Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Иногда нас спрашивают о простых и даже очевидных вещах. Меня вот недавно спросили: «Кто такой апостол?» Я сначала было удивился: вроде как слово далеко не редкое и вполне себе общеизвестное. Тем более в Церкви. Но, с другой стороны, наше время – время нечитающих людей, а потому даже самые банальные вопросы сейчас задают не шутки ради, а от незнания, даже если это – незнание очевидного. В самом деле, как тут не запутаться: и ученик Христов – апостол, и богослужебная книга – тоже апостол, и поди знай, что всё это значит?..
Что ж, давайте по порядку.
В словаре Даля
м. греч. ученик, последователь, приверженец; | учитель правоверия; | название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; | книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник м. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь.
Ученики и ближайшие спутники Христа
Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.
Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.
Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:
- Симон, названный Петром;
- Андрей, брат Симона;
- Иоанн, написавший впоследствии Евангелие, Откровение и три послания;
- Иаков Зеведеев, брат Иоанна;
- Фома, прозванный Близнец;
- Матфей, бывший мытарь, впоследствии, также, ставший евангелистом;
- Филипп из Вифсаиды Галилейской;
- Нафанаил, он же Варфоломей (буквально «сын Толомея»);
- Симон Зилот;
- Иуда Иаковлев, он же Фаддей;
- Иаков Алфеев, брат Иуды;
- Иуда Искариотский, в итоге оказавшийся предателем;
- Матфий, избранный на место Иуды уже после Вознесения Христа и Пятидесятницы.
Христианское значение понятия «Евангелие»
В церковном понимании оно означает следующее:
- Радостное известие о том, что Господь снял с человечества проклятие самого первого греха и рассказал про то, как можно спасти свою духовную составляющую.
- Обобщённое название учения Спасителя, которое он дал своим ученикам. Словом «Евангелие» описывают рассказ учеников о деятельности Иисуса из Назарета и его моральных наставлениях. В центре их рассказа лежит идея о том, что Иисус — глава Царства Небесного, мессия и искупитель человеческих грехов.
- В определённых случаях данным обозначением описывают новозаветную мудрость в виде христианской религии, рассказывающую о знаковых событиях из жизни Сына Божьего, а также о той морали, которую он проповедовал и распространял. Также слово «Евангелие» употребляется для толкования тех или иных событий, происходивших с Христом и людьми из его окружения.
- Рассказ о той жертве, которую принёс Иисус во имя всего человечества, ради его спасения и дальнейшего продолжения жизни в Царстве Божьем.
- Словом «Евангелие», как и его синонимом «Благовестие», описывают распространение христианских идеалов. Следовательно, «Евангелизация» — полномасштабная миссионерская деятельность, суть которой заключается в проповедовании библейского учения.
Оригинальное значение понятия «Евангелие»
Помимо вопроса «что такое апостол?», не менее распространён вопрос о значении термина «Евангелие». Как и предыдущее слово, оно имеет греческое происхождение и буквально означает положительную и благую весть. В Древней Греции времён античности слово «Евангелие» использовали в следующих случах:
- Для описания подарка гонцу, который принёс хорошую новость.
- Для описания жертвы, приносимую античным божествам в честь получения позитивного известия.
- Для описания положительной новости.
Перемены
Время шло, гонения на христиан продолжались, но в определённый момент правительственная верхушка Рима приняла решение прекратить борьбу с адептами нового религиозного течения. Через некоторое время христианство получило официальное одобрение со стороны властей, а вскоре и вовсе стало официальной религией Рима. После этих событий все знали значение слова «апостол», а также о философии, которую эти люди распространяли.
Апостольское служение
Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце в.).
Другие апостолы
Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.
Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:
- Деяния святых апостолов;
- Соборное послание апостола Иакова;
- 2 соборных послания апостола Петра;
- 3 соборных послания апостола Иоанна;
- Соборное послание апостола Иуды.
- 14 посланий апостола Павла: к Римлянам;
- 2 к Коринфянам;
- к Галатам;
- к Ефесянам;
- к Филлипийцам;
- к Колоссянам;
- 2 к Фессалоникийцам;
- 2 к Тимофею;
- к Титу;
- к Филимону;
- к Евреям.
Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.
Откуда мы знаем о «втором» Иуде?
Прежде всего — из Евангелия. Правда, Иудой этот апостол именуется только в двух евангельских рассказах — от Луки и от Иоанна. В первом он упоминается как Иуда Иаковлев (Лк 6:16), во втором — как «Иуда не Искариот» (в отличие от предателя; Ин 14:22). Евангелисты Марк и Матфей о «втором» Иуде ничего не сообщают, зато упоминают среди двенадцати апостолов Фаддея (Мк 3:18) или «Леввея, называемого Фаддеем» (Мф 10:3), — о котором, наоборот, ничего не говорят Лука и Иоанн. Поскольку в остальном списки апостолов в синоптическихСиноптическими (от греч. συνὄψις — совместное описание) называют Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, в повествованиях которых имеется особенно много общего, отличающего их от написанного позже Евангелия от Иоанна. Евангелиях совпадают, то уже в ранней Церкви родилось предположение, что эти три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — носил один и тот же ученик. В этом был убежден, например, древний христианский учитель Ориген (ⱡ около 254); так же считал авторитетнейший богослов и толкователь Евангелия ранней Церкви святитель Афанасий Великий (ⱡ 373).
В Иудее двухтысячелетней давности человеку нередко случалось иметь несколько имен: вспомним хотя бы апостола Петра (в еврейском оригинале это греческое имя звучит как Кифа), которого первоначально звали Симон. А имена Фаддей и Леввей — еще и близкие по значению. Имя Фаддей происходит от арамейского תדי («тадай»), а Леввей — от еврейского lēb; и то, и другое значит «сердце». Не исключено, что это были прозвища апостола — «смелый, храбрый, мужественный».
Использованные материалы
- Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов
: - «Тропари общие», страница календаря портала Православие.Ru
:
[1] Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)
Становление христианства
О том, что означает «апостол», вы уже знаете. Теперь пришло время рассказать о том, где именно ученики Иисуса Христа распространяли его учение и с каким трудностями они сталкивались.
Правительство Римской империи изначально негативно относилось к учению, распространяемому последователями истинного Бога. Людей, принимавших христианство, долгое время преследовали и жестоко наказывали за их мировоззрение. Первым христианам приходилось прятаться в катакомбах и тайно от властей распространять благую весть о Спасителе. Именно поэтому в качестве символа первых последователей Христа была выбрана рыба — знак молчания и тишины.
Несмотря на все гонения и преследования, молодая религия продолжала распространяться на территории могучего Римского государства, привлекая к себе новых последователей. Всё больше и больше людей стали узнавать о Христе, загробной жизни, святом письме и о том, что такое апостол.