- Краткие содержания
- Разные авторы
- Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого
Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге. Его отец проводил время в церкви и во всем помогал священнику. А вот о матери его практически ничего не рассказывается.
С детства родители практически каждый день разучивали с ним новую молитву и постоянно заставляли его креститься. Кроме этого они воспитывали своего сына таким образом, чтобы всегда и во всем их не только слушался, но и всегда и во всем им помогал. Немного попозже его отдали в церковь, где начали обучать. Парень прекрасно все схватывал и делал превосходные успехи. А вот когда оставалось время для того чтобы не только расслабиться, но и отдохнуть парень читал священное писание. А уже через год начал читать молитвы всем кто приходит в церковь.
Наверное, в те времена Великий Устюг был практически самым богатым городом. А вокруг города располагался густой и очень большой лес, в котором также жили западные пермяки и зыряне. Зыряне старались самостоятельно прокормить своих жителей, именно поэтому практически каждое утро они выходили на охоту и без добычи не возвращались. Немного попозже они стали поставлять и менять товар, который распространялся в разные страны и города по всему миру. Когда Стефан начал общаться с ними, то постепенно стал не только понимать их язык, но и разговаривать на нем. Вот тогда он и решил, что отдаст себя всецело церкви и родители такому выбору были очень рады.
В церкви он изучал греческий, а также и другие языки, а также писал книги, которые рассказывали про любовь к богу.
Постепенно у зырян появился не только алфавит, но и они научились писать и даже читать. В алфавите всего было двадцать четыре буквы. А немного попозже Стефан отправился в Москву, чтобы его кандидатуру рассматривали на высшем уровне.
Теперь ему нужно было отыскать себе нескольких учеников, вместе с которыми он отправиться в дальнее путешествие по всему миру. Заезжая в каждый город он рассказывал, что вера в бога всего лишь одна. Также он многих жителей крестил, а также крестил и все что связано с ними.
Дальше ему нужно было отправляться в город Усть-Гам. Вот только жители города встретили его совсем не так как он ожидал. Но ему удалось переубедить их и успокоить.
Еще одной его заслугой стало и то, что с его помощью было построено огромное количество монастырей и храмов. Храмы и монастыри были построены в тех местах, где раньше находились священные идолы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
- Вадим Новгородский — краткое содержание трагедии Княжнина
Однажды некогда свободный город под названием Новгород попадает под власть некоего тирана по имени Рурик. Вадим, вернувшись в город с похода, входит в курс дела. Он был в полном недоумении - Смерть Ивана Ильича — краткое содержание повести Толстого
В перерывах между заседаниями Судебной палаты, её члены узнают о смерти от неизлечимой болезни своего коллеги, Ивана Ильича Головина. Все любили Ивана Ильича, но сейчас его товарищей волнует - Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков
«Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности - Шиповник — краткое содержание рассказа Паустовского
Действие в произведении «Шиповник» К.Г.Паустовского начинается с того, что Маша Климова – главная героиня, плыла на пароходе из Ленинграда. В этом городе она окончила лесной институт.
Житие свт. Стефана Пермского
Краткое житие святителя Стефана, епископа Великопермского
Празднование – 26 апреля/9 мая.
Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 – 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: “Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову”. Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, “огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью”. Особо благоговели зыряне перед так называемой “прокудливой березой”. Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: “Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне”. На месте “прокудливой березы” святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. “У вас, христиан, – говорил Пама, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам”. Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; Всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. “Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой”. Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. “Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?” “Обманщика предать смерти, – ответил народ, – если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей”. “Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я”. Пама был выгнан.
В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.
Умилительно “заочное свидание” святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: “Мир тебе, духовный брате!”. Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!”
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре “Спаса за стеною” (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.
Источник: “Церковь.ру” (Православная библиотека)
Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского
глас 4
Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского
глас 8
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.
Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому.
О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.
Акафист Святителю Стефану Пермскому
Исторические послания преподобного
Не все теологи согласны с авторством Епифания в отношении таких посланий, как учение о стригольниках, житие царя Дмитрия, но все однозначно уверены, что перу знаменитого монаха принадлежат:
- Послание другу Кириллу;
- Житие святителя Стефана, епископа Пермского;
- Житие святого Сергия Радонежского;
- Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим.
Труды преподобного Епифания
Свое первое послание агиограф посвятил другу и наставнику Стефану Пермскому. Житие Святителя Стефана дает представление не только о преподобном Стефане, атмосфере и нравах того времени, но и о самом авторе послания.
Стефану Пермскому написан тропарь и кондак
Стефану написан тропарь и кондак, который поются во время богослужения в храме.
Тропарь святителю Стефану Пермскому, глас 4-й:
Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси, и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв евангельски духовне породил еси. Тем же преславную твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша.
Кондак святителю Стефану Пермскому, глас 6-й:
Самозванен не ищущым тебе святителю обрелся еси, люди от идольския лести свободив, ко христове вере привел еси, и волхва пансотника посрамил еси: темже и первый епископ и учитель Перми был еси. Сего ради духовная твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся Стефане, учителю премудрый.
Стефан Пермский поставил себе келью недалеко от места поклонения язычников
Зыряне часто собирались у березы и приносили ей жертву. Архимандрит Стефан поставил себе келью недалеко от березы и использовал собрания суеверных язычников у этого дерева, для того чтобы научить их святой истине. После этого Стефан срубил и сжег их так сильно почитаемое дерево, для того чтобы искоренить в них эти суеверия.
За этот поступок зыряне хотели убить его. Но святой обратился к ним с проповедью:
Стефан Пермский
епископ
«…Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне…».
На месте этой березы Святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила.
Тогда и было положено начало христианизации в этих землях. Зыряне приняли крещение и стали истреблять и рубить то, чему когда-то поклонялись. Они рубили все и приносили это Стефану. Стефан же велел все предавать огню.
На месте удаления березы, где поклонялись язычники, Святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила
В 1390 году произошла встреча Стефана Пермского и Сергия Радонежского
Однажды в 1390 году во время путешествия в Москву, произошла встреча Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Стефан очень сильно любил преподобного Сергия и очень хотел повидаться с ним.
Встреча Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Роспись церкви Сергия Радонежского
Также кроме строительства церквей, Стефан основал несколько монастырей. В 1395 году святитель отправился в Москву по делам паствы и там скончался. Тело его было положено в монастыре в Московском кремле.
Святителю Стефану Пермскому написаны молитвы для вразумления язычников
Святителю Стефану Пермскому написаны молитвы для вразумления язычников и иноверцев.
Молитва первая святителю Стефану Пермскому для вразумления язычников, иноверцев и сектантов:
О Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских во идолопоклонстве живущих людей, ко истинному Евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в небесный Сион наставниче и руководителю,
образ благонравия всем благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый!
К тебе во умилении души и сокрушении сердца моего, аз окаянный и грешный (имярек) благонадежно притекаю и пред чудотворным твоим гробом, в немже святыя мощи твоя почивают, вопию, прося смиренно помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства,
да твоими богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением;
и, яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти,
и да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.
Молитва вторая святителю Стефану Пермскому:
О равноапостольный святителю Христов Стефане! К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея и к Богу ходатайства, да твоими молитвами испросиши нам, рабам Божиим (имена), от Него милость:
оставление многих наших согрешений, душам и телесем здравие со спасением; да благоволит же Господь твоими молитвами безбедно в мире сем ходити нам до скончания жития нашего, во время же разлучения нашего от жизни сея дух наш ангелы Своими в покаянии и мире милостивно да приимет,
яко да от мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе прошедше невозбранно, к Нему непостыдно предстанем и поклонимся, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобимся, со всеми святыми, во веки веков.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Почитание и наследие
Тело святителя Стефана было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в -XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале века Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать. Акафист святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в первой половине века [6]. Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось деталями из других преданий о нем — так, в первом житии Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития, о чудесах святителя и о случае с «прокудливой березой».
В 2021 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [7].