Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо


Что такое крестное знамение

Словосочетание «крестное знамение» означает «знак креста». Это главный христианский молитвенный жест, который представляет собой символическое начертание креста кистью правой руки. Крестным знамением можно осенять как себя, так и других людей или неодушевлённые предметы. Зачем креститься? Чтобы понять смысл этого священного жеста, необходимо разобраться в символизме христианского креста.


Православный священник совершает крестное знамение

То есть крещеный человек становится святым?

Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.


«Крещеный и помазанный [Духом Святым в таинстве Миропомазания. – Прим. ред.] имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нем в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих», – писал святитель Симеон Солунский (конец XIV – XV век). Так что крещение – абсолютно необходимое, хотя и не единственное условие спасения человека от греха.

Символ креста

Крест является одним из наиболее древних и самым важным символом христианства. Он знаменует собой орудие казни, крестообразный столб, на котором был распят Богочеловек Иисус Христос. Своей добровольной смертью на кресте Он искупил человечество от грехов и спас его от духовной смерти, открыв дорогу в Царствие Небесное.

Для христиан крест является священным напоминанием о жертве Господа, знаменем победы над злом и смертью. Это символ любви милостивого Бога к заблудшему человечеству и наше оружие против тёмных сил. Почитая крест, мы почитаем Самого Христа. По словам преподобного Иосифа Волоцкого, любое благоговейное изображение этого символа является святым и благодатным. Преподобный Симеон Новый Богослов учит:

«Демоны боятся образа креста и бегут от него, зная, что крест есть знамение содружества человека с Богом. Бесы – отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его. Они не имеют более свободы приближаться к тем, кто примирился с Богом и соединился с Ним, и не могут более искушать их» («Слова»).

Отвечаем на вопрос: зачем крестить ребенка? Разные взгляды!

С недавних пор все чаще молодые родители приходят к мнению, что ребенка крестить в младенчестве не зачем. В основном такие мысли посещают тех кто зачал ребенка без проблем. Если же дитя зачато с Божьей помощью, то родители крестят в младенчестве. Молитву о зачатии и рождении здорового малыша можете найти в статье «Правильный образ жизни беременной — основа рождения здорового малыша». Поскольку верить или не верить в Бога — каждый решает сам, то и сегодняшний малыш, подрастая, примет осознанное решение самостоятельно – прийти к Богу или нет. Мы собрали самые распространенные ответы на вопрос «Зачем крестить ребенка?» и хотим поделиться ими с вами.

Что говорит церковь?

Православные мужи, посвятившие свою жизнь служению Богу, на вопрос зачем, отвечают, что православное крещение ребенка – это обязательная процедура, поскольку каждый должен быть рожден «в вере». Через молитву и омовение с новорожденного снимается первородный грех, и он приобщается к Церкви, становясь сыном/дочерью Божиим. После обряда человек своей мирской жизнью может заслужить жизнь Вечную. Окрещенный ребенок – это агнец Божий и за него в церкви можно просить перед Господом, ставить свечку.

Что говорят бабушки?

Издавна в селах главным образом проводили крестины дабы уберечь ребенка от сглаза. Поэтому бабушки всегда настоятельно рекомендуют провести этот обряд и лишь потом показывать дитя «на люди». Старшее поколение объясняет, зачем крестить довольно просто – крестят дабы не болели, не плакали, хорошо спали и еще уйма других схожих причин. Они свято верят в это, и действительно не раз фиксировались чудесные выздоровления малышей после проведения православного крещения. В древней Руси имя, под которым крестили малыша, тщательно скрывали, поскольку считалось, что лишь зная это имя, на человека можно будет навести порчу.

Что говорят «мирские традиции»?

Как бы грустно это ни звучало, но бывают случаи, когда ребенок умирает не окрещенным. Согласно святому писанию не окрещенных не видят в Книге Жизни и перед ними закрываются врата Рая. Конечно в современном мире, где очень много атеистов и не особо верующих людей, это не считается из ряда вон выходящим событием. А вот еще лет 20 назад (в деревнях еще существует подобная традиция) таких детей не отпевали и хоронили за границами кладбища (земля на кладбище считается православной) без креста. Только представьте, как бедным родителям, православным людям, ходить к горбику «в поле» и не иметь права поставить свечку и прочесть молитву за свое дитя.

Как и зачем креститься?

Православное крестное знамение совершается правой рукой, с соединением кончиков трёх пальцев (большого, указательного и среднего). Они символизируют Святую Троицу. Остальные два перста прилегают к ладони, знаменуя двойственную природу Христа, который является Богом и человеком.

Если мы осеняем крестным знамением самих себя, то нужно последовательно приложить кисть в описанном выше положении ко лбу, животу, правому и левому плечу. Это символизирует освящение разума, внутренних чувств и телесных сил. Также правая сторона в христианской традиции означает спасение, а левая – погибель (Мф. 25:31-46). Таким образом, движение руки справа налево символизирует нашу мольбу к Богу о даровании Царствия Небесного и избавлении от вечных мук.

Если же мы крестим кого-то или что-то перед собой, то нужно провести кистью сверху вниз, а затем слева направо. Креститься можно с поясными или земными поклонами, которые выражают наше смирение перед Богом. В первом случае это наклон головы до уровня пояса, а во втором – преклонение колен с касанием пола головой. Крестное знамение и поклоны не должны накладываться друг на друга. Они совершаются последовательно во избежание искажения изображаемого креста. Делать всё это нужно с молитвой, не спеша и осознанно. Если креститься небрежно и бездумно, мы проявляем непочтение к Богу и Святому Кресту.

Итак, совершая крестное знамение, православный христианин выражает веру в Богочеловека Спасителя Иисуса Христа и в Святую Троицу. Наложением на себя креста мы испрашиваем у Бога помощи и благодати, защиту от видимого и невидимого зла, а также спасение в Вечной Жизни. Протоиерей Сергий Ксенофонтов отвечает на вопрос о том, зачем нужно креститься:

«Крест соединяет нас с небом. Он знаменует Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он – главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем».

Православное таинство, в чем его суть?

В Евангелие от Марка написаны следующие слова «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». Объяснять смысл такого послания наверно нет необходимости. Ведь ясно, что православное крещение – это прямой путь к спасению души человеческой.

Обряд, называемый «таинством крещения», инициирует перерождение духовное для православной жизни, прожив которую достойно получишь в награду Царствие Небесное. Почему таинство? А потому что через проведение обряда на новорожденного снисходит Божия благодать каким-то непонятным для нас образом. С именем, данным при таинстве, ребенок «получает» ангела-хранителя, который оберегает его по жизни.

Даже в Святом Писании можно найти, что Христос, посылая апостолов проповедовать в народ, учил их крестить людей.

Когда нужно креститься?

Подлинное христианство предполагает стремление впустить Бога во все стороны своей жизни. Поэтому православные прибегают к крестному знамению в самых разных обстоятельствах. Для верующего человека это естественная часть жизни, но при этом не просто машинальная привычка, а благоговейный акт связи с Богом, служения Ему. Прежде всего, христиане крестятся во время молитвы, при поклонении святыням (иконам, кресту, Евангелию, мощам праведников и т.п.), при входе в храм и выходе из него. Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:

«Любую молитву мы начинаем и заканчиваем крестным знамением, будь то обращение к Господу, Матери Божией, святым или ангелам».

Креститься принято в определённые моменты богослужения. Например, при пении Трисвятого, «Аллилуия», Символа Веры, перед и после чтения Евангелия. Нельзя забывать, что крестное знамение является сильным орудием христиан в борьбе с тёмными духами и страстями, а также в других опасных ситуациях. Приведём слова митрополита Антония (Паканича):

«Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это действенное духовное оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста».

Креститься вне молитвы нужно со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». В опасных ситуациях и скорбях обычно крестятся с краткой молитвой «Господи, помилуй!». В моменты же радости и благодарения принято налагать на себя крестное знамение со словами «Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе!».

Крестным знамением также сопровождается благословение ближнего (например, священническое или родительское) или предметов (трапезы и т.п.) для призвания на них Божественной благодати. Священники при этом используют особое, именословное сложение пальцев, изображающее инициалы Иисуса Христа.

Что необходимо для проведения обряда?

Конечно, прежде чем крестить ребенка, родители или крестные заранее посещают церковь и договариваются о проведении таинства. Священник обязательно скажет про необходимые вещи, но есть атрибуты, без которых не обходится ни одно крещение:

  1. Нательный крестик – обязательный атрибут. Из чего он будет сделан (золото, серебро, дерево) неважно, главное условие — наличие на нем распятия. Обычно крестик приобретают и дарят крестные. Если он был куплен не в церковной лавке, где все товары уже освящены, то его необходимо отнести в церковь заранее для освящения.
  2. Свечи. Они горят на протяжении всей церемонии. Купить их лучше сразу в церкви. После того как таинство закончится, кто-то из присутствующих родных должен забрать все свечи домой. Они несут в себе очень сильную энергетику и их зажигают дома читая молитву, если ребенок болен.
  3. Икона. Ее также покупают крестные в том храме, где крестят ребенка. Перед ней зажигают свечи во время крещения и после забирают домой. Эту икону желательно повесить над кроватью младенца, чтобы она оберегала ребенка.
  4. Хлеб. Приготовить вы его можете сами, рецепт есть в статье «Бездрожжевой хлеб». Хлеб обязательно должен присутствовать на таинстве, поскольку он символизирует плоть Христову. Родители могут подготовить для ребенка крестильную рубашечку, а крестные — крыжму (отрез ткани или полотенце), в которую заворачивают ребенка после купели.

Зачем крестить ребенка, каждый решает для себя сам. Для глубоко верующих людей это обязательный ритуал, для тех кто менее обращен к Христу, это их моральный выбор.
Автор публикации: Эвелина Белоусова 

История крестного знамения

Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:

«При всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».

Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:

«Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены».

В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.

Суеверия о некрещеных детях

Наши предки верили, что участь некрещеных детей может оказаться не только печальной, но и ужасной. Они полагали, что такие дети не являются «вполне людьми», они наполовину принадлежат потустороннему миру, из которого пришли в мир живых. На Руси некрещеных, впрочем, как и иноверцев, называли «иродами».

Некрещеного ребенка запрещалось целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним. Считалось, что такого ребенка могут украсть духи — домовой, банник, леший, подменив его на своего ребенка, как правило, безобразного и беспокойного.

Если ребенок умирал некрещеным, он, как и мертворожденный, попадал в разряд «заложных покойников». Таких детей хоронили отдельно, на окраине или за оградой кладбища, а то и просто закапывали под полом, под порогом дома, в саду или на перекрестках дорог. По поверью, души некрещеных младенцев не находили успокоения и летали близ своих могил или носились в воздухе в виде вихрей или птиц, особенно перед непогодой, крича и требуя их окрестить.

По достижении семилетнего возраста душа такого ребенка переходила в собственность дьявола и становилась нечистой силой. Общеславянские поверья гласят, что некрещеные дети после кончины превращаются в различных мифологических существ: вампиров, русалок, кикимор. На Руси бытовало поверье, что некрещеный ребенок становится игошей – домашним демоном в образе безрукого и безногого урода, который проказничает по ночам.

Духи, в которых превращались некрещеные дети, считались опасными для живых. Так иногда они являлись к своим матерям, вследствие чего те заболевали и умирали. На Руси верили, что на Святки души некрещеных ребятишек выходят из ада, проникают в дома, хозяева которых не крестят двери, и забирают с собой все что хотят.

Так что оставление ребенка некрещеным было чревато огромными проблемами. Если все же это случалось, то необходимо было устроить обряд поминовения: это делалось в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи или на Троицкой неделе.

Мать, у которой ребенок умирал до крещения, должна была купить 12 крестиков и раздать их чужим детям – тогда по поверью 12 детских душ будут спасены по молитвам апостолов. Накануне Троицы красили яйца в красный и желтый цвета и раздавали соседским детям, а также угощали их различной едой – на помин некрещеных душ.

Еще приносили на перекрестки дорог сотовый мед. По поверью, ночью души некрещеных детей должны были прийти туда за медом, и потом на песке можно было увидеть их следы. Разумеется, все это суеверия, которые не имеют отношения к православной религии.

Крестное знамение в других конфессиях

В католицизме допускаются различные варианты крестного знамения. Например, западные католики часто используют двоеперстие, а восточные – троеперстие. В обоих случаях символика жеста такая же, как было описано выше. Однако наиболее распространённым в католицизме является крестообразное осенение себя слева направо открытой ладонью, то есть всеми пятью пальцами. Такая традиция призвана напоминать о пяти ранах распятого Христа (по одной на всех конечностях и груди).

В протестантизме крестное знамение распространено лишь в некоторых течениях. Так, слева направо крестятся лютеране (в основном священники), англикане и епископалы. Другие протестанты не прибегают к крестному знамению, воспринимая его как древний необязательный обычай. Некоторые же и вовсе отвергают крест, считая его лишь трагичным символом казни Христа. Они не понимают, зачем люди крестятся, считая это идолопоклонством.

Однако святые апостолы не гнушались креста, а превозносили его (Гал. 6:14), (Фил. 3:18). В одном из Посланий апостол Павел прямо говорит, что крест примирил человека и Бога (Еф. 2:6). Иерей Сергий Кобзарь отмечает:

«Посредством Креста не только был убит наш любимый Христос, но и человек получил возможность спасения. Поэтому, Крест является напоминанием не о трагедии, а о великой любви Бога к нам, которую Он доказал, отдав Своего Сына на крестную смерть; напоминанием о единственном пути спасения».

Священник добавляет, что крест стал новозаветным жертвенником для величайшей жертвы – Христа. А к жертвеннику ещё со времён Ветхого Завета относились как к благодатной святыне (Исх. 29:37).

В качестве аргумента против крестного знамения протестанты также приводят новозаветные слова «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:24-25). Однако данная цитата является вырванной из контекста, она продолжается словами «как имеющий в чём-либо нужду». Сергий Кобзарь объясняет:

«Бог не нуждается ни в чем – вот смысл этих строк. Но разве это запрет служить Богу при помощи рук? Библия дает немало примеров, когда при молитве и служении Богу участвуют руки. В этом месте нет запрета служить Богу и поклоняться Ему телесно, используя руки».

Но ведь в словах Христа о «рождении от воды и Духа» не упоминается непосредственно о крещении?

Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится. Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βάπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7).

Чудеса, связанные с крестным знамением

Протоиерей Валериан Кречетов наставляет при любой угрозе совершать крестное знамение и рассказывает о случае, который произошёл с его покойным знакомым – отцом Назарием. Последний служил в подмосковном Переделкино. Однажды его позвали домой к больному для совершения Таинства Причастия. Зайдя в чужой двор, отец Назарий увидел, что на него бежит свирепая собака без привязи. Священник быстро перекрестил псину, и та, словно повиснув в воздухе, резко встала на дыбы, а затем попятилась назад.

Схиархимандрит Тихон (Муртазов) рассказывает, что его знакомая Мария когда-то поехала в Киев в гости к сестре. Муж сестры негативно относился к Православию и наотрез отказывался креститься на молитве перед трапезой. Однажды, лёжа на диване и куря, он решил-таки продемонстрировать своё умение совершать крестное знамение. Но рука мужчины неожиданно оказалась парализованной. Он был крепким спортсменом, однако в тот момент даже двумя руками не мог дотянуть пальцы до лба. Мария подбежала к испуганному мужчине и помогла, трижды перекрестив его же рукой. Тот испытал облегчение и горячо воззвал к Богу, которому десятилетиями не молился. В тот же день мужчина пошёл с женщинами в храм и вскоре воцерковился.

В книге «“Православные колдуны” – кто они?» описывается случай, произошедший в 1993 году в городе Мосальск (Калужская область). В местном Доме культуры проводил массовые сеансы колдун. Верующая журналистка Т., по благословению священника, посетила один из сеансов, чтобы написать о «целителе» разоблачительную статью. Во время мероприятия девушка читала про себя Иисусову молитву. Из-за этого колдун нервничал и был вынужден окончить сеанс.

Экстрасенс вычислил причину своего провала, догнал журналистку и, ругаясь, схватил её за голову. Та сразу почувствовала сильный ожог. Испугавшись, Т. осенила обидчика крестным знамением с краткой молитвой, и тот отступил. Девушка убежала и дома окропила себя святой водой. Долгое время после этого случая наша героиня чувствовала головные боли. Они не снимались лекарствами, но проходили во время молитвы.

Крещение младенца

Сейчас мы расскажем вам о том, как проводится Крещение младенца, и как к нему должны подготовиться родители.

Обряд Крещения происходит довольно просто, но вместе с тем торжественно. Раньше при крещении ребенка в церкви могли присутствовать только крестные и ребенок, сейчас же церковью допущено присутствие отца и даже матери на крестинах, но мать может быть допущена в церковь только после того, как над ней причтется очищающая молитва.

Во время обряда крестные должны стоять рядом со священником, и на руках у одного из восприемника должен быть ребенок. Перед тем как начать обряд, святой отец должен пройти по кругу храм или комнату, где происходит Таинство Крещения и прочитать соответствующие молитвы. Затем один из крестных, у которого на руках находится малыш, должен встать спиной к алтарю, который в этот момент символизирует обитель дьявола, а священник три раза обращается к ребенку с вопросами, ответы за которого должны говорить избранные крестные. После этого крестные должны прочесть «Символ Веры», а потом произойдет миропомазание. После того как батюшка совершит миропомазание, он состригает прядь волос с головки ребенка, как своеобразная жертва Небесному Отцу, потом берет младенца на руки и три раза погружает младенца в купель со святой водой, и отдает ребенка одному из крестных. Когда крестные берут малыша от священника, то они обязываются воспитывать его в православных традициях.

Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню

Краткая молитва Кресту

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Иная краткая молитва

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва 1

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет?

Крещение, согласно апостолу Павлу, – это и есть переживание смерти и рождения, по подобию смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – пишет он в Послании к Римлянам.– Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения … Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим 6: 3-5, 8). Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки».
В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей. Апостол Павел пишет об этом так: Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6: 11). Умирает, говоря словами апостола Павла, ветхий человек. А рождается человек новый, наделенный, как писал протопресвитер Александр Шмеман, даром жить жизнью Самого Христа, верить Его верой, желать того, чего желает Он.

Подкрепляемый благодатным даром, полученным в крещении, человек способен на деле двигаться к Царству Небесному, что на практике означает – исполнять заповеди Христовы: превозмогать собственный эгоизм, переступать через требования своего «Я» и на первое место ставить Бога и ближнего. Крещеный человек способен жить поперек правил, ставших со времени грехопадения «естественными» для мира сего. И он может по-настоящему захотеть той жизни – жизни не для себя, а для Бога, которую предлагает ему Христос и продолжением которой является Царствие Божие. А вот человек некрещеный сил для всего этого не имеет. Им просто неоткуда взяться.

А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?

Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле. В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа. В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа». Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…


Христос и грешница. А. Миронов
Страдания могут отрезвить человека и привести его в Церковь, это случается сплошь и рядом. Но сами по себе они не могут заменить собой крещение.

Но ведь в крещении прощаются все грехи?

Да, после крещения человек начинает жизнь «с чистого листа», все его прошлые грехи изглажены и забыты. Но то грехи – конкретные поступки, слова или мысли, нарушающие заповеди Божии. Иначе обстоит дело со страстями – «искривлениями» человеческой души, внутренними предрасположенностями к дурным поступкам. Внешне они могут быть незаметными и до поры никак не проявляться, но именно они и подводят человека к совершению конкретных грехов. Может быть, человек ни разу ничего не украл, но очень неравнодушен к деньгам, сребролюбив. И в какой-то критической ситуации эта его страсть может «выстрелить», привести к совершению греха. То же и с другими страстями. Страсти, к сожалению, остаются с человеком и после крещения. Но с благодатной помощью Божией теперь он может с ними бороться и даже мало-помалу их преодолевать. В этом помогают церковные таинства – прежде всего Покаяние (исповедь) и Причащение Святых Христовых Таин – Его Тела и Крови. Но возможность прибегать к этим таинствам открывается для человека только после того, как он принял таинство Крещения. Все таинства совершаются исключительно в Церкви, ведь она – тело Христово, пространство, где Бог может действовать в согласии с людьми (а не «поверх» их воли). А членами Церкви мы становимся как раз в крещении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]