«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
В этом данном свыше глобальном поручении первым ученикам и апостолам Христа
дважды звучит призыв обучить. Именно поэтому необходимость раскрытия смысла и содержания духовного пути к спасению стоит перед Церковью с самого начала ее создания и реализуется на разных уровнях доступности. Одной из форм церковной проповеди является катехизис.
Икона Апостольские проповеди
Значение слова
Слово «катехизис» греческого происхождения и обозначает сборник доктринальных положений, помогающих разобраться в основах вероучения. Проще говоря, это краткий учебник о сути христианства
.
Первые примеры подобной литературы появились в ответ на запрос молодой растущей Церкви. Самые известные памятники ранней христианской мысли адресованы желающим принять крещение
и
новоначальным
, древнейший среди них — «Дидахэ» (I в.).
Данные творения содержат квинтэссенцию христианского вероучения, но не называются катехизисами напрямую. Да и по своей свободной форме они весьма отличаются от поздней религиозной литературы дидактического характера.
Интересный факт
Первые книги с надписью на обложке «Катехизис» увидели свет только в начале XVI в. Их авторы были
католиками
и протестантами.
Устоявшаяся со временем классическая форма краткого пособия по основам христианской веры «вопрос – ответ» возникла на Западе в эпоху Реформации. Самые известные из них – Малый и Большой катехизисы Мартина Лютера.
210. Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. «Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть» (1Кор.15:20).
211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».
212. Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1:6. Октоих, глас 5, стихиры 2, 4).
213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия.
214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: «зане (потому что) и Христос единою (однажды) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда» (1Пет.3:18—19).
215. Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по Писанием» взяты из Послания к коринфянам: «предах бо вам исперва, еже и приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял), яко (что) Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста (воскрес) в третий день по Писанием» (1Кор.15:3—4).
216. Словами «по Писанию» обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
217. Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом» (Ис.53:5). О Воскресении Христовом Апостол Петр приводит слова псалма 15: «яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному (и не дашь святому) Твоему видети истления» (Деян.2:27).
218. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен пророком Ионой: «и бе (был) Иона во чреве китове три дни и три нощи» (Ион.2:1).
219. О том, что Иисус Христос воскрес, люди узнали следующим образом.
Воины, которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом, потому что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день Воскресения Своего, явился многим: мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам, находившимся в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных одновременно (1Кор.15:6).
220. Иисус Христос по Воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия (Деян.1:3).
О шестом члене Символа веры
221. Указание на Вознесение Господне в шестом члене Символа заимствовано из следующих изречений Священного Писания: «Сшедый, Той есть и Возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (дабы наполнить все) (Еф.4:10); «такова имамы (имеем) Первосвященника, иже седе одесную Престола величествия на Небесех» (Евр.8:1).
222. Иисус Христос вознесся на Небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небесах.
223. Сказано, что Иисус Христос седит одесную Бога Отца, но Бог Вездесущ. Это нужно понимать духовно, т.е. Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.
О седьмом члене Символа веры
224. Священное Писание так говорит о будущем Пришествии Христовом: «сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде (таким же образом) приидет, имже образом видесте Его, идуща на Небо» (Деян.1:11). Это сказали апостолам Ангелы во время Вознесения Господня.
225. О будущем Суде Его Священное Писание говорит так: «грядет час, в оньже (наступит время, в которое) вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота (жизни), а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин.5:28—29). Это слова Самого Христа Спасителя.
226. Священное Писание так говорит о бесконечном (Вечном) Царстве Его: «Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца» (Лк.1:32—33). Это слова Ангела, обращенные к Богоматери.
227. Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего. Пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас «приидет… в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Мф.25:31).
228. Он будет судить всех людей без исключения.
229. Он будет судить так, что совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. «Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке), и объявит советы (намерения) сердечныя, и тогда похвала будет комуждо (каждому) от Бога» (1Кор.4:5).
230. Он, без сомнения, осудит нас и за худые слова или мысли, если не изгладим их покаянием, верой и исправлением жизни, «Глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы (скажут люди), воздадят о нем слово (ответ) в День Судный» (Мф.12:36).
231. Когда Господь Иисус Христос придет судить — это неизвестно, но надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.
«Не коснит (медлит) Господь (с исполнением) обетования, якоже нецыи коснение мнят (как некоторые считают это промедлением), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господень, яко тать (вор) в нощи» (2Пет.3:9—10).
«Бдите убо, яко не весте (не знаете) дне ни часа, в оньже (в который) Сын Человеческий приидет» (Мф.25:13).
232. В слове Божием открыты некоторые признаки близкого Пришествия Христова, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, увеличение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие Антихриста (Мф.24).
233. Антихрист — это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом (2 Фес. 2:8).
234. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (т.е. праведные, святые) на Небесах.
Первое называют царством природы, второе — царством благодати, а третье Царством Славы.
Первые православные катехизисы, изданные на Руси
В традиции начального религиозного образования на Руси использовались:
- простые буквари;
- сборники молитв
с их истолкованием; - служебники
.
Во всех этих рукописях обязательно присутствовал Символ веры
.
Подробные списки христианских добродетелей
можно было найти в различного рода поучениях, беседах, содержавшихся в специальных книгах, которые называли «оглашенниками». В свою очередь «оглашенными» на Руси называли тех, кто готовился к принятию крещения.
Самым популярным чтением на Руси были жития
святых,
чьи подвиги рисовали перед благодарными читателями или слушателями высокие образцы христианской жизни. Стараясь подражать этим многочисленным достойным примерам, человек на деле учился постижению нравственного
Закона Божьего
.
Полезные материалы
В распоряжении образованного русского духовенства
и монашества имелось и большое количество рукописей с текстами уважаемых греческих авторов. Благодаря внимательному исследованию творений
святых отцов
на нашей земле появлялись такие светильники духовности, как преподобный Сергий Радонежский, который еще в юности имел возможность исследовать драгоценные кладези церковной мысли.
Необходимость появления собственно катехизисов была обусловлена противостоянием нашей Церкви многочисленным попыткам проникновения на территорию Руси вместе с миссионерами
и просто путешественниками католических и протестантских воззрений. Православное богословие срочно нуждалось в активной и серьезной защите, создании четких определений веры в форме кратких учебников.
Содержание первых русских катехизисов было направлено против хлынувших с Запада инославных заблуждений.
- Творение Лаврентия Зизания Тустановского, появившееся в Западной Руси в 1620 г., ставило своей целью победоносную полемику с католичеством, однако само подпало под влияние последнего. В книге Зизания содержался целый трактат, посвящённый чистилищу.
- В 1720 г. увидел свет букварь под названием «Первое учение отроком», составленный архиепископом из Новгорода Феофаном Прокоповичем, который, наравне с вопросами и ответами содержал заповеди ветхозаветного Декалога
. Вооружившись методами протестантской науки в борьбе с католической схоластикой, этот букварь впал в новую крайность.
Интересный факт
Следует отметить очень интересный факт. О необходимости создания катехизиса, понятного простому народу, заявлял сам император Петр I. По его мнению, высказанному в послании к
Синоду
, в этой простой книге должны быть заключены «наставления, что есть прямой путь спасения… а особливо, веру, надежду и любовь (ибо о первой и последней зело мало знают… а о средней и не слыхали), понеже всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…».
Исповедание митрополита Петра Могилы
«Православное исповедания веры кафолической и апостольской Церкви Восточной» — это результат коллективного творчества самого митрополита Петра и его приближенных.
Первое издание состоялось в 1642 г. на латинском языке, вариант на греческом появился через год, а перевод на церковнославянский напечатали в 1685 г.
Даже изрядно подчищенный от влияния схоластики для перевода на разговорный греческий, документ Петра Могилы остается самым «латиномудрствующим» православным текстом XVII века. Будучи переведенным на русский язык в 1837 г., данное произведение с конца XIX в. оспаривалось на адекватность передачи православного вероучения.
Цель катехизиса обозначена в предисловии к нему:
«Книга эта публикуется не только для того, чтобы священники в своих приходах каждый день, в особенности в воскресные и праздничные дни, читали и объясняли его своим прихожанам; но также, чтобы мирские люди, умеющие читать, преподавали одинаковым способом христианское учение, преимущественно, чтобы родители учили по ней своих детей, а владельцы подвластных себе людей, а также, чтобы в школах все учителя заставляли своих учеников учить наизусть по этой книжечке».
«Православное исповедание» имеет символическую трехчастную форму:
- в первой части разбирается Символ веры;
- вторая часть посвящена молитве и заповедям блаженств;
- третья часть завершает исследование основ обращением к доброделанию.
Труд митрополита Платона (Левшина)
Хорошей попыткой исправить ситуацию с духовной безграмотностью была работа будущего митрополита
Платона (Левшина). Она называлась «Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757–1758 гг.».
Митрополит Платон (Левшин)
В этом сборнике доступных бесед описывался процесс подготовки верующего к вхождению в Церковь в течение 9 месяцев, подобно постепенному возрастанию младенца во чреве матери. Катехизис был остроумно привязан к годовому богослужебному кругу и напрочь лишен всякой вредной схоластики.
Впоследствии Левшин создал еще несколько сборников как в помощь священнослужителям, так и для личного пользования наследником престола, молодым Павлом. Именно в работах этого церковного деятеля мы находим первое серьезное обращение к святоотеческой традиции. Его катехизисы были востребованы русским православным обществом вплоть до конца XIX столетия.
Пространный Катехизис митрополита Филарета (Дроздова)
Официальный заказ церковных властей на появление унифицированного учебника по основам веры, который должен в полной мере удовлетворять нуждам образования, возник в результате реформы в начале XIX в. Его выполнение поручили ученику митрополита Платона Филарету.
Святитель Филарет Московский
«Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» Филарета (Дроздова) был издан в 1823 г. Горячее желание продолжить дело своего учителя в святоотеческом ключе нашло противодействие в условиях прокатолических веяний.
Митрополиту Московскому Филарету пришлось корректировать свою работу.
В исправленную версию включили католическое учение о предопределении, цитаты на русском заменили на церковнославянский, добавили главу о Священном Предании
. Вопреки возражениям самого митрополит Филарета на многие правки, он был напечатан в 1839 г.
Реакция образованного общества на эту работу была далеко не однозначной. Одни упрекали его в опасных для Православия высказываниях, другие подчеркивали сложность текста и положений духовного учебника для простых мирян из народа.
Тем не менее, творения Дроздова надолго были взяты за основу духовного религиозного образования в России.
Интересный факт
До сегодняшнего дня работа митрополита Филарета с поправками членов Синода остается единственным общепризнанным катехизисом в РПЦ.
Читать онлайн «Червь»
Тим Каррэн
ЧЕРВЬ
1
Как и большинство дней, этот начался скверно.
Прежде чем уйти на работу, Чарис сказала Тони, чтобы тот не забыл выгулять Стиви. Видите ли, прогулки в парке хорошо влияют на сердце и кровеносную систему, а потому полезны для здоровья и долголетия. Не Тони, конечно — черт, он всего лишь ее муж — а песика. Стиви. Более «пидорское» имя для пса, по мнению Тони, сложно было придумать, но Стиви и был натуральный «пидорский» пес — полушпиц-полупудель. Собаколюбивая Чарис называла его «ручным песиком», а сам Тони просто — «недоразумением».
Ручной песик? Не, ножной песик! Это когда он начинает тявкать своим «пидорским» голоском, а ты даешь ему пинка ногой.
Чарис считала, что это вовсе не смешно. И ей не понравилось, когда он попросил ее избавиться от этого мерзкого уродца и завести нормальную собаку — лабрадора, колли или овчарку.
Нет, она подхватила свою мелкую шавку на руки и чмокнула в неказистую сплюснутую морду. «Мамочка любит своего щеночка, свою деточку, своего Стиви-уиви. » Чмоки-чмоки-чмоки. Господи. Да от этого стошнить же может!
Когда Тони, наконец, вытащил свою задницу из постели, потянулся и зевнул, маленький попрошайка уже ждал его. Боже, надо было видеть его глаза! Как будто Стиви все понимал. Что Мамочка Чарис тянет лямку, а Тони — безработный разгильдяй, гражданин второго сорта, покорный слуга, который моет полы, отвечает на звонки, драит туалет, готовит запеканку, выгуливает малыша Стиви-уиви, и убирает за ним дерьмо с ковра в гостиной. Что Мамочка Чарис крепко держит Тони за яйца и когда говорит ему прыгать, тот не только спрашивает, как высоко, но и не сделать ли ему в прыжке гребаное сальто или двойной пируэт.
Боже, этот чертов пес все понимал.
— Окей, шавка, — сказал Тони. — Дай только отложу пару кирпичей и отолью, а потом пойдем.
Стиви гавкнул… Хотя нет, пискляво тявкнул. Если бы Голлум был псом, он лаял бы именно так.
Стиви пристально посмотрел на Тони. Окей, ленивый разгильдяй, но поторопись, потому что я тебе не мальчик, и мой мочевой пузырь уже не тот, что раньше, ясно?
— Да пошел ты! — сказал Тони, замахнувшись на пса ногой.
Стиви увернулся и оскалил зубы.
. Потом снова вытаращил глаза. Хочешь посмотреть, бесполезный слизняк? Я вот расскажу все Мамочке, и она вышвырнет твою дохлую задницу на улицу. Ты же не хочешь, чтобы она выбирала между нами? Ты же не хочешь этого?
Тут зазвонил телефон. Вздохнув, Тони поднял трубку. — Да? — сказал он.
— Привет, Тони. — Звонила их соседка, Стефани, фигуристая блондинка, от взгляда зеленых глаз которой у него подгибались колени. — Это Стеф. Чарис сказала, чтобы я тебе позвонила. Напомнила насчет собаки.
— Как заботливо с ее стороны.
— Ооо, что-то ты не в духе. Но я же ни в чем не провинилась.
— Извини.
— Так что там в твоем сегодняшнем насыщенном расписании кроме выгула Стиви? — В ее голосе звучал сарказм.
— Сегодня я весь день свободен. А вечером у меня свидание с кием для пула.
— Ооооо, — протянула она. — Я бы тоже не отказалась от такого свидания.
— Опять началось.
— Ха. Короче, я только что из душа вылезла, и не могу стоять здесь голая, а то с меня вода капает.
Бесстыдный маленький флирт.
— Могу принести полотенце, — сказал он, уже рисуя в голове картинки порнографического содержания …
Современные издания
В настоящее время в Русской Православной Церкви ведется работа по созданию нового документа, отвечающего по содержанию и стилистике потребностям общества.
Предпринимаются попытки нового изложения основ вероучения. Широко известна работа прот. Олега Давыденкова «Катехизис. Введение в догматическое богословие». Она используется сегодня в качестве рекомендованного пособия в духовных школах.
Проект официального катехизиса РПЦ подготовлен Синодальной библейско-богословской комиссией, которую возглавляет митрополит Иларион (Алфеев). Он был опубликован в 2021 г. для общецерковного обсуждения.
Сегодня эта работа продолжается с учетом принятых поправок и предложений.
Пособия для детей
Отдельные православные катехизисы для детской аудитории появляются в наше время. В 1995 году был издан «Катехизис в рассказах» С. Успенского. А в 2014 году увидела свет книга диакона Георгия Максимова «Катехизис для детей», состоящий из 37 отдельных частей.
«Вера святых» свт. Николая Сербского
Святителя Николая (Велимировича) не зря называют «Сербским Златоустом». Его творения входят в сокровищницу православной мысли XX в.
Произведение свт. Николая, которое можно отнести по форме и содержанию к литературе для обучения основам веры христиан, носит название «Вера святых». Это классический диалог в форме вопросов и ответов на них, с помощью которых излагается учение Православной Церкви.
Прокламация декабриста С.И. Муравьева-Апостола
Понятие «катехизиса» использовалось не только для обозначения вероучительной литературы. Любое глубокое руководство, схематично схожее с религиозным документом, называли катехизисами. Примером тому является и «Православный катехизис» Муравьева-Апостола.
Эта прокламация революционного содержания была зачитана утром 31 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге перед строем восставших солдат Черниговского полка. Документ ратовал за создание демократичной республики и был антикрепостническим по своему содержанию, призывал к свержению царя и незамедлительному восстанию против власть имущих.
Призывы к буну против существующей власти в здесь прямо ссылались на библейские тексты. Помимо этого, в «Православном катехизисе» декабристов дается христианское обоснование необходимости военной службы, патриотические мотивы любви к Отечеству опираются на вечные истины.