Наука и религия: история взаимоотношений в древности и в современности


Вера и знание, мистика и реальность, наука и религия — понятия, которые спорят между собой все время, что существует человечество. Чаще всего первое конфликтует со вторым, тем самым создавая черно-белую систему координат, где дух противопоставлен материи, ученый — священнику, и одно пересекаться с другим не может по определению.

Но в действительности картина гораздо сложнее. Да, религии основаны на постулатах и символах веры, принимаемых их последователями по умолчанию. Но и в академической среде были и есть свои светила-патриархи, чей авторитет порой столь же силен, как у ветхозаветных пророков, а догмы неоспоримы — так, геоцентрическая система мира оставалась незыблемой веками. При этом храмы не раз оказывались местом для дискуссии, а религиозное право часто содержало в себе не только жесткие предписания, но и последовательную, рациональную полемику по целому ряду житейских вопросов.

История взаимоотношений

Религиозная и научная сфера человеческой жизни на протяжении истории взаимодействовали по-разному. Древность показывает нам скорее их смешение, частое дополнение друг друга и лишь немногие примеры противостояний. Средние века — время жесткого конфликта, гонений и преследований ученых. В Новое время роли начинают меняться, а в минувшем столетии уже приверженцы религии все чаще обвинялись в мракобесии и порой жестоко преследовались. В наши дни положение усложнилось — отношения веры и науки обрели множество форм, где есть место и конфликтам, и диалогу, и взаимному проникновению идей и концепций.

Античный период

В эпоху самых первых цивилизаций Древнего Востока уже можно говорить о преднауке — приведении существующих знаний в систему для решения насущных проблем и задач. Важную роль играли служители культа, а также разного рода знахари: в рамках астрологии стали возникать зачатки астрономии, а целительство методом проб и ошибок закладывало основы медицины.

Вместе с тем преднаука носила почти полностью прикладной характер. Геометрия Древнего Египта имела большую практическую ценность как набор руководств к действию, но ей были не знакомы понятия теоремы или доказательства.

Однако уже в Древней Греции положение начинает меняться:

  • практические знания соединяются с первыми научными методами;
  • вводится понятие гипотезы;
  • формируется логическое мышление;
  • приемы исследований систематизируются и классифицируются.

Главная роль в этих процессах принадлежит Аристотелю. Возникает платоновская Академия и первые научные дисциплины, а греческие и индийские мыслители независимо друг от друга разрабатывают основы теории элементарных частиц и понятие атома.

Рационализм против магического сознания и логика против догмы — два главных признака научно-религиозного противостояния в эпоху античности.

В этот же период возникает атеизм как форма мировоззрения, а ученых за критику религии начинают преследовать и даже убивать. Один из первых материалистов — Гераклит — отвергает идею сотворения мира высшими силами, высмеивает поклонение богам. Великий ученый-медик Гиппократ яростно боролся с магией и колдовством, противопоставлял медицинскую науку и религиозные предрассудки, связанные с лечением болезней. Аристотель подвергался преследованиям за свои взгляды, а Сократ был и вовсе казнен по обвинению в богохульстве.

Средневековье

Начало данного периода часто именуют Темными веками — временем деградации почти всех областей человеческого знания, культуры и искусства. Так было в Европе.

Но на Востоке дело обстояло иначе:

  1. Арабы активно заимствуют научные достижения завоеванных стран, античное наследие сохраняется и переводится.
  2. Особенно активно развивается астрономия и математика, само слово «алгебра» — арабского происхождения.
  3. В 970 году в Каире основывается университет Аль-Азхар — один из старейших в мире.
  4. Самаркандец Улугбек создает обсерваторию.
  5. Иранец Ибн Сина пишет медицинские трактаты, развивается алхимия.

В рамках исламского богословия и законотворчества широко развивается восточная школа философии. Ведутся диспуты как о высоких материях, так и о вполне земных делах — например, трактовка тех или иных положений шариата и их применение. Для этого арабский язык создает собственный понятийный аппарат для логического и аналитического метода.

В исламском мире раннего Средневековья религиозная вера и научное знание не только мирно сосуществуют, но даже дополняют друг друга.

Европейская средневековая наука долгое время занималась в основном вопросами богословия, светские науки пришли в упадок. Однако в рамках теологии развивалась схоластика — дисциплина, где религиозно-догматический подход сочетался с аристотелевской логикой. Но в целом этот период отмечен абсолютным господством религиозной картины мира в обществе. Служители церкви активно выступают против научных знаний.

С XII века контакты с мусульманским миром, отвоевание Сицилии и Реконкиста в Испании возвращают Европе наследие античной науки — теперь уже в арабском переводе. Продолжает развиваться схоластика, во Франции возникает ученое сообщество, известное как Шартрская школа. Ее участники пытались сочетать научную методологию с христианской религиозной философией. В их трудах получила окончательное оформление концепция о том, что Вселенная, будучи сотворенной, развивается по заложенным Богом законам уже самостоятельно, а человек наделен разумом и потому может познавать окружающий мир.

Попытки схоластиков и натурфилософов найти место науке в религиозном взгляде на мир встретили жесткую критику со стороны церкви. Пути служителей религии и ученых расходятся.

В эпоху Возрождения эта тенденция усиливается. Географические открытия и изобретение печатного станка способствуют накоплению и распространению новых знаний. В 1440 году в Италии выходит трактат «О подложности Константинова дара». В этом труде была доказана подложность документа VII века, который декларировал примат церковных властей над светскими. Трактат являлся образцом, заложившим основы научной и исторической критики, а также филологического анализа.

Новое время

В этот период начинается общий поворот от догматического и религиозного мировоззрения к научному. Идет жесткая борьба, церковь обвиняет ученых в ереси, подвергает их гонениям и казням — в этом усердствуют не только католики, но и «прогрессивные» деятели протестантизма. Инквизиция преследует Галилео Галилея, а Джордано Бруно и Мигеля Сервета сжигают на кострах заживо. В 1559 году римская курия начинает издавать «Индекс запрещенных книг», куда католическая цензура включала и крамольные научные труды.

В научной методологии происходит настоящая революция. Ранее главной идеей была передача и сохранение знаний, преобладал дедуктивный подход — выводы делались от общего либо авторитетного постулата к частному заключению. Логика признавалась более годным инструментом, чем практический опыт.

Индуктивный подход — от частного или экспериментального опыта к общей закономерности. Он побеждает и становится главной чертой науки Нового времени.

Открываются законы физики и механики, развивается астрономия и медицина. В 1687 году Исаак Ньютон издает эпохальный труд под названием «Математические начала натуральной философии», где были изложены основы классической механики и закон всемирного тяготения. Книга подхлестнула интерес к научному знанию и его популяризации. Следующий XVIII век стал эпохой Просвещения и отмечен изданием множества энциклопедий, несущих мировоззрение, которое уже слишком сильно отличалось от религиозного.

Философия отделяется от богословия — теперь она способна существовать как светская научная дисциплина. Выходят труды Канта и Вольтера, сфера влияния религии неуклонно сужается. Возникает все больше вопросов, на которые церковь, в отличие от ученых, не может найти ответа. Атеистические идеи находят все больше поклонников.

Современность

В XIX веке наука продолжает теснить религию в сознании людей. Быть ученым теперь — профессия. Новые открытия в естественнонаучной сфере делают мир в глазах еще более понятным, в нем все больше рационального и меньше таинственного и мистического. Но главный удар был нанесен биологом Чарльзом Дарвином — его теория эволюции признается официально и напрямую ставит под удар идею сотворения мира.

Теперь уже светское мировоззрение активно теснит религиозное, причем последнее нередко считается признаком мракобесия и отсталости. Коммунистические режимы в ряде стран открыто пропагандируют атеизм и преследуют людей за религиозную точку зрения. Теория эволюция становится частью школьного курса биологии.

Многие явления наука по-прежнему не может объяснить. Возникновение и развитие Вселенной, ее границы, возможность загробной жизни, человеческая душа как субстанция — на эти вопросы ученые не могут дать однозначные ответы.

На сегодняшний день научный и религиозный подходы находят разное применение. Помимо воинствующих атеистов и ортодоксальных верующих, понимающих библейские тексты буквально, достаточно людей, которые вполне верят как в Бога, так и в науку одновременно. В новом столетии ученые и священники нередко находят общий язык.

Верующие ученые: список наиболее знаменитых

Что говорили выдающиеся верующие ученые о Боге? Перечислим наиболее известных учёных-христиан, живших в последние несколько столетий. То есть именно тогда, когда религиозная картина мира перестала быть обязательной и единственной. Человек стал более осознанно делать свой мировоззренческий выбор.

Иоганн Кеплер. В сочинении «Гармония мира» математик и астроном Кеплер обращается к Богу:

«Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!».

Исаак Ньютон. Ему принадлежат слова:

«Чем дальше человек проникает в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана».

В невероятно сложном, но стройном и гармоничном живом мире физик видел произведение мудрого и могущественного «вечно живого Деятеля».

Карл Линней. Когда естествоиспытатель и медик Линней завершил одно из своих исследований, он воскликнул, что словно беспредельный и всеведущий Бог прошёл мимо него:

«Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении…Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство!»

Луи Пастер. Химик и биолог Пастер признавался, что молился во время своих исследований и непрестанно изумлялся делами Творца:

«Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки».

Михаил Ломоносов. Великий учёный-естествоиспытатель настаивал на пользе гармоничного сочетания науки и веры. Называл природу Евангелием, которое торжественно благовествует о творческой силе, премудрости и величии Господа.

Иван Павлов. Выдающийся физиолог был воцерковлённым христианином. Заявлял, что, благодаря исследованиям, убедился в существовании у человека бессмертной души.

Макс Планк. Знаменитый физик говорил, что в религии Бог является фундаментом, началом всякого размышления, а в науке – его концом, вершиной.

О своём религиозном мировоззрении заявляли и такие великие учёные как Галилео Галилей, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей, Чарльз Бэббидж, Макс Борн, а также многие другие.

Сходства и различия в картине мира

В течение многих веков не существовало четкой грани между научными и религиозными дисциплинами. Разделение на духовную и светскую сферу жизни и границы между ними — явление позднее. Окончательно церковь отделилась от государства лишь в ХХ столетии.

Объект и предмет познания

В древности роль религии была всеобъемлющей — она являлась и источником знаний о мире, и морально-нравственным императивом, и основой мировоззрения. Скудные практические знания лишь дополняли эту картину. Теперь же именно наука несет людям знания об окружающем мире и его материальных явлениях.

Для религии главный вопрос — место человека в этом самом мире и его взаимоотношения с высшими силами. Судьба души при земной жизни и после нее, грех и добродетель, загробное воздаяние и искупление — вещи, выходящие за рамки материалистического взгляда.

Цели и задачи

Для ученого целью является изучение окружающего мира в его материальном аспекте. Новые открытия тем самым могут улучшить качество жизни людей.

Служитель церкви видит свою задачу в спасении души верующего и обеспечении ее благого загробного существования и спасения от греха. Акцент в повседневной жизни ставится на морально-нравственные вопросы.

Особенности изучения

Для научного подхода характерна опора на факты и опытное знание как источник, дедуктивный, индуктивный и иные методы осмысления реальности. Изначально допускается, что тот или иной факт либо закономерность могут быть переформулированы, дополнены или даже опровергнуты.

Основа религии — символ веры и набор догматических постулатов, которые ее последователь принимает по умолчанию. Они не могут быть пересмотрены или опровергнуты, а в роли авторитетного источника выступает священный текст и постановления иерархов либо ученых-богословов. Но дискуссия вполне может оказаться уместной, как в изначально религиозной науке — схоластике.

Точки соприкосновения

Оба подхода особенно часто встречаются и взаимодействуют в сфере антропологии и психологии. Сформировавшийся во многом на почве идей Просвещения светский гуманизм нередко пересекается с гуманизмом христианским. Методы психологии и психотерапии напрямую заходят в поле религии, раскрывая тайны человеческой души и затрагивая вопросы о смысле жизни. Одновременно ученые-физики и биологи исследуют вопрос жизни и смерти, не оставляя без внимания религиозный опыт людей.

«Наша беда в том,что мы разучились правильно задавать вопросы»

— Но тем не менее многие и сегодня утверждают, что наука занимается описанием только материальных объектов.

— Не обязательно. Возьмите, например, социологию: здесь описывается виртуальный мир человеческих интересов, борьбы субъектов. Или психология. То же самое мы видим и в религиоведении. Ученому совершенно неважно, истинно ли то или иное верование или нет. Его задача показать, как была устроена эта религия, какие социальные реалии она создавала, как со временем менялся ее идейный каркас. Поэтому современная интеллектуальная дисциплина требует, чтобы ученый научился четко понимать, по каким правилам и на каком поле он ведет сейчас игру — для того, чтобы избежать ошибочных интерпретаций. И я, как ученый, никогда не стану рассказывать коллегам о своих мировоззренческих симпатиях. Точно так же и в религиозном поле научные аргументы, по моему убеждению, просто-напросто неуместны (если они не относятся, конечно, к конфессиональным наукам).

— Почему неуместны?

— Давайте приведем пример из другой сферы. Представьте, что нейробиолог попробует с помощью языка науки объяснить какие-то явления в области искусства. Любой поэт или музыкант, ознакомившись с таким исследованием, скажет такому ученому: «Вы пытаетесь объяснить мне творчество с помощью взаимодействия сетей нейронов в моем мозгу? Но поймите, ни мне, ни моему слушателю или читателю это не нужно. Мы из другого мира, где действуют совершенно другие правила». Вот наглядный пример некорректного перехода из одной области в другую. Ученому для своей научной сферы может быть и полезно будет провести такие исследования, но для человека искусства в этом нет никакого смысла.

Можно привести другой пример. Известно, что современные ученые занимаются изучением того, как религиозное мировоззрение влияет на наш мозг. И ясно, что какую-то логическую и биологическую взаимосвязь можно будет найти. Но для самого верующего человека такое исследование ровным счетом ничего не объяснит. И если ученый таким образом попробует его в чем-то убедить, то покажет свою научную некомпетентность. Верующему человеку после того, как он ознакомится с этими данными, совершенно не обязательно, условно говоря, крест с себя снимать.

Ясно, например, что знаменитое мистичес­кое видение математика и философа Блеза Паскаля (точное содержание которого нам неизвестно, хотя свои впечатления от пережитого мыслитель оставил в виде записки «Мемориал») обусловлено тем, что в его мозгу была опухоль. Однако наличие такой болезни у Паскаля никак не компрометирует то, что он видел. Потому что больных много, а Паскаль один. Абсолютно не важно, на каком именно «топливе» работало его сознание. Безусловно, и научные, и психоаналитические, и исторические, и социальные объяснения того или иного явления могут быть очень полезны. Но здесь важно поставить вопрос: что именно мы от этих интерпретаций хотим?

Представьте, что вы пишете на компьютере текст, и в какой-то момент к вам подойдет программист и спросит: «Хотите, я сейчас объясню вам, как устроен этот текст», и потом продемонстрирует, как в компьютере работают определенные электрические связи, создающие текстовую картинку на экране. Что в данном случае лично вам это даст? Ничего. Такая информация пригодится в том случае, если нужно будет компьютер починить, или когда текст, который вы набираете, не будет соответствовать тому, что отображается на экране. Поэтому так важно корректно ставить вопрос и не путать один язык интерпретации с другим.

— Почему в таком случае сегодня постоянно апеллируют к науке как к истине в последней инстанции?

— Такая апелляция, как мне кажется, связана с проблемами в медийно-информационном пространстве. Человек прочитал книгу одного исследователя, но при этом не знает, что таких ученых много, что они разные и у них подчас по одной и той же проблеме позиции расходятся, что они спорят друг с другом. Такому человеку нужно просто объяснить, что, во-первых, всегда существуют сообщества экспертов, которые постоянно друг с другом дискутируют, а во-вторых, напомнить, что следствие нужно объяснять адекватными причинами. Что я имею в виду? Например, текст, что я набираю на компьютере, зависит только от меня, а не от системного блока. А вот то, что мои мысли отображаются в виде текста на экране, зависит уже от компьютера.

Беда современных, даже образованных людей заключается в том, что они плохо формулируют вопрос. А ведь еще в древней Греции знаменитый Сократ весь свой философский метод построил на коррекции задаваемых вопросов. Он просто учил людей правильно их задавать.

Современный человек, формулируя вопрос некорректно, получает на него соответствующий ответ. Конечно, можно пытаться объяс­нить духовную жизнь психоанализом, социологией или материальным базисом. В этом есть своя польза, но строго научная, которой можно пользоваться исключительно в рамках ее поля. Ни в коем случае нельзя прыгать из одной области в другую. Самое неприятное в современной культуре заключается в том, что у нее совершенно утрачено чувство границы, при переходе которой ты попадаешь в другую юрисдикцию, где действуют уже другие законы. Между прочим, и у верующих людей в этом вопросе тоже возникают проблемы, когда они начинают подгонять научную истину под религиозный взгляд на мир. Всегда нужно помнить об этих границах и быть осторожным. Это касается и ученых, и верующих.

Место религии в науке

Иногда и научная сфера может обретать религиозные черты — например, такие, как ориентир на догму и набор непогрешимых утверждений, а также иметь собственных непоколебимых авторитетов и «пророков». Созданный в советское время диалектический материализм и некоторые течения в сфере биологии и агрономии имели все черты научной религии без Бога.

Религиозные течения в научных дисциплинах

Креационизм — концепция, стремящаяся обосновать идею сотворенности мира и человека Богом и опровергнуть теорию эволюции. Она часто использует для аргументации научную методологию и инструментарий, хотя материалистически настроенные ученые эти доводы не признают.

Трансперсональная психология — направление, возникшее как результат осмысления мистических практик разных народов и измененных состояний сознания человека путем экспериментов с техниками гипноза и психоактивными веществами. Пользуется известной популярностью в эзотерической среде, но большинством психологов осмысливается критически.

Мнения ученых о сторонниках и противниках религии

Среди самих ученых мужей было и есть множество верующих — так, великий физик Ньютон являлся глубоко религиозным человеком. Но в целом научная среда склонна к светскому, атеистическому или агностическому осмыслению действительности. Однако некоторые аспекты могут отличаться в зависимости от страны и менталитета.

Общее мнение исследователей таково — религиозность зависит от степени развития общества и уровня образования, и это общемировой тренд. Особняком здесь стоят США: в этой весьма развитой стране очень большой процент людей верит в Бога, регулярно ходит в церковь и читает Библию, причем это далеко не всегда небогатые фермеры. При этом форпостами атеизма и левых убеждений являются именно университеты и научная среда. В СМИ и социальных медиа наблюдается острое идейное противостояние между ними и набожными консерваторами из американской глубинки.

Эволюция сознания

В начале XX века британский религиовед и антрополог Джеймс Фрезер предложил теорию, согласно которой человечество имеет три взгляда на окружающий мир. Согласно его версии, в обществе происходит эволюция мышления от низшего к высшему. Сначала человечеству присуще магическое мышление, затем религиозное и, наконец, мировоззрение научное.

Если человек не понимает взаимосвязь механизмов и явлений физического мира, он стихии делает богами, а с помощью последовательности примитивных ритуалов и действий старается повлиять на окружающий мир. Это магизм. Религиозное мышление проявляет себя как вера в сверхъестественные силы, с помощью которых функционирует вселенная и которые можно умилостивить с помощью просьбы (молитвы) или принесения жертв. И только научное мышление дает наиболее точный ответ на вопрос, какие явления и физические законы лежат в основе нашей жизни, и, главное, как можно этими законами управлять. Несмотря на то, что взгляды Фрейзера достаточно жестко критиковались, многие люди по сей день считают именно научное мышление наиболее предпочтительным и наиболее прогрессивным. Но так ли это?

Место науки в религии

Библейские сказания всегда притягивали исследователей. Лингвистика, физика, биология и археология занимаются анализом событий, персонажей и артефактов, упомянутых на страницах Писания. То, что одни принимают на веру, другие пытаются логически доказать либо опровергнуть. Археологические экспедиции продолжают искать гробницу семейства Иисуса Христа, скрижали Моисея, обломки Ноева ковчега и свитки с текстами апокрифических Евангелий. Там, где одним достаточно догмы, другим нужна доказательная база. Есть вопросы, в которых знание и вера вряд ли легко придут к согласию.

Американский ученый опасается, что проникновение религии в сферу науки и образования может исказить сознание людей. Об этом в видео:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]