Рассуждая о поступке апостола Петра, который трижды отрекся от Христа, а затем раскаялся, важно помнить о том, что Бог позволяет каждому человеку менять свои решения. Всегда смиренно ждет, каким будет окончательный выбор, когда наступит пора его сделать. Для многих, кто окружал Иисуса в годы пребывания на земле, это время наступило незадолго до его распятия. Перед каждым в тот момент встала непростая дилемма: готов ли он остаться со Спасителем или перейти на сторону его противников.
Содержание
Настоящий труд представляет собой перевод проповеднических произведений святителя Геннадия II (Георгия) Схолария (ок. 1400–1472, память его празднуется Греческой церковью 31 августа), патриарха Константинопольского, ученика и духовного сына св Марка Ефесского, одного из самых замечательных православных богословов, «последнего светозарного отблеска дивной Византии», по выражению переводчика его проповедей архим Амвросия (Погодина) Проповеди (омилии, слова) святителя Геннадия являются, в сущности, трактатами на различные богословские темы, будь то догматического, будь то нравственного характера. Все эти проповеди принадлежат к его «избранным» сочинениям, причем избрал их и переписал своей собственной рукой сам великий святитель.
В «Прибавлении» к книге публикуется детальное исследование архим. Амвросия (Погодина) об истории формирования догмата Искупления и его восприятия в Западной и Восточной церквах.
А. Письмо монаха Лаврентия к патриарху Геннадию
Всесвятейший и божественнейший патриарх, для меня же о Господе боговдохновенный владыка, начальник и отец, – молю всеблагого Бога, чтобы твоя великая святыня благоденствовала и пребывала в добром здравии и находилась в душевной и телесной радости. Владыко мой, хотя я и нахожусь далеко, однако всегда имею в сердце твою величайшую святыню и память о тебе поставляю в удел праздника, и нет дня, когда для меня не была бы как праздник сладость памяти о тебе; молю тебя, помолись обо мне, непотребном, дабы Господь помиловал меня, горемычного. Итак, читая святое Евангелие, я нашел выражение, что после того, как Петр отрекся (от Христа в ночь Его предания), он «исшед вон, плакася горько». И я сказал в себе: какие же были слова, которые он говорил, оплакивая свой поступок, дабы и я оплакивал мою душу, потому что ежедневно моими злыми делами и я (как бы) отрекаюсь от Христа? – Поэтому я обращаюсь к тебе и молю твою великую святыню, по данной тебе от Бога мудрости, потрудиться и написать мне, какими исполненными слезами словами, вероятно, мог говорить тогда мудрейший Петр, как выразил свою скорбь, какие мысли породили его жгучее сокрушение, – дабы и я также возымел побуждение к оплакиванию (моих прегрешений), потому что я стал совершенно жестокосердным и неспособным к сокрушению. И не колеблись пространно привести мне его выражения скорби, дабы, хотя и поздно и с трудом, ты сокрушил мою бесчувственную душу, а этим возымел награду от Бога, а от меня – молитву и благодарность.
Пребывая последний среди клириков и твой нижайший сын, Лаврентий.
Иисус рассказал ученикам о предательстве, но они не приняли это всерьез
В день опресноков (Чистый четверг), Учитель собрал всех 12 учеников, чтобы в последний раз перед страданиями вкусить с ними пасху. Спаситель дал им последние наставления, поведал о причащении
«Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил,
дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая».
(Е.М. 14: 22-24)
Последний ужин Христа со своими учениками получил название Тайная Вечеря. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Во время трапезы Учитель предрек свое предательство одним из учеников. Речь шла об Иуде, хоть его имя не было названо. Христос заметил:
«впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается».
(Мф. 14:21)
Предсказал он и отречение учеников. Петр возразил:
«если и все соблазнятся, но не я.». На что Иисус ответил «истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
(Иов. 13:38)
Апостол не поверил, слишком велика была любовь к Учителю.
Почему Христос легко простил апостола Петра за троекратное отречение?
В прощении Петра — главный смысл Нового Завета: Господь прощает нас, и через это прощение мы обретаем путь к Спасению.
Можно только догадываться о степени душевного смятения, овладевшего Петром, когда на его глазах схватили, арестовали, затем наказали и казнили того, кому он искренне поверил за 3 года до этих событий и за кем он все эти три года слепо следовал повсюду в уверенности, что перед ним Мессия, явившийся спасти Израиль от захватчиков – римлян.
И что же – Христос оказался обычным смертным. Три года вычеркнуты из жизни. Пётр не просто ходил за Христом, он ведь ещё и других пытался обратить в веру. Как тут не отречься… Тот, кого, казалось, не должны были одолеть врата ада, постыдно схвачен и как обычный преступник наказан. Вы бы не отреклись? Вы бы продолжали упорствовать в вере, которая разбита вдребезги на Ваших глазах в течение всего нескольких часов? И страшно, и стыдно.
И вот Христос воскрес и явился Петру. Он не требует от Петра ни объяснений, ни оправданий, ни покаяния за своё отречение. Он его ни в чём не упрекает – Он лишь три раза спрашивает Петра, любит ли он Его. Так Господи, отвечает Пётр, люблю! Ты всё знаешь!
Только теперь перед апостолом разворачивается во всей своей полноте истинный замысел Всевышнего – смерть побеждена, открыт путь к Спасению. И путь этот проходит через любовь, веру и прощение. Только теперь до Петра начинает доходить смысл действий и слов Христа во время его земного служения. Не римлян надо победить и изгнать, а в себе следует победить зло. Вот ради чего Господь сошёл в наш мир, а не ради изгнания римлян из Израиля. Любить и прощать – в этом весь Господь.
Христос сказал Петру в ответ простые слова: иди за Мной. Прощение искреннее, любящее и не требующее ничего взамен. Духовно воскресший и обновлённый Пётр начинает свой новый путь – нести Слово евреям. Примерно в это время подобное же преображение происходит с Павлом, которого Господь прощает за расправы с христианами, и который начинает свой путь среди язычников. Оба, по преданию, завершат этот путь позже, в один год и чуть ли не в один и тот же день в Риме, где по примеру Христа примут за Слово мученическую смерть.
Вправе ли мы обвинять Петра в отречении от Христа? Нет, потому что мы сами, невзирая на пример Петра, каждый день предаём Христа – неправедными делами и мыслями
Мы, люди, — источник зла в этом мире. Мы творим зло, сами того не замечая, в большом и малом, и во всём всегда себя оправдываем. Зло на зло – оскорбление на оскорбление, гнев на гнев, обида на обиду, месть на месть. Мы ненавидим друг друга, отмеряем свою любовь ближним строгими дозами и требуем за неё награды, злорадствуем, помним все чужие грехи и ошибки, планируем отмщение.
Ненависть снедала Гитлера и подвигла его на убийство десятков миллионов людей. Во имя светлого и мирного будущего развязал бойню Ленин. Ради всеобщего блага пролил реки крови Робеспьер. Это когда по-крупному. Но зло совершается каждодневно и по-мелкому. Совершается не само по себе, а каждым из нас.
Прощение противостоит злу. Вот почему Пётр был прощён. Вот почему мы все можем быть прощены.
Господь прощает нас – уж тем более мы должны прощать и любить друг друга и каждый день сокращать территорию зла в себе и вокруг себя, держаться света, сторониться тьмы.
У католиков и протестантов завтра в ночь сочельник, а в понедельник – первый день Рождества. Православные отметят его через пару недель.
В эти дни Господь явился в мир – вспомните об этом.
Петр
Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа и столпов иерусалимской церкви. Новый Завет содержит два послания Петра. Предположительно, Евангелие от Марка было написано по сведениям, которые Марк получил от апостола. Петр одним из первых начал проповедовать Христа язычникам, однако в большей мере считался апостолом иудеев.
Призвание Петра
Имя “Петр” будущий апостол получил от Господа. До встречи с Христом его звали Симон. Вместе с братом Андреем он был рыбаком. Из Писания мы также знаем, что он был женат и имел дом в Капернауме.
И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние… Выйдя из синагоги, Он вошёл в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней (Евангелие от Луки 4:31, 38)
Симон узнал об Иисусе от Андрея. При встрече Господь называет его Петром, что в переводе с греческого означает “камень”. Позже это имя закрепилось за апостолом.
Окончательное призвание Петра произошло на берегу Генисаретского озера. Вместе с другими рыбаками он всю ночь работал, но ничего не поймал. Господь сказал им отплыть на глубину и еще раз забросить сети. Когда они сделали это, то поймали такое количество рыбы, что сеть едва выдерживала.
Это чудо произвело впечатление на Петра и других рыбаков, среди которых были товарищи Петра Иаков и Иоанн Зеведеевы. Христос сказал ему:
…не бойся; отныне будешь ловить человеков (Евангелие от Луки 5:10)
После этого Петр и его товарищи оставляют свое ремесло и становятся учениками Иисуса и Его спутниками.
Ученичество
В кругу учеников Петр, по всей видимости, считался лидером. Так, его имя стоит на первом месте в списках апостолов. Он также говорил от имени всех их. Посмотрите на следующие места Писания.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром… (Евангелие от Матфея 10:2)
Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Евангелие от Матфея 19:27)
Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Евангелие от Иоанна 6:67-68)
Петр, Иаков и Иоанн были особо близки к Господу. Например, именно их Иисус взял на гору и преобразился перед ними; в другом случае, когда Господь воскресил девочку, он не позволил никому быть в помещении, кроме них.
Ты — Христос
Один из ключевых моментов в истории Петра — откровение о том, кем был Иисус на самом деле.
Однажды Иисус спросил учеников, за кого принимают Его люди. В народе ходили разные толки о Нем. Кто-то считал Его пророком, кто-то — воскресшим Иоанном Крестителем. Тогда Господь спросил, кем сами ученики считают Его. Петр ответил:
…Ты – Христос, Сын Бога Живого (Евангелие от Матфея 16:16)
На что Господь сказал Петру:
…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Евангелие от Матфея 16:17)
Ошибки Петра
Все это не значит, что Петр был идеальным учеником и не совершал ошибок. Напротив, Библия дает основания полагать, что нередко его поступки диктовались эмоциями, а не разумом, а высказывания были необдуманными. Это ярко демонстрирует история с хождением по воде.
Когда Петр увидел идущего к ним по воде Иисуса, он обратился к Нему.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Евангелие от Матфея 14:28-31)
Подобное поведение было характерно для Петра. Он был готов с горячностью броситься вперед, но не всегда доводил начатое до конца. Один раз Христос даже сказал, что устами Петра говорил сатана.
…Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Евангелие от Марка 8:32-33)
Несмотря на незрелость и ошибки Петра, Господь продолжал работать над его характером, пока он действительно не стал камнем — основательным и твердым руководителем ранней церкви. Однако прежде Петру предстояло усвоить болезненный урок.
Отречение
За несколько часов до ареста Христос предупреждает апостолов, что все они соблазнятся в эту ночь. Петр утверждает, что даже если все соблазнятся, то он — никогда. Между ним и Господом происходит диалог.
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики (Евангелие от Матфея 26:34-35)
Петр самонадеянно полагал, что действительно готов пойти на смерть за Иисуса. Однако уже несколькими часами позже он трижды утверждает, что не знает Его. Это случилось во дворе дома первосвященника, куда Петр скрытно проследовал за конвоем Иисуса.
Поступок Петра часто сравнивают с предательством Иуды. Однако между ними есть принципиальная разница. Иуда вынашивал свой замысел и предал Христа намеренно. Священное Писание характеризует его как человека, любившего деньги. За деньги он и пошел на предательство.
Петр не предал Христа, а отрекся, сказав, что не знает Его. Это произошло спонтанно из-за страха. Он не обдумывал этого заранее. Напротив, как мы уже увидели, он до конца был уверен, что сумеет пойти за Господом даже на смерть.
После воскресения Христос явился Петру и поручил пасти Его овец. Показательным было то, что перед этим Господь трижды спросил апостола, любит ли он Его. Отречение и последующее прощение изменили Петра. Он избавился от самоуверенности и стал более уравновешенным.
Роль в ранней церкви
В Деяниях апостолов мы видим Петра руководителем церкви. Он проповедовал евангелие народу. В день Пятидесятницы, когда на учеников сошел Святой Дух, Петр произнес свою знаменитую проповедь, после которой три тысячи человек уверовали и присоединились к церкви.
Руками Петра Бог творил великие чудеса. Одним из таких стало исцеление хромого от рождения, после которого Петр в первый раз попадает в синедрион, где ему и другим апостолам запрещают проповедовать об Иисусе. Однако он вместе с Иоанном смело отвечает религиозным деятелям:
…суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деяния св. Апостолов 4:19,20)
Петр был одним из первых, кто начал проповедовать евангелие язычникам. Это случилось, когда Бог призвал его идти к римскому сотнику Корнилию. Апостол проповедовал ему и его домашним Христа, после чего на них сошел Святой Дух.
Визит Петра в дом язычника вызвал дискуссию в ранней церкви, точку в которой поставил отчет апостола о посещении Корнилия. Верующие рассудили: если Бог дал Святого Духа язычникам, значит, спасение принадлежит и им тоже. Это положило начало миссии проповеди евангелия по всему миру.
Позже Петра арестовывают. Ему грозит казнь. Однако Бог чудесным образом освобождает его, послав ангела. После этого Петр покидает Иерусалим.
Конфликт с Павлом
Прибыв в Антиохию, Петр общался с христианами, обращенными из язычников, и ел вместе с ними. Однако когда прибыли посланные Иаковом, он начал сторониться тех, с кем общался. Причиной такого поведения был вопрос об обрезании и соблюдении других норм закона Моисея. В то время в церкви еще не было решения по поводу того, обязательно ли это для верующих не иудеев.
Павел открыто выступил с критикой поведения Петра. Дальнейшие события и речь Петра на соборе апостолов показывают, что Петр принял обличение, и между апостолами восстановилось взаимопонимание.
Об этой ситуации Павел написал в Послании к Галатам.
Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Послание к Галатам 2:11-14)
Смерть
Конец жизни апостол Петр провел, по всей видимости, в Риме. Там он написал свои послания к церквям. Некоторые исследователи считают, что он был епископом Рима в течение 25 лет. Однако в Писании нет оснований для подобного утверждения.
В Евангелиях записано предсказание о его мученической смерти, сделанное Самим Христом:
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога… (Евангелие от Иоанна 21:18-19)
Однако нигде в Новом Завете нет описания смерти Петра. Существуют лишь предания об этом.
Итог
История Петра — яркий пример того, как встреча с Христом меняет судьбу человека. Обыкновенный рыбак стал апостолом и пастором первой церкви. Заложил основу для распространение евангелия в мире. Его письма к церквям читают спустя два тысячелетия. Петр действительно стал духовным камнем в Божьем домостроительстве.
История Петра описана в Евангелиях и Книге Деяний апостолов.
В. Ответ патриарха Геннадия монаху Лаврентию
Малейший Геннадий Схоларий честнейшему и преподобнейшему в священномонахах и духовных отцах Лаврентию, сущему в монастыре Дионисия на Священном Афоне – радоватися о Господе.
Честнейший и преподобнейший отец и брат во Христе, получив твое письмо, в котором ты удостоил меня поручением, чтобы в некоем предположении и начертании мы поведали тебе плачевное стенание блаженного Петра, корифея апостолов, я сразу же, по уважительным причинам, уклонился от исполнения твоей просьбы, из каковых причин наиболее уважительная к удалению от этой темы была та, что для того, кто попытается изобразить оное плачевное сетование и раскаяние в едином тогда падении отречения, необходимо быть не совершенно далеким от состояния души и ума Петра; мы же настолько отстоим от него, что это и выразить невозможно, поэтому мы и не умеем скорбеть относительно наших многих грехов, и не скорбим, но ведем беспечную жизнь, совершенно не познав пользы, бываемой от слез, – и (таков) ответ на твое требование ты имеешь посланным тебе чрез брата нашего Акакия, священной и боголюбивой души. Но теперь, подвигнутые иным соображением, мы исполняем твое желание; потому что следовало и уклонение (от того, чтобы писать на эту тему) осознать и соблюсти, но и послушанием не полностью пренебречь. На основании сего мы посылаем тебе настоящее сочинение, в котором, согласно твоей просьбе, насколько было возможно изучив положение, мы излагаем тебе наше предположение: какие слова мог бы изречь самому себе блаженный и корифей апостолов Петр, горько плача после своего третьего отречения; ты же, в силу исполнения твоей просьбы, взамен дай нам теплую и постоянную молитву, проистекающую из любви к Господу нашему Иисусу Христу, дабы, даровав нам истинное покаяние, сокрушение и горесть, разрешил по единому Своему человеколюбию виновность многих и великих содеянных мною грехов, которыми мы связали себя, – поступая так на основании величайшей Своей милости к нам, как дар Его нам. Надеемся же, что и великое Основание Церкви посодействует твоим молитвам о нас: потому что он знает, что, несмотря на то, что мы грешники, мы высоко чтим всегда с большим благоговением и восхищением весьма превосходящую естество добродетель его и веру, и в подражании его Христу, его старание о спасении мира, и изобилие на нем Небесных дарований. Будем каяться!
Советуем изучить Псалом 69
Богословские толкования
Отречение Петра и связанные с этим его душевные терзания находят отражения в богословских толкованиях. Описывая приход Петра в дом первосвященника «Толковая Библия Лопухина» ещё до начала рассмотрения события отречения поднимает вопрос о душевном состоянии апостола:
Феофилакт Болгарский подробно останавливается на толковании образа служанки, которая попыталась уличить Петра: «Пётр уличается служанкою, то есть человеческою немощью, вещью низменною и приличною рабам
». Петух, который привёл апостола в чувства по мнению Феофилакта является «
слово Христово, не позволяющее, чтобы мы расслабели и спали, но говорящее: „бодрствуйте“ и „востани спяй“
».
Пётр со слезами уходит со двора первосвященника
Евангелисты по-разному помещают сцену отречения Петра в контекст событий суда синедриона. Синоптики помещают рассказ о всех трёх отречениях без промежутков (только у Луки сказано, что между вторым и третьим отречением прошло около часа — Лк. ). При этом евангелист Лука помещает отречение перед осуждением Христа на суде у первосвященника, а Марк — после осуждения. Указывается, что версия Луки является более достоверной:
Ради чего Пётр отрёкся от Христа
«Взяв Его (Иисуса), повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его». (Лк.22:54-57) Лука указал нам на три детали, подтолкнувшие Петра к отречению от Иисуса Христа. Но давайте всё по порядку. Сначала ответ на вопрос, из-за чего Апостол Пётр отрёкся от Христа. Может Пётр отрёкся от Христа из страха за свою жизнь? Нет, у Луки об этом ничего не сказано, а Апостол Иоанн подчёркнул в своём Евангелии, что когда первосвященники взяли Иисуса, то учеников Его отпустили: «Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, речённое Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. (Ин.18:8,9)». Итак, не из страха за свою жизнь Пётр отрёкся от Иисуса Христа. В Священном Писании упоминается ответ Петра на предупреждение Иисуса Христа, что в эту ночь все ученики отрекутся от Него: «Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. (Матф.26:33)». В ответ на его самоуверенное заявление, Иисус возразил: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. (Матф.26:34)». Но тогда Пётр не поверил словам Господа, ибо думал, что хорошо знает себя, и был уверен в своей верности и стойкости. Но случилось, как предрёк Христос… Итак, первой и, может быть, основной причиной того, почему Пётр отрёкся от Христа, является его самоуверенность. Но это не единственная причина, и чтобы ответить на неё, нужно исследовать ради чего Пётр отрёкся от своего Учителя.
То, что не ради сохранения жизни – это я уже выяснил выше. Так ради чего же тогда? Неужели только ради того, чтобы остаться во дворе первосвященника, поближе к Иисусу, а ещё, чтобы посидеть у костра? Как это ни парадоксально звучит, но других причин не было. В такое трудно поверить, что человек всем сердцем стремящийся к Иисусу Христу может отречься от Него ради того, чтобы… оставаться поближе к Нему. Но факт есть факт. В такое трудно поверить, что человек, несколько часов тому назад рисковавший жизнью, защищая своего Учителя, может отречься от Него ради того, чтобы… посидеть у костра. Но и это тоже факт. А может, такое поведение характерно всем, или почти всем людям? Вспомните Исава, отрекшегося от первородства ради чашки чечевичной похлёбки – разве он не знал материальных и моральных привилегий первородства? Конечно, знал. Да что там Исав, вспомните пророка Божьего, Иону, огорчившегося до смерти из-за того, что завяло растение, в тени которого он сидел – разве не сиюминутной эмоцией были его слова, поставившие цену своей жизни ниже цены куста какой-то травы? К сожалению, для всех нас свойственно увлекшись сиюминутной целью, забывать о глобальном, о самом важном в жизни. И Апостол Пётр не исключение – ведь он в тот момент очень хотел быть поближе к Иисусу и хотел хоть немного отдохнуть, согреться после пережитых волнений и тревог за будущее. Согласен с теми, кто утверждает, что сложно, да и, наверное, невозможно оценить всю гамму эмоций и мотивов, побудивших Апостола Петра сказать слова отречения. Но я и не веду речь обо всех мотивах поступка Петра, а лишь о двух аспектах. Когда на следующий день мы с сыном обсуждали эту тему, была подмечена ещё одна деталь. Вот если бы Петра поставили перед Синедрионом и заставили публично отречься и осудить Иисуса Христа, то оба мы были убеждены, что он не сделал бы этого. Апостол Пётр скорее избрал бы смерть, чем такое отречение. А в той ситуации слова были брошены им перед какой-то незнакомой служанкой, слова, – как думал Пётр, ничего не значащие. И лишь потом до него дошло, что за каждое своё слово он несёт ответственность перед Богом.
Я попытался разобраться в причинах поведения Петра не ради того, чтобы оправдать его пред вами, уважаемые читатели, и уж тем более не для того, чтобы осуждать Апостола Божьего, а чтобы, поняв, насколько может быть опасным невнимательное отношение к своим словам, вы не впали в подобный грех. Чтобы познав сейчас разумом своим, к чему приводит самоуверенность и беспечность в словах, со временем обрели духовный опыт и мудрость. Итак, 1.не будьте самоуверенны, не думайте, что вы познали себя; 2.сосредоточившись на насущной сиюминутной задаче, не забывайте и о главном; 3.не бывает неответственных, не важных случаев, когда речь заходит об исповедании Иисуса Христа.
«И, выйдя вон, горько заплакал». (Лк.22:62) От чего Пётр заплакал? – Он заплакал от того, что увидел в своём внутреннем человеке способность предавать, причём, предавать даже любимых, самых дорогих ему людей. Он горько заплакал от того, что понял, что не соответствует званию ученика Иисуса Христа.
Покупка земли у горшечника на деньги, брошенные Иудой
При всей своей развращенности они все-таки признали невозможным употребить в пользу храма это орудие гнусного подкупа, потому что это цена крови (
Мф. 27, 6), и потому купили у одного горшечника участок земли для погребения странников. И долго земля эта называлась землей крови.
Евангелист добавляет к своему повествованию, что во всем этом сбылось предсказание пророка Иеремии. На самом деле, не Иеремия, а Захария говорил: И они отвесят в уплату мне тридцать сребренников
.
И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника
(Зах. 11, 12–13). Полагают, что указание на Иеремию вместо Захарии есть следствие ошибки переписчика, в древнейших же списках сделана ссылка на Захарию.
Отречение Петра
Между тем, пока происходил суд над Иисусом, Петр, пришедши, вероятно, с Иоанном же из дома Анны к дому Каиафы, сидел во дворе этого дома, стараясь придать себе вид постороннего человека, пришедшего на шум из одного лишь любопытства. Слуги Каиафы часто входили в судилище и выходили из него, сообщая сидевшим на дворе все происходившее там. Петр, вероятно, весьма тревожился, прислушиваясь к их рассказам, и тем обнаружил, что не одно праздное любопытство привлекло его сюда. Заметив его беспокойство, одна из служанок подошла к нему и спросила: «Должно быть, и ты был с Иисусом Галилеянином
(Мф. 26, 69
),
что так прислушиваешься ко всему, что говорят о Нем?» Петр не успел еще ответить, как один из рабов первосвященника, родственник Малха, у которого Петр отсек ухо, всматриваясь в Петра, сказал:
не я ли видел тебя с Ним в саду
?
Петр смутился и сказал: не знаю и не понимаю, что ты говоришь (
Мк
.
14, 68). С этими словами он встал и направился к выходу, на передний двор; и когда он подходил к воротам, запел петух.
Предсказание Иисуса об отречении Петра передано всеми Евангелистами вполне согласно; но Матфей, Лука и Иоанн ничего не говорят о том, сколько раз пропел петух, когда Петр трижды отрекся от Иисуса; Марк же, писавший свое Евангелие со слов Петра и, следовательно, лучше других Евангелистов знавший подробности этого грустного события, передает предсказание Иисуса такими словами: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня
(Мк. 14, 30). Поэтому, Евангелист Марк, повествуя об отречении Петра, отмечает подробность о том, что после первого же отречения во дворе Каиафы петух пропел в первый раз, а после третьего – во второй раз. Конечно, эта подробность, имеющая существенное значение, не могла быть забыта Петром.
Итак, Петр отрекся уже один раз от Христа; и тотчас же, как бы в напоминание ему о предсказании Иисуса и в предупреждение дальнейших отречений, раздался первый, полночный крик петуха
Но Петр, по-видимому, не обратил внимания на это предостережение, так как тотчас, при выходе его за ворота, другая служанка подошла к нему и, обращая на него внимание стоявших у ворот людей, сказала: и этот был с Иисусом Назореем (Мф. 26, 71). Все присутствовавшие при этом обратились к Петру с испытующими взорами; он не выдержал их; страх обуял его, и он не только вторично отрекся от Иисуса, но даже с клятвой стал уверять всех, что не знает Сего Человека (Мф. 26, 72); он даже не назвал Его по имени
Вероятно, клятвенные уверения Петра подействовали на его обличителей: они оставили его в покое, и он, спустя некоторое время, увлекаемый страстным желанием знать, что делается с его Учителем, опять вошел во двор и уселся у костра. По сказанию Евангелиста Луки, прошло с час времени
(Лк. 22, 59) после второго отречения; по словам же Евангелистов Матфея (Мф. 26, 73) и Марка (Мк. 14, 70),
немногоспустя
началось третье его отречение.
Петр, как уроженец и житель Галилеи, говорил на галилейском наречии, которое резко отличалось своей грубостью и неправильностью произношения некоторых звуков и даже целых слов от того арамейского наречия, на каком объяснялись тогда жители Иудеи.
Все сидевшие у костра служители первосвященника говорили, конечно, об Иисусе и, вероятно, повторяли внушенное им раньше их господином мнение о том, что Мессия должен прийти из Вифлеема, а не из Назарета Галилейского, и что Иисус как Галилеянин не может быть даже пророком. Говоря о Галилее, не могли не обратить внимания и на Петра, своим наречием явно выдававшего себя за галилеянина; вспомнили раньше возбужденное подозрение, не ученик ли он Иисуса, и стали говорить ему: «Хотя ты и клялся, что не знаешь Этого Человека, но теперь мы догадываемся, что ты из Его учеников, ибо по твоему говору видно, что ты галилеянин».
Страх опять напал на Петра, и он же начал клясться и божиться
, говоря:
не знаю Человека Сего, о Котором говорите
(Мк. 14, 71).
К этому времени суд над Иисусом уже окончился, и Его вывели из судилища на двор. Тотчас же петух пропел второй раз, и Христос посмотрел на Петра. Тут-то вспомнил Петр слово, сказанное Ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня
(Мк. 14, 72); он вышел вон и горько заплакал.
Святой Климент, ученик Апостола Петра, свидетельствует, что Петр в течение всей последующей жизни своей при ночном пении петуха падал ниц, со слезами каялся в своем отречении и просил прощения, хотя и получил уже его от Самого Иисуса Христа вскоре после Его Воскресения.
Советуем изучить Псалом 135
Петр в раскаянии обливался слезами; но как тяжело было Иисусу видеть лучшего из оставшихся одиннадцати учеников клянущимся, что не знает Сего Человека
, боящимся даже назвать имя Его! Чаша душевных мук переполнилась.
Пасхальная трапеза
Фото: Orthodoxchurch.ru
Все хорошо помнят слова Иисуса, сказанные перед завершением пасхальной трапезы в Гефсиманском саду. С печалью Христос произнес, что один из его учеников, который сейчас с ним сидит за одним столом, предаст его. Апостолы смутились, так как все чувствовали, что искренне любят своего Учителя. В то же время каждый из них опасался, что может не сдержаться, совершив непоправимое.
Один за другим ученики начали спрашивать Спасителя, не они ли окажутся этим предателем. Ничего не спросил только Петр, который был убежден в своей вере, заявив, что он-то никогда не соблазнится. В ответ Христос произнес, что это не так, и он трижды в эту же ночь от него отречется.
Вам может быть интересно:
1. Слова на Успение Пресвятыя Богородицы – Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский |
2. Похвальное слово в день святаго первомученика Стефана – святитель Астерий Амасийский |
3. Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – святитель Герман, патриарх Константинопольский |
4. Самая сильная апология против нападок на его свиток – святейший Григорий II Кипрский, патриарх Константинопольский |
5. Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – святитель Григорий Антиохийский |
6. Слово в Великий Четверток – святитель Григорий Киевский (Цамблак) |
7. Диспут католика с арианином – святитель Григорий Турский |
8. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана – святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский |
9. Фрагмент с вопросами и ответами о рождении Сына Божия от Отца – священномученик Дионисий Александрийский |
10. Апология Халкидонского Собора и Томоса святого Льва – святитель Ефрем Антиохийский |
Вам может быть интересно:
1. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I – Избранные толкования из творений свв. отцов на 11-ю главу Евангелия от Матфея – Матвей Васильевич Барсов |
2. Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава 16 – профессор Александр Павлович Лопухин |
3. Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава 18 – епископ Михаил (Лузин) |
4. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 13 – протоиерей Иоанн Бухарев |
5. Толкование на Евангелие от Иоанна – Книга девятая – святитель Кирилл Александрийский |
6. Толкование на Евангелие по Матфею – Глава XVII – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский |
7. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 28 – праведный Иоанн Кронштадтский |
8. Толкование Евангелия от Иоанна – Глава XXI – Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н) |
9. Евангельская история, составленная словами св. Евангелистов – Борис Ильич Гладков |
10. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий – Глава 8 – митрополит Иларион (Алфеев) |
О скорбных переживаниях, охвативших апостола Петра после его отречения от Христа1
Нижепомещаемое сочинение святителя Геннадия является не проповедью, а размышлением и выражением горьких чувств, охвативших апостола Петра после того, как в ночь, когда Спаситель предал Себя на смерть ради искупления людского рода, он трижды отрекся от Него. При горьких чувствах о своем поступке, при раскаянии в своем грехе апостол Петр не теряет надежду на то, что Господь простит его. Сочинение это является, по определению издателей, «uvres complétes», «прозопопеей», т. е. олицетворением, известным монологом, вставленным в уста апостола Петра. Прозопопею (олицетворение) греческие Святые Отцы наследовали от театрального и поэтического творчества греческих классиков. Эту литературную форму мы встречаем часто у св Иоанна Златоуста, у преподобного Романа Сладкопевца, у св. Софрония Иерусалимского, у св. Григория Паламы и у других авторов, и особенно у авторов поэтов богослужебных текстов; примером такого же олицетворения является и ниже приводимое сочинение святителя Геннадия.
Предваряется это сочинение письмом афонского монаха Лаврентия к патриарху Геннадию, а затем и ответом ему. Приводить содержание этих писем было бы тратой времени, потому что читатель без труда и сам познакомится с этими двумя краткими документами.
По духу нижепомещаемое сочинение святителя Геннадия напоминает кондак преподобного Романа Сладкопевца на отречение апостола Петра. Этот кондак ради сравнения с сочинением Схолария мы приводим в виде добавления сразу же после его прозопопеи.
Петр всю жизнь служил Иисусу, пытаясь искупить свой грех
Учитель предсказывал отречение апостола Петра. После воскрешения он простил ученика. Но Петр не мог простить самого себя. Каждый раз, услыхав утренний крик петуха, мужчина плакал горько. Боль и стыд он нес в сердце всю свою земную жизнь.
Однажды после воскрешения, Спаситель явился ученикам на берегу моря. Он позвал Петра к себе
«Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи!
Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси овец Моих.»
(Иов. 21:15-17)
Петр выполнил наставление Учителя. Он сеял слово Божие в Британии, Карфагене, Египте, Греции, Испании. Во имя Христа Исцелял больных, творил чудеса.
По возвращении в Рим, был схвачен за распространение веры. Апостола хотели распять так же как Учителя. Но мужчина, помня о своем поступке, зная величие Спасителя, сказал, что недостоин такой смерти.
Апостол Петр был распят на кресте вниз головой.
Предательство Петра не было намеренным. Он бы не повлиял на события того страшного дня. Но отдав свою жизнь тогда, апостол бы не смог распространить Слово Божие, не выполнил бы миссию, уготовленную ему Всевышним.
Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
Фото: Pravmir.ru Может показаться, что отречение было практически случайным, став секундной слабостью. Или у Петра сработал естественный инстинкт самосохранения. При этом неоспоримо, что отречение состоялось, лидер среди учеников Иисуса, хотя бы на несколько минут, но признал, что в этот момент стоит отказаться от своей связи с Христом, хотя бы в представлении окружающих. Это тяжкое преступление против любви, связывающей людей вместе.
Петр практически сразу раскаялся в содеянном. А вот для покаяния потребовалось время, так как оно предполагало изменения в поступках. Петр не отправился на Голгофу, где среди апостолов находится только Иоанн. Неизвестно, что он делал в субботу, когда тело Спасителя покоилось в гробу.
Зато хорошо известно, что, едва услышав об исчезновении тела, он в числе первых прибыл к месту погребения. Эта поспешность как раз и стала одним из ярких признаков покаяния. Петр не позволил себе отсиживаться дома, сразу отправившись на место, где еще совсем недавно стояла охрана, которая вполне могла произвести арест последователей казненного пророка.
Арест Учителя
Фото: Elitsy.ru
Следом была молитва и последовавший арест Иисуса по доносу Иуды. Когда Христа отправили к первосвященнику Анне, только двое апостолов последовали за ним. Это были Петр и Иоанн.
Иоанн пробрался в дом, а Петр остался снаружи, подойдя к разведенному огню. Внезапно его узнала служанка, заявив: «Это же один из его учеников». Тогда Петр отрекся в первый раз. Следом еще одна женщина тоже воскликнула, что он один из последователей арестованного пророка. Снова Петр заявил, что даже не знает этого человека.
Еще несколько человек начали утверждать, что Петр – ученик Иисуса, обратив внимание на его галилейский акцент. В третий раз Петр отрекся. Только в этот момент понял всю глубину своей ошибки, совершенного греха. Вспомнил слова Христа, что тот отречется трижды, прежде чем пропоет петух, тут же услышал крик петуха. Начался рассвет, до казни Спасителя оставалось всего несколько часов.
Петр не знал, как поступить, раскаиваясь в содеянном. Он был лидером среди учеников Христа. Это был уже взрослый человек, которую большую часть жизни провел за физическим трудом, никогда до этого не задумываясь о моральных ценностях. Он всегда считал, что поступает правильно, так будет действовать и впредь. Однако даже его преданность и любовь к Спасителю оказались уязвимы.
Издевательства над Иисусом
Озлобленный мир приступает теперь к истязанию тела божественного Страдальца. Пока члены синедриона отдыхали по домам своим в ожидании утреннего заседания, Иисуса держали во дворе Каиафы, под охраной стражи, связанного. Ни в ком Он не возбудил ни сострадания, ни даже жалости к Себе; чувства эти были чужды окаменелым сердцам рабов и прислужников первосвященника. В испорченном сердце человеческом гнездится скверное чувство: желание оскорбить, да посильнее, того, кто когда-то был силен, а ныне стал беззащитным. Движимая этим чувством толпа, окружившая теперь Иисуса, стала издеваться над Ним. Начальство объявило Его лжемессией, повинным смерти, и, вероятно, намекнуло своим прислужникам, что они могут не стесняться с таким Человеком. Этого было достаточно, чтобы дать простор чувствам озверелой толпы. Иисуса стали бить; закрывали лицо Его покрывалом и, ударяя по щеке, спрашивали: «Узнай, кто ударил Тебя?» Мессия должен был знать все, и если Иисус – Мессия, то, по мнению Его истязателей, Он должен каждый раз узнавать, кто Его ударил. Но Христос молчал, и это молчание дало некоторым повод отнестись к Нему, как к лжемессии, с обычным у евреев выражением крайнего презрения: стали плевать Ему в лицо. И много иных хулений произносили против Него
(Лк. 22, 65). Христос безропотно перенес все эти оскорбления и истязания и, быть может, молча молился за окружающих Его теперь, как будет молиться за Своих распинателей:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают
(Лк. 23, 24).
Появление Иуды, его раскаяние и смерть
Но не успели они еще выйти из зала суда, как вошел туда Иуда-предатель. При виде осужденного и связанного Иисуса раскаяние стало мучить его, и он торжественно заявил первосвященникам и старейшинам: согрешил я, предав кровь невинную
(Мф. 27, 4).
Казалось бы, что раскаяние Иуды должно было тронуть судей и доказать им их судебную ошибку в только что произнесенном приговоре; на самом же деле они, вполне соглашаясь с Иудой, что намереваются пролить кровь невинную
, спешили как можно скорее пролить ее; и потому, преодолев невольное смущение от такого неожиданного объявления предателем невиновности Того, Кого они единогласно осудили, они с холодным презрением ответили Иуде: «Какое нам дело до твоего греха? ты согрешил, ты и отвечать будешь.
Что нам до того? смотри сам
(Мф. 27, 4)».
Иуда мог бы броситься к ногам Иисуса и со слезами молить о прощении своего тяжкого греха, и наверное Всепрощающая Любовь простила бы искренно кающегося. Но или Иисуса успели уже увести из судилища до прихода Иуды, или же Иуда не посмел молить о прощении Того, Кого предательски выдал врагам, – как бы то ни было, однако Иуда ограничился принесением покаяния лишь перед первосвященниками и прочими членами синедриона. Он надеялся получить от них хотя малейшее облегчение своего отчаяния и повлиять на судейскую совесть в смысле немедленной отмены только что объявленного приговора; но цели своей он не достиг: силы приговора он не поколебал нисколько, сам же был презрительно и холодно отвергнут. Не зная, что делать, на что решиться, он вспоминает про полученные тридцать сребренников и бросает их первосвященникам, сам же бежит вон из судилища, нигде не находит покоя от угрызений совести и кончает жизнь самоубийством: он повесился, удавился. Из книги Деяний Апостолов, написанной Евангелистом Лукой, мы знаем, что мертвое тело Иуды сорвалось и упало, при чем расселось чрево его, и выпали все внутренности его
(Деян. 1, 18).
Советуем изучить Молитвы от плохого сна
Евангелист Матфей не поясняет, куда именно вошел Иуда с изъявлением своего раскаяния; но так как повествование об этом он начинает вслед за рассказом об окончании суда над Иисусом, и начинает его словами – тогда Иуда..
. – то с большой вероятностью можно полагать, что Иуда вошел в самое судилище и в то именно время, когда синедрион находился еще там. В другое время, когда первосвященники и старейшины были отвлечены судом Пилата и Ирода, а также распятием Иисуса, Иуда едва ли мог принести им свое покаяние.
Но где Иуда бросил сребренники? Евангелист Матфей говорит, что в храме
(Мф. 27, 5). Несомненно, что он должен был бросить их там же, где так холодно отвергли его покаяние; не в храме же он каялся? Ведь там в то время, кроме очередных священников, никого не было; все первосвященники были заняты судом, а он каялся именно перед первосвященниками. А так как синедрион заседал в одном из храмовых зданий, а все здания храма, притворы и дворы его назывались общим именем
храма,
то можно полагать, что бросить сребренники в одном из зданий храма означало то же, что и бросить их в храме. С другой стороны, если сопоставить слова стиха 3-го главы 27-й Евангелия Матфея –
и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников
, – со словами 5-го стиха той же главы –
и, бросив сребренники в храме
, – то можно допустить предположение, что возвращаемые Иудой сребренники не были приняты от него в зале синедриона, и потому Иуда подошел к самому храму и бросил их в него. Как бы то ни было, но первосвященники подобрали брошенные сребренники и после, на досуге, обсудили вопрос, что с ними делать.
Оскорбление Иисуса служителем Анны
Анна понял, что иного ответа и нельзя было ожидать и, вероятно, прекратил бы допрос, но стоявший тут же служитель его нашел в ответе этом нечто неуважительное к такому важному лицу, как бывший первосвященник, и, желая показать особенное усердие к своему господину, ударил Иисуса по щеке и дерзко сказал: так-то отвечаешь Ты первосвященнику?
Если бы Иисус молча перенес это оскорбление, то могли бы подумать, что Он признает его заслуженным; особенно же возгордился бы не в меру ревностный слуга таким молчаливым одобрением его поступка. Поэтому, чтобы пресечь зло в самом его начале, чтобы дать слуге почувствовать всю тяжесть его греха, Иисус побеждает зло добрым словом. «Если Я сказал худо
, – говорит Он, обращаясь к Своему оскорбителю, –
то покажи, что худо
, укажи, что именно в моем ответе первосвященнику ты считаешь дурным;
а если
Я сказал
хорошо
, то за
что
же
ты бьешь Меня
? (Ин. 18, 23)».
Признав бесполезным продолжать допрос Иисуса, Анна отправил Его связанного к настоящему первосвященнику, зятю своему Каиафе.
Смерть Иуды
Иуда понял, что натворил, но было поздно. Он вернул 30 сребреников первосвященникам. В ответ получил презрение и насмешки. Не в силах что-либо изменить, предатель впал в отчаяние. Можно ли представить душевную боль человека, предавшего Бога?
Бывший ученик понял, что такое не прощают. Мог бы он простить себя сам? Под влиянием нечистого, Иуда совершает еще один, последний грех. Мужчина кончает жизнь самоубийством, повесившись на смоковнице. «Лучше этому человеку не родиться» — говорил Иисус о предателе.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение