Почему уныние считается в православии смертным грехом


Уныние — почему это грех?


Фото: Pixabay.com
Уныние является смертным грехом неспроста. Во-первых, оно может проявлять себя в разных формах:

  1. Тоска. Яркие признаки оной зачастую выражены в лени, постоянной грусти и скуки. Наблюдается также потеря интереса ко всему вокруг и проявление желания жить в собственно созданном мире.
  2. Лень и безразличие к духовному обогащению. В этом случае проявление других смежных внешних признаков необязательно. Зачастую человек, наоборот, очень веселый и испытывает радость. Однако перестает регулярно читать священные писания, молитвы и все то, что приводит к духовному обогащению.

Однако уныние не наступает беспричинно. Зачастую ему подвергаются люди, которые не верят в Бога. Это следствие того, что в их душе духовная пустота.

Уныние – мировоззрение дьявола

Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.

Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.

Суть явления


Фото: Pixabay.com
Уныние также называют депрессией. Состоянием, когда человек находится в подавленном состоянии. И от него не застрахован никто, даже верующий. Ведь лень как таковая не единственная сторона проявления уныния, сюда же можно включить отчаяние. И если у людей, которые в Бога не верят, причиной возникновения выступает безысходность, то у верующих — духовная слабость.

Она проявляется в том, что некоторым начинает казаться, будто их молитвы никогда не будут услышаны. Сначала они перестают их читать, после медленно забывают о других священных книгах и наконец окончательно покидают церковь. Им кажется, что все бесполезно. Их одолевает лень, которая знакома многим, но в более серьезном масштабе.

Факт того, что лень является еще одной стороной уныния, признавал даже преподобный Григорий Синаит. В своих монологах ощущение уныния интерпретировалось им как та же «смерть», но в векторе духовных предметов. Он замечал, что в этом состоянии пропадает желание ходить в храм, читать молитвы и трудиться над чистотой души.

Уныние – одна из самых тяжелых страстей

«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».

Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.

У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.

Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.

Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.

Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Способы избавиться от уныния


Фото: Pixabay.com
Побороть уныние в любых его проявлениях под силу каждому, особенно если человек четко осознает природу проблемы. И лучший способ ему противостоять — начать заниматься делами.

Наглядно эффективность этого метода демонстрирует история об отце и сыне, внесенная в Отечник. Суть заключается в том, что сын должен был возделать поле, однако по пришествию на него попросту заленился. Всю неделю, которую отец отвел ему на это, он пролежал, ничего не делая. Придя в воскресенье и посмотрев, что ни один сантиметр площади не очищен, закономерно задал вопрос о причине не сделанной работы. Ей оказалось уныние, потому что сын впал в тоску, увидев как много работы нужно сделать. Отец на это ответил ему лишь тем, что если бы он ежедневно очищал хотя бы небольшой кусочек земли, то к концу недели около половины работы было сделано. После этого сын принялся за возделывание.

Эта история отлично показывает два аспекта:

  1. Уныние — проблема. Она сродни болезни, которая поглощает человека, и от нее нужно избавляться. Ни в коем случае нельзя отчаиваться и оставлять все на волю судьбы.
  2. Старания — не бесполезны. Да, сын не сможет выполнить всю работу к концу недели, однако те небольшие шаги дадут результат. И вместо не сделанной работы будет завершена половина.

Главное, что рекомендуют делать в попытках избавления, — исключить оправдания и обвинения. Первое только увеличит силу уныния, которая и без того поглощает душу. Второе же ослабит ее, потому что человек будет считать себя виноватым. Нужно принять себя. Осознать, что человек хоть и не всесильное, но не бессильное существо.

Небольшая хитрость

Преподобным Иоанном Лествичником также была предложена маленькая хитрость, благодаря который человек «обманывал» уныние. Он предлагает совсем немного утешать чрево после очередной попытки побороть лень. Действует эта хитрость также и в тех случаях, когда вследствие неудачных попыток разум затмевает гнев.

В заключение отметим, что именно подавленное состояние человека, который ничего не делает, — является грехом. Уныние здесь выступает лишь в качестве причины. Господь может снизойти к человеку, который ленится физически, потому что этот ресурс у всех ограничен. Однако душевная лень, когда человек даже не пытается бороться с негативными помыслами, делает ситуацию безвыходной.

(13 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Депрессия

Депрессия (от лат. deprimo «давить (вниз), подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония).
Обычно также присутствуют некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции.

Тяжёлые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, заторможенностью мышления и двигательной заторможенностью.

Что унываешь ты, душа моя?

Вам знакомо уныние, усталость? Когда проблемы, заботы, страхи сковывают разум и сердце?

Да, мы ищем отдыха, стараемся себя успокоить, побаловать. А что делать, когда усталость накапливается из месяца в месяц и долгожданный отдых не расслабляет?

Депрессия, стресс — не просто потеря настроения, а долговременная тяжесть, с которой нужно бороться.


Депрессия — как христиане бороться с унынием?

Стихи из Библии могут ободрить нас. Стоит только обратиться к Богу в молитве и утешительные слова «найдутся сами».

Вот пример того, как Библия рекомендует нам искать помощи и поддержки в трудные минуты. Один из вдохновляющих псалмов, когда уныние посетило наше сердце.

Псалом 41:1-5

1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых. 2 Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! 3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! 4 Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» 5 Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. (Пс.41:1-5)

Давайте посмотрим повнимательнее на слова из Библии. Псалмопевец говорил сам с собой.

Вера беседовала со страхом, надежда толковала с унынием.

Отдых: 3 способа отдохнуть в постоянно работающем мире

  • Сколько продлится эта скорбь?
  • Есть ли какое-то основание у насмешек врагов или все это пустые слова?
  • Долго ли продлится мое отлучение от торжеств и празднеств?
  • Откуда же это уныние, это неверие, это малодушное отчаянье?

Один из верующих говорил, что здесь «Давид убеждает самого себя воспрянуть духом».

Так должны поступать все, кто борется с отчаяньем.

Лучшее средство от печали — это разобраться в ее причинах.

Незнание себя лишает человека блаженства; в случае же с Давидом подобное невежество было бы сущим бедствием.

Во мраке невежества наши беды кажутся огромными; дневной же свет превращает всех чудовищ в безобидные тени.

«И что смущаешься?»

Почему мечется душа моя? Даже если я не могу праздновать субботу в храме, зачем отказывать себе в субботе сердца? Почему я возбужден, как бурное море? Почему мысли мои шумят, как уличная толпа?

Беда — не основание для уныния. Воспрянь, душа моя!

Что тяготит тебя? Будь мужественной! Печаль обратится в ликование, а уныние в безмятежность.

«Уповай на Бога»

Даже если из ящика Пандоры вылетят все возможные несчастья, на дне все равно останется надежда.

Надежда не тонет даже в бушующем море. Бог неизменен, и в Его благодати мы обретаем незыблемую надежду. Даже если вокруг ночь, день с каждой минутой все ближе. Надежда сияет нам яркими звездами на ночном небосклоне.

Светильнику надежды не нужно масла; его свет поддерживается тайными посещениями Бога, укрепляющими дух.

«Ибо я буду еще славить Его»

Воздыхания мои уступят место песням, заунывные напевы — торжественным псалмам.

Когда мы не чувствуем в сердце любви Божьей, это не значит, что ее с нами нет. Бриллиант по–прежнему у нас на груди, хотя мы и не видим его.

Надежда знает свое наследство, даже если не может прочитать завещание. Она ожидает обещанное благословение, хотя в данный момент и не видит Божьих даров.

«Спасителя моего и Бога моего»

Спасение — в благоволении Божьем, и Господь воистину призрит на нас Своим светлым лицом.

Обратите внимание: больше всего Давид жаждал увидеть улыбку Всевышнего.

Он всем сердцем желал увидеть лик Божий и знал, что это исцелит его душу, посрамит злословящих врагов и вернет ему все радости тех светлых и счастливых дней, к которым уносила его память.

Нет большей радости, чем радость видеть улыбку Господа. Этот стих разбивает цепи и сотрясает стены темницы, подобно пению Павла и Силы (Деян 16:25). Кто может в час скорби сказать эти славные слова, тот воистину победитель.

В саду надежды растут лавры будущих побед, розы приближающейся радости и лилии грядущего мира.

Давид Псалом 41:7-12

6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. 7 Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. 8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. 9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей. 10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? 11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» 12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс.41:6-12)

Самоисследование. Давид призывает самого себя к ответу за душевное уныние и дурное расположение духа.

Статья по теме: Быть позитивным. 5 советов

Укор. Давид укоряет себя за отсутствие надежды и маловерие.

Рекомендации

Рекомендации для борьбы с депрессией \ стрессом:

  1. Даже праведная душа может впадать в греховное уныние.
  2. Когда мы пребываем в унынии, мы должны разговаривать со своей душой и направлять ее к единственному истинному источнику утешения.
  3. Разговор с душой полезен лишь тогда, когда он оканчивается обращением к Богу.

Какие советы по борьбе с депрессией, стрессом можете дать вы? Как вы вдохновляете свою душу?

Истина Сегодня. Журнал — Илия. Уроки — Как Бог излечил депрессию

Подытожим

  • Если у католиков 7 смертных грехов, то у православных их 8, и последний их них — уныние (глубокая, беспробудная печаль).
  • Уныние опасно, потому что подталкивает человека к остальным смертным грехам, делает его ленивым и неспособным духовно расти, отгораживает от веры в силу Господа.
  • Помочь победить этот грех может церковь, а если опасное состояние уже переросло в депрессию, стоит обратиться еще и к психиатру.

Более подробно об остальных смертных грехах, а также демонах, «отвечающих» за каждый из них, расскажет это видео:
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Молитвы от одиночества

  • Единственный выход – постоянные молитвы и избегание одиночества.
  • Ни в коем случае не рекомендуется замыкаться в себе, а, наоборот, начать вести более активный образ жизни.
  • Посещать новые места, отдыхать на природе с друзьями, ходить в кино, театры или на выставки.

Что советуют психологи

  • Психологи сходятся в едином мнении, что избежать начинающейся депрессии можно только при спортивных занятиях и подвижном образе жизни.
  • Физические упражнения способны избавить от накопившейся негативной нагрузки на мозг, помогая стать уверенным в себе человеком.
  • Церковь, со своей стороны, призывает пустить веру в свое сердце, искренне обращаясь к Богу ежедневно со словами молитвы.

В церковных канонах для этого есть специальная молитва:

Риск суицида

Недостаточная уверенность в своих способностях, отказ от попыток улучшить положение вещей или неспособность изменить свою жизнь парализует нас с такой силой, что мы сами отказываемся от борьбы.

Если эти ощущения глубоко проникают в наш мозг, то возникает риск появления суицидальных наклонностей.

Как не унывать в трудной жизненной ситуации и научиться справляться с возникающими невзгодами, которые непонятно откуда возникают и куда уходят? А делать что-то нужно обязательно, так как в конечном итоге в нашем сознании может глубоко засесть мысль, что все предпринимаемые попытки бесполезны, и изменить ничего нельзя.

Найти причину депрессии

Перед тем, как начать избавляться от негативных эмоциональных всплесков, следует выявить причину такого положения дел.

Она может быть довольно серьезной:

  • длительная болезнь,
  • падение по карьерной лестнице,

или самой обычной:

  • ежедневная рутина на работе или дома, которая больше не радует.

Правило радости 1. Укорять себя

По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.

А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.

Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением». Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».

Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.

Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.

Правило радости 6. Радость умножается делением

«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.

Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.

Огорчение — Печаль — Скорбь — Уныние — Отчаяние

Обе страсти имеют одну причину — недовольство, раздражительность и гнев человека.

Механизм развития достаточно прост: человек чем-то становится недовольным, он печалится, раздражается, гневается. При помощи гнева из души мимолетно вымывается Божественная Благодать и все то умиротворение, которое она накопила в себе, душа опустошается, и тут же душа заполняется унынием, которое может очень быстро дойти до стадии отчаяния.

Недовольство проявляется от любви к мирскому и присутствия малодушия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]