добросовестно, как для Бога. Все носили простую одежду, мантии и клобуки надевались только при постриге. Монахини даже черные платки не повязывали, чтобы не привлекать внимание. Во время Причастия в храмах называлось мирское имя. О постриге не рассказывали никому, даже близким. Иногда только после смерти тайного монаха, родные находили записку с монашеским именем. Но чаще тайна пострига была известна лишь одному Богу.

Чтобы избежать преследования властей, даже те редкие монахи, которые имели послушания при церкви, должны были иметь гражданскую работу. При этом работу подбирали таким образом, чтобы она не вредила молитве и внутренней жизни.

Власти без устали преследовали тайные монашеские общества, большинство монахов и, особенно, священников, пережили не одно тюремное заключение и ссылки. Тайные монахи шли на большой риск. Большинство из них были репрессированы, многие расстреляны. Воины Христовы, подъявшие подвиг монашества в годы гонений, были готовы на смерть ради Христа. Их жизнь стала проповедью для окружающих. Они сохранили жизнь Церкви, украсили ее сонмом новомучеников, исповедников, священномучеников.

Собор новомученников и исповедников Российских
Их святыми молитвами да будем помилованы и мы, грешные рабы Христовы. Аминь.
Тайное монашество

Постриг в монахини: ступени, типы монашества

Желающая постричься в монахини должна пройти длительную подготовку, а именно:

  1. Побыть трудником.
  2. Затем она может стать кандидаткой в послушницы.
  3. И только потом – самой послушницей.

Быть трудником возможно каждому верующему христианину. На данном этапе человек выполняет определённую работу, помогая монастырской обители в своё свободное время.

Трудники – это не всегда послушники, у них может быть семья, мирская жизнь. А в некоторых случаях они даже получают зарплату от обители за свой труд. Но если трудник принимает решение жить при монастыре, то в обязательном порядке должен придерживаться установленных правил: не нарушать режим дня, отказаться от пагубных привычек.

Женщина, которая хочет стать монахиней, при поступлении в обитель, становится кандидаткой в послушницы. Другие сёстры знакомят её с правилами устава, а она уже сама должна для себя определить, согласна ли она вести строгую монашескую жизнь.

Интересно! В роли кандидатки в послушницы придётся пробыть около 3 лет. Но точный период времени устанавливается настоятельницей обители и старшими сёстрами.

Если под конец испытательного периода претендентка не меняет своего решения остаться при монастыре, отсутствуют какие-либо внешние препятствия – она зачисляется в послушницы. Настоятельница монастыря и сама кандидатка пишут прошение правящему архиерею. Получив благословение, сестре потребуется пройти специальный ритуал посвящения в монахини.

В современном русском православии используются три разновидности пострига в монахини:

  1. Рясофор.
  2. Малая схима (иначе мантия).
  3. Великая схима.

Чтобы постричься в первый тип – рясофор, женщине потребуется не меньше трёх лет прожить в монастыре. Правда, в отдельных случаях делаются исключения – к примеру, если кандидатка смертельно больна и жить её остаётся меньше положенного для пострига срока.

Ритуал пострига в монахини рясофор включает в себя:

  • произнесение особых молебнов;
  • обрезание волос в форме креста;
  • изменение либо оставление мирского имени;
  • облачение в специальную одежду (ряса и клобук);
  • при этом отсутствуют обеты.

Но хотя данный тип монашества не предполагает применение обетов, решение посвятить свою жизнь Богу – это уже весьма серьёзное обязательство. Рясофор – это подготовительная стадия монашества, она подобна обручению перед браком. На данном этапе женщину называют инокиня, рясофорная послушница или рясофорная монахиня. Она получает Божью благодать, а также помощь той святой личности, в честь которой её нарекли в процессе обряда.

Нужно отметить, что схема пострижения в монахини может варьироваться в зависимости от конкретной обители. Так возможно, что стадия рясофор пропускается, сразу же производится посвящение в малую схиму. А некоторые монахи на святом Афоне и вовсе принимали великую схиму без предварительной подготовки. Все люди разные, все находятся на разном уровне духовного развития, поэтому иногда делаются исключения из общих правил.

Ритуал пострижения в малую схиму – это уже начало иночества. На данном этапе, женщина должна дать обеты перед Господом, полностью отказаться от мирской жизни, ей даётся новое имя и специальное одеяние.

Обряд посвящения в великую схиму отличает особая торжественность: долго читаются различные молитвы, игумен даёт монахине свои наставления. Затем она получает новое имя и одежду, а также великий параман (особый платок с сакральной христианской символикой), куколь с аналавом. Теперь её называют схимница.

Интересно! В русском православии в великую схиму часто постригаются тяжелобольные или престарелые люди.

Обряд совершается либо непосредственно правящим архиереем, либо иными высшими чинами духовенства (игуменами, иеромонахами, архимандритами), но обязательно с его разрешения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]