Понятие «календарь»
Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.
Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.
Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян — дата возникновения новой правящей династии.
Необходимость календаря
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.
Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
День ангела, 31 мая, мужские и женские имена
По церковному православному календарю 31 мая отмечается 22 именины: 14 мужских и 8 женских. Список именин поможет в выборе имени для мальчика или девочки, рожденных в этот день.
31 мая именины отмечают
Мужчины
Андрей от древнегреческого имени Андреас, происходящее от андрос — «мужчина», «человек»; также существует перевод «мужественный», «смелый», «отважный»
Богдан от древнерусского «Богъ» (Бог) + «даный» (данный) — «данный Богом», «Божий дар», «дарованный Богом»
Василий от древнегреческого имени Басилейос — «царский, царственный»
Давид от древнееврейского имени Давид — «любимый»
Денис от древнегреческого имени Дионисиос — «принадлежащий богу Дионису»
Ираклий от древнегречееского имени Хераклейос — «Гераклов, принадлежащий Гераклу»
Лев в переводе с греческого — «лев», «царь зверей» от латинского слова leo — «лев»
Макар от древнегреческого макариос — «благославенный», «блаженный», «счастливый»
Павел от римского родового имени Paulus — «скромный», малый», «незначительный», «младший»
Петр от древнегреческого имени Петрос — «камень», «твердый», «надежный»
Семен от древнееврейского имени Шимон — «Бог услышал»
Теодор в переводе с латинского — «дар Божий», «посланник Бога»
Федор современная форма греческого имени Теодорос (Теодорос, Феодорос) — «дарованный Богом», «Божий дар»
Юлиан от древнегреческого иулос — «пушистый, кудрявый» в переводе с латинского — «из рода Юлиев», «июльский»
Женщины
Александра женская форма от Александр, происходящего от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»
Джулия в переводе с латинского — «из рода Юлиев», «июльская» от древнегреческого иулос — «кудрявая», «пушистая»
Ефросинья от древнегреческого имени Эуфросюне — «веселье», «радость»
Клавдия женская форма от Клавдий, происходящего от римского родового имени Claudius (от латинского claudus) — «хромать»
Кристина женская производная форма от Христиан, происходящего от латинского имени Christianus — «христианка»
Матрена от латинского matrona — «матрона, почтенная замужняя женщина»
Фаина от древнегреческого имени Фаэйне (Фаини) — «сияющая», «блестящая»
Юлия в переводе с латинского — «из рода Юлиев», «июльская» от древнегреческого иулос — «кудрявая», «пушистая»
Кто и как начал подсчитывать дни?
Учёные считают, что первый календарь был уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне записывали цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, и это совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Когда они не успевали до розлива реки, теряли урожай.
Потому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, когда дожди пойдут, когда засуха наступит.
А ещё календарный счёт проводили по движению небесных тел и из смены дня и ночи: солнечный – по Солнцу, лунный – по Луне, лунно-солнечный – по передвижению обоих светил. В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полного шарика и обратно вычислили временной интервал — месяц, который у них насчитывал 29,5 деньков. Записывая каждую дату лунного появления, наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки-месяц-год.
Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся метить важные для него события, потому в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне брали отсчёт от основания Рима, евреи и византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти каждой новой императорской династии.
У римлян в летоисчислении было лишь 10 месяцев и всего 304 дня. И со всем этим разнообразием, несомненно, рано или поздно возникла путаница.
Разрешил календарную проблему древнеримский Юлий Цезарь. Как-то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 деньков каждый, а в конце добавляли ещё 5 праздничных дней. Дал задание своим астрономам проверить, почему в Риме не так.
Они египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами взяли за основу и посчитали-согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год, а каждый четвёртый год решили сделать високосным, на день подлиннее.
Високосный год компенсировал «хвостики» в 0,25 суток, т.к. александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана поточнее — в 365,25 суток. Так и появился новый календарь Цезаря — юлианский, пришедший на замену старому римскому. Кстати Цезарь был ещё и первый, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.
А названия месяцев у римлян сначала были вот такими:
- январь — по имени бога Януса;
- февраль — по имени бога Фебрууса;
- март — от бога Марса;
- апрель — от латинского «раскрывать», т.к. в этом месяце оживает природа, и распускаются почки;
- май — по имени богини Майи;
- июнь — по имени богини Юноны;
- квинтилис, или пятый;
- секстилис, или шестой;
- сентябрь, или седьмой;
- октябрь, или восьмой;
- ноябрь, или девятый;
- декабрь, или десятый.
Это интересно! Римский сенат отблагодарил Цезаря за новый упорядоченный календарь и дал квинтилису — месяцу, когда родился Юлий, его имя — июль.
Поправку в простой, вычисленный по Солнцу, но не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий-XIII. Он ввёл своё летоисчисление на основе цикла земного обращения вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал это ещё точнее — в 365,2425 суток, которая оказалась ближе к реальной длительности года.
Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе и дата самого главного из них – Пасхи, постепенно сдвигаются за каждые 128 лет на целые сутки, что для церкви было недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в 1582-м году многие европейские страны, время сдвинули сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582-го года сразу стало по счёту 15-м.
«Чем же он отличается, — спросите вы, — этот новый стиль?» Григорианский календарь в каждой сотне лет считает високосным последний по счёту год лишь тогда, когда его порядковый номер делится на цифру 4, например, 2000-ый, 2400-ый, в то время как юлианский считал високосным любой четвёртый год, шедший по счёту после трёх простых. В результате нововведений за каждые 4 столетия мы «теряем» по трое суток, никуда не сдвигаемся, и лишние дни не копятся.
Азбука для начинающих духовную жизнь
Здравствуйте, дорогие друзья!
Великий пост ставит человека на духовные рельсы. С одной стороны всем нам приходится немало трудиться: нести посильный подвиг воздержания, поста и молитвы. Но само время Четыредесятницы, как отмечают многие верующие люди, дает человеку очень многое. Пост сам по себе создан для совершенствования человека, для его же блага. Поэтому если проводить это время с благодарностью Богу, то мы действительно становимся ближе к Нему.
Приведем 60 простых советов для начинающих духовную жизнь. Впрочем, эти рекомендации актуальны для любого христианина. Конечно, невозможно их исполнять сразу все, но начать можно. Начиная с малого, человек обязательно сможет прийти к большему.
Азбука духовной жизни
1. В постели пробуждаясь, прежде всего, вспомни о Боге и знамение крестное положи на себя.
2. Молитвенное правило, какое есть у тебя, не оставляй и им начинай провождение дня.
3. В течение дня при каждом деле молись краткими молитвами.
4. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не языком, а сердцем.
5. Никто из окружающих тебя да не останется утром без твоего искреннего привета.
6. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет бесчувствие; кто принуждает себя при сухости души к молитве, тот выше молящегося со слезами.
7. Новый Завет чадо тебе знать разумом и сердцем, поучаться в нем постоянно, непонятное не толковать самому, а читать святоотеческие толкования или спрашивать разъяснения у отцов своих духовных.
8. Без исповеди и Причастия нет спасения. Воду святую с жаждою освящения души и тела не забывай пить.
9. Приветствие Царице Небесной: «Богородице Дево, радуйся…» произнеси чаще или хотя бы на каждый час.
10. В свободное время читай писания православных отцов – учтелей духовной жизни, а если у тебя нет, то настойчиво проси у того, у кого они есть.
11. Во искушениях н напастях тверди больше Псалтирь и читай Молебный канон Пресвятой Богородице: «Многими содержим напастьми» Она у Нас одна Заступница.
12. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Святой Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, и Господь разрешит узы мрака оковавших тя. Взывай также к Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Читай много раз «Богородице Дево, радуйся…».
13. Если не можешь петь и читать, то в минуты брани поминай имя Иисусово, стой твердо – и уврачуешься плачем своим. Если даже не улавливаешь смысла слов Иисусовой молитвы, все равно повторяй: бесы понимают и убегут.
14. В постное время постись, но знай, что Богу угодно не только воздержание чрева, но и воздержание ушей, очей, языка, а также воздержание сердца от страстей.
15. Человек, начинающий духовную жизнь, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает вне чистоты от клокочущих страстей, поэтому вначале духовной жизни все должно быть направлено на приобретение духовного здравия со смирением.
16. Духовная жизнь есть постоянная и неумолкаемая война с врагами дня спасения души. Никогда не спи душой, дух твой должен быть бодр, непременно всегда на помощь зови во всякой брани Спасителя своего, Божию Матерь и Ангела Хранителя.
17. Бойся согласиться на грех и соединиться с греховными помыслами, внушаемыми тебе приступающим врагом. Согласившийся уже сотворил то, о чем помыслил. Если ты поползнулся в мыслях, то сокруши сердце и кайся. Враг будет внушать: «Ты уже согрешил помыслом, сотвори грех на деле». Отвечай мысленному убийце: «Пред Богом моим согрешил, пред Ним и покаюсь. А ты кто такой?»
18. Помни, Бог желает твоего спасения и все сделал для твоего спасения, поэтому, чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.
19. Проси постоянно Господа: «Страх Твой всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет перед Богом.
20. Все сердце без остатка отдай Богу и ощутишь рай на земле.
21. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.
22. Заведи себе помянник, запиши туда всех ненавидящих и обидевших тебя, а также страдальцев нашего века и тех, о которых некому помолиться, и ежедневно поминай их.
23. Ищи постоянно и неустанно дел милосердия и любви страдательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех милость выше всех жертв.
24. Без необходимости неотложной никуда не ходи, не суетись и дома. Стремление к богатству, многопопечительность – уловка врага для нашего времени.
25. Как можно меньше говори, смейся, любопытствуй, празднолюбствуй.
26. Не пребывай никогда без дела, праздники церковные и воскресные дни почитай исполнением дел Божиих, а не греховными увеселениями или праздным времяпровождением.
27. Люби святое уединение.
28. Все обиды терпи сначала молча, потом укорением себя, а потом молитвой за обижающих.
29. Самое главное для нас – это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех бесов, а терпением победим страсти, воюющие на нашу душу и тело. Прося в молитве смирения, мы просим, чтобы Бог попустил какому-то человеку нас укорить. Смирение и любовь к врагам не придут сами собой. Их нужно стяжать, перенося правильно укоризны и унижения.
30. Не показывай на молитве твоей никому, кроме Бога, своих слез умиления и своей ревности о спасении.
31. Православного священника почитай ангелом, благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.
32. Обращайся с людьми так же внимательно, как с наследниками Великого Царства, но и так же осторожно, как с огнем. Помни слова Спасителя, что все, что ты делаешь ближнему, делаешь Ему Самому. В ближнем наше спасение или наша погибель.
33. Всем всё прощай и всем сочувствуй в страданиях их.
34. Не носись только с собою, как курица с яйцом, забывая о ближнем.
35. Кто ищет, здесь покой, в том не может пребывать Дух Божий, в нем нет любви к Богу и к ближнему.
36. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.
37. Всегда и везде призывай на помощь Ангела Хранителя своего. Внушения его приносят небесный мир в душу, а от лукавого – смущение духа, хотя бы мысли и казались нам правильными.
38. Храни всегда плач сердечный о своих грехах. Когда исповедуешь их и причастишься Святых Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении.
39. Непотребность и недостатки знай только свои, а чужих тщательно берегись. Не губи себя осуждением других, осуждающий есть антихрист. Один – суд Божий, другой – суд человеческий. О немощах других плачь, да не погибнут навек. Плачущий о себе не осуждает других, а любит их, желает и им, как себе, вечного спасения.
40. Не верь каким-либо, даже добрым пожеланиям своим, прежде, чем одобрит их опытный духовник. Не верь своему сердцу, проверяй себя писаниями православных святых отцов.
41. Каждый вечер исповедывайся Богу во всех своих греховных делах, словах и мыслях, бывших в течение дня. Раньше в монастырях каждый вечер новоначальные открывали старцу свои помышления.
42. Перед сном мирись со всеми от всего сердца.
43. Не должно тебе рассказывать сны другим и сам не верь им. Не раз диавол обманывал и даже губил верящих своим снам.
44. Усни с крестным знамением и Иисусовой молитвой.
45. Ночная молитва дороже дневной.
46. Не теряй связи со своим духовным отцом.
47. Благодари Бога за всё.
48. Себя нужно делить всегда на себя и на врага: избегай того, что хочет твой внутренний враг.
49. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.
50. Нет лучшего слова на языке нашем, чем «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Господи, спаси мя грешнаго».
51. Полюби все уставы церковные и сближай с ними свою жизнь.
52. Навыкни бдительно и всегда следить за собой, в особенности за своими внешними чувствами. Через них особенно в душу входит враг. Следи внимательно за своими помышлениями.
53. Когда познаешь слабость свою и бессилие к сотворению добра, то помни, что не сам ты спасаешь себя, спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.
54. Неприступная твоя должна быть вера, ибо не дремлет лютый враг, стережет каждый твой шаг. Но Бог любит мужественную душу, уповающую всегда на Него.
55. Никто не входил на небо, живя прохладно.
56. Нас сближают с Богом скорби, труды и болезни; не ропщи на них, не бойся их.
57. Как можно чаще с умилением и сокрушением сердца приобщайся Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Жив ты бываешь только ими.
58. Никогда не забывай, что смерть может похитить нас каждую минуту, не забывай, что скоро Суд и воздаяние. Помни, что ты всегда находишься в присутствии Бога и под всеведущим взором Его.
59. Поминай еще то, что уготовил Господь любящим Его и заповеди Его творящим.
60. Прочитывай азбуку сию хоть раз в неделю.
Как начать духовную жизнь
История возникновения календаря
Происхождение термина «календарь» приписывают древнеримскому слову «календы», что означало первые числа каждого месяца – день погашения долгов и процентов. Отсюда календарь изначально работал в качестве долговой книги.
Равные промежутки исчисления времени базировались на движении Солнца и Луны, отсюда появились лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.
Современное значение календаря — это деление времени в течение года на месяцы, недели и дни недели, с указанием выходных и праздничных дней.
Различные народности вели свой календарь летоисчисления: там для римлян считали текущий год от времени основания Рима, египтяне считали годы правящей династии фараонов.
Юлианский календарь изобрел Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры, который уловил закономерность природных явлений, и добавил к десяти месяцам года еще два месяца. Продолжительность года стала 365.5 дней. Началом года стало 1 января. До Юлия Цезаря римский год составлял 304 дня и начинался 1 марта. Он же ввел понятие високосный год, но у него каждые 3 года его продолжительность состояла из 366 дней. Эту ошибку скорректировал папа Римский Григорий XIII.
Папа Римский Григорий XIII в 1582 году ввел новый вариант летоисчисления, привязанный к дню весеннего равноденствия – 21 марту, который до этого момента постоянно сдвигался.
Новое исчисление было наиболее точным и исправляло сдвиг по времени, который составил десять суток. Григорианский календарь утвердил точные значения високосных лет. Так високосными годами стали те, чье значение кратно 400 (например, 1600, 2000). Следующие годы должны быть кратные 4, но исключения составляют кратные 100. Например, 1896 год был високосным, но наступивший через четыре года 1900 год к нему не относится и следующий високосным годом является 1904 год. Расхождение юлианского и григорианского календаря составляет трое суток на каждые четыреста лет.
Россия перешла на григорианский календарь после 31 января 2021 года, когда сразу после этой даты начиналось 14 февраля. Отсюда появился Старый Новый Год, который наступает на 14 дней позже.
Неделю по дням стали различать примерно в III веке, а наименования дней привязали к небесным светилам:
- Понедельник – Луна
- Вторник – Марс
- Среда – Меркурий
- Четверг – Юпитер
- Пятница – Венера
- Суббота – Сатурн
- Воскресенье — Солнце
Лунный календарь базируется на движении Луны, и месяц в нем составляет 29,53 дня. На лунном исчислении живут некоторые мусульманские страны. Многие садоводы придерживаются фаз Луны, когда начинают посадочные работы.
На Луну ориентируются те, кто верит в ее влияние на творчество, деньги и отношения. Не секрет, что даже к парикмахеру некоторые люди записываются по рекомендациям лунного календаря.
Регистрация на Азбука Верности
Зарегистрироваться легко, достаточно заполнить:
- Адрес электронной почты;
- Пароль;
- Страну и город проживания;
- Дату рождения;
- Вероисповедание;
- Семейное положение;
- Наличие детей;
- Цель знакомства;
- Пол.
Далее переходим к заполнению анкеты и загрузке фото. Отметим, что в конце регистрации просят ввести номер телефона для подтверждения прав на профиль в случае потери пароля.
На электронную почту приходит письмо со ссылкой-подтверждением. Если по нему не перейти, функционал православных знакомств азбука.ру не откроется.
Погрешности
Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.
За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.
Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.
Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.
Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.
Календари в первобытном обществе
Якутский календарь карди.
Календарь индейцев кайова на шкуре бизона. 1889–92.
История календаря на Руси и в России
Московский лубковый календарь, XVII век
В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.
После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года от «сотворения мира» (19 (29) декабря 1699 года) [4] после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.
Разница между двумя системами летоисчисления для периода времени с 1492 года по 1700 год составляет 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа, а с 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. (1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от Рождества Христова. 7208 − 1699 = 5509 лет. А 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от Рождества Христова. 7208 − 1700 = 5508).
Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.
Советский революционный календарь
Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929—1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство.
Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.
На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически — это календарь на любой год, единственное отличие — наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки — 28 февраля — идёт сразу первый день шестидневки — 1 марта.
Неделя в СССР в 1929—1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.
Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно — до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Виды календарей
Перевод из одной системы летоисчисления в другую доставляет порою значительные сложности из-за различной продолжительности года, а также неодинаковой даты начала года в различных системах.
В Древнегреческом календаре
год содержал 354 сут. Однако из-за расхождения с солнечным годом на 11,25 суток, каждые восемь лет к году прибавляли девяносто дополнительных суток, поделенных на три равных месяца.
Изначально Древнеримский календарь
состоял из 304 сут, поделенных на 10 месяцев, а первым месяцем года считалась дата — первое марта. Впоследствии римский календарь подвергся многочисленным реформам, в частности, были добавлены еще два месяца, а также была изменена дата нового года с первого марта на первое января.
Введение Юлианского календаря
было связано и именем Юлия Цезаря,стремившегося увязать календарные даты с сезонными природными явлениями. Юлий установил продолжительность года, равную 365,25 суткам. Согласно юлианскому календарю, раз в четыре года наступает високосный год, длительность которого составляет 366 солнечных сут. Ориентация на солнечный цикл позволила избежать лишних «вставок» в календарь (за исключением високосного года), а также приблизить календарные даты к природному циклу.
Григорианский календарь
был введен при папе Римском Григории XIII и обозначен как «новый стиль» взамен «старому стилю» (юлианскому календарю). Целью введения григорианского календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, установленной еще во времена Никейского собора, утвердившего пасхалию.
Григорианский календарь максимально точно приближен к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Эта разница достигнет суток через 3333 года, но для компенсации этой погрешности в григорианском календаре было введено особое правило, основанное на том, что из каждых 400 лет должны быть исключены три високосных года.
Это смогло бы поправить календарь настолько, что ошибка величиною в одни сутки возникла только через сто тысяч лет. Григорианский календарь в России был введен лишь в 1918 году, разница между новым и старым стилями в 21 веке составила 13 суток.
Основные типы календарей:
Основу любого календаря составляет цикличность 2-ух основных небесных тел – солнца и луны. Поэтому выделили такие основные типы календарей:
Лунный календарь, в основе которого лежит циклическая смена лунных фаз, происходящих в течение синодического месяца. Он равен 29,53 суткам, а год — 354,37 суткам. За каждые 30 лет вследствие дробных частей накапливалось 11 лишних суток. Типичный пример лунного календаря — мусульманский календарь.
Солнечный календарь, в основе которого годовой солнечный цикл продолжительностью 365,24 суток. Основные даты, на которые он ориентируется это дни солнечного солнцестояния и равноденствия. Типичный пример солнечного календаря – григорианский календарь.
Лунно-солнечный календарь, в основе которого попытка соединения двух циклов – солнечного и лунного. Типичный пример такого календаря — еврейский календарь.
Источники
- https://www.syl.ru/article/307127/chto-takoe-kalendar-istoriya-vozniknoveniya-i-vidyi
- https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja
- https://shkolala.ru/proekty/tsifryi-i-chisla/kak-poyavilsya-kalendar/
- https://printyard.net/articles/raznoobrazie-kalendarej-istoriya-letoischisleniya/
- https://nauka-prosto.ru/page/istorija-kalendarja/
- https://bigenc.ru/physics/text/2035097
- https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C
- https://ency.info/earth/izmereniye-vremeni/64-kto-p
- https://fotocalendar.su/history-calendar.php
- https://kratkoe.com/kratkoe-soobshhenie-o-kalendare/
[collapse]