У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).
Запрос «Церковная десятина» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
Десяти́на
(др.-евр. מַעְשַׂר; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17, ; 14:22, ).
Десятина как единица измерения
До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина — это единица для измерения земельной площади.
Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси — это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название «десятина».
Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.
При этом казенная десятина — это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны — «тридцаткой» (при размере 80 и 30 саженей) или «сороковкой» (60 и 40 саженей).
Примечания[ | ]
- В.А. Аликин История и практика Ранней Церкви.
С-Пб., 2021, стр. 332. /
Апостольская дидаскалия
2.26. - Любович Н. «История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии» — Варшава, 1883.
- Этапы формирования системы церковных приходов на правобережье Южного Средневолжья в 80-е годы XVI-начале XVIII века (неопр.)
. КиберЛенинка. Дата обращения: 16 сентября 2021. - Болгария // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 3. М., «Советская энциклопедия», 1970. стр.475-499
История десятины на Руси и в Царской России
Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.
Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.
Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.
Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.
Что Новый завет говорит о десятине
Более того, в Новом Завете даже есть указание на прямую связь между ветхозаветными священниками и новозаветными служителями, после чего делается вывод, что верующие как ранее содержали священников, так сегодня должны содержать служителей.
«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? … Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13,14)
А на что жили священнодействующие? Исключительно на десятину и приношения!
То есть Апостол проводит параллели между Божьими служителями Ветхого и Нового заветов, а значит и размер содержание входит в эту параллель.
Есть и другой пример, где Апостол прямо упоминает десятину по отношению к Новозаветному времени.
В послании к Евреям в 7 главе апостол вспоминает, что Авраам заплатил десятину, когда еще не было священников из Левитов (Быт.14.18-20). И дал он ее священнику Мелхеседеку. В послании к Евреям Иисус многократно сравнивается со священником Мелхеседеком. Мелхеседек был прообразом Иисуса на основании Псалма 109:4. Апостол на примере десятины доказывает, что Первосвященник Иисус выше священников Левитов. Вот его логическая цепочка, изложенная в 7 главе. Авраам возвращал десятину Мелхеседеку. А Левий – основатель священнического рода в это время был внутри Авраама, так как он потомок Авраама. Получается, что сам Левий через Авраама дал десятину Мелхеседеку. А Мелхеседек – это образ Иисуса. То есть, вывод: Иисус выше священник, чем священство Левия.
Итак, священство Нового Завета – это священство Иисуса по чину Мелхиседека. В этом «чине», естественно присутствует десятина, как и в «чине» Мелхнседека и в «чине» Левия. Принцип финансирования одинаков.
Прочитаем на эту тему еще одно заявление апостола из послания к Евреям:
«И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет » (Евр. 7:8).
Где здесь ? На земле. Какие люди берут десятину на земле – обыкновенные, смертные, то есть умирающие. А где там? Сначала определимся — речь идет о Мелхеседеке или Иисусе? Если речь о Мелхеседеке, то он жил на земле в городе Салиме, а если об Иисусе – то Он на небе. Но, посмотрите внимательно, в этом тексте сравниваются смертные с бессмертным. По сравнению со смертными, он живет, то есть не умирает. Мелхеседек, был смертным человеком, хоть и не было известно о его рождении и кончине, он был великим, но лишь прообразом Иисуса. Вечно живущий – это только Иисус.
Чуть далее Апостол об этом прямо говорит:
«Сей (Иисус), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр.7:24)
В другом месте Писания подтверждено, что только Бог имеет бессмертие:
«Господь … единый имеющий бессмертие» (1 Тим.6:15,16)
То есть в Евр. 7:8 мы прочли, что Иисус берет десятины. А как Он их берет? Как десятины нужно теперь отдавать Первосвященнику Иисусу? Ответ в Библии. Согласно священному Писанию Иисус — Глава Церкви, а Его тело — это Церковь на земле.
«Он (Иисус) есть глава тела Церкви; … Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:18,24, см. также 1 Кор.12:12-27).
Итак, Согласно тексту Нового Завета сегодня имеет место перемена священства. Мы имеем Иисуса Первосвященником. Повторим аргументы Нового Завета о десятине:
- Апостол в послании к Евреям строит доказательство превосходства священнического служения Иисуса над левитским священством именно на десятине. То есть Иисус — Глава церкви — берет у нас десятину, о чем говорится в Евр 7 главе.
- В 1 Кор. 9:13,14 служители церкви Христа сравниваются с ветхозаветными священниками, где прямо дан наказ обеспечивать их также, как ранее народ обеспечивал служение священства.
- Ну и конечно факт неизменности Бога и Его закона. Иисус пояснил, что заповедь может быть отменена, только когда исполнится ее предназначение, данное Богом.
Какие еще нужны доказательства, особенно учитывая то, что Бог неизменен. Неужели раньше Божьих служителей долен был содержать народ на десятину, а теперь Бог скажет, что вместо десятины им хватит 3% или 1% или вообще кто сколько даст? Неужели Бог изменил Свое отношение к Своим служителем?
История показывает, что в разных церквях многие столетия, так или иначе практиковался сбор с народа десятины на строительство храмов и содержание христианских служителей. Я об этом писал в своей книге в главе о десятинах и добровольных приношениях.
Что входит в десятину?
Сегодня некоторые христиане признают необходимость уплаты десятины, но относят эту заповедь только к произведениям земли и животноводству. Мол, в заповедях сказано об урожае и скоте. Да, конечно, есть такие тексты. Например,
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Левит.27:30,32)
Получается, что если учитывать только эти два текста, то действительно сегодня городским жителям десятину возвращать нужно лишь с урожая с дачных участков, если они имеются. А вот жители сельской местности в проигрыше – они должны возвращать десятину со всего урожая на огороде, на поле и из скота.
Вам кажется справедливым такое толкование Библии? Навряд ли. И это верно. Ведь, Библия не учит, что только Израильтяне сельхозпроизводители должны были возвращать десятину, а Израильтяне ремесленники, нет. Давайте разбираться.
Во-первых, не нужно Божий закон воспринимать, как закон буквы, ведь он закон духа. По закону буквы, если в заповеди о десятине написано про урожай и скот, значит платить десятину надо только с этого. Но по закону духа, понимается принцип, суть, то есть цель заповеди.
Богословы знают, что Божий закон не всегда приводит закрытый перечень, а часто дает принцип. Например:
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4,5)
Эта заповедь учит о возвращении найденного и о помощи даже врагам. Но в заповеди не говорится о лошади или верблюде, о кошельке и тем более об автомобиле… Получается, что возвращать найденный кошелек с визиткой, или помогать человеку с лошадью не нужно?! Мы должны понимать, что заповедь дает принцип. И таких заповедей много, например, заповедь око за око. Она не говорит о глазах, а дает принцип полного возмещения ущерба потерпевшему от причинителя вреда.
Вот еще пример.
«Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх.35:3)
Если понимать заповедь буквально (по закону буквы), то мы не должны пользоваться лампами в субботу и разогревать еду. Но ведь, если учитывать контекст, то тут речь идет о приготовлении пищи, на которую в пустыне уходило много времени и сил, так, что времени у женщины на субботний отдых и возрастание в Боге не оставалось…
Так и с десятиной. В те времена, Израиль был аграрной страной, то есть были более распространены сельское хозяйство и животноводство, поэтому, когда Бог учил о десятине, Он упоминал то, что распространено. Обратите внимание, Бог не давал заповедь о десятине с полным перечислением, мол, в качестве десятины Вы должны возвращать с перечислением то-то и то-то. Такой заповеди нет. При упоминании десятины Бог в качестве примера приводит дары земли и скот. Это просто принцип.
Поговорим еще о справедливости. Разве справедливо, если бы десятину платили / возвращали только земледельцы и животноводы, а остальной народ, в том числе зажиточный (ремесленники, торговцы, ювелиры…), был бы освобожден от десятины, мол, ведь в заповеди не перечислены доходы от иного ремесла?
Разве наш Бог не есть Бог справедливости?
Давайте перейдем к Библейским примерам о десятине
Вспомним историю с Авраамом. Разве после войны в трофеях у него были только скот и плоды земли? Мы читаем, что Авраам отдал Мелхеседеку десятину ИЗ ВСЕГО. Теперь об Иакове. Он убегал из дома. Он еще не знал, каким бизнесом будет заниматься. Может на чужбине ему пришлось бы заняться сельскохозяйственным делом, или животноводством, а может торговлей или скорняжным или плотницким ремеслом. Но он обещал Богу, что будет давать десятину опять таки ИЗ ВСЕГО.
Теперь давайте посмотрим, что народ Израильский должен был возвращать левитам в виде десятины. Мы знаем, что Бог левитам не дал земли. Получается, что левиты не могли заниматься сельским хозяйством и животноводством. А почему Бог не дал им земли? Цель понятна – чтобы левиты отвечали за духовное состояние израильтян. В их роль входило, как мы отмечали выше, поддержание работы святилища, обучение людей закону Божьему, также священники участвовали в судейских процессах, левиты содержали города-убежища для непредумышленных убийц, левиты переписывали Священное Писание. Нужно понимать, что на один экземпляр Торы нужно было использовать более 40 шкур животных… А также нужны были чернила и т.д. И само переписывание занимало месяцы. Как видите левиты были очень заняты. Неужели Бог повелел израильтянам отдавать десятину левитам только из скота и произведений земли? А готовые продукты в виде масла и меда, Израильтяне левитам не должны были отдавать, так как они не описаны в заповедях Торы? А например, столяры, портные, кожевники, виноделы, медовары, кузнецы… левитам тоже ничего не должны были давать? То есть, неужели Бог хотел, чтобы левиты сами давили масло, изготавливали мебель и ножи, и топоры..? Как они находили время обучаться этому ремеслу, и при этом находили время на выполнение своих прямых обязанностей?
Кончено, Бог хотел освободить левитов от проблем по содержанию семьи, поэтому Бог прямо в заповеди указал, что левитам нужно давать десятину ИЗ ВСЕГО, что у Израильского народа.
«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину ИЗ ВСЕГО, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).
Помните, ту же фразу «ИЗ ВСЕГО» мы встречали в словах Авраама и Иакова. Так что ничего не изменилось. Вот еще пример:
«И повелел он (царь Езекия) народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем…. нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и (союза «и» нет в оригинале, то есть в этом тексте перечисляются товары десятины) десятин ИЗ ВСЕГО нанесли множество» (2 Пар.31:4,5)
Посмотрите, мы тут видим продукты ремесла, ведь масло и мед – это не произведения земли, а продукт ремесла, то есть человеку нужно иметь определенные знания, технические приспособления и приложить труд, чтобы получить данный продукт. И далее опять встречаем знакомую уже нам фразу «десятин ИЗ ВСЕГО»
А вот фраза из Нового завета о десятине ИЗ ВСЕГО. Фарисей считал себя праведным, так как давал «десятую часть ИЗ ВСЕГО, что приобретал» (Лук.18:12)
А вот спорный текст, который иногда приводят сторонники аграрной десятины:
«Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).
Однако в оригинале написано, не “где у нас земледелие”, а стоят слова “где мы трудимся”. Здесь перевод был осуществлен не дословно, видимо переводчик учел аграрную направленность Израиля.
Десятина земли — это сколько в современных единицах измерения
Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли — это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.
В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки — десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина — это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет — 163,881.
Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего — в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.
Материальная форма десятины
Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.
Десятина – это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.
Значение слова «десятина» с точки зрения религии
Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.
Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «десятина»
- священник Константин Пархоменко. [azbyka.ru/forum/blog.php?b=43 Десятина] (15.12.2010)
- [www.tithing-russkelly.com/ Theologian Russell Kelly on tithing] (англ.)
- Tithing
в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.) - [www.thiefinthenight.org/tithe Tithe] A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Десятина у евреев
В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.
В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.
В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них — первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.
Обязательно ли отдавать церковную десятину?
Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.
Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.
Пожертвование бедной вдовы
Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.
Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:
«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).
Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.
Десятина в христианстве
С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.
Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.
Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.
Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.
К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.
В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.
Отрывок, характеризующий Десятина
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча. На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания. – Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча. Он походил по комнате и заглянул в памятную записку. – Потом губернатору лично письмо отдать о записи. Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания. Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился. – Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю. Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору. Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок. Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут. Тихон принес с официантом постель и стал уставлять. – Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе. «Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя. Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза. – Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню». – Тишка! Об чем за обедом говорили? – Об князе, Михайле… – Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту. Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение. «Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там». – Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он. Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке. «Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!» Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги. В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее. Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых. Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его. Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку. – Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно. – Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле. – Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание. Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город. По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле. Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча. Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом. Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему. – Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин. – Что ж так, из города? – сказал Алпатыч. – И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся. – Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч. – Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет! Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать. Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
Десятина у османов
Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.
Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.
Литература[ | ]
- Albright, W. F. and Mann, C. S.
Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.) - The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago
, Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.) - Fitzmyer, Joseph A.
The Gospel According to Luke, X—XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.) - Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450—452.
- Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Десятина из наследства и подарков
На счет доходов, очевидно, что согласно Библии десятина возвращается из всего. Но есть вопросы на счет наследства и подарков…Тут спорно, так как в Библии прямых упоминаний на этот счет нет. Но давайте вспомним о принципе заповеди о десятине. По моему, суть десятины в возвращении Богу 10% от Его благословений. Вспомните слова Иакова «из всего, что Ты даруешь мне». А если речь о наследстве, то разве можно смерть родителя назвать благословением? Представьте, что в московской квартире жили мать и дочь – обе пенсионного возраста. Мать умерла, и дочь получила в наследство полквартиры. У нее огромная рыночная стоимость, то есть десятину за всю оставшуюся жизнь не выплатить. Такое наследство разве благословение? Такая десятина может превратиться в тяжкое бремя. Или возьмем подарок. Например, случай из жизни. Неверующий муж дарит верующей жене машину. Как ей вернуть десятину? Машину продать, вернуть десятину и купить другую машину подешевле? Но муж будет в гневе за такой поступок жены. Здесь нужна мудрость, которую надо просить у Бога. Если получили подарок, но не можете вернуть десятину, послужите Богу этим подарком… или как-то по другому. Бог не формалист. Вспомнимте слова Осии и Иисуса: «Я милостихочу, а не жертвы»