Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха.
Что будет с человеком, не признающим хоть один из столпов веры?
Тот, кто не уверует хоть в один из этих шести составляющих имана или засомневается в них, отойдёт от веры, т. е. станет кяфиром. Он должен сожалеть об этом, покаяться от всей души и просить Всевышнего о прощении. Затем он должен прочитать шахаду, понимая смысл читаемого. Нужно уверовать во все шесть столпов имана и в то, что всё, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), является истиной. Во всё это человек должен уверовать сердцем и произносить вслух.
Вера (иман) состоит из шести столпов. Кто отрицает хоть один из столпов веры или сомневается в нём, тот не является мусульманином, его ждут вечные муки на том свете.
Столпы веры:
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в ангелов.
3. Вера в книги.
4. Вера в посланников.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Вера в Аллаха
Вера во Всевышнего Аллаха заключается в нашей глубокой убеждённости в том, что у Него есть двадцать обязательно присущих Ему качеств или атрибутов, двадцать недопустимых (невозможных) и один допустимый для Него атрибут. Эти качества, которые называются сыфатами, обязан знать каждый мусульманин.
Качества, обязательно присущие Всевышнему Аллаху
Такими качествами Всевышнего являются: 1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Бесконечность. 4. Независимость. 5. Бесподобие. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Вечная жизнь. 11. Речь. 12. Всеуслышание. 13. Всевидение. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Разговаривающий. 19. Всеслышащий. 20. Всевидящий.
Истинная религия и разум требуют утверждения этих двадцати качеств по отношению к Аллаху. Кроме вышеназванных качеств у Всевышнего Аллаха есть ещё 99 прекраснейших имён-эпитетов («аль-Асмаъ аль-хусна»). Есть также неисчислимое множество совершенных качеств и великих имён, сущность которых знает только Он Сам.
Качества, не присущие Аллаху и недопустимые по отношению к Нему
Качества, противоположные двадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него: 1. Небытие. 2. Наличие начала. 3. Наличие конца. 4. Подобие кому-либо или чему-либо. 5. Зависимость от чего-либо или кого-либо. 6. Множественность. 7. Отсутствие могущества. 8. Отсутствие воли. 9. Незнание чего-либо. 10. Смерть. 11. Отсутствие речи. 12. Отсутствие слышания. 13. Отсутствие видения. 14. Не всемогущий. 15. Не имеющий волю на что-либо. 16. Не всезнающий. 17. Не вечно живой. 18. Не разговаривающий. 19. Не всеслышащий. 20. Не всевидящий.
Аллах чист от этих качеств, они являются не достойными Его. Недопустимость этих качеств по отношению к Аллаху доказывают истинная религия и разум. Аллах вообще чист от всех качеств, не соответствующих Его Величию и Совершенству.
Аллах не меняется во времени, и время не меняется для Него. Он сам меняет времена. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, вперёд, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, например на небесах или на Арше, или что Он везде, а такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Всевышнему Аллаху не присущи движение или статичность, Он не состоит из каких-либо органов или частей, Он не делится на какие-либо части. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чём не похожи на качества людей.
У Всевышнего есть ещё не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт.
Истинное величие, сущность Аллаха, Его совершенство, истину о Нём никто не в состоянии полностью осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания о Нём человечество получает от Него Самого через Его пророков и из Его книг. На этом свете никто не видит Всевышнего, а в вечной жизни Его увидят верующие.
Доказательством существования Аллаха являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, часы сделаны мастером, автомобиль или самолёт свидетельствуют о существовании их конструктора и т. п. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звёзды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения, от атома до галактик, свидетельствуют об их Создателе, устроившем такой порядок, управляющем ими и охраняющем их. Они сами по себе, без Создателя, не могут образовываться. Именно Аллах является Тем, Кто создал всё и управляет всем.
Человек, который, видя такие творения, тем не менее не верит в существование Аллаха, является тем, кто опровергает свой разум, не доверяет ему и не получает от него никакой пользы.
Столпы исламской религии: обязанности мусульман
Говоря о религии мусульман, важно отметить, что правильности толкования догматики ислама недостаточно для познания Бога. Любой догме должно сопутствовать действие, подтверждающее веру. Без подкрепления веры практикой она очень быстро утратит силу побуждения и свою жизнеспособность. Поэтому только систематическое подкрепление веры правильным соблюдением обрядовых религиозных действий может свидетельствовать об исполнении мусульманина основных обязанностей перед Аллахом.
5 столпов Ислама
- Исповедание шахада. Это подразумевает произнесение слов, свидетельствующих о том, что человек-мусульманин не знает иного бога, помимо Аллаха и что Мухаммед представляет собой, несущего учения Его, посланником. В течение всей жизни мусульманин должен следовать учениям, донесенными пророком до людей, а его жизнь должна быть единственным верным примером для следования и подражания.
- Молитва. У мусульман это намаз и салят. Молятся приверженцы ислама 5 раз в день, тем самый оживляя веру в создателя и укрепляя ее. Молитва это своего рода напоминание человеку о необходимости следовать высшим принципам морали. Во время намаза сердце очищается. Молитва позволяет создать препятствие к совершению человеком дурных действий и помыслов. Во время молитвы человек обращен в сторону Мекки. Особо торжественные молитвы совершаются в пятницу.
- Ураза или пост. Месяц Рамадан – важнейший месяц в году мусульман. Важно, чтобы пост соблюдался с искренним желанием. Только в таком случае это позволит человеку выработать силу воли, терпение и бескорыстность. Кроме того, соблюдение ураза позволяет сформировать правильное сознание общества. На протяжении 30 дней верующие полностью отказываются от питья, полового сношения и пищи до наступления ночи. Конечно есть и категории людей, которым позволено не соблюдать пост (беременные, больные и др.). В эти дни также нельзя мыться в светлое время суток.
- Помощь нуждающимся (или закят) или милостыня. Закят служит способом очищения человека. Хотя такая ежегодная обязательная милостыня служит своего рода налогом (в средние века закат официально и признавался налогом) в денежном или товарном эквиваленте, который расходуется на благотворительность. Но каждый мусульманин понимает, что за милостыней скрывается более глубокий смысл, чем просто помощь малоимущим.
- Хадж хотя бы раз в жизни (паломничество в Мекку). Каждый кому позволяют финансовые возможности и состояние здоровья обязан посетить Мекку. Следует заметить, что деньги для совершения хаджа должны быть «чистыми». Обязательным действом паломничество должно быть побивание столба Шайтана камнями и обхождение Каабы семь раз.
Вера в ангелов
Верить в ангелов необходимо в общем виде, а также конкретно по именам, как об этом упоминается в священном Коране и благородных хадисах. Существование этих ангелов является истиной.
Как необходимо верить в ангелов в общем виде?
Мусульманин должен верить, что ангелы являются чистыми, безгрешными и почтенными рабами Аллаха, созданными Им из света (нура). Они строго выполняют повеления Аллаха и никогда не ослушаются Его. Им не надоедает поклоняться Аллаху. Они не едят, не пьют, не спят и не имеют пола. Ими заполнены небеса и земли, и их количество знает только Всевышний. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут.
Как необходимо верить в ангелов по именам?
Мусульманин должен знать поимённо и верить в существование нижеперечисленных ангелов: Джабраил – передаёт откровения от Аллаха пророкам; Микаил – раздаёт блага и имущество на земле; Исрафил – вострубит в Рог (Сур), возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, чтобы воскресить творения из мёртвых; Азраил – забирает души людей по окончании их жизненного срока (ангел смерти). Они являются архангелами, то есть главными ангелами.
Необходимо верить и в то, что является истиной существование ангелов Ракиба и Атида – записывающих хорошие и плохие деяния рабов Аллаха; Мункара и Накира – уполномоченных и ответственных за могильный допрос; Ризвана – руководящего ангелами, которые содержат Рай, и Малика – руководящего ангелами, которые следят за порядком в Аду; ангелов, совершающих обход вокруг Арша, несущих на себе Арш, и других ангелов.
Если спросят, откуда вы знаете о существовании ангелов, то ответ таков: это известно из Корана и хадисов, ибо в них содержится только истина.
Язык
Официальный язык Саудовской Аравии – стандартный арабский, относящийся к западно-семитской группе афразийской семьи. Один из его диалектов – классический арабский, в виду своего архаического звучания в настоящее время применяется главным образом в религиозном контексте. В быту используется аравийский диалект арабского (аммия), наиболее близкий к литературному арабскому языку, который развился из классического языка (эль-фусха). Внутри аравийского диалекта различаются близкие между собой говоры Хиджаза, Асира, Неджда и Эль-Хасы. Хотя различия между литературным и разговорным языком здесь менее заметны, чем в других арабских странах, язык городских жителей отличается от диалектов кочевников. Среди выходцев из других стран распространены также английский, тагальский, урду, хинди, фарси, сомали, индонезийский и др.
Вера в книги
Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил (мир ему) передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующие книги: Таврат (Тора) – ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (мир ему и благословение). Из свитков же пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.
Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.
Население
В 2003 в Саудовской Аравии проживало 24 293 тыс. чел., в т.ч. 5576 тыс. иностранцев. С момента первой переписи, проведенной в 1974, численность населения возросла в 3 раза. В 1990–1996 среднегодовой прирост населения составлял 3,4%, в 2000–2003 – 3,27%. В 2003 рождаемость была 37,2 в расчете на 1000 человек, смертность – 5,79. Продолжительность жизни – 68 лет. В возрастном отношении более половины жителей страны моложе 20 лет. Женщины составляют 45% населения. По прогнозам ООН, численность населения к 2025 должна возрасти до 39 965 тыс. чел.
Состав населения. Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии составляют арабы (саудовские арабы – 74,2%, бедуины – 3,9%, арабы Персидского залива – 3%), в большинстве своем сохранившие племенную организацию. Наиболее крупные племенные объединения – аназа и шаммар, племена – авазим, авамир, аджман, атайба, бали, бейт ямани, бени атийя, бени мурра, бени сахр, бени яс, вахиба, давасир, дахм, джанаба, джухайна, кахтан, манасир, манахиль, муахиб, мутайр, субей, сулейба, шарарат, харб, хувейта, хутейм и др. Племя сулейба, населяющее северные районы, считается неарабского происхождения и состоит по некоторым данным из потомков крестоносцев, захваченных в плен и обращенных в рабство. Всего в стране насчитывается более 100 племенных объединений и племен.
Кроме этнических арабов, в стране проживают саудовские арабы смешанного этнического происхождения, имеющие турецкие, иранские, индонезийские, индийские, африканские корни. Как правило, это потомки паломников, осевших в регионе Хиджаза, или африканцев, ввозившихся в Аравию в качестве рабов (до отмены рабства в 1962 в стране насчитывалось до 750 тыс. рабов). Последние проживают преимущественно в прибрежных районах Тихаме и Эль-Хасы, а также в оазисах.
Иностранные рабочие составляют ок. 22% населения и состоят из несаудовских арабов, выходцев из африканских и азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Филиппин), а также незначительного числа европейцев и американцев. Арабы иностранного происхождения живут в городах, в районе нефтепромыслов и районах, пограничных с Йеменом. Представители всех остальных народов сосредоточены в крупных городах и на нефтепромыслах, где образуют, как правило, более половины всего населения.
Вера в посланников
Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца. Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение). Предыдущие посланники были направлены Всевышним в определённые страны, к определённым народам и в определённое время. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение), завершающим звеном в цепочке пророков.
Необходимо знать по именам и верить в следующих пророков, чьи имена упомянуты в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Аюб, Зулькифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса, Юнус, Закарья, Яхья, Иса, Мухаммад (да благословит их всех Аллах и приветствует).
Посланники (расуль) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение и повеление довести его до людей. Пророки (наби) – это тоже особые рабы Аллаха, избранные Им из человечества и получившие откровение от Аллаха, однако они не получили повеление довести его до людей. Посланники одновременно являются и пророками. Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые учёные говорят, что пророков всего было 124 тысячи, из них 313 являются посланниками.
Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса (муджизаты), которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.
Качества пророков
Качества, обязательно присущие пророкам
Всевышний Аллах наделил пророков следующими совершенными качествами, обязательно присущими им: честность, правдивость во всём, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей; пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.
Качества, недопустимые для пророков
Качества, противоположные перечисленным выше, пророки иметь не могут, то есть они недопустимы для них, и все пророки чисты от них. Это: нечестность, лживость, греховность, интеллектуальное несовершенство, сокрытие от людей откровений, переданных Всевышним для доведения до них; пророками не могут быть женщина или раб.
Качества, допустимые для пророков
Допустимыми для пророков являются различные качества и свойства, присущие всем людям. Например, приём пищи и питья, сон, женитьба, занятие торговлей, гнев, недомогание, смерть, выражение радости и печали, усталость, отдых и т. д. Однако болезни (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), которые могут подорвать их авторитет и принизить их степень в глазах людей, пророкам не присущи.
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – следующие пятеро: Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им всем). Этих пятерых пророков называют «улюль-азми» («обладатели твёрдой решимости»). Из них самым почитаемым, избранным из всего человечества, самым ценным и лучшим из созданий Аллаха, посланным Им как милость для всех миров, является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Государственное устройство
Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (Шариата).
С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства и религиозный лидер страны (имам) – Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) с 13 июня 1982 страной правил Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. 1 августа 2005 скончался король Саудовской Аравии Фахд и правителем стал наследный принц Абдалла, брат Фахда.
Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами Шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.
По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом.
Вера в Судный день
Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, начиная со дня смерти, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности под названием Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и дурных деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, Хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., – всё это является истиной. Об этом нам повествуют Коран и хадисы, а в них содержится только истина.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным и непреходящим пристанищем человека.
Судебная система
В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения Шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи — кади.
Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.
В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней.
Вера в предопределение судьбы
Мусульманин должен верить в то, что всё в этом мире, будь то хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал ещё до сотворения Вселенной. Однако людям дано право выбора между добром и злом. Всевышний Аллах одарил людей разумом, чтобы они могли различать добро и зло, послал к ним пророков, чтобы обучить их совершению благого и отдалению от запретного, и ниспослал им книги. Он рассказал о вознаграждении, которое ждёт в Вечном мире совершившего добро, и о наказании, предназначенном совершившему зло. Поэтому тем, кто совершает добро, Всевышний Аллах доволен, а совершивший зло навлекает на себя Его гнев.
Канонический отдел портала islam.ru
Внешняя политика
Саудовская Аравия – член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 – член МВФ и МБРР, с 1960 – член Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии Войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации – Исламского банка развития, созданного в 1969.
Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений». Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.
Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые они были установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.
Образование
Образование является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских государственных школ.
В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. Численность студентов университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава – 9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей.
Благодаря государственным образовательным программам властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения.
Образ жизни
Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства.
Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей. В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн).
Кто положил начало мусульманскому летоисчислению?
Традиционно исламский мир живёт по собственному календарю, состоящему из 354 дней, и ведущему летоисчисление от 16 июля 622 года – дня переселения пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину. Это событие явилось ключевым в истории ислама, и именно в тот день его основатель положил начало отсчёта нового времени. Поскольку мусульманский календарь на 10 – 11 дней короче общепринятого (солнечного), все даты в нём ежегодно смещаются, в том числе и даты его двух главных праздников.
Положение женщин
Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины. Женщины не появляются в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног.
Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде.
Основной обязанностью жены является уход за мужем и воспитание детей. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен.
Женщина может обратиться к кади с требованием развода, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.
Медицина
В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны – от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен.
Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку.
Значение деятельности пророка
Мухаммеду удалось создать религию, которая стала мировой. Кроме того, он объединил арабские племена, вывел их из политического хаоса. Благодаря этому они вскоре начали проводить политику масштабных завоеваний, распространяя ислам по миру. Военные походы приносили богатство и славу, ведь армия отличалась жесткой дисциплиной и единством. Эти два принципы заложил основатель религии, который понимал, что по-другому объединения языческих племен арабов не добиться.
Пророк провозгласил, что есть только один Бог (Аллах) и именно он создал Вселенную. Также арабы были организованы Магометом в единое общество, ставшее исламской общиной мусульман, полностью преданных Аллаху. В своих проповедях призывал бороться с идолопоклонством, начав со своих соотечественников.
Экономика
В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль над основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и играет ведущую роль в ОПЕК. Доказанные запасы сырой нефти составляют 261,7 млрд. баррелей, или 35 млрд. т (26% всех запасов), а природного газа – около 6,339 трлн. куб. м. (на январь 2002).
Имеются также запасы железных руд, хрома, меди, свинца, цинка, золота.
Нефть приносит стране до 90% доходов от экспорта, 75% государственных доходов и 35–45% ВВП. Приблизительно 25% ВВП поступает из частного сектора. В 2001 ВВП Саудовской Аравии был эквивалентен 241 млрд. долл., или 8460 долл. на человека.
Что такое халяль
В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». Однако в обыденной речи под «халяль», как правило, понимают разрешенную пищу. К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных (говядина, баранина и др.), если они были убиты не по правилам (например, задушены, забиты палками или просто убиты без упоминания имени Бога) либо умерли своей смертью. В мусульманских общинах, принадлежащих к разным правовым школам, некоторые правила о халяльной пище могут различаться. Кроме того, мусульманам запрещено употреблять алкоголь. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни.
Понятие государства
Идеальная форма организации государственности в Коране мыслиться как эгалитарная светская теократия. В ней все верующие являются равными перед законом Бога. В религии не было институционального оформления церкви и духовенства, чтобы люди самостоятельно общались с Аллахом. В теократической стране законодательная власть принадлежала Корану, а исполнительная, как и светская, религиозная – Богу. Ее осуществление в государстве идет через халифа, выполняющего роль главы мусульманской общины. Также он был военным, административным и религиозным предводителем группы. Под его началом все члены общины приносили клятву слушаться Бога.
ПОКЛОНЕНИЕ
- Поклонение во время затмения солнца и луны
- Польза Рамадана
- Салаўат — благословения на пророка Мухаммада (ﷺ)
- Хаджж
- Достоинство поста в день `Ашура
- Ты ещё не читаешь намаз?
- Что значит день `Ашура для мусульман?
- Я мусульманин
- Возмещение намазов
- Намаз за одно занятие
- Полное омовение (гусль)
- Пост в месяц Рамадан — это четвертый столп Ислама
- ХАДЖ — это пятый столп Ислама
- Молитва витр (ўитр-намаз)
- Пост в понедельник и четверг является сунной
- Как делать дела «ради Аллаhа»?
- Не отчаивайтесь в милости Аллаhа!
- Цель земной жизни
- Покаяние
- О достоинстве азана
- Бид’а – это непозволительное нововведение
- Что такое намаз ад-духа?
- Советы: как бороться с ленью, скукой и депрессией?
- День `Ашура
- Таяммум
- 6 причин считать пятницу особенным днем
- Оживление мечетей
- Встречаем Рамадан
- Констатация наступления Рамадана и установления, касающиеся видения молодого месяца
- Как совершить омовение и гусль?
- Предписан вам пост…
- Месяц прощения и милости
- Кратко о посте в месяц Рамадан
- Важность соблюдения намаза
- Закят – очищающая милостыня
- Месяц Рамадан
- Поклонение во время затмения солнца и луны
- Польза Рамадана
- Пост в месяц Рамадан
- Хаджж
- Ширк – самый большой грех
- Пятничная проповедь о посте в месяце Рамадан
- Пост — достойный вид поклонения
- Рамадан — месяц покаяния
- Поклонение после Рамадана
- Благие дела, как следствия поклонения
- Узаконенность жертвоприношения
- Курбан Байрам