ЕЛИЗАВЕТИНСКИЕ СЕСТРЫ
Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова): «Пациенты нашего реабилитационного центра дают нам больше, чем мы способны дать им».
Основанная Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинская обитель милосердия – особое в нашем городе место, которое до сих пор хранит память о святых царственных страстотерпцах. В преддверии Царских дней, когда вся Церковь, весь русский народ молитвенно чтит память безвинно убиенной Августейшей семьи, мы беседуем с настоятельницей обители игуменией Елисаветой (Поздняковой) о преемственности традиций, заложенных св. прмц. Елисаветой Феодоровной.
Игумения Елисавета (Позднякова)
Опираясь на традиции, идем в ногу со временем
– Матушка Елисавета, в чем замысел создания обители? Какая, говоря современным языком, концепция закладывалась Великой княгиней при ее основании? – Елисавета Феодоровна хотела найти такую форму служения, при которой сестры могли бы соединить монашеский уклад жизни, включающий богослужения, молитвенные правила, со служением ближним. Она считала, что монахини не должны выходить в мир и заниматься социальной деятельностью. Это служение исполняли сестры милосердия, которые жили в Обители по уставу общежительного монастыря, а постриг в монашество являлся второй ступенью для сестер, желающих усиленного молитвенного подвига.
Марфо-Мариинская обитель милосердия
– В мае прошлого года Священный Синод присвоил Марфо-Мариинской обители статус ставропигиального женского монастыря. Что-нибудь изменилось? – Принципиально ничего не поменялось. У нас осталось два разряда сестер: монашествующие и сестры милосердия. Последние сегодня исполняют служение, начатое Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Это главная традиция, которая сохраняется в обители.
– Коснулись ли новшества социального служения? — Елисавета Феодоровна (это видно из всего, что она делала) всегда руководствовалась вызванной временем необходимостью. Социальная деятельность и сегодня в обители приоритетна. Тем не менее мы не стараемся копировать все, что делала Елизавета Федоровна. Мы руководствуемся тем, что говорит наша действительность. Ведь спустя сто лет у нашего общества появляются новые нужды и проблемы.
Три липы по Ордынке
– Любимый москвичами праздник благотворительности «Белый цветок» в его нынешнем формате – ваше новое начинание? – Эта традиция родилась в недрах царской семьи. Именно она выступила с инициативой этого праздника, который впервые прошел в Москве в 1911 году. Российская аристократия, начиная с самого императора, делала различные поделки, открытки, и потом проводили снискавший огромную популярность благотворительный базар, где за каждую вещь покупатели получали цветы. Эта традиция широко прижилась тогда по всей России. Сейчас под тем же названием в обители проходит ежегодный праздник благотворительности, где собираются средства на тот или иной социальный проект, нуждающийся на данный момент в поддержке.
– Все ли здания сохранились со времен основания обители? – Да, все сохранились, хотя, конечно, они подвергались серьезной реставрации. При Великой княгине у Марфо-Мариинской обители были также здания и за ее пределами, в них частично располагались социальные службы. Сейчас почти все те помещения находятся в частной собственности. В советское время рядом с собором был построен большой жилой дом, и теперь он немного заходит на территорию монастыря.
– А деревья? – Все старые деревья на нашей территории растут со времени основания обители. Также на Большой Ордынке Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной было посажено около двадцати лип. Сейчас из них уцелело только три…
На Большой Ордынке можно увидеть деревья, посаженные Великой княгиней Елисаветой Феодоровной
Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие печальные лица И как это было давно. Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны – Наследник, императрица, Четыре великих княжны…
Георгий Иванов
Как сохранить мир
– Император Николай II принимал участие в жизни обители, посещал ее. Сохранились ли какие воспоминания об этих событиях? – Только фотографии и письма. Великая княгиня была близка с императором, постоянно с ним переписывалась, рассказывала не только о текущих делах обители, но делилась и самыми сокровенными порывами своей души, описывала внутреннее состояние.
– Теперь оба они – святые Церкви Русской. А ведь межу ними были и серьезные разногласия! Например, Елизавета Федоровна убийство Григория Распутина назвала «патриотическим актом»… – Если они близко общались, это не означает полного согласия. Конечно, у них, как и у всех людей, были какие-то разномыслия. Но Великая княгиня не хотела вносить раздор в семью, старалась избегать конфликтных ситуаций. Это получалось не всегда. Некоторым людям было выгодно поссорить Елисавету Феодоровну с Царской семьей. Николай II с семьей жил в Санкт-Петербурге, Елисавета Феодоровна с Сергеем Александровичем – в Москве. Поэтому создать миф, пустить слух, который потом дошел бы до Царской семьи и посеял раздор, было не так уж и сложно. При этом Государь, как человек житейски мудрый, старался держаться середины и никогда не давал воли своим чувствам.
– Чему нас учит опыт социального служения Великой Княгини Елисаветы Феодоровны? – Сейчас многие занимаются социальной деятельностью. Иногда эта деятельность захлестывает нас так, что мы забываем о своем основном назначении. Забываем, что, когда мы собирались этим заняться, хотели служить Богу. Это, мне кажется, одна из самых страшных бед, которая может произойти с церковным человеком, и самое страшное искушение, которое подстерегает его на этом пути. Важно понимать, что все добрые дела мы должны делать не ради самих себя и своих амбиций, а ради спасения своей души и спасения людей, которым мы пытаемся в меру своих слабых сил помогать. Больные дети, которые приходят к нам, больны не просто так – Господь попускает их болезнь как необходимое лекарство для тех, кто их окружает; и около нас они оказались, наверное, потому, что они нам нужны. Мы им чем-то можем помочь. Но это мизерная доля по сравнению с той огромной помощью, которую они нам дают. Каждый страждущий человек оказывается рядом с нами не просто так, но для нашего спасения. Если мы будем забывать об этом и увлекаться делами, тогда такое церковно-социальное служение потеряет всякий смысл и ничем не будет отличаться от работы любых государственных социальных центров.
Анастасия Чернова
Информационные справки: 1. Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, в семье её звали Элла, официально в России — Елисавета Феодоровна) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским великим князем Сергеем Александровичем) великая Дома Романовых. Почётный член и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества с 1905 по 1917 годы. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почётный член Императорской Казанской духовной академии (звание Высочайше утверждено 6 июня 1913 года). Прославлена в лике святых в 1992 году.
Чувство монастыря
«Монах, как правило, не может жить без монастыря. Есть такой показатель монашеской жизни – когда монах не может уйти из монастыря. Бывают послушницы, которые приходят в монастырь с желанием пожить. Через некоторое время такая послушница говорит: «Можно я поеду домой на месяц, в отпуск?» Значит, она спокойно может жить без монастыря. Монах, даже если приезжает куда-нибудь, участвует в каких-то событиях, как только наступает вечер, он не понимает, почему он здесь находится? Начинает маяться, ему надо срочно домой — в монастырь.
Моим домом было несколько монастырей. Сначала я была в одном монастыре, потом в другом, теперь вот живу здесь. Но всегда мой дом – в монастыре. Это также, как если бы я вышла замуж, и дом моей семьи стал бы моим домом. Это чувство у меня с пятнадцати лет».
Участие в строительстве храмов
10 февраля 1909 года княгиня, которая вот уже 4 года не снимала траур и проводила практически все свое время в молитвах, собрала 17 сестер для организации строительства храма. Она сняла свой траурный наряд и облачилась в монашеское одеяние.
Первый храм на средства Елизаветы Федоровны был построен и освящен 9 сентября 1909 года. Официальное открытие здания было приурочено к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре был построен и второй храм, который был разработан архитектором А. Щусевым. Росписью стен и потолка в новом здании занимался художник М. Нестеров.
Еще один православный храм, благодаря усилиям княгини, был построен в городе Бари (Италия). В его стенах теперь хранятся мощи Святого Николая Мир Ликийского.
Что такое любовь
«Как я вот себе представляю, что такое любовь… это когда, в первую очередь перед Богом, во вторую очередь перед людьми, нужно быть таким, каким ты нужен Богу или человеку, тому, кто рядом с тобой. Мне кажется, это и есть самопожертвование, настоящая жизнь ради ближнего. Это как бы желание успокоения для другого, чтобы у него было все хорошо.
Я не знаю, как сказать, что есть любовь… Бог есть любовь, а быть для человека таким, каким ты ему нужен — одно из видимых проявлений этой любви. И за это ничего нельзя требовать. Ты сегодня нужен — ты рядом, завтра нет — и ты отошел. Любовь — это видение другого снизу вверх.
Просто хорошо
«Сначала я очень боялась рассказать об этом маме. Боялась, что она тетю ругать будет. Но потом желание рассказать, что со мной приключилось, победило. Мама была в шоке от моей истории, но похвалила меня за то, что я зашла в храм. А я ей говорю: «Мама, это же так легко – а можно я завтра тоже поеду?» – «Поезжай». Она мне даже каких-то бутербродов дала, чтобы я не голодала. Я сказала ей, что там много нищих, и она мне еще и мелочь из кошелька высыпала.
И я стала ездить в храм. Все время летних каникул ездила каждый день. И самое интересное, что до самого моего пятнадцатилетия я не знала, что в храме есть службы, которые когда-то начинаются и заканчиваются. Я думала, что служба идет круглосуточно… Мне просто было там хорошо. Я ни о чем не думала».
Описание иконы
Теперь о том как выглядит икона святой Елизаветы. Данная святыня была выполнена на цинке, как и множество подобных икон, создаваемых в то время художниками. Образ игуменьи выполнен в мягких розовых, зеленоватых и голубых оттенках. Святая изображена в полный рост. Она стоит на берегу водоема, за которым виднеются невысокие холмики. На голове у женщины надет платок красного цвета. Таким же цветом окрашена и земля под ее ногами. Тело святой Елизаветы (на фото иконы в статье это видно) прикрывает зеленая мантия. Над головой Елизаветы изображены синие небеса.
На изображении отсутствуют символы игуменской власти, однако молитвенно-сосредоточенный лик великомученицы и сдержанный мягкий облик являют нашему взору непрестанное молитвенное обращение и предстояние к Господу и к его духовной власти. Изображенная на иконе Елизавета словно просит защиты у Всевышнего для тех, кто молит ее о помощи.
Правая рука у мученицы согнута и прижата к груди в области сердца. Это символизирует, что вся ее любовь обращена к Богу и людям. В левой руке у святой находится свиток с молитвой обо всех просящих благословения перед ней. Изображенная на иконе великая княгиня Елизавета просит у Всевышнего прощения людских грехов и спокойствия после того, как души умерших отправятся на страшный суд.
Живописная святыня имеет следующие размеры:
- высота – 71,12 см;
- ширина – 13,34 см.
Официальная биография великомученицы
Святая мученица великая княжна Елизавета Федоровна родилась в семье Людвига IV. Ее мать, принцесса Алиса, приходилась дочерью английской королеве Виктории. Всего в семье было 7 детей. Одна из дочерей, которую звали Александрой, достигнув совершеннолетия, стала российской императрицей.
Дочки герцога Людвига IV воспитывались в семье согласно старинным английским традициям. Воспитанием занималась мать, которая установила для девочек строгий распорядок времяпрепровождения. Несмотря на высокий титул главы семейства, семья старалась жить скромно, еда у них была самая обыкновенная, что и у простых граждан страны. Прислуги у Людвига не было, а всю работу по дому выполняли его дочки. Они убирали в доме, топили камин, стирали белье, готовили пищу. Святая Елизавета впоследствии говорила, что дома ее научили всему, что необходимо уметь самостоятельной женщине.
Мать девочек старалась воспитывать своих чад на основе христианских заповедей, вкладывая в их сердца любовь к ближним, учила помогать нуждающимся людям. Родители Елизаветы Федоровны бо́льшую часть своего имущества раздавали на благотворительные нужды. Кроме того, мать часто возила дочерей по госпиталям, приютам для бездомных людей, а также в дома для престарелых и инвалидов. Туда женщины отвозили огромные букеты цветов и раздавали их окружающим.
Увлечения Елизаветы
Будущая великомученица с самого детства обожала природу. У нее был дар к живописи, именно поэтому она все свое свободное время проводила за холстом и с кистью в руках. Чаще всего девушка рисовала цветы. Также она обожала слушать классическую музыку. Все знавшие будущую великомученицу родственники и знакомые подчеркивали ее религиозность и любовь к ближним. Девушка старалась во всем походить на святую Елисавету Тюрингенскую, в честь которой она носила свое имя.
Молитва преподобномученице и празднование
Покровительница отделения сестер милосердия при Нижегородском мединституте – Елисавета. Икона Великой Святой оказывает благодатную помощь всем нуждающимся верующим.
К Великой Святой обращаются со следующими словами:
О, святая преподобномученице Елисавето, избранная от рода державнаго красото Церкве Российския, любовию изобильною Богу и милосердием ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая, венцем славы Христовы украшенная и невестою Христовою быти удостоенная!
Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая преподобномученице Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси любовь и велие милосердие.
Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи твои, святая преподобномученица Елисавето, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие во святый град Иерусалим принесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже припадающии облегчение, отраду и исцеления обретают.
Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари. Умоли, о мати наша, да сподобит нам Господь стяжати исцеление страстей, немощи наши да претворит в силу ко спасению, да не погибнем в пучине попечений житейских, но да возможем вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века Богу угодившими.
О великая княгине Елисавето, жен российских украшение и радосте наша, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии святой храм наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми славить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
Ниже мы видим один из образов великой княгини – Елизавета Чудотворица – икона Святой преподобномученицы.
Где хранится икона
Многих верующих людей интересует вопрос: «Где хранится икона святой Елизаветы?» Знаменитый для большинства верующих храм святых апостолов Павла и Петра не подвергся гонениям после революции в первой половине XX века и проработал на протяжении всего существования Советского Союза. Благодаря стараниям служителей церкви, многие ценные святыни были сохранены в первозданном виде до наших дней, в том числе и икона мученицы Елизаветы. В 90-х годах прошлого века была открыта и освящена Ивановская обитель, туда перевезли несколько христианских святынь из храма святых апостолов Павла и Петра. Туда же была отправлена и знаменитая икона Елизаветы.
После развала Советского Союза одним из первых был восстановлен и открыт для прихожан Храм преподобной мученицы Елизаветы Федоровны. Это радостное событие случилось в 1995 году. Туда была перевезена одноименная икона. Не так давно икону мученицы Елизаветы отреставрировали и поместили ее в Соборе святого Иоанна Предтечи, который находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.
В женском монастыре Ионанна-Предтеченского был построен храм в честь святой Елизаветы Чудотворицы. Средства на возведение постройки были выделены согласно завещания покойной благотворительницы Елизаветы Зубачевой-Макаровой. Женщина была названа в честь одноименной великомученицы. Благословил открытие храма святой Филарет Московский.
Поворот
«Мне кажется, что Господь просто взял меня так за шкирку и переставил», — матушка Елизавета не думает, что маленькую историю про четвертый маршрут троллейбуса действительно можно назвать «поворотной». Вот эта история.
«У нас была совершенно нецерковная семья. Меня, правда, крестили в девять лет, но я никогда не видела церковной службы, вообще не была в храме. В Самаре до революции было много храмов, а в советское время осталось только два, и они были очень далеко от нас – а нас воспитывали строго, и без мамы и папы мы не ходили никуда, только во двор, и то за нами поглядывали из окошка.
В 11 лет со мной случился такой случай. У нас останавливалась моя тетя, и когда ей нужно было уезжать, она попросила меня проводить ее, чтобы помочь донести сумки. Видимо, у тети совершенно не было мысли, что я никогда в жизни не уезжала далеко от своего дома одна. Едем мы с ней в самый центр города, куда-то очень далеко, на вокзал, я ей помогаю нести сумки, она уезжает – я остаюсь. У меня в кармане двадцать копеек, и куда идти, как мне ехать домой – я не знаю.
Я посмотрела вокруг себя и увидела храм. А у меня была такая идея-фикс – я очень хотела попасть в храм! Еще когда меня крестили, в крестильне около храма, когда мы уже уходили, даже не заглянув в сам храм, я увидела с большого расстояния, что в храме что-то очень красивое. И вот я увидела храм и подумала: «это то, что нужно». Захожу в храм. Там так хорошо! Я на 20 копеек купила свечек и поставила их к иконе Спасителя, помолилась за бабушку, которая у нас сильно болела, была прикована к постели, и мы всей семьей за ней ухаживали. Мне видимо, кто-то объяснял, что за нее молиться надо.
В храме я была очень счастлива. А когда вышла оттуда, вижу, мимо ворот проезжает 4-й троллейбус. И я понимаю, что это – мой троллейбус, что именно он идет до моего дома. Я бежала за ним целую остановку, догнала, села без копейки в кармане, и он меня повез домой. И откуда я знала, что он доедет до моего дома? Он же мог и совсем в другую сторону идти?»
Жертва
«До пятнадцати лет я занималась в театральной студии. Театр любила всем сердцем. Помню, у меня роль была гардеробщицы тети Наташи в «Сказке о потерянном времени». Конечно, я мечтала стать режиссером. Большой трагедией для меня было бросить театр.
У нас в доме принято было читать вслух. Мама садилась и начинала читать что-нибудь, что ей интересно. Не всегда то, что она читала, было интересно мне. Однажды она стала читать Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Мне это было не очень интересно, но я слушала, потому что понимала, что это как-то благочестиво. И вот я слышу: «Церковь – дом Божий, а театр – дом диавола». Это была, наверное, первая большая трагедия в моей жизни, но я решила, что все-таки бросаю театр.
А потом, в 1993 году я узнала, что на Пасху сатанист убил трех монахов в Оптиной пустыни. Меня это потрясло. «Надо же, что-то, видимо есть такое в монашестве…», — подумала я».
Первый шаг
«Я стала много читала про жизнь святых. Моим любимым был Симеон Столпник. Начала потихоньку как-то налаживать свою духовную жизнь. Молиться утром и вечером. А однажды поняла – пора делать решительный шаг, все бросить и идти в монастырь, как святые делали.
У нас в Самаре тогда только что открылся Иверский монастырь. Еду я на троллейбусе, вижу его, схожу на остановке, вхожу в монастырь, подхожу к каким-то бабушкам и говорю: «Возьмите меня». Они меня к батюшке отправили. Странно, он почему-то не засомневался, что в 14 лет вполне можно в монастырь пойти. Только сказал, что мне надо идти не в Самарский монастырь, а куда-нибудь подальше, «потому что в Самаре к тебе родители будут приезжать – никакой монашеской жизни не будет».
Чудеса
«После 9 класса я не понимала, что мне делать дальше. Ни криминалистом, ни режиссером, как в детстве хотела, я уже не буду. А кем я буду? Мама тогда хотела, после успешной сдачи экзаменов, мне сделать подарок — отправить в деревню. Я никогда не была там и очень хотела.
И тут она приезжает с работы и говорит: «Смотри, что я нашла…». Приносит газету. Тогда в Самаре стала выходить православная газета. И там на таком огромном развороте — информация о Свято-Троицком храме километрах в ста от города. Чудотворная икона «Избавительница от бед», источник, чудеса описаны разные. Для меня было открытием, что бывают чудеса. В объявлении было написано «приглашаем в паломничество». Я поехала и … не вернулась».
Великий дар Елизаветы
Многие верующие в Бога люди интересуются тем, каково значение иконы святой Елизаветы и в чем заключалась ее помощь людям. Почти 20 лет назад ученый-историк А. Виноградов с греческого на русский язык перевел житие святой Елизаветы. После этого Иоанно-Предтеченский монастырь выпустил печатное издание этого текста в 2002 году. Согласно выпущенной книге, Елизавета Чудотворица является покровительницей женского монашества. При жизни она умела исцелять людей от многих болезней и недугов. Женщина была сосудом Святого Духа, из которого выходят благодать, помогающая дарить добро и исцеление от мук. Даже сейчас, по словам священнослужителей, целование иконы святой Елизаветы помогает людям избавиться от многих болезней.
В Житие написано, что дочь, подаренная родителям самим Богом, умела помогать верующим, обремененным скорбью и муками от болезни. Еще до зачатия родители придумали будущей святой имя Елизавета. В юном возрасте девушка получила статус настоятельницы в обители святого Георгия, который был построен в Константинополе. До нее место игумении там занимала тетка по отцу. Настоятельницей великомученица стала благодаря святому Геннадию, который в то время был патриархом Константинопольским.
Многим верующим становится интересно: в чем помогает икона Елизаветы людям? Благодаря смирению женщины, ее искренней вере и монашеской жизни по строгим заповедям Божьим, у нее с раннего возраста появился дар исцеления. Девушка справлялась с самыми страшными болезнями, мучившими окружающих ее людей, также она умела изгонять бесов, видела откровения и предсказывала будущее. Поклонясь святой иконе в церкви сейчас, страждущий избавится от мук и обретет душевный покой.