Стяжание
- Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни
- Стяжание благодати архим. Рафаил (Карелин)
- Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси И.М. Концевич
- Молитвы в страсти сребролюбия и уповании на земное стяжание
Стяжа́ние – приобретение, накопление.
Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, – это молитва, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, дела милосердия.
Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (прп. Иоанн Лествичник).
«Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, и у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко» (свт. Григорий Богослов).
У христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека.
Поскольку и преподобный Серафим, и Федор Тютчев были православными христианами, есть прямой резон посмотреть, что же говорит о человеческом духе православное вероучение.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает чеканно точное определение этому понятию: «Нравственная сила человека — дух его. <�…> Господь наименовал Дух Святой Силою свыше, Духом Истины; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека — истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке».
Дух человека — нравственная сила, движущая нами во всем, чем бы мы ни занимались. И от того, какой будет эта сила, зависит и результат нашей деятельности.
След духа виден во всех наших делах — и в самом возвышенном творчестве, и в том, как человек выбрасывает мусор. Наш дух определяет направление наших мыслей, поступков, планов на будущее. И выявляет себя именно через них. Каков дух человека, такими будут и его дела.
И тут у христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека во всех своих проявлениях — евангельское описание воплотившегося Бога — Иисуса Христа. В этом описании дана абсолютная норма человечности, какой она должна быть по замыслу нашего Создателя. Ведь Бог, ставший Человеком, не мог действовать иначе как в строгом соответствии со Своим же замыслом о человеке. Значит, любое действие Иисуса Христа является эталоном человеческой духовности. И главную составляющую такой эталонной духовности определил и специально подчеркнул Сам Господь, сказавший: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29).
Обратите внимание, Он не сказал: научитесь от меня, ибо Я гневен и грозен в гневе (а такое в Евангелии тоже описано). Единственное место, где Иисус Христос ставит Себя в пример для научения — вот эти удивительные слова о кротости и смиренном сердце. Это и есть образец действия человеческого духа, данный Богом для всех людей Земли на все времена до скончания века.
Кротость и смирение вместо описанного Тютчевым духовного мятежа. И совсем неудивительно, что свое стихотворение поэт заканчивает так, будто в нем звучит невысказанный призыв: человек, пожалуйста, пощади себя, возвратись ко Христу, уподобляйся Ему в Его мире и кротости, иначе ты просто погибнешь, разорванный собственными противоречивыми устремлениями:
Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! — я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..
Тезис третий:
Что значит: стяжать Святого Духа?
Под стяжанием Святого Духа подразумевается стяжание благодати Божьей. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни.
По своему ближайшему смысловому значению, термин «стяжание» подразумевает: «приобретение», «накопление».
Несмотря на сказанное, содержание выражения «стяжание благодати» нельзя интерпретировать в том смысле, будто Божественную благодать можно аккумулировать, складировать и хранить в своём сердце так, как поступает стяжатель, наполняя кубышку золотом и серебром.
Кроме того, благодать Божья, почивающая на человеке, не становится его собственностью в том же отношении, в каком становятся собственностью накапливаемые стяжателем материальные ценности. Материальными ценностями человек может пользоваться, как ему заблагорассудится. Благодать же содействует человеку только тогда, когда его усилия направлены на Добро.
Под стяжанием Святого Духа понимается благодатное единение человека и Бога. Как же оно осуществляется в действительности?
По мере возрастания человека в добродетели и святости возрастает степень его единения с Вседержителем. Именование этого процесса стяжанием связано с тем, что, во-первых, возрастание человека в религиозно-нравственном аспекте, как и накопление стяжателем материальных богатств, осуществляется постепенно. Во-вторых, преподаваемые человеку благодатные дары Святого Духа, нередко уподобляются (аллегорически) материальным сокровищам (золоту, жемчугу (Мф.13:45-46)).
По мере духовного восхождения человека по лестнице добродетелей, в нём возрастает способность к восприятию благодати; увеличивается степень его благодатного единения с Богом. И, с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем эффективнее реализуются его усилия, направленные на дальнейшее стяжание Святого Духа.
- «Несвятые святые»
- «безгрешность»
- «благотворительность»
- «бытовики»
- «воцерковление»
- «евроинтеграция»
- «интеллигенция»
- «права человека»
- «правовое государство»
- «спасителям» Церкви
- «церковная политика»
- II Ватиканский Собор
- aiza seguerra
- barbra streisand
- bence peter
- ddos
- donor.org.ua
- fish
- fourplay
- helpus.org.ua
- jackie evancho
- jane duboc
- jane monheit
- jotta a
- kevin kern
- marillion
- melody gardot
- mike olfield
- pat metheny
- pink floyd
- rhema marvanne
- secret garden
- sos
- windows
- www.andreytkachev.com
- Авакян
- Автокефалия
- Академик Борис Раушенбах
- Аксаков
- Александр Ткаченко
- Алексей Арцыбушев
- Америка
- Ангелина
- Андрей Десницкий
- Андрей Зубов
- Андрей Макаревич
- Андрей Ткачев
- Андрусь София
- Антонина Алехина
- Апокалипсис
- Апостолы
- Арлет
- Армения
- Архиепископ Иоанн (Шаховской)
- Архиепископ Феофан (Быстров)
- Архимандрит Андрей (Конанос)
- Архимандрит Антоний (Гулиашвили)
- Архимандрит Арсений (Папачок)
- Архимандрит Василий (Гондикакис)
- Архимандрит Дионисий (Каламбокас)
- Архимандрит Плакида (Дезей)
- Архм. Софроний (Сахаров)
- Афон
- Африка
- БО
- Бандера
- Бердяев
- Беслан
- Благовещение
- Благоразумный разбойник
- Блаженнейший Митрополит Владимир
- Блаженнейший митрополит Владимир
- Блаженнейший митрополит Онуфрий
- Бог
- Богородица
- Брусиловский
- Быков
- Ванга
- Великий Пост
- Вербное
- Виктор Горя
- Виктор Шендерович
- Воскресение
- Воскресение Христово
- Врубель
- Галя Мироненко
- Георгий Мадзаридис
- Гитлер
- Гоголь
- Головин
- Горичева
- Горненский монастырь
- Греция
- Григорий Нисский
- Грузия
- ДНР
- Даша Шаповалова
- Денисенко
- Десницкий
- Джобс
- Дима
- Дима Политыко
- Дирижер
- Для впавших в уныние
- Дневники
- Докинз
- Достоевский
- Дочь
- Дулуман
- ЕС
- Евангельское
- Евро 2012
- Европа
- Евхаристия
- Ермий Философ
- ЖЖ
- Жена
- Жигалко Кирилл
- Жириновский
- Жити Завтра
- Запад
- Зубов
- ИНН
- Иван Ильин
- Игумен Петр (Мещеринов)
- Игумения Георгия (Щукина)
- Игуменья Феофила (Лепешинская)
- Израиль
- Иоанн (Зизиулас)
- Ира Майнберг (Тищенко)
- Исповедь
- Иуда
- Керн
- Керсновская Евфросиния
- Киев
- Киево-Печерская Лавра
- Книга Иова
- Кобзон
- Копирайт
- Корадуба
- Коэльо
- Крест
- Крещение
- Крещенская вода
- Крещенские купания
- Крым
- Ксюша
- Кураев
- ЛНР
- Лавра
- Ленин
- Лефлер
- Лиза Глинка
- Литургия
- Литургия преждеосвященных Даров
- Ломакина Богдана
- Лукашенко
- Льюис
- Любовь
- Лютер
- Марина Журинская
- Марина Кончаковская
- Маркс
- Маша Адамец
- Мень
- Мирослав Бакулин
- Митрополит Александр (Драбинко)
- Митрополит Антоний Сурожский
- Митрополит Вениамин (Федченков)
- Митрополит Георгий (Ходр)
- Митрополит Иерофей (Влахос)
- Митрополит Иосиф (Чернов)
- Митрополит Лимассольский Афанасий
- Митрополит Месогийский Николай
- Митрополит Онуфрий
- Митрополит Серафим (Жоантэ)
- Михаил Ефремов
- Михаил Жванецкий
- Молдова
- Монах Моисей Святогорец
- Монах Симеон Афонский
- Монахиня Амвросия (Оберучева)
- Монахиня Елена Казимирчак-Полонская
- Москва
- НГ
- Надежда
- Надежда Крупская
- Надя Селецкая
- Наставники смирения
- Настя Иванова
- Никоненко Виктория
- Новодворская
- Новоселов
- Одесса
- Оксана Варушкина
- Олена Степова
- Ольга Седакова
- Оля Ковецкая
- Оптина
- Осипов
- Откровение
- Охлобыстин
- Охматдет
- ПРФ
- ПЦ
- Павлов
- Пакистан
- Палестина
- Парк разбитых фонарей
- Пасха
- Патриарх
- Патриарх Павел
- Первомученик архидиакон Стефан
- Петр Мамонов
- Петр Порошенко
- Подготовка к причастию
- Порошенко
- Почаевская Лавра
- Пояс Пречистой
- Православие
- Праздник
- Президент
- Престол
- Призри на смирение
- Причастие
- Причащение
- Промысел Божий
- Промысл Божий
- Пророк Иоанн Предтеча
- Протоиерей Андрей Кульков
- Протоиерей Андрей Ткачев
- Протоиерей Артемий Владимиров
- Протоиерей Георгий Флоровский
- Протоиерей Леонид Грилихес
- Протоиерей Родион Путятин
- Профессор Иоаннис Корнаракис
- Прп. Гавриил Зырянов
- Прп. Иустин (Попович)
- Прп. Никодим Святогорец
- Прп. Симеон Новый Богослов
- Псой Короленко
- Путин
- Пуща-Водица
- Пятидесятница
- РПЦ
- РПЦЗ
- Радева Катя
- Ривиль Коффман
- Рим
- Родительская суббота
- Рождественская история
- Рождество
- Рождество Богородицы
- Рождество Христово
- Розанов
- Россия
- Россия УПЦ
- Русский мир
- СИ
- СМИ
- СССР
- США
- Санта-Барбара
- Св. Ириней Лионский
- Св. Патриарх Кирилл
- Св.Писание
- Св.прв.Иоанн Кронштадский
- Светлана Аллилуева
- Свт. Феофан Затворник
- Свыда Алина и Андрей
- Святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Святитель Илия (Минятий)
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
- Святитель Николай
- Святитель Николай Сербский
- Святитель Николай Японский
- Святки
- Святой Дух
- Священник Димитрий Шишкин
- Священномученик Арсений (Жадановский)
- Священномученик Вениамин
- Священномученик Сергий Лебедев
- Священномученик Чельцов Михаил
- Северная Корея
- Семиостров
- Серафим
- Серафим (Роуз)
- Сергей Довлатов
- Сергей Коваленко
- Сергей Фудель
- Сергей Худиев
- Сибирь. Монамур
- Сирия
- Славянск
- Слово Божье
- Собчак
- Соловьев
- Соломаха Елена Ивановна
- Сотница больничная
- Сретение Господне
- Сталин
- Старец Гавриил (Ургебадзе)
- Старец Дионисий (Игнат)
- Старец Ефрем Катунакский
- Старец Ефрем Филофейский
- Старец Иосиф Ватопедский
- Старец Кирилл (Павлов)
- Старец Моисей Святогорец
- Старец Паисий (Олару)
- Старец Паисий Дионисиатский
- Старец Порфирий Кавсокаливит
- Старица Евпраксия
- Страстная
- Страшный Суд
- Стрелков
- Суть Церкви
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
- Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
- Таинства
- Тело Христово
- Тимур Кибиров
- Ткаченко
- Толстой
- УАПЦ
- УПЦ
- УПЦ КП
- Украина
- Улицкая
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Франция
- ХХС
- Хазанов
- Храм свв. Космы и Дамиана римских
- Христа ради
- Христос
- ЦС
- Царствие Божье
- Церковь
- Чапек
- Чаплин
- Чаша
- Честертон
- Чечня
- Чтение
- Шаламов
- Шаталова Соня
- Шмеман
- Энтео
- Ю.Черноморец
- ЮВ
- ЮЮ
- аборт
- автоматизация труда
- агитация
- ад
- ад — несомненная реальность
- акционизм
- алармизм
- анафема
- антиклирикальное
- антихристианство
- апологетика
- армия
- архимандрит Ефрем
- архимандрит Парфений (Мурелатос)
- архм. Венедикт (Пеньков)
- архм. Рафаил (Карелин)
- архм. Спиридон (Кисляков)
- архм. Эмилиан (Вафидис)
- архм.Кирилл (Говорун)
- архм.Тихон (Шевкунов)
- аскетика
- атеизм
- аутизм
- аще не будете яко дети
- бабушки
- баночки-скляночки
- баптизм
- безумие
- безчувствие
- беседа
- беснование
- бесы
- благодарность
- благодать
- благотворительность
- благочестие
- близкие
- богооставленность
- богопознание
- богословие
- богослужение
- бодрость
- болезнь
- большевизм
- борьба
- борьба за сердце
- брак
- брань
- буддизм
- бурчу
- былое
- вандализм
- вера
- вера в душе
- весна
- видео
- виртуальная реальность
- вирус
- вл.Онуфрий
- власть
- во Христе
- война
- волонтерство
- воскресная школа
- воскресный день
- воспитание
- воцерковление
- вочеловечение
- врачебница
- время
- всепрощение
- встреча с Богом
- всякая ерунда
- всякое дыхание
- выборы
- выгорание
- вычитки
- геена
- гимны
- главное
- глобализация
- глупости
- глупость
- глупые рассуждения
- говение
- год здохшего дракона
- головоломка
- голосование
- гомосексуализм
- гонения
- гордыня
- горжусь Украиной
- границы Церкви
- грех
- грешники
- гуманизм
- дар
- дар рассуждения
- дело о церковных ценностях
- демократия
- демонизм
- дерзость
- дети
- детское
- детство
- дневники
- доброделание
- доказательство бытия Бога
- домашнее
- донорство
- доноры
- друзья
- дурринг
- дурь
- духовничество
- духовное делание
- духовные этюдики
- душа
- евреи
- евхаристия
- еп.Варнава (Беляев)
- еп.Филарет (Зверев)
- ереси
- ересь
- жаба
- жена
- женщина
- жертва
- животные
- жизнь
- жизнь вокруг
- жисть
- жить стало лучше — жить стало веселее!
- журналистика
- заблуждения
- зависть
- загадка
- закон
- записка
- записки
- звездины
- здоровье
- зилотство
- зимнее
- злоба
- злословие
- знай наших
- игры
- игумен Никон (Воробьев)
- игумен Сильвестр (Стойчев)
- идеология
- идолопоклонство
- иеромонах Роман (Матюшин)
- из Facebook
- из френдленты
- икона
- иконография
- иконопочитание
- иконостас
- иконы
- иллюзии
- индуизм
- инославие
- интелигенция
- интересно
- интернет
- интонация
- информационная диверсия
- исихазм
- искусство
- искушение
- ислам
- исповедь
- истерика
- истинная религия
- история
- иудеи
- йога
- как молиться
- капитализм
- катапетасма
- катехизация
- католики
- католицизм
- католичество
- кино
- клетка
- клещи
- кликушество
- клип
- клирос
- книга
- книги
- колядки
- колядование
- компромиссы
- концерт
- кончина
- коня на скаку остановит
- коты
- кощунство
- красота
- креоционизм
- крест
- крестница
- крещение
- критика
- критические дни
- кротость
- кто такие христиане
- куда уходит детство
- культура
- курение
- лекарства
- лень
- лепота
- лесбиянство
- лжедуховность
- либерализм
- литература
- литургическое богословие
- литургия
- ложный опыт
- ложь
- любовь
- м.Наталья
- магия
- мама
- маразм
- масленица
- медицина
- мертвость человеческого духа
- милосердие
- милостыня
- мир
- мир Христов
- миряне
- миссионерство
- миссия в мире
- мистика
- митрополит Петроградский и Гдовский
- младенцы
- мнение
- мнимое бесстрастие
- многодетность
- модернизм
- мозг
- молебен
- молитва
- молитвословия
- молодежь
- монастырь
- монах
- монашество
- мошенничество
- мощи
- мудрость
- мужчина
- музыка
- мультик
- мученичество
- мысли
- мытарства
- мір
- надежда
- надругательство
- народ
- народная вера
- настроение
- наука
- национализм
- наш храм
- не слушайте меня дурака
- не-православие
- невежество
- невероятная собака
- невидение
- некрещенные
- нелюди
- неофитство
- неравенство
- нерожденные
- нестяжание
- несчастные люди
- нет слов
- нетление
- новомученики
- нужна помощь
- о блудном сыне
- о. Александр Ельчанинов
- о. Иосиф Трифа
- о. Сергей Круглов
- о.Аввакум Давиденко
- о.Александр Дьяченко
- о.Александр Мень
- о.Алексий Уминский
- о.Анатолий Жураковский
- о.Андрей Дудченко
- о.Андрей Кашинский
- о.Андрей Кураев
- о.Андрей Ткачев
- о.Виталий Эйсмонт
- о.Владимир Виглянский
- о.Власий (Перегонцев)
- о.Всеволод Чаплин
- о.Георгий Коваленко
- о.Георгий Максимов
- о.Георгий Митрофанов
- о.Георгий Эдельштейн
- о.Глеб Грозовский
- о.Даниил Сысоев
- о.Дмитрий Смирнов
- о.Евгений
- о.Игорь Перекуп
- о.Иоанн (Крестьянкин)
- о.Иоанн Немеш
- о.Иона (Игнатенко)
- о.Иона (Черепанов)
- о.Иосиф Фудель
- о.Констатнин Камышанов
- о.Лонгин (Чернуха)
- о.Максим Козлов
- о.Михаил Шполянский
- о.Нектарий (Морозов)
- о.Николай Несправа
- о.Николай Савченко
- о.Павел (Груздев)
- о.Павел Великанов
- о.Паисий Святогорец
- о.Пантелеймон (Шатов)
- о.Петр (Мещеринов)
- о.Роман Барановский
- о.Серафим (Роуз)
- о.Сергий Зразжва
- о.Тихон Шевкунов
- о.Фома Хопко
- о.Ярослав Шипов
- обновленчество
- обожение
- одержимость
- одиночество
- оккультизм
- окно
- онко
- онкология
- онтологическое
- операционки
- опрос
- освящение храма
- основы духовной жизни
- осуждение
- отдых
- паламизм
- паломничества
- память смертная
- панихида
- папа Римский
- парижане
- паспорта
- пасхалия
- патриотизм
- пение
- перебор
- перепост
- пиар
- пища
- победа
- подвиг
- подготовка
- подготовка к смерти
- поздравление
- поиск
- покаяние
- поклонение набору модных слов
- политика
- полное IMHO
- поминовение
- помощь
- помощь Христа ради
- пономарское
- попугай
- последняя проповедь
- послушание
- пост
- постмодернизм
- похоть
- почитание мощей
- поэзия
- правда
- праведники
- правило
- правмир
- православие
- православие в Кении
- правослакты
- праздник
- праздники
- предвидение
- предопределение
- преждеосвященная
- прелесть
- преодоление закона
- принципиальность
- природа
- притча
- приход
- причастие
- причащение
- проблема
- прозорливость
- пропаганда
- проповеди
- проповедь
- пророк Илия
- простота
- просфоры
- просьба о помощи
- прот. Александр Ильин
- прот. Георгий Бреев
- прот. Константин Островский
- прот. Сергий Булгаков
- прот.Владимир Архипов
- протестантизм
- профанация
- прощение
- прп. Варсонофий Оптинский
- прп. Исаак Сирин
- прп. Макарий (Глухарёв)
- прп. Максим Исповедник
- прп. Никон Оптинский
- прп. Симеон Новый Богослов
- прп.Амросий Оптинский
- прп.Гавриил Зырянов
- прп.Ефрем Сирин
- прп.Илия Макеевский
- прп.Иосиф Исихаст
- прп.Исаак Сирин
- прп.Иустин (Попович)
- прп.Мария Египетская
- прп.Петр Дамаскин
- прп.Серафим Саровский
- прп.Силуан Афонский
- псалмы
- псевдоискусство
- псевдомиссионерство
- псевдоправославие
- псевдосмирние
- псевдохристианство
- психиатрия
- психоанализ
- психоз
- психология
- психотерапия
- птицы
- публика
- пуси
- пьянство
- р.Б.Ирина
- р.Б.Леонид
- радикалы
- радость
- размышления
- разум
- рай
- раскол
- распятие
- рассказ
- рассудочная вера
- реанимация
- ревность не по разуму
- революция
- рекламное
- религия
- рецепт
- решение проблемы
- ритм
- родители
- ролевые игры
- русский
- рыдаю
- самаритяне
- самолечение
- самопожертвование
- самость
- св. Павел Адельгейм
- св. праматерь Ева
- св.Александр Невский
- св.Дионисий Ареопагит
- св.Иоанн Кассиан Римлянин
- св.блж.Ксения
- св.вмч. Игнатий Богоносец
- св.вмч.Трифон
- св.прв. Иоанн Кронштадский
- свадьба
- свобода
- свт. Григорий Палама
- свт. Кирилл Иерусалимский
- свт. Мелитон Сардийский
- свт. Нектарий Эгинский
- свт.Василий Великий
- свт.Игнатий (Брянчанинов)
- свт.Иоанн Златоуст
- свт.Лука (Войно-Ясенецкий)
- свт.Николай Японский
- свт.Феофан Затворник
- свт.Филарет (Дроздов)
- святость
- святыни
- священство
- себе на память
- секс
- сексуальные отклонения
- секуляризм
- семейное
- семья
- сергианство
- сигареты
- сила и обман бесов
- синергия
- скорби
- слабость человеческой воли
- слезинка ребенка
- смартфон
- смерть
- смешно
- смирение
- смиренномудрие
- собаки
- совесть
- совок
- современное искусство
- сонливость
- сотериология
- соцальное
- социализм
- спам
- спасение
- справка
- старец
- старец Паисий Святогорец
- старость
- статья
- стихи
- страдания
- страсти
- страх
- страх Божий
- страхования
- студент
- супружеские отношения
- схиархимандрит Гавриил (Бунге)
- схиархимандрит Илий (Ноздрин)
- схиархимандрит Иоаким (Парр)
- схиархимандрит Исаия (Коровай)
- счастье
- таинства
- талант
- талантливые дети
- творчество
- темп
- теодицея
- теория заговора
- теплохладность
- терроризм
- техподдержка
- тление
- толстовство
- томизм
- точная характеристика
- трагедия
- трезво
- тубклиника
- тщеславие
- убийство
- уклонизмы
- украинский
- ум
- умничание
- усопшие
- успех
- фантазии
- фарисейство
- философия
- фильм
- флешмоб
- фон
- фото
- фотоработы
- френдлента
- футбол
- ха-ха
- хамов грех
- хилиазм
- холода
- хор
- хороший фильм
- хоспис
- храм
- храмы
- христианин
- христианство
- целомудрие
- церковная община
- церковное пение
- церковь
- цирк
- частота причащения
- человек
- человеческая глупость
- черти
- чипизация
- чистота
- чтение
- что такое спасение
- чудо
- чудо веры
- шарлатаны
- шестоднев
- шесть столпов
- школа
- щенки
- эволюционизм
- эволюция
- эвтаназия
- эгоизм
- экзегетика
- экзорцизм
- экс-фарисей
- эксперимент
- экуменизм
- эсхатология
- этнофилетизм
- юмор
- юмор ?
- юмор?
- язычество
«Стяжание Духа Святого начинается уже здесь, на земле»
1 августа – день памяти и 110-летие канонизации одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 19 июля 1754 (или 1759), Курск – 2 января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Сегодня мы публикуем отрывок из проповеди доктора богословия, историка церкви, протопресвитера Виталия Борового о преподобном Серафиме Саровском, произнесенной в Богоявленском соборе г. Москвы на вечерне в Неделю перед Богоявлением (15 января 1978).
Дорогие братья и сестры! …воцерковление, это освящение, эта христианизация всей жизни данной культуры, данного общества, данной страны, народа и государства, никогда не удается, если не бывает связано с преображением, изменением, освящением, воцерковлением, христианизацией каждой отдельной личности человеческой, каждого отдельного человека.
В этом и есть трагедия исторического христианства, в том, что оно провозгласило высокие общественные идеалы – создание идеального христианского общества, идеальной христианской культуры – и вместе с тем не сумело преобразовать, воспитать, христианизировать каждого отдельно взятого христианина.
И поэтому христианство как общественная сила, образующая все человечество в единое святое христианское идеальное общество и культуру, в сущности говоря, не удалось. И оно трагически не удалось. Ибо оно не сумело скомбинировать, соединить два элемента: общественный идеал и личную святость. У нас всегда было так: или люди в личном порядке старались быть святыми, жить святой богоугодной жизнью, и тогда уходили от общественных идеалов, или люди предавались общественному идеалу и тогда забывали про личную святость. А вот примером такого призыва церковного, Христова зова к личной святости во имя общественных идеалов, к личной святости, которая является необходимым условием всякого христианского успеха в общественном делании, является преподобный Серафим Саровский.
Вот он был удивительным святым, святым, которого трудно даже представить, трудно даже живописать другим, потому что он, пройдя весь подвиг монашеского делания, все виды монашеского отшельничества – столпничество, затворничество, все виды христианской возвышенной совершенной устремленности к Богу, и потом – духовничество, когда он был открыт для советов, для воздействия на людей, пройдя все это, он всю свою жизнь был удивительно ровен, удивительно одинаков, несмотря на разнообразие его подвигов. Всегда он был необычайно благостный, необычайно ласковый, необычайно радостный, необычайно веселый. Это удивительно! Со всеми, с кем он говорил, к кому он обращался, у него не находилось других слов, как «радость моя»: «Христос воскресе, радость моя!» Всем он говорил: «Стяжи умиление» и молился перед иконой Божией Матери, которая называется «Умиление». А что такое умиление? Умиление, дорогие братья и сестры, – это такое чувство, которое, к сожалению, редко у нас бывает. Радость бывает часто, веселие бывает часто, а умиление… Умиление – это способность радоваться, ликовать, способность быть в необычайно благостном настроении тогда, когда нет основания к этому. Человек радуется, когда имеет причины для радости, человек веселится, когда случается что-то веселое. А умиление – это способность, это особенность души, когда человек постоянно радуется, постоянно благостен, постоянно как бы по-пасхальному настроен, тогда, когда нет оснований, когда видимых причин для этого нет, когда, наоборот, все видимые причины и обстоятельства жизни противоречат этому, толкают к горю, к отчаянию, к плачу, к раздражению, к гневу, – а человек способен умиляться.
Вот это – удивительная способность преподобного Серафима. И недаром он молился перед иконой «Умиление» и всегда говорил всем, часто повторял: «Радость моя, стяжи, т.е. приобрети, умиление». Или говорил также: «Стяжи мирный дух, стяжи умиление, – и тысячи вокруг тебя спасутся». Потому что умиление, этот мирный дух, это радостное восприятие даже несчастья, даже боли, даже безобразия, даже зла – это действует на других, как бы сообщается другим.
Я хочу, дорогие братья и сестры, вам прочитать один раздел из воспоминаний о прп. Серафиме, прочитать его собственные слова, потому что если я скажу вам, то у многих из вас возникнет сомнение, насколько верно я воспроизвел их. Ибо это будет звучать очень необычайно, а между тем, это прп. Серафим говорил. Он говорил: «Веселость – не грех, она отгоняет усталость. А от усталости ведь уныние бывает. А хуже уныния ничего нет. Оно все приводит с собой, уныние. Вот и я, как поступил в монастырь, на клиросе тоже бывало, и такой-то веселый был, радость моя». На клиросе был веселый, в монастыре! «Бывало, как приду на клирос-то, братия устанут, ну, уныние и нападет на них. А я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо. А в храме Божием не подобает делать дурное. А сказать слово ласковое, приветливое, веселое слово, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда веселел, а не был бы унылый, – вовсе не грешно. Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!»
Это удивительные слова, дорогие братья и сестры, слова, которые показывают, что прп. Серафим имел этот первохристианский дух радости, постоянного веселия, постоянного умиления, постоянной ласковости. Оттого он и призывал всех стяжать это умиление, стяжать, приобрести эту радость, потому что этим приобретается самое важное, как он говорил, – стяжание Духа Святого. Вот, я прочитаю вам еще его собственные слова: «Молитва, пост, бдение и всяческие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, Духа Божия. Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века правду подательствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Святого Духа».
Дорогие братья и сестры, вот этот идеал, эту конечную цель выдвигал прп. Серафим перед каждым христианином, перед каждым человеком. Радость, ласковость, умиротворенность, одухотворенность, умиление, веселие, – с тем, чтобы стяжать Духа Святого. И при этом, он говорил, стяжание Духа Святого – это не там, на небе, где оно будет полным, а оно начинается уже здесь, на земле. Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силою и действием Святого Духа. Тот теосис, то обожение, которое, по учению древневосточных отцов и учителей церкви, является целью, конечным итогом всякого человека, всякой человеческой святости, уподобление Богу – оно уже здесь начинается, уже в жизни каждого человека должно начинаться.
И мы знаем, как это проявлялось у прп. Серафима. Мы имеем записи Мотовилова, человека, который общался с прп. Серафимом много лет и был исцелен им, человека интеллигентного, знающего духовную жизнь, который дословно, доподлинно записал эти переживания. И Мотовилов записал нам, как он прошел с прп. Серафимом этот путь стяжания Святого Духа. Он не понимал, что это значит – «стяжание Святого Духа», в чем оно проявляется. И тогда прп. Серафим показал ему – взял его за плечи и сказал: «Что ты сейчас чувствуешь? Мы уже сейчас с тобой в Духе Святом!» И посмотрел Мотовилов на лицо прп. Серафима – и оно светится необычайно. И спрашивает Серафим: «Что ты у меня видишь?» – «Я вижу такой свет, который я не могу переносить». Спрашивает прп. Серафим: «А что ты сейчас чувствуешь?» (А это было зимой, был глубокий снег и мороз, они были в лесу). «Я чувствую, – он говорит, – необычайную умиротворенность, необычайный покой, тишину и радость в душе моей». И тогда прп. Серафим спрашивает: «А что ты еще чувствуешь?» И Мотовилов здесь описывает все те чувства преображения, которые были испытаны им, человеком, таким, как и мы, но вознесенным, благодаря прп. Серафиму, действием Святого Духа до этой степени обожения, до этого теосиса, до этого стяжания Святого Духа. И он описывает, что он чувствовал невыразимую сладость, невыразимую радость, теплоту невероятную. Тогда Серафим сказал: «Ну, как ты чувствуешь теплоту? Ведь кругом снег и мороз, и снег, который падает с неба, на нас не тает». «Да, но я чувствую себя так, как будто бы я в бане». Серафим и говорит: «Так вот, это и есть внутреннее стяжание Святого Духа, это Царство Божие среди нас». «Ну, а запах какой ты чувствуешь, такой, как в бане?» «Нет, такого запаха я не чувствовал еще в моей жизни. Он наполняет меня необычайной радостью и наслаждением». «Вот это и есть, – сказал он, – чувство стяжания Святого Духа».
Дорогие братья и сестры! Это, конечно, чрезвычайное переживание, исключительный, может быть, опыт, которым прп. Серафим показал Мотовилову, что значит стяжание Святого Духа. Но это и есть то, что является целью каждого из нас: через внутреннее преображение достичь вот этого стяжания Святого Духа.
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого. Так же, как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении Благодати Духа Святого. У каждого православного человека свой путь, которым он идет к служению Богу и стяжанию Благодати. В этом ему, как правило, помогает «духовник».
Молитва, исповедь, причастите Святых Христовы Тайн, добрые дела – все это средства, с помощью которых все христиане стяжают Благодать Духа Святого.
Скачать: Стяжание Духа Святого. Серафим Саровский.
Живое общение с Господом – это и есть стяжание Духа Святого.
Человек с раздраем в душе не только мучается сам, но и опасно влияет на состояние окружающих.
Современник преподобного Серафима русский поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев написал строки, ставшие впоследствии не менее знаменитыми, чем высказывание преподобного Серафима:
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Здесь видно, что растленный (распадающийся, гибнущий) дух человека выражается в глубоком внутреннем конфликте прежде всего внутри его собственной личности: одна ее часть рвется к свету, другая — бунтует против этого же света.
И конечно же, человек с таким внутренним устроением будет сеять вокруг себя такой же хаос и разрушение. В любом его социальном взаимодействии эта глубинная разруха будет проявлять себя так или иначе. Не понимая своих мотивов, желаний, потребностей, такой человек мечется из крайности в крайность, пытаясь найти опору то в более справедливом общественном строе, то в сильной личности, способной повести за собой к вожделенному счастью, то в какой-нибудь объединяющей людей идее.
Но там, где нет ясного понимания, к чему ты стремишься, не может быть и внятных ориентиров достижения неведомой цели. И вольно или невольно такой мятущийся человеческий дух увлекает за собой и других людей, страдающих от такой же внутренней расщепленности. Так, внутренний хаос и мятеж одного человека становится причиной душевного смущения тех, кто так или иначе общается с ним. Приведет ли это к их гибели, или они сумеют с Божьей помощью преодолеть это смущение, трудно сказать. Бывает и так, и этак. Но очевидно, что сам по себе этот внутренний духовный мятеж отнюдь не способствует спасению и даже обычной спокойной жизни человека.
Но что же такое этот дух человека? Чем он определяется, каков он и как можно определить, что для него является нормой, а что — отклонением от этой нормы?
Тезис второй:
Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Святой проповедник подробно объяснил эту фразу. У человека существует три источника воли, желаний:
- Духовная, подталкивает к объединению с Богом.
- Собственная.
- Бесовская.
Руководствуясь третьей, человек работает, чтобы удовлетворить свою гордыню, тщеславие и корысть. Она присутствует у каждого и представляет большую опасность. Вторая позволяет самостоятельно сделать выбор. Он сам решает чем будет руководствоваться. Одни воруют, другие делают добрые дела. При этом все они преследуют мирской результат. Делают ближнему добро ради удовлетворения собственной гордыни. От Господа только первая воля. Руководствуясь ею, человек совершает добро ради Святого Духа. Слушая ее, он собирает не материальное, а вечное богатство. Преподобный говорил, что накапливать этого «капитала» нужно как можно больше, стремиться к стяжанию. В этом должен быть смысл всего, что делает верующий в стяжании Святого Духа.
О трудностях перевода | православный саров
15 июня 2011 года
Я программист с почти 20-летним стажем. Программировал на целом ряде языков (Pascal, C, C++, Fortran, Basic, Assembler, shell script и другие), а переводил и читал программы еще на дюжине языков.
Некоторые базовые принципы программирования не так уж отличаются от принципов построения обычных языков. В частности, поэтому я испытываю большой и все возрастающий интерес к языкознанию.
И все больше мне нравится мой родной, русский язык, равно как и церковно-славянский, язык моей церкви.
Обратите внимание
Естественный язык куда богаче, чем язык программирования. Каждое слово, как правило, многозначно, оно обязательно имеет свою историю, смысловые оттенки, однокоренные слова, синонимы и антонимы, также уточняющие его смысл. Каждое слово порождает вполне определенный ассоциативный ряд, целый «жгут» родственных понятий.
В каждом случае мы интуитивно понимаем, что в данном контексте уместно по смыслу выбрать именно такой синоним, а не другой. Математика – как часто говорят, язык науки, поэтому многие математики изучали свойства языков. Недаром такие важные понятия теории вероятности и математической статистики как «цепи Маркова» изучались их автором (А.А.Марковым) на примере анализа текста «Евгения Онегина».
Язык также является хранителем исторического и духовного опыта народа.
В либеральных кругах часто звучат упреки в сторону православных в том, что в церкви в качестве языка богослужений используются церковнославянский язык, а не современный русский.
Но чем дольше я нахожусь в церкви, тем больше понимаю, насколько это правильно и насколько преступным было бы от этого отказаться (как и католикам не следует отказываться от латыни). Дело в том, что язык является хранителем понятий и смыслов. Пока язык существует, люди эти смыслы могут уловить.
Забвение языка означает забвение смыслов – а вместе с ним и уничтожение исторического опыта. Именно поэтому, например, засилье «олбанского» языка в Интернете (то есть намеренно упрощенного и искаженного русского в стиле «превед, медвед») может рассматриваться как метод ведения информационной войны против России.
Потому что вместе с уничтожением литературного русского языка исчезнут многие очень важные слова и их смыслы. В «олбанском» языке многие понятия просто не могут быть выражены, за неимением подходящих слов. Точно так же забвение церковнославянского языка означает забвение и исчезновение многих важных понятий и смыслов.
Возникающая в результате немота порождает духовное рабство, а за ним и порабощение физическое. В чем и состоит истинная цель указанных выше либералов, несмотря на их громкое самоназвание.
В качестве учебного примера приведу совершенно конкретный случай из реальной жизни – известное изречение преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя». Переводить, я думаю, не надо – церковно-славянский язык русским людям еще пока понятен на генетическом уровне, даже когда точного значения слов человек не знает.
Этим изречением Серафим выразил суть христианского подвига.
В этом изречении дается, например, ответ тем людям (материалистам), которые сводят все содержание человеческой жизни только к производству и потреблению материальных предметов, а всех людей, не занятых материальным производством (например, музыкантов, писателей, актеров, ученых, учителей, священников или монахов) объявляют «дармоедами», «обслугой» и «лишними людьми», не имеющими права на жизнь. В этом изречении дается ответ и на вопрос «в чем состоит социальное служение христиан». Оказывается, что изменение состояния своего духа имеет не только личное значение, но играет и социальную роль – оно помогает другим людям в деле спасения души.
И вот я встречаю в газете Городской курьер, №21 от 25 мая 2011, статью «как учил преподобный» с описанием фотоконкурса «Православные святыни атомных городов». Там слова прп. Серафима передаются так: «Имей мир в своем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Это, конечно, перевод с церковно-славянского языка на русский язык. Перевод, по моему мнению полностью, профанирующий содержание изречения батюшки Серафима. Можно ведь сказать – подумаешь, фраза.
Важно
Но это не просто фраза, эти слова взяты как девиз, а девиз имеет особую значимость как отточенная формулировка какой-то идеи, как знамя.
Слово «стяжи» имеет очевидную активную, волевую окраску – стяжать что-то можно только усилием воли, трудом. Волевая окраска в этом слове даже более выражена, чем в родственном по смыслу слове «приобрети». В беседе с Мотовиловым Серафим говорит о «стяжании Духа Святого» как о цели христианской жизни.
Говоря о «стяжании», он приводит в пример купцов, которые трудом и смекалкой стяжают (собирают) богатство. Серафим был из рода курского купечества, этот пример был ему близок.
В советское время слово «стяжатель» имело негативный оттенок, но даже в этом случае оно означало человека энергичного, алчущего приобрести богатство.
Слово «стяжи» также однокоренное со словом «стяг» (знамя) и «стягивать» (собирать). То есть «стяжать» можно тогда, когда есть некий стяг, высокая цель, которая стягивает, собирает вокруг себя единомышленников или воинов. Стяг – воинский термин, поэтому «стяжать» ассоциируется также с битвой, в данном случае, с духовной бранью под стягом Спасителя.
Напротив, слово «имей» – пассивно и лишено волевой окраски. Иметь можно просто так, по наследству, в подарок или волей случая. Слово «имей» более грубо-вещественное, и оно никакого стягивания единомышленников не предполагает.
Напротив, оно ассоциируется с обособлением, использованием чего-то в своих личных целях. Недаром раньше барские усадьбы назывались «имениями».
А сейчас, когда нас обидели тем, что использовали как неодушевленную вещь, мы порой говорим: «Нас поимели».
Совет
Дальше, «стяжи дух мирен» и «имей мир в своем сердце» апеллируют к двум совершенно разным предметам – духу и сердцу. Видно, переводчику слово «дух» показалось несовременным. А ведь смысл слов совсем разный. Дух относится к сфере воли, разума, делания. Сердце – это сфера чувств, эмоций, симпатий.
Серафим Саровский о молитве
Святой говорил, что во время молитвы разум и сердце должны быть одним целым, а помыслы не рассеяны. Только в этом случае «сердце согревается теплотою духовной, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
Часто, во время молитвы святой погружался в длительное умное созерцание Господа: он стоял перед святым образом, не читал никаких молитв и не клал поклоны, а лишь умом в сердце созерцая Бога.
Поэтому верующие должны стараться, чтобы во время молитвы мысли не рассеивались, так как из-за этого душа, по дьявольскому действию, уклоняется от любви Божьей.
Что значит стяжать Дух Святой?
Материальные богатства приобрести легко, сложнее – стяжать добродетели. Святые считали высшей ступенью духовного роста – стяжание Духа Святого и Божией Благодати.
Серафим Саровский постоянно напоминал о необходимости стяжания Духа Святого, так как сам пережил это блаженное состояние. В беседе с Мотовиловым он сравнивал жизнь человека с площадью, где торгуют. Каждый купец старается продать свой товар подороже. Вначале продавец много работает, чтобы накопить много вещей, полезных в хозяйстве. Изучив спрос, он везет на рынок то, что принесет больше прибыли. Если купец возвращался домой без товара и с деньгами – торговля считалась успешной.
Преподобный серафим придавал этой притчей духовный смысл, сравнивая накопление товара для торговли со стяжанием добродетелей: любви, скромности и милосердия. Это хорошие качества, но для человека не имеют пользы, пока он не «продаст» их Господу, получив за это «деньги» — Благодать Духа Святого. Серафим Саровский называл стяжание Святого духа истинной целью жизни христианина, а добрые дела – средство, с помощью которого достигается Божественная Сила.
Так же, как за вырученные деньги купец может купить все, что захочет, так и с помощью Духа Святого человек получит силы творить чудеса, легко справляться с собственными страстями, наполняться здоровьем и силами, какими обладали в раю наши праотцы, а душа верующего всегда наполнена покоем и радостью.
Когда Мотовилов спросил, как достичь такого блаженства, святой напоминает о купце, который несет на рынок только тот товар, за который можно получить больше денег. Так и православный, чтобы стяжать больше благодати, должен делать такие добрые дела, которые наиболее утешат его душу. При этом стоит помнить, что добрые дела совершают не ради похвалы, а во Славу Божью.
Чтобы пояснения не остались для Николая пустыми словами, преподобный попросил Господа на мгновение показать, что ощущает человек, который находится в силе Духа Святого. Мотовилов ощутил тишину, необыкновенную радость и теплоту. Позже ученик написал книгу, в которой подробно описал явление, которое с ним произошло.
Серафим Саровский: «Cтяжание Духа Святого»
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого.
Что значит «стяжать Дух Святой», каково значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов? Обо всем подробнее в данной статье!
Через преподобного Серафима Саровского Господь открыл православным, что цель жизни любого верующего – стяжание Духа Святого.
Обратите внимание
Так же, как мирские люди стремятся к стяжанию материальных благ, истинный верующий должен заботиться об обретении Благодати Духа Святого.
У каждого православного человека свой путь, которым он идет к служению Богу и стяжанию Благодати. В этом ему, как правило, помогает «духовник».
Молитва, исповедь, причастите Святых Христовы Тайн, добрые дела – все это средства, с помощью которых все христиане стяжают Благодать Духа Святого.
Скачать: Стяжание Духа Святого. Серафим Саровский.
Живое общение с Господом – это и есть стяжание Духа Святого.
Происхождение выражения «стяжание Духа Святого»
Это выражение в обращение ввел Серафим Саровский. Беседуя с Мотовиловым на темы, которые касались сути веры и того, что происходит с человеком, когда он молиться, Святой подвижник сказал, что молящийся действует подобно человеку, который мечтает достичь славы и богатства. Только цель верующего лежит в иной плоскости. Он стремится объединиться с Господом через стяжание Духа Святого.
Преподобный сравнивал работу верующего с той, которую мы выполняем в повседневной жизни. Чтобы получить материальные блага для себя и своей семьи, человек должен много трудиться. Работа души – это приобретение или получение Благодати Святого Духа, чтобы соединиться с Господом. Это и является для верующего человека наивысшей ценностью.
Святой проповедник подробно объяснил эту фразу. У человека существует три источника воли, желаний:
- Духовная, подталкивает к объединению с Богом.
- Собственная.
- Бесовская.
Руководствуясь третьей, человек работает, чтобы удовлетворить свою гордыню, тщеславие и корысть. Она присутствует у каждого и представляет большую опасность. Вторая позволяет самостоятельно сделать выбор. Он сам решает чем будет руководствоваться. Одни воруют, другие делают добрые дела. При этом все они преследуют мирской результат.
Делают ближнему добро ради удовлетворения собственной гордыни. От Господа только первая воля. Руководствуясь ею, человек совершает добро ради Святого Духа. Слушая ее, он собирает не материальное, а вечное богатство. Преподобный говорил, что накапливать этого «капитала» нужно как можно больше, стремиться к стяжанию.
В этом должен быть смысл всего, что делает верующий в стяжании Святого Духа.
Серафим Саровский о молитве
Святой говорил, что во время молитвы разум и сердце должны быть одним целым, а помыслы не рассеяны. Только в этом случае «сердце согревается теплотою духовной, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека».
Часто, во время молитвы святой погружался в длительное умное созерцание Господа: он стоял перед святым образом, не читал никаких молитв и не клал поклоны, а лишь умом в сердце созерцая Бога.
Поэтому верующие должны стараться, чтобы во время молитвы мысли не рассеивались, так как из-за этого душа, по дьявольскому действию, уклоняется от любви Божьей.
Что значит стяжать Дух Святой?
Материальные богатства приобрести легко, сложнее – стяжать добродетели. Святые считали высшей ступенью духовного роста – стяжание Духа Святого и Божией Благодати.
Серафим Саровский постоянно напоминал о необходимости стяжания Духа Святого, так как сам пережил это блаженное состояние. В беседе с Мотовиловым он сравнивал жизнь человека с площадью, где торгуют.
Каждый купец старается продать свой товар подороже. Вначале продавец много работает, чтобы накопить много вещей, полезных в хозяйстве. Изучив спрос, он везет на рынок то, что принесет больше прибыли.
Если купец возвращался домой без товара и с деньгами – торговля считалась успешной.
Преподобный серафим придавал этой притчей духовный смысл, сравнивая накопление товара для торговли со стяжанием добродетелей: любви, скромности и милосердия.
Это хорошие качества, но для человека не имеют пользы, пока он не «продаст» их Господу, получив за это «деньги» — Благодать Духа Святого.
Серафим Саровский называл стяжание Святого духа истинной целью жизни христианина, а добрые дела – средство, с помощью которого достигается Божественная Сила.
Важно
Так же, как за вырученные деньги купец может купить все, что захочет, так и с помощью Духа Святого человек получит силы творить чудеса, легко справляться с собственными страстями, наполняться здоровьем и силами, какими обладали в раю наши праотцы, а душа верующего всегда наполнена покоем и радостью.
Когда Мотовилов спросил, как достичь такого блаженства, святой напоминает о купце, который несет на рынок только тот товар, за который можно получить больше денег. Так и православный, чтобы стяжать больше благодати, должен делать такие добрые дела, которые наиболее утешат его душу. При этом стоит помнить, что добрые дела совершают не ради похвалы, а во Славу Божью.
https://www.youtube.com/watch?v=e9JCebI0yck
Чтобы пояснения не остались для Николая пустыми словами, преподобный попросил Господа на мгновение показать, что ощущает человек, который находится в силе Духа Святого. Мотовилов ощутил тишину, необыкновенную радость и теплоту. Позже ученик написал книгу, в которой подробно описал явление, которое с ним произошло.
Что подразумевают под стяжанием Духа Святого?
Под этим выражением подразумевается стяжание Божьей благодати. Термин «стяжание», по смысловому значению означает: накопление, приобретение.
Нельзя выражение «стяжание Благодати» понимать так, что Божественную благодать можно складировать и хранить в своем сердце наподобие стяжателя, который накапливает золото и серебро.
Благодать Божия, почивающая на человеке, не является его собственностью. Материальные ценности человек может использовать на свое усмотрение, Благодать же действует только тогда, когда все поступки человека направлены на добро.
По мере возрастания верующего в святости и добродетели возрастает степень его единения с Господом. Человек постепенно возрастает в нравственно-религиозном аспекте, поэтому этот процесс получил название «стяжание».
Значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов
Епископов древности называют Святыми Отцами Церкви. Они составили толкования Евангелия и основные правила, придерживаясь которых живут современные христиане. Величайшие из них – епископы Византии Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Знаменитый проповедник и обличитель немилосердных и неправедных богачей святой Иоанн Златоуст, объяснил доступным языком для простых людей, что такое стяжание неправедное.
В значении порока, накоплению состояния путем лжи и насилия он употреблял слова «стяжательство» и «любостяжение». Любостяжателями называют воров и взяточников.
Совет
Василий Великий отмечал, что нет более страшного любостяжательства, чем то, если человек не делиться с неимущими тем, что может со временем испортиться.
Если говорить современным языком, то результатом нашего служения и молитв, Господь все больше проявляется в нас и через нас, мы это ощущаем как наполнение Духом Святым. Чтобы наполняться Святым Духом, мы должны молиться, соблюдать пост, быть милосердными и делать добрые дела.
Источник: https://pravgolos.ru/serafim-sarovskiy-ctyazhanie-duha-svyatogo/
Что подразумевают под стяжанием Духа Святого?
Под этим выражением подразумевается стяжание Божьей благодати. Термин «стяжание», по смысловому значению означает: накопление, приобретение.
Нельзя выражение «стяжание Благодати» понимать так, что Божественную благодать можно складировать и хранить в своем сердце наподобие стяжателя, который накапливает золото и серебро.
Благодать Божия, почивающая на человеке, не является его собственностью. Материальные ценности человек может использовать на свое усмотрение, Благодать же действует только тогда, когда все поступки человека направлены на добро.
По мере возрастания верующего в святости и добродетели возрастает степень его единения с Господом. Человек постепенно возрастает в нравственно-религиозном аспекте, поэтому этот процесс получил название «стяжание».
Значение понятия «стяжание» в творениях Святых Отцов
Епископов древности называют Святыми Отцами Церкви. Они составили толкования Евангелия и основные правила, придерживаясь которых живут современные христиане. Величайшие из них – епископы Византии Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Знаменитый проповедник и обличитель немилосердных и неправедных богачей святой Иоанн Златоуст, объяснил доступным языком для простых людей, что такое стяжание неправедное. В значении порока, накоплению состояния путем лжи и насилия он употреблял слова «стяжательство» и «любостяжение». Любостяжателями называют воров и взяточников. Василий Великий отмечал, что нет более страшного любостяжательства, чем то, если человек не делиться с неимущими тем, что может со временем испортиться.
Если говорить современным языком, то результатом нашего служения и молитв, Господь все больше проявляется в нас и через нас, мы это ощущаем как наполнение Духом Святым. Чтобы наполняться Святым Духом, мы должны молиться, соблюдать пост, быть милосердными и делать добрые дела.