Среди множества обвинений (действительных или надуманных) католиков к православным и православных к католикам ключевым следует считать так называемый «вопрос филиокве». По мнению православных, его формулировка противоречит учению о Троице и потому неприемлема. В чём же суть этого противоречия?
Католическая церковь готова примириться с православной?
В Символе веры, утвержденном на Четвёртом Вселенском соборе (451 год), говорится, что истинный христианин должен, среди прочего, верить «в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков». Однако на Толедском (местном) соборе в 681 году в Символ веры было сделано добавление: «…исходящего от Отца и Сына» (на латыни — Filioque). Считается, что добавление это сделали вынужденно для борьбы с популярной среди населявших тогдашнюю Испанию вестготов ересью ариан. Ариане полагали, что Иисус не был единосущен Богу Отцу, так как был Им рождён (сотворён), и, значит, занимает подчинённое положение по отношению к Нему, чем нарушался догмат о Троице. Если же принять, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, то их статус в глазах верующих (но не сведущих в теологии) прихожан уравнивался.
Разные мнения
В самих Евангелиях (впрочем, как и в других религиозных книгах) мы можем найти разные трактовки этого вопроса. В одних местах безоговорочно признаётся, что Святой Дух исходит именно от Бога Отца: «…отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). В других — что Святой Дух исходит и от самого Иисуса: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:32-33); «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26-27); «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин. 20:21-22). До сих пор по этому вопросу ведутся жаркие теологические дискуссии. Наверное, самый непротиворечивый постулат об отношениях Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа создал ещё Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан: «Дух не имеет другого источника, кроме Отца через Сына». И Символ веры в таком случае следовало бы читать, как «верую в… Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца через Сына, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков».
Что такое филиокве с точки зрения православной догматики?
Формулировка «и от Сына» (лат. Filioque, «филиокве») указывает на отношения между ипостасями Бога-Троицы — Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына. Эта формула начала распространяться в вестготской (долгое время арианской) Испании после V века и сама по себе не является проблемой с точки зрения православного богословия – она может быть истолкована приемлемым образом. Такое толкование предлагал в свое время преподобный Максим Исповедник: слова «от Отца и Сына» подчеркивают единство Отца и Сына между собой. Однако вскоре франкские богословы стали усваивать этим словам августиновский смысл – Дух исходит от Отца и Сына по самому происхождению, по началу существования, то есть и Отец и Сын — причина и источник существования Духа. С этого момента филиокве вошло в противоречие с православным учением о Троице (а соответственно, как показали позднее византийские полемисты, и с православной сотириологией — учением о спасении через обожение).
Первым против филиокве выступил патриарх Фотий в IX веке (с точки зрения догматики не имеет значения, что у полемики были также исторические причины). Его аргументы:
— При филиокве ипостасная особенность Отца изводить Духа усваивается и Сыну. Но испостасные особенности непередаваемы, они — то, что и должно различать ипостаси. Филиокве таким образом смешивает Отца и Сына («полусавелианское чудовище», криптомодализм), а Духу отводит функциональную роль связи между Отцом и Сыном, то есть ставит под сомнение реальное различие ипостасей в Троице.
Если совсем просто:
Дух исходит от Отца. Если Дух исходит еще и от Сына, значит ипостаси Отца и Сына не отличаются в этом пункте. А должны.
— Выражение «от Отца через Сына» и подобные, которые встречаются у святых отцов, следует понимать не во внутритроичном, а во внешнем по отношению к Троице, икономическом, смысле: Дух не происходит и от Сына по бытию, а посылается через Него и Им твари. Кроме того, у Фотия встречается учение о предвечном почивании Духа в Сыне (долгое время патрологи этого не замечали).
Аргументацию Фотия продолжили и развили Николай Мефонский, Никифор Влеммид, Григорий Кипрский, Григорий Палама, Иосиф Вриенний, Марк Эфесский. Кратко ее можно изложить так:
Филиокве смешивает ипостасные особенности Отца и Сына, а Духу отводит служебную роль, чем привносит в «равночестную» Троицу субординацию: Отец – первый, Сын – второй, Дух – третий, в то время как, согласно православному пониманию, Отец ни в чем не «больше» Сына и Духа кроме начала существования. Кроме того, не различая взаимоотношения ипостасей Троицы по происхождению (началу бытия) от их предвечного «симметричного» взаимообщения (через движение единой сущности) и от порядка их взаимоотношений по домостроительству, филиокве исключает в Боге и нераздельное различие сущности и энергий, а значит и обожение твари божественными энергиями.
С православной точки зрения можно выделить несколько аспектов в учении об отношении Духа к Отцу и Сыну.
Причинный аспект
(кто причина кого)
По началу существования Дух происходит от Отца – единого источника божественности (монархия Отца). В предвечных рождении Сына и извождении Духа Отец передает Им вместе с ипостасным существованием и всю полноту божества (сущность и энергии), общую для трех ипостасей. В этом смысле Отец – первый, а Сын и Дух – вторые.
Перихористический аспект
(перихорисис — др. греч. «взаимопроникновение»)
В Троице ипостаси взаимопроникают друг друга (перихорисис), они реально различны, но неразделимы. В этом смысле Дух не только в Отце, но и в Сыне.
Энергийный аспект
(см. учение Паламы о божественных энергиях)
В предвечном воссиянии (проявлении) общей сущности Божией через энергии применительно к ипостасям ничего «перво-второго» в Троице нет, но каждая ипостась – «срединная» по отношению к двум остальным. В этом смысле православная триадология предполагает симметрию ипостасей: Дух предвечно воссиявает через Сына, так же как и Сын через Духа.
Икономический аспект
(икономия — др. греч. «домостроительство», все действия Божии в отношении сотворенного мира)
При даровании твари общих божественных энергий порядок ипостасей в Троице такой – от Отца через Сына в Духе.
Христологический аспект
(что происходит в воплощении Христа)
Предвечное почивание ипостаси Духа в ипостаси Сына при воплощении Сына включает и Его человечество, «помазываемое» (Христос – Помазанник) и всецело обоживаемое всеми тремя ипостасями (в том числе и Духом).
Экклисиологический и сотириологический аспект
(значение для Церкви и нашего спасения)
В Пятидесятнице это почивание ипостаси Духа в Сыне передается со всей полнотой энергий («всецелой энергией») Церкви – Телу Христову: христиане Духом усыновляются Отцу в Сыне всецелой энергией (но кто сколько способен вместить), то есть обоживаются.
Мозаика с изображением Троицы в гостях у Авраама. Базилика Сан-Витале, Равенна. VI век.
Подготовил Алексей Зайцев для Островов
Но случилось так, как случилось.
Следует заметить, что первоначально это «толедское добавление» оставалось лишь частным случаем в латинской церкви. Главным сторонником его (опять же, с практических позиций борьбы с арианами) был император Карл Великий. Однако папа римский Лев III, пребывавший в этой должности в 795-816 годах, категорически с ним не согласился! Он приказал выбить Символ веры (без толедского добавление «филиокве») на двух (по-гречески и по-латински) серебряных пластинах и повесить их в соборном храме. Но прошло два века, и в 1014 году другой папа, Бенедикт VIII, дал указание эти таблицы снять, а во время коронации Генриха II было пропето «и Сына». С тех пор и аж до конца XX века католическая церковь, вопреки постановлению Вселенских соборов и отдельных пап, традиционно использует филиокве. Впрочем, так называемым восточнокатолическим церквям позволено читать Символ веры без этого добавления.
О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу
В редакцию портала «Православие.ру»: Уважаемая редакция! Спасибо за открытие на портале «Православие.ру» и на сайте Сретенской духовной семинарии рубрики «Приглашение к дискуссии», предоставляющей возможность высказаться по актуальным вопросам современной церковной жизни. Прошу опубликовать мою статью.
С уважением, доцент Московской духовной академии Р.М. Конь
I. Предисловие
В современном русском богословии наметилась странная тенденция ревизии догматического учения Православной Церкви под благовидным предлогом достижения христианского единства в расколотом мире. Одним из таких направлений поиска единства является попытка пересмотра отношения к римо-католическому лжеучению Филиокве (об исхождении Святого Духа «и от Сына»), осужденному Православной Церковью как ересь.
Согласно вере Православной Церкви, Святой Дух исходит от Отца, однако католики исказили эту веру, прибавив к ней ложное учение о том, что Святой Дух исходит еще «и от Сына». Эта прибавка к Символу веры на латинском языке пишется Filioque (Филиокве).
К каким трагическим духовным последствиям ведет эта ересь, мы сейчас вдаваться не будем, отметим лишь, что всякому студенту семинарии известно, что Филиокве является одним из принципиальных догматических отличий католичества от Православия. Однако некоторые современные православные богословы не оставляют попыток выдать Филиокве всего лишь за историческое недоразумение с позиций современного представления о богословии. Именно так поступает принятый во время ректорства в Московской духовной академии архиепископа Амвросия (Ермакова) (ныне ректор Сретенской духовной семинарии) Олег Давыдов, доселе никому не известный, но в 2021 году занявший на кафедре богословия МДА должность профессора и считающий себя специалистом в области православного богословия, при том что он не имеет даже семинарского образования, а его зачисление на работу в МДА противоречило требованиям «Положения об ученых званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви» Учебного Комитета РПЦ[1]. Удивительно, что О. Давыдов принят в МДА без прохождения конкурса на кафедре, а прот. П. Великанов выдвинул его кандидатуру на голосование на Ученом совете МДА, представив дело так, будто О. Давыдов прошел конкурс. Все это говорит о том, что тогдашнее руководство МДА во главе с уважаемым архиепископом Амвросием было весьма заинтересовано в кандидатуре этого преподавателя.
Но, как оказалось, рамками одной лишь Духовной академии деятельность О. Давыдова не ограничивается, и с недавних пор он входит в редколлегию издательства Сретенской духовной семинарии «Среда», в котором будет издаваться научно-богословская литература, исследования отечественных и зарубежных богословов, философов и историков.
Что же, исповеднический путь православных святых, вступивших в борьбу с лжеучением Филиокве вплоть до мученической кончины, всего лишь «традиция раздора»?
Олег Давыдов изложил свои взгляды по вопросу Филиокве в статье «Традиция раздора»[2], изданной в 2021 году. Далее по тексту речь пойдет именно об этой статье. Из названия статьи и ее содержания подспудно следует, что исповеднический путь православных святых, вступивших в борьбу с лжеучением Филиокве вплоть до мученической кончины, является всего лишь «традицией раздора», а не залогом Истины, мира и единства.
Такое название статьи в принципе провокационно. Вспоминая подвиг мучеников и исповедников за православную веру в день памяти всех святых, который Церковь отмечала в недавнее воскресенье 14 июня, видно, что подобные оценки ведут к отрицанию и попранию их подвига, а значит – и самого праздника. На следующий день после памяти всех святых – 15 июня 2021 года – выпал день рождения протопресвитера Гавриила Костельника, мученически положившего свою жизнь в борьбе с католическими лжеучениями, в том числе и с вышеупомянутым Филиокве, чтобы привести отпавших от Православия униатов обратно в Церковь.
II. Давыдов не признаёт учение Вселенских Соборов о Святом Духе догматическим и богословским
Ссылаясь на неприемлемое с православной точки зрения мнение прот. Сергия Булгакова по вопросу Филиокве, Давыдов пишет:
«Отец Сергий Булгаков в своих блестящих трудах, в первую очередь в книге “Утешитель”, демонстрирует прекрасное знание католической мысли и учения, которым во многих случаях дает обоснованную и тонкую критику с православных позиций. Однако в этом тексте он убедительно показывает, что вопрос о филиокве, как он сложился и существует по сей день, не был и не является ни богословским, ни догматическим. Несмотря на широко известное наличие действительно спорных теологуменов Булгакова, в данном случае следует признать его правоту».
Итак, профессор МДА О. Давыдов в полном единодушии с прот. Сергием Булгаковым противопоставляет себя всем церковным Соборам и согласным с Соборами по этому вопросу святым отцам и считает, что вопрос Филиокве не является богословским и догматическим. Православная Церковь, в отличие от О. Давыдова, на протяжении многих веков спора о Филиокве считала иначе и выразила это во множестве святоотеческих творений и церковных постановлений.
Оценка учению Филиокве была дана, в частности, в документе под названием: «Окружное послание Восточных Патриархов о Православной вере» 1848 г.:
«Единая, святая, соборная и апостольская Церковь следуя святым отцам… возвещает соборне, что cиe нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, – еретики… составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви — беззаконно».
Олег Давыдов, развивая свою мысль, полагает, что в учении о Святом Духе
«обе версии («с филиокве» и «без») являются догматическим недоразумением, которое исходит из мнимой проблемы, заключающейся в неразличении исхождения и происхождения Духа Отцом», и «произошло это отчасти по недоразумению, отчасти по причине неразработанности специфического языка».
И далее О. Давыдов пишет:
«Свидетельством этой незаконченности и принципиальной открытости учения можно считать то, что не было ни одного Вселенского собора, который выработал бы и утвердил как общеобязательный догмат о Святом Духе. Произошло же то, что Запад и Восток возвели ограниченные теологумены в ранг абсолютных догматов, соответственно, взаимно заклеймив как ересь все иные теологумены, и сделано это было в полемических целях».
Таким образом О. Давыдов отрицает и попирает решения II Вселенского Собора 381 года, где были анафематствованы духоборцы-македониане, а в Символ веры было внесено вероучительное исповедание Духа Святого с точным указанием, от Кого Он исходит. По-видимому, О. Давыдову эти истины просто неизвестны или они для него ничего не значат. Однако же святые отцы, полемизировавшие против ереси Филиокве, ссылались именно на богословие II Вселенского Собора по данному вопросу (см. «Окружное послание Восточным Патриархам» свт. Фотия Константинопольского).
Невзирая на указанные определения Соборов, Давыдов считает, что тема Филиокве «не получила удовлетворительного результата в прежние времена», а потому требует и предполагает «совершенно иные средства и образ творчества, открытый диалог как между богословскими традициями, так и между ними и современной философией». Другими словами, Церковь, которая хранит Божественное Откровение, не способна дать ответ на вопрошание еретиков.
III. О. Давыдов выступает против православного богословского принципа «согласие отцов»
Олег Давыдов признает, что Филиокве признано церковными Соборами ересью и существует обширная святоотеческая литература, осуждающая Филиокве как ересь. Тем не менее он игнорирует и решения Вселенских Соборов, и труды святых отцов на субъективном предположении, что
принцип «согласия отцов» – это всего лишь «искусственная концепция… которая является скорей инструментом идеологии, чем плодом напряженного богословского творчества».
Высказывания О. Давыдова показывают, что он или не замечает, что противоречит сам себе, или не понимает, о чем пишет. Ведь определения Вселенских Соборов являют это «согласие отцов», лаконично выраженное IV Вселенским Собором 451 г. формулой:
«Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать…».
В Деяниях V Вселенского Собора 553 г. выражен тот же принцип:
«Не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно предварительно будет найдено согласным с православной верой святых отцов»[3].
Этому принципу следовали все святые отцы, например прп. Максим Исповедник, который стремился «пребывать полностью в благочестии и не отступать от учения отцов». Он постоянно утверждает:
- «я как научен, так и мыслю, и верю, и от отцов воспринял, так и говорю»
- и «я от себя вообще ничего не скажу, а чему научился у отцов, то и говорю, ничуть не изменяя их учения об этих вещах»[4].
IV. Полемика святых отцов с ересью Филиокве для О. Давыдова есть «морально сомнительный» «фарисейский буквализм»
Выходит, что О. Давыдову оказывается невыносимо тесно в святоотеческом Предании, и поскольку оно его обличает, а аргументов против этого у него нет, то он «согласие отцов» по вопросу Филиокве подвергает уничижительной критике.
По его мнению,
история «дебатов о Св. Духе свидетельствует о том, что фарисейский буквализм, полемический задор и апологетическая горячность гораздо чаще выступают движущими мотивами любой из сторон диалога».
А богословие святых отцов «эстетически безвкусно, интеллектуально бесплодно и морально сомнительно» и традиционно банально, а богословские споры об Истине – это «столкновения гордынь» и за редким исключением «орудие схизматического духа»…
Видно, что О. Давыдову невыносимо тесно в святоотеческом Предании
Получается, по Давыдову, что святыми отцами руководила не апостольская заповедь «храни переданное тебе» (1 Тим. 6: 20) и наставление, данное верным в лице апостола Тимофея: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 1–2), а человеческие страсти, поэтому исповедники веры, по Давыдову, – это люди, проникнутые схизматическим духом.
Однако Давыдов счел возможным обойти апостольскую заповедь и «фарисейский буквализм», как он именует учение святых отцов, с помощью богословского «гения» прот. Сергия Булгакова и личного догматического волюнтаризма.
V. Догматический и литургический волюнтаризм
Поскольку богословие Церкви и святых отцов в глазах О. Давыдова безнадежно негодно, то молодой реформатор церковной веры призывает игнорировать Филиокве как ересь на уровне литургическом и церковно-практическом и по сути предлагает переступить через веру в Единую Святую Православную Церковь:
«В литургической и евхаристической жизни общин, как католических, так и православных, совершенно невозможно найти различия, о которых можно было бы сказать прямо, что они зависят от приверженности к различным теологуменам. Именно это “низовое единство” представляется тем основанием, на котором возрастет иная, неапологетическая пневматология, допускающая разномыслия, но не взыскующая тоталитарного единомыслия».
О. Давыдов не знает, что каноны запрещают общение с еретиками в молитве и Таинствах? Или эти каноны для него ничтожны?
По всей видимости, отсутствие базового семинарского образования и протекция уважаемого архиепископа Амвросия (Ермакова), прот. П. Великанова и ряда других лиц придало богословскому невежеству О. Давыдова в элементарных вопросах семинарского курса ощущение полной безнаказанности. Видимо, он не знает, что каноны запрещают общение с еретиками в молитве и Таинствах на основании отсутствия единомыслия в вопросах веры. Или он сделал это сознательно и эти каноны для него ничтожны?
Собственно, весь посыл нового профессора МДА Давыдова заключается в том, чтобы создать такую пневматологию, которая смешивает истину с ересью и выдать это за христианское учение о Святом Духе.
VI. О разрушительных последствиях для Церкви от принятия учения О. Давыдова
Подобные попытки оправдать Филиокве ведут к неприемлемым для Православия выводам.
Так, православный богослов епископ Николай Мефонский еще в XII веке по этому поводу ярко писал:
«“Да что же нелепого, когда мы говорим, что Дух исходит и от Сына?” – Нелепостей много, и весьма больших.
Во-первых, евангельская проповедь извращается и искажаются определения отцов.
Во-вторых, отбрасывать дошедшее до нас от отцов божественное наследие и извращать веру есть то же, что чуждаться общения с отцами и сверх того навлекать на себя изреченные ими, по изволению Божию, проклятия на дерзающих делать нововведения в вере.
В-третьих, новая прибавка, делая исповедание святых несовершенным, дает понять, что напрасно страдали все мученики, подвизались подвижники, священнодействовали священники, да и сами самовидцы и слуги Слова напрасно проповедовали.
В-четвертых, мысль изобрести нечто большее против богоносных учителей отменяет изречение Господа: “Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его” (Мф. 10: 25).
В-пятых, тогда как Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос изрек богословскую истину, что Дух исходит от Отца, дерзать вводить какую-нибудь прибавку чего бы то ни было от себя к богословию, как будто только теперь из западных стран появился другой, более ясный учитель и точнейший испытатель Божества, чем единый, первый и единственный Наставник наш и учитель Иисус Христос, с Востока воссиявший, по пророку (ср.: Зах. 3: 8; Ис. 41: 2–29), – есть признак, не знаю, какой наглости и безумства.
В-шестых, новый сей догмат покушается разорвать и разделить единое Тело Церкви Христовой, прекрасно авленное и соединенное Духом (Кол. 2: 19), так как вводит странное и необычное речение, недостойное Духа, какого не слышали и никогда не услышат истинные чада Христовы, наученные слушать гласа Самого только Христа, хотя бы, казалось, шире врат ада зияла бездна, грозящая похитить и поглотить апостольские престолы и возобладать над Церковью.
В-седьмых, возобновляя отринутые, отверженные и изобличенные ереси Ария и Савеллия, Евномия и Македония, это учение покушается то сливать троичность, то разделять неразделимое и неслиянное. Ибо сливает свойства Отца и Сына и отсекает Духа Святого от всей полноты Божества. Вот причины, по которым я отвергаю новизну!»[5].
VII. Выводы
В связи с вышеизложенным учением О. Давыдова возникают вопросы:
- Какой вере новый профессор кафедры богословия МДА О. Давыдов научит студентов – будущих священников? Православию или католической ереси Филиокве?
- Зачем он это делает?
- На каких основаниях О. Давыдов, считающий антитринитарную ересь не догматическим вопросом, преподает в Академии у Троицы?
- На каком основании уважаемым архиепископом Амвросием и прот. П. Великановым принят на работу в МДА человек, о котором было заранее известно как о проповедующем еретические идеи, ибо его статья «Традиция раздора» вышла в 2021 году, то есть еще за два года до зачисления его в штат Академии в 2021 году?
- На каком основании уважаемым архиепископом Амвросием принят в МДА, да еще и сразу на профессорскую должность (!) по богословской, то есть профильной для МДА дисциплине, человек, не имеющий, согласно требованиям «Положения об ученых званиях и штатных должностях в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви»[6] Учебного Комитета РПЦ, высшего богословского образования?
Совсем недавно (17.06.2020) на телеканале «Спас» архиепископ Амвросий печалился об отсутствии в Церкви специалистов для подготовки будущих священников. Если ректор Сретенской семинарии вел речь именно о таких специалистах, как поддерживаемый им О. Давыдов, то, перефразируя известную поговорку, можно сказать: с такими специалистами не надо и врагов, чтобы развалить Церковь изнутри.
На пороге изменений
А вот 2000 год начался с сенсации. 6 августа католической церковью была опубликована декларация Dominus Jesus («Господь Иисус»), автором которой был кардинал Йозеф Ратцингер (с 19 апреля 2005 года по 28 февраля 2013 года — папа Бенедикт XVI). В ней во втором абзаце первой части приводится текст Символа веры в редакции без филиокве: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas» («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»). Возможно, со стороны римской курии это был пробный камень для налаживания диалога с православной церковью? Но реакции православной церкви не последовало…
Журнал: Загадки истории №26, июнь 2021 года Рубрика: Версия Автор: Андрей Подволоцкий
Метки: Загадки истории, католицизм, церковь, православие, христианство, вера, арианство, филиокве, догмат, Троица
- Назад
- Вперед
Конспект лекции «о филиокве»
диакон Андрей
Владимир Николаевич Лосский: «Историк не имеет право диктовать богослову». При желании, если «выхватить» из патристического богословия несколько цитат, то вполне можно найти те, которые будут свидетельствовать в пользу филиокве.
Тем не менее, мы не можем это принять как мнение Церкви. Любые богословские тезисы выдвигаются по нужде. Церковная мысль реакционна! Сначала возникает неправильное учение, потом ответ на него. Церковь сама не ставила проблем! Что из этого следует. Духовный опыт жизни во Христе самоидентичен во все века. Но опыт «ословесивает» себя постепенно.
По мере того, как какая-то часть церковной практики, церковной жизни попадает в фокус внимания, она приобретает какие-то канонические черты. Пример – иконопочитание. Христианские изображения известны как минимум с 80 гг. По Р.Х. До 7 века – очень много изображений. Причем явная тенденция к увеличению количества изображений. В то же время, если мы обратимся к текстам, убедимся, что очень мало текстов, говорящих о пользе иконопочитания. Есть несколько авторов, резко протестующих против живописных изображений. Известны несколько текстов церковных авторов, которые описывают, что «у нас это есть», но нет ни одного текста, который бы защищал иконопочитание. И только в эпоху иконоборческих соборов эта практика стала предметом богословского обсуждения. Только тогда церковный разум задумался, а что мы делаем, когда творим икону или творим молитву пред иконою.
Представьте себе, что в этом здании появляется священник, который хочет сдать догматическое богословие. Сельский батюшка. В его селе книжек мало. И поэтому он однажды побывал в Петербурге и купил несколько книг святых Отцов и по ним готовился к экзаменам. Купил то, что было в продаже. Григория Богослова не было. И Афанасия Великого не было. А были книги Иринея Лионского и Иустина Философа. И ему достается вопрос о Тринитарном догмате. И батюшка начнет отвечать точными цитатами из Иринея Лионского и Иустина Философа. Какую оценку он получит? Два балла. И хорошо еще, чтобы преподаватель рапорт архиерею не написал. «Владыка, у вас тут такой еретик завелся! Чистейший арианин». В чем проблема? Не были они арианами. Но контекст размышления о Боге, о Троице, о Христе, в котором вращалась мысль 2–3 столетий был совершенно не тот, как контекст 4 века. Поэтому формулировки этих отцов об отношении Отца и Сына очень приблизительны. И глубокой ошибкой было бы считать, что именно в этих формулировках выражается суть церковного понимания тайны Троицы.
Просто тогда проблемы эти не были в центре внимания. На периферии эти проблемы тогда находились. Отцов 2–3 вв. не это интересовало. Они краем глаза на это смотрели и поэтому смутно об этом писали. В 4 веке надо было внимательно присмотреться. И даны были другие ответы.
То же самое и с филиокве. Этот вопрос всерьез встал только начиная с 9 века. И поэтому мнения богословов до этого времени, времени серьезного анализа этой проблемы, имеют авторитет не больший, чем мнения Иустина Философа и Иринея Лионского об отношениях Отца и Сына. Это и имел в виду В. Лосский, когда сказал: «Историк не должен диктовать богослову». Защитники католичества и будут вам приводить цитаты из раннехристианских писателей как будто бы в пользу филиокве! Вот тут и надо быть осторожными. Богословие никогда не сводится к цитатничеству. Совсем не достаточно привести вовремя нужную цитату. Нет. Надо понять и смысл ее, и смысл самой проблемы. Почему все-таки проблема филиокве так важна. Что различает православную церковь и католиков? Перечислим основные догматы.
Вопрос о папском примате. Имеет отношение к пониманию Святого Духа? Самое непосредственное! Христос, возносясь, сказал: «Не оставлю вас сиротами. Дам вам иного Утешителя». Кого Он имел в виду? Римского папу? Кого Христос оставил вместо Себя в Церкви? Святой Дух или римского епископа? Оказывается, вопрос о папском примате в Церкви есть вопрос пневматологический. Святым Духом живет и управляется Церковь, или же неким администратором ватиканского холма?
В Литургии в чем главная разница между православной традицией и латинской? Эпиклезис. Призывание Святаго Духа на дары. «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия». Поразительная вещь!
Какие бы вопросы, разнящие православие и католичество мы не брали, везде у католиков умаление Святаго Духа.
Догмат непорочного зачатия Девы Марии. Что это означает. Что Святая Дева лишается участия в Пятидесятнице по большому счету. Оказывается, Она была освящена еще до рождения. Личный подвиг Пресвятой Девы, привлекающий наитие Святаго Духа, здесь отстраняется.
Можно вспомнить понимание первородного греха. С точки зрения католиков человек нарушил волю Бога и Бог с тех пор на человека гневается. Юридическое понимание. Православное понимание: человек оказался обезбожен. Оказывается, в православной антропологии человек может быть вполне человеком если он «пропитан» Святым Духом. Облагодатствован. А без этого мы все инвалиды. Адам, согрешив, отгнал от себя Духа Святаго. И поэтому мы оказались такими инвалидами, наследственными инвалидами. С точки зрения католичества, благодать есть некая корона, которая налагается извне. А если человек согрешил, корона снимается. Т.е. что такое человек в перспективе католической антропологии? Адам был возведен в звание ефрейтора, согрешил, лычку с него сорвали. Человек прежний. Внутри него ничего не изменилось. С точки зрения православия все не так. Человек задыхается вне Бога. Болеет вне Бога. В нем начинаются страшные мутации.
Живопись возьмем. Разница иконы и картины понятна. Это опять вопрос о действии Святого Духа. Икона являет человека, преображенного этой благодатью. А на картинах католических мы видим, что Святой Дух как «тарелочка» такая летает над человеком. А человек остается прежним.
Мистику сопоставим православную и католическую. И тоже увидим, что те состояния души, которые в католичестве расцениваются как благодатные, как открывающие присутствие Святого Духа, с точки зрения православной аскетики есть не более чем чисто человеческие, душевные переживания, психические, сексуальные иногда…
Таинства. Кто совершает таинства с точки зрения католического богословия? Священник. Я, властью мне данной, делаю то-то». С точки зрения православной, кто совершает таинства? Дух Святой. А священник – он священнослужитель, он служит таинству. А не совершает таинство.
Что ни возьмем, везде обнаружим умаление Святого Духа. Почему? Трудно сказать. Я не могу сейчас рационально объяснить. Как это связано. Но такие связи есть. Потому что Церковь – живой организм. Повреди где-то одну ткань, один орган, начнут страдать остальные. Хотя, может быть, сразу этого объяснить нельзя будет.
А теперь присмотримся к самому филиокве и посмотрим, что же в этом догмате находится такого, что с точки зрения православного богословия является просто кощунственным. Свят. Фотий, константинопольский Патриарх, который и начал полемику с латинскими богословами по этому поводу, сказал так: «В человеке я вижу тайну богословия». Это очень важные слова. Потому что что бы мы ни говорили о Боге, мы это говорим о человеке. Св. Василий Великий однажды так и сказал. “Какое представление о различении ипостасей и природы ты приобрел в себе самом, перенеси на Бога, и не согрешишь”. И обратное. Как мы понимаем ипостаси Троицы, так мы понимаем ипостаси людей. Поэтому разговор о филиокве, это не только разговор об отвлеченных материях богословия. Это тот вопрос, из которого будет следовать разница даже в политике. И это я попробую показать. Потому что от этого разнится отношение к человеку и восприятие человека.
Тезис: юридизм западной культуры.
Комментарий. Все началось с этого. Скажите пожалуйста. Вы занимаетесь изучением права. Что регулирует право? Отношения между людьми. Право регулирует внутренний мир человека? Нет. Только внешние отношения. Отсюда родился принцип, который лег в основу всей западной культуры. Определение личности. «Персона эст релацио». Личность есть отношение. Принцип, который был впервые сформулирован (Буа Эссе?) христианским латинским писателем 5 века. Затем был воспринят Фомой Аквинским.
Прежде чем идти дальше, несколько слов о терминах. Что означает слово «ипостась»? Чисто этимологически? История слова? Дохристианская история не знает слова, которое бы соответствовало современному понятию слова «личность». Те слова, которыми обозначался человек, отдельный, индивидуальный человек, в греческом и латинском языках дохристианских имели совершенно другой смысл. Например, слово ипостась. (На русский буквально – «подлежащее»). Скажем, в септуагинте «ипостась» означает фундамент, основание храма. Под ипостасью имеется в виду некое конкретное существование. О чем идет речь. Аристотель описывает эти понятия. У него два очень важных термина. Природа – как таковая. Вот есть стулья. Сто стульев стоит в этом зале. Вот есть некая природа стула. То, благодаря чему мы этот предмет называем стулом. А вот есть отличия. Что отличает один стул от другого. Вот он поцарапан. Что-то нарисовано… Вот это будет ипостась этого стула. То есть некоторые черты, по которым этот стул можно отличить от его соседа. Дальше. Слово «ипостась» имеет отношение к такой философской проблеме. Часть и целое. Возьмем котенка. Котенок состоит из частей? И да, и нет. Смотрите в чем проблема. Берем котенка за ухо. Ухо, это котенок? Хвостик, это котенок? Усики его сами по себе? Представьте, что взяли котенка, разобрали его на запчасти, все лежит у нас на столе. Берем каждую часть по отдельности, говорим. Котенок? Нет. Котенок? Нет. А где котенок? Если ни в одной из частей котенка нет. Вот это есть проблема части и целого. Целое вроде бы состоит из частей, и в то же время, взяли все части, сгребли в одну кучу – все части на месте – не мяукает. Почему? Значит, целое есть не просто совокупность частей. Целое есть что-то неуловимое. Что в руки взять нельзя, но что оформляет, одушевляет все эти части в некое единство. Вот это тоже один из смыслов аристотелевского понимания ипостаси. Вновь повторим. Греческий язык применяет слово «ипостась» в качестве подставки, фундамента и т.д. Поэтому у котенка есть ипостась. У этого стула есть ипостась. У любого сложного тела есть ипостась, которая оформляет все его части, берет, собирает, некая идея вещи, которая держит все это.
Было в греческом языке еще другое слово. Просопон. Приставка «прос» – «через» или «к». «оп» – корень – «видеть», оптика. Буквально означало «маска». Маска актера античного театра. Просопон означает маска, личина. Это то, благодаря чему один человек отличается от другого человека. Физиономия его, грубо говоря. Просопон. Это очень важно понять. Гомер, например, пишет так: когда Ахилл смеялся, он устрашал врагов своими просопонами. В русском переводе «зраками». Гримассами. Это то, по чему одного человека можно отличить от другого. Просопон.
А в латинском языке были свои слова. Индивидуум. Это точная калька греческого слова «атомон» – атом. Неделимый. Вот котенок – неделимый, потому что разделить котенка немыслимо. Стул – тоже. Потому что если вы стул разберете на части, стула не будет. Было слово «субстанция» – точная калька слова «ипостась». И, наконец, слово «персона». По русски переводили «парсуна». В 17 веке. Это тоже маска. Только какой здесь корень? Сонум. Звук. Через – сонум – звук. Дело в том. что в античном театре маска выполняла роль резонатора, она усиливала звук. И поэтому тоже называлась персона. Звучащая через. Через маску звучал голос. Это важно понять.
Итак, когда настала пора христианству в привычном языке выражать свою тайну, тайну личности, восток и запад сделали разные выборы. Восточнохристианские мыслители для обозначения личности избрали термин «ипостась». Западные писатели – избрали термин «персона». Или «просопон». И это была огромная разница. В 20 веке написал Лев Карсавин. «Мне – говорит – искренне жаль моих западных коллег, которые вместо слова ипостась или личность должны пользоваться термином «харя». Потому что действительно маска и есть некая «харя».
Так вот. Что произошло дальше. «Персона эст релацио». То есть то, что во мне внешнего – обращено к другому. В Ветхом Завете есть такая фраза. «Человек смотрит на лица, Бог взирает на сердца». Вот это и есть разница между «персоной» и «ипостасью». Ипостась – это нечто глубоко спрятанное, основа, подставка, то что глубоко-глубоко. На языке Библии ипостась – это сердце. Что-то глубоко спрятанное, потаенное. Персона – напротив. То, что максимально явленно, открыто. И вот из этого уже дальше произрастет филиоквизм.
Личность – это отношение. Кстати, что из этого следует? Что если человек это его отношения с другими людьми, отсюда и рождается пафос власти в западном обществе. Потому что отсюда рождается идея: а если изменить способ взаимоотношений между людьми, тогда появится новый человек, новое человечество. Вот отсюда марксизм возникает. Отсюда возникает идеал инквизиции. Если наши люди придут к власти. С помощью законов, своих законов они изменят ткань социальных отношений, и в результате возникнет новый человек.
Путь православный, какой? Менять ипостасность! Сердце человека изменить сначала. И из измененного сердца будут истекать другие отношения между людьми. Пафос западной цивилизации – от католиков до марксистов, другой. Прийти к власти, создать новые отношения, и в этих новых отношениях возникнут новые сердца. Отсюда знаменитый тезис Маркса: сущность человека есть совокупность общественных отношений. Это из Фомы Аквинского все идет! И не случайно Томас Мор – основатель утопического социализма, святой католической церкви, это все связано.
Так вот. Если личность есть отношение, тогда возникает знаменитый тезис, который знаком многим из вас. Потому что иногда даже православные богословы не подумавши эту формулу употребляют. «Святой Дух, это отношение любви, связующее Отца и Сына». Красивая формула. Но чудовищная. Потому что она означает, что Святой Дух сводится к функции. К отношению. Он лишается ипостасности. Именно ипостасности, личности здесь нет, а есть только функция. А они это говорят и о Сыне тоже! И Сын есть отношение! Вот в чем разница.
Православное богословие утверждает, что Личности Божества выше, чем Божественная Природа. Католическая мысль утверждает обратное. «В Божественной Природе возникают Божественные Ипостаси». Православная формула такая, по формуле Григория Богослова: «Из Ипостаси Отца вытекает Божественная Природа. Кроме того Отец рождает Сына и изводит Дух, дает им всю полноту своей Божественной Природы». То есть первична Ипостась Отца. Она выше Божественной природы. Из Ипостаси Отца все истекает, и Он разделяет Свою Божественную Природу, не деля Ее, а давая соучаствовать в Ней Сыну и Духу.
Прежде чем мы пойдем дальше, надо еще с этими терминами повозиться. Попробуем в себе самих понять, что такое ипостась и природа, а потом о Боге будем говорить. В себе самих вы понимаете, что такое личность, или нет? Точно понимаете? Я бы сказал так. Понять это может быть и можно. Выразить невозможно. Это тот случай, когда как собака: все понимает и молчит. Вот так и богослов на самом деле. Он кое-что понимает, но все равно молчит. Но попробуем это выразить так. Вот три основные категории я попробую ввести: природа, индивидуальность, личность.
Природа человека: каждый из нас является человеком. Это означает, что в каждом из нас есть некоторые специфические свойства, которые отличают нас от тех стульев, на которых мы сидим. Вот то, что отличает человека от животных, или от ангелов, от камней, стульев, это и есть человеческая природа, человеческая сущность. Но. Тем не менее, хотя все мы человеки, все мы разные. Вот индивидуальность, это то, чем мы отличаемся друг от друга. Что такое индивидуальность? Скажу такую формулу. Индивидуальность – это мера явленности природы в данном человеке. Можно сказать иначе. Каждый из нас индивидуален в той степени, в какой неполноценен. Поясняю. Представьте себе, что мы составляем некую психологическую карту для некоего нашего собрата. Вот нас интересует раб Божий Иоанн. И мы строим график. Систему координат. По горизонтали откладываем качества, которые измеряем. А по вертикальной оси количественные показатели. Скажем, в процентах. Теперь нас интересует: раб Божий Иоанн в какой мере является разумным существом? Предположим, степень его интеллектуального развития – 60%. Что это означает? Можно сказать, что на 60% он гений, а можно сказать, что на 40% он идиот. И то и другое будет по своему справедливо. Далее. Нас интересует его эстетическое развитие. Мужик, чего с него взять, понятно, что эстетика у него, скажем, на 20%. Религиозное его развитие нас интересует. Но тут вопрос, до какого курса семинарии он доучился. И если, не приведи Господь, до 4 курса доучился, то религиозность на уровне 10%. Я полагаю так… Построили такой график. Нас интересуют этические качества – предположим на уровне 30%. Возьмем другого. Раба Божия Татиана. Ну интеллектуальное развитие выше 40% быть не может – женщина все таки. Религиозное развитие может быть даже выше, это бич церкви – женская религиозность, предположим, у нее на 80 зашкаливает, эстетическое на 82%, без Бортнянского или Чайковского спать не ложится, этические качества – посплетничать любит, поэтому 30% дадим. Получается такой график. И у каждого он свой. Вот нет такого человека, который на 100% был бы человеком! На 100% талантлив во всем. Только один Человек такой был. Всечеловек. Эссе хомо. Иисус из Назарета. Только один был талантлив во всем. Все остальные мы – обломки Христа, обломки Адама. У каждого из нас своя история болезни. Помните, у Толстого, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему». Так и у нас. Каждый несчастлив по-своему. И это и есть индивидуальная характеристика. Так вот, поэтому в некотором смысле индивидуальность есть мера ущербности природы нашей. Если бы мы все были вполне людьми, мы были бы неотличимы друг от друга. Вполне людьми. Но мы лишь частично люди. Поэтому у нас у каждого своя история болезни и вы знаете, что даже по пломбе во рту можно идентифицировать человека.
Однако смотрите. Вот мы берем некую черточку, которая в этом человеке индивидуальна. Предположим. Едете вы в метро и у вас в кармане гордый студенческий билет Санкт-Петербургских духовных школ. Вот, это точно, это ваша индивидуальная черта, которая вас отличает от всех остальных пассажиров этого вагона метро. Но когда вы вошли в семинарию, это продолжает быть вашей индивидуальной чертой? В этом здании? Нет. Что я хочу этим сказать. Индивидуальная черта всегда повторима. Индивидуальность – это не личность. Любая индивидуальность повторяема. И напротив, если мы видим в некоем человеке какую-то черточку, которая повторяется в другом, значит, это не личностная черта, а индивидуальная. А что такое личность? А личность – это тот субъект, то «я», которое владеет всеми этими черточками. То есть я говорю так. Природа отвечает на вопрос «что». Индивидуальность отвечает на вопрос «как». Личность отвечает на вопрос «кто». Смотрите. Вот бумажка у меня в руках. Поставим вопрос. Что держит бумажку? Ответ какой будет? Рука. Ставим вопрос: кто держит бумажку? Ответ какой будет? Можно ответить – «палец» на этот вопрос? Нет. Нужно назвать имя. Или личное местоимение. Так вот. Личность – выше всех качеств. Личность владеет качествами.
Теперь надо будет обратиться к учению Максима Исповедника. Учение о двух волях Максима Исповедника знаете? Две воли, которые есть в каждом человеке. «Фелима физике» – природная воля и «фелима гномике» – личная воля или проэрисес. Личная воля или произволение. Что это такое. В каждом из нас постоянно заседает некий парламент. Скажем, наступает вечер. И в человеческой душе начинается гвалт. Разные фракции требуют своего. Например, фракция головы говорит: “Нужно пойти в библиотеку, почитать что-нибудь”. Фракция сердца робко возвышает голос, говорит: “Слушай. Книжки и так читаешь. Помолиться бы надо. На службочку забежать”. Фракция желудка говорит, «да вы что, ребята. Поесть надо». Есть еще фракция радикальных демократов, которая предлагает им вообще молчать. Так вот. Этот парламентский базар, он происходит в душе каждого человека. А моя личность им отвечает знаменитым тезисом советской продавщицы: вас много, я одна. Это вопль моей несчастной личности перед лицом этих фракций. Да подождите, с кем я должна сочетаться, чтобы этот волевой импульс реализовать. Потому что это действительно парламент. А личность – это спикер. И если спикер не вставит этот вопрос в повестку дня, и не объявит голосования, ничего не получится. Нет природы без ипостаси. Великая формула Аристотеля, которая потом повторялась отцами восточной церкви. Не может быть реализован никакой природный импульс, если он не воипостазирован. Вот великий термин Леонтия Византийского «воипостазирование». Так вот. Моя воля. Природная воля. Желудка, например. Мне подсказывает: «Надо поесть». В этом есть какая-то греховность? Ни малейшей греховности. А где рождается грех? Грех рождается тогда, когда моя личностная воля предлагает неверный путь к достижению природного блага. То, что я хочу поесть, в том греха нет. Но если я достану сэндвич и буду его жевать перед Царскими вратами во время Херувимской, это будет грех. Почему? Потому что невовремя и некстати. Почему? Потому что тогда я глушу более высокий импульс. Ради того, чтобы дать волю более низкому. Вот тогда и происходит грех.
Что еще можно сказать. Я хочу есть. Но мой желудок, как правило, не подсказывает мне, что именно я хочу есть. И каким именно образом? Другие инстанции отвечают на вопрос, как я удовлетворю жажду желудка. Я могу пойти попросить милостыню. Могу пойти пофлиртовать с девушкой, которая работает в столовой. Могу пойти обокрасть первоклассника. Много интересных вещей я могу сделать. Могу киоск ограбить. Много вариантов. Но желудок мне не диктует. Моя природа не диктует мне грабить первоклассника или еще что-то. Она говорит «дай поесть». От личного произволения зависит, какой путь для удовлетворения этого желания я изберу.
Еще один пример. Садовник поливает цветы. Садовник – это личность. Он поливает из шланга. Скажите пожалуйста, вода, которой он поливает, из садовника течет? Нет. Из шланга. Это очень важно понять. Что в православной антропологии источником энергии является не личность, а природа. Личность управляет этими энергиями. Но не рождает их. Садовник поливает эти цветы. Вода из водонапорной системы. А от садовника что зависит? Как кран. Прибавить напор воды, убавить. Направить сюда или направить сюда. Можно поливать сначала этот куст, потом этот. Можно этим шлангом прочистить морды прохожим. Все можно сделать. Но. Поймите вот эту «роль личности в истории». От выбора, произволения, от гномической воли моей личности зависит, куда я направлю природную мою энергию. Какую из моих природных энергий. Когда и с какой интенсивностью.
Зачем я это говорю. Поймите. В православной антропологии личность возвышается. Над хаосом природных энергий и личность свободно решает, какая из энергий куда пойдет и когда. Также мы мыслим о Боге. Божественная Личность тоже возвышается над Божественной природой и владеет Ею и проявляет Себя так, иначе, этим образом или иным. Поэтому в православном богословии Личность Бога первична по отношению к Божественной природе. Эта первичность великолепно выражена словами Григория Богослова. Это очень сложная формула, она звучит очень кратко, но она сложная. Звучит она так: не Сущий из сущего, но сущее из Сущего. Перевожу на русский язык. Не тот, Кто есть, т.е. Иегова, из того, что есть; не Личность Бога-Отца из субстанции, но то, что есть, т.е. субстанция безличностная, из Того, Кто есть. Вот философская проблема, которая за этим стоит. Что первично в нашем мире? Личность, или безличная субстанция? Индийская философия, оккультизм и филиоквистское богословие считают, что сначала существует безличная божественная субстанция, в которой логически позднее, я не говорю хронологически позднее, но логически позднее, возникают Божественные Персоны. Личности.
Когда католики начали эту концепцию обосновывать, византийские богословы задали им серию очень каверзных вопросов. Первый. Понятно. Мы все понимаем. Вы там с арианами спорили, поэтому сказали, что Святой Дух исходит от Сына, как и от Отца. Однако у нас к Вам вопрос. Понимаете ли вы, что вы этим самым сказали? Что Дух исходит от Отца и от Сына? Тем самым вы сказали, что Дух Богом не является. Католики чешут в тонзуре. Как это? Почему это Он Богом не является? Византийцы отвечают. Элементарное правило философии и диалектики. Бог – это вечное существо? Да, конечно. Но ведь вечным может быть только то, что неразрушимо. Согласны? Да, согласны. А неразрушимо может быть только то, что не может подвергнуться разрушению. Согласны? Да, согласны. А не может подвергнуться разрушению только то, что бессоставно. То что в принципе нельзя разъять на части. То есть абсолютно единое и простое бытие. Да, согласны. Скажите, а как из двух разных начал может появиться абсолютно простое бытие? Из двух составных частей простое может быть? Значит если вы утверждаете, что Ипостась Духа имеет две причины, Отца и Сына, в таком случае Он не вечен, Он не Бог. Чешут тонзуру опять.
Нет, мы не это хотели сказать. Мы хотели сказать, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына как от одной причины. Здесь православные говорят. Простите. А что общего у Отца и Сына? Ответ. Божественная природа. Правильно. Так вы что, хотите сказать, что из природы Отца и Сына исходит Святой Дух? Да. Так что, в таком случае получается, что у Святого Духа другая природа? Тогда уж говорите честно. Из природы Отца, Сына и Святого Духа исходит Святой Дух. Уж если Он абсолютно единосущен, все, что имеет Отец, имеет Сын. И должен иметь Святой Дух тогда. Или вы говорите, что в Отце и в Сыне Божественная природа вполне, а в Святом Духе только отчасти. Тогда тоже Святой Дух не Бог.
Дальше. Здесь что очень важно понять. В православной традиции имена Отец, Сын и Дух различают лица Троицы. Заметьте. В латинской традиции они соединяют Троицу. В православной – различают. Скажите пожалуйста, почему мы говорим, что Святой Дух исходит от Отца? А почему мы не говорим, что Дух, как Сын, рождается от Отца? Есть какая-то разница между рождением Сына и исхождением Духа? Как вы думаете? Нету. Ни малейшей разницы. А мы говорим, что Сын рождается, а Дух исходит только для того, чтобы не повторять дважды слово «рождается». Потому что если получится, что «Сын рождается от Отца» и “Дух рождается от Отца”, то это означает, что появляется некое свойство, которое есть у двух Лиц Троицы и нет у Третьего. Как мы с вами назвали свойство, которое повторяется у нескольких личностей? Но не у всех? Индивидуальность. А индивидуальность что? Ущербность. Тем самым мы разбили Троицу на трех богов.
То же самое происходит в филиокве. Оказывается, свойство, ипостасное свойство быть причиной Духа есть у Отца, а также есть у Сына, но его нет у Духа. Личностные свойства, это только те свойства, которые есть у одной ипостаси, но их нет у двух других. Только тогда это личное имя, даже не свойство, а имя. Имя, по которому мы различаем одну Ипостась от другой. Но это не характеристика, как пишется на выпускника школы, мы не можем вам сказать качественную характеристику – вот вам «портрет» Отца, «характеристика» на Сына, а вот вам «рекомендация» на Духа Святого! Не можем мы такого сделать! Нет ничего такого у Сына, чего бы не было бы у Отца и у любого из Лиц Троицы, иначе мы с вами получаем трех разных богов. Как в этом зале сидят множество отдельных людей. Индивидуальностей. Так вот, поэтому, признавая филиокве, тем самым разбиваем Троицу. Появляется свойство: быть причиной Духа, которое есть у двух Ипостасей и нет у третьей. Но если оно есть у двух, значит это не природное свойство и не Ипостасное. Какое? Индивидуальное. Троица разбита.
Ну а с точки зрения философской вновь и вновь повторю. Вопрос о филиокве – это вопрос прежде всего вот о чем. Может безличное бытие быть причиной возникновения личности? Филиокве утверждает: да, может. Безличностная природа Отца и Сына есть причина личного бытия Духа. И это уже пантеизм. Это то, что уже уничтожает самый смысл библейского богословия, то, что открыло западный мир для оккультизма, для пантеизма, для Гегеля, Шопенгауэра и итоги этого мы видим в сегодняшнем возрождении неоязычества. Так что в истории, особенно в истории духовной, все слишком тесно соотносится между собой.
Возвращаемся к началу. В каком месте моего рассказа вы запутались и перестали меня понимать? Попробуем вернуться к этому месту. Хорошо. Чего я хочу добиться от вас. Обычной студенческой реакции. «Непонятно, но здорово». Этого я добился? В чем моя задача. Я не собираюсь готовить из вас людей, которые были бы в состоянии вести какой-то серьезный диспут на тринитарные темы. За такое время это немыслимо. Главное пояснить. Если даже некто со множеством крестов или панагий будет говорить вам, что разница тут невелика, что это особенности греческого и латинского языков и этому не надо придавать значения – неправда. Это фундаментальная вещь. Которая различает понимание человека на западе и на востоке. В частности, из этого разного понимания персоны и ипостаси воспоследовало то, что в православных странах не возникла тематика прав человека. Понятно почему. Потому что можно защищать права персоны. А права сердца как защитить? Понимаете, вот есть такой закон – о свободе совести. И это абсурд – с точки зрения православной. Не может быть закона о свободе совести! Потому что свобода совести есть феномен не юридический, не социальный, а онтологический. Совесть свободна у любого человека вне зависимости от того, признает это государство, или не признает. В православном мире всегда считалось так. Такое глубокое ощущение, что внутренний мир человека – помните апостола Петра – «сокровенное сердце человека» – это есть ипостась. Истинное «я» в человеке настолько глубоко запрятано, что внешняя социальная среда к нему почти не имеет отношения. И поэтому православный согласится почти с любой социальной системой. С любым режимом власти. Он скажет: вы, главное, мою внутреннюю святыню не трогайте. Пусть там, надо там петь кому-то «многая лета», да Бог с тобой, пожалуйста. Кому-то налог отдать, кесарю кесарево? Не проблема! Но в глубине моего сердца позвольте мне духом моим быть верным Христу. Западный мир, напротив, всегда требовал, чтобы персона могла реализовать свои права, чтобы ее действия были защищены, и т.д. Отсюда такой внешний активизм, регуляция отношений, то есть это даже в области политической сильно сказывается.