Советы Оптинских старцев христианам, живущим в миру


Православная Жизнь

Изречения оптинских старцев о болезнях и лечении.

«Больной музыкант». 1859. М .П.Клодт

«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»

Преподобный Макарий Оптинский

* * *

«

Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе:
Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет
».

Преподобный Макарий Оптинский

* * *

«Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу…»

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

* * *

«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее…»

Преподобный Амвросий

* * *

«Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи».

Преподобный Иосиф Оптинский

* * *

«Слава Богу, что ты сподобилась быть причастницею Пречистых Таин Христовых, а о том не малодушествуй, что не говела. Да ты, страдая телом, больший переносишь подвиг говения».

Преподобный Макарий Оптинский

* * *

«Итак причина наших болезней душевных и телесных – суть грехи наши. Собразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно разсмотреть себя, припомнить все грехи, совершённые им с семилетнего возраста и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твёрдое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин».

Преподобный Иларион Оптинский

* * *

«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование не обязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда даётся, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подаётся».

Преподобный Никон Оптинский

* * *

«…Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому служить телом и духом Богу».

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

* * *

«»Молитва Иисусова и с болящего спрашивается», – пишут святые отцы».

Преподобный Иосиф Оптинский

* * *

«Скорбеть о здоровье кого-либо не должно, Господь знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь, наш долг – молиться. Господь сказал: «Молитеся друг за друга, да исцелеете»».

Преподобный Иосиф Оптинский

* * *

«Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит».

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

«Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение».

Преподобный Никон Оптинский

* * *

«В последнем письме ты прямо сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни.

Сама знаешь, что болезнь эта большею частию происходит от тревожного состояния души…»

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренно исправить свою жизнь и искренно примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам, Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное».

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

«Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это не требуется».

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

«По болезненности не ходите в храм Божий. — Что делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по болезни, и никто с вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь».

Преподобный Иосиф Оптинский

О блудных помыслах. Душеполезные наставления Оптинских старцев

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь противиться, то помощию Божиею и убежит от тебя враг (преп. Макарий).

Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца, а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что тако пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излишний покой, сообращение с полом противным, и старайся удаляться, сколько можно, всего оного, а паче старайся смиряться, ибо, по слову святого Лествичника: где есть падение, тамо предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что пострадала? (преп. Макарий).

Но ты хочешь знать и о движении похотном? Ежели оно просто движется, без нашей воли, но от естества, — это не есть побеждение. Но надобно не услаждаться оным, а зазирать себя, просить помощи от Бога и находить в себе вины; ибо и кроме естества попускается брань сия за возношение, за осуждение, за излишний покой и разрешение (на пищу). О всем сем подробно есть у св. Исаака Сирина в 77 Слове (преп. Макарий).

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться — не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской — суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (преп. Анатолий).

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле (преп. Макарий).

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам (преп. Анатолий).

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими — надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов (преп. Никон).

…Страстные волны и <�бури> чрез помыслы и сонно-мечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностию и прочим. Это справедливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. <�Хорошо и> об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения <�духовной> матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости (преп. Лев).

…Упоминаете, что иногда блудною мыслию побеждаетеся и сребролюбием, не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколюбивый Господь мало того что прощает наши безчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал призывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спасения не отчаивался (преп. Лев).

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (преп. Иосиф).

В страстных и греховных помыслах не должно разбираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их — только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молитвою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных разъяснений не надо делать (преп. Иосиф).

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При напоре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (преп. Анатолий).

Против нечистых помыслов меч духовный употребляй — имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (преп. Иосиф).

«Греховные помыслы и борьба с ними»

История Оптиной пустыни

В живописном месте Калужской области, в четырёх километрах от города Козельска, у опушки соснового бора расположился мужской монастырь. От мирской суеты его отделяют спокойные воды реки Жиздра. Археологические раскопки свидетельствуют, что жизнь в данной местности существовала в далёком 1213 году. Подлинная дата появления монастыря неизвестна. В древних книгах 1629 года впервые упоминается эта территория, как Макарьевская Оптина пустынь.

Существуют три версии возникновения обители. Каждая основана на тех или иных скудных сведениях, добытых из древних книг, либо дошедших до современников преданий.

Версия первая

Князь Владимир Храбрый возглавлял русское войско, защищавшее Московское княжество от Орды и литовских захватчиков в восьмидесятых годах XII века. Рождённый на сороковой день после смерти отца, Владимир с детских лет трепетно относился к Божьему промыслу событий собственной жизни. В зрелые годы питал уважение к монахам, их образу жизни. Покончив с ратными подвигами основал монастырь на берегу реки Жиздра. Есть мнение, что обитель построили наследники князя, повинуясь его предсмертному желанию.

Версия вторая

В семидесятых годах XIV в месте, где сейчас располагается святыня, проходил путь, соединяющий местных жителей с Козельским княжеством. Дорога шла через лес, в котором промышляли разбойники. Самым жестоким из них был грабитель по имени Опта.

К исходу жизни он услышал глас Божий, повелевший исправить совершенные бесчинства. Разбойник раскаялся в грешной жизни. Вблизи от места прежних преступлений построил скит. Жил отшельником, молил Бога о прощении грехов. Позже принял монашество и иноческое имя Макарий. К нему в скит стали селиться другие раскаявшиеся грешники в надежде на милость Бога. С тех пор прижилось название обители — Макарьевская Оптина пустынь.

Версия третья

В период правления Бориса Годунова — девяностые года XV века, пустующая местность близ Козельска царским разрешениям была отдана монахам и монахиням, желающим жить отдельно от мирского люда. Отшельники выстроили обитель, разделив её на две части — мужскую и женскую половины. Проживающих в одном месте монахов и монахинь в прежние времена называли оптины. Так появилось название Оптина пустынь.

Каково бы ни было истинное происхождение пристанища стяжателей Божьей благодати, неизменно одно — житие Оптинских старцев учит людей духовности, благочестию, состраданию, жизни в гармонии с волей Бога. Наставления святых отцов актуальны и в наши дни.

Кто такие Оптинские старцы

Духовная жизнь — нелегкий процесс. Иные люди считают, что достаточно соблюдать Божьи заповеди, чтобы душа пребывала в благости. Но чтить эти наставления можно по-разному. Одно дело сознательно ограничивать себя в желаниях, страстях, искушениях, другое — ощущать в ограничениях радость жизни, великий дар свыше, возможность приблизиться ко Спасителю.

Законы Правды не в насильственном воздействии на личность, а во внутренней потребности к Истине. Такие духовные правила и раскрывали простым людям Оптинские старцы. Каждый из них приходился духовным руководителем сотням мирян, обращавшихся за советом, помощью, поддержкой.

Житие Оптинских старцев — наглядный пример превосходства духовности над физическими потребностями. Быт монахов был прост, пища однообразна. Молитва, труд, помощь ближним — составляли единственную потребность обитателей обители.

Цвет монашества Оптины пришелся на тридцатые годы XVIII века. В этот период наставником обители был иеросхимонах Антоний. Под руководством старцев находились иноки — послушники и молодые монахи, жившие в монастыре. Принимали мирян игумен Моисей, старцы Лев, Макарий, Амвросий.

Не только личный приём вели преподобные отцы. Многие нуждающиеся в совете, наставлении не могли прибыть в пустынь. Мешки писем поступали в Оптину. И каждое не оставалось без внимания. Как удавалось монахам проникнуть в каждую судьбу, найти для человека нужное слово — одному Богу известно. Для старцев не существовало мелочей. Они понимали — всё в жизни имеет цену и последствия.

Старец Лев

Ярким пример монашеского подвига, служения ближним продемонстрировал собственной жизнью старец Лев Оптинский.

Решение посвятить себя Богу зрело в его сердце с юности. Родившись 24 октября 1768 года в бедной семье, с юных лет Лев Наголкин трудился работником у купца в городе Болхове Орловской губернии. Видя усердие, расторопность, добродетельную жизнь Льва, хозяин предложил ему жениться на своей дочери. Имея иные жизненные планы будущий старец отказался от выгодного предложения.

Покинув родные места — юноша отправился на поиски жизни во благо служения Творцу пребывая в уверенности, что «любящим Бога все обстоятельства ко благу».

В Оптину пустынь Лев поступил в 28 лет. Служба у купца пошла молодому человеку на пользу — он хорошо знал как жизнь дворянства, так и быт простого народа, изучил территорию почти всей России, разбирался в военной и морской службе.

Знания пригодились отцу Льву как духовному наставнику. Так как в его помощи нуждались люди в разных краях России — ему пришлось сменить много обителей. Где бы он ни жил — везде его знали как смиренного слугу Божьего, проявившего к ближним необычайное человеколюбие.

Пошатнувшееся на исходе седьмого десятка лет здоровье вынудило его прекратить разъезды. Старец вернулся в Оптину пустынь. Там и застал его выпускник Тамбовской духовной семинарии Александр Гренков — будущий Амвросий Оптинский.

Старец Амвросий

Саша Гренков родился 23 ноября 1812 года в многодетной семье пономаря Михаила и его жены Марфы, живших в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. У супругов было восемь детей — четыре сына и четыре дочки. Саша стал шестым ребёнком. Перед его рождением отец Михаила, будучи священником села, принимал много гостей. Так как в доме и перед ним толпился народ, Марфу перевели в баню. Там и родился Саша.

Впоследствии старец Амвросий шутил: «Как на людях я родился — так всё на людях живу». Будучи бойким, смышленым, весёлым мальчиком, Саша воспитывался в боголюбивой среде. Чтению учился по псалтири, по праздникам вместе с отцом пел на клиросе.

Успешно окончив духовную семинарию, Александр не стал поступать в академию. Не пошёл он и в священники. Внутреннее ощущение особого призвания мешали ему «пристроиться» к определённому положению. Молодой человек преподавал в Липецком духовном училище, давал частные уроки. Весёлый нрав, остроумие, доброта вызывали к Александру искреннюю любовь друзей, сослуживцев.

В 24 года молодого человека настигла тяжелая болезнь. Тогда он решил: «Если выздоровею — постригусь в монахи». Болезнь отступила, но Александр откладывал исполнение обета, хотя помнил о нем ежечасно. Однажды, уединившись от шумной компании, он стоял на берегу ручья, и вдруг в журчании вод услышал: «Хвалите Бога, любите Бога».

Александр не имел сильной воли, потому просил совета местного старца Илариона. Тот рекомендовал юноше отправиться в Оптину пустынь. Но решиться порвать с миром было трудно. Сомнения развеял случай. Как-то в гостях Александр смешил присутствующих остроумными рассказами. Когда все разошлись, юноша не чувствовал раскаяния, как это случалось прежде в подобных ситуациях. Всё его воображение занял данный Богу обет. Всю ночь юноша провёл в молитве.

Наутро, тайно от всех он бежал в Оптину. Не стал даже получать разрешения епархиального руководства, необходимого в те времена для выпускников духовных семинарий. Шёл октябрь 1839 года.

В обители молодого человека встретил старец Лев Оптинский. Он искренне полюбил послушника Сашу, уладил формальности с начальством, и до скончания своих дней был духовным наставником Александра.

В 1842 году старец Лев скончался. Через год инок Александр был пострижен в монахи и наречен Амвросием.

Имея слабое здоровье отец Амвросий редко покидал обитель. В последние годы жизни по личному желанию переселился в келью у границы монастыря. Там проводил дни в молитве, по мере сил принимал посетителей. Отличался старец Амвросий Оптинский прозорливостью в сочетании с рассудительностью. Его наставления передавались людьми из поколения в поколение. И в наши дни высказывания святых отцов актуальны.

Что нужно знать о чтении молитвы

Люди, решившие обратиться к Господу, если их жизни оказывается трудной печальной, получают шанс на улучшение ситуации. Вы можете отметить, что начало дня становится идеальным временем для того, чтобы жизненная дорога осветилась Божественным Светом и начала наполняться благодатью. После того, как беды вновь стараются ворваться в жизнь, Господь сможет услышать отчаянный крик души и сразу же протянуть руку помощи.

Ежедневная молитва, дошедшая от оптинских старцев к нам, включает в себя две версии, причем утренняя и вечерняя вариации, оказываются эффективными. Присутствует возможность для получения небесной защиты, сочетающей в себе уверенность в счастливом будущем, настоящую поддержку и искреннюю поддержку высших сил. Каждый человек, поручающий себя Господу, может отметить благоприятные изменения в жизненном укладе, научиться видеть положительные стороны практически всегда.

Для достижения стойких результатов текст желательно произносить ежедневно. Вы можете написать молитву на небольшой листок бумаги, после чего – носить с собой. Даже, если у вас утро не вкладывается в стандартный график и вы не можете помолиться, воспользуйтесь минуткой перед началом трудового или учебного дня для того, чтобы произнести уникальные слова и гарантировать защиту от печального настроения, совершения необдуманных и поспешных действий. Вы получите мудрость и возможность проявлять сосредоточенность, вне зависимости от сложившихся обстоятельств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]