В Новом Завете первая книга – Евангелие от Матфея. Оно же считается первым среди четырех Евангелий, являющихся каноническими. Некоторые исследователи ставят его на второе место после писания от Марка. Однако то, что оно написано прежде аналогичных трудов Луки и Иоанна, сомнений не вызывает. Время написания достоверно не установлено, традиционно книга датируется 41-55 гг. С XVIII века большая часть теологов придерживается периода между 70-80 гг. О содержании, композиции, толковании Евангелия от Матфея будет рассказано в статье.
Суть и композиция
Основной темой Евангелия от Матфея является рассказ об Иисусе Христе, Сыне Боговом, его жизни и проповедях. Особенность книги заключается в том, что она предназначена для еврейской аудитории. В ней имеется множество ссылок на пророчества Ветхого завета о Мессии и стремление показать, что эти пророчества исполнились в Иисусе Христе.
Начало книги – указание на родословную Иисуса, идущую по восходящей линии, начиная от Авраама и заканчивая Иосифом Обручником, названным мужем Девы Марии. В главах с пятой по седьмую дается наиболее полное содержание Нагорной проповеди, включающей в себя квинтэссенцию всего учения христиан, в числе которого находятся заповеди блаженства и молитва «Отче наш».
Речи и дела Спасителя даны в трех частях, которые соответствуют трем ипостасям служения Мессии в качестве:
- Пророка и Законодателя.
- Царя, поставленного над видимым и невидимым мирами.
- Первосвященника, который приносит себя в жертву во искупление грехов всех людей.
Взятие Иисуса в Гефсиманском саду
Прошло немного времени и люди на Голгофе плевали Ему в лицо.
(Ин 18:5,6) В саду Фарисеи приказали связать Его, и мы знаем, что никто не мог связать Иисуса без Его согласия.
Они сказали: мы ищем Иисуса из Назарета.
Он сказал им: Я Есмь
Я Есмь — это Имя Бога, произнесенное в горящем кусте Моисею. И они отступили назад и упали на землю, их пригвоздило к земле. Иисус позволил им встать, оправиться и арестовать Его. Он отдал Себя добровольно в их руки, Он не был схвачен. Он отдал Себя Сам, за нас.
И вот эта ужасная сцена, на которую взирали небеса. Люди плевали Ему в лицо и били Его.
Отличие в притчах
Евангелие от Матфея отличается от других тем, что только в нем говорится об исцелении бесноватого немого, двух слепцов и об эпизоде с монетой, находившейся во рту у рыбы.
Только здесь приводятся притчи о:
- плевелах;
- драгоценной жемчужине;
- жестоком заимодавце;
- работниках на винограднике;
- сокровище в поле;
- двух сыновьях;
- брачном пире;
- десяти девах;
- талантах.
Кто автор?
Согласно древнему церковному преданию, автором одного из четырех Евангелий является апостол Матфей, бывший сборщиком податей и последовавший за Иисусом. Евсевий Кесарийский, живший в IV веке церковный историк, в своих пояснениях к Евангелию от Матфея писал, что сначала тот проповедовал евреям, а затем и представителям других народов, вручив им свое писание на еврейском языке. Впоследствии оно было переведено на другие языки.
Один из учителей церкви IV-V веков, святой Иероним Стридонский, утверждал, что он видел подлинник Евангелия от Матфея, написанный на древнееврейском. Он находился в Кесарийской библиотеке, которую собрал мученик Памфил.
В тексте Евангелия нет каких-либо ссылок на личность автора. Поэтому многие исследователи современности думают, что Евангелие от Матфея написал не очевидец, а значит, не апостол Матфей, а другой автор, который неизвестен. Сегодня существует гипотеза о двух источниках. Первый – это Евангелие от Марка, а второй – так называемый источник Q.
Это предполагаемый сборник изречений Христа. Их, наряду с Евангелием от Марка, авторы, написавшие Евангелия от Луки и от Матфея, взяли за источник. Гипотеза о его существовании была выдвинута в XIX веке. Как полагают ученые, автор, скорее всего, был евреем, исповедовавшим христианскую веру, и писал свои труды для других евреев-христиан.
Все четыре Евангелия (слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть») повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в главном и основном. Традиционным символом для четырех Евангелий является колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1: 1-28) и которая состояла из четырех существ – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает св. Матфея с человеком или ангелом, св. Марка – со львом, св. Луку – с тельцом, св. Иоанна – с орлом. Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа. Символ св. Марка – лев, царственное животное, символ мощи и силы, ибо св. Марк выводит в особенности царственное всемогущество Господа, дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. В его Евангелии Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Символ св. Луки – телец (телец как жертвенное животное в Ветхом Завете). Св. Лука говорит по преимуществу о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира. Св. Иоанн Православная Церковь сравнивает с орлом, так как св. Иоанн особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу. Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения. В связи с этим первые три Евангелия принято называть «синоптическими», от греческого слова «синопсис», что значит «изложение в одном общем образе». Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, которое легко может быть расположено в соответствующих параллельных таблицах, в каждом из них есть, однако, и свои особенности. Так, если все содержание отдельных Евангелий определить в 100%, то у Матфея оказывается 58% сходного с другими содержания и 42% отличного от других; у Марка – 93% сходного и 7% отличного; у Луки – 41% сходного и 59% отличного, у Иоанна – 8% сходного и целых 92% отличного. Сходства замечаются, главным образом, в передаче изречений Христа Спасителя, разности же – в повествовательной части. Когда Матфей и Лука в своих Евангелиях буквально сходны между собой, с ними всегда согласуется и Марк; сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем; когда у Марка имеются дополнительные черты, они обычно бывают и у Луки, чего нельзя сказать о чертах, встречающихся только у Матфея; и, наконец, в тех случаях, где ничего не сообщает Марк, евангелист Лука часто отличается от Матфея. Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн – в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, св. Иоанн ведет рассуждение о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышеннейших предметах веры. Основная разница между синоптиками и св. Иоанном – в передаваемых ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию, популярны; у Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям – людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна была особая цель – возможно полнее и глубже раскрыть учение о Иисусе Христе как о Сыне Божием, а это тема, конечно, более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию каждого притчи синоптиков. Кроме того, Евангелие от Иоанна было написано гораздо позже остальных трех Евангелий, в конце первого века, около 96 года после Рождества Христова, тогда как Иерусалимский Храм был разрушен римлянами в 70 году. Для лучшего понимания Евангелия познакомимся ближе с личностью и жизнью каждого из четырех евангелистов, и с теми обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.
1. Евангелие от Матфея. Матфей был одним из 12 Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению он был мытарем, то есть сборщиком налогов и за это был нелюбим своими соотечественниками-евреями, поскольку мытари собирали налоги для римлян – иноверных поработителей еврейского народа. Тронутый до глубины души милостью Господа, призвавшего его сразу же после совершенного Спасителем чуда исцеления расслабленного (Мф. 9:9), несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа – книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать лишь внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. По этой же причине евангелист особенно близко принял к сердцу дело спасения своего родного еврейского народа, а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев. Матфей ставит своей целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки. Поэтому Матфей начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия видно также из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не объясняет их смысла и значения, как это делают другие евангелисты. Написав свое Евангелие для соотечественников-евреев (как полагают, в 8-м году по вознесении Господнем), св. Матфей долгое время и проповедывал для них в Палестине, но потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии в 60-м году после Рождества Христова.
2. Евангелие от Марка. Второе Евангелие написано св. Марком, который носил еще имя Иоанна, был по происхождению иудеем, но не состоял в числе 12 апостолов Господа, поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Спасителя, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. апостола Павла в Пергию (город, расположенный на южном побережье Малой Азии). По преданию, св. апостол Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви. В Александрии апостол Марк крестил многих жителей этого города, что возбудило против него ненависть язычников, и они решили убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол совершил хиротонию епископа и рукоположил трех пресвитеров. Язычники напали на святого Марка, когда он совершал богослужение. Его избили и бросили в темницу. На следующий день толпа повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки, Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело апостола. Но когда разожгли костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и прогребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. апостола Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само содержание второго Евангелия ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. Язычники, в отличие от иудеев, не были знакомы с Ветхим Заветом, поэтому св. Марк, в отличие от евангелиста Матфея, очень мало говорит об отношении учения Спасителя к Ветхому Завету и совсем редко приводит ссылки на ветхозаветные священные книги. Даже нагорная проповедь, объясняющая превосходство новозаветного канона перед ветхозаветным, опускается. Св. Марк, говоря о каком-либо городе, часто поясняет, где этот город находится. Отсюда можно сделать вывод, что апостол писал свое Евангелие для людей, не знакомых с географией Иудеи, Галилеи и прилегающих к ним территорий, т. е. не для иудеев. Вместе с тем мы встречаем в данном Евангелии латинские слова, как например «speculator» («оруженосец», 6:27), «centurio» («сотник»,15:44-45). В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от Матфея, но отличается по сравнению с ним большей краткостью, сжатостью.
3. Евангелие от Луки. Кто был по своему происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Принято считать, что св. Лука был по своему происхождению язычником, возможно принявшим иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. По преданию, он написал первые иконы Божьей Матери. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70 ученикам, со всей подробностью изложенные (Лк. 10-1:16), делают заключение, что он принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Из книги Деяний апостольских видно, что начиная со второго путешествия св. апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после смерти ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. Лука написал свое Евангелие в 62-63 годах в Риме по просьбе некоего знатного мужа Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу деяний Апостольских. При этом он пользовался повествованиями очевидцев и некоторыми уже тогда существовавшими письменными записями о жизни и учении Господа. Это записи и повествования были повергнуты самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью. Феофил, для которого было написано Евангелие, не был жителем Палестины и не бывал в Иерусалиме, поэтому Лука делает много географических пояснений. Основная мысль Евангелия от Луки – что Мессия-Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. Поэтому св. Лука доводит родословие Иисуса Христа до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога.
4. Евангелие от Иоанна. Четвертое Евангелие написано возлюбленным учеником Христовым св. Иоанном Богословом. Св. Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей был человеком, по-видимому, состоятельным, ибо имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященников. Мать его Соломия была дочерью Иосифа-обручника, служила Господу и была одной из жен- мироносиц. Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, он тотчас вместе с Андреем последовал за Христом. Постоянным учеником Господа он сделался после чудесной ловли рыб на Геннисаретском озере, когда Господь сам призвал его вместе с братом Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Господь, будучи на кресте, поручил Иоанну Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се, матерь твоя» (19:27). После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. апостолом Петром. Со времени разрушения Иерусалима (70-й год после Р. Х.) местом жизни и деятельности св. Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. Царем Траяном за свою проповедь св. Иоанн был сослан в заключение на остров Патмос. Находясь там, он и написал свое Евангелие. По смерти Траяна блаженный Иоанн возвратился с острова, поселился в Эфесе и дожил до 120-ти лет, где и скончался своей смертью, по преданию, весьма загадочной (Иоанн 21:23: «И пронеслось слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»). Четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже молоазийских епископов. Целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование первых трех евангелистов. В то время как первые три евангелиста часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, Иоанново Евангелие сильно отличается от них своим содержанием, заключая в себе повествования о событиях и приводя речи Господа, о которых часто нет никакого упоминания в первых трех Евангелиях. Евангелие от Иоанна в древности именовалось «Евангелием духовным», так как оно начинается учением о Божестве Спасителя, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и в трех соборных посланиях христианского учения о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему – вот почему св. Иоанна еще называют «апостолом любви».
- 3.4.1.1. указать в Новом Завете места, говорящие о предсказании пришествия Спасителя; 3.4.1.2. рассказать о земной жизни Спасителя и о двунадесятых праздниках, страстях Господних и Святом Воскресении; 3.4.1.3. рассказать о призвании апостолов и знать их имена, или знать источники где их можно найти; 3.4.1.4. рассказать о чудесах в Канне Галилейской, воскрешении Лазаря; насыщении хлебами и изгнании бесов; 3.4.1.5. рассказать о двух притчах (на выбор): о сеятеле, о богатом и Лазаре, о блудном сыне, о мытаре и фарисее. 3.4.2. Иметь общее представление о Деяниях апостолов
Толкование Евангелия от Матфея
Еврейский народ, которому первоначально предназначалось Евангелие, имел довольно определенное представление о Мессии. Целью Евангелия было убеждение читателей в том, что основные события, случившиеся в жизни Христа, были свидетельством мессианского пророчества. Это есть христологическая направленность книги.
Христологией называется раздел богословия в христианстве, включающий в себя учение об Иисусе Христе, освещающий вопросы:
- Воплощения 2-го Лица Святой Троицы – Бога-Сына.
- Сочетания в Иисусе одновременно двух природ, которыми являются и божественная, и человеческая.
- Связанные с жизнью Богочеловека.
После того как в день Пятидесятницы произошло сошествие Духа Святого, ученики Христа стали проповедовать не только о Боге-Отце, Святом Духе и Сыне Божием среди языческого населения, но и об Иисусе среди иудеев. Тем самым ими было положено начало христологии не только как практики, но и как одной из образовательных церковных дисциплин. Вскоре об Иисусе Назарянине появилось большое количество текстов, в том числе и Евангелие от Матфея.
Преображение
(Мф 17:1-2) По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег.
Преображение — метаморфоза.
Метаморфоза — то же слово используется, когда гусеница превращается в бабочку.
Когда вы созерцаете Иисуса в Его славе, вы преображаетесь.
(2Кор 3:14) Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Чем больше вы взираете на Него, тем больше преображаетесь от славы в славу в тот же образ.
А кто это делает? Вы своими усилиями?
Дух Господень.
Когда вы смотрите на Иисуса, на Его прекрасное, сияющее лицо, тогда все ваши земные черты тускнеют.
(Евр 12:2) взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…
Взирать — отвернуться от всего, что отвлекает, сосредоточиться на Нем и просто прославлять Иисуса Христа.
Когда вы смотрите на знаменитостей, вы остаетесь прежним. Когда вы смотрите на Иисуса, вы изменяетесь, вы преображаетесь, Его сила в этом.
Продолжение толкования
Помимо христологической темы, в богословское содержание книги включен также ряд учений, в которых описываются:
- Царствие Небесное и Церковь – в притчах сказано о необходимости быть готовыми к вхождению в Царство.
- Достоинство служителей Царства в мире.
- Признаки Царства и его возрастание в душах людей.
- Раскрытие Царства во время Второго Пришествия Христа, а также в каждодневной духовной жизни Церкви.
В Евангелии от Матфея ярко выражена мысль о том, что Царствие Небесное и Церковь имеют между собой теснейшую связь в христианском духовном опыте. Церковь представляет собой воплощение Царствия Небесного в мире, а Царствие Небесное – это Церковь в ее космическом воплощении.
Язык книги
Если согласиться со свидетельствами отцов Церкви о том, что Евангелие от Матфея изложено на древнееврейском, то это единственная книга в Новом Завете, оригинал которой составлен не на греческом языке. Хотя по факту еврейский (арамейский) оригинал не сохранился, и в канон включили перевод Евангелия на древнегреческий.
Особенности книги указывают на то, что автор был Евреем из Палестины, так как в ней присутствует большое число оборотов, присущих еврейскому языку. Кроме этого, автором предполагается, что читатели знакомы с местностью и обычаями евреев.
На русском языке Евангелие от Матфея, в числе других, входящих в Библию книг, было впервые издано в начале XIX века. Также существуют переводы, сделанные в XX и в XXI веке.