Отец Нектарий сидел на полу и играл в куклы — необыкновенная история одного из последних оптинских старцев

Двое нас было на белом светеБлагословение схимницыСловно в раюЗдесь он обрел свое истинное назначениеСтарческое руководствоНиколка проспится, всем пригодитсяГоды иноческого подвигаВидишь, как нужна иногда учёностьСтарец Нектарий и живописьБыстро возрастал духовноИз уединенной кельи к общественному служениюДуховная высота и юродство старцаСтарец Нектарий о молитвеСоветы старца НектарияМы стали точно родными по душеАрест и тюрьмаПрежний старец во всей силе духаСо всех концов РоссииСилы старца угасалиВ лике святых

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия. Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бремя людских грехов. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. О его жизненном пути — в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества – известно меньше, чем о его прославленных предшественниках.

КУКОЛКИ ДЛЯ ВЛАДЫКИ

Внешне отец Нектарий производил довольно странное впечатление: в молодости, говорят, был красавцем, а под старость — бородка клинышком, ноги распухшие, как брёвна, от постоянного стояния на молитвах, лицо без возраста — в одну секунду старческое, в другую — по-юношески живое и выразительное. Поведение старца было ещё более непонятным —- удивляло даже тех, кто его знал давно, а несведущих порой просто пугало.



Сейчас монах разложил перед собой кукол. Взял одну. Забормотал что-то сердито, Феофан едва разобрал слова: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот!» Фото VirtualWolf
Старец юродствовал. Наденет поверх подрясника цветную вязанную кофту — несуразную, не по размеру — и расхаживает по скиту. А то вовсе халатик на голое тело накинет, красный бант — на грудь и красуется, смущает братию. На трапезе шалит: сольёт кислое, сладкое, солёное в одну миску, и ест-нахваливает! Завёл себе даже граммофон, хотел в скиту крутить пластинки, но скитское начальство узнало — не позволило. Натащил в келию всякого хлама — камешков, стёклышек, глины, сложил в шкафчик и стал всем хвастаться: «Глядите, какой музей у меня!»

В 1910-х годах в Оптину приехал епископ Калужский Феофан. Высокий гость заходил в келию старца Нектария с откровенным недоверием. В святость нового ясновидца, о которой владыке неоднократно докладывали, Феофан не верил. И в своих предположениях не обманулся: когда он заглянул в келию, Нектарий там… играл в игрушки! На митрополита даже головы не поднял, будто и нет его. Детскими безделушками была заполнена вся келия Нектария — самолётики, автомобильчики, паровозики, пароходики… Сейчас монах разложил перед собой кукол. Взял одну. Забормотал что-то сердито, Феофан едва разобрал слова: «В тюрьму тебя! В камеру! Так-то вот!» Взял другую: «И тебя накажу! Плохая!» Третью вообще колотить принялся: «Эдак тебе, будешь знать!..»

Можно представить, о чём думал владыка, покидая келию старца. Уж какая там святость! Старческая немощь, и ничего боле. Видимо, повредился умом Нектарий…

Прошли годы. После революции семнадцатого года смысл странных поступков Нектария начал открываться людям. Монастырь превратили в музей («Глядите, какой музей у меня!»). Студенты, курсистки и служащие, по нищете Гражданской войны, стали ходить на работу босыми, надевали пальто поверх рваного белья, но на груди у каждого красовался красный бант (точь-в-точь как старец). А что же стало с владыкой Феофаном, который так изумлялся куклам Нектария? Он попал в ссылку. Жил в доме жестокого хозяина по фамилии Плохин, очень страдал от его бесчеловечного обращения. В 1937 году Феофана арестовали. В спецкорпусе Нижегородской тюрьмы владыку жестоко пытали — били, посадили в подвальную камеру, которую заливали водой. Тогда-то Феофан вспомнил Оптинского юродивого: «Грешен я перед Богом и перед старцем: всё, что говорил, это было про меня, а я думал, что он ненормальный…» В октябре 1937 года митрополита Феофана расстреляли.

Да, слова и поступки отца Нектария действительно могли казаться людям непонятными и вызывающими. Но отец Нектарий не самовольничал — на своё юродство он получил благословение старцев. Под юродством преподобный смиренно скрывал свои духовные дары — умение советом помогать людям выходить из конкретных и очень сложных жизненных ситуаций и предупреждать их о грядущих испытаниях…

«НИКОЛКА ПРОСПИТСЯ — ВСЕМ ПРИГОДИТСЯ!»

Последний оптинский старец, преподобный Нектарий стал таковым, в общем, случайно. Никаких предпосылок, кроме Божьего Промысла, к тому не было. Происхождение у будущего иеромонаха было самое что ни на есть рабоче-крестьянское, образование — начальное…

Николай Тихонов родился в провинциальном Ельце в 1857 или 1858 году. Родители мальчика любили, но растили в строгости. Учиться определили в сельскую школу. Отец, рабочий на мельнице, умер, когда Коле было семь лет. Мать пережила мужа на четыре года, успела устроить сына в купеческую лавку. В одиннадцать лет Коля Тихонов, красивый, кудрявый, тихий мальчик, остался сиротой. До восемнадцати лет работал младшим приказчиком. Много читал, всё свободное время проводил в храме.

Елец. Вид города в XIX веке
У старшего приказчика была красавица-дочка. Молодые друг другу глянулись. Отец девушки уже готовил свадьбу, купец Хамов был не против, только посоветовал получить благословение у столетней мудрой схимницы Феоктисты, духовной дочери святителя Тихона Задонского. К ней в Ельце все ходили за советом.

Старица сама благословения не дала — отослала Николая в Оптину пустынь, к старцу Илариону, тем самым определив его судьбу. Хозяин отпустил юношу неохотно, не дал в дорогу ни копейки. Так и пришёл восемнадцатилетний жених в монастырь с одним Евангелием. Не знал ни Илариона, никого другого в обители. А народу в Оптиной в ту пору собиралось много — к известному на всю Россию старцу Амвросию приходили толпы людей.

Николая поразила красота обители и её окрестностей — всюду цветы, зелёные луга, корабельные леса… Жиздра извивается, на солнце блестит. Белоснежные монастырские стены с башнями и флюгерами-ангелами…

Вид Оптиной пустыни в XIX веке
Встречные отцы-монахи отсылали его один к другому. Наконец, юношу принял у себя сам старец Амвросий. Высокопоставленные, знатные паломники порой дожидались приёма у преподобного неделями, но нищего необразованного сироту святой, по каким-то своим резонам, позвал сразу. Два часа проговорили и… не вернулся юноша к невесте, навсегда остался в скиту.

Маленькая паломница

Но вернемся к обители свт. Нектария Эгинского. Чрезвычайно светлая, солнечная, радостная, она как бы излучает Божественную благодать. Особенно радуется отроковица Ниночка, которая к нашей несказанной радости в этот раз паломничает с нами.


Наша маленькая паломница очень старается вести себя благочестиво

Для нее многое в новинку, и наша маленькая паломница очень старается вести себя благочестиво, а мы ей в этом всячески помогаем.


Великолепие природы дополняет живописный пруд

Как же хочется бродить по заветным дорожкам, молиться и плакать, непрестанно славя Господа за Его неисчислимые милости.


Хочется бродить по монастырским дорожкам бесконечно

Но время неумолимо. Оно истекает стремительно, и нам вновь пора собираться в дорогу.


Обитель в лучах заходящего солнца

К сожалению, задерживаться в обители надолго мы не имели ни малейшей возможности. Впереди предстоял долгий и увлекательный путь по живописным горным дорогам, а к ночи нас уже ждали в Ново-Дивеево…


Райский уголок

Дороги, которые мы выбираем, Ведут к заповедному, дивному краю, Где радугой звонкой – день над землею, Где небо бездонное плачет росою, Где травы высокие, чистые реки, Где Свет и Добро торжествуют вовеки И где облака на закате пылают, —

Дороги, которые мы выбираем.

Татиана Лазаренко


Ново-Дивеево

ОТЦЫ-НАСТАВНИКИ

Два великих старца взяли юношу под крыло: духовным отцом его стал преподобный Анатолий (Зерцалов), а главным советчиком — сам Амвросий Оптинский! Они-то и сформировали из малообразованного сироты исполина духа, которому через много лет читал свои рукописи философ Константин Леонтьев и к которому обращался за советом сам святой Патриарх Тихон.

А начиналась «монастырская карьера» молодого человека очень скромно. Шёл 1876 год. Первым послушанием Николаю Тихонову назначили уход за теми самыми монастырскими цветами, которые так ему понравились. Потом Николай стал пономарём. Очень старался, недосыпал, опаздывал в церковь, пугал монахов красными опухшими глазами. Жаловались на него старцу Амвросию. А тот лишь улыбался да приговаривал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

…Первым послушанием Николаю Тихонову назначили уход за теми самыми монастырскими цветами, которые так ему понравились. Фото las — initially
Многоопытные старцы «в глаза» молодого испытывали, смиряли. «Бывало, приду я к батюшке о. Амвросию, а тот мне: “Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келлии, да молился!” Больно мне станет, но я не ропщу, а иду к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А тот грозно встречает меня: “Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришел?” Так и уйду я в келлию. А там у меня большой, во весь рост, образ Спасителя; бывало, упаду я перед Ним и всю ночь плачу: “Господи, какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!”»

На самом же деле преподобные очень любили Нектария, и тот отвечал им взаимностью. О старце Анатолии Николай вспоминал: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу». А о старце Амвросии писал так: «…я обращался (к нему) лишь в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старца нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин».

Молитвословие

Молитвы к Оптинскому старцу считаются одними из самых сильных. Молитвенные обращения к святому Нектарию помогают выйти из любой трудной жизненной ситуации, излечиться от тяжелого душевного и телесного заболевания.

Чаще всего к преподобному обращаются с молитвой от антихриста. Существует два варианта священного текста: краткая молитва и полная.

Краткий молитвенный текст

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Полная версия

О Преподобне и богоблаженне отче Нектарие, Присносветлый светильниче старчества оптинскаго! Юродство подъемый и безумие мира обличивый, от богоборных злоключения добльственне претерпевый и блаженства изгнанных ради Господа Иисуса вкусивый. Призри ныне с небесе и от Райскаго сада к нам приникни. Возвыси наше мудрование от земных попечений и о небеснем жительстве помышляти научи. Яко божественными добродетельми себе украсивый и плоды Райских сладостей непрестанное наслаждение вкусивый, от треволнения страстей и горших плодов грехолюбия нас исхити всеизрядным твоим предстательством. В Вере Православной до последняго издыхания утверди ны стояти и по отеческим стопам и преданием св. Апостол умудри ны ходити.

Господа и Бога умоли, богомудре отче, от грядущаго антихриста и от коварных его сетей нас избавити и в сокровенней пустыни спасения нас вселити. Да тихое, мирное и благочестное житие в веце сем скончаем и Райских селений по твоим молитвам наследити сподобимся. Идеже купно с тобою и со старцы оптинскими воспоем и прославим Безначальную и Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго духа во веки веков. Аминь.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЧТЕНИЯ

В 1887 году тридцатилетний ученик был пострижен в мантию с именем Нектарий. «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». Через семь лет он был посвящён в иеродиакона, ещё через четыре года — рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Нектарий среди братьев слыл строгим, но в первую очередь строг он был к самому себе. Уже не имея над собой бдительных наставников, продолжал смирять себя во всём. Шутка ли — на двадцать лет человек ушел в затвор! Заклеил окна своей кельи синей бумагой, обложился книгами и стал получать образование. Сам. Читал и молился, молился и читал. Из кельи выходил только в храм.



«Я к научности приникаю», — любил говорить преподобный. Фото las — initially
Книг у Нектария было много — заказывал сам, привозили и дарили приезжающие… Конечно, это были не только богословские и святоотеческие издания. Математика и живопись, литература русская и иностранная, география и история, французский и латынь — всё интересовало затворника. Сам батюшка к людям не выходил, но к нему приходили сотни людей. Среди посетителей были и учёные, и художники, и философы. Иеромонах тесно общался с писателем, публицистом, врачом, дипломатом Константином Леонтьевым, а живописи Нектария учил Александр Болотов — художник, друг Васнецова и Репина, основавший в обители иконописную мастерскую. «Я к научности приникаю», — любил говорить преподобный.

Результатами размышлений батюшка щедро делился со всеми, соединяя порой в своих рассуждениях научные термины и богословие: «Жизнь определяется в трех смыслах: мера, время, вес. Самое доброе, прекрасное дело, если оно выше меры, не будет иметь смысла. Ты приникаешь к математике, тебе дано чувство меры. Помни эти три смысла. Ими определяется вся жизнь».

По многочисленным игрушкам, которые дарили Нектарию дети, присылали и привозили знакомые, — музыкальным шкатулкам, машинкам и самолётикам — святой составлял себе представление о современной технике, по книжным новинкам — о литературе, о системе образования…

Книги свои Нектарий с радостью давал читать. Но не просто так. В «хибарке» прежних старцев, где преподобный позже и сам принимал посетителей, стоял стол. Бывало, зайдёт человек в хибарку, а старца нет. Зато на столе лежит открытая книга. Человек в неё заглядывает, а на странице — ответ на вопрос, с которым он явился к Нектарию. Когда у старца спрашивали, как это получается, тот только посмеивался: «Не я отвечаю, сама келия за меня говорит».

После долгой беседы с батюшкой люди, поражённые его начитанностью и познаниями, спрашивали у монахов: «Какой же университет окончил отец Нектарий?» — «Да никакой! Приходская школа, вот и все университеты…» А старец уточнял: «Вся наша образованность от Писания».

Но при всей своей образованности отец Нектарий очень не любил празднословия. Впрямую об этом человеку не говорил, а начнёт гость пришлый жаловаться ему на свои беды-горести, старец слушает-слушает, потом протянет ему игрушку, птичку-свисток: «Подуй!» Тот ничего не понимает, дует. Птичка свистит. К чему? К тому, что горести-то у человека пустые, пришёл только «свистеть» и от дел отвлекать. Или попросит прихожанин совета, как из непростой жизненной ситуации выйти, а батюшка сам ни слова не скажет — протянет гостю детскую книжицу, ищи, мол, в ней ответа, и уйдёт.

Видишь, как нужна иногда учёность

По благословению старцев, в затворе отец Нектарий читал духовные книги. В те годы в Оптиной была большая библиотека, в которой насчитывалось более тридцати тысяч книг. Он познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

Через десять лет пребывания в затворе духовные отцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки, видимо, с целью приобрести те познания, которые могли ему помочь приводить к спасению мятущиеся души ищущей интеллигенции. Он читал Данте и Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И до последних дней своей жизни Старец просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования в новое время. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, он мог легко общаться с писателями, учёными.

Одна духовная дочь отца Нектария говорила подруге в его приёмной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно, и от него только вред. Как его совместить с православием?» Старец, выходя из своей кельи, возразил: « Ко мне однажды пришёл человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда учёность».

Старец говорил, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. Пример тому и Божественное творчество, где нет остановки, всё движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. Человек должен учиться и идти к новым и новым познаниям.

Однажды пришли к Батюшке семинаристы со своими преподавателями и попросили сказать слово на пользу. И Старец посоветовал им жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию, а благочестие — учености. При этом отец Нектарий уточнил, что науки приближают человека к истинному знанию, но глубина его не поддаётся разуму человека. Он советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, но прежде всего, учил пристальному и внимательному чтению Священного Писания. Не раз повторял, что не может быть ничего в мире выше истин Божественного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

НЕ СПЕЛ, НЕ УЕХАЛ, НЕ УШЁЛ

Владыка Макарий, посвящая Нектария в иеромонахи, дал ему наставление, которое инок запомнил на всю жизнь: «Нектарий! Когда ты будешь скорбен и уныл и когда найдет на тебя искушение тяжкое, то ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего иеромонаха Нектария”». Видимо, сказанное пошло впрок — от великих искушений монах уходил не раз.



По совпадению, тогда в Оптину пришло требование: нужен был иеромонах ни много ни мало для кругосветного путешествия! Фото Thomas Hawk
Обладая великолепным голосом и идеальным слухом, в первые годы жизни в скиту молодой Николай Тихонов пел на правом клиросе. Раз в году в скит приходил регент из монастыря, слушал монахов и отбирал лучших для хора Оптиной пустыни. К очередному приезду регента братья разучивали «Разбойника благоразумного». Нектарий очень этому радовался и ждал выступления, но когда понял, что после отбора ему «светит» удаление из скита и перевод в монастырь, стал специально фальшивить перед регентом, перевирая «Разбойника» так, что нерадивого певца спешно удалили подальше на левый клирос. О его переводе речи уже не шло.

В другой раз, уже будучи иеромонахом в затворе, Нектарий «замыслил побег». За годы затворничества он начитался удивительных рассказов о разных странах и чудесах света и знал столько, сколько знает не всякий географ и этнограф. Не удивительно, что в какой-то момент у Нектария возникла мысль самому наконец отправиться в странствия и увидеть красоту мира воочию. По совпадению, тогда в Оптину пришло требование: нужен был иеромонах ни много ни мало для кругосветного путешествия! Исполняющий обязанности архимандрита монастыря обратился прежде других к Нектарию. Радости инока не было предела! Уже почти собравшись в путь, Нектарий отправился за благословением к старцу Иосифу, но тот… не благословил. Иеромонах вспомнил наставления учителей, смиренно повторил про себя: «Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего иеромонаха Нектария!» — и остался в обители.

Было и третье искушение. К тому времени преподобному Нектарию было уже под семьдесят и был он уже избран старцем и духовным отцом всей Оптиной. Предчувствуя, какие беды грозят и монастырю, и братии, и всей России, Нектарий решил оставить своё послушание, бросить старчество и уйти из обители странником. «Только здесь я уже сам понял, что это искушение, поборол себя и остался».

«НУ КАКОЙ Я СТАРЕЦ?..»

Старчество было для Нектария послушанием, к которому он никогда не стремился, наоборот, вначале всячески от него уклонялся. В 1912 году встал вопрос о новом духовном наставнике Оптиной. Сначала на соборе братии стать старцем предложили архимандриту Агапиту. Тот отказался категорически, предложив взамен кандидатуру одного из своих учеников — Нектария. Батюшки на собрании не было. За ним послали, а он о — «Отец архимандрит послал меня за вами и просит прийти!» Услышав такое, Нектарий без промедления надел рясу, одну ногу сунул в туфлю, другую — в валенок, и в таком шутовском виде поспешил на собрание.

«Ну какой я старец. Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

Как отреагировали на странный вид монаха отцы, неизвестно. Но диалог состоялся примерно такой. «Батюшка, вас избрали духовником нашей обители и старцем!» — «Нет, отцы и братие! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу…» Тогда поднялся архимандрит и сказал властно: «Отец Нектарий, приими послушание!» Смирение и послушание Нектарий считал главными добродетелями, поэтому, конечно, тут же согласился. Хотя проплакал потом три дня.

Через много лет в ссылке Нектарий вспоминал в беседах со своей духовной дочерью, поэтессой Надеждой Павлович: «Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания — и не хотел брать этого всего…» А в родной обители всё повторял, смущаясь и уклоняясь от славы и внимания прихожан: «Ну какой я старец. Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».

Обитель во имя свт. Нектария Эгинского в Roscoe (штат Нью-Йорк)

Из книги «Опыт постижения Америки»


Обитель во имя свт. Нектария Эгинского в Roscoe (штат Нью-Йорк)
Несколько лет назад в один из последних дней пребывания на американской земле Рождественским постом мы впервые посетили гостеприимный греческий монастырь во имя свт. Нектария Эгинского, одного из самых почитаемых в Греции святых, которому молятся об исцелении от онкологических заболеваний.

Монастырь расположен в трех часах езды от Нью-Йорка на живописном холме, с которого открываются изумительные виды на окрестности.


У Святых врат обители

«СТАНЬ ЗДЕСЬ И МОЛИСЬ!»

Речь старца была ясной и прозрачной. Он любил приводить примеры, понятные любому человеку: и простому рабочему, и начитанному интеллигенту. Вот пришлось ему в молодые годы поработать младшим приказчиком в лавке, так Нектарий и свой жизненный опыт к рассуждениям о молитве приложил:

«Надо продолжать молиться и не унывать. Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять…»

Преподобный Нектарий был требователен, иногда ироничен с духовными лицами и с интеллигенцией, но необыкновенно добр и доступен с простыми людьми. Давал деньги просто, но всегда подробно расспрашивал, на что — на обувь ли, на корову, на лошадь, объясняя, что милостыню нужно подавать с рассуждением, а то можно человеку и повредить.


Старец Нектарий с духовными чадами Рисунок optina.ru

Особым вниманием батюшка окружал тех своих духовных детей, кто возмущался против него, протестовал, гневался на него. Сильно грешных прихожан опекал, был с ними ласков, называл «овечка моя», «чадо моё», и люди смирялись, успокаивались от его любви и искренности. «Чадо мое! Мы любим той любовью, которая никогда не изменяется. Ваша любовь — любовь однодневка, наша и сегодня и через тысячу лет все та же».

Из наставлений преподобного

Интерес святого старца не ограничивался изучением религиозной литературы. Нектарий много времени уделял знакомству со светскими книжными новинками, расспрашивал о процессе преподавания в школах, узнавал об интересах интеллигенции. Эти познания преподобный использовал для служения Господу и для пользы людей.

Беседуя с людьми, старец давал им очень мудрые советы. Вот некоторые из них:

  1. Никогда не осуждать близких. Как только придет мысль об осуждении, сразу обратиться к Господу, прося даровать возможность видеть свои согрешения и помочь удержаться от осуждения родного человека.
  2. Понуждать себя к любому делу. Даже чтобы съесть обед, нужно взять ложку, зачерпнуть суп и поднести ко рту. Ничего не делается мгновенно, ко всему нужно прикладывать усилия.
  3. Жизнь должна служить человеку, а не наоборот. Нельзя жертвовать своими желаниями во имя внешних обстоятельств. Иначе человек впадет в депрессию, так как перестанет видеть смысл жизни.
  4. Любые испытания, трудности, болезни, посылаемые Господом, принимать со смирением. Смирение и надежда на помощь Божью приблизят милосердие Отца Небесного. И наоборот, отчаяние и уныние отдалят от него.
  5. Жить следует, придерживаясь христианских заповедей. Любые мысли, слова и действия должны служить славе Божией и быть примером ближним.

Особое значение преподобный придавал молитве. Он учил терпению. Неисполнение прошения Господом святой считал хорошим знаком. Чем дольше человеку приходится ждать, молясь Богу, тем щедрее милость Божья. Все наставления святого Нектария со временем не потеряли своей актуальности.

НЕРАСКРЫТЫЕ ПИСЬМА, НЕНАСТНОЕ НЕБО, НЕПОДЪЁМНЫЙ КУВШИН…

Об удивительных дарах старца свидетельствовали многие его современники. Рассказывали, как читал он запечатанные письма: не раскрывая конвертов, откладывал одни в одну сторону: «Сюда надо ответ дать!», другие — в другую: «А эти письма благодарственные, можно без ответа оставить». Одни письма благословлял, другие отдавал помощникам: «Прочти вслух, это будет полезно!» Всё — не зная содержимого! При этом никаких похвал и удивлённых восторгов не принимал: «Вот, называют меня старцем. Какой я старец! Когда буду получать каждый день больше ста писем, как отец Варсонофий, тогда и можно называть старцем, имеющего столько духовных детей…»

Матушки Алексия и Ксения думали посвятить жизнь Господу. И вдруг старец объявляет Алексии: «Вот уедешь в Святую Землю, и у тебя будет много детей». Фото Zamil Ul Hasan
Как-то в Оптину приехали супруги, знакомые преподобного Нектария. Жена, потрясённая красотой места, написала здесь же пейзаж — берег реки, закат, небо ясное, безоблачное… Оставила рисунок на открытом балконе, отправилась с мужем на прогулку. Дорогой супруги серьёзно повздорили. Возвращаются домой, а пейзаж… изменился! Небо на нём уже закрыто тёмными тучами, сверкают молнии… Краски свежие. Чья работа? Отца Нектария. Талантливый живописец, он почувствовал неладное, заглянул к супругам и в своём стиле подал им сигнал: над семейными узами нависла гроза! На супругов это произвело такое впечатление, что они тут же забыли о ссоре и помирились.

Старец Варсонофий однажды проходил мимо крыльца Нектария и услышал: «Жить тебе осталось ровно двадцать лет». «Шуткой» сказанные первого апреля слова роковым образом сбылись: ровно через двадцать лет, день в день — 1 апреля — преподобный Варсонофий скончался.

Матушки Алексия и Ксения думали посвятить жизнь Господу. И вдруг старец объявляет Алексии: «Вот уедешь в Святую Землю, и у тебя будет много детей». Матушки в ужасе: как такое возможно?! Однако в 1933 году они действительно оказываются на Святой Земле и, по благословению митрополита Анастасия, начинают брать на воспитание арабских детей, послушниц. А позже, после переезда в Чили, организуют приют Иоанна Кронштадтского и школу для 89 ребятишек.

И подобных историй, рассказанных их непосредственными свидетелями, сохранилось еще очень и очень много…

Рождественская сказка

Мы бывали здесь и ранее, в канун Рождества Христова, когда обитель, украшенная праздничным вертепом и нарядной елкой, буквально сияла самыми разнообразными красками.


В канун Рождества Христова

Особенно великолепен был красочный вертеп. Оформленный с любовью, он буквально притягивал к себе. Самая настоящая Рождественская сказка на американской земле! И над всем этим благолепием — необъятное небо с мерцающими лампадами звезд и звенящая тишина, нарушать которую представлялось чуть ли не святотатством…

Как-то забылось, что совсем недалеко раскинулся огромный шумный мегаполис с каменными джунглями небоскребов и яркими огнями рекламы. Здесь все обретало какой-то особый, высокий смысл.


Здесь все обретает особый, высокий смысл

Впечатление осталось неизгладимое. Обычными словами невозможно передать это удивительное ощущение предстояния перед Живым Предвечным Богом. Время как бы остановилось. На нас, казалось, взирала Вечность.


Время и Вечность

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В марте 1923 года, в Вербное воскресение, Оптину пустынь закрыли. Батюшку Нектария, больного, едва державшегося на ногах старика, арестовали. Содержали в крошечной комнате, перегороженной не до самого верха. За перегородкой его конвоиры дымили папиросами как паровозы. Преподобный кашлял и задыхался. Через пять дней его отвезли в Козельскую тюрьму. Там у старца совсем разболелись глаза — перевели в больницу, но поставили у дверей часовых.

После высылки из Калужской области Нектарий поселился на Брянщине, в селе Холмищи у родственника своего духовного сына. Хозяину дома, приютившего святого, чекисты угрожали: «Вышлем тебя на Камчатку!» Выслать не выслали, но обложили непомерным налогом.


Последняя фотография старца Нектария Фото optina.ru

Духовные чада не забыли своего отца и в дикой глухомани. Сюда, куда весной через разлившиеся реки невозможно было переправиться никому, куда не могли пробраться лошади и приходилось идти в обход пешком семьдесят пять вёрст по плохой дороге через леса, где выли волки, — вот в эти самые глухие Холмищи потянулись люди. Сотни людей со всей России. Святой молился за их благополучную дорогу, и волки действительно не трогали путников.

Нектарий не держал зла на своих обидчиков. Ведь ещё в революционном семнадцатом он предрёк: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Старец Нектарий поддерживал духовную связь с Патриархом Тихоном. Личных встреч не было, не было и переписки, но многие вопросы Патриарх решал, согласуясь с мнением преподобного через своих доверенных лиц, общавшихся с батюшкой.

В конце двадцатых годов здоровье старца сильно ухудшилось. Он долго болел. 29 апреля 1928 года отец Нектарий тихо скончался на руках своего духовного сына, отца Адриана Рымаренко.


Могила старца Нектария Фото optina.ru

Перед смертью, которую Нектарий предчувствовал, он простился с близкими, благословил их и просил похоронить его на местном кладбище. Ни в Козельске, ни в Холмищах возле Покровской церкви лежать не хотел: «Там будет хуже свиного пастбища!» И действительно, Покровский храм потом разрушили, а на соборной площади устроили ярмарку и танцплощадку. А старец же мирно упокоился на небольшом сельском кладбище в трёх верстах от Холмищ.

Однако покой его длился недолго. Через семь лет местные хулиганы, надеясь поживиться, разрыли могилу преподобного. Ценностей не нашли, но гроб открыли, прислонили к дереву, сорвали с лица покрывало. И в ужасе разбежались! Старец стоял нетленный — восковая кожа, мягкие руки… Утром деревенские мальчишки гнали лошадей из ночного. Заметили гроб и поскакали к селу с криками: «Монах встал!» Колхозники побежали на кладбище, увидели нетленного старца, прикрыли лицо белой косынкой, зарыли гроб с пением «Святый Боже».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОПТИНУ

В 1989 году, 16 июля, состоялось обретение мощей преподобного Нектария и перенесение их в возрожденную Оптину пустынь. В 1996 году преподобный Нектарий был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

Встреча мощей преподобного Нектария в Оптиной пустыни optina.ru


Икона святого optina.ru

Сейчас рака с мощами старца Нектария, целое десятилетие державшего на своих плечах крест молитвы за погибающую Россию и за её детей, находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.


Рака с мощами преподобного Нектария Фото optina.ru

Примечания:

  1. Шкаровский, М.В.
    Русская православная церковь в XX веке. М.:Вече, Лепта, 2010. С. 100.
  2. Полное житие преподобного Нектария // Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря. URL: https://www.optina.ru/starets/nektariy_life_full/ (Дата обращения: 17.05.2017).
  3. Фудель С.И.
    У стен Церкви, с. 170 — 171.
  4. Фудель С.И.
    Воспоминания, с. 84 — 85.
  5. Василий Шустин, свящ.
    Запись об Оптинских старцах // Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М.: Отчий дом, 1998. С. 160—164.
  6. Так называют коренных жителей Северной Африки, говорящих на отдельном языке. Начиная с VII в., после мусульманского завоевания, большинство берберов стали мусульманами-суннитами, а до того многие из них были христианами: в частности, бл. Августин, вероятно, происходил из берберов.
  7. Стрижев А.Н.
    Примечания // Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М., 1998. С. 294. Ср.
    Концевич И.М.
    Оптина пустынь и ее время. Нью-Йорк, 1970. С. 590.
  8. Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М.: Отчий дом, 1998. С. 278.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]