Апостол Петр — хранитель ключей от рая. Житие апостола Петра


Жизнь до Мессии

Апостол Петр, некогда имевший имя Симон, родился в Палестине, в городе Вифсаида. Он имел жену и детей, занимался рыбной ловлей на Геннисаретском озере. Работа Симона была поистине опасной: спокойствие вод могло в одночасье смениться бурей. Таким образом, будущий апостол мог дни на пролет ловить рыбу, тем самым зарабатывая на пропитание для своей семьи. Подобный труд воспитал в нем волю и упорство, что впоследствии ему очень пригодилось: после воскресения Иисуса Христа голодный и уставший Петр бродил по земным просторам, распространяя истинную веру.

Дорога к Господу была открыта Симону благодаря его брату Андрею. Пламенная любовь к Христу зажглась в нем на всю его оставшуюся жизнь. За его преданность и верность Господь более всех апостолов приблизил его к себе.

По правую руку от Христа

С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симон был объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.

Подлинность Послания

Второе Послание Апостола Петра, несмотря на происхождение своё от него и назначение тем же лицам, которым было писано первое Послание (2Пет. 3:1

), очень долгое время подвергалось сомнению в первенствующей Церкви и оспаривается у Апостола Петра и в новые времена. О сомнении древних свидетельствует Ориген (in Ioann., р. 88), Дидим Александрийский (Comm. in. hanc. ep. ad. fm.), Евсевий (Η. eccl. III, 3 и 25), Амфилохий (у Григория Богослова Carm. 125), Иероним (De viris ill. с. 1).

В древнем Сирском переводе Нового Завета этого Послания не было, в каталоге Муратория оно не упоминается, и у Западных писателей до конца 4-го века на него нет ясных указаний. Но у тех же самых и у других писателей есть указания на существование этого Послания и ссылки на него, как на писание Апостольское [и с несомненностью можно увериться, что оно уже со второго века признавалось подлинным в Церкви Александрийской.

Советуем изучить Молитва перед выходом в Интернет

Под именем Петрова – и несомненного – его цитируют Ориген (in Iosuam hom. 7) и Дидим – вероятно, в зрелом возрасте отказавшийся от своих юно­шеских сомнений (Enarr. in ep Iudae), а Климент Александрийский, кажется, писал на него своё толкование (Кассиодора Instit. div. litt. praef. et c. 8 – Фотия Biblioth. cod. 109).

Затем идёт целый ряд свидетельств: Кирилла Иерусалимского (Catech. 4), Афанасия Александрийского (Synops et Orat. 2 contra Arian.), Григория Бого­слова (carm. 34), Илария (de Trinit. lib. 1), Августина (lib. 2 de Doctr. chr), Амвросия (De incarn. c. 8), Иеронима (lib. I, contr. Jovin). У Евсевия (Н. eccl. II, 23) оно причисляется к Соборным.

Соборы Лаодикийский (правило 60-е) и 3-й Карфагенский (правило 47-е) считают его каноническим. Ефрем Сирин (Serm. contra impudic.) и Иоанн Дамаскин (1:4, с.18 De fide Orth.) свидетельствуют о веровании Цер­кви Сирийской; а очень ранния, хотя и не совсем ясныя, ссылки на это Послание в Посланиях Климента Римского (1 Соr. 7 и 11), в Пастыре Ермы (Vis. 3:7; 4:3), у Иринея (Adv. haer. 5:23.2), говорят о таком же веровании и признании этого Послания на Западе].

Блаженный Иероним объясняет даже и причину сомнений в подлиннос­ти 2-го Послания, находя её в разности слога между 1-м и 2-м Посланиями (Ep.ad Hedib. Q. 2).

.

В новейшие времена (начиная с Эразма Роттердамскаго, Кальвина, Гроция) в подлинности этого Послания начали сомневаться более на основании сомнений древних; но кроме внешних свидетельств о Послании, в нём есть многия внутренния доказательства в пользу принадлежности его Апостолу Петру. Писатель называет себя Симоном Петром, рабом и Апосто­лом Иисуса Христа, говорит о том, что он удостоился быть свидетелем Преображения Господня (1:17–18

­Мф. 17:1), включает себя в число Апосто­лов, проповедников Евангелия (1:16­3:2), Апостола Петра называет своим возлюбленным братом и говорит о его писаниях и
извращении их еретиками
(
3:15–16
), на что жалуется неоднократно и сам Апостол Павел (2Сол. 2:2· 2Кор. 10:10); упоминает о том, что это его второе Послание (
3:1
) и обраща­ется к своим читателям с тою же любовью и такою же заботливостью с какими он писал первое Послание. Дух Послания и характер наставления чисто Апостольские. Даже разность в языке, на которую указывает Иероним не так велика, чтобы могла служить основанием сомнений в подлинности Послания. Она достаточно объясняется обстоятельствами происхождения его и зависимостью от Послания Апостола Иуды.

Великое согрешение

Еще будучи верным Иисусу, святой апостол Петр услышал от Сына Божьего горькое предсказание о том, что он отречется от Христа прежде, чем на заре пропоет петух. Не веря этим словам, Петр всегда клялся в своей верности и преданности Богу.

Но однажды, когда после предательства Иудой Христа арестовали, апостол и еще один ученик последовали за Господом до самого двора первосвященника, где собирались допрашивать Сына Божьего. Множество обвинений услышал Иисус в свой адрес. Лжесвидетели избивали Его и плевали Ему в лицо, но Христос сносил все мучения. В этот момент Петр находился во дворе и грелся у огня. Одна из служанок дома приметила его и сказала, что апостол был с Иисусом. Страх, обуявший сердце Петра, не позволил ему сознаться в этом. Апостол, испугавшись за свою жизнь, отрекся от Господа и сказал, что не знает этого человека. Другая служанка, увидевшая уходившего Петра, подтвердила, что видела его с Иисусом. Поклялся апостол, что никогда Его не знал. Находившиеся рядом рабы первосвященника сказали с уверенностью, что Петр один из учеников Христа, но тот в страхе продолжал это отрицать. Услышав петушиный крик, святой вспомнил пророческие слова Сына Божьего и в слезах вышел из дома, горько раскаиваясь в содеянном.

Данный библейский сюжет очень аллегоричен в отношении человеческой души. Так, некоторые богословы считают, что уличение Петра служанкой – есть ни что иное, как проявление немощи духа человеческого, а крик петуха — есть глас Господа с небес, не позволяющий нам расслабляться и помогающий нам непрестанно бодрствовать.

В Евангелие от Иоанна Богослова Иисус Христос полностью восстанавливает Петра как своего ученика, трижды спрашивая о его любви к Богу. Трижды получив утвердительный ответ, Сын Божий поручает апостолу впредь пасти «овец своих», то есть научать народ христианской вере.

Ключи Петра

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Матф.16:17-19)

Что за ключи Петра в Матф.16:17-19?

На сем камне Я создам Церковь Мою

Этот отрывок — одно из центральных спорных мест в толковании Нового Завета.

Всегда было трудно подойти к нему спокойно и без всяких предубеждений, потому что римско-католическая церковь использует его для обоснования своей теории о положении римского Папы и церкви.

Статья по теме: Библейская стилистика: образы и прообразы

Римско-католическая церковь толкует это так, что Петру были даны ключи, которыми он допускает человека на небеса или исключает его из них, и что Петру была дана власть и сила отпускать или не отпускать человеку его грехи. Кроме того, римско-католическая церковь также утверждает, что Петр, наделенный этими огромными правами, стал епископом Рима, и что эта власть и сила переходила ко всем епископам Рима, и что нынче она пребывает в Папе римском, который является главой церкви и епископом Рима.

Легко видеть, каким неприемлемым является такое толкование для обычного верующего; легко также видеть, что и внеденоменационные христиане и католики могут подходить к этому отрывку не с желанием добраться до его истинного значения, а со стремлением не уступить своих позиций и, если можно, даже разрушить позиции другого.

Попытаемся теперь найти его настоящий смысл.

Игра слов

В нем есть игра слов. В греческом Петр — Петрос, а камень — петра. Арамейское имя Петра было Кифа, что в арамейском тоже значило камень.

В обеих языках здесь игра слов. Когда Петр сделал свое открытие, Иисус сказал ему: «Ты — Петр (Петрос), и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою».

Как ни рассматривать, а это огромная похвала.

Эта метафора вовсе не была странной или необычной для иудеев.

Камень и Авраам

Раввины применяли определение камень, скала по отношению к Аврааму.

У них была поговорка: «Когда Святой увидел Авраама, который собирался подняться, Он сказал: «Вот, я обнаружил камень (петра), на котором создам мир», и потому Он назвал Авраама скала, (сур), ибо сказано: «Посмотрите на скалу, из которой вы высечены».

Авраам был камнем, на котором были основаны народ Божий и предназначение Божье.

Камень и Бог

Более того: слово камень (сур) неоднократно применяется к Самому Богу.

  • «Он твердыня [у Баркли: камень]; совершенны дела Его» (Втор. 32,4).
  • «Ибо заступник их [у Баркли: камень] не таков, как наш Заступник» (Втор. 32,31).
  • «Нет твердыни [у Баркли: камень], как Бог наш» (1 Цар. 2,2).
  • «Господь — твердыня моя [у Баркли: камень], и крепость моя, и избавитель мой» (2 Пар. 22,2).
  • Эта же фраза встречается и в Пс. 17,37: «Господь твердыня моя [у Баркли: камень] и прибежище мое, избавитель мой».
  • «Кто защита [у Баркли: скала], кроме Бога нашего?» (Пс. 17,32). Эта же фраза есть в 2 Цар. 22,32.

Одно совершенно ясно: назвать кого-то камнем, было величайшей похвалой, и мысли всякого иудея, знавшего Ветхий Завет, при употреблении этой фразы обращались к Богу, Который Сам был подлинном камнем его защиты и спасения.

Что же тогда имел в виду Иисус, употребив в этом отрывке слово камень. На этот вопрос богословы дали, по крайней мере, четыре ответа.

Мнения богословов

1Августин, самый выдающийся из отцов западной церкви, считал, что камень означает Самого Иисуса.

Иисус как бы сказал: «Ты Петр, а на Себе, как на камне, Я построю Мою Церковь; и настанет день, когда в награду за свою веру ты станешь великим в Церкви. 2Другое толкование сводится к тому, что скала — это подтверждение истины, что Иисус Христос — Сын Бога Живого.

Петру эта истина была открыта свыше. Факт, что Иисус Христос — Сын Бога Живого, действительно является основой, краеугольным камнем веры Церкви, но такое объяснение едва ли исчерпывает весь смысл этих слов. 3Третье объяснение сводится к тому, что скала — это вера Петра. На вере Петра основана Церковь. Эта вера и была той искрой, которая должна была зажечь веру вселенской Церкви. Эта вера была тем первичным толчком, который в один прекрасный день приведет в действие всемирную Церковь. 4И последнее объяснение все же самое хорошее. Оно сводится к тому, что камень — это сам Петр, но в особом смысле.

Петр не камень, на котором основана Церковь: этот камень — Сам Бог. Он, Петр, первый камень всего здания Церкви.

Петр был первым членом Церкви

Петр первым из людей всего мира открыл для себя Кто такой Иисус, первым совершил прыжок веры и увидел в Нем Сына Бога Живого. Другими словами, Петр был первым членом Церкви, и в этом смысле вся Церковь построена на нем.

Иисус как бы говорит Петру: «Петр, ты первый из людей понял, кто Я, и, потому, ты — первый камень, краеугольный камень, основание, самое начало Церкви, которую Я основываю». И в последующих веках каждый человек, получивший такое познание подобно Петра, становится еще одним камнем в здании Церкви Христовой.

Два момента

Для уяснения приведем два момента:

1В Библии часто употребляются картины для демонстрации одного определенного пункта. Не следует ставить ударения на деталях картины, важен лишь этот пункт. В связи с Церковью в Новом Завете часто используется картина здания, но используется эта картина во многих целях и с различных точек зрения.

Здесь Петр является основанием в том смысле, что он является единственным человеком, на котором построена Церковь, потому что он первый из людей открыл, Кто такой Иисус.

В Еф. 2,20 сказано, что основанием Церкви являются пророки и апостолы.

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], (Еф.2:20)

Другими словами, Церковь на земле создана и живет за счет их служения, их свидетельства и их верности.

Там же, в Еф. 2,20 говорится, что Иисус Христос — краеугольный камень; Он — сила, которая держит в единении всю Церковь; без Него все здание разрушилось бы и развалилось.

В 1 Пет. 2,4-8 говорится, что все христиане — живые камни, введенные в строении Церкви.

4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. (1Пет.2:4-8)

В 1 Кор. 3,11 говорится, что Иисус — единственное основание, и что ни один человек не может заложить иного.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. (1Кор.3:11)

Из этого ясно видно, что новозаветные авторы брали картину здания и по-разному использовали ее, но во всех этих картинах проходит мысль, что Иисус Христос является подлинным основанием, которое держит всю Церковь в единстве.

Говоря Петру, что на нем Он построит Свою Церковь, Иисус вовсе не имел в виду, что Церковь будет зависеть от Петра; Церковь зависит от Него Самого и от Бога-скалы. Но Иисус имел при этом в виду, что Церковь началась с Петра и в этом смысле Петр является основанием Церкви, и эту честь у него не может отнять ни один человек.

2Второй пункт заключается в том, что слово церковь (екклесиа) в настоящем отрывке неточно передает заложенный в нем смысл. Мы можем подумать о Церкви как о социальном институте, об организации со зданиями и управленческим аппаратом, службами и собраниями и иными формами деятельности. А Иисус по всей вероятности употребил слово куалхам, который в Ветхом Завете называется общество сынов Израилевых, собрание избранного Богом народа.

Иисус, собственно, сказал Петру вот что: «Петр, ты — начало нового Израиля, нового избранного Богом народа, нового общества, нового братства, тех, кто верит в Мое имя».

Петр был первым

Петр был первым в обществе уверовавших в Иисуса.

Церковь, начавшаяся с Петра, это была Церковь не в человеческом понимании, еще меньше того это была Церковь определенного вероисповедания.

С Петра началось сообщество, братство верующих в Иисуса Христа, которое нельзя отождествить с какой-либо отдельной церковью или ограничить какой-либо отдельной церковью; к ней принадлежат все, кто любит Господа.

Таким образом, можно сказать, что первая часть этого спорного отрывка выражает такую мысль: Петр — основа, краеугольный камень Церкви в том смысле, что он был первым в огромном братстве тех, кто с радостью исповедует, что Иисус Христос — Господь; и, в конечном счете, Сам Бог есть тот камень, на котором построена Церковь.

Врата ада

Иисус говорит далее, что врата ада не одолеют Его Церковь.

Что это значит?

Идея одолевающих врат — это вовсе не самая обычная и легко понятная картина. И здесь есть несколько объяснений.

1Может быть, это картина крепости. Такое предположение, может быть, подтверждается тем фактом, что на вершине горы, возвышающейся над Кесарией Филипповой до сегодняшнего дня сохранились развалины большого замка, который вполне мог стоять там во всем своем блеске во времена Иисуса. Вполне может быть, что Иисус в данном случае видит Свою Церковь как крепость, и силы зла осаждающие эту крепость, и говорит, что осаждающие силы зла никогда не одолеют Церковь.

2Есть еще одно толкование, связанное с тем, что в древности на востоке у ворот, особенно в маленьких городах и деревнях, собирались старейшины и начальники, давая советы и отправляя правосудие. Например, в законе сказано, что, если у человека есть буйный и непокорный сын, он должен привести его «к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания» (Втор. 21,19), и там будут совершены суд и правосудие.

19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания (Втор.21:19)

Во Втор. 25,7 говорится, что, если у невестки возникнет определенная проблема (если ее не захочет взять деверь, брат умершего мужа) она должна пойти «к воротам, к старейшинам».

7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; (Втор.25:7)

Ворота были местом простого правосудия, где собирались старейшины. И поэтому, может быть, что ворота, врата стали синонимом место административной власти.

Когда-то давно правительство оттоманской империи называлось Высокая Порта (порта, на итальянском и французском — дверь, врата). Тогда эта фраза значит, что власти ада никогда не одолеют Церковь.

3Есть еще и третья возможность, если мы вернемся к мысли, что скала, на которой основана Церковь — это убеждение, что Иисус — Сын Бога Живого. Далее, ад, Аид — это не то место, где наказывают грешников, а место, куда по древней иудейской вере отправлялись все умершие. Но ворота, конечно, существуют для того, чтобы держать кого-то внутри, чтобы запереть, закрыть, контролировать их.

Но одного Иисуса врата Аида не могли удержать. Он разорвал цепи смерти!

Как это выразил автор книги Деяния святых Апостолов:

«Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать его… Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2,24.27).

Так что это, может быть, торжественное указание на грядущее Воскресение.

Иисус, может быть, сказал: «Ты открыл, что Я Сын Бога Живого. Близко уже время, когда Меня распнут на кресте и врата Аида закроются за Мною. Но они бессильны удержать Меня там. Врата Аида — бессильны против Сына Бога Живого».

Как бы мы ни понимали ее, эта фраза — ликующее выражение нерушимой связи Христа и Его Церкви.

Положение Петра

Сейчас мы подходим к двум фразам, в которых Иисус излагает определенные привилегии, данные Петру, и определенные обязанности, возложенные на него.

1Он говорит, что даст Петру ключи Царства Небесного. Это трудная фраза, и мы хорошо сделаем, если сперва отметим то, в чем можем быть вполне уверены.

  • Эта фраза всегда означает какую-то особую силу и власть. Так, у раввинов была пословица: «Ключи рождения, дождя и воскресения из мертвых принадлежат Богу». Это значит, что только Бог властен создавать жизнь, посылать дождь и воскрешать к жизни мертвых. Эта фраза всегда указывает на особую власть и силу.
  • В Новом Завете эта фраза обычно связывается с Иисусом. У Него в руках, и только у Него, находятся эти ключи. В Отк. 1,18 Воскресший Христос говорит: «И живый; и был мертв, и се, жив вовеки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти«. А в Отк. 3,7 о Воскресшем Христе говорится: «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит«. Надо понимать, что эта фраза указывает на какое-то небесное право, и, какое бы там обещание не было дано Петру, нельзя считать, что оно отнимает, или ущемляет какое-либо право, которое принадлежит только Богу и Сыну Божьему.
  • Все эти новозаветные картины восходят к картине в Ис. 22,22, где Исаия описывает Елиакима, на плечи (рамена) которого будет возложен ключ дома Давидова и он один будет открывать и закрывать.

22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. (Ис.22:22)

Елиаким должен был быть верным домоправителем. Домоправитель носит при себе ключи дома, открывает утром двери, а вечером закрывает их, и через него посетители получают доступ к царю.

Таким образом, Иисус говорит Петру, что в будущем он будет домоправителем Царства Небесного. В этом случае Петру представлено право открывать, а не закрывать врата Царствия.

И это в полной мере осуществилось. В Пятидесятницу Петр открыл двери для трех тысяч душ (Деян. 2,41).

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. (Деян.2:41)

Он отворил двери языческому сотнику Корнилию, чтобы впустить огромный языческий мир (Деян. 10). В Деян. 15 рассказывается о том, как Иерусалимский совет широко открыл двери для язычников, и что это стало возможным именно после свидетельства Симона Петра. (Деян. 15,14).

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. (Деян.15:14)

Обещание, что Петру будут даны ключи от Царствия Божия, Значило, что Петру будет дана способность отворить двери к Богу тысячам тысяч людей в будущем. Но ключи от Царствия Божия находятся не только у Петра; они есть у каждого христианина, потому что каждому из нас дана возможность указать путь к царству другим людям.

2Кроме того, Иисус обещал Петру, что все, что он свяжет, останется связанным, и что он разрешит, то останется разрешенным.

Один богослов, Ричард Гловер, считает, что это значит, что Петр приведет людей к сознанию своей греховности, затем освобождая их от грехов их, проповедуя им о любви и всепрощении Бога. Это прекрасная и, несомненно, справедливая мысль, потому что в этом заключается долг каждого христианского проповедника и учителя, но этим значением фраза не исчерпывается.

Отпускать, развязывать и связывать — это очень распространенные иудейские фразы.

В особенности они употреблялись по отношению к решениям великих учителей и раввинов. Каждый иудей понимал смысл слов разрешать и запрещать. Связать что-либо значило запретить; отпустить, развязать значило разрешить. Эти выражения употреблялись при принятии решении относительно значило закона. В таком контексте как этот, эти фразы могут иметь только такое значение.

Таким образом, Иисус говорит Петру вот что: «Петр, на тебя возлагается серьезная и тяжелая ответственность. Тебе придется принимать решения, которые будут влиять на благо всей Церкви. Ты будешь руководителем и проводником молодой Церкви. Твои решения будут иметь такое большое значение, что они будут оказывать влияние на души людей, как на земле, так и в вечности».

Привилегия, данная Петру, означала, что он будет домоправителем Божиим, отворяющим людям доступ в Царствие Божие. Обязанность связывать и разрешать, развязывать — значит, что Петру придется принимать решения в сфере церковной жизни и практики, которые будут иметь далеко идущие последствия. И, действительно, при чтении первых глав книги Деяния святых Апостолов мы видим, что именно это Петр в Иерусалиме и совершил.

Если перефразировать этот отрывок, вызывавший столько споров и противоречий, то видно, что в нем речь идет не о церковных формах, а о спасении.

Иисус сказал Петру: «Петр, твое имя значит скала, камень, и тебе предназначено быть скалой. Ты первым из людей признал во Мне того, Кто Я есть на самом деле, и потому ты будешь первым камнем в здании сообщества и братства Моих людей. Это братство не одолеют осаждающие его силы зла, также как они не смогут держать Меня в узах смерти. И в грядущие дни ты будешь домоправителем, открывающим двери Царствия Божия, чтобы могли войти иудеи и язычники, и ты должен быть мудрым правителем и проводником, решающим проблемы и направляющим работу молодого и разрастающегося братства».

Петр сделал великое открытие, ему была дана великая привилегия, и на него была возложена великая ответственность. Это открытие должен сделать для себя сам каждый человек; тогда и он получит также привилегию и на него будет возложена такая же ответственность.

Пропуск в рай

Апостол Петр — хранитель ключей Царства Божьего. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, он стал проводником между Богом и людьми. Ведь кто, как ни он, познал всю немощь человеческой сущности и сам был когда-то ввергнут в это бессилье. Только благодаря христианской вере и покаянию Петр смог постигнуть Истину и войти в Царство Божие. Господь, видя преданность Своего ученика, позволил ему быть стражником Небесного Рая, наделив его правом впускать те души людей, которых он посчитает достойными.

Некоторые богословы (например, Августин Блаженный) уверены, что врата Эдема охраняет не только апостол Петр. Ключи от рая также принадлежат и другим ученикам. Ведь Господь всегда обращался к апостолам в лице Петра как главного среди своих братьев.

После воскрешения Христа

Главному из апостолов Иисус явился первым после своего воскрешения. А через 50 дней Святой Дух, посетивший всех учеников, наделил Петра небывалой духовной силой и возможностью проповедовать слово Божие. В этот день апостол смог обратить 3000 людей в веру Христову, произнеся пламенную речь, исполненную любовью ко Господу. Через несколько дней по воле Божией Петр смог исцелить человека от хромоты. Весть об этом чуде разнеслась среди иудеев, после чего еще 5000 человек стали христианами. Сила, которой Господь наделил Петра, исходила даже от его тени, которая, осеняя лежащих на улице безнадежных больных, исцеляла.

«Нас же всех соедини друг ко другу»

Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать

Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых

Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.

Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.

А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.

Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.

Побег из темницы

Во время правления Ирода Агриппы святой Петр был пойман гонителями христиан и заточен в тюрьму вместе с апостолом Иаковом, которого впоследствии убили. Верующие во Христа непрестанно молились за жизнь Петра. Господь услышал глас народа, и Ангел явился в темницу к Петру. Тяжелые кандалы спали с апостола, и он незаметно для всех смог покинуть тюрьму.

Каждый из учеников избрал свой путь. Петр проповедовал в Антиохии и на Средиземном побережье, творил чудеса и обращал людей в веру христианскую, а затем ушел в Египет, где также рассказывал о пришествии Иисуса Христа.

Что происходило на Тайной Вечере?

Mногие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете.

Вопросы об Иисусе и о Церкви09.05.2018

Те несколькочасов, которые предшествовали Страстям и крестной смерти Иисуса, запечатлелись в памяти и сердцах тех, кто был с Ним, с необыкновенной силой.

По этой причине многие подробности того, что Иисус делал и говорил на ТайнойВечере, зафиксированы в Новом Завете. Данный эпизод жизни Спасителя вообще принадлежит к числу тех, о которых сообщается наиболее детально (по мнению Иоахима Иеремиаса). В этом случае, вместе с Иисусом были только Двенадцать Апостолов (Мф 26,20; Мк 14,17.20; Лк 22,14). Ни Пресвятой Девы Марии, Его Матери, ни кого-либо из других святых женщин с ними не было.

В том варианте рассказа о Тайной Вечере, который изложен в «Евангелии отИоанна», говорится, что Иисус тогда совершил такое деяние, полное скрытого смысла, который Он объяснил после завершения этого дела, как омовение ног Его учеников. Таким путем Иисус подал Своим последователям пример смиренного служения друг другу (Ин 13,1-20). Затем следует один из наиболее драматичных моментов данного эпизода: Иисус объявляет, что один из присутствующих собирается предать Его. Ученики в недоумении смотрят друг на друга, ошеломленные этими словами. Иисус же сдержанно указывает на Иуду, как на предателя (Мф 26,20-25; Мк 14,17-21; Лк 22,14 и Ин 13,21-22).

Если говорить об этом ужине как таковом, наиболее удивительным явлением во время него было установление Таинства Святой Евхаристии. В Новом Завете существует четыре варианта рассказа о данном событии. Так, об этом сообщается в трех синоптических Евангелиях (Мф 26,26-29; Мк 14,22-25; Лк 22,14-20) и в одном из Посланий св. Апостола Павла (1 Кор 11,23-26). Все эти повествования очень схожи между собой. Они весьма лаконичны: в каждом из них содержится всего по несколько стихов. Таким образом, были зафиксированы действия и слова Иисуса, сказанные Его ученикам, давшие начало данному Святому Таинству, и ставшие центральным элементом нового ритуала. Вот что рассказывает об этом св. евангелист Лука: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22,19).

В данных словах раскрывается огромное различие между тем, что произошло во время конкретно этой Трапезы, на которой присутствовал Иисус и Его Апостолы, по сравнению с обычным ужином. Ведь во время Тайной Вечери Иисус раздавал ученикам совсем не хлеб. Под видом хлеба было сокрыто нечто совершенно другое: «Сие есть Тело Мое». И Иисус дал присутствовавшим там Апостолам власть, необходимую для повторения того, что Он только чтосделал: «Сие творите в Мое воспоминание».

В конце Тайной Вечери произошло еще одно особое событие, уместное именно тогда. Святой евангелист Лука сообщает, что Иисус взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22,20).

Апостолам стало понятно, что ранее во время этой необычной Трапезы они стали свидетелями того, что им было дано в пищу Тело Иисуса под видом хлеба. Теперь же, подобно этому, им была предложена в питие Кровь Иисуса в чаше под видом вина. Вследствие данных событий в христианской традиции стало принято считать, что окормление учеников ИисусаЕго Телом и Кровью, которое надлежало в будущем совершать в память о Нем, было действительным знаком той Жертвы, которая должна была достигнуть своего апогея на Кресте несколькими часами позже.

И в дальнейшем, каждая Святая Месса стала воспоминанием и бескровным осуществлением в настоящий момент страданий, крестной смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме того, в конце Тайной Вечери Иисус продолжал говорить с таким волнением, что эти слова, также, глубоко проникли в сердца Его Апостолов. «Евангелие от Иоанна» воспроизводит эту длительную и волнующую беседу. Именно в этот моментИисус произносит новую заповедь, выполнение которой станет отличительной особенностью христианина: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13,34-35).

Советуем изучить Икона Невеста Неневестная

Смерть ученика

Апостол Петр заведомо по воле Божией знал, когда придет его кончина. В то время он смог обратить в христианскую веру 2 жен римского императора Нерона, чем вызвал небывалый гнев правителя. Христиане, которых гнали и истребляли в тот период, уговорили апостола покинуть город во избежание гибели. Выходя из ворот, Петр встретил на своем пути самого Христа. Удивленный апостол спросил у сына Божьего, куда Он направляется, и услышал ответ: «Чтобы вновь быть распятым». В тот момент Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру и войти в Царство Небесное. Он смиренно вернулся в город и был схвачен язычниками. Смерть апостола Петра была мучительной – он был распят на кресте. Единственное, что ему удалось – это уговорить палачей казнить его вниз головой. Симон считал, что не достоин умереть той же смертью, что и сам Мессия. Именно поэтому перевернутое распятие – это крест апостола Петра.

История вопроса

Фото: Flickr.com

Карты были известны человечеству издавна, их точное происхождение так и не установлено. Считается, что изобрели игральные колоды китайцы или египтяне. В Европе они появились в XIV веке. На Руси они возникли во времена Ивана Грозного.

Поначалу власти не придавали увлечению карточными играми особого значения, но со временем начали искоренять карточные забавы, усмотрев в них происки нечистой силы. В Уложении 1649 года с карточными игроками предписано делать то же, что и с ворами – пороть, отрубать руки и пальцы.

Отношение к картам стало более терпимым после прихода к власти Петра I. Страсть к азартным играм начали проявлять многие представители высшего сословия. Уже никто не задумывался о том, кто такой туз, что символизируют различные карточные масти.

Распятие апостола

Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно перевернутый крест как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи «нищим духом», апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.

Символика игральных карт

Фото: Flickr.com

Суть стандартной колоды карт напоминает классическое иерархическое распределение ролей в обществе во главе с королем. Однако в картах на самой вершине находится не монарх, а как раз Daus. Таким образом, карты становятся не обычной забавой, а моделью превосходства над миром Дьявола, руководящего своими подданными, пусть даже некоторые из них и невольные, ведь он стоит даже выше короля. В этом состоит истинная суть карт, шутить с которыми просто опасно.

В православии существует строжайший церковный запрет даже на прикосновение к картам, которые прямо называются сатанинскими.

Петрово говение

В честь Петра православной церковью был установлен период поста, начинающийся через неделю после Троицы и заканчивающийся 12 июля — в день Петра и Павла. Пост провозглашает «твердость» апостола Петра (его имя в переводе значит «камень») и благоразумие апостола Павла. Петров пост является менее строгим, нежели Великий — в пищу можно употреблять как растительную пищу и масло, так и рыбу (за исключением среды и пятницы).

Петр, ученик Христов, есть великий пример многим заблудшим, но желающим покаяния душам. Для тех, кто исправляет свою грешную жизнь, апостол Петр обязательно откроет врата Эдема теми ключами, которыми ему заповедовал владеть Господь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]