«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)
23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно». Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.
То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:
Этот долг Святым называется
Оттого, что только Святою ЛюбовьюВ этом мире все созидается!Оттого, что Заповедь этуСам Господь на сердцах написал:Нет любви святее и больше,Да кто жизнь свою за други отдал.Только те этот долг до конца исполняли,Кто за Родину-Мать свои жизни отдали.Кто в любую минуту, и в стужу, и в знойБыл за правое дело готов идти в смертный бой,Жизнь отдать, кровь пролить,Чтоб потомки чрез это продолжили жить.За плечами страна, впереди цель одна —Защитить ту, которая нам от Бога дана —Беззащитная жизнь миллионов детей,Слезы хрупких, но верных в любви матерей,Сохранить свою веру, отцовскую землю и честь дочерей,Свой великий, могучий язык и святыню церквей.Так почтим же минутой молчания тех,О которых достойно сказать нам не хватит и слов всех,И молитвенно их помянем именаПред Престолом Того, к Кому жизнь их вознесена.
В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).
Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.
Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.
Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.
Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.
Как мы знаем, Пересвет взял на себя великую ответственность, историческую, когда на Куликовом поле настал действительно переломный момент для истории всего нашего народа, который долгие годы, столетья был под тяжелым игом татаро-монгольским, не дававшим нам поднять главы и объединиться в единый народ русский. Это были разрозненные княжества, вынужденные жалко выживать, отдавая дань своему оккупанту. Но преподобный Сергий, преподав свое благословение через своих двух схимонахов, молился об этом народе. И вот, на этом поле, когда собралось целое море воинства (кто видел известную картину Куликова поля – до горизонта было видно вражеское воинство, приступившее к земле Русской, и от этого вида только уже становилось страшно и понятно, что человеческими усилиями невозможно его остановить), по древнему обычаю, впереди всех выходит на битву один на один непобедимый огромного роста Челубей, который был изощрен во многих войнах и сражениях, имел огромный опыт брани. Он гордо, подобно когда-то Голиафу, смеявшемуся над народом израильским, стоял и смеялся, говоря: «Кто посмеет выйти на меня?». Все знали ответственность этой первой схватки, потому что если проиграет наш избранник этот бой, то дух всего воинства падет, и оно будет обречено на поражение. Долго он стоял, насмехаясь как Голиаф, и никто не решался взять на себя эту ответственность. И вот схимонах Александр Пересвет вышел вперед и сказал: «Я пойду». Ему, подобно царственному Давиду, вынесли оружие, латы, кольчугу. Но он отказался от всего, сказав, что достаточно будет ему его Схимы. И сев на коня, с копьем выскочил навстречу Челубею. Как говорит один летописец, описывающий это событие, они на полном скаку пронзили друг друга. Но огромный Челубей тут же пал с коня и остался лежать на поле, а Пересвет, будучи укрепленный Божией благодатью, победно вернулся к русскому войску в седле, показав, что с нами Бог и наше дело правое, мы победим. Это было благословение Божие, благословение преподобного Сергия. Будем, дорогие братья, и мы стараться достойными быть своих отцов и дедов наших, и каждый день себя готовить к этому святому подвигу.
Иеромонах Давид (Легейда),
Валаам, Смоленский скит, 23 февраля 2021 г.
ИХ РАССТРЕЛЯЛИ НА РАССВЕТЕ. События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы. Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры? Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала. Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте. И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева. Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали… На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов. Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все. Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем. Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан. Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали «За Сашу!»… За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.
новости В центре
Сегодня позвонила мама, дрожащим голосом сообщила -«Мишка умер!». Мой друг, никогда не унывающий, оптимист в душе, он верил что все наладится! Все сложилось иначе, он не дожил и до тридцати. «Вечно молодой и вечно пьяный»- это про него так говорили ребята из соседнего двора. За этот год из моих близких друзей он уже пятый! Я с улыбкой вспоминаю как мы все вместе сидели во дворе за бутылочкой домашнего вина и мечтали о его женитьбе на Светлане, девушке из соседнего подъезда. Пышногрудая блондинка, кстати не знаю где сейчас она, последний раз ее видели на автовокзале, грязную и неухоженную, от нее за несколько метров разило перегаром. Она ходила с протянутой рукой и просила у прохожих мелочи на хлеб, якобы для того чтоб накормить детей. Да, помню когда то практически каждый из старшеклассников нашей школы мечтал встречаться с нею. Первый раз она попробывала наркотик вместе с Мишкой, в то время, когда мы с ним уже плотно сидели на игле. Тогда мы не думали о том, что будет с каждым из нас дальше. На тот момент волновал лишь один вопрос, где найти денег на очередную дозу. Позже нас разлучила тюрьма, Михаила посадили за кражу на три года. За это время я много раз пытался завязать с наркотиками в разных больницах и наркологических клиниках, но все было напрасно. Освободившись, он было хотел начать новую жизнь, устроиться на работу, жениться. Все эти надежды развеялись спустя две недели, когда мы с ним еще пуще прежнего погрязли с головой в наркотики и пьянку. После того прошло уже шесть лет, пять из которых я нахожусь в Спасо-Преображенском реабилитационном . Он умер от цирроза печени, как говорят очевидцы в страшных мучениях. Болезнь съела его буквально за месяц, на глазах у бедной матери. И так почти с каждым из моих товарищей! Я часто задаю себе вопрос, почему Бог оставил меня жить? Чем я был лучше своих друзей, которых уже нет в живых? Быть может я чем то могу послужить Ему и людям, живущим рядом. Понимаю, что взамен за этот дар, я должен принести достойный плод покаяния. Все мое земное существование теперь не имеет права быть бессмысленным, каждая минута моей жизни должна приносить пользу людям, чего бы мне это не стоило. Цель моей жизни- помогать людям, которые погибают от алкоголя и наркотиков, своим примером доказать что возможно освободиться от этой пагубной зависимости. Святитель Иоанн Златоуст говорит, -«Когда хочу сделать злое, то не вижу никаких препятствий, а как только доброе замыслил, то таковые сразу появляются». Так же происходит и в моей жизни, когда я стараюсь служить людям и церкви, тем даром который дал мне Бог. На этом пути встречается много соблазнов и искушении, зачастую расставаться со своей прежней жизнью и убеждениями — очень болезненный процесс. Каждое утро я встаю и прошу у Бога сил прожить этот день достойно!