Беседа с самарянкой
Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.
Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.
В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».
Фреска Живоносный Источник
В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.
Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.
Кто такая самарянка и почему у неё есть своя неделя в Православии
В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою (эту неделю называют еще Неделя о самаряныне). В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их. Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема, который у св. Иоанна назван Сихарь. Быть может, Евангелист употребил это название в насмешку, переделав его из слова “шикарь” — “поил вином”, или “шекер” — “ложь”. Св. Иоанн указывает, что “было около шестого часа” (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. “Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: “Дай Мне пить”. Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье (“Дар Божий”) Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей “воду живую”, под чем следует понимать благодать Святого Духа (см. Иоан. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. “Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?” (Иоан. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Иоан. 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены; между тем как пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности, утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре “возжаждет опять”. Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого — скачущий) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу. Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: “Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать”. Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, – Он сказал: “Пойди, позови мужа твоего и приди сюда”. Женщина же сказала: “У меня нет мужа”. Тогда Иисус Христос сказал ей: “Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала”. Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. “Господи! вижу, что Ты пророк”, сказала она, “отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме”. Увидев, что перед нею пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему за разрешением проблемы, наиболее мучившей самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу? Самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонение Богу на этой горе, или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме? Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор. 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130 году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма. Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя, что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70 году по Рождестве Христовом. Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду тот факт, что самаряне приняли лишь Пятикнижие Моисея и отвергли пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Да и само “Спасение [придет] от Иудеев”, поскольку Искупитель человечества происходит из иудейского народа. Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает на то, что “настанет время, и настало уже” (ведь Мессия уже явился) время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух. Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу “духом и истиной” отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а также многие другие места в Евангелиях).
Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: “Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все”. Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18. Понятия самарян о Мессии не были так испорчены, как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: “[Мессия —] это Я, Который говорю с тобой”. В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: “Не разговаривай долго с женщиной” и “Никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой”, а также: “Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину”. Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота об их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе со жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже “по слову женщины”, но еще больше уверовали “по Его слову”, когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, “что Он истинно Спаситель мира, Христос”.
Православная Жизнь
Сейчас Церковь предлагает нашему вниманию рассказ о встрече Христа с самарянкой. Вопреки иудейскому запрету Господь вступает с ней в беседу, предопределившую всю дальнейшую жизнь Божией избранницы.
Вся история боговоплощения – это история затяжного противостояния между формой и содержанием в иудейской традиции. И если до пришествия Христа в мир иудеи только и делали, что хвалились своей богоизбранностью, то выход Господа на проповедь стал для них тем камнем преткновения, который они хотели как можно быстрее свергнуть. А оснований для этого у них накопилось достаточно много.
Ту же встречу Христа с самарянкой можно смело назвать революцией в иудейской идеологии. Казалось, что пропасть отвержения между потомками Авраама и враждебным им народом не под силу преодолеть никому. Конфликт между иудеями и самарянами на тот момент пустил уже достаточно глубокие корни. А ведь когда-то самаряне тоже именовались израильтянами, будучи выходцами из иудейской среды. После раскола государства на Израильское и Иудейское в X веке до н. э. часть иудеев была депортирована завоевателями-ассирийцами в Палестину. Ассимилировавшись с местным народом, они приняли некоторые языческие традиции. При этом продолжали верить в Единого Бога и признавать авторитет ветхозаветного Пятикнижия. Но их «неблагонадёжность» поспособствовала враждебному отношению к ним со стороны «ортодоксальных» иудеев. Результатом такого непримиримого национализма стал жёсткий запрет на посещение иудеями самарийской местности.
Вернёмся к беседе Христа с самарянкой. Что было в ней необычного? Пожалуй, всё. Начиная от самого факта такой беседы, с учётом всей исторической подоплёки, и оканчивая откровением Христа чужестранке о том, что Он и есть ожидаемый всеми Мессия. Протоиерей Александр Мень называет этот разговор «великой беседой», как бы подчёркивая её особую значимость в евангельской истории. Предлагаю более подробно вникнуть в её смысл.
В средиземноморских широтах наступил жаркий полдень. Иисус с учениками находился на пути в Галилею. Но сильный зной заставил странников остановиться в той самой иудейской «зоне отчуждения» – Самарии. У путешественников не было с собой ничего, чем они могли насытиться в обеденный час. Поэтому Господь посылает их за пищей, а Сам остаётся отдыхать у колодца в долине Сихем. Место для отдыха тоже было выбрано Им неслучайно. Согласно ветхозаветной истории, передавая эту местность в наследство своему сыну Иосифу, Иаков произнёс: «Бог будет с вами» (Быт. 48:21). И действительно, по прошествии многих веков этому пророчеству суждено было сбыться.
Одиночество Спасителя нарушила женщина, вышедшая из города к колодцу, чтобы почерпнуть из него воду. Иисус обращается к ней с просьбой дать ему пить. В ответ, на удивление самарянки, Христос начинает открывать перед ней облик Своего Божества. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе… то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Чем дальше, тем загадочней становится эта беседа. Самарянка находится в недоумении: кто этот загадочный незнакомец и о какой живой воде Он говорит? Она даже не заметила, что Иисус уже дал ответ на этот вопрос, сказав о том, что эта вода – духовный дар, подаваемый от Бога, а Бог – это Сам Он. Лишь когда таинственный Странник произнёс, что эта вода приводит человека к вечной жизни, она возжелала поскорее напиться этой животворной воды.
Но и здесь Господь показывает женщине, что прежде чем прийти к познанию тайны Божественного Промысла, необходимо познать Самого Бога, уверовав в Него. Именно поэтому Иисус и просит её привести мужа, которого у неё не было, чтобы затем раскрыть перед вопрошавшей трагедию её семейной неустроенности. Как только самарянка поняла, что Он знает нечто большее, нежели обычный человек, она посчитала Его пророком. Затем их разговор переходит уже в вероучительную плоскость. Женщина, находясь в поиске образца истинного богопочитания, высказывает Спасителю своё недоумение о месте поклонения Богу. Она понимала, что раздор между иудеями и самарянами как раз и произошёл из-за разногласия на этой почве. И Христос вмиг разрешает распрю, длившуюся между двумя народами веками. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23), – произносит Он. Как верно заметил эту истину наш народ в знаменитой поговорке: «Не место красит человека, а человек место». Не столь важно, где мы будем молиться. Важно, в каком душевном состоянии будем возносить свои прошения Богу и насколько истинной будет наша вера в Него.
И вот наступает решающий эпизод в беседе Спасителя с иноплеменницей. Самарянка как бы останавливает речь Христа, напоминая Ему, что говорить о подобных вещах должен будет пришедший к иудеям Мессия. В этот самый момент Господь отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Женщина наконец-то начала понимать, Кто всё это время общался с ней – грешной и разуверившейся в жизни женщиной. Сам Мессия, Спаситель, Христос! Она оставляет водонос и устремляется в город, дабы возвестить всем об этом сверхъестественном событии.
Память о встрече с Господом осталась с самарянкой на всю жизнь. Женщина приняла Крещение с именем Фотиния, объездила много стран с проповедью о воскресшем Спасителе. Её жизненный путь подошёл к концу в Италии, где она вместе с родственниками открыто заявила римскому императору о своей вере во Христа. За этими смелыми словами последовали тяжелейшие мучения, после которых все страдальцы отдали души Богу, Которому посвятили всю свою жизнь.
Встреча Христа с самарянкой раскрывает перед нами главный принцип христианской веры: Божественная Любовь всегда стоит на ранг выше человеческого закона. Для Господа не существовало «зон отчуждения», не существовало избранных и неизбранных людей, достойных и недостойных Его внимания и Любви. Любви именно с большой буквы, так как Божественная Любовь тоже стоит намного выше наших человеческих представлений о любви. Эта Любовь не имеет границ и привилегий. Она адресуется человеку и посвящается только ему одному. Только ради человека Господь пошёл на Крестную смерть. Только ради человека и его бессмертной души Он продолжает поддерживать нас каждую минуту нашей жизни. И, преподавая нам Своё евангельское Слово, он снова и снова обращается к нам со словами: «Пей эту живую воду, которая станет для тебя источником вечной жизни! Ты устал, ты изнемог, ты имеешь жажду, утолить которую могу только Я. Обратись ко Мне, и Я напою тебя живительной водой! Поверь в Меня, и Я спасу тебя! Доверься Мне, и Я раскрою перед тобой всю Свою животворящую силу!». Дай Бог всем нам находить время для того, чтобы знойным днём утолять жажду своей страдающей души, подобно самарянке, выходя к колодцу, у которого Сам Христос напоит нас живой водой Своей Любви!
Николай Волошин
Иисус говорит с самарянкой у колодца
Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. Когда Иисус узнал, что о Нем говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею. Путь Его лежал через Самарию, и Он пришел в самарийский город Сихарь, расположенный недалеко от участка земли, который Иаков некогда дал своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова, и Иисус, уставший после дороги, сел у колодца отдохнуть. Это было около шестого часа.
К колодцу пришла за водой одна самарийская женщина.
– Дай Мне, пожалуйста, напиться воды, – попросил ее Иисус.
Ученики Его в это время пошли в город купить еды. Самарянка удивилась:
– Ты иудей, а я самарянка, как это Ты можешь просить у меня напиться?
(Дело в том, что иудеи не пользуются общей посудой с самарянами.)
Иисус ответил ей:
– Если бы ты знала о даре Божьем и о том, Кто просит у тебя напиться, ты бы сама попросила Его, и Он дал бы тебе живой воды.
Женщина сказала:
– Господин, Тебе и зачерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода? Неужели Ты больше нашего предка Иакова, который оставил нам этот колодец и сам пил из него, и его сыновья пили, и стада его пили?
Иисус ответил:
– Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Вода, которую Я ему дам, станет в нем источником, текущим в вечную жизнь.
Женщина сказала Ему:
– Господин, так дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить, и мне не нужно было приходить сюда за водой.
Он сказал ей:
– Пойди, позови своего мужа и возвращайся сюда.
– У меня нет мужа, – ответила женщина.
Иисус сказал ей:
– Ты права, когда говоришь, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе; это ты правду сказала.
– Господин, – сказала женщина, – я вижу, что Ты пророк. Так объясни же мне, почему наши отцы поклонялись на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме?
Иисус ответил:
– Поверь Мне, женщина, настанет время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. Вы, самаряне, и сами толком не знаете, чему вы поклоняетесь, мы же знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от иудеев. Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина сказала:
– Я знаю, что должен прийти Мессия, Которого называют Христом; вот когда Он придет, Он нам все и объяснит.
Иисус сказал ей:
– Это Я, Тот, Кто говорит с тобой.
Иисус говорит о духовной жатве
В это время возвратились Его ученики и удивились, что Иисус разговаривает с женщиной. Но никто, однако, не спросил, что Он хотел и почему Он с ней говорил. Женщина оставила свой кувшин для воды, вернулась в город и сказала людям:
– Идите и посмотрите на Человека, Который рассказал мне все, что я сделала. Не Христос ли Он?
Народ из города пошел к Иисусу. В это время Его ученики настаивали:
– Рабби, поешь что-нибудь.
Но Он сказал им:
– У Меня есть пища, о которой вы не знаете.
Тогда ученики стали переговариваться:
– Может, кто-то принес Ему поесть?
– Пища Моя состоит в том, – сказал Иисус, – чтобы исполнить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Разве вы не говорите: «Еще четыре месяца, и будет жатва»? А Я говорю вам: поднимите глаза и посмотрите на поля, как они уже созрели для жатвы! Жнец получает свою награду. Он собирает урожай для жизни вечной, чтобы радовались вместе и сеятель, и жнец. В этом случае верно изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились. Другие много поработали, вы же пожинаете плоды их трудов.
Многие самаряне уверовали в Иисуса
Многие самаряне, жители этого города, уверовали в Иисуса, потому что женщина сказала:
– Он рассказал мне все, что я сделала.
Самаряне пришли к Нему и стали упрашивать Его остаться с ними, и Иисус провел там два дня. И еще больше людей уверовали в Него из-за Его слов. Они говорили женщине:
– Мы верим уже не только по твоим словам. Теперь мы сами слышали и знаем, что Этот Человек действительно Спаситель мира.
Проповедь Иисуса в Галилее
Через два дня Иисус отправился оттуда в Галилею. Он и Сам говорил, что пророк не имеет чести у себя на родине. Однако когда Он пришел в Галилею, галилеяне Его радушно приняли, но только потому, что были в Иерусалиме на празднике Пасхи и видели все, что Иисус там совершил.
Иисус исцеляет сына придворного
Иисус еще раз посетил Кану Галилейскую, где Он превратил воду в вино. В Капернауме был один придворный, у которого был болен сын. Когда этот человек услышал о том, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, он пришел к Нему и умолял Его исцелить сына, который был при смерти.
Иисус сказал ему:
– Пока вы не увидите чудес и знамений, никогда не поверите.
Но придворный лишь ответил:
– Господи, пойдем, пока сын мой еще не умер.
Иисус ответил:
– Иди, твой сын будет жить.
Человек поверил слову Иисуса и пошел. Он был еще в пути, когда слуги встретили его и сообщили, что мальчик жив. Он спросил, в котором часу ему стало легче, и они сказали:
– Вчера в седьмом часу жар у него прошел.
Отец понял, что это произошло именно тогда, когда Иисус сказал ему: «Твой сын будет жить».
Придворный и все его домашние поверили. Это было второе знамение, сотворенное Иисусом по приходе из Иудеи в Галилею.
a) 4:5 См. Быт. 33:18-19; 48:21-22.
b) 4:6 То есть около полудня.
c) 4:7 Самаряне – этот народ имеет смешанное происхождение. Потомки десяти северных родов Израиля и переселенцев из других частей Ассирийской империи, они признают только Пятикнижие Моисея, но не другие книги Писания.
d) 4:9 Между иудеями и самарянами существовала давняя вражда. Для иудея самаряне были ритуально нечистым народом, и поэтому пользование их посудой влекло за собой церемониальное осквернение.
e) 4:20 На этой горе – самаряне поклонялись Богу на горе Геризим, которая находится на расстоянии более 40 километров севернее от Иерусалима.
f) 4:25 Мессия – самаряне, также как и иудеи, ожидали Мессию. Но, признавая только Пятикнижие, они не могли считать его Царем из потомков Давида. По их понятиям Мессия, которого они называли Тахеб, должен был быть пророком, учителем и законодателем, подобным Моисею, который разрешит все их проблемы (см. Втор. 18:15-18).
g) 4:52 То есть в час дня.
Господь ищет и милует каждого грешника
Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!
Пятая неделя по Пасхе называется неделей о самаряныне. В тексте воскресного евангельского чтения вспоминается встреча Господа с самарянкой.
Беседа с самарянкой
В 5-ую неделю по Пасхе вспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой.
Однажды у колодца Иисус Христос встретил женщину-самарянку. Он попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, т.к. иудеи презирали самарян. А Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, кто просит у тебя воды, ты сама бы просила и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка подумала, что путник говорит о какой-то особой воде, но Христос имел в виду Свое учение, дающее Вечную жизнь. Для духовной жизни нужна чистая совесть, и Господь пробудил душу самарянки к покаянию, напомнив ей о ее греховной жизни. Раскаяние пробудило в ней лучшие чувства, и она исповедала свою веру в пришествие Спасителя. Тогда Иисус сказал ей: «Это Я, который говорит с тобою». Преображенная душою женщина туг же побежала в город сообщить всем о Спасителе. Самаряне пришли к колодцу, чтобы убедиться в словах женщины. Два дня пробыл у них Иисус Христос и многие уверовали в Него. А самарянка по преданию стала мученицей Фотинией.
Господь ищет и милует каждого грешника
Удивительный разговор происходит у колодца. Господь вступает в беседу с женщиной из Самарии.
В их разговоре есть большая надежда, большое утешение для нас. Господь принимает трижды отверженного человека!
Во-первых, иудеи с самарянами не общались вообще. Во-вторых, Он, праведник, беседовал с блудницей. В-третьих, в те времена считалось верхом неприличия разговаривать с женщиной на улице средь бела дня.
Из этого евангельского отрывка можно сделать два очень важных вывода. Посмотрите, самарянка – трижды отверженный человек, но верующий в Бога, – узнала в собеседнике Мессию и пошла рассказать об этом всему селению. Это значит, что Господь искал ее на дорогах жизни. И пускай человек находится в заблудшем состоянии, во множестве грехов. Господь все равно ищет его душу. Он не хочет, чтобы этот человек погиб. И Господь не стыдится никаких жизненных обстоятельств, преодолевает все законы и традиции, для Него важно одно: спасение погибающей человеческой души. А это значит, сколько бы раз мы ни ошибались, ни преступали закон Божий, Господь все равно будет искать нас до конца нашей жизни. Человек можете отказаться от Него, но Господь от человека не отказывается.
Второй вывод, который можно сделать из этого евангельского отрывка, заключается в том, что если зерно Божие живо в человеке, то в каких бы заблуждениях он ни находился, Господь готов принять эту душу, оживить ее и подать Свое благословение. От нас требуется лишь терпение, желание чтобы Господь спас, надежда на то, что Господь помилует. Что бы ни произошло с нами, как бы низко ни пали, нельзя опускать руки и унывать!
В нашем сердце должно быть запечатлено: Господь ищет нас и готов помочь нам независимо от того, что мы из себя представляем. Эта мысль вызывает безграничную, невыразимую благодарность Господу, утешает и ободряет нас так, что не должно остаться в сердце тени отчаяния.
В неделю о самаряныне
Христос и самарянка — Миньяр Пьер
Описание произведения
Сюжет, описывающий встречу Христа с самарянкой у колодца, встречается в Евангелии от Иоанна: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить
» (Ин.4: 5-7). На эти слова женщина удивляется: «
как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются
?» (Ин. 4:9) Христос отвечает ей, что Его просьба, действительно, не соответствует Его положению. Но не в том смысле, что Он ‒иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям ‒ Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, который обозначает как живую воду. Он отвлекает мысль самарянки от простой воды к воде духовной, подразумевая под ней благодать Святого Духа.
В этой картине Пьера Миньяра евангельская сцена представлена на фоне великолепного пейзажа. Каменный круглый колодец расположен под сенью двух деревьев, плавные изгибы ветвей которых повторяются в форме облаков на горизонте. Синева вечернего неба мягко переходит в серо-голубые вершины гор. Угловатые ветхие строения подчеркивают мягкий ритм волнистой линии зелёных холмов. По мере приближения к зрителю, изображение приобретает зеленовато-коричневый тон, на фоне которого выделяются две яркие фигуры — Христа и самарянки. Христос по традиции облачен вкрасный хитон и синий гиматий — символизирующие Его человеческую и божественную природу. Образ женщины, хоть и простой, но не лишен некоторого изящества в убранстве и позе. Лик Спасителя возвышен и одухотворен, правая рука воздета вверх, призывая оторваться от земного и внимать Божественному откровению. Левая рука Иисуса касается груди, чтоговорит об искренности и силе произносимых слов. Позади беседующего Господа вдалеке видны фигуры учеников, удивленных тем, что их Учитель не гнушается общением с представительницейэтнической группы, которую евреи не признавали единоверцами и всячески отвергали.
История создания
Это произведение, написанное в 1681 году, относится к позднему этапу творчества Миньяра. В этот период мастер не только приступает к росписи плафона в Версальском дворце, но ипишет серию тонких по колориту религиозных картин, среди которых произведение«Христос и самаритянка». Главная заслуга художника заключается в том, что придерживаясь сюжета и в определенной мере канонов религиозной живописи своего времени, он сделал картину повествовательной, в полной мере раскрывающей евангельский сюжет, а такжепритягательной и интересной для зрителя.
Отношение автора к вере
Пьер Миньяр от рождения чувствовал в себе художественный талант, определивший его жизненный путь. Начиная с двенадцати лет, он усердно учился в мастерских различных мастеров. Затем, ища более плодотворной почвы для развития своего дара, Миньяр переселился в Рим. Дерзновенные труды юного мастера были благословлены свыше, и он получил известность на чужбине, а затем и на родине.
Художественный талант Миньяра особенно проявился в жанре портрета. Нередко образы, представленные на его полотнах,возвышенно одухотворены, так что можно говорить скорее о понимании мастером замысла Бога об этом человеке, чем лести заказчику. Портреты кисти Миньяра это результат его внутреннего духовного опыта, позволяющий увидеть в другом человеке образ и подобие Божие. Показателен момент, в который художник отошел в жизнь вечную. Незадолго до смерти Миньяр написал свой «Автопортрет в виде Святого Луки». Подобный труд не мог не вызвать размышлений о пройденном творческом и жизненном пути. Безусловно, художник сравнивал себя с апостолом и первым иконописцем, желая понять, на сколько ценен его собственный труд перед Богом.
Биография
Пьер Миньяр родился в городе Труа в Шампани 17 ноября 1612 года. Отец хотел, чтобы сын занимался медициной, но мальчик с ранних лет проявил склонность к рисованию. С 1624 года Пьер учился в ателье Жана Буше в Бурже. Два года Миньяр провел в Фонтенбло — городе художников и столице искусств того времени, где он изучал античные памятники, а также живопись Приматиччо. Затем Пьер переехал в Париж, где учился в мастерской Симона Вуэ. Здесь он познакомился с Шарлем Леброном, творческое соперничество с которым продлилось до смерти последнего. В 1635 году, в возрасте двадцати трех лет, художник отправился в Рим, где его почти сразу же настигла заслуженная известность. Художник провел в Италии двадцать два года и даже получил у современников прозвище «римлянин». В итальянский период художник пишет много портретов, но особенно популярны были его картины с изображением Мадонн. В Риме Миньяр познакомился с Пуссеном и его творчеством. Большое значение для формирования взглядов Миньяра имела его дружба с Ш. А. Дюфренуа, завязавшаяся еще во Франции. Дюфренуа был известен в основном как автор дидактической поэмы на латыни «Об искусстве живописи» и его восхищение Тицианом имело влияние на Миньяра. Кроме того, Миньяр внимательно изучал живопись болонского академизма. Он копировал фрески Карраччи в палаццо Фарнезе, как эталон монументально-декоративной живописи «большого стиля». Внимание художника привлекли также работы Ф. Альбани и Корреджо, которые повлияли на формирование французской живописи XVIII столетия. В 1657 году художник был вызван ко двору Людовика XIV и стал главой Академии Святого Луки в Париже. Деятельность Миньяра во Франции была удивительно многообразной. Он писалисторические картины и аллегории, занимался монументально-декоративной живописью. Пожалуй, наибольший интерес в наследии Миньяра представляют его портреты. Художника привлекали преимущественно женские образы. Его модели всегда красивы, элегантны и изящны. Он создал своего рода канон аллегорического или мифологического парадного портрета, который получил дальнейшее развитие в портретах Ларжильера и особенно художников XVIII века. В 1687 году король пожаловал талантливому живописцу дворянское титул. После смерти Шарля Лебрена, в возрасте 78 лет Миньяр стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской академии живописи и скульптуры, а затем ее ректором и канцлером. В это время, почти в 80-летнем возрасте, он создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце и пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», «Святая Цецилия», «Вера» и «Надежда». Главным достоинством его живописных полотен является сильный, гармоничный колорит. В них он платит дань своему времени, пристрастному к изысканности и внешнему блеску. Пьер Миньяр умер 30 мая 1695 года, работая над своим «Автопортретом в виде Святого Луки». Похоронили Пьера Миньяра в монастыре якобинцев в Париже.
Автор текста: Ольга Северинова.