Проблема «женского священства» в современном протестантизме


История вопроса о женском священстве

Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.

Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.


Женское священство запрещено в Русской Православной Церкви

  • В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
  • 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
  • В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
  • Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
  • В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
  • На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
  • Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
  • На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.

Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.

Это заявление было поддержано несколькими священниками Запада, в том числе митрополитом Сурожским Антонием (Блюмом).

Женское священство – отнятый дар?

Пусть молчат?

В Священном писании говорится, что во Христе нет «ни мужеского пола, ни женского», потому что в Церкви все чисто человеческие различия куда-то уходят. Они становятся не очень важными, не очень актуальными, как бы не системообразующими для нашей жизни во Христе. С другой стороны, тот же апостол Павел говорит: женщины в церкви пусть молчат. Если уж они такие любопытные, пусть спрашивают о том, что слышали в церковном собрании, у своих мужей, и те пусть учат их. Потому что «муж – глава жены», и этим всё сказано. Он как старший должен учить младших. Это нормальная церковная традиция, которая идёт с ветхозаветных времён и, наверное, всё-таки законным образом остаётся актуальной и в Новом завете.

Сейчас всем известно, что место женщин в церкви умалено. Хотя их очень много, они часто бывают малообразованными, а если они и хорошо образованны, то занимаются чем-то другим, часто не собственно церковным служением, не разрешением трудных духовных проблем, которые связаны с наставничеством и учительством, – с тем, что вообще обычно принадлежит в Церкви Христу и тем, кто, как иногда думают, восседает в церковном собрании как бы на месте Христа.


Источник: pxhere

А пророчицы?

Конечно, в древнейшей церкви никто на месте Христа никогда не восседал. Это место и на богослужении, и на трапезе оставляли незанятым. Но потом в церкви что-то глубоко изменилось, и уже с середины II века началась новая эпоха церковной истории, связанная с так называемой евхаристической экклезиологией, где первосвященник-архиерей стал изображать Христа на молитве. Тут как раз и рождается мужская иерархия, и на архиерея некоторые святые уже призывают смотреть чуть ли не как на Бога. Например, мы это читаем в посланиях Игнатия Богоносца второй половины II века.

Пророки и пророчицы стояли по высоте своего служения по сути выше епископов, сразу после апостолов

Однако есть основания думать, что до этого в церкви женщины занимали достойное место. Они могли даже пророчествовать – а пророки и пророчицы стояли по высоте своего служения по сути выше епископов, сразу после апостолов, – и не было разницы между пророком и пророчицей. Правда, довольно быстро, как раз к середине II века, эпоха пророков и пророчиц практически сходит на нет, и на протяжении последующих столетий пророческое служение в церкви влачит весьма жалкое существование.

Итак, что же мы имели в церковной жизни первоначально? Что же могли делать в церкви женщины, чего не могли делать мужчины, и наоборот: что могли делать мужчины, чего не могли делать женщины? Вопрос этот мучает христианскую совесть уже давно. На него существует множество ответов, и всегда в них звучит мысль, что мы этого до конца не знаем.

Равноапостольные, пресвитериды, диакониссы

Это справедливо, и всё-таки… Мужчины были апостолами, но и женщины – если не апостолами, то равноапостольными. Мы помним Нину Грузинскую, равноапостольных Елену, Ольгу, Марию Магдалину. Это значит, что проповедовать, как и пророчествовать, женщины могли наравне с мужчинами.

Позднее оказалось, что женщины могут совершать и литургические таинства, вплоть до таинства крещения и – страшно сказать – таинства причащения, и это никого не смущало. Они могли возглавлять христианские молитвенные собрания и трапезы любви – агапы, которые тоже иногда назывались таинствами. Эти женщины, которые могли быть старшими в церковном собрании, назывались пресвитеридами. Их служение – ещё одна тайна нашей церковной традиции и истории. И только в IV веке по не очень понятным причинам в какой-то из провинций Римской империи служение пресвитерид было отменено, и это как-то оказалось принято всеми.


Женское евхаристическое ночное собрание с председательствующей пресвитеридой. Фреска в римских катакомбах св. Прискиллы.

Мы знаем, что с I до X века в церкви были и диакониссы. Упоминания о них мы находим уже в священном писании Нового завета. Это значит, что совершать служение диаконии, служение милосердия, «таинство брата», одинаково могли и братья, и сёстры. И неслучайно впоследствии поставление на служение (хиротония) диаконисс совершалось в алтаре. Их облачали в священные одежды – стихарь и орарь – и причащали в этот день у престола, сразу после диаконов. Они тоже могли помогать при крещении (особенно сестёр), а может быть, в случае необходимости и сами их крестить.

Традиция или инерция?

Итак, фактически всё могли делать сёстры, и они нисколько не были ума́лены перед братьями в церкви. Единственный вопрос – могли ли они совершать собственно евхаристию, то есть таинство благодарения. Таинство причащения – могли, а вот таинство благодарения? Это вопрос спорный. В древнейших церковных книгах говорится, чтобы пророкам давали «благодарить, сколько они желают». Не сказано, правда, «пророчицам», говорится «пророкам». Но и о принципиальной разнице между пророком и пророчицей нигде не упоминается. Таким образом, прямых свидетельств о совершении женщинами таинства евхаристии, таинства благодарения нет. Правда, нет и никаких запретов по этому поводу.

Считать ли это случайностью? Может быть, это умолчание – культурная, духовная инерция. Для Ветхого завета помыслить о подобном служении женщин было трудно, даже невозможно, а в Новом завете как раз примерно до середины II века было весьма сильное иудейское влияние. А когда в церкви усилилось влияние эллинского начала благодаря вхождению в неё многих людей из языческих народов, у которых в традиции были и жрицы, то есть священницы, и пророчицы, – тут картина уже поменялась внутри церкви. В связи с зарождением в середине II века церковной иерархии уже было всё труднее себе представить, чтобы кто-то из женщин мог совершать евхаристию. Правда, во времена Тертуллиана, в конце II – начале III века, прежние женские служения как-то пытались восстановить монтанисты (не случайно основателями этого движения были именно фригийские пророчицы), но в то время это уже вызывало сопротивление в кафолической церкви, что было логично в условиях победившей евхаристической экклезиологии.

В некоторых православных церквах снова возрождены чины диаконисс и их рукоположение

Итак, мы имеем весьма интересную картину, говорящую о том, что церковная традиция, хотя и развивалась подчас противоречиво, содержит в себе огромный потенциал, касающийся служений женщин, который может быть возрождён. Уже сейчас, как вы знаете, в некоторых православных церквах снова возрождены чины диаконисс и их рукоположение, хиротония. В частности, в Александрийском патриархате. Об этом всё чаще говорят и в разных кругах других православных церквей.

Не только матушка батюшки

В церкви есть запрос на возрождение священнослужения женщин: этот огромный потенциал сил, энергии, разума и духа надо использовать лучше, чем это было в течение многих последних веков. Уже ясно всем, что женщины могут быть не только матушками батюшек, не только заниматься чёрной работой – мытьём полов и подсвечников в храме – или, в лучшем случае, быть алтарницами, если они монахини или вдовицы.


Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Источник: womensordinationcampaign.org

К слову говоря, в древней церкви «вдовицы» – это был ещё один особый чин служения женщин, обычно пожилых, одиноких. Их служение, скорее всего, было близко к диаконическому, но сейчас не очень понятно, чем же они, собственно, отличались от диаконисс. Ясно лишь, что эти служения различались, не смешивались. Может быть, эти вдовицы поддерживали одиноких женщин, стариков и воспитывали детей.

И хотя серьёзных богословских аргументов против женского священства никто не привёл, а может быть, их и не существует, но традиция – вещь упрямая

На пути возрождения женских церковных служений сейчас есть и достижения, и трудности. В XX веке возникла целая дискуссия о возрождении женского священства. Было желание включить большой потенциал христианок, сестёр, в актив церковной жизни. Хотя сама по себе идея была, может быть, и неплохой, но это священство было неверно понято, неправильно истолковано и реализовано, немного механически – по образцу служений братьев: их стали даже рукополагать как рукополагают епископов, пресвитеров и диаконов. Не была вполне учтена традиция древней церкви, и это вызвало протест – прежде всего в Православной и Римско-католической церквах, которые эту практику традиционной и оправданной не признали. И хотя серьёзных богословских аргументов против женского священства никто не привёл, а может быть, их и не существует, но традиция – вещь упрямая. На неё ссылались, и в этом была своя правда и сила.

Вспоминается, что у нас на Руси были канонизированы и некоторые княгини. Хотя это служение – быть во главе княжества или царства – история церкви женщинам тоже уступает с трудом, но всё-таки мы помним эти случаи, в том числе в истории России. Правда, что касается цариц или императриц, у нас они были довольно далеки от канонизации по качеству своей личной жизни, хотя и могли быть покровителями церкви и решать многие церковные вопросы.

Итак, мы коснулись всех самых фундаментальных аспектов церковного служения: царства, священства и пророчества. Царство сёстрам доступно, пророчество – тоже, священство – судя по всему, лишь частично. Неизвестно, что будет дальше, но пока невозможно себе представить, чтобы в Православной церкви явились епископессы или пресвитериды по образу тех священников-епископов-пресвитеров, которых мы имеем на сегодняшний день. Правда, и современный образ служения пресвитеров и епископов сильно отличается от образа их служения в древней церкви, так же как, собственно, и диаконов, и диаконисс. Сдвиги произошли колоссальные, о чём уже писали протопресвитер Николай Афанасьев, протоиерей Сергий Булгаков и другие.


В 1992 году в Евангелической Церкви Германии прошла ординация первой женщины-епископа — Марии Йепсен. Источник: episcopa.blogspot.com

Благая мутация

Если бы сейчас в церковь вошла как власть имеющая какая-то сестра-пророчица, то что мы могли бы на это возразить? Наверное, мы увидели бы, что она может проповедовать в церковном собрании, как это делают все те, кто имеет дар слова, свидетельства, как это часто делают епископы, пресвитеры, а иногда и диаконы, и миряне-мужчины. Но это могут делать и женщины, такие случаи известны. Женщина-пророчица – могла бы она сейчас возглавить церковное собрание? В каких-то особых, трудных условиях жизни – а в наше время это представить себе легко – наверняка могла бы. Она могла бы и оглашать, и крестить, и стать во главе православной общины или целого церковного братства.

Из века в век в церкви привыкли видеть на этом месте брата – епископа или старшего пресвитера

Остаётся только признать: фактически все мужские, братские служения в церкви может – точнее, могла бы – совершать и женщина, если она имеет соответствующие духовные способности и дарования. Только если речь зайдёт о евхаристии, о благодарении Бога за жертву Христову, за дарование нам в наследство Царства Небесного, если речь зайдёт о молитве над евхаристической жертвой, над евхаристическим хлебом и вином, – тут, наверное, возникли бы некоторые трудности, объективные, оправданные древней традицией – тем, что из века в век в церкви привыкли видеть на этом месте брата – епископа или старшего пресвитера.

Но мы можем себе представить и другое: что мы снова отказываемся от представления о евхаристии как жертве и, следовательно, о священстве как жречестве и восстанавливаем новозаветное царственное священство всего народа Божьего, когда единственный Первосвященник в Церкви – Христос. Тогда и сёстры как члены Народа Божьего могут восхвалять и прославлять Бога, «возвещая совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет». Могут ли они при этом благодарить Бога? Могут. Могут ли они возглавлять агапические собрания? Могут. Таким образом, если не акцентировать церковное внимание на учении об иерархическом священстве и о евхаристии как жертве, то встаёт вопрос: где то препятствие, которое мешало бы женщине приносить евхаристическую молитву Церкви и благодарить Бога за Христа – примерно так, как это отражено в евхаристической и агапической молитве, зафиксированной в древнем памятнике «Учение двенадцати апостолов»?

Один из крупнейших православных богословов XX века, профессор протопресвитер Виталий Боровой мне как-то говорил, что никаких богословских аргументов против женского священства, понятого именно как дар возглавления евхаристического собрания, действительно в православной церкви нет – есть только традиция и привычка. В наше время, когда в церкви уже давно ушла инерция иудейского ветхозаветного сознания, для которого невозможно было представить себе в храме священников-женщин, и когда уходит представление об иерархии, связанное с евхаристической экклезиологией и учением о евхаристии как жертве, можно осторожно предположить, что вопрос о полноте женского служения в церкви становится актуальным как никогда прежде.

И действительно, в случае нужды, когда, допустим, нет никакой возможности найти епископа или старейшего пресвитера для рукоположения нового предстоятеля евхаристического собрания или когда нет достойного кандидата из мужчин для поставления на служение старшего в христианской общине, то может случиться – чуть не сказал «в наших условиях коронавируса» – мутация, и то, чего в истории не было, или почти не было, может появиться. Только это нельзя делать произвольно – только потому, что кому-то захотелось поэкспериментировать, или только на основании исторических и логических выводов, пусть даже богословского порядка. Мутации могут быть дурные, вредоносные, патологические, они могут означать болезнь, иногда даже смертельную болезнь, как в случае с коронавирусом, но они могут быть и положительными, полезными для церкви и церковного народа.

Я ни в коем случае не хочу предварять какие-либо выводы, но я хочу сказать, что наша традиция подвижна и жива и что реальный подлинный потенциал сестёр-христианок – и духовный, и душевный, и разумный, и материальный, и физический – очень велик и, безусловно, ещё весь не исчерпан. В нём ещё есть свои тайны и свои нераскрытые возможности.

Материал подготовил Олег Глаголев

Почему женщина не может быть священником

Элизабет Бер-Сижель, для которой не существует богословских препятствий, опирается на утверждение, что Божий образ живет в каждом человеке независимо от пола. (Гал.3:28). Иисус был человеком в первую очередь.

  • Дух Святой не застыл в своем движении в прошлом веке, в котором были приняты церковные предания о рукоположении только мужчин, но нет табу на рукоположение дев.
  • Равноапостольные девы, реальные диакониссы известны с давних времен, святые Елена, Магдалина, Княгиня Ольга влияли на ход христианской веры. Если женщинам можно доверить быть диаконисами, почему под запретом священство.


    Святая равноапостольная княгиня Ольга

  • Образом Церкви в катакомбах рисовали Деву Марию, под покровом Которой объединено, как царственное священство, так и все люди, мужчины и женщины. Святитель Иоанн Златоуст писал, что священнослужитель — это руки и язык, предложенный для служения Христу. Чем руки христианки отличаются от мужских рук?
  • Вопрос о женской нечистоте в определенные дни был снят апостольским собором на основании Деяний, глава 15.

Слова Павла о муже, как о главе над женой (1 Кор. 11:3) можно рассматривать, как об иерархии в семье. В другом переводе глава означает источник, исток живой воды, который изливается на всех людей, независимо от национальности, пола и возраста.

Читайте о женщинах в православии:

  • Почему православным женщинам надо надевать платок
  • Можно ли женщинам ходить в храм в брюках
  • Можно ли женщине ходить в храм во время критических дней

Что говорит о человеке Библия и святые

В книге Бытие мы читаем, что Адам был создан по образу Божьему из пыли, а Еву Господь буквально творил из Своего подобия. Слово также является образом Божьим. Ценность и значимость человеческой личности не зависит от цвета кожи и половой принадлежности, Сам Христос упразднил разделение человеческого естества по признаку пола. (Гал 3:28).

В человеке есть часть Божественная и часть естественная. Святитель Григорий Нисский акцентирует наше внимание на том, что Господь создает человека по Своему образу, но в отличие от Божественной сущности человек может быть как мужчиной, так и женщиной.


В Библии нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства

Этот вопрос обсуждается в письмах преподобного Ефрема Сирина и святителя Амвросия Медиоланского, где подчеркивается об уникальности Евы, созданной из совершенного Божьего творения. Созданная из ребра Ева имеет ту же телесную природу, что и Адам, ибо в них один Источник.

В послании блаженного Августина говорится о том, что прежде своего создания Ева уже была владычицей над творениями Божьими. Однако в письмах святых подчеркивается различие полов, которое проявляется во многих моментах;

  • Ева создана из ребра уже сотворенного Адама, в этом его первенство;
  • Адам давал названия тварям, и он выбрал имя для Евы;
  • Ева названа помощницей и призвана рожать.

Святитель Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский считают, что первенство создания и завет быть покровом жены, дает мужчинам верховную власть, а первопричина лежит в грехопадении по вине Евы, но апостол Павел в Первом послании Коринфянам делает поправку о том, что эти два творения не могут существовать один без другого.

Нигде в Библии, как в Новом, так и Старом Завете нет ни одной женщины-священника. Женское служение заключалось в несении даров пророчества, как это делала Мариам, быть судьей, в то время это приравнивалось к правительству, как Девора, судья Израиля.

Постепенно женское служение угасало, остались старицы, вдовы и девы, посвятившие жизнь Спасителю. Древние диакониссы обеспечивали связь между мужской и женской частью церкви, помогая в крещении женщин, уходе за хворыми и немощными христианками, наведении порядка при уборке храма.

Не существовало какого-либо запрета на служение диаконисс, это движение само по себе исчезло за неактуальностью и ненадобностью.


В Православной церкви возрождается служение диаконисс (Финляндия)

По словам святых, истоками женского священства является не Библия, а феминистические идеи, активно процветающие на Западе. Феминистки стремятся доказать свое равенство с мужчинами в возможности выполнять мужские обязанности, утверждая, что они переросли функции жены и матери, и не всем дано играть роль берегини семейства.

Элизабет Бер-Сижель мечтает о будущем с евангельским образом христиан, достигнувших возможности свободно реализовать свои возможности, в основе ее учения лежит христианский феминизм, требующий пересмотра некоторых концепций Православной Церкви.

Святителем Епифаном Кипрским было высказано резкое обличение коллиридинской ереси, он подчеркивает тот факт, что диакониссы никогда не рукополагались в сан пресвитеров или священников.

Святоотеческие традиции не обсуждают этот вопрос, но и не снимают с повестки дня. Активно развивающееся священство женщин в протестантизме может оказывать свое влияние в будущем и на православные церкви.

Читайте о святых женщинах в православии:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой великомученицы Екатерины
  • Житие святой великомученицы Варвары

Православная Жизнь

Сегодня уже для многих является очевидным, что нынешнее мировое сообщество все больше и больше отходит от традиционных христианских ценностей.


И не просто отходит – оно активно их разрушает, предлагая взамен некий сконструированный нездоровыми умами суррогат, извлекаемый из мест очень близких к преисподней. Новые жизненные нормы и эталоны под лозунгами толерантности и всеобщего гендерного равенства усиленно продвигаются и навязываются во всех сферах деятельности современного человека. Но печальнее всего, что они проникают в религиозное сознание людей, считающих себя христианами, и постепенно начинают приживаться в отдельных христианских конфессиях. Все чаще стали предприниматься попытки по реформированию и пересмотру некоторых традиций и даже аспектов христианского учения в угоду тлетворному влиянию века сего. Различные организации и отдельные правительства, ратующие за абсолютные всесторонние равные права, и отстаивающие на самом деле интересы лишь определенных групп людей, оказывают давление на религиозную общественность и Церковь по тем вопросам, которые являются областью компетенции исключительно только религии, но никак не гражданского права.

Одной из таких тем, навязанных христианской Церкви извне, стал вопрос о женском священстве, который очень активно проталкивается в умы, как верующих, так и неверующих, со средины 60-х годов прошлого столетия, особенно после того, как ряд Евангелическо-Лютеранских Церквей Скандинавии, а затем и Англиканская Церковь Великобритании под напором светских властей подписали документы и начали осуществлять ординацию (рукоположение) женщин. Но нет ничего удивительного в том, что в странах, где Церкви имели (а в некоторых продолжают иметь до сих пор) статус государственных и управлялись либо парламентами, либо соответствующими министерствами и которые лишь недавно получили независимость в руководстве, подобные решения очень быстро воплощаются в жизнь. Например, в Швеции, где Главу Церкви назначало до 1997 года правительство, вопрос о рукоположении женщин в клир решался парламентом, принявшем еще в 1958 году соответствующий закон. Точно так же произошло и в Англии. После принятия британским парламентом законодательного акта, позволяющего возведение женщин в епископский сан, последовало одобрительное заключение Генерального Синода Англиканской Церкви. При этом невозможно не заметить ту тенденцию, которая просто кричаще бросается в глаза: как только очередная протестантская деноминация Европы или Америки узаконивает и вводит в практику женскую ординацию, очень скоро за этим следует принятие гомосексуальных «браков», их благословение и даже «венчание». Такую хронологию нетрудно проследить. И это не случайность. Все идет к тому, чтобы население (в том числе верующих христиан) приучить к мысли о том, что и женщина-священник, и содомское сожительство, и так называемое многообразие полов являются абсолютной нормой и что нет ничего особенного в том, что лесбиянка или трансгендер могут быть в составе клира. С 2009 по 2021 год диоцезом Стокгольма управляла «епископ» нетрадиционной ориентации Ева Брунне, которая, между прочим, запомнилась еще и тем, что предлагала снять кресты с церкви в порту, чтобы они не смущали последователей других религий. Религиозное сообщество, возглавляемое таким «епископом», невозможно назвать Церковью в подлинном понимании этого слова, особенно если еще учесть, что в той же Швеции, до определенного момента, стать членом Церкви можно было либо по рождению, либо по заявлению без обряда крещения. Лишь с 1996 года крещение стало обязательным условием членства, и то со многими «демократическими» оговорками. В книге «Государство и Церковь в ХХ веке» приводится интересный факт, говорящий сам за себя: в 1990-е годы среди паствы Шведской Церкви около 500 тысяч ее членов не были крещены, а некоторые из них вообще были агностиками и атеистами!

Во многих странах Западной Европы протестантские Церкви давно являются всего лишь объединениями, выполняющими либо функции государственно-коммунального органа, в ведении которого остался надзор за кладбищами, либо играют роль номинальных национальных символов. Конечно, стоит отметить, что не все христиане западных конфессий готовы мириться с таким положением вещей. Есть еще здоровые силы, выступающие против решений, которые противоречат евангельским нормам. В ноябре 2014 года, после того как глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, 50% клира которой, между прочим, составляют женщины-пасторы, публично одобрил принятый парламентом страны закон о гендерно-нейтральном браке, ее ряды в знак протеста за три дня покинуло более 13 тысяч человек. И это не единичный случай. Свое возмущение выражают и некоторые представители иерархии протестантских конфессий, – они прекрасно осознают, чем могут закончиться для христианства такие «новшества». В 2021 году довольно известная в Великобритании личность, почетный королевский капеллан, епископ Гэвин Ашенден из-за несогласия с теми «прогрессивными» переменами, которые происходят в Англиканской Церкви и разлагают паству, отказался от сана, а вскоре и вообще покинул Церковь. Однако голосов таких несогласных недостаточно, чтобы противостоять усилиям тех, кто пытается сделать из людей управляемое стадо. Западный протестантизм фактически сдался без боя и потерпел крах под напором светского общества как в вопросе женского священства, так и гендерной политики. Впрочем, этого следовало ожидать. Потому что «доктрина всеобщего священства», существующая в протестантизме, отрицает отношение к священству как к Таинству и отвергает какое бы то ни было «сакральное» различие между клириками и мирянами. Основоположник Реформации Мартин Лютер учил, что любой крестившийся верующий может считать себя уже посвященным в священники. Следовательно, с этой точки зрения принадлежность к тому или иному полу в священстве не играет никакой роли. Ведь священник в протестантизме – это обычный пастор, выполняющий роль проповедника или служителя, основной задачей которого является не сообщение человеку благодати, а проповедь и научение вере. Именно поэтому протестанты проявляют такую лояльность в отношении женских ординаций, поскольку полагают, что с такой задачей вполне может справиться образованная женщина, имеющая дар учительства и обладающая качествами хорошего администратора и руководителя. Кроме того, в протестантизме отсутствует понимание Литургии как евхаристической жертвы, приносимой священником и веры в преложение Святых Даров в Тело и Кровь Христовы.

В настоящее время взоры поборников женского священства обращены в сторону Православной и Католической Церквей, которые они обвиняют в чрезмерном консерватизме в этом вопросе и в нежелании пересмотра многовекового установления, запрещающего совершать хиротонию лиц женского пола, расценивая это, конечно же, как очередную дискриминацию и нарушение прав. Всевозможные организации феминистской и нетрадиционной направленности и те, кто их поддерживает, а также некоторые весьма «продвинутые» богословствующие их представители выступают с заявлениями, требуя от исторических Церквей определиться в этой дилемме. И речь уже не идет о восстановлении только института диаконисс, который существовал в Восточной и Западной Церквях до определенного момента, пока в этом была необходимость, а дискуссии ведутся о полноправном священстве, позволяющем женщинам осуществлять литургическое служение и принимать исповедь. Однако Православная Церковь еще две с лишним тысячи лет назад определилась в этом вопросе. Сторонники женского священства, указывая на то, что вызовы настоящего времени требуют переосмысления старых традиций, понуждают Церковь к принятию новых решений. Но в данном случае речь идет не об обычной человеческой традиции, которую можно поменять или от которой можно отказаться в угоду кому бы то ни было, а о Божественном установлении, воспринятом христианской Церковью от Самого Ее Основателя. То, что было сказано Христом в Сионской горнице в момент Тайной вечери в окружении учеников (а не учениц), невозможно отменить никакими человеческими решениями. И если в Слове Божьем нигде не говорится о том, что женщина не может быть священником, то это вовсе не значит, что можно допустить обратное. В таких основополагающих вопросах нельзя руководствоваться принципом: что не запрещено, то разрешено. При таком сомнительном подходе можно извратить все Священное Писание и Предание Церкви и довести многое до абсурда.

Для Православной Церкви, в отличие от протестантизма, характерно особое понимание священства, которое является Таинством, установленным Самим Господом. Он Сам избрал апостолов из числа Свих последователей и учеников, дав им власть научать и совершать священнодействия, послал им Святого Духа по Своем Вознесении. Православный священник совершает церковные Таинства силой Христовой, а Христос, восприявший в Себя всю полноту человеческого естества, без разделения на мужской и женский пол, тем не менее остается Мужем. Сегодня женщины осуществляют массу различных служений в Церкви, прекрасно справляясь с возложенными на них функциями, без всяких рукоположений.

По своему происхождению идея женского священства не евангельская, нет ее и в Предании Церкви. Зато она встречается в древних гностических ересях, с которыми боролась христианская Церковь еще в начале своего возникновения. Святые Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, а также Августин Блаженный упоминают в своих творениях о секте II века маркосеев, или маркосиан, основателя которой – некоего Марка, называют чародеем и предтечею антихриста. «Евхаристия» в этой секте совершалась женщинами в присутствии ее ересиарха. Святитель Епифаний пишет еще и о секте коллиридиан, на «богослужениях» которых женщинами приносилась жертва, совершалось хлебопреломление и «причащение» во имя Девы Марии. В своей работе «Против коллиридиан» он говорит: «От века никогда не священнодействовала женщина, даже сама Ева, хотя и учинила преступление, но совершать столь нечестивое дело не дерзнула; равным образом и ни одна из дочерей ее, между тем как и Авель вскоре священнодействовал Богу, и Каин…». Чуть далее он о. Прослеживая историю преемственности рукоположений от апостолов, св. Епифаний обращает внимание на то, что нигде не говорится и не упоминается, чтобы в числе епископов или пресвитеров была поставлена хотя бы одна женщина. Объясняет он и функции чина диаконисс в Церкви, которые никогда не совершали никаких священнодействий, а выполняли поручения, связанные с охранением чести женского пола, либо при крещении, либо при уходе во время болезни. Существовали в древности еще и другие еретические общины, в которых женщины не только священнодействовали, но и возглавляли их. Среди таких были, например, еще и пепузиане. Стоит обратить внимание на тот факт, что все древние ереси, в которых практиковалось женское священство, обосновывали его теми же аргументами, какими пользуются и нынешние его сторонники. Здесь и пункт о всеобщем «царственном священстве» (1 Пет. 2:9), и цитаты из Послания апостола Павла о том, что во Христе нет ни «мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), и упоминаемые в Библии места о пророческих служениях женщин. Нынешние сторонники рукоположения лиц слабого пола все время обращают внимание на то, что в святоотеческой литературе этот вопрос практически не исследован и мало обсуждался. Но и данный аргумент свидетельствует скорее против, а не за женское священство, потому что Церковь изначально усвоила тот порядок вещей, который сохраняет и доныне. И, как видим, никому, кроме еретиков, не приходило в голову это менять.

В настоящее же время «шум» вокруг вопроса о женских хиротониях активно производится феминистками. Для них признание пола является не естественной биологической данностью, а правом личного выбора. Именно поэтому они всячески стремятся к полному социальному уравниванию мужчин и женщин, не беря во внимание то, что Церковь – это не обычный социальный институт, а Богочеловеческий организм, а в онтологическом измерении – Тело Христово. И священство вовсе не должность, а жертвенное сакральное служение. Пересмотр этого вопроса может стать равносильным извращению основ христианской веры и отказу от тех свидетельств, которые мы имеем в Священном Писании и Предании, а также может полностью перечеркнуть весь исторический опыт Церкви и ее установлений в этом аспекте.

Тема женского священства – это очередное «окно Овертона», и никто не знает, что в следующий раз может проникнуть в него.

Валентина Новикова (Чернышева)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]