Василий Ермаков, протоиерей Русской православной церкви: биография, память

Идти к людям было его главным правилом. Он спускался с амвона для того, чтобы расспросить каждого о его нуждах и постараться помочь. Будучи истинным пастырем, он служил людям своим проникновенным словом, в котором сочетались требование покаянной дисциплины и безграничная любовь и милость к страждущим. Будучи верным сыном своей многострадальной отчизны, он смело высказывался на самые злободневные темы, касающиеся ее современной жизни и трагической истории.

Долгое время Василий Ермаков, протоиерей, служил настоятелем храма преподобного Серафима Саровского (Серафимовское кладбище г. Санкт-Петербурга). Он является одним из известнейших российских священников последних десятилетий. Его авторитет признан как в петербургской епархии, так и далеко за ее пределами.

Василий Ермаков, протоиерей: «Моя жизнь была – битва…»

Его жизнь была «битва, по-настоящему, – за Бога, за веру, за чистоту мысли и за посещение храма Божия». Так священник Василий Ермаков определил свое кредо в одном из последних интервью.

Тысячи людей в течение многих лет, в том числе и в советское время, благодаря ему находили свою дорогу в Церковь. Слава о его несомненных духовных дарах ширилась далеко за пределы России. Из разных уголков мира к нему приезжали за советом и наставлениями.

Многим отец Василий оказал духовную помощь и поддержку. Он считал, что каждому необходимо «искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает… все лишнее, безобразное и учит, как нужно жить и вести себя…».

«Служу Богу и людям». Воспоминания об отце Василии Ермакове

Воспоминания об отце Василии Ермакове († 3 февраля 2007 г.)

3 февраля мы вспоминаем протоиерея Василия Ермакова: со дня его блаженной кончины прошло уже 12 лет.

С 1981 года и до своего преставления батюшка служил в кладбищенском храме во имя святого Серафима Саровского, и сюда шли и шли люди. Приходили, чтобы получить совет, выбраться из тяжелой жизненной ситуации. Многие до этого никогда не переступали порог храма, но слышали, что «петербургский старец» имеет дар рассуждения и готов помочь каждому. Сам отец Василий не считал себя старцем, но охотно шел навстречу людям. Эту теплоту, участие и живой интерес они не забудут никогда.

Протоиерей Василий Ермаков

Школа отца Василия

Иерей Михаил Преображенский,
настоятель строящегося храма святителя Спиридона Тримифунтского (поселок Красная Заря) и храма святого князя Владимира (поселок им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область):
– Я с батюшкой около пятнадцати лет общался. Стоял рядом с ним как диакон. Десять лет служил с ним вместе. Он меня всему научил. Как пред Богом стоять, как молиться правильно. Как каяться. Что-то из того, что говорил отец Василий, я понял со временем – пришло с годами: большое видится на расстоянии. Когда тебе простые слова говорят, ты их слышишь, но что они значат, не сразу понимаешь.

Отец Василий показал и как нужно служить. Как нужно правило читать. Как нужно на службу приходить рано. Как нужно вечером не торопиться домой и сперва отпустить людей, а потом уже своими делами заниматься.

Иерей Михаил Преображенский

У отца Василия школа была – хорошая, воспринятая еще от дореволюционных священников. И это все он передавал молодым. А главный урок простой: все, что Бог посылает, – принимать. Жить в сложившихся обстоятельствах, стоять, терпеть, смиряться перед обстоятельствами. И еще – молчать.

Батюшка очень любил людей, и каждый думал, что его он любит больше всех. Скольких людей я встречал, у всех такое ощущение.

Я постоянно чувствую поддержку отца Василия. Когда мне трудно, я батюшку поминаю – и мне становится легче.

Путеводная звезда к пастырскому служению

Протоиерей Андрей Битюков,
настоятель Санкт-Петербургского храма во имя святой мученицы Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачёвой:
– Впервые об отце Василии я услышал, когда мне было одиннадцать лет. Мы приехали на родину наших предков в Тверскую область. Недалеко была церковь Казанской иконы Божией Матери. И вот мы с мамой и сестрой пришли в этот храм (а я уже был верующим). И я познакомился с тамошним священником, отцом Владимиром, очень светлым батюшкой (ныне он иеромонах Варфоломей – один из первых насельников Ниловой пустыни, что на Селигере). Мы с ним стали переписываться, и батюшка в своих письмах упоминал об отце Василии и настоятельно предлагал пойти к нему для духовного руководства. Даже подробно написал, как к нему проехать. И хотя именно отец Василий Ермаков определил впоследствии мой жизненный путь как священника, пришел я к батюшке не сразу.

А первая встреча с отцом Василием была такая. Я учился в открывшейся в Князь-Владимирском соборе церковно-приходской школе и через какое-то время получил от отца Павла Красноцветова, настоятеля этого собора, предложение помогать в алтаре – мне было тогда тринадцать лет. И вот как-то летом, в праздник (это была летняя Казанская или память князя Владимира) в алтаре нашего храма я и увидел отца Василия. Он был очень веселый, оживленный. Я подошел к нему, передал поклон от тверского батюшки Владимира, отец Василий меня крепко-крепко обнял и сказал: «Приходи ко мне». Но… служба в алтаре Князь-Владимирского собора удерживала меня, потом я перешел во вновь открытый Андреевский собор, где тоже было очень много дел… Я как-то все не мог к отцу Василию приехать.

Вскоре настоятелем Андреевского собора стал протоиерей Михаил Мокрополов, который до этого служил у отца Василия. И отец Василий стал приезжать к нам достаточно часто. Наша новая встреча там была не очень гладкая, батюшка отнесся ко мне уже не так ласково. Стал говорить, что все как-то едины, а этот юноша держится особнячком; может, и креста на нем нет. Ну, в своей манере такой, полушутливой. Потом он меня перекрестил довольно болезненно, чувствительно, так что даже пальцы и ногти уперлись мне в лоб, и снова сказал: «Андрюша, приходи ко мне, я буду очень рад тебя видеть».

Прошло какое-то время, и в нашем храме я встретил девушку, Анастасию, из… Серафимовской церкви. Мы с ней очень сильно подружились. Вскоре стало ясно, что наша дружба – это нечто большее, чем дружба. Когда мы поняли, что хотим быть вместе, я пошел именно к отцу Василию за благословением – просить руки своей будущей матушки. На что отец Василий поднес мне кулак под нос и сказал: «Иди пой!»

Так я стал ходить в Серафимовский храм регулярно, совмещая это со службой в Андреевском соборе. Меня допустили и в алтарь Серафимовского храма, причем с камерой. Отец Василий разрешал себя снимать в алтаре – в той особой сосредоточенной атмосфере, в которой его мало кто видит. Он очень благосклонно к этому относился.

Протоиерей Андрей Битюков

Батюшка радовался, когда я приходил в храм на раннюю службу прежде него. И, безусловно, он берег наши отношения с моей будущей матушкой Анастасией, очень нас, что называется, «видел». Всегда говорил о нас во множественном числе, передавал какие-то маленькие подарочки для нас двоих. Это было нам очень важно, потому что времена были непростые, нам нелегко было общаться вдвоем с этим миром. Многие не приветствовали наши отношения, а отец Василий их поддерживал. И мы эту поддержку очень чувствовали.

Именно от отца Василия я получал благословения на самые важные повороты в своей жизни. Он стал для меня духовным отцом. Благословил учиться в семинарии, а не в мединституте, куда я собирался поступать, отработав на «Скорой помощи». Благословил меня на принятие сана в очень раннем возрасте: в 21 год я стал диаконом. До этого по благословению отца Василия у нас родился сын (а первое время нашего брака у нас с Анастасией детей не было, и я очень волновался по этому поводу). Потом родилось и еще четверо детей.

Мы с отцом Василием жили недалеко друг от друга. И вот как-то после службы, когда я был еще диаконом, отец Василий предложил меня подвезти к дому и во время этой поездки сказал, что мне нужно рукополагаться во священника. Я стал возражать, говорить, что мне всего 23, что я еще очень молод, служу диаконом только год и четыре месяца, что я не справлюсь… Отец Василий на все эти возражения ответил: «Тебе нужно становиться священником. Ничего не бойся. Люби людей».

Мне батюшка часто говорил: «Что ты, Андрюша, ходишь ко мне на тренировку». А я, например, не исповедовался у отца Василия. Но батюшка просил, чтобы я был при том, когда он исповедует, и следил внимательно за тем, что он делает.

Мне было отрадно принимать священный сан в день именин отца Василия – в память святителя Василия Великого. Радость эта усугублялась еще и тем, что рукоположение происходило в храме Трех святителей, который я знал с детства, когда-то помогал расчищать его двор от мусора, был при открытии дверей этого храма. Произошло это, видимо, по молитвам отца Василия.

И особое было чувство, когда батюшки не стало. Мне удалось послужить панихиду, очень-очень рано – в шесть утра, у его гроба, принять участие в отпевании отца Василия.

Этот особый стиль отца Василия, очень внимательный, очень добрый, слегка шутливый с тем, кому это нужно, – для меня пример для подражания. Образ отца Василия – путеводная звезда в моем пастырском служении. Жалею, что не могу многих вопросов с ним обсудить. И это общее сожаление многих его духовных чад.

«Это было знакомство с явлением святости»

Владимир Викторович Дементьев,
духовное чадо отца Василия:
– Отец Василий Ермаков – духовный наставник, человек необыкновенной силы. Для меня это было знакомство с явлением святости. Мы в Церковь все приходим с каким-то предварительным опытом, через какую-то встречу. Мы ищем, и наконец эта встреча актуализируется. Встреча с Богом через носителя Христова образа. Человек – образ Божий, но есть еще и подобие Божие. Такая встреча меняет в жизни все, тем более если ты видишь этого человека в течение нескольких лет. Для тебя Церковь, предание, история Церкви облекаются в форму. Уже после ухода отца Василия пришло понимание, что есть и другие приходы, другие формы, богослужебные практики, другое общение священника с народом. Когда с учеными священниками говоришь или читаешь их работы – это одно. А с человеком именно такой огромной духовной силы, как у отца Василия, – это другое.

Всегда поражало слово отца Василия. Настолько мощно и уверенно он говорил. Он знал: ему верят. Вспомним первые слова Евангелия от Иоанна о слове: его слышишь, ощущаешь. Нахождение рядом с таким человеком, как наш батюшка, давало нечто подобное.

Получить его внимание было сложно: на рубеже 2000-х годов этот приход из локального, местного вдруг превратился в совсем иной – такой поток людей хлынул, прослышав об отце Василии.

Церковь там небольшая, а столько народу приходило! Было просто непонятно, как туда все помещались. Но мы привыкли. Наоборот, в этой давке было единение, сплочение. Иногда видишь в конце Литургии, как народ выходит, выходит… казалось бы, ну все, храм опустел, потому что столько народу вышло, но заходишь внутрь, чтобы ко Кресту приложиться, и видишь: церковь-то полна людей! Просто удивительно.

Владимир Викторович Дементьев

У отца Василия был особый взгляд на Церковь, на традицию, унаследованный от священства, к которому он попал, когда пришел служить после войны в Никольский собор. Там он усвоил обычаи и традиции, которые в свою очередь усвоили служившие там у дореволюционных пастырей. И он эти взгляды транслировал. У него был ряд основополагающих моментов. Прежде всего священное, трепетное отношение к Причастию. Это главное Таинство. Он всегда боролся с неправильным пониманием Причастия, когда для кого-то Таинство было как таблетка, а кто-то пришел по совету: мол, нужно причаститься. Он всегда очень строго к этому относился.

Каждое воскресение отец Василий к ранней Литургии приходил намного раньше, чем в семь утра. И в это время в храме уже собиралась огромная толпа народа. Придел, где проходила исповедь, был небольшой. Отец Василий после исповеди говорил очень важные проповеди. И чтобы услышать его слова, нужно было приходить в пять утра, в половине шестого, чтобы попасть в этот придел. Остальные стояли в храме – огромная очередь. И отец Василий исповедовал всю службу. Многих людей он мог не допустить к Причастию, но оставлял их рядом: видел, что им надо взбодриться… А кого-то оставлял на позднюю Литургию, которую сам служил.

Представьте только: человеку уже под 80 лет, а он сам исповедует всю раннюю службу, потом сам служит позднюю, а потом еще служит молебен. Еще и беседует с народом. Когда он умер, казалось, что это настолько неожиданно случилось. Видимо, благодать, которая была в нем, ему помогала быть таким необыкновенно бодрым до самых последних мгновений жизни. Это огромный пример мужества. Какой сильный человек! Этот его сильный голос… Сильный!

Он очень внимательно относился к подготовке к Причастию, строго требовал вычитывать все полагающееся правило. И вычитывать не поздно ночью, когда уже голова не соображает, а, например, перед вечерней субботней службой. Народ собирался в храм и читал.

У него была своя школа, свои взгляды на благочестие: храм Божий – училище благочестия. И он рассказывал, как юношей в годы войны, когда открыли в Болхове храм, ходил в церковь: вижу: народ кланяется – и я кланяюсь; вижу: народ прикладывается к иконам – и я прикладываюсь… Говорил: придите к нам, помолитесь, постойте вместе с нами, оглянитесь вокруг – наверняка вам понравится, и вы тоже будете ходить в церковь. Такая школа практического богословия. И главное вот что – говорил: «Я готов с вами работать». Как он сказал одной женщине в интервью: «Ты приходи ко мне, мы с тобой, как в школе, как в начальных классах, все пройдем, все посмотрим, найдем ответы на все вопросы, ты только ходи и смотри на нас». В постсоветской России это было явление удивительное.

Многие испытывали, что благословение отца Василия было сигналом, таким зеленым светом. Если он тебя благословил – а житейских ситуаций всяких множество, когда ты не знаешь, как поступить, – то по благословению батюшки все устроится как надо. И ты всегда знал, что можно спросить батюшку Василия. Правда, народу к нему приходило много, и надо было его ловить – например, по пути, когда он шел в храм или из храма. Но вот интересный момент: когда у тебя был серьезный вопрос, ты всегда получал от батюшки ответ. Помню, как-то очень нужно было посоветоваться, и вот я стою у приходского домика и понимаю, что вряд ли получится, потому что народу так много… Была весна, капель… И вдруг выходит человек и говорит: «Зайдите, батюшка вас ждет». Я был просто поражен!

«Не падайте духом!»

Екатерина Дмитриевна Багрянцева, духовное чадо отца Василия Ермакова:

– 3 февраля исполняется двенадцать лет со дня кончины отца Василия. Но время не властно над памятью о любимом и дорогом человеке. Каждый хранит в своем сердце воспоминания о первой встрече с батюшкой, о той необыкновенной любви, которой он так щедро одаривал нас. Всегда была уверенность в правильности его советов и решений.

Это была светлая и счастливая пора нашей жизни. Несмотря на все трудности и скорби. Он учил нас жить, учил любить и нести радость в своем сердце. «Не падайте духом», – так и слышится его голос. «Я служу Богу и людям. Я на это поставлен Богом», – в этих словах и заключается вся его жизнь.

Екатерина Багрянцева с протоиереем Василием Ермаковым

Феномен отца Василия в его необыкновенной любви, в большом сердце. Господь расширяет сердце человека, и он становится способен полюбить огромное количество людей. Что человека привлекает в другом человеке? Только любовь и только внимание. И только доброта. К пустому колодцу, знаете ли, никто никогда не пойдет, как говорит замечательная русская пословица. Батюшка обладал необыкновенными духовными дарами.

Он, безусловно, был большим патриотом своей Родины. Бесконечно любил Россию. Много писал о Болхове, о России, о ее замечательных местах. Очень любил природу.

Помню, мы сидели как-то с батюшкой. И пришел в храм мужчина, вероятно, в первый раз зашел в церковь… Ему сказали, что есть вот такой священник, хорошо бы с ним поговорить. Батюшка с ним побеседовал, попросил дать ему свои книги, газетные листки со статьями. И этот мужчина сказал: «Я никогда в жизни не встречал такого количества тепла. Он просто душу мою обогрел!» Пища для души – это любовь. Любовь и молитва.

Подготовил Никита Филатов

Биография

Василий Ермаков, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, родился 20.12.1927 г. в г. Болхове (Орловская губерния), а умер 3.02.2007 г. в г. Санкт-Петербурге.

«Многие, — говорил Василий Ермаков (фото его вы можете видеть в статье), — полагают, что священник имеет перед мирянами какую-то привилегию или особую благодать. Грустно то, что так думает большинство духовенства. На самом деле особая привилегия священника заключается в том, что он должен быть слугой каждому встречному. В течение всей жизни, без отпусков и выходных, круглосуточно».

Отец Василий подчеркивал высокий миссионерский смысл и жертвенный характер жизни и деятельности священнослужителя. «У тебя нет настроения – а ты иди и служи. Болят спина или ноги – иди и служи. Проблемы в семье, а ты иди и служи! Так требует Господь и Евангелие. Нет подобного настроя – прожить всю свою жизнь для людей — займись чем-нибудь другим, не принимай на себя бремя Христа», — говорил священник Василий Ермаков.

Период оккупации стал знаковым в судьбе отца Василия

Биография отца Василия Ермакова в годы Великой Отечественной войны уникальна. Дело в том, что родной Болхов немцы захватили с боями в октябре 1941 года. Жителей города в возрасте от 14 лет фашисты отправили на принудительные работы. Их заставляли рыть окопы, чистить дороги, строить мост, засыпать воронки.

Алексиевская церковь города Болхов. 1941 год. Здесь оккупационные немецкие власти разрешили открыть храм. Он стал первым храмом, куда стал ходить Василий Ермаков

Верующие в городе открыли подпольно церковь, собрав церковную утварь и иконы из разбомбленной церкви и городских музеев.

Немцы разрешили с 16 октября 1941 года открыть её официально в церкви XVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского.

Она располагалась на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова.

30 марта 1942

в этот день отец Василий стал прислуживать в храме алтарником

В храме служил священник Василий Верёвкин. Здесь будущий протоиерей впервые посетил церковную службу.

Далее, начина с Рождества Христова 1942 года он регулярно посещает службы в ней.

Отметив его усердие, священник 30 марта 1942 года поручил ему прислуживать в алтаре в качестве священника.


Крестный ход в городе Болхов. 1943 год. В центре отец Василий Веревкин.30 марта 1942 года отце Василий поставил в алтарники Василия Ермакова.

Над подростком издевались ровесники, ведь открыто демонстрировать свою религиозность в СССР, даже в оккупации, не было принято. Кстати, впоследствии, отец Василий резко выступал против большевизма и советской власти. Он считал их большим бедствием для России.

Детство и отрочество

Он родился в крестьянской семье. Первым его наставником в церковной вере был отец. В то время (в конце 30-х) все 28 церквей его небольшого родного городка были закрыты. Василий начал учиться в школе в 33-м году, а в 41-м закончил семь классов.

Осенью 41-го город Болхов захватили немцы. Всех, кто был старше четырнадцати лет, отправили на принудительные работы: расчистку дорог, рытье окопов, закапывание воронок, строительство моста.

В октябре 1941 года в Болхове была открыта церковь, построенная близ бывшего женского монастыря. В этой церкви впервые посетил службу, а с марта 42-го стал ходить туда регулярно и прислуживать при алтаре Василий Ермаков. Протоиерей вспоминал, что это была церковь 17 века, воздвигнутая во имя св. Алексия, митрополита Московского. Местного священника звали отец Василий Веревкин.

В июле 1943 г. Ермаков с сестрой попали в облаву. В сентябре их пригнали в один из эстонских лагерей. Таллиннским православным руководством в лагерях проводились богослужения, в числе других священнослужителей сюда приезжал протоиерей Михаил Ридигер. Между Ермаковым и протоиереем завязались дружеские отношения.

В 43-м вышел приказ освободить из лагерей священников и их семьи. Сидевший там же Василий Веревкин причислил тезку к своей семье. Так молодому священнослужителю удалось покинуть лагерь.

Василий Тимофеевич Ермаков родом из благочестивой семьи

Родился Василий Ермаков 20 декабря 1927 года в благочестивой крестьянской семье.

Отец — Тимофей Ермаков, мать — Людмила Александровна Никифорова.

20 декабря 1927

день рождения Василия Ермакова

Семья родителей Василия всю жизнь прожила в городе Болхов, Орловской области.

Здесь батюшку помнят и чтут до сих пор. В Болхове одна из улиц названа его именем.


Семья Ермаковых. Слева направо: Василий Ермаков, его отец Тимофей Тихонович, его мать Прасковья Ильинична. Родился будущий протоиерей в благочестивой крестьянской семье

Первые наставления в христианской вере Василий получил от отца. Дело в том, что к концу тридцатых годов в городе закрылись все 28 церквей. Полученные от него знания и пример христианской жизни в дальнейшем определили судьбу батюшки.

Что же касается светского образования, то в 1933 году он поступил в школу, семь классов которой окончил к 1941 году.


Арест патриарха Тихона (благословение патриарха Тихона). 1996 год. Увидев в детстве отношение большевиков к Церкви, отец Василий на всю жизнь сохранил неприязненное отношение к советской власти

Необходимо отметить, что видя в детстве все беззакония, творимые большевиками, протоиерей Василий Ермаков стал на всю жизнь убеждённым противником коммунистического режима. От большевиков пострадал его собственный отец, которого раскулачили за «лошадь и веялку».

Кроме того, тяжёлое впечатление на юношу произвели сцены расправ, творимых представителями новой власти над священниками.

До конца войны

Вместе с сыном Михаила Ридигера Алексеем в должности иподьякона у епископа Нарвского Павла служил и Василий Ермаков. Протоиерей вспоминал, что одновременно, чтобы прокормиться, он вынужден был работать на частной фабрике.

В сентябре 44-го Таллин освободили советские войска. Василий Тимофеевич Ермаков был мобилизован. Служил в штабе Балтийского флота. А свое свободное время отдавал выполнению обязанностей алтарника, иподьякона, звонаря в таллиннском соборе Александра Невского.

Образование

Когда закончилась война, Василий Ермаков возвратился домой. В 1946 году сдал экзамены в духовную семинарию г. Ленинграда, которую в 1949 году успешно закончил. Следующим местом его учебы была духовная академия (1949-1953), окончив которую, он получил степень кандидата богословия. Темой его курсовой работы была: «Роль русского духовенства в освободительной борьбе народа в период Смутного времени».

В одной группе с Ермаковым учился и будущий патриарх Алексий II (сидели вместе за одной партой). Духовная академия способствовала окончательному формированию взглядов молодого священника и определению твердого решения посвятить свою жизнь служению Богу и людям.

Духовная деятельность

По окончании учебы в академии Василий Ермаков вступает в брак. Его избранницей стала Людмила Александровна Никифорова.

В ноябре 1953-го епископом Таллиннским и Эстонским Романом молодой священник был рукоположен во диакона. В этом же месяце он был рукоположен во иерея и назначен клириком Николо-Богоявленского кафедрального собора.

Никольский собор оставил большой памятный след в сознании священника. Его прихожанами были знаменитые артисты Мариинского театра: певица Преображенская, балетмейстер Сергеев. В этом соборе отпевали великую Анну Ахматову. Отец Василий исповедовал прихожан, посещавших Никольский собор с конца 20-30-х годов.

Свято-Троицкая церковь

В 1976 г. священнослужителя перевели в Свято-Троицкую церковь «Кулич и пасха». Храм был вновь открыт сразу же после окончания войны, в 46-м, и оставался одним из немногочисленных действовавших в городе. У большинства ленинградцев с этим храмом были связаны какие-то дорогие воспоминания.

Его архитектура необычна: церковь «Кулич и Пасха» (храм и колокольня) даже в самую морозную зиму или промозглую осеннюю слякоть своей формой напоминает о весне, Пасхе, о пробуждении к жизни.

Василий Ермаков служил здесь вплоть до 1981 года.

Последнее место пастырского служения

C 1981 г. отец Василий был переведен в храм преподобного Серафима Саровского, находящийся на Серафимовском кладбище. Он стал последним местом пастырского служения знаменитого священника.

Здесь митрофорный протоиерей (т. е. протоиерей, награжденный правом ношения митры) Василий Ермаков прослужил в качестве настоятеля более 20 лет. Высоким примером, образцом преданного служения ближнему был для него святой Серафим Саровский, в чью честь построен храм.

Батюшка до последних дней проводил здесь все свое время, с ранних литургий до позднего вечера.

15 января 2007 года, в день преподобного Серафима Саровского, священник произнес перед своей паствой прощальную проповедь, посвященную святому. А 28 января отец Василий провел последнюю службу.

Отец Василий Ермаков — один из самых известных и авторитетных священнослужителей РПЦ

В годы Советской власти православное христианство подверглось беспрецедентным гонениям на территории России. В этих условиях сложившееся положение вещей, когда верующие объединялись вокруг храма, изменилось.

Так как многие церкви были уничтожены, православные стали объединятся вокруг личностей тех или иных священнослужителей. Такие пастыри были образцом преданности Богу, поэтому совета их хотели спросить многие.


Протоиерей Василий (Ермаков), 2012 год, Болхов. Протоиерей Василий Ермаков признан как один из самых авторитетных священников Санкт-Петербурга

Священник Василий Ермаков стал одним из таких авторитетных священников в Санкт-Петербурге. К нему на проповеди съезжались тысячи людей. Многие приезжали из Сибири, с Урала, Дальнего Востока, Казахстана. Многие годы он служил на Серафимовском кладбище в храме преподобного Серафима Саровского.

За заслуги перед Русской Православной Церковью протоиерей награждён правом ношения митры. Получил право служения Божественной литургии с отверстыми вратами до «Отче наш». Награждён орденами РПЦ.

Духовный центр

Небольшой деревянный храм преподобного Серафима Саровского, в котором служил любимый многими пастырь, был первым русским храмом, построенным в честь святого. Он славился тем, что в течение его столетней истории всегда имел наиболее многочисленный приход.

Во время служения там Василия Ермакова, одного из самых известных и почитаемых российских священников, это место стало настоящим духовным центром, куда со всех концов огромной страны верующие стремились за советом и утешением. На праздники здесь причащались около полутора-двух тысяч человек.

Далеко за пределы храма разносилась слава о неисчерпаемой духовной силе и жизненной энергии, которой до конца своих дней делился с прихожанами отец Василий Ермаков, фото которого предоставлено вашему вниманию в статье.

Храм преподобного Серафима Саровского — место последнего служения отца Василия

Последнее место служения отца Василия Ермакова — храм преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Есть мнение о том, что сюда протоиерея отправили в своеобразную ссылку за его критику советских властей.

Несмотря на это, прихожане стали приходить и сюда послушать проповеди авторитетного священника.


Внутренний вид храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Храм признан редким образцом деревянной архитектуры начала XX века

Храм представляет собой редкий для Санкт-Петербурга образец деревянный архитектуры начала двадцатого века. Его архитекторами стали А.Ф. Барановский и Н.Н. Никонов.

Строил храм. Строил собор крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев. Всё строительство продолжалось 87 дней. Храм освятили 1 октября 1907 года.

В конце жизни отец Василий служил в храме преподобного Серафима Саровского .

До 1923 года храм считался приписанным к Благовещенской церкви, позже получил самостоятельность. Даже во времена гонений на церковь со стороны советских властей, собор не закрывался.

Единственный раз, когда это произошло, это блокадная зима 1942 года. Тогда на территории храма открыли «склад-распределитель приёма покойников».


Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Мозаика на фронтоне храма

Собор вернули Церкви 28 апреля 1942 года.

В то время, когда отец Василий служил настоятелем храма, при нём построено задание, в котором разместился приют и трапезная.

Протоиерей Василий Ермаков служил в храме с 1981 года до самой смерти.

Кроме того, по его руководством проведён капитальный ремонт, при котором роспись с изображением сцен из жизни святого Серафима Саровского заменены на мозаичные.

Советская история храма

В одном из своих интервью священник рассказал о периоде советской истории великого храма. Начиная с 50-х годов, он был местом ссылки, куда отправляли священнослужителей, неугодных властям — своеобразной «духовной тюрьмой».

Здесь служил старостой бывший партизан, поддерживавший определенные отношения с уполномоченным по делам религии Г. С. Жариновым. В результате «сотрудничества» с властью старосты храма, были сломаны судьбы многих священников, которые получали запрет на проведение богослужений и навсегда лишались возможности получить приход.

Придя сюда в 1981 г., отец Василий застал в храме дух диктаторства и страха. Прихожане строчили друг на друга доносы, адресованные митрополиту и уполномоченному. В церкви царила полная неразбериха и беспорядок.

Священник попросил у старосты только свечи, просфоры и вино, сказав, что остальное его не касается. Он произносил свои проповеди, призывая к вере, к молитве и к храму Божьему. И поначалу некоторыми они были встречены в штыки. Постоянно староста усматривал в них антисоветчину, предупреждая о недовольстве уполномоченного.

Но постепенно в церковь стали приходить люди, для которых было важно, что здесь в самый пик советского застоя (начало и середина 80-х) можно безбоязненно поговорить со священником, посоветоваться, получить духовную поддержку и ответы на все интересующие жизненные вопросы.

Разговор со священником

Статьи/ Разговор со священником/ Памяти отца Василия Ермакова

Памяти отца Василия Ермакова

3 февраля мы вспоминаем нашего дорогого батюшку отца Василия. Как он сам говорил, полвека он молился пред Престолом Божиим, чтобы рухнула советская власть — этот колосс на глиняных ногах и чтобы воссоединилась Русская Церковь.

Он повторял: «Наше дело было сокрушить тот режим, открыть народу Божию доступ в Церковь, дать ему свободно креститься, свободно молиться, свободно исповедовать свою веру. Чтобы уврачевался раскол, который образовался после октябрьского переворота между нашими братьями и сестрами здесь, на Русской земле, и изгнанным либо убежавшими под страхом смерти. Они косо смотрели на нас, оставшихся на Родине, подозревали в пособничестве властям и предательстве, не понимая нашей исторической ситуации, не зная того, что испытывала Церковь во время сталинских и хрущевских гонений, когда храмы закрывались тысячами, верующих убивали, заживо закапывали в землю и предавали страшным мучениям, когда в 60-70-е годы за веру можно было поплатиться не только работой, но и жизнью твоей и твоих детей».

Прот. Василий Ермаков с духовным чадом о.Сергием Филимоновым

Отец Василий Ермаков — священник того поколения, которое молилось, чтобы ушли в прошлое и нечеловеческий режим, и молитвенное разделение русских православных людей.

Сегодняшнее поколение живет в иных реалиях, и они вымолены нашими отцами. Молодые обязательно должны знать таких священнослужителей как архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Валентин Мордасов, протоирей Василий Ермаков — хранить память о них, молиться как за угодников Божиих и изучать их наследие. Чтобы сердцем ощутить, что значит по-настоящему пройденный священнический путь, опыт жизни во Христе и боль, которая проходит через любящее пастырское сердце, страдающее о своей Родине и своем народе.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Проповеди

В одном из последних интервью священнослужитель сказал: «Я несу духовную радость уже 60 лет». И это правда — он был нужен многим как утешитель и ходатай за ближних перед Богом.

Проповеди Василия Ермакова всегда были безыскусными, прямыми, шли от жизни и ее насущных бед и доходили до самого сердца человека, помогая избавиться от греха. «Церковь зовет», «Идите за Христом, православные!», «Об обязанностях человека», «О преступлении и милосердии», «Об исцелении», «Русские люди», «Печаль и слава России» — далеко не весь их перечень.

«Самый лютый грешник – лучше тебя…»

Он всегда говорил, что очень плохо, когда христианин в своем сердце превозносится над другими, считает себя лучше, умнее, праведнее. Тайна спасения, трактовал протоиерей, заключается в том, чтобы считать себя недостойнее и хуже всякой твари. Присутствие в человеке Духа Святого помогает ему понять свою малость и некрасивость, увидеть, что «лютый грешник» — лучше его самого. Если же человек поставил себя выше других, это знак – нет в нем Духа, ему необходимо еще работать над собой.

Но и самоуничижение, пояснял отец Василий, тоже плохая черта. Христианину положено идти по жизни с чувством собственного достоинства, ибо он – вместилище Духа Святого. Если же человек раболепствует перед другими, он недостоин того, чтобы стать храмом, где обитает Дух Божий…

«Боль, если сильная — то короткая …»

Христиане должны искренне молиться, от всей души и всего сердца. Молитвой привлекается Дух, который поможет человеку избавиться от грехов и наставит на праведный путь. Иногда человеку кажется, что он – самый несчастный на земле, бедный, больной, никто его не любит, везде не везет, весь мир ополчился против него. Но часто, как говорил Василий Ермаков, эти несчастья и беды оказываются преувеличенными. По-настоящему больные и несчастные люди не выказывают своих болезней, не стенают, а молчаливо несут свой крест до конца. Не они, а у них люди ищут утешения.

Люди жалуются, потому что обязательно хотят быть счастливыми и довольными здесь, в этом мире. У них нет веры в вечную жизнь, они не верят, что существует вечное блаженство, хотят насладиться счастьем здесь. И если встречают помехи, кричат, что им плохо и даже хуже всех.

Это, учил священник, неправильная позиция. Христианин должен суметь по-другому взглянуть на свои страдания и несчастья. Хоть это и трудно, но ему необходимо полюбить свою боль. Нельзя искать довольства в этом мире, проповедовал батюшка. «Пожелай Царства небесного, — говорил он, — паче всего и тогда вкусишь свет…» Земная жизнь длится одно мгновение, а Царствие Божие — «бесконечные веки». Надо здесь немного потерпеть, и тогда там вкусишь вечную радость. «Боль, если сильная, то короткая, — учил прихожан отец Василий, — а если долгая, то такая, которую можно терпеть…».

Старцем себя отец Василий Ермаков не считал

Протоиерей Василий Ермаков при жизни заслужил большой авторитет, как у верующих, так и неверующих. Послушать его приезжали люди со всего СССР. При этом многие приезжали к нему не только за советом.

Дело в том, что среди его прихожан стали распространяться слухи о том, что батюшка прозорливый. Утверждали, что он может предвидеть будущее.

Сам отец Василий это опровергал. Он говорил, что себя старцем не считает и чудеса не творит. При этом прожил священник до 80 лет. Много раз от смерти его спасало только чудо.

Протоиерей Василий Ермаков прожил до 80 лет.

Причиной такого мнения о нём стала исключительная внимательность отца Василия к своей пастве.

Он всегда знал, что происходит у прихожан в семье, каково состояние их здоровья и т.д. Это позволяло протоиерею всегда давать им правильный совет и доброе наставление.

Именно поэтому со стороны казалось, что батюшка знает все тайны человеческой души.


Протоиерей Василий Ермаков во время богослужения. Батюшка Василий очень не любил, когда его называли старцем, и всегда говорил: «Я не старец, я просто опытный священник»

При жизни протоиерей призывал священников не искать популярности на массовых собраниях. Он говорил, что место священника в храме и настоящий христианин должен молиться, а не поучать других. В этом кроется секрет его огромного духовного авторитета.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

«Сохранять русские духовные традиции…»

Каждая проповедь протоиерея Василия была проникнута истинным патриотизмом, заботой о возрождении и сохранении отечественных духовных устоев.

Большой бедой в непростое время, которое переживает Россия, отец Василий считал деятельность так называемых «младосвятов», которые относятся к службе формально, не вникают в проблемы людей, чем отталкивают их от церкви.

Русская церковь традиционно относилась к таинствам тонко, большое значение придавала тому, чтобы их смысл человек воспринял всей душой и сердцем. А сейчас, сокрушался священник, все «задавили» деньги.

Священнослужителю, в первую очередь, необходимо внимать голосу совести, слушаться первосвятителей, архиереев, на своем примере учить прихожан вере и страху Божьему. Только так можно поддерживать старинные русские духовные традиции, продолжать непростую битву за душу русского человека.

За свою достойную всяческого уважения службу Василий Тимофеевич был награжден:

  • в 1978 г. — митрой;
  • в 1991 г. получил право служения Божественной литургии;
  • к 60-летию (1997-й) отец Василий был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
  • в 2004 г., в честь 50-летия священнослужения, получил орден преподобного Сергия Радонежского (II степени).

Именем протоиерея Василия Ермакова назвали малую планету

Протоиерей Василий Ермаков скончался 3 февраля 2007 года.

Произошло это на 80-м году его жизни.

3 февраля 2007

день смерти протоиерея Василия Ермакова

Перед кончиной настоятель долго болел, но всё равно принимал участие в богослужении.

Стараниями матушки Людмилы за два часа до смерти его соборовали.


Свидетельство Российской академии наук о присвоении малой планете под № 24604 (1973 SP4) имени Vasilermakov в честь уроженца Болхова протоиерея Василия Тимофеевича Ермакова

Именем протоиерея названа улица в родном его городе Болхове. Кроме того необходимо отметить, что в его честь также назвали малая планета.

Она зарегистрирована в международном каталоге планет под N24604 (1973 SP4). Диаметр малой планеты составляет 7 километров и её открыл 27 сентября 1973 года астроном Крымской астрофизической лаборатории Людмилой Черных.

Это редчайший случай в истории, которому не прецедентов. Факт того, что в честь священнослужителя названа малая планета свидетельствует о том, что он пользовался уважением в научном сообществе. Обычно учёные относятся к представителям Церкви весьма недоверчиво.

Кончина

В свои последние годы батюшка очень страдал от мучительных телесных немощей, но продолжал служить, отдаваясь всецело Богу и людям. И 15 января 2007 года (день преподобного Серафима Саровского) он обратился к своей пастве с прощальной проповедью. А 2 февраля, вечером, над ним было совершено таинство елеосвящения, после чего, спустя некоторое время, его душа отошла к Господу.

Три дня подряд, несмотря на февральскую стужу, сильный мороз и ветер, с утра до ночи шли к нему его осиротевшие чада. Вели свою многолюдную паству священники. Сдержанный плач, горящие свечи, пение панихид и живые розы в руках у людей – так провожали в последний путь праведника.

Его последним пристанищем стало Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге. Погребение состоялось 5 февраля. Огромное количество представителей духовенства и мирян, пришедших на заупокойную службу, не умещалось в храме. Богослужение было возглавлено викарием Санкт-Петербургской епархии архиепископом Тихвинским Константином.

Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге имеет богатую и славную историю. Оно известно как некрополь выдающихся деятелей науки и культуры. В начале Великой Отечественной кладбище было вторым после Пискаревского по численности массовых захоронений умерших во время блокады ленинградцев и погибших воинов. Воинская мемориальная традиция продолжалась и после войны.

Прощаясь с любимым пастырем, многие не скрывали слез. Но не было у провожавших его уныния. Батюшка всегда учил свою паству быть верными христианами: крепко стоять на ногах и стойко переносить житейские скорби.

LiveInternetLiveInternet

3 февраля 2007 года не стало отца Василия Ермакова. Митрофорный протоиерей, настоятель храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, друг Святейшего Патриарха Алексия II, он считался одним из самых авторитетных пастырей Петербурга. Сам же батюшка не любил, когда его называли старцем, он всегда отвечал на этот вопрос – я не старец, я просто опытный священник, я долгую жизнь прожил, я много видел.

Заканчивался сентябрь. Шел второй месяц пребывания Юлии в Санкт-Петербурге. Этот город не мог не нравиться: удивительной теплоты и отзывчивости люди, особая питерская архитектура и непривычный климат, и неторопливая, по сравнению с кипучей первопрестольной, жизнь. Работа тоже пришлась по душе. Оставался только один нерешенный вопрос: как найти среди многочисленных храмов и монастырей свой, единственный?

В один из дней Юле довелось побывать в крупнейшем издательстве. Это было полезно не только для приобретения опыта, необходимого всякому, а новичку тем более. В тот день произошло событие, о котором наша героиня вспоминает как о водительстве Божием.

Разговаривая с главным редактором, Юля не могла не заметить на одной из стен прекрасное полотно с изображением известного Петербургского храма.

— А Вы не смотрите на красоту и внутреннюю отделку, обращайте внимание на священника и приход, — посоветовал редактор, — и, знаете, посоветую Вам два храма. Один в Кронштадте – Владимирский, настоятель там отец Святослав Мельник; другой у нас, в Петербурге, на Серафимовском кладбище – побывайте у отца Василия Ермакова.

В ближайший выходной Юля поехала в Кронштадт и с тех пор стала прихожанкой Владимирского храма. Перед праздником Дня Победы Юлия решила съездить на Серафимовское, тем более что и племянница уговаривала поехать на вечернюю службу именно туда: ехать-то совсем недалеко, всего в нескольких остановках от дома.

Храм на Серафимовском кладбище похож на сказочный теремок или пряничный домик, и оттого как-то по-детски радостно на душе.

С самого начала вечерни Юля обратила внимание на старичка-священника: он неторопливо шел с кадилом, и то и дело люди подходили под батюшкино благословение. «Ну что за бесцеремонность и нетерпение, — недовольно подумала Юлия, — неужели нельзя дождаться окончания службы, только батюшку отвлекают».

Служба шла своим чередом, но по окончании богослужения старенького батюшки нигде не было видно.

— Тетя Юля, мне так хочется еще раз увидеть батюшку — того, что кадил в начале службы, — сказала Юлина племянница Ксения.

На вопрос, как можно найти такого-то священника, приветливая женщина в свечной лавке улыбнулась:

— Так это же наш дорогой батюшка, митрофорный протоиерей Василий Ермаков. Возможно, он в административном здании – небольшой домик недалеко от храма, если, конечно, батюшка не уехал: он сейчас редко бывает на службе, часто болеет он, наш родненький.

Юля заметила, что в этой церкви особенно дружелюбная и даже какая-то домашняя атмосфера.

Перед административным зданием уже стояли человек двадцать: ждали отца Василия, никто не торопился, кто-то беседовал между собой. Так прошло минут пятнадцать. «Время идет, почему все просто стоят? Подойду-ка я к тому человеку. Он, похоже, охранник. Кстати, почему тут охранник? От кого охранять?», — начинала сердиться Юлия.

— Пожалуйста, скажите отцу Василию, что его здесь ждут.

— А он знает.

— ?

— Да Вы не беспокойтесь, выйдет батюшка, — улыбнулся человек в военной форме, представившийся Игорем. Он рассказал Юле, что отец Василий уже около 50-ти лет несет послушание старчества, что в его, Игоря, жизни старец помог разрешиться многим проблемам.

— Тетя Юля, если батюшки не будет через десять минут, мы уходим, — заявила Ксюша. Юля и сама начинала зябнуть от налетевшего холодного питерского ветра.

Ровно через девять минут на крыльцо вышел отец Василий. Восьмидесятилетнего священника поддерживали под локотки. Ожидавший народ с радостными возгласами двинулся к любимому пастырю. Юля тоже подошла под благословение.

— Домой придешь! — эти слова отца Василия были сказаны только Юле.

Батюшка продолжал общаться с подошедшими.

— Тетя Юля, что это значит: домой придешь? – спросила Ксения.

«И правда, надо спросить у отца Василия», – подумала Юля и снова подошла к священнику. Он уже собирался садиться в машину, водитель открыл дверь, чтобы помочь усадить батюшку.

— Отец Василий, когда можно с Вами поговорить?

— Я завтра с пяти утра буду в храме.

В маршрутке Юля и Ксения ехали молча, каждая думая о своем.

На следующий день, девятого мая, Юлия поднялась ни свет ни заря. В храме, несмотря на выходной день и раннее время, был народ. Литургия прошла торжественно, за ней отслужили панихиду – отца Василия не было. Через несколько минут начнется поздняя литургия. На второе богослужение пришло столько народа, что храм оказался тесным. Служил митрофорный протоиерей Василий Ермаков.

«Вот и эта служба позади, теперь пойду к отцу Василию», — решила Юля.

Увы, о том, чтобы подойти к батюшке, нечего было и думать: его сплошь окружили люди. Отец Василий на некоторое время вышел, а потом снова вернулся в храм. Поговорить с ним не было никакой возможности.

Юлю охватили беспокойство и растерянность: «Может, и не надо мне встречаться с батюшкой, нет на то воли Божией?» – размышляла она и в это время заметила, что толпа перед входом в храм куда-то исчезла. Юля подошла с вопросом к одному из послушников: «Скажите, как бы мне поговорить с отцом Василием?»

— А Вы с ним договаривались о беседе?

— Да, вчера он сказал, что будет здесь с пяти утра.

— Что же Вы не подошли к этому времени? Батюшка болеет, часто подолгу лежит в больнице, застать его в храме теперь очень трудно. Ну, ничего, не волнуйтесь, молитесь, надо будет вам встретиться – Господь управит.

И действительно, встреча состоялась. У правого клироса Юля увидела отца Василия. В следующий миг женщина уже стояла неподалеку и ждала своей очереди для беседы с батюшкой. Ее пригласили без очереди.

Юля почему-то говорила со священником совсем не о том, о чем хотела спросить, но услышала и увидела то, что для нее оказалось гораздо важней. «Пойдем-ка, детка, со мной», — позвал отец Василий, и Юлия оказалась в небольшой комнатке.

Здесь за столом сидела немолодая заплаканная женщина: горе у нее – дочь-наркоманка. Отец Василий смог найти нужные слова для скорбящей матери; расстроенная женщина скоро успокоилась, и было видно, что она верит: они вдвоем с батюшкой будут вместе в молитве, и дочь обязательно вернется к жизни.

Отец Василий нежно, как ребенка, гладит по голове взрослого мужчину: у человека тоже боль – жена убила ребеночка, сделав аборт. И для этого человека нашлись у батюшки слова ободрения.

Это потом, многое переосмыслив, Юля поняла, для чего отец Василий всюду водил ее за собой, беседуя с людьми. Незадолго до этого наша героиня пережила тяжелый период предательства; ей казалось, что подлее, чем поступили с ней, мало кому довелось пережить. Постепенно она стала замыкаться, постоянно жалела себя, а с окружающими становилась неприветливой, злой, черствой.

Вместе с отцом Василием они вышли на паперть. Люди ждали батюшку и сразу наперебой стали обращаться с вопросами. Ответы почти все получали сразу. Юля заметила, что с большинством батюшка был ласков, улыбчив, но несколько раз отвечал строго, даже жестко.

Этих двух женщин Юля увидела еще рано утром перед литургией. На голове одной из них был шарф — ничего удивительного: на улице ветрено и сыро, но только как-то он странно замотан – только глаза женщины видны. Когда отец Василий и сопровождающая толпа поравнялись с этой закутанной в шарф женщиной, Юля увидела, что священник оттолкнул ее. Это выглядело странно и неприятно. Что это значит? Почему отец Василий с ней так обошелся?

Люди с отцом Василием вошли в трапезную, а Юлия остановилась, не решаясь войти внутрь. На крыльце остались стоять те две женщины, и одна из них разматывала длинный шарф.

— Ты знаешь, мне батюшка сейчас вправил челюсть, — улыбалась, сказала одна из незнакомок, складывая шарф. – У меня же вывих.

Юля точно помнила, что батюшка оттолкнул женщину, а головы ее даже не касался.

В третий раз с отцом Василием Юля встретилась перед отъездом. Заканчивалась временная работа, и пора было возвращаться в свой город. Юлия очень хотела попрощаться с батюшкой, но по телефону ей не могли точно ответить, будет ли отец Василий сегодня в храме или нет.

Женщина ехала на Серафимовское и волновалась. Завтра с утра поезд, увидит ли она батюшку еще раз перед отъездом?

В храме пока несколько человек; Юля проследовала к административному зданию. Народу-то, народу! И отец Василий здесь, но не подойти: каждый хочет поговорить с батюшкой. Время неумолимо мчится вперед, вот уже и к вечерне зазвонили. Отец Василий направился к храму, народ окружает его со всех сторон.

«Нет, не удастся попрощаться», — расстроилась Юля. Батюшка остановился, и женщина оказалась совсем рядом с ним.

— Батюшка, как бы мне хотелось иметь Вашу фотографию, — оживилась радостная Юля.

— Наташа, — обратился отец Василий к одной из рядом стоящих женщин, — будь добра, принеси, и мои книги тоже.

Вернувшись, Наталья отдала принесенное батюшке, а тот все передал с благословением Юлии.

— Это для тебя, а вот подарки вашим прихожанам, — улыбнулся батюшка. – Ты во сколько завтра едешь?

— В десять утра, батюшка.

Вот и последнее благословение, и отцовский поцелуй. Женщину переполняли чувства, она думала: если среди людей может быть такая любовь, какова же любовь Божия?..

Жизнь потекла привычным руслом, только теперь Юля знала, что есть очень ей близкий и духовно родной человек – старец Василий.

Ранний звонок знакомой из Петербурга острой болью отозвался в душе: сегодня, 3 февраля 2007 года, ушел от нас батюшка Василий.

В ожидании прощания

Юля не могла не увидеть дорогого отца.

Северная столица встретила пасмурной погодой, изморозью и пронизывающим ветром. У Серафимовского храма выстроилась огромная очередь: как много людей любят батюшку и как им будет его не хватать! Горе объединяет людей: все находящиеся рядом и стоящие далеко позади, и те, кто скоро уже зайдет в часовню проститься с отцом Василием, в эти часы стали одной огромной семьей.

Они снова встретились через несколько часов — отец Василий и Юлия. Батюшка совсем не изменился: те же спокойные и одновременно волевые черты лица, те же мягкие руки.

Отец Василий

Грустно, что больше не будет рядом старца-советника, друга, отца, но верится, что теперь ТАМ будет молитвенник. Не зря батюшка отошел ко Господу в день празднования Святогорской иконы с дивным названием «Отрада или Утешение». Да, что-что, а уж дар утешать у отца Василия был.

Живет Юля по-прежнему в своем городке в Центральной России. Книги отца Василия Ермакова помогли не только ей; за батюшку теперь молятся и те, кто никогда с ним не встречался – он и для них стал родным и близким. Фотография отца Василия в Юлиной комнате всегда видна – она стоит на книжной полке.

Так хочется надеяться, что те слова, сказанные отцом Василием при их знакомстве, непременно исполнятся, а значит, тогда и в вечности батюшка и Юля будут всегда вместе, рядом.

https://www.pravmir.ru/domoj-pridesh-pamyati-protoi…siliya-ermakova/#ixzz2sBhO5oQJ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]