Еретик это кто такой в истории, определение (6 класс)

Обновлено 22 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы «препарируем лягушку» особого сорта, в роли которой выступает слово «еретик».

Этот термин зачастую звучит как архаизм (что это?), но отнюдь им не является, поскольку все еще остается в нашем активном словаре и продолжает использоваться как в своем прямом, так и переносном значении.

И если кто-то из вас, едва заслышав слово «ересь», начинает представлять себе кровожадного инквизитора, пытающего отважного вольнодумца, это будет не слишком далеко от исторической правды.

А все началось в эпоху так называемого Классического Средневековья – тогда население Европы стало быстро увеличиваться, а это, в свою очередь, спровоцировало заметные изменения в культурной, духовной и социально-политической сферах жизни общества.

К концу XV в. институты католической церкви настолько усилились, что достигли практически повсеместного распространения. Под их влиянием оказалась не только вся Европа, но и многочисленные колонии, раскиданные по шести континентам.

Священники наживались на религиозности и невежестве простых людей, отпуская им грехи только за деньги (называли это индульгенцией). Гонения на науку стали общим правилом, а представители церкви выступали «единым флангом» с местными властями, заинтересованными в сохранении своих «дополнительных заработков».

Все это привело к началу Реформации (это как?) и все большему проявлению инакомыслия, которое тут же окрестили ересью.

Но что на самом деле это такое? Кого называли еретиками и какие еще значения этого термина существуют?

Значение понятия

У некоторых людей складывается мнение, что значение этого понятия заключается в свободе от каких-либо норм и ограничений. Настоящая свобода – это отсутствие совершения греха и защита от заблуждений. Но не стоит забывать, что свобода может стать побуждением к совершению как добрых, так и злых поступков.

Но вот у священнослужителей есть своя точка зрения на этот вопрос. Что такое ересь в православии? Они говорят о том, что это не просто заблуждение, которое возникает из-за незнания или неправильного суждения. Оно имеет в себе достаточно серьезные сознательные искажения Святого Писания.

Люди специально искажают факты и тем самым противоречат основным догмам религии. Священники говорят о том, что обычный верующий не есть семинаристом и не всегда может правильно высказывать свои мысли или трактовать свое отношение к тем или иным вопросам православия. Но суть не в этом. Большое количество очень умных людей отрицали церковное учение и делали это на высоком интеллектуальном уровне.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Я маму потерял — Алло, это бюро находок? — спросил детский голосок. — Да, малыш. Ты что-то потерял? — Я маму потерял. Она не у вас? — А какая она твоя мама? — Она красивая и добрая. И еще она очень любит кошек. — Да, как раз вчера мы нашли одну маму, может быть это твоя. Ты откуда звонишь? — И�… Читайте далее

ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, �… Читайте далее

«ЗА САШУ…» События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

«МАМИН НАКАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ» (обязательно прочти эту заметку) «Помолись обо мне дитя, когда я уже буду не с вами, Вы не пейте вина за меня, помолитесь своими словами.Отнесите Вы бедным все то, что собрали на помин шикарный, И не надо мне мертвых венков, Вы поставьте мне крест деревянный.В светлом Храме, любимом моем, где молилас… Читайте далее

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

В христианстве «ересь» — это ложное учение, лишённое откровения Божьего

В христианстве слово «ересь» с веками меняло своё значение. В ранних трудах богословов можно наблюдать, что это слово сохраняет своё изначальное, нейтральное значение. Ересь — это мнение, и не больше того.

Но постепенно, с развитием богословской мысли и укреплением позиций христианства его идеологи всё больше задаются вопросом о том, что такое другие учения.

Всё яснее формируется христианское самосознание, согласно которому, только эта религия может быть верной и получившей Божье откровение.

При этом акцент делается не только на том, что христианство — единственная истинная религия, но и на том, каким именно должно быть христианство, а каким не должно.

Появляется мнение, что не только отход от догматов считается еретическим, но вольнодумство на счёт церковных устоев тоже. Скажем, неисполнение прямых указаний указов папы Римского — тоже ересь.

Католицизм выделил две разновидности ереси:

Формальная ересь:

«Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать Божественной и католической верой, или упорное сомнение в ней» (Кодекс канонического права).

Материальная ересь.

То есть ересь тех людей, которые не находятся в лоне католической церкви. Иноверцы и атеисты не могут быть истинными еретиками, так как никогда и вникали в католическое вероучение, а значит, и осуждать их нельзя так же, как католиков.

Важным этапом стали церковные расколы, в процессе которых каждое христианское течение сохранило за собой право определять, что же именно оно считает ересью, а что нет. В связи с этим представление о ереси в христианском мире немного отличается.

Меры против еретиков тоже принимались самые разные. От простого осуждения до казней и пыток. Во многом это завесило от полномочий, которыми обладала церковь.

Еретик – это…

Так называли человека, который не чтил общепринятых канонов (это как?) превалирующего религиозного учения.

Любой уклон в богопознании, любой подход к догматам (это что?), отличный от безапелляционных учений католической церкви, признавался отклонением от истинной веры, а тот, кто понимал «по-своему» саму идею спасения и/или Спасителя, клеймился вероотступником и подвергался преследованиям и суровым наказаниям.

В итоге все свелось к тому, что если мнение человека хоть в чем-то расходилось со взглядами церкви, то его объявляли еретиком и отправляли на суд инквизиции, который, как правило, начинался с жесточайших пыток в темных и сырых подземельях папских комитетов, а заканчивался – показательной казнью через сожжение на костре.

Это была страшная и невероятно мучительная смерть, однако «пастыри» убеждали «истинно верующих», что только таким образом, через очищающий огонь, человек может оправдаться перед Господом.

Какие люди чаще всего подпадали под определение еретика:

  1. философы-агностики (это кто?) и материалисты;
  2. ученые любого толка;
  3. знахари, целители-самоучки и врачи, отступающие от традиционных методик лечения;
  4. колдуны, маги, ведьмы, ворожеи;
  5. художники, писатели и некоторые другие творческие личности, создававшие слишком реалистичные (а то и откровенно «крамольные») произведения искусства.

Однако, справедливости ради, отметим, что изначально возникновение еретических представлений чаще всего было связано с попытками логического понимания догматического учения, которое верующие стремились постичь посредством рассудочных умозаключений.

И только затем, осознав глубину неразрешимых противоречий, еретики утверждались в своем «отступлении» и предпочитали принять смерть на костре, чем принять на веру то, во что они не верили.

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.

Ересь — это полное противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия. На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Отношение святых отцов к ереси

Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.

На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».

Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.


Современные представители ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии

Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.

  • Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
  • С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
  • Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
  • Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
  • Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.

На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество.
Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.

Разновидность отрицаний веры

Общее слово «ересь» имеет в себе несколько разновидностей, которые просто объединяются в единое целое. Список ереси в православии достаточно широк, но некоторые необходимо знать, чтобы не путать с ним раскол и отступничество. Классификация делится по таким категориям:

по отношению к основным христианским церквям;по принадлежности к национальным культурам;по наличию или отсутствию религиозной веры;по степени радикализма;по характеру синкретизма;по решаемой догматической задаче;по эпохам развития и прочее.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Что такое Ересь? — Это сознательное отклонение от религиозного учения

В настоящее время слово «ересь» несёт негативный оттенок, но так было не всегда. В периоды большей религиозной терпимости, когда люди могли себе позволить собственный взгляд на ту или иную традицию, слово «ересь» понималось по своему прямому значению — «течение», «выбор», «альтернатива».

Допустим, есть некое Священное Писание и несколько его трактовок. Ни у одного толкователя нет монополии на мнение и права называть только себя авторитетом. Соответственно, получается два течения, две ереси. С этой позиции мы могли бы назвать католицизм, протестантизм и православие — тремя ересями христианской традиции.

Если мы называем кого-то еретиками, они могут так же называть и нас

Хотя предпочтительнее употреблять слово «ересь» не ко всем направлениям, а к тем, которые существуют помимо основной, ортодоксальной традиции. Но в то же время любая иная философская школа, считая себя самой истиной, вправе называть ортодоксальное течение ересью. Тут нет ничего оскорбительного, это нейтральное слово.

  1. Еретики — приверженцы ереси.
  2. Ересиархи — главы еретического течения.


Первые христиане — это еретики, с точки зрения иудаизма («Тайная вечеря», Да Винчи)

Обли­чи­тели ересей

Древ­ние ере­ти­че­ские тексты, как пра­вило, уни­что­жа­лись, поэтому све­де­ния о ересях можно почерп­нуть у их обли­чи­те­лей: св. Иринея Лион­ского, св. Иппо­лита Рим­ского, Тер­тул­ли­ана, Ори­гена, св. Кипри­ана Кар­фа­ген­ского, св. Епи­фа­ния Кипр­ского (его вместе с Ири­неем и Иппо­ли­том назы­вают ере­сео­ло­гами), Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Евсе­вия Пам­фила, бл. Фео­до­рита Кир­ского, бл. Авре­лия Авгу­стина, Евфи­мия Зига­бена.

Литература

  • Булгаков С. В. Справочник по ересям, сектам и расколам. // Москва: Современник, 1994.
  • Краткая информация о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира»
  • прот. Иванцов-Платонов. «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. — М.: АСТ, 2007. — 576 с. — ISBN 978-5-17-023677-0
  • Ересь, еретики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ереси в христианстве
Гностические ересиДокетизм · Николаиты · Адамиты · Павликиане · Богомилы · Катары · Альбигойцы · Вальденсы · Лолларды
Тринитарные ересиТритеизм · Монархианcтво (Адопционизм · Модализм · Савеллианство) · Арианство · Аномеи · Македонианство · Агноиты
Христологические ересиАполлинаризм · Монофизитство · Автардокетство · Агноиты · Монофелитство · Несторианство
Экклезиологические ересиМонтанизм · Донатизм · Старокатолицизм · Филетизм · Седевакантизм
Прочие ересиХилиазм · Псилантропизм · Пелагианство · Оригенизм · Иконоборчество · Ересь жидовствующих · Стригольники · Янсенизм

Провал попытки декабристов изменить общественный строй в России и последовавший за этим разгул полицейской реакции ослабил революционные настроения в обществе, но не уничтожил их полностью. Вопреки надеждам царедворцев социальная активность постепенно оживлялась. Антиправительственная мысль сосредоточилась в характерной организационной форме – кружках. Немногочисленные собрания студентов, чиновников, офицеров и интеллигентов-разночинцев группировались не только в столицах, но и провинциальных городах.

Власти преследовали в первую очередь представителей радикального общественного движения. От либералов их отличало признание необходимости революции. В Москве и провинции полиция и жандармы не столь рьяно выискивали противников самодержавия, поэтому в 20-50-е годы XIX в. там возникло большинство кружков радикальной направленности.

Кружок Время и место Участники Взгляды, деятельность Прекращение деятельности
Кружок братьев Критских 1826-1827гг.

г. Москва

П., М. и В. Критские, Н. Попов, Н. Лушников Хотели создать большую тайную организацию, вынашивали планы цареубийства, распространяли прокламации. Вели пропаганду среди чиновников, солдат и т.п. К следствию привлекли 13 человек. Видных членов кружка посадили в крепость потом, отдали в солдаты. Других сослали или уволили со службы.
«Сунгуровское общество» 1831 г. г. Москва Н. Сунгуров, Я. Костенецкий, Ф. Гуров, П. Кашецкий Назывались последователями декабристов, но пошли дальше: революционный переворот хотели устроить с опорой на народное участие. Все члены кружка были арестованы и осуждены на разные виды смертной казни. Через полгода казнь была заменена каторгой, ссылками и солдатчиной.
«Литературное общество 11-го нумера» 1830-1832гг. г. Москва В. Белинский, Н. Аргилландер, Б. Чистяков, И. Савинич Члены кружка собирались в комнате № 11 общежития московского университета и были дерзкими противниками крепостничества, обличали его в литературных произведениях.

Были связаны с польскими студентами — революционерами.

В разгар «Сунгуровского дела» В. Белинского исключили из университета. После его исключения из университета кружок распался.
Кружок А. Герцена и Н. Огарева 1831 – 1834 гг. г. Москва А. Герцен, Н. Огарев, Н. Кетчер, М. Носков, И. Оболенский, А. Савич, Н. Сатин. Изучали и обсуждали политические и философские проблемы. Занимались помощью осужденным студентам и революционной пропагандой. После ареста члены кружка были высланы из Москвы под полицейский надзор на местах
Кружок петрашевцев 1845-1849гг. гор. Петербург, Москва, Киев, Ростов М. Буташевич-Петрашевский, М. и Ф. Достоевские, С. Дуров, М. Салтыков-Щедрин, Н. Спешнев и др. Обсуждали теоретические и политические проблемы. Готовили крестьянское восстание под социалистическими лозунгами. Было арестовано 123 человека, 21-го приговорили к расстрелу. Казнь заменена каторгой и солдатчиной.
Кирилло-мефодиевское общество 1845-1847гг. г. Киев, Украина Н. Костомаров, В. Белозерский, Т. Шевченко, П. Кулиш и др. Общество боролось за национальную и социальную свободу Украины, отмену крепостничества и славянскую федерацию. Члены общества были арестованы и приговорены к разным наказаниям.

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Литература[ | ]

  • Булгаков С. В.
    Справочник по ересям, сектам и расколам. (недоступная ссылка с 12-03-2018 [1225 дней]) // Москва: Современник, 1994.
  • Краткая информация (недоступная ссылка с 12-03-2018 [1225 дней]) о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира»
  • Прот. Иванцов-Платонов
    . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др.
    История ересей. — М.: АСТ, 2007. — 576 с. — ISBN 978-5-17-023677-0
  • Барсов Н. И.
    Ересь, еретики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ересь может дать начало секте, а позже — религиозной традиции

Ересь искажает традиционное учение, отходит от него. Справедливо называть ересью те философско-религиозные школы, которые, оставаясь в лоне традиции, позволяют себе вольные, противоречащие канону интерпретации вероучения.

Скажем, если священник на проповеди начинает учить, что Царица Небесная — это женская ипостась верховного Бога христианства, такое мнение явно будет считаться ересью, потому что:

  • противоречит ортодоксальному учению;
  • расходится со священным Писанием и Преданием;
  • говорится при полном осознании противопоставления христианским догмам.

Но любой распространитель ереси может покаяться и отказаться от своих взглядов. Если же нет, то до тех пор, пока он со своими взглядами остаётся в лоне традиции, он считается еретиком.

Секта возникает тогда, когда некий человек противопоставляет своё учение традиционной религии и находит приверженцев. Развивая пример выше, можем сказать, что если некий проповедник, который учит, что Дева Мария — богиня, создаст организацию верующих в то же самое, она будет считаться сектой.

Формально это уже не ересь, так как учение существует уже вне традиции, а придерживается собственных, автономных догм. Само по себе слово «секта» тоже не несёт негативной нагрузки, хотя в настоящее время это мало кто знает.

Религия возникает на базе секты тогда, когда та официально признаётся государством. Скажем, гипотетическое общество верующих в божественность Царицы Небесной (из нашего примера) может стать полноценной религией где-нибудь в Китае, если его там признают власти. Но в то же время оно остается сектой в России, если здесь не произойдёт того же.

Собственно, именно такой путь и проделало христианство: из ереси в иудаизме оно сформировало секту и только потом, спустя несколько веков, стало признанной религией в Римской империи.

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

Олег (Стеняев)

Протоирей

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

Иоанн (Шаховской)

Архиепископ

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим.

Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.

По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти»

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

(Тит. 3: 10)

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]