Преподобные Старцы Оптинские
Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников. Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее. Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть. Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков, и понять истоки пророчеств оптинских старцев, не обратившись к истории, будет трудно.
В давние времена постоянные опустошительные набеги крымских татар на южные границы Московского государства заставили русских правителей укрепить засеками всю страну от Оки до Дона и от Дона до Волги. Одна из таких засек проходила вблизи города Козельска, основанного в 1146 году. В трех километрах от этого древнего города и находится Оптина пустынь.
Сделавшись оборонительным рубежом от набегов диких кочевников, засека одновременно стала и притоном для разбойничьих шаек, наводивших ужас на мирное население. В XIV веке в засеке, прилегающей к Козельску, укрывался грозный предводитель разбойников. Но с ним случилось нечто невиданное: Опта раскаялся в своих злодеяниях, переменил образ жизни, Постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни — два уединенных монастыря. В том, который теперь называется Оптина пустынь, он, вероятно, и окончил свои дни смиренным отшельником.
Расцветом своим и славой Оптина пустынь обязана новому настоятелю — архимандриту Моисею (Путилову), принявшему свою должность в 1825 году. При нем материальное благосостояние монастыря увеличилось и окрепло.
Козельская Введенская Оптина пустынь всего за четверть века приобрела широкую известность среди сотен русских монастырей. Поток пожертвований хлынул от тех богомольцев, которых привлекала святая обитель с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.
Первым оптинским старцем считается отец Лев (в миру — Лев Данилович Наголкин). Окончательно в Оптиной пустыня он поселился в 1829 году, когда и основал там старчество. Но справедливости ради наравне с отцом Львом следует назвать настоятеля монастыря отца Моисея. Дело в том, что о духовных дарах отца Моисея — прозорливости, рассудительности — знали только близкие, дальние же предполагали в нем обычного монаха, облеченного высоким саном архимандрита и направившего свою энергию на монастырское строительство.
В советское время участь Оптиной пустыни, как и других монастырей, оказалась трагической. Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Тогда же был отправлен в ссылку в Брянскую область последний соборно избранный старец Нектарий, который после Февральской революции предсказал, что в 1918 году «государь и вся семы будут убиты, замучены.. Но обитель, до 1923 года пытавшаяся держаться под видом сельхозартели «Оптина пустынь», не сдавалась и после. Изгнанные монахи расселились по квартирам в Козельске и старались, насколько это было возможно, вести монастырскую жизнь. Их изгнали и оттуда. Часть их оказалась в городе Белеве Тульской области, где к концу 20-х годов собралось множество монашествующих из закрытых монастырей Тульской и Калужской епархий.
В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобриков), белевский епископ Никита, пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По вздорному обвинению в «контрреволюционной деятельности. все они вскоре были расстреляны.
А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 80-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 20-е годы: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата…»
Иисусова молитва
В завершении остановимся на ассоциируемой с привилегией Оптинских старцев молитвой. Иное ее название — Иисусова молитва.
Православные люди знают текст этой молитвы. Ежедневное обращение к Спасителю с просьбой о милости — знак осознания личной греховности, веры в спасение собственной души силой милостивого Бога. Иные люди предают молитве особый, тайный смысл. Некоторые полагают, что читая молитву можно впасть в прелесть — поддаться искушению выдающихся возможностей. Потому избегают её прочтения.
В действительности же — это пустые суеверия. Молитва — есть общение с Богом. Суть духовного подвига не в словах, а в кротости, смирении, помощи ближним, веры во всемогущество Бога. Иисусова молитва — не заклинание, а покаянное прошение избавления от грехов.
Мифы об исихазме
В контексте Оптинских старцев история Иисусовой молитвы связана с аскетическими практиками, иначе именуемыми, как исихазм. Неверно их мистикой. Исихазм — есть спокойное, покаянное освобождение от греховности. Не только действий, но и мыслей. Оптинские старцы практиковали умную молитву достигнув возможности в тишине собственной души уединенно общаться с Господом. Слова молитвы не произносились вслух, а словно протекали духовной мыслью, направленной к Богу.
История Оптинских старцев свидетельствует о стремлении наших предков к православной жизни, истинной вере, общению с Господом. Помогая людям они верили, что такая возможность — не что иное, как дарованная Богом Правда. Потому и по сей день сила старцев помогает людям найти спокойствие, покаяние, умиротворение души.
Видео: Оптинские старцы.
Открыть поучения оптинских старцев
или выбрать по алфавитному указателю:
скачать поучения в разных форматах можно здесь:
txt ePub fb2 pdf
Иеросхимонах Лев (Наголкин)
1768–1841
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.
Иеросхимонах Макарий (Иванов)
1788–1860
Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.
Схиархимандрит Моисей (Путилов)
1782–1862
Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.
Схиигумен Антоний (Путилов)
1795–1865
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г.
Иеросхимонах Иларион (Пономарев)
1805–1873
Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков)
1812–1891
Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)
1824–1894
Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)
1810–1894
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
1837–1911
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
1845–1913
Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г.
Иеросхимонах Анатолий (Потапов)
1855–1922
Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г.
Иеросхимонах Нектарий Оптинский
1853–1928
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.
Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г.
Иеромонах Никон (Беляев)
1888–1931
Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.