Персонаж или книга повествует о чём-либо совершенно невероятном, возможно, даже логически противоречивом. И тем не менее, этому верят. Почему? Потому что если бы хотели соврать, ввести в заблуждение, не стали бы держать слушателей/читателей за дураков, и постарались бы придумать такую ложь, которая бы смотрелась не так абсурдно, более правдоподобно. Если же с невинными глазами преподносят такую околесицу, значит, возможно, это и есть правда, ибо правда может быть всякой, а раз уж взялся говорить правду, надо говорить как есть, даже если она абсурдна.
Если этому всё же не верят (при том, что оно является правдой), то это правда Кассандры.
Если это всё же ложь, то она наглая или искусная.
Примеры[править]
- Само название тропа (лат. — Credo quia absurdum) — приписываемое теологу Тертуллиану выражение, значащее, что противоречивость и невероятность Библии как раз указывают на её правдивость, ибо тот, кто хотел бы ввести в заблуждение, сделал бы это правдоподобно и непротиворечиво. В общепризнанный корпус христианского богословия не входит, так как автор в последние годы жизни перешел в секту монтанистов, но в спорах на тему выражение любят использовать обе
стороны. Название тропа представляет собой не прямую цитату, а парафраз слов Тертуллиана было «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно» («О плоти Христа», 5). Юрист по основному образованию и человек весьма буйного нрава, Тертуллиан любил гиперболы и откровенно демагогические приёмы. В указанном трактате он полемизирует с учением еретика Маркиона о том, что Христос вообще не имел тела, а просто принял форму человека, чтобы слушателям была понятна его проповедь. Для Тертуллиана такое рассуждение мало того, что ересь против Писания, но и хула на бога, ведь «для Бога нет ничего невозможного, — кроме лишь того, чего Он не желает» и какое вообще право имеет какой-то Маркион решать за Бога, как лучше ему поступать? - У Терри Пратчета явление сформулировано иначе: «Основное отличие лжи от правды заключается в том, что ложь обязана быть правдоподобной».
- Роберт Хайнлайн: «Всякая по-настоящему хорошая история не омрачена и тенью правдоподобия».
Литература[править]
- К. С. Льюис, «Хроники Нарнии» — маленькая девочка всерьёз уверяет, что в старом шкафу скрыт путь в волшебную страну и она провела там целый день, хотя отсутствовала всего пару минут? Зря вы над ней смеётесь: едва ли ребёнок знает о парадоксах времени, в разных измерениях текущем по-разному. Справедливости ради — профессор Кёрк, который, в отличие от брата с сестрой не стал смеяться над маленькой Люси, не только знал о временных парадоксах, но и в Нарнию попадал в своё время. Правда, не через шкаф (а шкаф он из волшебного дерева сделал).
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров». Подпольщики поверили Максиму Каммереру, что он не агент спецслужб, а честный человек с необычными способностями. (Для землянина-то его способности самые обычные, но саракшцы не знают про существование других планет и вообще думают, что живут на внутренней поверхности шара.) Поверили, потому что шрамы Мака явно указывают на зажившие смертельные
раны. Спецслужбы, в принципе, могли бы подделать шрамы — но подпольщики решили, что такую грубую работу к ним засылать не стали бы. - Повесть «Марсианское зелье» из цикла «Великий Гусляр» Кира Булычёва — так поверили в рассказ об инопланетном зелье, продлевающем жизнь.
- «7 дней в июне» — когда группа российского спецназа связывается с командованием оставшейся на Белостокском выступе 10-й армии и рассказывает о переносе в прошлое всего бывшего СССР из 2010 года, командарм Голубев неожиданно понимает, что это правда — никакой диверсант такого бреда бы не придумал. Да и про «страны, возникшие на месте СССР» тоже бы говорить не стал…
- «По ту сторону рассвета» — «И что они рассказали: что сами сбежали от Драконов и перебрались через Нахар, что рыжий в одиночку дошел до Каргонда и песней снял с Берена заклятие беспамятства, что это заклятие загодя наложил государь Финрод… Да кто поверит в такие россказни? Нет, если бы тут была рука Саурона — он такую бы выдумал байку, что комар носа не подточит. А такая чушь не может не быть правдой».
- К. Костин, «Моя не понимать». Господин Шарль верит главному герою, пришедшему наниматься к нему в слуги, потому что уж если бы к нему хотели подослать шпиона, а то и убийцу, то придумали бы что-то получше, чем отловить где-то одного из последних представителей расы дикарей-людоедов (выглядящих как клыкастые трёхметровые обзьянолюди) и подослать к нему, подучив рассказать совершенно бредовую историю. Тем более, что яггаи разговаривают примерно так, как названа книга, ограничиваясь словарным запасов в несколько сот слов. Понять невесть что несущего яггая мало кто может, кроме самого господина Шарля.
Кино[править]
- «Неисправимый лгун»: всё время никто не верит герою, говорящему чистую правду. А во время финальных титров директора на улице окатывает с ног до головы поливальная машина. Тютюрин слишком хорошо знает, что такое абсурдные объяснения, чтобы не поверить бывшему начальнику. Тем более что такая же история произошла с ним по ходу фильма, но директор заявил, что это невозможно.
- «Хранители» — Роршах сразу верит рассказу Молоха о том, как к нему в дом среди ночи ввалился рыдающий Комедиант именно потому, что этот рассказ звучит совершенно невероятно.
- Человек-Паук: Вдали от дома: а вот здесь это абсурдная, но именно ложь, в которую верят.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Полнометражка «Исчезновение Судзумии Харухи» и 4-й том ранобэ: Харухи соглашается поверить в невероятную историю «Джона Смита» про путешествия во времени и параллельные миры просто потому, что так интереснее
.
Реальная жизнь[править]
- Ой, да вспомните квантовую механику. В нее можно не верить и не понимать как она работает. Но ведь работает же! Популярный ответ любителям тратить время на поиск единственно правильной интерпретации квантовой механики дал физик Дэвид Мермин: «Заткнись и считай!»
[изменить] Правда и ложь | |
Понятия | А я сразу понял • Блеф (Последнее китайское предупреждение) • Верую, ибо абсурдно • Волки, волки! • Врёт, как очевидец • Двоемыслие • Джедайская правда • Искусная ложь • Исландская правдивость • Кровавый навет • Ложь во благо • Ложь, наглая ложь и статистика • Ложь — это хорошо • Наглая ложь • Ненадёжный рассказчик (Лишние нолики) • Неудачная ложь • Нечаянная правда • Объявить себя победителем • Ответ буквалиста • Ошибка • Поверил в собственную ложь • Подозрительно конкретное отрицание • Подтасовывать цифры и факты • Полуправда • Правда о слоне • Резать правду-матку/Правдоруб • Слышал звон… • Таврия • Ты не спрашивал • Фальсификация • Хуцпа • Хозяин своего слова • Чистая правда • Эффект глухого телефона |
Правда Кассандры | Из легенды • От жителя Страны Эльфов • От дурака • От злодея • От козла • От лицемера • От маньяка • От параноика • От ребёнка (Взрослые не верят в волшебство) • От соломенного оппонента • От сумасшедшего учёного • От экстремиста |
Словесные приёмы | Аналогия • Невероятная правда • Риторическая ложь • Свидетельство канарейки • Эзопов язык |
Знание и незнание | Неизвестность vs Ложное всезнание • Неведение — блаженство • Непонятные слова • Секрет (Любит секреты • Секрет Полишинеля) • Слышал звон… • Тайные знания |
Частные случаи | Бандитская пуля • Варенье на завтра • В глаз что-то попало/Порезался, когда брился/Оно из грузовика выпало • Волшебство было в тебе • Демоны всегда лгут • Детектор лжи (Живой детектор лжи) • Крутой любитель прихвастнуть • Добровольно примкнуть к пострадавшим • Королевский жираф • Мертвецы не возразят • Не умеет лгать • Патологический лжец • Пиар • Подложное письмо • Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах • Поручик Киже • Ребёнок не может лгать • Романтический обман • Словесный понос от сыворотки правды • Тест на утечку • Фальшивый пейзаж |
Лжецы и правдорубы | Лжецы: Краснобай • Милый врунишка • Милый хитрюга • Трикстер Правдорубы: Крайне тактичный правдоруб vs Очень нетактичный правдоруб |
← | Штамп • Основы |
Тертуллиан о соотношении веры и разума
Новое понимание истины нуждалось в обосновании других форм познания. В вопросе о соотношении веры и разума в постижении Бога Тертуллиан категорично настаивал на приоритете веры, поэтому ему не случайно приписали афоризм: «Верую, ибо абсурдно».
Тертуллиан верил в земную жизнь Христа; в то, что его ученики, апостолы, распространяли христианство и основали церковь (незадолго до рождения философа). Ещё в будущем были самые страшные гонения на христиан в 3 веке; признание христианства официальной религией Римской империи в конце 4 века; Вселенские соборы, на которых будут утверждены главные христианские догматы.
Апологетика Тертуллиана
Тертуллиан – в начале этого пути. Главной его задачей была защита (апология) христианства (и христиан) перед лицом чуждой ему господствующей языческой культуры. Основными темами философии Тертуллиана стали: проблема веры; место веры в жизни человека и общества; новое понимание истины, обоснование её критериев и способов познания; утверждение христианской нравственной системы ценностей; критика античной философии и языческой культуры в целом.
Тертуллиан одним из первых среди христианских философов начал отстаивать идею о том, что мир был сотворен богом из ничего. Тертуллиан мыслил Бога как творца, вечность, благость (ибо он сотворил мир). Бог един, как едина природа, им сотворенная, он есть дух, но этот дух телесен.
Тертуллиан и критика античной философии
Тертуллиан подверг критике античную философию, претендовавшую на обладание мудростью. Философия — это мудрость мира сего, а не божественного. Она исходит не из веры, а из разума, поэтому Тертуллин считал, что, вместо того, чтобы вести человека к Богу, она направляет его по ложному пути и порождает ереси, то есть искажения истины Христа.
Каждый философ исходит из своего представления об истине, возникают многочисленные направления, противоположные друг другу; ведутся бесконечные и бесплодные споры. Философы ищут истину, но не могут найти, потому что разумом невозможно постичь то, что его превосходит.
Критериями истины Тертуллиан считал Священное писание (Библию), авторитет церкви и свидетельства души (чувства).
Тертуллиан о единстве божественной и человеческой природы Христа
Тертуллиан особое внимание обращал на вопрос о единстве двух природ во Христе: божественной и человеческой. Он боролся против высказываний о том, что Христос никогда не рождался, не обладал плотью и не воскрес во плоти, так как хорошо понимал, что отрицание «человеческого» во Христе ведет к уничтожению христианской религии.
Истину Христа Тертуллиан понимал как «нечто единое и верное»; ее надо принимать на веру, без всяких размышлений и доказательств. Тертуллиан был убежден, что божественное вне всяких сомнений превосходит мудрость мира сего. «Мудрость мира сего есть безумие перед богом» (апостол Павел).
И наоборот, Тертуллиан считал невозможным с точки зрения разума и логики, постичь, например, единство бога в трех лицах, непорочное зачатие, «чудеса», богочеловеческую природу Христа, смерть Христа, а затем воскресение во плоти. Только вера открывает божественную истину: реальность непостижимого, достоверность невероятного, несомненность невозможного.
Для Бога нет ничего невозможного. Истину надо искать, а, найдя, верить, а не мудрствовать. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Пусть любопытство уступит вере, пусть слава уступит спасению», «Не знать ничего против Правила веры – это значит знать все».
Верую ибо абсурдно
Тертуллиан критически относился к аллегорическому толкованию Писания. Он предпочитал буквальное понимание текста, даже если оно противоречило самым элементарным требованиям логики. Чем более абсурдно, с нашей точки зрения, утверждение Откровения, тем более глубокую тайну оно в себе скрывает и поэтому заслуживает большей веры. Тертуллиан: верую ибо абсурдно.
Церковь имеет преимущественное право на истину, потому что она является исторической преемницей ее святых основателей – апостолов, которые получили ее от Христа, а Христос – от Бога. С течением времени Тертуллиан, убедившийся в несоответствии официальной церкви его идеалу, выступил против нее за церковь чисто духовную, без иерархии, сблизился с сектой монтанистов, а в конце жизни создал свою собственную.
Истинность свидетельств души Тертуллиан видел в том, что они даны человеку природой, а природе в свою очередь самим Богом. Иначе, как можно было бы объяснить страх смерти, надежду на посмертное воздаяние, упование на Бога, страх перед ним. «Эти свидетельства души чем истиннее, тем проще, чем проще, тем доступнее, чем доступнее…, тем естественнее, а чем естественнее, тем божественнее». Душа старше книг и слов, а человек предшествует философу и поэту, поэтому к истине ближе простые, неискушенные, не развращенные языческой культурой люди.
Человек, как считал Тертуллан, есть единство души и тела, тело приводится душой в движение. При этом душа — тоже тело, но только тончайшее, оно как бы разлито по всему человеческому организму и придает ему форму. Душа, несмотря на свою телесность, бессмертна. При этом Тертуллиан также интересовался и вопросом о бессмертии человека в целом.
Современное ему общество Тертуллиан разделял на «лагерь дьявола» и «лагерь бога». Первый, язычество, связан с обладанием этим миром, почитает преходящие ценности и идет к погибели; второй, христианство, связан с непреходящими ценностями будущего потустороннего мира, конечное предназначение этого общества – вечное блаженство. История же понимается эсхатологически, то есть движется к концу света, Страшному суду.