Волгоградский Казанский собор |
Волгоградская и Камышинская епархия
Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26
- Тел., 36-86-06
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Волгоградский, Волжский и Камышинский ГО; Городищенский, Дубовский, Камышинский, Котовский р-ны Волгоградской обл.
- Кафедральные соборы: Казанский в г. Волгограде, Никольский в г. Камышине
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Земли современной Волгоградской области с 1261 года относились к Сарайской епархии, с 1555 года — к Казанской, с 1606 года — к Астраханской. В 1799 году местные приходы вошли в состав новоучрежденной Саратовской епархии, которая в 1803 году была преобразована в Пензенскую. В 1828-1918 годах — вновь в ведении Саратовской кафедры.
Царицынская епархия была создана в 1918 году. По некоторым данным — вначале была викариатством Саратовским, но позднее стала самостоятельной. Епархия пресеклась во второй половине 1930-х годов.
В 1920-30-х годах существовала Сталинградская обновленческая епархия.
8 июля 1943 года Сталинградская епархия (в пределах Сталинградской области) была вверена Саратовскому архиерею для параллельного управления обеими кафедрами.
С 26 июня 1944 года по 15 июля 1959 года Сталинградская область входила в состав Астраханской епархии, после чего была передана Саратовской.
31 января 1991 года была возрождена как самостоятельная епархия, будучи выделенной из состава Саратовской. Границы епархии были определены по границам Волгоградской области.
15 марта 2012 года из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский районы, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии.
Исторические названия
- Царицынская (1918 — 1925)
- Сталинградская (1925 — ?)
- Волгоградская (с 1961)
- Волгоградская и Камышинская (с 31 января 1991)
Статистика
- 1944 — 16 церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
- 1945 — 25 действующих церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
- 1947 — 42 действующих церкви и молитвенных дома в Сталинградской обл.
- 31 января 1991, на момент воссоздания — 43 прихода, 72 священнослужителя [1]
- 2003 — 190 храмов, 6 монастырей [2]
- 1 января 2011 — 303 действующих прихода (из них 73 в Волгограде, 18 тюремных); 286 священнослужителей (из них 262 пресвитера, 24 диакона); 9 монастырей; в обителях 26 мантийных монахов, 63 мантийных монахини, 6 иноков, 14 инокинь [3]
- 1 октября 2012 — 2 монастыря; 15 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 126 действующих приходов (из них в Волгограде — 75), в т.ч. 10 тюремных (из них в Волгограде — 6); 137 клириков, в т.ч. в сане священника — 121 (1 архимандрит, 5 игуменов, 10 иеромонахов, 41 протоиерей, 64 священника), 16 диаконов (3 протодиакона, 9 диаконов, 4 иеродиакона) [4]
- 20 ноября 2013 — 2 монастыря; 12 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 130 действующих приходов (из них в Волгограде — 78), в т. ч. 10 тюремных (из них в Волгограде — 6); 139 клириков, в т.ч. в сане священника — 120 (1 архимандрит, 6 игуменов, 11 иеромонахов, 35 протоиереев, 67 священников), 19 чел. в диаконском сане (4 протодиакона, 12 диаконов, 3 иеродиакона) [4]
Царицынская епархия появилась в 1918 году, её возглавил епископ Дамиан
В годы революции на территории современной епархии действовало примерно шестьсот приходов. Чтобы централизовать управление на региональном уровне, патриарх Тихон создал Царицынскую епархию, во главе которой поставил епископа Петровского Дамиана (Говорова).
Епископ Диаман (Говоров) — первый руководитель Царицынской епархии
Этот православный деятель родился 11 февраля 1855 года. Отец был священником, так что его сын закономерно получил духовное образование и стал служить в Крыму, затем перебрался в Киев, после — в Кишинёв. Летом 1917 года отца Дамиана назначили викарием Саратовской области, а в 1918 призвали возглавить Царицынскую епархию.
Но уже в 1919 – 1920 году епископ Дамиан, как сторонник белого движения, вынужден был покинуть страну. В Европе он добился сана архиепископа за заслуги перед Церковью и скончался в 1936 году.
История
Исконно русские православные земли современного Волгограда и области входили изначально в состав Сарской епархии, а после 1555 года — стали частью Казанской. Однако почти сразу после основания крепости Царицынской количество приходов стало увеличиваться и было принято решение о создании нового Астраханского отделения РПЦ.
Казанский кафедральный собор в Волгограде
Именно к нему были отнесены все храмы и монастыри, которые располагались вдоль Волги, начиная с Саратова и заканчивая южными районами у берегов Дона. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем.
В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского. Революция и приход большевиков к власти нанес серьезный ущерб всей Русской Православной Церкви, Волгоградская область не стала исключением.
В 1918 году власти закрывают духовное училище в Камышинске, а через 2 года и в Усть-Медведицке. Осенью 1922 года по всей области были ликвидированы почти все монастыри.
Последующие епископы 1920-1940 гг. не занимали эту должность более пары лет — большинство из них были репрессированы и расстреляны, а также отправлены в ссылки правительством СССР в ходе «красного террора». Выделился также бывший иеромонах Сергей Труфанов, который в 1921 году основал в Царицыне религиозную секту, признал большевиков как новую власть и объявил себя всероссийским патриархом.
В 1922 году он бежал за границу, но его действия положили начало действию различных ересей в данной области и постоянным расколом и разногласиям в составе духовенства.
Летом 1922 года в Царицыне при поддержке местных большевистских властей группа священников, которые назвали себя обновленцами объявила о создании собственного управления. Возглавил «Временное церковное управление» епископ Усть-Медведицкий Модест (Никитин) и сразу же развернул кампанию против действующего епископа Нифонта (Фомина).
Большевики объявили Нифонта в присвоении и сокрытии ценностей церкви и арестовали его, позже приговорив к высшей мере наказания. Волгоград переименовали в Сталинград и в городе в течение 10 лет (1920-1930) существовали параллельно приходы РПЦ и различных обновленцев.
Урюпинская икона Пресвятой Богородицы в Покровском храме
Последние имели поддержку властей и руководили 360 приходами, а священники РПЦ напротив, подвергались многочисленным репрессиям и в 1925 году имели только 35 приходов. Только за первые 20 лет правления большевикам удалось закрыть около 580 храмов и репрессировать более 1000 священнослужителей и монахов.
В таких условиях архиепископ Петр (Соколов) в 1930 году принял решение проводить богослужения круглосуточно и даже в частных квартирах, чтобы люди имели возможность слышать Слово Божие, поскольку в этом году был закрыт последний храм РПЦ. Архиепископа арестовали в 1935 году и через год он скончался в тюрьме, а его место в управлении Сталинградским краем занял архиепископ Григорий (Чуков).
Во время Второй Мировой войны Сталинград и область серьезно пострадали, поэтому только в 1944 году пришел новый архиепископ — Филипп Ставицкий. Уже к 1947 году в его подчинении находились 40 храмов, однако в конце 1950-х годов вновь начались репрессии и в 1959 году епархия потеряла независимость и стала частью Саратовской.
Советская власть старалась уничтожить епархию — прямо и с помощью иеромонаха Илиодора
Советская власть сильно ударила по Царицынской епархии. Атеисты уничтожили монастыри и закрыли два крупных духовных училища:
- Камышенское;
- Усть-Медведицкое.
Ещё один удар нанёс иеромонах Илиодор — незаурядная личность в истории нашей страны. Он был радикальным человеком, ненавистником евреев и интеллигенции. Этот монах обладал ораторскими способностями и всегда шёл наперекор высшему духовенству. Но Илиодор ничего не боялся, так как его поддерживал Григорий Распутин.
Иеромонаха Илиодора запрещали к служению, приказывали арестовать, но всё это не давало результатов. Даже своего покровителя, Распутина, монах не опасался.
Запрещённый к служению иеромонах Илиодор приложил много усилий, чтобы навредить Царицынской епархии
Этот самовлюблённый человек охотно раздавал интервью и старался оставаться на виду, так как умел убеждать массы. В 1918 судьба очередной раз занесла Илиодора в Царицын, где он организовал секту «Вечный мир».
При поддержке атеистической власти Илиодор смущал народ и пытался провозгласить себя патриархом страны, но успеха не добился и в 1922 году сбежал за границу, однако и оттуда продолжил строить козни Русской православной Церкви. Скончался он в 1952 году.
Обновленцы стали новым оружием атеистической власти против православной епархии
Эстафету смут взяли обновленцы — главные противники традиционного православия. Они стремились найти компромисс с действующей властью и получили возможность создать «Временное церковное управление Царицынской епархией».
Руководить ею стал епископ Усть-Медведицкий Модест (Никитин), который тут же организовал компанию против епископа Нифонта (Фомина), равнодушного к политике. Всё закончилось его арестом, далеко не единственным в жизни. Дата смерти неизвестна.
Епископа Нифонта (Фомина) арестовали, чтобы ослабить епархию
С той поры представители традиционного православия были вынуждены сосуществовать наравне с обновленческими организациями. Для сравнения, у обновленцев под контролем находилось 360 приходов, а у их оппонентов — в десять раз меньше.
В 1925 году епархию переименовали в Сталинградскую.
Перевес в количестве приходов очень быстро обесценился, так как советская власть принялась закрывать все храмы. Сами священнослужители тоже страдали: их арестовывали по самым надуманным причинам.
ВОЛГОГРАДСКАЯ И КАМЫШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина)и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров). (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне — 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.)
Устройству церковной жизни новообразованной епархии препятствовало то обстоятельство, что с осени 1917 г. Н. Волга и Дон являлись ареной ожесточенных боев. 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А. И. Деникина. В авг. 1919 г. еп. Дамиан созвал собрание духовенства, на к-ром рассматривался вопрос оказания помощи священнослужителям, прибывшим из мест, занятых большевиками, кроме того, было принято решение об организации пастырско-богословского уч-ща. Уч-ще было создано еп. Дамианом в эвакуации в Ставрополе (авг.- окт. 1919), в нояб. того же года продолжило работу в Царицыне. 3 янв. 1920 г. в город вошли части Красной Армии. В кон. 1919 г. еп. Дамиан и часть духовенства вместе с отрядами Белой Армии покинули Царицын, впосл. архиерей оказался в Болгарии, где 19 апр. 1936 г. умер в сане архиепископа Царицынского.
Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Панорама Царицына со стороны набережной Волги. В центре — Успенский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После установления в Царицыне советской власти началось проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Первые попытки осуществления этого декрета в крае предпринимались в годы Гражданской войны, в 1920 г. с этой целью были созданы соответствующие губ. и уездные комиссии. В 1918 г. власти закрыли Камышинское уездное ДУ, в 1920 г.- Усть-Медведицкое ДУ. По обвинению в контрреволюционной деятельности в мае 1921 г. были расстреляны клирик Вознесенской ц. прот. Алексий Лебедев и настоятель Успенского собора прот. Иаков Горохов, в июне — свящ. Венедикт Островидов, в августе — иером. Матфей (Олейник) и свящ. Иосиф Вавулин. К авг. 1921 г. у религ. орг-ций Царицына были конфискованы все денежные средства и имущество, к-рые признали «нерелигиозными». 9 окт. 1922 г. были закрыты мон-ри епархии.
В 1921-1922 гг. Царицынская губ., как и др. поволжские регионы, жестоко пострадала от голода. В губернии прошла кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Несмотря на готовность Царицынского еп. Нифонта (Фомина) отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении, власти принимали репрессивные меры. Еп. Нифонт, викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов) и 15 священников были арестованы по обвинению в сокрытии ценностей, еп. Николай был расстрелян.
В голодавшей Царицынской губ. широкое распространение получило поддержанное властями обновленчество; раскольники демагогически обвиняли высшее церковное руководство, епархиальную власть и правосл. духовенство в том, что они препятствуют изъятию церковных ценностей и не помогают голодающим. В начальный период раскола обновленчество связывалось современниками с именем Илиодора (см. Труфанов С. Т.), в 1917 г. приехавшего из-за границы в Царицын, проповедовавшего «обновление и восстановление религии… восстановление живой церкви Христа» и организовавшего в городе в 1921 г. земледельческую коммуну. Однако обновленцы отмежевались от Илиодора и его сторонников. В июне 1922 г. группа обновленческого царицынского духовенства объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с Модестом (Никитиным). 30 окт. 1922 г. губ. отдел управления зарегистрировал отд-ние «Живой церкви» под названием «Царицынское епархиальное управление» (ЦЕУ), к-рое власти признали единственной легальной церк. орг-цией в крае. 26 авг. 1924 г. ЦЕУ отрешило от мест 22 клирика в Царицыне и Дубовке. В апр. 1923 г. состоялся обновленческий епархиальный съезд, на к-ром был утвержден состав ЦЕУ и избраны делегаты на собор в Москве, к-рый должен был низложить Патриарха Тихона. В 1925 г. на территории Сталинградской епархии действовало 35 правосл. приходов и 360 обновленческих общин.
Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Волгограде. Фотография. 2004 г.
Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Волгограде. Фотография. 2004 г.
В 20-30-х гг. XX в. в области шло массовое закрытие храмов. В 1929 г. в Сталинграде были закрыты Александро-Невский собор (взорван в 1932), Никольская и Скорбященская церкви, в 1932 г. закрыты Сергиевская, Покровская, Иоанно-Предтеченская церкви, Успенский собор, в 1938 г.- Крестовоздвиженская ц., в 1939 г.- Алексеевская и Казанская церкви, в 1940 г.- Никитская ц. К 1 янв. 1940 г. в Сталинградской обл. закрылось ок. 580 храмов. В этих условиях богослужения в сохранившихся храмах Сталинграда по распоряжению архиеп. Петра (Соколова) совершались круглосуточно. Владыка выдавал священникам антиминсы и разрешал служить в квартирах прихожан, сталинградские священники выезжали служить в села. Среди духовенства и верующих собирались пожертвования для арестованных священнослужителей.
После 1937 г. Сталинградская кафедра не замещалась. В 1942-1944 гг. епархией управлял Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков). В апр. 1944 г. в Сталинградской обл. осталось 18 священников и 18 церквей (одна из них обновленческая — в г. Урюпинске). 26 июня 1944 г. приходы Сталинградской обл. были подчинены Астраханскому архиеп. Филиппу (Ставицкому), к-рый стал титуловаться Астраханским и Сталинградским (формально епархия продолжала существовать). В авг. 1944 г. в епархии был окончательно преодолен обновленческий раскол. В февр. 1945 г. в Сталинграде побывала делегация Поместного Собора РПЦ (проходил 31 янв.- 2 февр. 1945). 23 июня 1949 г. Сталинградскую епархию посетил Патриарх Алексий I.
Вскоре после окончания Сталинградской битвы, 8 мая 1943 г., в разрушенном городе открылся храм во имя прп. Никиты Исповедника, 27 июля 1945 г.- Казанский собор. В 1945 г. в Сталинградской обл. действовало 25 приходов, в 1947 г.- 42 прихода. В 1943-1946 гг. было подано 261 заявление об открытии церквей, открылись 26 храмов и молитвенных домов. Воскресные службы в Казанском соборе Сталинграда посещали до тысячи человек, в двунадесятые праздники — до 8 тыс. В 1945-1947 гг. в Урюпинске на праздник Урюпинской иконы Божией Матери 21 июня собиралось до 15 тыс. верующих из Сталинградской, Воронежской, Ростовской, Саратовской, Рязанской, Тамбовской и др. областей, а также из УССР. Советские органы отмечали, что правосл. духовенство «усиленно насаждает проповедь евангельского учения», заботится о красоте богослужения, об организации церковных хоров, о ремонте и росписи храмов. На ремонт и украшение действующих в области церквей в 1956 г. было затрачено 13 555 тыс. р.
В кон. 50-х гг. начался новый этап гонений на Церковь (см. ст. Хрущёв Н. С.). Ряд храмов были разрушены, сократилось количество приходов. 18 нояб. 1957 г. Сталинградский горисполком принял решение о разборке зданий бывш. волгоградского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. 15 июля 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена, ее приходы присоединены к Саратовской епархии, к-рая стала называться «Саратовская и Сталинградская». В кон. 1959 г. в Сталинградской обл., ставшей благочинническим округом Саратовской епархии, были зарегистрированы 28 церквей и молитвенных домов.
В 40-е годы епархия утратила много приходов, и её объединили с Саратовской
В 1943 году архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), человек учёного склада, принял на себя попечение о епархии Сталинградской области.
В 1944 году все саратовские приходы отдали в подчинение архиепископу Астраханскому и Сталинградскому Филиппу (Ставицкому).
31 января 1991
Волгоградская епархия была возрождена
В послевоенные годы возобновились гонения на Церковь. Количество приходов, которых тогда и так было примерно сорок, сокращалось. От епархии почти ничего не осталось, так что её объединили с Саратовской.
Епархию возродили в 1991 году и образовали Волгоградскую митрополию
Лишь в 1991 году, 31 января епархия возрождена.
За последующие одиннадцать лет количество приходов выросло так, что Священный Синод приказал организовать несколько епархий:
- Волгоградская и Камышинская епархия;
- Калачёвская и Палласовская епархия;
- Урюпинская и Новоаннинская епархия.
Вместо прежней епархии появилась Волгоградская митрополия.
Сегодня в составе самой Волгоградской епархии около двадцати приходов.
Русская Православная Церковь
Входит в состав Волгоградской митрополии
Земли современной Волгоградской области с 1261 г. входили в состав Сарской епархии, с 1555 г. — относились к Казанской епархии. В 1602 г. вскоре после основания Царицынской крепости создана Астраханская епархия, к которой с 1606 г. были приписаны все церкви «по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». В 1799-1918 гг. местные приходы входили в состав Саратовской епархии, именовавшейся в 1803-1828 гг. Пензенско-Саратовской, а с 3 ноября 1828 г. — Саратовской и Царицынской.
Отдельная Царицынская епархия была создана в 1918 г., с 1925 г. — Сталинградская. 15 июля 1959 г. приходы епархии были включены в состав Саратовской епархии. Новоучрежденная епархия называлась Саратовской и Сталинградской (после переименования Сталинграда в 1961 г. — Саратовской и Волгоградской). 31 января 1991 г. самостоятельная епархия, границы которой совпадают с границами Волгоградской области, была возобновлена как Волгоградская и Камышинская.
Кафедральный город — Волгоград.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 4) из состава епархии выделены Калачевская и Урюпинская епархии. Волгоградская епархия включена в состав Волгоградской митрополии.
Епархия сегодня (по состоянию на 20 ноября 2013 года)
Благочиния и благочинные
- Южное г. Волгограда — протоиерей Сергий Тюпин
- Второе г. Волгограда — священник Алексий Зимовец
- Центральное г. Волгограда — протоиерей Николай Бабак
- Северное г. Волгограда — священник Александр Симончук
- Дубовское — протоиерей Владислав Сологуб
- Камышинско-Котовское — протоиерей Анатолий Карпец
Монастыри
- Свято-Духов мужской 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26; тел. (8442) 39-66-67 настоятель — игумен Гавриил (Куликов)
- Свято-Вознесенский женский 404002, Волгоградской область, г. Дубовка настоятельница — игумения Анна (Ерофеева)
В монастырях епархии проживают:
- мантийных монахов — 12;
- мантийных монахинь — 22;
- инокинь — 4.
Всего действующих приходов — 130 (в том числе 10 тюремных). В г. Волгограде — 78 приходов (в том числе 6 тюремных).
Клириков — 139, из которых в сане священника 120 человек и 19 — в диаконском сане. Из них:
- архимандритов — 1;
- игуменов — 6;
- иеромонахов — 11;
- протоиереев — 35;
- священников — 67;
- протодиаконов — 4;
- диаконов — 12;
- иеродиаконов — 3.
Социальные учреждения
- Борисо-Глебское детское село семейного типа 400107, г. Волгоград, проспект Маршала Жукова, 77; тел. (8442) 54-14-59
- странноприимный дом прп. Серафима Саровского для престарелых людей 400010, г. Волгоград, ул. Тищенко, 18; тел. (8442) 37-15-33
Епархиальные СМИ
- «Православное слово» (ежемесячная газета)
- официальный сайт Волгоградской епархии
Учебные заведения
- Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26, Свято-Духов монастырь; тел.ректор — митрополит Волгоградский и Камышинский Герман
- Волгоградское епархиальное духовное училище (действует при университете в качестве подготовительного отделения) 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26, Свято-Духов монастырь; тел. (8442) 32-76-98директор — священник Владимир Тупиков
В Волгоградской епархии есть чудотворная икона Божией Матери и святые источники
Православный Волгоград имеет свои святыни. Одна из самых почитаемых — чудотворная Урюпинская икона Божией Матери. Она хранится в Урюпинском храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Эту икону обнаружили 8 июня 1827 года, после чего её хранила у себя в келье подвижница Ирина Лазарева. По её свидетельству, икона сразу исцелила от недуга её знакомую, которая болела почти четверть века.
Чудотворная Урюпинская икона Божией Матери
Впоследствии икона многим снилась, и эти люди также получали исцеление.
В итоге, в 1854 году, икону перенесли на нынешнее место, где она продолжила спасать людей от страшных заболеваний.
По преданию, там, где нашли икону, забил целебный источник. Большевики пытались его закопать, но у них ничего не получилось.
Источник Урюпинской иконы Божией Матери
В Волгоградской епархии есть и другие особо почитаемые источники:
- Апостола Иоанна Богослова;
- Великомученицы Параскевы Пятницы;
- Казанской иконы Божией Матери;
- Архангела Михаила;
- Святителя Иоанна Предтечи.
Современное состояние
Зимой 1991 года Священный Синод выделил отдельную Волгоградскую епархию, которую возглавил епископ Герман (Тимофеев). Кафедральным городом так и остался Волгоград, а кафедральными соборами стали Казанский (Волгоград) и Никольский (Камышин).
При восстановлении территориальной единицы сразу же открылись 18 приходов и 5 монастырей, но рост их был настолько быстрый, что уже через 11 лет, в 2012 году Синод решил для большей эффективности регионального управления создать Волгоградскую митрополию и разделить ее на несколько частей:
- Волгоградскую;
- Калачевскую;
- Урюпинскую;
- Камышинскую;
- Палласовскую;
- Новоаннинскую.
Служение Волгоградского митрополита Феодора в Казанском соборе
После разделения в Волгоградской епархии осталось всего около 20 приходов и руководит ими епископ Феодор (Казанов), который возглавляет и одноименную митрополию.
Оба монастыря Волгоградской епархии были закрыты почти весь XX век
На территории Волгоградской епархии действуют два старых монастыря:
- Свято-Вознесенский Дубовский монастырь. Женская обитель. Её основали в 1871 году в окрестностях Царицына на пожертвования. Она вмещала почти триста человек, но после революции обитель закрыли. Храмы в ней разрушили. Лишь в 1991 году деятельность монастыря возобновлена.
Свято-Вознесенский Дубовский монастырь (г. Дубовка)
- Волгоградский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Изначально, в 1908 году, здесь образовали архиерейское подворье. А в 1912 году это место преобразовали в монастырь. Он печально известен тем, что здесь проповедовал иеромонах Илиодор. В 1913 году обитель преобразовали в женскую, а в 1923 году закрыли. Советская власть отобрала здания для своих нужд. В 1992 году монастырь возродили. Теперь он снова мужской.
Волгоградский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
Яков Горохов — местный священник, которого причислили к лику святых
Священномученик Яков Горохов родился в 1880 году и впоследствии стал активным религиозным деятелем начала XX века. Он происходил из семьи священнослужителей и был глубоко духовным человеком.
Основная деятельность отца Якова — миссионерство. Он проповедовал в Саратовской епархии и занимался там изучением сект. Также он преподавал в Камышинском училище.
В 1916 год Якова Горохова перевели в Царицын, где он занимался ранеными солдатами и сбором пожертвований для военных нужд.
Святой Яков Горохов был благочинным г. Царицына
Батюшка негативно воспринял революцию. Он публично, на проповеди, заявил о том, что останется сторонником царя, как это предписывается священнику. Его арестовали, но продержали в заключении недолго.
В 1917 году Яков Горохов стал благочинным г. Царицына. Некоторое время он служил сразу в нескольких храмах из-за недостатка священников.
За поддержку белого движения батюшку арестовали большевики. 31 мая 1921 года его арестовали. Русская православная церковь за рубежом канонизировала Якова Горохова.
ЕДИНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Дорогие Паломники!
Обращаем Ваше внимание на заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, сделанное 17 октября 2021 года, о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2021 года по украинскому церковному вопросу (журнал № 125).
Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2021 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины», в котором предлагается «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики».
В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви говорится:
— Печально, что таким образом исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов. Но эти спекуляции на национальных чувствах не будут иметь успеха. Они не смогут подорвать единство нашей веры, купленное кровью новомучеников и исповедников наших Церквей. Они не прервут единство нашей аскетической традиции, созидавшейся подвигами многих преподобных отцов и подвижников. Они не уничтожат вековую дружбу греческого и славянских народов, оплаченную кровью русских воинов и закаленную в общей борьбе за свободу братского греческого народа.
— Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви.
Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола, — заявили архипастыри.
С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Московской Патриархии.
Священный Синод принял меры в связи с признанием Предстоятелем Александрийского Патриархата раскольнической структуры на Украине
Как подчеркнули в своем решении члены Священного Синода: «Решение Патриарха Александрийского Феодора о признании украинских раскольников противоречит неоднократным заявлениям Его Блаженства в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в том числе сделанным в ходе его последнего визита в Украинскую Православную Церковь 27 сентября — 1 октября 2021 года, через три недели после вторжения Константинопольского Патриархата на Украину посредством назначения «экзархов» в Киев», — говорится в постановлении Священного Синода.
Также члены Священного Синода указали на то, что решение о признании раскольнической структуры на Украине не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и, соответственно, не имеет соборного характера, а принято Предстоятелем этой Церкви единолично.
Священный Синод подтвердил невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. В то же время было решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола.
Среди других принятых Священным Синодом мер в отношении Александрийской Церкви — приостановление деятельности представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле и преобразование представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском в приход Русской Православной Церкви в Каире.
Кроме того, было постановлено вывести из юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, придав им ставропигиальный статус.
Журнал заседания Священного Синода на сайте Московской Патриархии
Русская Православная Церковь признала невозможным пребывание в евхаристическом общении с Константинополем
Действия Константинопольского Патриархата вывели его за пределы канонического поля, что сделало невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с ним Русской Православной Церкви, постановил Священный Синод Русской Православной Церкви.
«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля», — подчеркнул Синод Русской Православной Церкви.
Как говорится в решении, все это делает невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с ее иерархами, духовенством и верующими.
Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.
Синод также призывал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
С полным текстом заявления Священного Синода Русской Православной Церкви о посягательстве Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви можно ознакомься на сайте Московской Патриархии.
Православного святого Николая Попова убили за веру большевики
Ещё один местный святой Николай Попов. Он вырос в счастливой и религиозной семье. Закономерно он сам стал священником. Он был открытым человеком, который привлекал других людей в христианство. Его волновали вопросы духовного образования, помимо этого, святой занимался благоустройством храмов, в которых служил.
Он всегда отзывчиво относился к чужим просьбам, старался помочь и для этих целей пополнял свои знания, например, о медицине.
Мученик Николай Попов служил в Царицынской епархии и погиб за веру
Из-за проблем Церкви с новой властью, Николай Попов и окружающие его священнослужители ощутили, что оторваны от других христиан и могут положиться только на себя. Они были одиноки, подобно тому, как одиноки были первые христиане — одни, всеми притесняемые, но преданные вере.
Николая Попова сперва арестовали, но даже в заключении он продолжал духовную деятельность, точно не сидел в тюрьме, а находился в храме. Он помогал больным и проповедовал.
Хотя священник никому не вредил, отпустить его отказались. Ему разбили голову и рассекли шею. Верующим удалось заполучить тело Николая Попова и похоронить его с почестями.
На официальном сайте Волгоградской епархии публикуют новости и другую информацию
У Волгоградской епархии есть официальный сайт. Там можно найти интервью и проповеди высшего духовенства всей митрополии, расписание богослужений и многое другое.
Официальный сайт Волгоградской епархии
Желающие получить духовное образование могут найти на сайте информацию о местных духовных учреждениях.
Администрация сайта регулярно публикует православные новости: важные события из жизни епархии, праздники, фестивали. Для удобства пользователей вся информация распределена по темам. Желающие могут прочесть новости молодёжного отдела, новости по канонизации святых, либо что-то ещё.
Для налаживания обратной связи с посетителями регулярно проводятся новые конкурсы на православную тематику.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение