Смысл веры в Аллаhа заключается в нашей полной убежденности в том, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного Бога – Аллаhа. Знания об Аллаhе являются самыми важными из обязательных знаний для каждого человека, поскольку, как сказал величайший исламский ученый имам Аль-Газалий, «поклонение не будет принято Аллаhом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного, достойного поклонения Бога».
Наши знания о Всевышнем ограничиваются знанием некоторых из Его Вечных Сыфатов (Атрибутов), которые Он Сам повелел знать Своим рабам. У Аллаhа совершенные и величественные Сыфаты, в которых нет недостатков и которые достойны только Его. Никто не знает Сущности Аллаhа, кроме Него Самого. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал, что «Господа невозможно охватить разумом» (передал имам Ас-Суютый). Имам Абдуль-Ганий Ан-Набульсий в своей книге «Рашахату-ль-аклям шарх Кифаяти-ль-Гулям фи Аркани-ль-Ислям» написал об Аллаhе следующее: «Наш разум знает Его как Того, Кто превыше всякого недостатка, как Существующего, имеющего Вечные Сыфаты без какого-либо недостатка. Наше знание об Аллаhе ограничено и включает в себя признание Его Существования, и за это мы отвечаем».
Вера в Аллаhа немыслима без веры в то, что Он существует. В Кур‘ане сказано (14:10):
أَفِي اللَّهِ شَكٌّ
– «Разве может быть сомнение в существовании Аллаhа?!», то есть, нет никакого сомнения в Его существовании. То, что Бог существует – очевидная истина, поскольку любой здравомыслящий человек, если задумается, например, над тем, что он не выбирал себе дату и место рождения, родителей, свой пол и внешний облик, неминуемо придет к выводу, что есть Тот, Кто дал ему все это – Всемогущий Создатель.
Аллаh – Единственный Бог, нет другого божества, кроме Него, и у Него нет никакого соучастника. В Кур‘ане сказано (2:163):
История Мухаммада
Мухаммад, с точки зрения его личной истории — дитя времени. В молодости он был бедным и неграмотным погонщиком караванов. Кроме того, юноша страдал «болезнью пророков» — был подвержен припадкам, напоминающим эпилептические. Однако в возрасте 25 лет молодой человек приглянулся богатой сорокалетней вдове Хадидже. Став её мужем, Мухаммад обрёл богатство. Это типичный пример реализации «случая». Впрочем , Хадиджа и Мухаммад, похоже, были счастливы.
Но если бы другой, ни о чём не беспокоясь, прожил, сколько ему отпущено, богатым купцом, то Мухаммад, получив возможность не заботиться о ежедневном пропитании, смог подняться до уровня великолепного администратора, объединившего разрозненные племена арабов и, главное, создателя новой религии, которая вскоре станет мировой.
Потенциал новой веры был настолько колоссален, что всего через сто лет после первой проповеди пророка ислам распространился по огромной территории новой империи. И если справедливо то, что мусульманская религия была принесена в другие страны на остриях сабель арабских завоевателей, то само сплочение кочевников, превратившееся в таран, уничтоживший Персию и почти уничтоживший Византию — заслуга ислама.
وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا
– «и говорил Аллаh с Моисеем (Мусой)», то есть, сняв барьер со слуха Пророка Мусы, Аллаh даровал ему слышать Свою вечную Речь. Священный Кур‘ан, ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, является выражением вечного Сыфата Аллаhа «Речь», но не самим этим Сыфатом, поскольку ниспосланные на арабском языке слова текста Кур‘ана созданы, а Речь Аллаhа не похожа на речь Его созданий. Об этом имам Абу Ханифа в своей книге «Фикhу-ль-акбар» написал следующее: « Кур‘ан – это Речь Аллаhа, записанная на свитках, сохраненная в сердцах, произносимая нами и ниспосланная нашему Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение. Чтение нами текста Кур‘ана создано, также создан и записанный текст Кур‘ана, однако сам Кур‘ан (в данном случае имеется в виду Атрибут Аллаhа «Речь») не создан».
Аллаh существует Сам по Себе, Он ни от кого и ни от чего не зависит и не нуждается ни в одном из Своих творений, а всё в этом мире нуждается в Нем. В Кур‘ане об этом сказано (3:97):
Глава 3. Ислам
Базовые нормы этико-ритуального характера именуются по числу содержащихся в нем предписаний «пятью столпами ислама»
:
1. Таухид
(араб. tawḥīd от глаг. wāḥada «почитать что-то единственным, неповторимым»)
Исповедание веры в Единого Бога. Подобно тому как первая доктрина ислама предписывает веру в Единого Бога, первый столп ислама указывает на необходимость постоянного, в том числе демонстративного ее исповедания. Именно поэтому с произнесением шахады
связан ключевой момент при обращении человека в ислам. Это происходит в процессе сознательного, добровольного произнесения вероучительной формулы, совершенного после ритуального омовения, как правило, в присутствии свидетелеймусульман. Для мужчин также считается похвальным совершение обрезания175, однако оно далеко не всегда рассматривается как обязательная норма.
Строгое соблюдение единобожия, его декларирование не только словами, но и поступками – главная исламская добродетель.
И напротив, отклонение от монотеизма, в каком бы виде оно ни происходило, составляет основное содержание религиозных преступлений, грехов – ширк
(араб.
širk
– букв. «уравнивание»).
К грехам, представляющим собой ширк
, относятся, в частности, неверие в Бога, поклонение чему-либо кроме Аллаха, лицемерное исполнение религиозных норм, клятва чем-либо иным кроме Аллаха (ср. с иудейской и христианской практикой).
Различают два вида ширка
:
– большой
, совершение которого отсекает человека от единства с исламской общиной, делая его немусульманином. Совершивший большой ширк становится неверным, то есть обреченным на вечную погибель. В правовом отношении такой человек изгой, чья смерть и имущественный урон ненаказуемы. Примеры большого ширка: открытое неверие; глумление над Аллахом, Кораном или пророком; колдовство, требующее отступления от ислама и предания себя в волю шайтанов или джиннов и т. п.
– малый
, не выводящий мусульманина из общины и не лишающий его воздаяния за праведные поступки. К подобным прегрешениям можно отнести духовные сомнения, «фарисейскую» показную набожность, обман мусульманина, вооруженное противостояние мусульман друг другу и т. п.
Джихад как форма таухида
С принципом исламского монотеизма связана особая мусульманская религиозная практика – джихад
(араб.
ǧihād
– букв. «усилие»), полное наименование которой «аль-джихад фи сабилиЛлах» (араб.
al-jihad sabil Allah
– букв. «борьба на пути Аллаха»). По сути,
джихад
– это утверждение единобожия и искоренение всего, что ему противостоит. В зависимости от того, на каком поприще происходит приложение этого «усилия», говорят о «великом», или внутреннем, джихаде либо о «малом», или внешнем, джихаде. Великий джихад подразумевает борьбу человека с собственными греховными наклонностями. Малый же джихад подразумевает вооруженную защиту и распространение ислама в человеческом сообществе.
Если термин «джихад» не содержит дополнительного определения, это означает, что речь идет о священной войне
. Синонимами этого понятия в исламе являются термины
газават
(мн. ч. от араб. ḡ
azwa
– «набег») и
фатх
(от араб.
fata
ḥ
a
– «открывать», «завоевывать»). Именно такое понимание джихада укоренилось в европейском сознании.
2. Намаз
(перс. namāz «молитва»),
или Салят
(араб. ṣalāt «молитва, благословение»)
Намаз – это обязательное ритуальное молитвенное правило каждого мусульманина. Намаз должны выполнять все взрослые мусульмане, за исключением тяжелобольных, беременных женщин и воинов, находящихся в боевых условиях. Однако и тогда необходимо участвовать в намазе хотя бы мысленно. Он всегда совершается на арабском языке независимо от степени владения им молящегося.
Перед началом осуществляется обрядовое малое омовение (вуду)
, состоящее из ополаскивания и отирания водой рук, полоскания рта, омовения лица, головы, ног. Все это сопровождается произнесением вслух особых формул, после чего человек считается ритуально чистым и может приступать к совершению молитвы. При отсутствии воды (например, в условиях пустыни) имитацию омовения можно производить песком или даже пылью – такое омовение имеет особое именование –
таяммум
.
Кроме того, существует великое омовение (гусль)
, состоящее из троекратного полного омовения всех частей тела без исключения. Его необходимо совершать при актах покаяния
(тауба)
, накануне особых дней (постов, праздников), а также в случаях особого осквернения, например, после физиологических выделений, прикосновения к нечистому (вино, свинина, кровь, гной, фекалии и т. п.). С учетом приведенных перечислений вполне очевидно, что ритуальной чистоты никак невозможно достичь при физиологических истечениях любого рода.
Поддержанию ритуальной чистоты призвано способствовать использование особого коврика, на который во время молитвы встает коленями мусульманин. Знаком религиозного почтения и благоговения служит также акт снимания обуви при входе в мечеть или при вступлении на молитвенный коврик.
В суннитской традиции намаз совершается пять раз в сутки в строго установленное время, согласованное с движением небесных светил. В шиитской традиции намаз совершается три раза, поскольку объединяются обеденная и послеобеденная, а также вечерние и послевечерние молитвы.
О времени начала молитвы возвещается специальными возгласами, именуемыми азан176
и возносимыми особыми служителями –
муэдзинами
с
минаретов
(от араб.
manāra
– букв. «маяк») – башен, расположенных рядом со зданиями для молитвенных собраний –
мечетями
.
В мечетях особо торжественно совершаются общие моления в священный для мусульман день – пятницу
, а также в дни праздников (см. ниже). Считается похвальным приходить на молитву в мечеть на каждое из пяточисленных ежедневных молений. Однако на практике это соблюдать далеко не всегда возможно, поэтому полагается допустимым совершение намаза в том месте, где верующего застигло соответствующее время.
При молитве в мечети ее ритуал синхронизируется у всех участников обряда благодаря ритму, задаваемому движениями предстоятеля – имама
(араб.
imām
– букв. «стоящий впереди»). В формальном смысле имам – это не представитель священства/ жречества, которого в исламе просто не существует. В сакраментальном плане все члены общины равны. Имам является именно «предстоятелем», то есть стоящим впереди всех во время молитвы.
Как правило, эту роль выполняет наиболее уважаемый и образованный в вопросах веры мужчина общины ( джамаата
). Впрочем, в больших, так называемых соборных мечетях существуют и «штатные» имамы, обладающие необходимым религиозным образованием и квалификацией. В российском исламе представители исламского духовенства именуются также
муллами
(от араб.
mawlā
– букв. «господин»). В имперской России муллы назначались особым государственным указом и приписывались к конкретной мечети, в связи с чем фактически были приравнены в своем статусе к представителям православного священства.
Имаму принадлежит право учительства, в соответствии с которым он произносит проповедь (хутба)
во время торжественных праздничных, в том числе и пятничных намазов. Для этого используется специальное сооружение в виде кафедры с лесенкой –
минбар
.
Существует строго определенное направление молитвенных действий, соответствующее географическому положению Мекки. Это направление именуется кибла
(араб.
qiblah
– букв. «то, что напротив»)177. В архитектуре мечетей оно обозначается специальной нишей, устроенной в стене храма
(михраб)
. По двум сторонам михраба обычно размещаются надписи, выполненные арабской вязью: «Аллах» и «Мухаммад».
Главное содержание всех действий и слов намаза во всех его вариантах – демонстрация Богу и окружающим покорности перед волей Всевышнего. Алгоритм намаза, существовавший дотоле в рамках бытовой практики, был зафиксирован письменно в VIII веке трудами Мухаммада аш-Шайбани и в основных чертах выглядит следующим образом.
Встав на коврик лицом к Мекке, молящийся, держа руки опущенными вдоль тела:
1) произносит (возможно мысленно) ният
– формулу намерения. В данном случае – совершить намаз;
2) затем поднимает руки ладонями вперед на уровень лица и произносит фразу «Аллаху акбар» («Аллах велик»);
3) взяв правой ладонью левую, прижимает ее к груди и читает отрывок из Корана, чаще всего – первую суру «Фатиху»;
4) делает поясной поклон, упирается ладонями в колени, вновь произносит формулу славословия Аллаха;
5) выпрямляется и произносит фразу: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его»;
6) становится на колени, делает земной поклон, по завершении которого садится на пятки и повторяет «Аллаху Акбар»;
7) вновь совершает земной поклон, воздает хвалу Аллаху и поднимается на ноги, держа опущенные руки одну в другой.
Данная последовательность действий называется ракаатом
.
Каждый из ежесуточных намазов включает в себя несколько ракаатов, повторяемых последовательно. В частности, в суннитской традиции количество ракаатов на ежесуточных молениях различно: на рассветной молитве – два, на полуденной – четыре, на предвечерней – четыре, на закатной – три, на ночной – четыре.
Возможен также облегченный вариант намаза, допустимый для больных, при котором полноценные поклоны заменяются наклонами головы.
Существуют некоторые суточные периоды, когда молитва запрещена: непосредственно на восходе и на закате солнца, а также в момент, когда солнце находится в зените.
В исламе существует практика обращения к Богу на родном языке молящегося, с изложением его нужд, что часто составляет дополнение к нормам намаза.
3. Закят
(с араб. букв. «очищение»)
Милостыня, выплачиваемая мусульманами в виде ежегодного налога с определенных категорий имущества. Цель данных сборов – поддержка малоимущих собратьев по вере.
Исламские богословы, трактующие этот термин, нередко устанавливают связи между первым значением слова – «очищение, чистота» – и уплатой милостыни, толкуя его в том смысле, что после уплаты сборов имущество, с которого оно было выплачено, становится ритуально чистым. С точки зрения происхождения, слово, скорее всего, является заимствованием из иврита, где «закут»
обозначает всякую добродетель вообще.
Имущество, облагаемое данным налогом: – посевные площади; – виноградники и финиковые деревья; – скот;
– золото и серебро; – товары. Размер пошлины: 1/40 стоимости имущества, которая выплачивается по истечении календарного года единовременно. Исключение составляют сельскохозяйственные объекты налогообложения: с них взимается 1/10 урожая сразу после сбора плодов. При этом существует налогооблагаемый минимум.
Собранными средствами заведует особо уполномоченное лицо, как правило, знаток мусульманского закона (шариата) и судья единоверцев – кади
. При этом существуют правила использования денег, поступивших после сбора пошлин: они должны расходоваться в том регионе, где собраны, за исключением тех случаев, когда средства направляются на войну с неверными (см. «Джихад»).
4. Ураза
(тюрк. от персид. Rozah), или
Саум
(араб. ṣawm – «пост»)
Соблюдение поста в течение 30 дней лунного месяца рамадан178.
Поскольку лунные месяцы не равны по продолжительности месяцам григорианского календаря, то ежегодно происходит смещение периода поста на 11–12 дней.
Календарная фиксация поста именно в рамадан связана с представлением о том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран.
Об этом непосредственно говорится в самом его тексте и содержится указание на необходимость пощения:
«Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь».
(Коран 2:185)
Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток179. Об этом прямо сказано в Коране:
«Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи».
(Коран 2:187)
Кроме того, возбраняются вдыхание дыма (например, кальянного или табачного), половая близость, прием лекарств (за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ), вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в темное время суток. Нарушение поста в чем-либо (даже при невозможности его соблюдения) требует компенсации в последующее время:
«А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней, в другое время».
(Коран 2:184)
Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать (с намерением затем его восполнить) кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам.
В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста (например, при глубокой старости или серьезной, прогрессирующей болезни), дается следующее предписание:
«Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка».
(Коран 2:184)
Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности, помощь нуждающимся в пище.
Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения – Ид аль-Фитр
(тюрк.
Ураза-байрам
). Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца – шаввала – и продолжается в зависимости от региона 3–4 дня. В первый день совершается особая общая молитва, затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздается сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей.
5. Хадж
(с араб. букв. «возвращение», «возобновление», «стремление», «намерение»)
Паломничество в Мекку установлено основателем ислама на закате его жизни в качестве нормативного акта180. При этом сами мусульмане признают, что поклонение их святыням имеет доисламские корни и восходит к доисламским временам: «Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян»181.
Совершение хаджа хотя бы раз в жизни предписано всякому мусульманину. Однако в силу экономических, политических, социальных, личных и других причин далеко не каждый способен совершить хадж. Таковые люди освобождаются от обязанности хаджа. Существует практика замены паломника другим человеком. Тот, кто не имеет возможности сам участвовать в поклонении святыням Мекки (например, ввиду слабого здоровья), может послать вместо себя заместителя, ранее уже бывшего у святынь ислама.
Ритуал хаджа осуществляется в двенадцатый месяц (зуль-хиджа) мусульманского календаря. Паломники прибывают в Мекку 7 числа и приступают к особому обряду ритуального очищения, вводящего их в состояние ихрама
(араб.
iḥrām
– «посвящение»; от корня
ḥ-r-m
– «священное», «запретное», «заповедное»; то есть вступление в некое священное пространство, приобщение к святыне). Для этого совершается омовение в специально выделенных для этого местах (микатах), постригаются волосы и ногти, при возможности тело умащивается благовониями. Затем паломники облачаются в особые одежды, состоящие из двух отрезов белой материи, и вслух выражают свое намерение относительно поклонения святыням, после чего и наступает состояние
ихрама
. С этого момента и до окончания ритуала запрещено носить обычную одежду, покрывать чем бы то ни было голову (это не касается женщин), необходимо хранить половое воздержание, избегать употребления благовоний, недопустимо стричь волосы и ногти, охотиться и обламывать ветки с растений.
Далее паломники направляются к Каабе. По представлениям мусульман, она является первым святилищем Единого Бога, построенным еще Адамом и восстановленным впоследствии Ибрахимом (Авраамом), а после Мухаммада ставшим главной святыней ислама.
Ныне Кааба расположена посредине огромного комплекса зданий, именуемых в совокупности Запретная (Заповедная) мечеть. Внешне Кааба представляет собой прямоугольное здание высотой 15 м с соотношением длины внешних стен 10×12. Внутри стоят три колонны, висят светильники, а также хранятся списки Корана, пожертвованные в святилище.
В один из внешних углов здания вмонтирован Черный камень
, вставленный в серебряную оправу. По преданию, это камень был подарен ангелом Адаму после его изгнания из рая как символ верности в поклонении Единому Богу и изначально был светлым (белым), но потом почернел от людских грехов.
Здесь участники действа совершают умру182
– малое паломничество, состоящее из семикратного обхода Каабы, намаза из двух ракаатов, вкушения воды из источника Замзам и восхождения на холм Сафа. Далее творится молитва в сторону Каабы и делаются семь перебежек с холма Сафа на холм Марва и обратно, что знаменует метание Хаджар между этими высотами.
8 зуль-хиджа паломники отправляются в долину Мина и пребывают там всю ночь. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки.
Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь. Утром 10 зуль-хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб (скалу) – символ шайтана.
Следующий акт хаджа – жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила.
После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва.
С этого дня состояние ихрама
прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая
ташрика
(с араб. букв. «сушка, вяление на солнце ломтиков мяса»). Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана.
По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества.
Начиная с 10 числа месяца зуль-хидж и в течение последующих трех дней (когда завершается ритуал хаджа) проходит один из самых главных мусульманских праздников – праздник жертвоприношения
(араб.
Ид аль-адха
; тюрк.
Курбан-байрам
). Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек (до 10). Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека.
Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся.
В Курбан-байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки.
فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
– «Воистину, Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем, а все существующее создано Им и нуждается в Нем».
Таким образом, мы рассказали о 13 Сыфатах Аллаhа, которые много раз упоминаются в Кур‘ане, а также в хадисах, поскольку Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, часто говорил об этом. На этом основании теологи Ислама заключили, что значение этих 13 Сыфатов Аллаhа должен знать каждый, кто достиг совершеннолетия и находится в здравом уме. Еще раз перечислим эти величественные Сыфаты Всевышнего:
- Существование – الوجود (Аль-Вуджуд);
- Единственность – الوحدانيّة (Аль-Вахданийя);
- Вечность без начала – القدم (Аль-Кыдам);
- Бесконечность – البقاء (Аль-Бака’);
- Всемогущество – القدرة (Аль-Кудра);
- Воля – الإرادة (Аль-Ирада);
- Всезнание – العلم (Аль-‘Ильм);
- Всеслышание – السمع (Ас-Сам‘);
- Всевидение – البصر (Аль-Басар);
- Жизнь – الحياة (Аль-Хаят);
- Речь – الكلام (Аль-Кялям);
- Отличие от созданных – المخالفة للحوادث (Аль-мухаляфату лиль-хавадис);
- Существование без нужды в ком-либо или ни в чем-либо – (Кыямуhу бинафси).
В Куране сказано (7:180):
Авраамические религии
Их три:
- христианство;
- ислам;
- иудаизм.
Напомним также о том, что ислам входит в число трёх мировых религий. Иначе говоря, ислам наднационален, хотя в своё время возник в рамках арабского мира.
Мировые религии
Выделяются три основных направления:
- буддизм;
- христианство;
- ислам.
Время возникновения мусульманской религии можно определить достаточно точно. Поскольку это самая молодая религия, сохранились вполне чётко датируемые сведения о её основателе и этапах распространения. Как законченное учение, мусульманская вера возникла в 650–660 гг. н. э.
Правда, есть основания полагать, что отдельные положения будущей мировой религии начали появляться в арабском обществе значительно раньше.
إن للهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً إلاَّ وَاحِدًا مَنْ أحْصَاهَا دَخَلَ الجَنَّةَ
– «У Аллаhа 99 Имен – сто без одного; кто знает Их (в другой передаче сказано «выучит»), тот войдет в Рай». Все без исключения Имена Аллаhа Всевышнего указывают на Его величие, и Они переданы откровением Пророку, мир Ему и благословение. Например, «Аль-Кадир» – Всемогущий, «Аль-‘Алим» – Всезнающий, «Аль-Халик» – Создатель, Который дал бытие всему созданному после небытия, «Аль-Малик» – Тот, Кто имеет абсолютную Власть, «Ар-Разик» – дающий Своим рабам рызк (средства к существованию, детей и т.п., независимо от того, было ли это получено дозволенным религией путем или нет), «Аль-Куддус» – чист от всех недостатков (таких, например, как нужда, местонахождение или направление). «Ас-Салям» – не имеющий ни одного недостатка. «Аль-Мумин» – дающий обещанное Своим рабам. «Аль-Мухаймин» – Видящий и Знающий все, что происходит у Его рабов (слова, действия, убеждения). Все Имена Аллаhа совершенны, ни одно из них не содержит того, что недостойно Бога.
География
Аравию по географическому признаку можно поделить на три части.
Первая — это береговая линия вдоль Красного моря — каменистая местность с огромным количеством подземных источников, возле каждого из которых разбит оазис и, соответственно, созданы предпосылки для возникновения города. Здесь были финиковые пальмы и трава, которой можно было кормить скот, жили люди довольно бедно, но придумали способы, как подработать. Пути караванов из Византии в Индию всегда лежали через каменистую Аравию, и местные нанимались караванщиками, а также создавали караван-сараи, где продавали финики и свежую воду по высоким ценам. Купцам некуда было деваться, и они приобретали товары.
Вторая, самая большая часть Аравии — это пустыня с растущими кустарниками, отделенными друг от друга сухой землей. По сути, эта земля — степь, окруженная с трех сторон морями. Здесь идут дожди, а воздух влажный.
Третья, южная часть полуострова, в древности называлась Счастливой Аравией. Сегодня это территория Йемена, богатая тропической растительностью. Местное население когда-то выращивало здесь мокко — кофе, считавшимся лучшим в мире, затем его завезли в Бразилию. Там он, к сожалению, стал хуже по качеству. Люди, населявшие эту территорию, были счастливы, но всю картину портили соседи — абиссинцы-эфиопы и персы. Они постоянно воевали между собой, тогда как арабы старались сохранять нейтралитет и жить мирно, наблюдая, как те уничтожают друг друга.
Среди христиан, населявших Аравию, были православные и несториане, яковиты и монофизиты, а также савеллиане. При этом все жили мирно, никаких разногласий на почве религии не было. Люди жили и зарабатывали себе на пропитание, им некогда было отвлекаться на что-то еще.
Суннизм
Суннизм — основное направление ислама. Сунниты считают первых трех халифов — Абу-Бекра, Омара и Османа — законными преемниками Магомета и признают многочисленные предания (сунны) о Магомете.
С VIII века в суннизме сложились пять юридических школ, которые определили и религиозные ветви суннизма: 1) Захиритская
школа (основатель ибн Али аль-Асфахани). Школа впоследствии исчезла. 2)
Маликитская
школа (основатель Малик ибн Анас). 3)
Ханбалистская
школа (основатель Ахмад ибн Ханбал), к которой принадлежат ваххабиты и салафиты (Гамаат аль-ихван аль-муслимин и Общество братьев-мусульман). 4)
Ханифитская
школа (основатель Абу-Ханиф). 5)
Шафитская
школа (основатель Аш-Шафия).
Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты
.
В X — XII вв. суннизм сблизился с умеренным суфизмом, который, будучи адаптирован к официальному исламу, существенно расширил рамки суннизма, внеся в него эмоциональные и чувственные компоненты. Численность суннитов на конец XX века — 800 миллионов человек.
Ханбалистская школа
Ваххабизм
Радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Появилось в конце XVIII века. Название получено от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен в Неджде. Основано на идеях салафитов
о возвращении к исходному исламу.
В начале XIX века ваххабиты под руководством Саудидов образовали в Неджде самостоятельное государство, влияние которого распространилось на большую часть Аравийского полуострова. В 1818 году, в результате походов египетских войск, государство ваххабитов было ликвидировано. В течение долгого времени ваххабиты были под властью Рашидидов, вассалов Турции. В 1902 г. эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд. В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали ваххабитское государство (современная Саудовская Аравия). В начале XIX в. ваххабиты получили распространение на Суматре и в 1821 г. инициировали восстание против голландских колонизаторов. С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма.
Ваххабиты проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Ваххабиты отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия [т.е., за абсолютное единобожие], требуют от мусульман ведения аскетического образа жизни. В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место в ваххабизме занимает идея священной войны (джихада) против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама [а вот это зачем? наслаждались бы своей праведностью и будущим раем].
Ваххабиты преимущественно распространены в Саудовской Аравии, других странах Аравийского полуострова, в значительно меньшей степени — в Индии, Индонезии, Средней Азии, Кавказе, Северной Африке.
Пять столпов веры
Когда в мире появился ислам, у каждого мусульманина возникло пять основных обязанностей, так называемый «аркан». Первый столп (символ веры) – «шахада». Второй – «салят» – поклонение, которое надлежит делать пять раз в день. Третья обязанность связана со священным месяцем рамадан — тот период, когда верующий от восхода до заката неукоснительно соблюдает пост и воздержание (не ест, не пьет, не позволяет себе никаких развлечений). Четвертый «столп» – выплата налога («закят»), которым богатые обязаны помогать беднякам. Пятый – обязательный хадж, паломничество в Мекку, которое каждый добропорядочный мусульманин обязан выполнить хотя бы раз в жизни.
Учение
После смерти пророк Мухаммед оставил людям слово Божье — учение, изложенное в Коране. Образцом того, как надо себя вести и кому подражать, являлся он сам, его поступки и поведение, за которыми наблюдали и которые хорошо запомнили его сподвижники, были эталоном жизни настоящего мусульманина. «Предания о словах и действиях» (так называемые хадисы) формируют Сунну — своего рода сборник, на которой, равно как и на Коране основан закон ислама — шариат. Религия ислама очень проста, здесь нет таинств, не предусмотрено монашество. Следуя догматам, мусульманин понимает, во что ему надо верить, а шариат определяет нормы поведения: что можно, что нельзя.
Организация исламского сотрудничества
В 1969 году на конференции глав исламских государств была основана международная «Организация Исламская конференция» (ОИК), целью которой являлась консолидация мусульманских стран в экономической, культурной, социальной и политической сферой. В ОИК, переименованной в 2011 году в ОИС — «Организацию исламского сотрудничества» входит 57 исламских стран:
- Саудовская Аравия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Малайзия
- Турция
- Индонезия
- Иран
- Нигерия
- Алжир
- Кувейт
- Бангладеш
- Ливия
- Казахстан
- Катар
- Египет
- Оман
- Ирак
- Пакистан
- Бахрейн
- Тунис
- Марокко
- Судан
- Кот-д’Ивуар
- Йемен
- Сирия
- Азербайджан
- Габон
- Узбекистан
- Туркменистан
- Бруней
- Иордания
- Камерун
- Чад
- Ливан
- Мозамбик
- Сенегал
- Таджикистан
- Суринам
- Бенин
- Мавритания
- Уганда
- Того
- Кыргызстан
- Албания
- Гвинея
- Гайана
- Афганистан
- Буркина Фасо
- Мали
- Джибути
- Сомали
- Нигер
- Сьерра Леоне
- Гамбия
- Мальдивы
- Гвинея-Бисау
- Коморы
- Палестина
Польза поста в Рамадан,советы и правила соблюдения.
Смысл поста в полном воздержании от всего, что отвлекает верующего от благочестия, в сохранении духовной и телесной чистоты. С заходом солнца запреты снимаются, но нельзя предаваться излишествам. Желательно проводить время в молитвах, совершать богоугодные дела, раздавать милостыню.
Четвертая обязанность—выплата специального налога (закят)в пользу нуждающихся. Закят воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода).
Проповедник
Пророком Мухаммед стал пятнадцать лет спустя. Провозгласил он об этом в Мекке, заявил, что призвание его состоит в том, чтобы исправить все пороки и грехи этого мира. При этом он напоминал людям, что до него миру являлись и другие пророки, начиная с Адама и Ноя, Соломона и Давида и заканчивая Иисусом Христом. По словам Мухаммеда, люди забыли все правильные слова, произнесенными ими. Единственный Бог — Аллах — послал людям его, Мухаммеда, чтобы вразумить всех людей мира, сбившихся с пути истинного.
Новую религию, проповедуемую мужчиной, приняли сначала только шестеро. Прочие жители Мекки отмахивались от новоиспеченного учителя. Благодаря своему дару убеждения и способностям Мухаммед постепенно сплотил вокруг себя десятки единомышленников разных сословий и материального достатка с большой силой воли и отважными характерами. Среди них были храбрый Али, добродушный Усман и справедливый Умар, а также непреклонный и даже жестокий Абу Бакр.
Искренне уверовав в новое учение, они поддерживали своего пророка, который без устали проповедовал. Это вызвало огромное недовольство у населения Мекки, и его попросту решили уничтожить. Мухаммед бежал в город Медину. Здесь все жили по национальному признаку в сформировавшихся общинах: в абиссинской и еврейской, в негритянской и персидской. Мухаммед со своими учениками образовал новую общину — мусульманскую, которая начала проповедовать ислам.
Надо сказать, что община стала весьма популярной в городе, так как, по заверениям ее участников, мусульманин, вступивший в ее ряды, переставал быть рабом и не мог им быть вообще. Любой произносящий «Ля иляха иляЛЛах, Мухаммадун расуляЛЛах» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его») сразу становился свободным. Это был мудрый ход.
В общину потянулись бедуины и негры — те, кто раньше были угнетенными. Они поверили в истинность ислама, стали агитировать других на вступление в общину и принятие новой веры. Их, вновь примкнувших, называли ансарами.
Спустя какое-то время община Мухаммеда приобрела статус самой сильной и многочисленной, стала наводить порядок, расправившись с язычниками, убивая их. Христиане не остались в стороне, их также либо убивали, или обращали в ислам насильственным способом. Уничтожали иудеев. Кто мог — бежал в Сирию.
Воодушевленное войско мусульман отправилось в Мекку, но было разбито. Последователи ислама силой заставили бедуинов принять их веру, силы сторонников Аллаха увеличились, армия захватила аравийский район Гадрамаут — благодатные земли южного побережья, — установив там ислам. Затем снова двинулись к Мекке.
Жители Мекки предложили главнокомандующему не конфликтовать, а решить все мирным путем, признав наряду с Аллахом богов Зухру и Лату, и заключить мир. Но предложение не было принято, так как Аллах един, иных богов нет. Горожане согласились с этой сурой (пророчеством).
Шариат — одинаковы ли законы?
Когда появился ислам как религия, каждый уверовавший мусульманин должен был согласиться на образ жизни, продиктованный законами шариата. Слово «шариат» произошло от арабского «шариа», что в переводе означало «верный путь» и представлял собой перечень правил поведения, определенных авторитетами мусульманства. Письменная форма шариата — книги, как и устная форма в виде проповедей, обязательны к выполнению. Эти законы касаются всех жизненных аспектов — юридических, бытовых и моральных.
Ислам появился в веке, когда людям было необходима свобода и четкое понимание, кто есть Бог. Поскольку эта религия провозглашала каждого своего последователя-мусульманина свободным человеком и реализовывала принцип единобожия, в ее ряды вступили очень многие. Разные народы, разные языки, разный менталитет… Коран и Сунна, на которых зиждется ислам, должны были быть истолкованными, и эти толкования рознились. Мусульмане во все времена, имея один Коран и одну Сунну, могли следовать множеству шариатов, в которых имелось и что-то общее, но были и различия. Таким образом, когда появился ислам, в разных странах шариаты провозглашали не одинаковые правила поведения. К тому же в разное время в одной и той же стране через шариат могли быть провозглашены различные нормы. Все верно — время разное, и законы жизни с течением времени могут меняться.
В качестве примера можно привести Афганистан. При шариате 80-х годов 20 века женщинам можно было не закрывать лица чадрой, а для мужчин не было необходимостью отращивать бороды. Спустя десять лет в 90-х годах шариатом этой же страны женщинам категорически стало воспрещено появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам стало предписываться в обязательном порядке носить бороду. Наличие разных требований в шариатах различных стран приводит к спорам, и людям уже не столь важно, как и откуда появился ислам, здесь уже остро встает вопрос, кто исповедует истинную религию. Отсюда и войны.
Джихад
Настоящий мусульманин имеет еще одно важное обязательство — борьба за веру — «джихад» (в переводе — «усилие», «старание»). Различают четыре его разновидности.
- В шестом веке появился ислам. И проповедники религии всегда пропагандировали джихад меча. Иными словами — вооруженную борьбу с неверными. Это такой процесс, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях против неверных, объявляя им джихад. Например, с 1980 года Иран и Ирак находились в состоянии войны. Обе мусульманские страны с преобладанием шиитов (в Иране их было больше) считали что мусульмане соседней страны — «неверные», взаимный джихад привел к восьмилетней войне.
- Джихад руки. Это дисциплинарные меры относительно преступников и нарушителей нравственных норм. В семье он тоже действует: старшие ее члены могут наказывать младших.
- Джихад языка. Верующий обязан высказывать поощрение окружающим, когда они совершают угодные Аллаху поступки, и наоборот, порицать за нарушение догм шариата.
- Джихад сердца — это борьба каждого с собственными пороками.