Современные сестры милосердия – реальные люди и судьбы


LiveInternetLiveInternet

Есть такие профессии, которые будут востребованы в любые времена. Никакие роботы не смогут заменить тепло человеческих рук и доброту сердец, ласковое слово и легкий юмор медсестры, дежурящей с утра и до утра, ставящей капельницы и делающей уколы, выполняющей все назначения врача, чтобы больной был здоров. Первые сестры милосердия в России выхаживали раненых на Крымской войне (1853–1856). А начало этой профессии положила Флоренс Найтингейл (1820–1910). Ее день рождения, 12 мая, стал отправной точкой праздника Международного дня медсестры. К этой дате поговорим о русских сестрах милосердия.

Прежде чем просветить читателя о русских сестрах милосердия, скажу пару слов об основателе сестринского движения Флоренс Найтингейл, которая, будучи аристократкой по происхождению, посвятила свой жизненный путь облегчению участи обездоленных, разработав гуманные принципы лечения таких пациентов.

Метод Найтингейл заключался в соблюдении строжайшей чистоты в палатах, регулярном проветривании помещений, правильном режиме питания, полном карантине для заразных и внимательном отношении ко всем жалобам больных. В период Крымской войны военный министр, прослышав об удивительной сестре милосердия, написал ей письмо с просьбой помочь организовать лазареты в полевых условиях. Осенью 1854-го Флоренс вместе с 38 помощницами отправилась в Турцию, а потом и в Крым для работы госпиталях. В результате правильно организованного ухода менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя ее «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными.

В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе над Балаклавой (близ Севастополя) большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсестрах, погибших в Крымской войне. На счету этой женщины – открытие школы для подготовки сестер милосердия, написание и выпуск учебных пособий, реорганизация армейской медицинской службы. Большое внимание уделяла она вопросам гигиены не только медперсонала и страждущих, но и всех помещений больниц, начиная от палат и кончая подвалами. Именно она добилась, чтобы лечебные учреждения оснащались системами вентиляции и канализации, медперсонал проходил необходимую «стерилизацию», строго велся учет больных, оформлялась история болезни, вся информация систематизировалась.

Несмотря на тяжелый недуг (в 1856-м молодую еще женщину приковал к инвалидной коляске инсульт), Флоренс активно претворяла принципы сестринской этики в жизнь. В 1872 году она возглавила экспертную комиссию по санитарному состоянию английских военных лазаретов и госпиталей. В 1883-м Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907-м она стала первой женщиной Британии, награжденной орденом «За заслуги перед Отечеством».

После смерти великой подвижницы международная организация Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 – Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл – самую почетную и высокую награду для сестер милосердия во всем мире. С 1912-го каждые два года 12 мая присуждается 50 медалей «лучшим из лучших». Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820–1910». В центре изображение женщины со светильником, как символа добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали написано: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

В «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого упоминаются такие сестры милосердия, как Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово. В госпиталях Крымской войны за ранеными ухаживали 120 монахинь Крестовоздвиженской обители, 17 из которых погибли.

Екатерина Михайловна Бакунина, дворянка по происхождению, подобно Флоренс, самоотверженно помогала врачам, в севастопольском госпитале.

По воспоминаниям Н.И. Пирогова, «ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой»

. По поручению Николая Ивановича Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестёр для перевозки раненных в Перекоп, а позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. После Крымской кампании Бакунина продолжила медицинский подвиг, открыв больницу в Новоторжскрм уезде. Она вела прием, сама объезжала больных, оказывала медпомощь на свои средства, делала перевязки, давала лекарства, сама изготавливала снадобья, выплачивала содержание врачу. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание. В годы Русско-турецкой войны немолодая уже женщина снова трудится не покладая рук, порой принося себя в жертву раненым, нуждающимся в помощи и заботе.

Дворянка Екатерина Александровна Хитрово стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, на личном примере показывая, что входит в круг профессиональных обязанностей: не только участвовать в операциях, ампутациях, перевязках, но и следить за медикаментами, пресекать кражу лекарств и продуктов, охранять вещи и деньги раненых.

В списке сестре милосердия Крымской войны увековечено имя Даши Севастопольской, отец которой погиб при Синопском сражении. Не имея медицинского образования, Дарья Лаврентьевна Михайлова самостоятельно организовала перевязочный пункт. Севастопольской окрестила ее народная молва. Царь Николай Первый пожаловал Дарье золотую медаль «За усердие».

Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая, баронесса Юлия Вревская и др. – вот неполный список представительниц известных российских династий, ставших сестрами милосердия в Русско-турецкую войну.

Слева
Баронесса Юлия Вревская,
вверху справа –
Прасковья Розен; сестры милосердия времен Русско-турецкой войны;
ниже –
княгиня Наталья Шаховская,
внизу справа –
палаточный лазарет, набор инструментов
Среди аристократок, помогавших раненым на полях Первой мировой, Любовь Дмитриевна Блок (урожденная Менделеева), императрица Елизавета Федоровна, ближайшая фрейлина императрицы Анны Федоровны Анна Александровна Вырубова, дворянка Елена Александровна Дрейер.

Вверху слева направо:
Елизавета Федоровна; императрица Александра Федоровна подает инструменты во время операции. Позади стоят княжны Ольга и Татьяна. Оперирует княгиня В.И. Гедройц. 4-я слева Анна Вырубова;
внизу справа:
императрица Александра Федоровна обрабатывает рану головы. 1-я и 3-я слева княжны Ольга и Татьяна, 2-я слева Анна Вырубова, 4-я слева княгиня В.И. Гедройц; Анна Вырубова во дворе дворцового госпиталя
Автор: Наталья Ханина

Кем была основательница общества сестер милосердия?

Кэтрин Элизабет Маколи отмечается в энциклопедиях как слуга Божья, католическая монахиня. Родилась она 29 сентября 1778 года. Она родилась в состоятельной семье, в которой кроме нее были еще два брата. Любовь к ближнему и основы милосердия девочке привил ее отец. Он каждые выходные приводил домой детей из малообеспеченных семей и обучал их католической вере. Однако, когда девочке исполнилось 5 лет, отец скончался, а мать стала вести себя далеко не в духе добропорядочной католички. Естественно, долго так продолжаться не могло: мать скончалась в 1798 году. Тогда Кэтрин переехала к дяде, ставшему ее опекуном.

Однако и тут все пошло не так: дядя разорился, а девочку удочерили дальние родственники, которые также не были бедными, нажив имущество за счет торговли с Индией. А в 1822 году все это состояние девочка получила в собственное распоряжение. Именно эти деньги Кэтрин и решила использовать во благо обездоленных. Ее первым решением было построить дом для бедных девушек, матерей-одиночек и тех пожилых людей, кого бросили на произвол судьбы. Дом милосердия предполагал, что сюда будут приходить люди, которые нуждались как в заботе, так и в получении образования. Этот дом был выстроен к 24 сентября 1827 года. В общине не было верующих женщин, только светские дамы, и это стало поводом для недовольства со стороны церкви. От Кэтрин требовали придать больше христианской направленности движению. Это в итоге и стало толчком к основанию общества сестер милосердия.


«Чудеса — на каждом шагу». Сестра милосердия о своей работе и вере в людей Подробнее

Несмотря на то, что Кэтрин была во главе новой общины лишь около 10 лет (женщина скончалась в 1841 году), она успела за это время организовать 12 монашеских обществ в Ирландии и пару таких же общин в Англии. На тот момент здесь числилось 150 членов. Для сравнения: в начале 2000-х в «Сестрах милосердия» состояло 10 000 человек. После смерти основательницы общины ее последовательницы продолжили традицию и стали организовывать новые общества по миру.

Деятельность «Сестер милосердия»

Есть много версий касательно работы и организации таких обществ, как «Сестры милосердия». Так, например, считается, что термин «Сестры милосердия» и вовсе появился в XVII веке. Но чаще упоминается, что в XVII веке говорили про «Дочерей милосердия».

Сегодня так называют тех женщин из общин, которые оказывают помощь как медсестры в разных ситуациях и как волонтеры при необходимости.


«Святая Римма». Как хрупкая сестра милосердия подняла солдат в атаку Подробнее

Что не запрещено — разрешено

Например, достаточно быстро выявилась потребность кормить бездомных. Наше подворье находится близко к Белорусскому вокзалу, где концентрируются группы бездомных. Они регулярно приходили на подворье просить милостыню, им выносили еду в банках. Но подворье близко не только к вокзалу, оно находится на Тверской улице в окружении элитных жилых домов и офисов. Очень скоро жители стали возражать, и надо было что-то решать. Устраивать столовую для бездомных на территории подворья возможности не было, поэтому мы решили организовать выездную столовую, взяли старую «Газель» и стали выезжать к бездомным с горячей едой.
Но прежде мы долго ходили по инстанциям за разрешением на свою деятельность. В муниципалитете, управе нас на словах одобряли, но на все просьбы подписать нужное письмо отказывали под разными предлогами. Грянул кризис 1998 года. Не осталось никаких сомнений в том, что наша помощь бездомным необходима.

Мы знали, что на Павелецком вокзале есть аналогичный автобус от протестантов. Туда на разведку отправилась наша сестра узнать, какие у этих ребят есть разрешения. Узнав, что никаких разрешений они не имеют и не просили, мы наши «хождения по инстанциям» закончили. В монастыре нам выделили небольшую кухоньку в шесть квадратных метров, где мы стали готовить каши с мясными, рыбными и овощными добавками, заваривать чай. В ход идет все, что нам жертвуют. Сестры выходят на послушание в 10 утра. К 13 часам грузят котлы с едой в машину – и в путь.

Очень трудно было выбрать место, чтобы не мешать жителям и учреждениям в условиях плотной застройки Центра. Нас гоняла милиция, для острастки с автоматами, таскали в ОВД на основании того, что мы собираем «контингент», который во всех отношении нежелателен в столице, но потом всех отпускали. Этих людей в столицу мы не собираем, они сюда съезжаются сами. На грозный вопрос начальника 10 отделения «Тверской: « Кто вам разрешил?», я ответила просто. «Это запрещено? Нет? А что не запрещено – разрешено. Мы не торгуем. А выйти и накормить человека, который в этом нуждается, может в нашей стране любой гражданин, и разрешения ему на это не требуется». Со временем мы определились с местом в полосе отчуждения вдоль железной дороги, и нас оставили в покое.

С 1998 года мы стабильно, два раза в неделю, а с праздниками – три раза, выезжаем с горячим питанием. Обычно кормим от 50 до 150 человек. Летом меньше, потому что этот контингент мигрирует, как перелетные птицы. Меню у нас стабильное. И готовим как для себя. Еду раздаем в одноразовой посуде, которую нам тоже жертвуют. Есть проблема с утилизацией посуды, которую по-хорошему надо бы собирать в специальные конвейеры и отправлять на свалку, где утилизируют отходы из инфекционных больниц. Но это очень сложно и дорого. Мы установили строгий порядок. На кормлении среди бездомных есть старший, которого предупреждаем, что после себя оставлять ничего нельзя. Иначе меры в отношении нас всех будут самые жесткие. Поэтому они после себя все убирают, и площадка остается после нас чистой.

Хочу поделиться положительным опытом. Для нашей деятельности нужен транспорт и водители. После неудачного опыта с наемными водителями (мы не можем платить много) пришлось сестрам самим садиться за руль. Сейчас у нас 12 сестер за рулем, и проблемы с этим нет. Все поездки по Москве и области сестры обеспечивают своими силами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]